Федот шубин. Шубин (шубной) федот иванович

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

12.05.1805 (25.05). - Умер скульптор Федот Иванович Шубин

Шубин Ф. И. Автопортрет. 1794 (?)

Федот Иванович Шубин (17.05.1740-12.05.1805), скульптор. Родился в семье крестьянина-помора Ивана Шубина, занимавшегося резьбой по кости и, по преданию, обучившего грамоте . Федот с детства вместе с отцом и братьями резал по кости. В 1759 г. отправился в Петербург, где стал "вольным ремесленником". Вероятно, Шубин пользовался покровительством своего земляка Ломоносова. В 1761 г. стал придворным истопником. В этом же году был истребован И.И. Шуваловым в Академию художеств, которую окончил с большой золотой медалью, получив право на совершенствование мастерства во Франции и Италии, где работал у известных мастеров; был избран членом Болонской Академии художеств. Оттуда внук уральского горнозаводчика Н.А. Демидов взял Шубина с собой в Лондон.

Первым учителем Федота Шубина стал французский скульптор Никола-Франсуа Жилле, один из многих европейских художников и ученых, приглашенных в 18 веке для преподавания в "российских академиях". Питомцами Жилле, проведшего в Петербурге более 20 лет, были столь различные по манере и темпераменту скульпторы как Ф.Г.Гордеев, М.И.Козловский, Ф.Ф.Щедрин, И.П.Прокофьев, И.П.Мартос. Под руководством замечательного мастера декоративной скульптуры и портрета молодой Шубин знакомится с античной скульптурой, ренессансной и барочной пластикой, работает с живой натурой. По окончании шестилетнего академического курса Шубин выполняет программу на сюжет из древнерусской истории. За рельеф " Убийство Аскольда и Дира Олегом" он удостоен первой золотой медали. Вслед за ней ему вручен аттестат со шпагой (означавший получение личного дворянства) и предоставлено право заграничного пенсионерства, позволяющее ехать во Францию и Италию "для достижения совершенства в художествах на три года".

В 1767 году Федот Шубин вместе с П.М.Гриневым и И.А.Ивановым отплыл морем во Францию, имея рекомендательные письма к русскому посланнику Д.А.Голицыну, философу-просветителю Д.Дидро, а также в королевские академии Франции и Италии. Заручившись в Париже рекомендацией к Жану-Батисту Пигалю, Шубин начинает заниматься у прославленного скульптора, дававшего уроки русскому ученику бесплатно. По просьбе пенсионера Академия художеств разрешает ему задержаться еще на год во Франции. Здесь он заканчивает историческую статую "Греческая любовь" (не сохранилась), за которую вместе с терракотовой "Головой Адама" получает звание назначенного.

Летом 1770 года благодаря ходатайству Д.Дидро и скульптора Э. - М.Фальконе Ф.Шубин попадает в Италию. В 1771 году, срок пенсионерства заканчивается, но Шубин остается в Италии до весны 1773 года, путешествуя по стране с богатым русским горнозаводчиком Н.А.Демидовым, заказавшим ему исполнить свой портрет и портрет жены. В Италии художник много работает в жанре портрета. Ему принадлежит большое количество бюстов и медальонов, сработанных с натуры, часто несколько антикизированных.

Через шесть лет, проведенных вдали от России, Ф.Шубин в 1773 г. возвращается в Петербург. У мастера, соприкоснувшегося с мировым классическим наследием и передовыми достижениями искусства Запада, нет недостатка в заказах. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы.

За бюст вице-канцлера А.М.Голицына (1773, ГТГ) Екатерина II жалует ему золотую табакерку и повелевает остаться "собственно при ее величестве". В 1774 году за "оказанный опыт в скульптурном художестве" Шубин удостоен звания академика. Получение первого академического звания без "программы", за считавшийся низменным портретный жанр было событием исключительным. Сам скульптор признавался, что "ничего не может быть горестнее, чем слышать от сотоварищей: он портретной".

Свои лучшие произведения Федот Шубин создает в 1770-е годы. Как писал спустя полвека создатель первого "Русского музеума" П.П.Свиньин, они "совершены художником были в первых порывах огня и честолюбия". Среди исполненных в эти годы портретов придворной знати мраморные бюсты жены сенатора М. Р. Паниной (ГТГ), промышленника и откупщика И.С.Барышникова (ГТГ), братьев Чернышевых, пятерых братьев Орловых, екатерининского полководца П.А.Румянцева-Задунайского (1778, ГРМ).

В русской пластике 18 века Шубин первым отошел от салонно-светского портрета рококо, обратившись к пришедшему вместе с классицизмом реалистически непосредственному отображению действительности, возрождавшему естественную простоту и возвышенность форм античности. Художник умел раскрыть многогранность человеческого образа, метко запечатлеть неповторимое выражение лица, взгляд, посадку головы. Современников поражало его виртуозное владение техникой обработки мрамора, заставлявшее "дышать" камень. Как отметил Д.Аркин, "умение увидеть и пластически выразить "противочувствия человеческой натуры"" позволило художнику создать "коллективный портрет своей эпохи", вернее, ее определенного круга, в который вошли придворные вельможи, счастливые фавориты и знатные сановники последней четверти переломного для судеб России 18 века.

Сфера деятельности художника не ограничивалась станковой скульптурой. Монументально-декоративная скульптура Ф.И.Шубина украшала самые совершенные архитектурные ансамбли Петербурга. Для Мраморного дворца (архитектор А.Ринальди) скульптор исполнил несколько рельефов на античные темы и по рисункам Ринальди высек в мраморе статуи "Ночь" и "Весеннее равноденствие". Для ансамбля Чесменского дворца (архитектор Ю.М.Фельтен), воздвигнутого в честь победы российского флота, Ф.Шубин создал 58 барельефов для круглого зала дворца. В овальных медальонах, обрамленных пышными лепными рамами, скульптор поместил портреты русских князей и царей, большинство из которых были портретами "воображаемыми". При перестройке дворца в 1830-х годах барельефы были перевезены в Москву и размещены под сводами парадных залов Оружейной палаты. Работал художник и над оформлением Троицкого собора Александро-Невской лавры, для которой исполнил рельефы с изображением евангельских сцен и статуи святых. Есть доля участия Шубина в создании неповторимого ансамбля Петергофского парка, знаменитого своими фонтанами. Для Большого каскада, спускающегося уступами вниз от дворца к заливу, в 1801 году скульптор исполнил статую Пандоры (отлитую из золоченой бронзы знаменитым литейщиком В.Екимовым).

В 1789-90 годах Ф.И.Шубин трудился над статуей "Екатерина II - законодательница" (ГРМ). Впервые он представил ее на суд двора в апреле 1791 года на балу, устроенном в Таврическом дворце Г.И.Потемкиным в честь императрицы. Посреди зимнего сада, под куполом ротонды из восьми ионических колонн, на порфировом постаменте возвышалась величественная мраморная фигура Екатерины II со свитком законов в руках, намекавшим на мечты о преобразовании России, связанные с первыми годами ее правления. Однако за свою работу мастер высочайшего одобрения не получил, напротив, он остался без награды и впал в немилость. Количество заказов резко сократилось. Серьезные денежные затруднения вынуждают Ф.И.Шубина просить в 1792 году зачислить его на вакантную должность адъюнкт-ректора Академии.

