Фабрика ёлочных игрушек «Ёлочка. Клин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

я вам показывал елочные игрушки на выставке на ВВЦ. А сегодня мы отправимся в подмосковный город Клин, Фабрика «Ёлочка» (сейчас ОАО) – старейшее предприятие по выпуску ёлочных украшений в России.

А начну я рассказ, как водится, с истории. Обычай украшения домов в Новогодие зелеными ветками – символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» и одаривание друг друга подарками происходит из глубокой древности. Первые ёлки, наряженные яблоками и сахарными изделиями, встречались в некоторых областях Германии еще в первой половине 16 века.

В России указ Петра 1 о праздновании Нового года устанавливал около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Сохранились отдельные свидетельства об устройстве ёлок для детей при дворе Павла I в самом конце 18 столетия.

Украшенные свечами и игрушками ёлки появились в богатых русских домах только в 1830-1840-х годах.

Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах праздник с Рождественской ёлкой стал отмечаться в конце XIX - начале XX веков. Тогда ёлки наряжали восковыми свечами и сладостями для детей - конфектами, фигурнами пряниками, орехами, завёрнутыми в золотую фольгу. Покупные игрушки из стекла, картона, ваты и других материалов, изготовленные в основном в Нюрберге и Берлине, очень медленно входили в русский быт. Забегая вперед, напомню, как выглядели игрушки из картона, папье-маше и ваты. Это, конечно, не те, старые германские игрушки, а наши, производства 20-х годов прошлого века.

Домики там всякие - туески
4.

Такая игрушка висела на ёлке у счетовода или бухгалтера
5.

Игрушки из папье-маше и ваты
6.

Или просто из тряпочек
8.

Но это я немного забежал вперед, давайте вернемся к истории возникновения стеклянной игрушки. Кстати, а почему стеклянной? Ведь на ёлку вешали настоящие яблоки, конфеты и прочие фрукты. По окончании праздника гости все украшения съедали. Но в основном – яблоки, они поспособствовали рождению ёлочных игрушек. Это событие произошло в 1848 году в Тюрингии в городе Лауша, знаменитом своими стеклодувами. В Германии случился неурожай яблок, ну а дальше, думаю, все понятно: стеклодувы пришли на выручку и выдули вот такие шары, которые ну в точь-в-точь похожи на яблоки.

Конечно, те шары были не такими лёгкими и красивыми. Толстостенное стекло, почти 7 мм – шары весили довольно прилично. Краска на основе солей свинца наносилась изнутри. Шары выдувались на керосинках, в 1867 году завод переходит на газовое оборудование.

Но вернемся в Россию. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находилась в Крутовской волости Клинского уезда. Богатые залежи в крае кварцевого песка, являющегося основным сырьем для производства стекла, способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1849 году в имении адмирала князя А.С. Меньшикова, правнука сподвижника Петра I - А.Д. Меньшикова, при сельце Александровка был открыт завод по производству стеклянной и хрустальной посуды, которым руководил инженер-технолог А.И. Егоров. На нем трудились около 176 мастеров, приглашенных с заводов Владимирской и Тверской губерний. Продукция завода славилась чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки изделий из хрусталя.

В числе прочего – продукция медицинского назначения. Фармацевтических заводов в то время не было, лекарства изготавливались непосредственно в аптеках. Вот такие аптекарские склянки пользовались большим спросом.

Изменения наступили в 1861 году после отмены крепостного права. Рабочие получают возможность работать не только на заводе Меньшикова, но и на себя – возникает пустяшный промысел. Пустяком в ту пору назвали полую дутую стеклянную бусину.
Из таких пустяков состоят вот такие бусы:

Бусы, которые мы сегодня видим на ёлках, пошли из Клина.
А теперь давайте посмотрим, как был устроен этот пустяшный промысел.
На столе мастера кружка-горелка, они использовались в артелях и после революции. Основа – обычная кружка, заливался керосин, фитиль из пакли,

Через кожаный рукав соединялось с мехами.
14.

На заводе Меньшикова покупали вот такие трубки разного диаметра.

Такая трубка называется стеклодрот.

У стекла низкая теплопроводность, поэтому трубку можно держать в руках и нагревать на горелке. В месте нагревания стекло становится пластичным, если в трубку подуть, то можно выдуть шарик. Затем во внутрь заливали краску. Когда краска высыхала, острым кумушком бусинку одну от другой отделяли. Потом дети нанизывали бусинки на холщевую нитку или на конский волос. У этой должности было название нискобус, не ищите это слово в интернете, я уже пробовал, Гугл не знает такого слова.

Такие формы были очень дорогими, поэтому такие игрушки не были очень распространены. Но это уже другая история. Как развивался игрушечный промысел в артелях – я расскажу вам в следующий раз.

Продолжаю рассказ о нашем весеннем путешествии.

Пару раз мы выбирались из Тверской области и заезжали в Московскую. И первой такой нашей вылазкой стал Клин.

Теперь, когда я вспоминаю Клин, у меня всегда новогоднее настроение. Дело в том, что здесь находится музей елочной игрушки, основанный на базе фабрики елочных игрушек.

Мы не могли проехать мимо такого необычного музея: мы же посещали Музей романовской овцы в или в Ярославле. В отличие от тех музеев, этот находится в роскошном новом здании, занимает его целиком и состоит из 12 залов.

Начинается экспозиция с имитации русской избы. Здесь показаны быт и нехитрые инструменты, с помощью которых крестьяне долгими зимними днями и вечерами выдували первые елочные игрушки.

На столе лежат щипцы-формы для игрушек, стеклянные трубки, из которых выдували игрушки, стоит горелка, а на полу - меха, с помощью которых в горелке поддерживался огонь.

В следующем зале выставлены первые елочные игрушки - каркасные, состоящие из соединенных между собой стеклянных трубок.

Очередной этап в эволюции елочных игрушек - формовое выдувание, когда стеклянную трубку нагревают, заправляют в форму и выдувают уже сформированную игрушку. В музее есть специальный зал, где сидят мастера и на виду у экскурсантов выдувают игрушки, в следующем зале эти игрушки расписывают. В этих двух залах фотографировать, к сожалению, запрещено.

В музее собрана замечательная коллекция советских елочных игрушек, в которых отражены разные события в жизни СССР. Не знаю, насколько интересно это детям, а взрослые просто в восторге от многих игрушек. Где еще такое увидишь!

Вот формовые елочные игрушки, показывающие народы республик СССР.

Великая Отечественная война тоже была отражена в новогодних украшениях. Непривычно видеть Деда Мороза с ружьем.

В 1956 году вышел фильм «Карнавальная ночь», и стали популярны елочные игрушки «На часах уже 12 без пяти»:)

Следующая веха в истории нашей страны - открытие космической эры. На новогодних елках появились космонавты и ракеты.

И еще одно событие, которое мастера елочной игрушки запечатлели, - московская Олимпиада-1980.

Конечно, новые елочные игрушки появлялись не только благодаря политическим событиям. В музее есть целые подборки украшений, посвященные различным сказкам.

Вот игрушки из сказок А.С. Пушкина:

А вот и герои Джанни Родари:

Ну и, конечно, было интересно, найдем ли мы среди экспонатов игрушки, знакомые нам с детства. Нашли! :)

Такие же шары и пики украшали мою елку в детстве:

И еще я узнала листочек (в левом нижнем углу) и солнышко (правее), эти игрушки до сих пор хранятся у нас дома:

Несколько залов посвящены современным игрушкам. Они гораздо ярче и красочнее старых игрушек, сразу привлекают взгляд и нравятся современным детям намного больше.

Вот игрушки, посвященные П.И. Чайковскому, который провел в Клину последние годы своей жизни:

Одной из самых новогодних сказок - «Щелкунчику» - посвящен отдельный зал. И, конечно же, здесь звучит музыка Чайковского.

Отдельно выставлены елки, украшенные в разных стилях дизайнерами.

В этом же зале на стенах висят панно из елочных игрушек.

В предпоследнем зале музея выставлена коллекция Дедов Морозов.

И завершает экспозицию музея огромная елка, украшенная сотнями елочных игрушек.