Лишившийся былой славы и почестей скульптор продолжал работать. Немногочисленным шубинским портретам 1790-х годов свойственна более сложная психологическая характеристика.

Среди произведений этих лет портреты канцлера А.А.Безбородко (1798, ГТГ), адмирала В.Я.Чичагова (1793), И.И.Бецкого, последнего фаворита Екатерины II П.А.Зубова (1795). Уже после смерти своего прославленного земляка скульптор обращается к образу Ломоносова.

Пережившему царствования нескольких императоров художнику удалось запечатлеть не слишком привлекательную внешность Павла I (1800, ГРМ), передать внутреннюю сдержанность молодого Александра I (1801), благодаря милости которого он получил наконец долгожданное место в Академии. Но благодеяние монарха было слишком запоздалым. 12 мая 1805 года Федот Иванович Шубин скончался. Эпитафия на могиле первого русского скульптора-портретиста гласит:

"Из россов первый здесь в плоть камень претворял
И видом движущих скал чувства восхищал".

Щедро одаренный, сохранявший традиции русского искусства и прошедший школу европейских академий, Шубин стал одним из крупнейших скульпторов второй половины XVIII века. В виртуозном овладении мрамором и в проникновении во внутренний мір портретируемых ему не было равных. Шубин создал галерею замечательных скульптурных портретов современников: А.М. Голицына, Г.А. Потемкина, И.И. Бецкого, А.А. Безбородко, и др. Скульптурный портрет М.В. Ломоносова (1792) считают наиболее достоверным изображением ученого.

Шубин создал статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775–1782) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786–1789), выполнил для Чесменского дворца 68 медальонов с изображениями русских князей и Царей (1774–1775), а для Таврического дворца – статую "Екатерина II – законодательница" (1789–1790).

Федот Иванович Шубин (1740-1805) - великий русский скульптор.

Шубин родился 17 (28) мая 1740 в Архангельской губернии, в рыбацком поселке близ Холмогор. Отец его, Иван Афанасьевич Шубной, свободный крестьянин, знал грамоту и был первым учителем М. В. Ломоносова. В семье Шубиных занимались рыбным промыслом, хлебопашеством, резьбой по кости и перламутру.

Зимой 1759 г., после смерти отца, Федот Шубной по примеру своего великого земляка отправился с рыбным обозом в столицу. Два года юноша резал табакерки, веера, гребни, безделушки, которые охотно покупали в Петербурге. В ноябре 1761 г. Федот Шубной, покровительствуемый М. В. Ломоносовым и первым попечителем Академии художеств И. И. Шуваловым, был внесен в списки учеников под именем Федота Шубина. В Академии обучался у Николя-Франсуа Жилле.

Шубин учился настойчиво и не раз удостаивался похвалы и наград. В июне 1766 за барельеф «Убиение Аскольда и Дира» ему были вручены Большая золотая медаль и «Аттестат со шпагою», что означало получение первого офицерского чина и личного дворянства. Академические работы Шубина, к которым относятся также жанровые статуэтка «Валдайка с баранками» и «Орешница с орехами», до нас не дошли. За «хорошие успехи, добронравие, честное и похвальное поведение» Шубин с группой пенсионеров в мае 1767 года едет в Париж. Там их опекал русский посол Д. А. Голицын, человек просвещенный и передовой, меценат, большой знаток искусства. По совету Дидро, с которым был дружен Голицын, Шубина определили в мастерскую к скульптору Ж.-Б. Пигалю, известному не только как создатель аллегорических и мифологических композиций, но и как автор ряда реалистических портретных бюстов. Работая у него, Шубин копирует произведения современных французских скульпторов и античные статуи, лепит барельефы с картин Рафаэля и Пуссена. Но особенно много Пигаль заставляет своего ученика работать с натуры. Вечерами Шубин посещал натурный класс Парижской Академии художеств, часто бывал в Королевской библиотеке и мастерских известных скульпторов. «Ни единого в Париже места примечательного и достойного, касающегося для нас, не пропускаем и употребляем старание в приращении разума», - писал он в Петербург.

После трехлетнего пребывания в Париже, в конце 1770 года Шубин г разрешения Академии едет в Рим. В следующем году он создает портреты И. И. Шувалова (1771) и его племянника Ф. Н. Голицына (1771,). Удачным оказался и мраморный бюст Екатерины II, несмотря на то, что эта работа была исполнена не с натуры. Тогда же фавориты императрицы - Алексей и Федор Орловы - заказывают Шубину свои портреты. Эти произведения отличаются особой сдержанностью и реалистическими тенденциями в трактовке образов.

В 1772 г. Шубин во время путешествия с Демидовыми по Италии останавливался в Болонье, где выполнил ряд работ, за которые старейшая в Европе Болонская Академия выдала ему диплом на звание почетного академика. Летом 1773 г., перед возвращением в Петербург, Шубин вместе с Демидовыми совершил еще одно путешествие - в Лондон.

Первой работой скульптора на родине был бюст екатерининского дипломата князя А. М. Голицына, одно из самых блестящих произведений Шубина (1775, гипс,; мрамор,). Облик образованного вельможи, в котором тонкий ум сочетается со светской изысканностью, а чувство превосходства над окружающими с усталостью стареющего человека, показан проникновенно и выразительно. Великолепно передано струящееся движение складок одежды, которые будто повинуются повороту головы и плеч и в то же время оттеняют его. Мрамор поистине «дышит» под резцом мастера, как говорили современники об искусстве Шубина. Эта работа заслужила похвалу Фальконе.

4 сентября 1774 года Академия художеств, нарушив устав, согласно которому звание академика полагается только за произведения исторического или мифологического жанра, присуждает его Шубину за портретный бюст императрицы. Такое исключение стало возможным потому, что было известно о благоволении к скульптору и придворной знати и самой Екатерины II.

В 70-е годы мастер создал очень много портретов, при этом работал быстро - не менее одного бюста в месяц. Все желали иметь портреты, сделанные любимцем императрицы. Однако неистощимая наблюдательность и проницательность помогли скульптору не повторяться, находить новые решения, идущие не от внешних признаков, а от внутреннего содержания модели. В портретах Шубина перед нами проходит высший свет Петербурга. За внешней грацией и изяществом придворной дамы М. Р. Паниной (середина 1770-х,) проскальзывают холодность, властность и высокомерие; знаменитый полководец фельдмаршал П. А. Румянцев-Задунайский (1777) изображён в искусно задрапированном плаще, внешность его нисколько не приукрашена. Более того - скульптор сумел выявить в нём черты сильной и значительной натуры.

Совсем иной характер раскрыт в портрете В. Г. Орлова (1778). Аристократичная осанка, пышная драпировка - вся импозантность внешнего вида получила под рукой скульптора оттенок иронии. Прост и строг по композиции бюст богатого промышленника И. С. Барышникова (1778). В этом представителе нарождающейся буржуазии Шубин видит умного и расчётливого дельца; блестяще слиты воедино индивидуальные и социальные черты.