В начале мая народу в музее было совсем немного: экскурсию проводили сначала для нас двоих, а потом присоединилась еще одна семья из трех человек. Экскурсия длилась около двух часов, экскурсовод с удовольствием отвечала на все наши вопросы и, казалось, никуда не торопилась:)

Самый большой наплыв посетителей здесь, конечно, в период новогодних праздников. Каждый год в музей приезжает главный Дед Мороз из Великого Устюга.

Летом в музее тоже оживленно: сюда привозят группы детей из окрестных оздоровительных лагерей. В один из летних дней здесь даже проводят праздник мороженого «Дед Мороз и лето».

Также любой желающий может поучаствовать в мастер-классе по росписи игрушек.

Остается только порадоваться за этот музей, настолько здесь все хорошо организовано и «раскручено». Маленькие музеи в других городах могут только позавидовать…

Про остальной Клин я расскажу в следующий раз.

Продолжение следует…

UPD Все по этому путешествию.

Одной из достопримечательностей Подмосковья несомненно является единственный в России музей елочной игрушки «Клинское подворье» и знаменитая фабрика елочных игрушек «Ёлочка». Расположены они в старинном и очень красивом городе Клин.

Музей елочной игрушки состоит из 12 залов, которые расскажут Вам о зарождении и развитии стекольного промысла на Клинской земле. Вы попадете в новый мир с богатой историей елочной игрушки и понаблюдаете за непростой работой мастеров-стеклодувов и талантливых художников.

В первом зале нашего музея Вас встретит елочка, украшенная сахарными розами и яблоками. Традиция украшать рождественскую елку насчитывает не один век. В XIX веке праздничное дерево наряжали всевозможными сладостями, орехами, яблоками, забавными фигурками из бумаги, картона, ткани и фольги. Но постепенно становятся популярными стеклянные елочные украшения.

Одни из первых отечетвенных мастерских по производству стеклянных елочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда. Богатые залежи кварцего песка в крае способствовали раннему развитию здесь стекольной промышленности. В 1848 году князь А.С. Меншиков, правнук А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I, получает разрешение на строительство небольшого стекольного завода в своем имении Александрово близ Клина. С этого момента зарождается Клинский стеклодувный промысел.

На этом заводе изготавливали лампы, бутылки, стеклянные изделия для аптек. Стеклянная и хрустальная посуда с меншиковского завода прославилась по всей России чистотой выделки стекла, высоким качеством гранения и шлифовки хрусталя.

Крестьяне окрестных деревень, работавшие на этом заводе, овладев навыками ремесла, совместно с женами, со временем начали создавать самостоятельные мастерские по производству так называемых камушных изделий – «дутых» бус, серег, пуговиц и других мелких вещей.

Во втором зале Вы попадаете в крестьянскую избу конца XIX века. Вы увидите рабочее место мастера-стеклодува, кожаные меха, которые поддерживали огонь в горелке, металлические формы для изготовления бус.

div > .uk-panel", row:true}" data-uk-grid-margin="">




Следущий зал рассказывает о периоде индустриализации в нашей стране. Характерные игрушки того времени – монтажные, ватные и картонажные. Войдя в стеклодувный цех, Вы сможете понаблюдать за процессом «рождения» стеклянной игрушки. Мастерица, вращая двумя руками стеклянную трубку – дрот, разогревает ее в пламени газовой горелки до тех пор, пока стекло не станет мягким, и начинает дуть через отверстие в трубке - усик. Происходит чудесное превращение стеклянной заготовки в шар, колокольчик, сердечко!

Заглянув в цех росписи, вы увидите, как художницы рисуют добрые улыбки Дедушкам Морозам, «укладывают» снег на крыши сказочных домиков, присыпают их «золотом» и «серебром».

Есть в нашем музее и музыкальный зал – Зал Щелкунчика. Его украшает нарядная рождественская елочка из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». Всемирноизвестный композитор Петр Ильич Чайковский некоторое время жил в нашем городе, и самые известные свои произведения он написал на Клинской земле. И именно здесь он закончил работу над музыкой к балету «Щелкунчик».

Елочные игрушки 40х-60х годов представлены в следущем зале. Это было непростое врямя для нашей страны – война и послевоенные годы. Новогодние украшения того времени выполнены в форме орденов, звезд, самолетов и дирижаблей с символикой СССР.

Конечно, в музее представлены и современные стеклянные игрушки фабрики народно-художественных промыслов «Елочка». Витрина с этими изящными и хрупкими украшениями переливается яркими красками, невозможно оторвать глаз от этой блестящей красоты!

В ком-то посещение сказочного музея пробуждает ностальгию об ушедшем детстве, кого-то погружает в романтические мечты. Елки-чудо, елки-фантазия встречают Вас как самых дорогих гостей и ослепляют своим великолепием!

Все посетители с удовольствием загадывают заветное желание возле 10-метровой елки – королевы Клинского дворца!

В мастер-классе дети и взрослые могут попробовать себя в роли специалиста по изготовлению новогоднего чуда, сами распишут настоящий стеклянный шарик и заберут его с собой на память о посещении необыкновенного музея!

Наш музей предлагает вам принять участие в ежегодных театрализованных и праздничных программах на любой вкус и возраст: «Рождественская сказка» - в новогодние каникулы, «Сударыня масленица» - веселые масленичные гуляния, «Дед Мороз и ЛЕТО» - зажигательная программа для детей, отдыхающих в летних лагерях, «Свадебный переполох» - развлекательно-познавательная программа, посвященная Дню семьи, любви и верности.

В течение всего года в фойе музея проводятся выставки работ клинских художников и мастеров прикладного искусства.

Также вы можете посетить наш фирменный магазин, в котором круглый год можно приобрести стеклянные новогодние украшения, изготовленные на предприятии народно-художественных промыслов «Ёлочка»!

На фабрике производят изделия ручной работы, которые выполнены в традиционном и современных стилях, игрушки отличаются богатством цветовой гаммы и разнообразием форм. Ждем вас в гости!

Продолжаю не поздравлять вас с Новым годом, а дарить подарки. После сегодня дарю вам второй!
Вот он: чудесное и сказочное путешествие в самое уютное время детства - в Новый год, когда мы были детьми.

Вот знали ли вы про то, что у старых ёлочных игрушек в прошлом году появился свой терем?
В Клину, возле знаменитой фабрики «Ёлочка» , которая производит стеклянные ёлочные игрушки, появился музей «Клинское подворье» . Там с прошлого года и живут ёлочные игрушки XX века.

Посещение музея ёлочной игрушки – это без преувеличения секрет молодости. Мне кажется, что, попадая в царство Нового года, все люди становятся маленькими детьми и наивно верят в чудеса, в ёлки с волшебными подарками под ними, в доброго Деда Мороза и его внучку Снегурочку, которые появляются только однажды, в самый сказочный день года.

Любой скепсис разбивается о порог музея ёлочной и игрушки: когда набирается группа и экскурсовод проводит вас в комнаты, до потолка наполненные радостью и весельем, восхищением и предвкушением. Экскурсоводы, кстати, тоже непростые, и не экскурсию они ведут, а будто сказку рассказывают.

Сначала рассказывают, как производство ёлочных игрушек было налажено раньше.
Вот изба мастера-стеклодува. Обычная, казалось бы, деревенская изба, что мы их не видели что ли в Витославлицах да Суздале. Ан нет – приглядитесь: на столе лежат необычные инструменты. Это стол мастера.

Рядом меха, чтобы качать воздух, перед умельцем стояла газовая гарелка, с помощью которой он и нагревал стеклянную трубку – аккуратно и равномерно, в выбранном месте. Затем стеклодув зажимал нагретый кусок специальными тисками. Вот они рядом лежат. В каждой половинке кузнецы высекали какой-то образ – зверушку, домик или просто шарики для бусин. Соединяясь, обе половинки создавали полую форму, которую и заполняло податливое стекло.

А вот видео современного действа. Оно практически не отличается, только способы производства формочек-заготовок более усовершенствованы сейчас, и газ к горелке автоматически подаётся.
На этом месте вся наша группа прилипла к стеклу, и не только школьники, но даже и учителя восклицали: «Это просто волшебство!»
Девушка слева выдувает игрушку – грибок. Видимо, это сложнее, т.к. несколько игрушек ей просто пришлось выкинуть. Девушка справа делает тигриные игрушки как раз по той технологии, что я описала выше.