Взволнованностью, романтическим настроением поражает портрет статс-секретаря Екатерины II П. В. Завадского (середина 1770-х). Такому восприятию образа способствует и пластическая трактовка формы - темпераментная быстрая лепка.

Сокровенные движения души раскрывает скульптор в удивительно поэтическом облике молодого человека - «Портрет неизвестного» (середина 1770-х). Спокойная композиция, мягкая моделировка помогают ощутить состояние глубокой задумчивости портретируемого.

В 1774-1775 годах Шубин работал над заказом Екатерины II и над серией, состоявшей из пятидесяти восьми круглых мраморных барельефов (диаметром около 70 см) с изображением князей и царствующих особ от Рюрика до Елизаветы Петровны. Барельефы предназначались для круглого зала Чесменского дворца и в настоящее время находятся в Оружейной палате. Образы трактованы в соответствии с характеристиками, данными в летописях. В следующее десятилетие Шубин выполняет многочисленные заказы на декоративные работы: статуи и рельеф для Мраморного дворца, скульптуры для Троицкого собора Александро-Невской лавры, мраморный мавзолей генерал-лейтенанту П. М. Голицыну. Последней декоративной работой Шубина была статуя Пандоры для большого каскада, созданная в связи с заменой обветшавших свинцовых скульптур Петергофа. Прообразом для нее послужила «Купальщица» Фальконе, которую Шубин копировал в Париже.

Из портретных работ 80-х годов заслуживают внимание бюсты П. Б. Шереметева (1783, Кусково), генерала И. И. Михельсона (1785,), медальон с профильным изображением Екатерины II и ее скульптурный бюст (1783).

Обособленно стоит в творчестве Шубина статуя «Екатерина II - законодательница» (1789-1790). Эта статуя, изображающая императрицу в образе богини Минервы, пользовалась большим успехом, но от императрицы скульптор не получил вознаграждения, не получил и профессорского места в Академии, где портретная скульптура считалась «низшим жанром». Со временем интерес к Шубину угасает. Выполненные без прикрас, портреты все меньше нравятся великосветской публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным. Меньше становится заказов, падает и оплата. Художник вынужден обратиться к Г. А. Потёмкину, и тот ходатайствует перед президентом Академии художеств И. И. Бецким о зачислении Шубина на должность адъюнкт-профессора в скульптурный класс. От себя скульптор тоже подает прошение в Совет Академии и просит предоставить ему платную должность. Оба письма остаются без ответа. Тогда в 1792 г. Шубин обращается к Екатерине: «Всемилостивейшая Государыня, нахожусь в умалении здоровья и необходимости просить о помощи…» Лишь через два года прославленный мастер был утвержден профессором, но без предоставления платного места. Невзгоды подорвали здоровье и без того больного человека, обремененного большой семьей. Но Шубин не перестает работать. Произведения, относящиеся к 1790-м годам, свидетельствуют о способностях скульптора глубоко и полно раскрывать характер человека. Многогранны созданные им образы: суховатый старый вояка адмирал В. Я. Чичагов (1791,), добродушно-надменный сибарит Г. А. Потемкин (1791, ГРМ), генерал-фельдцейхмейстер Платон Зубов (1796,), педантичный И. И. Бецкой (1790-е, ГТГ), петербургский градоначальник Е. М. Чулков (1792,) и др.

В 1792 г. Шубин по памяти создает портрет М. В. Ломоносова (ГРМ). В отличие от других, этот портрет глубоко демократичен, прост но композиции и трактовке формы, насыщен глубокой интеллектуальностью. и нем нет никаких элементов парадности и официальности. Шедевром портретного искусства является бюст Павла I (1797, мрамор, ГРМ). Шубин раскрывает в нем всю сложность образа: надменность, холодную жестокость, болезненность и скрытое в глубине страдание. Тем не менее, работа скульптора Павлу понравилась.

С каждым годом положение Шубина становилось все тяжелее. В 1797 он обращается за помощью к Павлу, а через год подает прошение Академии с просьбой «не оставить дачею хотя одной казенной квартиры с дровами и свечами». Но и это осталось без внимания. Шубину не на что было содержать семью, он стал слепнуть, а в 1801 сгорели его дом и мастерская с работами, которые там находились.

Удары судьбы не заставили Шубина изменить себе. В одной из последних работ - бюсте Александра (1801, Воронежский областной музей изобразительных искусств) за внешней приветливостью императора видно холодное равнодушие. Александр все же выказал милость - пожаловал скульптору бриллиантовый перстень. Вынуждена была проявить внимание к Шубину и Академия, предоставив казенную квартиру и свечи, о которых он давно просил. В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили, наконец, адъюнкт профессором с жалованием по штату. Но здоровье было вконец подорвано, и 12 (24) мая 1805 Шубин умер. Смерть скульптора прошла почти незамеченной. Трагически кончилась жизнь ваятеля, искусство которого, по словам В. И. Мухиной, было «образом времени».

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805)

Портрет в скульптуре не был тогда в таком почёте, как в живописи. В период становления классицизма мастера скульптуры изображали, главным образом, героев древности. Но скульптор Федот Иванович Шубин пошёл своим путём. Его привлекала возможность раскрыть в скульптуре характерные черты личности, и он оставил настоящую портретную галерею современников.

Федот Иванович Шубин (1740 – 1805) родился в тех краях, где и М.В. Ломоносов. Профессиональным занятием членов его семьи была резьба по кости. Предположительно в 1759 году Федот Шубин оказался в Петербурге и в течение двух лет жил как свободный ремесленник, затем стал придворным истопником. Кто ввёл его в эту должность – остаётся только предполагать. Возможно, это был М.В.Ломоносов. Предположительно, великий учёный представил способного резчика куратору Академии художеств И.И. Шувалову, чем способствовал поступлению его в скульптурный класс. Учителем Шубина был Никола Франсуа Жилле, у которого учились все знаменитые русские скульпторы в то время. В период обучения Шубин получал награды и окончил Академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. В мае 1767 года Шубин в числе других выпускников получил в торжественной обстановке аттестат, шпагу – символ личного дворянства – и разрешение на учёбу за границей на три года. В июле 1767 года прибыли в Париж. Куратором русских выпускников в Париже был князь Д.А. Голицын, почётный член Академии художеств. Шубин продолжил своё образование у скульптора Ж. – Б. Пигаля, знаменитого мастера реалистических портретов. Шубин работал с натуры в мастерской рядом со своим учителем, Пигалем, копировал также работы самого Пигаля и античные скульптуры Он «принимает участие в подготовке и отливке фигур для монумента Людовика XV». (Яковлева Н.А. Федот Иванович Шубин. 1740-1805. – Л.: Художник РСФСР, 1984. – С. 14-16). Шубин работал над портретами, и имя его как талантливого мастера, стало известным.