Очень предусмотрительно, стеклодувный цех отгорожен стеклом, потому что за ним шумно неимоверно.

После того, как игрушки выдули из стекла, они отправляются в раскрасочный цех. Там фотографировать было запрещено. Но зрелище завораживает: кажется, часами можно смотреть, как тонкие кисти оставляют полоски на тигровой шкурке или как шар покрывается золотыми вензелями.

Разобравшись с тайной, как делаются чудеса, мы отправились смотреть эти самые чудеса в витринах.
Честно говоря, заходя во все следующие залы, я как ребёнок, бросалась к каждой витрине с криками: «О! Вот такая игрушка у меня в детстве была! А! И такая тоже была!» Какой-то бурный эмоциональный вострог поднялся внутри – словно лавиной накатил и выплёскивался наружу радостными криками. Какая же гордость во мне была, когда я понимала, что некоторые из драгоценных игрушек у меня есть до сих пор!

Вот, например, картонажные игрушки 1930-70е гг.

Игрушки из ваты, 1920-50-е гг.

Монтажные игрушки, 1930-60-е гг.

Формовые игрушки 1900-1950-е гг.
Бусы конец XIX в.

Бусы 1930-е гг.

А вы знали, что автор самой волшебной, самой любимой новогодней музыки П.И.Чайковский жил в Клину? Честно говоря, я нет. А между тем, в городе даже есть дом-музей композитора.
Ну, а в музее ёлочной игрушки в отдельном зале стоит ёлка, которая так и называется «Щелкунчик».

В этом году я уже посмотрела наш советский мультик, послушала сказку и отдельно музыку «Щелкунчик». Можно было ещё и балет посмотреть для полного набора, но в начале декабря все билеты на «Щелкунчика» во всех театрах были распроданы на два месяца вперёд. Но это ладно. «Щелкунчик» обладает удивительным свойством – он настраивает на чудо и возрождает вот это самое предвкушение праздника, так знакомое, так любимое нами с детства и, может быть, чуть-чуть забытое сейчас!

Ёлка в буржуазной семье (так и было подписано честно-честно!)

Вообще производство игрушек отражало все события, происходящие в стране. Солдаты и Деды Морозы с автоматами – в военные годы, дирижабли, ракеты, самолёты – периода эйфории по поводу первого полёта в космос.

1930-60-е гг.

А вот наши старые добрые открытки. Почему-то при виде их накатывает особая ностальгия. Это окружение нашего детства. Хоть они и кажутся сейчас старомодными, но мне, думается, что сейчас нет в открытках такой доброты и, может быть, наивности, детскости. А для новогодних открыток – это очень важно.

А вот такие лампочки-гирлянды, наверно, были у каждого. Мой папа, сколько помню, регулярно чинил эту допотопную гирлянду – то фольгу подкладывал, то паял чего-то.
Эх, вот заведу хороший фотик, непременно перещёлкаю все наши игрушки, которые ещё не выкинули!

Игрушки-сказочные герои

Немецкие и чешские игрушки 1920-70-е гг.

Игрушки 1950-60-е гг.

А дальше в каждый следующий зал я входила с удивлённым вздохом: «Ого!» «Ничего себе!» «Ух ты!!!» «ААА!» (это последнее говорится на вдохе, где-то посередине, задыхается от восторга) – и так в каждом следующем зале с апофеозом в последнем – там моё «Аааа!» грозило перейти в совершенно девчоночий визг. Заинтриговала? Тогда всё по-порядку.

Красочные витрины с современными игрушками. Совсем другой стиль.

и ёлки по временам года.

Ёлки вверх ногами
- Знаете, чем плоха такая ёлка? – спрашивает наш экскурсовод.
Группа теряется в догадках.
- А куда же подарки-то складывать? На потолок что ли?!

А вот дизайнерские ёлки-невесты и панно опять-таки по сезонам

А это моя любимая гора Дедов Морозов.

Вот такой вот у меня не только был, но и сейчас есть. Вон тот – самый красивый!