Летом 1770 года Шубин, благодаря рекомендациям Дидро и Фальконе, оказался в Италии, сначала как пенсионер Академии, а вскоре – как «спутник богатейшего русского промышленника Н.А. Демидова». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.18). Шубин создаёт портреты и медальоны, которые пользуются неизменным успехом и приносят ему немалые гонорары. И.И. Шувалов, который, как мы помним, курировал Академию при Елизавете Петровне, заказал Шубину свой портрет. (Этот портрет в ГТГ). Шубин создал много портретов, среди них – членов семьи Демидовых, А.Г., Ф.Г. Орловых, племянника И.И. Шувалова и даже портрет Екатерины II. Вместе с Демидовым Шубин в 1773 году ездил в Англию, где знакомился с работами портретистов.

Летом 1773 года Шубин возвратился в Петербург.

По возвращении в Петербург Шубин создал знаменитый бюст вице-канцлера А.М. Голицына. Мраморный экземпляр находится в ГТГ, в нашем музее – гипс. Но он не представлен на экспозиции. За этот портрет скульптор получил награду от императрицы – золотую табакерку. Посыпались заказы от знатных семей. Работал Шубин, как правило, над бюстами. Даже при общем взгляде на портреты в этом зале, вы увидите, что лица он показывают с пристальным вниманием, в отличие от трактовки одежды, решённой более обобщённо. При этом необходимо рассматривать каждую работу с разных сторон, чтобы получить полное представление об изображённом человеке. Одним из наиболее известных портретов мастера был бюст М.В. Ломоносова.

Портрет М. В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов(1711 – 1765). В представлении не нуждается.

Когда мы стоим перед портретом Ломоносова и видим его лицо в анфас, то обращаем внимание на мечтательную улыбку учёного, взгляд, устремлённый вверх, на одухотворённое выражение лица. Посмотрим его в профиль. Перед нами как будто другой человек – такой чёткий, чеканный профиль с «римским» носом, голова приподнята. Выражение мечтательности, лиризма уступило место силе и достоинству.

Портрет графа Г. Г. Орлова

Григорий Григорьевич Орлов (1734 – 1783) – граф, князь Священной Римской империи, российский военный и государственный деятель. Известен в русской истории своей ролью в возведении на трон Екатерины II, поэтому расскажем о нём подробней. Г.Г. Орлов родился в семье генерал-майора, новгородского губернатора Г.И. Орлова. В пятнадцатилетнем возрасте записан рядовым в лейб-гвардии Семёновский полк; в 1755 получил чин сержанта. После окончания Сухопутного шляхетского корпуса стал поручиком Измайловского полка. Был очень храбрым, отличился в сражениях во время Семилетней войны, был ранен. Назначен адъютантом начальника артиллерии П.И. Шувалова, затем артиллерийским казначеем и произведён в капитаны. Отличался красотой, высоким ростом, силой, отвагой и бесшабашностью. Вместе с братом Алексеем был кумиром гвардейской молодёжи. Обратил на себя внимание великой княгини Екатерины Алексеевны, будущей Екатерины II, стал её близким другом и вместе с братом возглавил заговор в её пользу. После коронации Екатерины II в сентябре 1762 года возведён в графское достоинство, стал камергером и получил более миллиона рублей и 10000 крепостных. Для него архитектор Антонио Ринальди строил Мраморный дворец – «дворец благодарности». Г.Г. Орлов отличался многообразными интересами и стремился своей деятельностью приносить пользу России. Он покровительствовал наукам, особенно естественным, в 1765 году основал первое в России научное Патриотическое, позже – Вольно-Экономическое общество с целью распространения в народе полезных и нужных земледелию знаний. Получил орден Андрея Первозванного. Покровительствовал Ломоносову и Фонвизину. Осенью 1771 года усмирил чумной бунт в Москве. В 1772 году был послан в Фокшаны (территория современной Румынии) для заключения мира с Османской империей. В том же году возведён в княжеское достоинство.

Перед нами лицо красивого, спокойного, уверенного в себе человека, – вельможи, каким он и был. Мы знаем, что он более десяти лет был близким другом Екатерины II. Знаем, что он был страстный охотник и не боялся «ходить» на медведя. Но при этом в его лице мы видим и мягкость, и задумчивость. Скульптор глубоко постиг характер этого человека и передал его сложность. Г.Г. Орлов был способен на сильные чувства, любовь и привязанность. Он полюбил свою родственницу, Е.Н. Зиновьеву, и в 1776 году женился на ней. Екатерина II сделала её статс-дамой и кавалером ордена св. Екатерины. Но молодая жена тяжело заболела. Г.Г. Орлов ухаживал за ней, возил лечиться за границу, но в июле 1782 года она умерла. От горя Орлов заболел душевной болезнью и вскоре умер. (Сведения взяты из открытых источников).

Посмотрите, как мягко проработан мрамор, как бережно работает скульптор над трактовкой лица, глаз, передаёт едва заметную грустную улыбку.

Портрет И. Г. Шварца

Иоганн Готлиб Шварц (1736 – 1804) приехал из Германии и в течение некоторого времени работал в Академии художеств. Обратимся к исследователю, давшему исчерпывающую характеристику этой работе Шубина: «Подкупающе сердечным и уважительным отношением к коллеге по искусству окрашен скромный бюст И.Г. Шварца – виртуозного мастера – резчика по кости, дереву и металлу. Это – воплощение живой, поистине дышащей формы, хотя портретист ни в чём не польстил своей модели: сухощавое строгое лицо несёт следы нелегко прожитых лет. Обозначены морщины широкого спокойного лба, глубокие складки скобками охватывают чуть приоткрытый рот с едва заметно приподнятыми уголками. Перед зрителем - тонкое и умное лицо интеллигентного, полного чувства собственного достоинства современника Шубина». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.68).Портрет Г. А. Потёмкина

Григорий Александрович Потёмкин (1739 – 1791) – князь, очень знаменитый государственный деятель и полководец, друг и советник Екатерины II. Сын смоленского помещика. Обучался в гимназии при Московском университете. Выдвинулся благодаря перевороту 1762 года. В 1768 году добровольцем отправился на войну с турками и показал себя храбрым воином и вскоре – талантливым военачальником. Историк отмечает: «Потёмкин в турецкую войну является первым главнокомандующим нескольких армий, оперировавших на нескольких театрах, и флота. /…/Он имел вполне самостоятельный и верный взгляд на сущность самых сложных действий на полях сражений». «По общему признанию и друзей и врагов, Потёмкин был главной фигурой политической жизни России». (Лопатин В.С. Суворов в своих письмах//А.В.Суворов. Письма/ Издание подготовил В.С.Лопатин. – М.: Наука, 1987. - С. 450; 436-437).

Потёмкин оставил по себе память как умный и энергичный человек, подверженный временами приступам меланхолии. Участник победоносных войн с турками, в результате которых к России был присоединён Крым, греческое название которого – Таврида. Поэтому Г.А. Потёмкин известен как князь Потёмкин-Таврический. Екатерина II была потрясена его кончиной. Известны её слова, что смерть Потёмкина – невосполнимая утрата, что другого Потёмкина «быть не может». Через пять лет умерла и сама императрица.