Только его надо чуть-чуть подчинить. Никто кстати не возьмётся починить??? а то я с папье-маше работать не умею:(

И вот тут мы подошли к самому последнему залу - виновнику моего абсолютно детской и совершенно неподдельной радости. Двери были закрыты, а когда они распахнулись – я восторженно вздохнула и, поднимая голову всё выше, чуть не завизжала. Под самый потолок уходила огромная ёлка в бантах и игрушках – красочная и такая большая, праздничная, радостная!

Мне на ум сразу пришли детские ёлки, которые устраивались в спортивных залах школ или в ДК. Приглашения туда приносил папа и начинались они всегда одинаково: «Дорогой Друг!» И было предвкушение, и пляски, хороводы вокруг огромной ёлки, а потом, из окошек картонных домиков выдавали подарки: целые мешки разных конфет и обязательно с какой-нибудь игрушкой. От этого пакета исходил такой вкусный, неповторимый аромат – то ли новизны, то ли смесь шоколада и конфет, то ли… просто подарка с сюрпризом. С тех пор, как я перестала ходить на детские ёлки, я ни разу не чувствовала больше этот запах. Но до сих пор для меня так пахнет Новый год.

И ещё я вспомнила, как не смогла пойти на долгожданную ёлку из-за внеплановой ангины, а папочка сходил, и принёс подарок мне домой. И не какого-то дурацкого пластмассового пупса, а очень красивый и необычный красный шарик - ёлочная игрушка, сделанная из какого-то гибкого прозрачного материала. «Там были разные игрушки - говорил папа, наклоняясь над моей сделанной из раскладного стола кроватью, заткнутой между двумя шкафами из-за катастрофической нехватки места - но я сказал, что моей доченьке нужен самый красивый подарок, и взял этот шарик!»

Вот все эти милые воспоминания мигом нахлынули на меня и как будто укутали теплотой, и во мне поселилось абсолютное счастье - какое было в детстве!

До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

Конечно же выпускаются игрушки в костюмах народов СССР.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Одним из новогодних атрибутов является балет «Щелкунчик». В канун 2014 года его ставят Большой театр и Театр Станиславского, а также несколько менее известных трупп. Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в своей усадьбе в Клину. Именно здесь композитор и сочинил свой знаменитый балет. Конечно, в музее есть специальная елка, посвященная Чайковскому и Щелкунчику.

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Фантазировать можно как угодно. Но если муза все не приходит, то можно взять готовую инструкцию и сделать рисунок по шагам. Очень приятно будет повесить у себя дома собственноручно расписанную игрушку.

Если одной игрушки вам маловато или результат далек от ваших ожиданий, то можно пройти в магазин елочной игрушки. В 2013 году игрушки фабрики «Елочка» можно купить в самом центре Москвы, ГУМе на месте центрального фонтана. Но в Клину вы купите елочные игрушки в полтора-два раза дешевле. Здесь продаются как наборы, так и отдельные шары, пики и прочие украшения. В магазине принимают платежные карты.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки. Между тем неплохо было бы подкрепиться.

Где поесть в Клину

С общепитом в Клину никаких проблем нет. В радиусе километра от Клинского подворья есть и представители известных американских фаст-фудов, и местные заведения. При посещении различных мест мы придерживаемся принципа «поддерживай местных», чего и вам советуем. Поэтому на обед мы отправились в кофейню «Копакабана» (улица Гагарина, дом 6). На наш взгляд, еду здесь готовят без изысков, но быстро. На втором этаже некурящая зона. Цены невысокие. Чайник чая — 130 рублей, столько же стоит кофе По-Венски. Тарелка супа — 80-100 рублей, блинчики — 70-80, спагетти — 150-200.

Фабрика в Высоковске

Подкрепившись, продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к .

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

Журнал «Советская игрушка» писал в 1936 году:

Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей — стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув — игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой.

Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

В музее представлен ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы «овощных» елочных игрушек. Представьте, что и в них прослеживается история страны, во времена Хрущева в наборе кроме традиционных огурцов и морковок появилась кукуруза.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

Посмотреть как делают елочную игрушку можно в этом видеоролике (© «Вести Москва»).

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.



Рассказать друзьям