Павел I

Шубин понял характер Павла с его противоречивыми и патологическими свойствами. Один из современников, «постоянно бывавший при дворе и хорошо знавший нрав Павла, писал: «Ни один государь не был более ужасен в своих жестокостях и более щедр в минуту великодушных порывов. Но совершенно нельзя было быть уверенным в его милостях. Одного слова – будь оно случайно или предумышленно – одной тени подозрения было достаточно для того, чтобы только что дарованные милости сменились преследованием». (Цит. по книге: Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве. XVIII век. – СПб.: Изд-ский дом «Книжный мир», 2001. – С.179.

Для того, чтобы получить более полное представление об образе, непременно следует осмотреть портрет в фас и профиль. Лицо в профиль – немолодого человека, с морщинами и впадинами, с безобразным носом. Но в фас мы улавливаем трагический излом бровей, общий страдальческий облик, как будто скульптор предвидел жестокое убийство императора. Костюм показан очень подробно, со всеми регалиями. Здесь и Мальтийский крест, и орден Андрея Первозванного.

Портрет А. А. Безбородко

Александр Андреевич Безбородко (1747 – 1790) – князь, статс-секретарь и обер-гофмейстер. Портрет настолько выразителен, что весь характер виден в лице и постановке головы, остаётся только добавить несколько слов о его жизни.

А.А. Безбородко родился в городе Глухове на Украине и получил хорошее домашнее образование. Участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774. Служил в армии под руководством фельдмаршала П.А. Румянцева, который после окончания войны рекомендовал молодого А.А. Безбородко Екатерине II, так как заметил его разнообразные знания. В дальнейшем он стал канцлером, графом Священной Римской империи и светлейшим князем. К своим многочисленным крестьянам был очень добр и обучал их различным ремёслам. Можно вспомнить курьёзный случай из его биографии, рассказанный художницей Виже-Лебрен: «Как-то раз, захлопотавшись, забыл он про повеление Екатерины составить проект указа. Когда он явился к ней, то после обсуждения разных других дел императрица спросила его о сём указе. Безбородко нимало не смутился, вынул из портфеля чистый лист и без всякого приуготовления сочинил прямо на слух проект нового закона. Екатерина была чрезвычайно довольна и пожелала посмотреть текст написанного. Каково же было её изумление, когда увидела она совершенно чистый лист! Безбородко рассыпался в извинениях, но она успокоила его похвалами и на следующий день сделала тайным советником». (Цит. по книге: Короткина Л.В.Иностранные художники в России в XVIII веке. На материале коллекции Русского музея. – СПб.: ООО Студия «НП-Принт», 2012. – С. 89-90). Портрет показывает человека умного, весёлого, любителя хорошо поесть, увлекавшегося женщинами. Исследователи, характеризуя нашего героя, употребляют более резкие выражения, но мы обойдём их молчанием из уважения к его уму и доброте.

Екатерина II – законодательница

«Первое появление статуи перед зрителями, а возможно, и самой царицей было обставлено чрезвычайно эффектно: в сказочно убранном Таврическом дворце во время бала, устроенного Г.А. Потёмкиным в апреле 1791 года». (Яковлева Н.А. Указ книга. – С.72). Особенный восторг вызвал у зрителей зимний сад, наполненный редкими пышными растениями, украшенный благоухающими цветами и сверкающими стеклянными водоёмами. «Посреди этого зимнего сада, под куполом ротонды из восьми ионических колонн, на порфировом постаменте стояла статуя Екатерины II. Драгоценный мрамор казался полупрозрачным и тающим в отсветах фонарей из цветного хрусталя, свисавших меж колонн, в отблесках лучей стоявшего позади неё зеркального обелиска..».(Яковлева Н.А. Указ книга. – С.73). Свободно ложатся складки одежды, не стесняя движения, скипетр опущен, как будто императрица демонстрирует своё милостивое правление, тем более, что рукой она указывает на свод изданных ею законов. Жизнь каждого человека в империи, как будто говорит императрица, защищена справедливыми законами. У ног её – рог изобилия, из которого сыплются монеты и ордена. Этот символ вызывает вопрос: кому предназначены столь щедрые награды? Тому, кто исполняет законы? Возможно такое объяснение. Но тогда почему весы Фемиды, богини Правосудия, видны только сзади? Может быть, в наградах играет больше роль случай, чем чувство справедливости? Трактовка статуи с её аллегорией кажется несколько двусмысленной. Может быть, умная Екатерина всё поняла и поэтому оставила скульптора без награды.

В последние годы жизни Шубина награды обходили его. Даже прошения на имя Павла I и в Академию художеств оставались «без последствий». И это – несмотря на обилие заказов и мастерство исполнения. Портрет считался второстепенным жанром. Обратимся к исследователю: «Только осенью 1801 года, когда Павла I сменил на престоле Александр I, Шубину, кажется, улыбнулась судьба. Впрочем, улыбка скудная и не без слёз: сгорел его небольшой деревянный дом на Васильевском острове, и Академия выдала пособие, император произвёл в коллежские асессоры и за свой портрет (мрамор, 1802(?), Воронежский областной музей изобразительного искусства) наградил бриллиантовым перстнем. 24 января 1803 года Академия, наконец, предоставляет Шубину казённую квартиру и должность адъюнкт-профессора «с жалованьем по штату». В последние годы он обучает учеников способам обработки камня. До старшего профессора Шубину дослужиться так и не удалось. Скульптор умер 12 мая 1805 года, и пенсии его вдове Академия не дала «по причине кратковременного служения её покойного мужа». (Яковлева Н.А. Указ. книга. - С. 87.)

Не отвлекаясь от темы скульптуры, обратимся в следующем зале к И. П. Мартосу.

С именем Федота Ивановича Шубина связаны наивысшие достижения русской и мировой скульптуры XVIII века. Вместе с архитектурой В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, живописью Д.Г. Левицкого и поэзией Г.Р. Державина его портретное творчество составляет славу и гордость Отечества. Для искусства Шубина было характерно обостренное чувство современности и вместе с тем устремленность в будущее.

Связанный вначале с народной пластической традицией холмогорских косторезов, не знавшей конкретной натуры и оперировавшей обобщенными художественными образами, Шубин в процессе учебы в Академии художеств постепенно освобождается от этой зависимости.

Серьезное изучение памятников античности и западноевропейского искусства, знакомство с современной скульптурой Франции и Италии и новыми эстетическими веяниями сформировали его творческое кредо, которому он был верен всю свою жизнь. Натура, в ее живом многообразии, стала главным источником его творческой деятельности. Основным призванием Шубина был портрет, но он также создал значительное число замечательных произведений монументально-декоративной пластики.

Его рельефы и круглая скульптура украшают Троицкий собор Александро-Невской лавры, Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Петергофские фонтаны.

Федот Иванович Шубин (Шубной) родился 5 (16) или 17 (28) мая 1740 года в деревне Течковская (Тючковская) Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии, расположенной близ Холмогор - родины М.В. Ломоносова, в семье черносошного крестьянина Ивана Шубного. Выходец из социальных низов, как и многие русские художники, он прошел в детстве и юности суровую жизненную школу.

В 1759 году Шубной прибыл в Санкт-Петербург, где стал зарабатывать на жизнь резьбой по кости и перламутру. Благодаря своему земляку Ломоносову он в 1761 году устраивается в дворцовое ведомство истопником. Также по его протекции и по ходатайству И.И. Шувалова в ноябре этого же года Шубной был зачислен в состав учеников Академии трех знатнейших художеств с фамилией Шубин.

До 1766 года он учился у профессора Н.Ф. Жилле, вначале в классе «орнаментальной» скульптуры, а затем, за год до окончания, в «скульптурно-статуйном». За успешное обучение в 1763 и 17б5 годах был премирован малой и большой серебряными медалями. В 1766 году за программный рельеф из русской истории «Убиение Аскольда и Дира» (не сохранился) получил большую золотую медаль. В стенах Академии им также были выполнены жанровые композиции с народной тематикой «Валдайкас баранками» и «Орешница с орехами» (не сохранились), которые упоминаются в академическом каталоге 1768 года.

Во время ученичества Шубина теоретики нарождающегося классицизма призывали художников к подражанию древним, считая, что только в произведениях античности верны и отчетливы все соотношения и формы. Говорили о необходимости видеть натуру не непосредственно, а как бы сквозь призму античных памятников.

Против доктрины классицизма в своих Размышлениях о скульптуре выступал также Э.М. Фальконе. Подражательность и эклектика были чужды молодому Шубину. Примыкая к традициям художников предшествующего поколения, он в течение всего своего творческого пути не порывал с принципами искусства барокко и его поздней фазы - рококо.

Вместе с золотой медалью Шубин получает в 1767 году аттестат первой степени со званием классного художника и право пенсионерской поездки во Францию и Италию.

Зарубежные стажировки были особенно важны для молодых скульпторов, так как обучение в Императорской Академии художеств было несколько в стороне от новых исканий и достижений западноевропейской пластики.

Русские скульпторы, впервые оказавшись за границей и познакомившись с виртуозным мастерством своих именитых наставников (Ж.Б. Пигаля, Ж.Б. Лемуана, О. Пажу, Ж.Ж Каффиери), сразу же попадали под их влияние и слепо подражали им. Наиболее самостоятельным в этом плане был Шубин. В 1767-1770-х годах он жил в Париже и работал в мастерской прославленного скульптора Пигаля, создавшего очаровательные детские образы, отмеченные большой жизненностью и непосредственностью («Мальчик с клеткой», 1749, бронза, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Шубин занимался лепкой с натуры в Королевской Академии живописи и скульптуры, общался с передовыми французскими художниками и слушал лекции знаменитого просветителя и энциклопедиста Д. Дидро. Именно во Франции он определился в своих творческих исканиях и стал портретистом. В Париже скульптор создал многофигурную группу со сложной композицией «Хронос» (1767-1770, бронза, золочение), «Голова Авраама» (1770, терракота, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и статую «Греческий пастушок» (1770, алебастр, не сохранилась).

В 1770-1772 годах Шубин переехал в Рим для изучения искусства античности и эпохи Возрождения. Тогда в художественной среде безраздельно господствовала эстетическая теория классицизма, к которой он, несмотря на кратковременное увлечение сохранил критическое отношение. Это видно, за некоторым исключением, в его ранних зарубежных работах, где уже присутствует свойственное скульптору живое чувство натуры с ее индивидуальным и неповторимым своеобразием.

Первые произведения Шубина были замечены в творческой среде Рима, и он стал получать заказы. В 1773 году за «барельеф с натуры» он был удостоен звания члена Климентинской Академии в Болонье. Строгость композиции при минимальном использовании декоративных элементов в рельефном Портрете НИ. Шувалова (1771, мрамор, диорит, дерево, позолота) и бюстах Екатерины II (1771, мрамор, местонахождение неизвестно), А,Г. Орлова, Ф.Г. Орлова и Ф.Н. Голицына (все - 1771, мрамор, Государственная Третьяковская галерея, Москва) говорит об увлечении молодого скульптора античным искусством.

В рельефном Портрете И,И. Шувалова реалистически передан образ первого президента Академии трех знатнейших художеств в период его опалы, когда он получил отставку от Екатерины II. Большая значительность ощущается в лице с умным лбом, внимательным взглядом, сжатыми волевыми губами. В скульптурных портретах Н.А. Демидова и А.Е. Демидовой (оба - 1772, мрамор, Государственная Третьяковская галерея, Москва) Шубин уже отходит от композиционной фронтальности к более свободной постановке бюста и его живописному пластическому решению.

Живя в Риме, скульптор посетил Флоренцию, Неаполь и Болонью, а также дважды уезжал из Италии в Париж. Его пенсионерское пребывание в Европе завершилось в Лондоне, где он полтора месяца работал в мастерской портретиста Ноллекенса.

В дальнейшем «Шубину предстояло развить и переработать традиции европейской пластики, подчинив их новым задачам - ответить своим творчеством на запросы русской жизни, выразить в новых художественных формах национальное русское содержание».

В 1773 году, по возвращении в Россию, начинается для Шубина самая благоприятная и счастливая полоса в его в общем-то драматической судьбе. В этом же году за статую «Греческого пастушка», выполненную в Париже, он становится «назначенным» в академики. Уже через год, в 1774 году, за мраморный бюст Екатерины II (начало 1770-х) скульптор получает в Академии художеств звание академика, а от императорского двора - государственные заказы. Представители аристократии желали иметь свои портреты, созданные только Шубиным.

Первой работой, которая принесла ему славу и привлекла к нему внимание общественности, был Портрет князя AM. Голицына (1773, мрамор). Знаменитый Фальконе, автор Медного всадника, увидев этот бюст, писал: «В этом молодом скульпторе я заметил самые выдающиеся способности».

Портрет князя A.M. Голицына воплотил в себе художественный образ целого поколения русского дворянства второй половины XVIII века. Удивительно, но мягко и одновременно уверенно моделировано, немолодое, с чуть оплывшими чертами, но еще красивое лицо аристократа с высоким лбом и правильной, с небольшой горбинкой, формой носа. Просто и легко Шубин драпирует плечи и торс глубокими и живописными складками плаща, тем самым усиливая отточенную пластику головы. С изяществом и аристократизмом общего облика русского барина-сибарита сочетаются глубоко спрятанные внутри разочарование и усталость.

В композиции бюста А.М. Голицына скульптор использует характерное для барокко контрастное движение пластических масс, передающих напряженность и внутреннюю динамику образа. Голова Голицына слегка откинута назад и энергично повернута вправо, укутанные плащом грудь и плечи развернуты чуть влево. Винтообразность движения масс подчеркивается широкими складками ткани, расположенными по диагонали справа налево и придающие бюсту характер естественного и непринужденного движения.

Портреты Шубина, несмотря на сходство композиционно-пластического решения, всегда имеют свою глубоко индивидуальную, образную трактовку. В посмертном Портрете графини М.Р. Паниной (середина 1770-х, мрамор), умершей в 29-летнем возрасте, присутствуют тот же поворот головы вправо и активно решенные складки платья, драпирующие плечи и грудь, что и в бюсте А.М. Голицына.

Сложной формы высокая прическа с завитыми локонами и вплетенными в них жемчужными бусами и розами, а также большой бант на груди, придают Портрету графини М.Р. Паниной повышенную декоративность, характерную для рокайльных произведений французского скульптора Каффиери, с творчеством которого Шубин познакомился, будучи во Франции. Но если в виртуозно и декоративно выполненном Портрете графини Дюбарри работы французского автора передается только внешний облик надменной и капризной фаворитки Людовика XV, то совсем иное - в шубинской работе. В красивом, с правильными чертами лице Паниной, при всей его светской холодной отстраненности, чувствуется большой ум, образованность и независимый характер. Этот портрет, отмеченный тонкой психологической характеристикой, передающей едва уловимые оттенки чувств, напоминает живописные образы Федора Рокотова.

Портреты Шубина привлекали к себе внимание современников не только умением автора добиться большого сходства с оригиналами, но и верной передачей различных граней их характеров. Откровенно-насмешливое и самодовольное лицо в Портрете графа ИГ. Орлова (1778, мрамор) выдает человека, считающего себя хозяином жизни, при этом не стяжавшего, в отличие от своих знаменитых братьев, лавров воинской славы. Круглящиеся складки ткани, мягко и комфортно драпирующие плечи, придают портрету уютно-домашний характер.

Некоторая фронтальность изображения, а также энергичность и строгость лепки грубоватого лица в Портрете графа З.Г. Чернышева (1774, мрамор), генерал-фельдмаршала и главнокомандующего города Москвы, создают впечатление четкости и прямоты его характера. Это уже портрет не вельможи, а военачальника, в крупных чертах которого читаются решительность и собранность.

Естественные складки плаща с расстегнутым воротником и небрежно повязанным шарфом органично сочетаются со свободной и непринужденной лепкой головы в Портрете графа П.В. Завадовского (середина 1790-х, гипс).

Сделав себе громкое имя на работах портретного жанра, Шубин пробует себя, и вполне успешно, в области монументально-декоративной пластики. В 1770-1780-е годы в Петербурге возводятся величественные дворцы (Мраморный, Чесменский), грандиозный ансамбль Александро-Невской лавры и создававшие их крупнейшие архитекторы считают за честь привлечь к скульптурному оформлению этих сооружений Шубина.

Надо сказать, что к середине 1770-х годов в творческом сознании скульптора наметились существенные перемены, связанные с выполнением им в 1774-1775 годах по заказу двора 58 овальных мраморных рельефов с поясными портретами великих князей и царей, входящих в цикл «Родословие российских государей». Портретные медальоны предназначались для украшения зала Чесменского дворца в Петербурге (архитектор Ю.М. Фельтен), а в 1849 году они были перенесены в Оружейную палату Московского Кремля.

В качестве оригиналов Шубину были представлены бронзовые рельефные портреты, исполненные ранее нюрнбергским резчиком И. Доршем. Работая над историческими портретами князей и царей от Рюрика до императрицы Елизаветы Петровны, Шубин не ограничивается знакомством только с рельефами Дорша, а изучает летописные источники. В этой работе он вновь приходит к народным истокам, от которых ему пришлось избавляться во время обучения в Академии и за границей.

Из-за обязательств придерживаться официальной иконографии наименее интересными у него получились портреты правителей из дома Романовых. В изображении остальных государей Шубин свободно следовал за своей фантазией. В поисках национальных образов скульптор обращался к реальной действительности, к миру русских типов и характеров, хорошо знакомых ему с раннего детства, когда он жил в далекой глуши, на Севере. Игорь Рюрикович, Изяслав Ярославин, Ярослав Владимирович, Мстислав Удалой, Иван Грозный представлены им как воины - сильные, крепкие и могучие, удивительно похожие на бородатых поморских крестьян и рыбаков.

Также меняется отношение скульптора к образу своих современников, в портретах которых он решает уже новые задачи и придает им иные качества. В портрете Генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского (1778, мрамор) он создает более приподнятый образ, чем в бюсте фельдмаршала Чернышева, при этом не стремясь приукрасить во имя героизации отнюдь не римские черты круглого, со вздернутым носом лица Румянцева-Задунайского. В силуэтной линии формы уже нет непрерывности и плавности, свойственной более ранним работам Шубина. Здесь намеренно усилен контраст между пластическими массами головы и торса, дающий возможность резко выделить лицо как главное в портрете. Умело используя старую композиционную схему, он находит новое, глубоко продуманное решение, в котором на первый план выступает задача психологического раскрытия натуры.

Минимальное использование деталей в композиции помогает скульптору сосредоточить внимание и всю силу пластической выразительности на голове и лице портретируемого, что видно в портрете президента Императорской Академии художеств И.И. Бецкого (середина 1790-х, гипс). В этом произведении уже нет былого увлечения Шубина внешним изяществом и элегантностью персонажа и полностью преодолено влияние французского портрета. Формальные изменения в его творчестве вызвали изменения и в самом образе. Так, скульптор изобразил Бецкого беззубым, худым старцем в мундире со звездами на груди.

В бюсте П.А. Румянцева-Задунайского, а также в близких к нему по времени и стилю Портрете И.С. Барышникова (1778) и Портрете графа П.Г. Чернышева (1779, оба - мрамор) реалистические тенденции в искусстве Шубина обостряются и приобретают новый смысл. Он стремится не только выразить индивидуальный характер правдиво переданной натуры, но и создать новый социальный тип - активных, целеустремленных людей, служащих во благо Отечества, и при этом усилить и акцентировать национальные черты в их облике.

В первой половине 1780-х годов Шубин выполняет Портрет графа П.Б. Шереметева (1783, мрамор, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), Портрет И.И. Михельсона и парный к нему Портрет Ш.И.Михелъсона (оба - 1785, мрамор, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), в которых прослеживается ряд новых элементов, проявившихся в реалистической системе Шубина. В них с беспощадной правдивостью раскрываются черты: надменности и высокомерия (П.Б. Шереметева), целеустремленности и энергичности (И.И. Михельсона), сентиментальной недалекости (Ш.И. Михельсона).

Как отмечал искусствовед В.Н. Петров, ироничность шубинских произведений этих лет своеобразно перекликалась с сатирой и критикой писателей и просветителей Д.И. Фонвизина и Н.И. Новикова.

Надо сказать, что Шубин виртуозно владел техникой обработки особенно любимого им мрамора, используя в работе не только молоток и резец, но и сверло, которым выполнялись многие декоративные элементы (локоны причесок, кружевные воротники, жабо, а также зрачки глаз).

Поразительную пластичность формы скульптор достигал при помощи тончайшей моделировки, без малейшего «нажима» создающей впечатление молодой, шелковистой или мягкой и холеной кожи лица у представителей дворянства. Он всегда находил нужные приемы для передачи грубоватых мужских или дряблых старческих лиц, тяжелых и легких тканей, ажурной пены кружев, мягких или жестких волос.

В конце 1780-х годов на художественной арене появляются молодые представители русского классицизма: М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, которые оттеснили стареющего скульптора, и для Шубина наступило безрадостное время. Не получая государственных заказов, он вынужден был существовать случайными заработками.

Увенчалась неудачей его попытка получить платную должность профессора в Академии художеств, чему активно препятствовал Ф.Г. Гордеев, имеющий там высокое положение, так как портрету тогда отводилось низшее место в академической иерархии жанров. Шубин с большим чувством обиды говорил: «Ничего не может быть горестнее, как слышать от сотоварищей - он портретной».

Несмотря на жизненные трудности, творчество Шубина продолжало развиваться, и он активно проявляет себя в монументально-декоративной пластике. Скульптор участвовал в украшении внешнего вида и интерьеров Мраморного дворца, создав для него по рисункам архитектора А. Ринальди статуи и рельефы. Два барельефа исполнены на сюжеты из римской истории – «Великодушие Сципиона Африканского» и «Великодушие Павла Эмилия» , а два запечатлели «Великодушные действия к свободе военнопленных графа АГ. Орлова-Чесменского в 1771 году» («Освобождение пленных турок» и «Освобождение пленных женщин», все - 1780-1782, мрамор, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Выполненные Шубиным бюсты изображали победителей Русско-турецкой войны графов А.Г. Орлова, Г.Г. Орлова и их братьев.

В убранство мраморного зала дворца органично вошли наддверные рельефы «Игры детей» и шестнадцать крупных настенных медальонов на тему «Жертвоприношение», расположенных по его периметру. Аллегорические беломраморные статуи («Утро», «Ночь», «Флора», «Весеннее равноденствие», 1780-1782) и «Портрет архитектора А. Ринальди» (1780-1782) украсили парадную лестницу.

В Мраморном дворце находился удивительно тонкий по пластическому исполнению рельеф с мифологической сценой «Диана и Эндимион» (1780-1782, мрамор). Здесь Шубин проявил себя как мастер классицистической формы и композиции. Кроме того, в интерьерах размещались многочисленные рельефные изображения военных трофеев и орлов с фестонами.

Подобные композиции из щитов, шлемов и оружия можно увидеть на филенках, размещенных над полуциркульными окнами главного фасада дворца и на столбах решеток со стороны сада. Над аттиком здания по сторонам башни с часами были установлены две декоративные статуи, представляющие собой стоящие женские фигуры (мрамор).

Сорок восемь барельефных портретных медальонов (1784-1787, мрамор), созданных Шубиным и объединенных им в цикл «Российские государи», украсили Екатерининский зал (Большой круглый зал) московского Сената в Кремле (архитектор М.Ф. Казаков) вместе с прямоугольными рельефами на тему деяний Екатерины II, выполненными по рисункам Г.Т. Замараева. Обрамленные рамками из цветочных гирлянд и листьев, портреты попарно помещены между окнами барабана купола круглого зала. По своим художественным качествам они значительно уступают размещенным ниже рельефным композициям Замараева и выполненной Шубиным в 1774-1775 годах портретной серии «Родословие российских государей» для Чесменского дворца.

В 1770-1780-х годах Шубин работал над скульптурным оформлением Троицкого собора Александро-Невской лавры (архитектор И.Е. Старов). Двадцать статуй святых, среди которых канонизированные русские князья, расположились над колоннами главного нефа, а над основным входом был помещен барельеф Вход Господень в Иерусалим. Остальные пять барельефов, исполненных на сюжеты из Ветхого Завета, украсили фасады собора и двери главного и северного входов.

Для интерьера Таврического дворца (архитектор И.Е. Старов) в Санкт-Петербурге Шубин по заказу Г.А. Потемкина создал парадную мраморную статую «Екатерина II – законодательница» (1789). Используя эскиз памятника императрице, созданный в 17б8 году Фальконе (бронза, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), Шубин изобразил императрицу с лавровым венком на голове, орденской цепью на груди, с царским скипетром в левой руке, а правой указующей на книгу законов, изданных ею для процветания государства Российского. Платье свободного покроя и горностаевая мантия подчеркивают величественность фигуры Екатерины II, но в ее лице с индивидуальными чертами видны отчетливые признаки приближающейся старости.

Шубин делает вклад и в развитие мемориальной скульптуры, которая получит в дальнейшем широкое распространение в русской пластике, создав двухфигурную композицию к мраморному надгробию П.М. Голицыну (1781-1783) на кладбище в Донском монастыре в Москве.

1790-е годы были особенно тяжелыми для скульптора. «Так что воистину не имею чем и содержаться, будучи без жалованья и без работы», - пишет он в Академию художеств. Преследуемый бедностью, Шубин в 1792 году просит помощи уже у государыни императрицы. Однако все его просьбы остаются без ответа. Несмотря на бедность, мастер продолжает трудиться в любимом им жанре - портретном. В 1794 году он был утвержден в звании профессора, но без денежного содержания, а в 1795 году назначен членом Совета Императорской Академии художеств.

В серии бюстов, выполненных Шубиным в начале 1790-х годов, появляются новые черты, обогатившие его творческий метод. Среди них мраморные портреты - петербургского полицеймейстера Е.М. Чуйкова (1791), князя Н.В. Репнина (1791-1792) и профессора Академии художеств И.Г. Шварца (1792, все - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Небольшого размера бюсты отличаются камерным, непарадным характером, в них нет и намека на нарочитое позирование. Создавая эти образы, Шубин внимательно анализировал внутреннее и эмоциональное состояние моделей и при этом оживлял их лица улыбкой.

В произведениях последнего периода своего творчества, который верно назван исследователем Г.М. Пресновым «рембрандтовским», - в портретах И.И. Бецкого (середина 1790-х, гипс, Государственная Третьяковская галерея, Москва), светлейшего князя А.А. Безбородко (около 1798, гипс) и Павла I (1800, бронза) Шубин поднимается до вершин мирового пластического искусства. Время его позднего творчества совпадает с расцветом таланта выдающегося французского мастера-реалиста Ж.-А. Гудона, создавшего знаменитый «Портрет Вольтера, сидящего в кресле».

Внутренний мир шубинских героев раскрывается во всей своей многогранности и органической цельности. В самой лучшей работе этого времени, Портрете Павла I, Шубин смело разрушает все каноны парадного репрезентативного портрета, показывая российского самодержца таким, каким он был в жизни, «замечательно нехорошим собой» - с коротким вздернутым носом, чуть выступающей вперед челюстью, выпяченной нижней губой и с круглыми, на выкате глазами.

Реалистическая правдивость в передаче натуры Павла I сочетается здесь со сложной психологической трактовкой, которая меняется при медленном обходе бюста. Император предстает сразу в нескольких ипостасях: то жалкой, дегенеративной личностью, то напыщенным и спесивым, то незащищенным и легко ранимым.

В самом начале XIX века, в 1801 году, стареющий скульптор, отдавая дань классицизму, создает декоративную статую «Пандора» (бронза, позолота), которая органично вошла в скульптурный ансамбль Большого каскада в Петергофе. В этом же году появляется и его последняя портретная работа - мраморный бюст 24-летнего Александра I. Как подлинный «портретист души», Шубин мастерски передает в нем характерную для молодого императора противоречивость и двойственность натуры.

Созданная Шубиным грандиозная портретная галерея ныне воспринимается как обобщающий портрет эпохи XVIII века. Опираясь на русскую народную культуру и достижения мировой пластики, он воплотил в своем творчестве народные представления и взгляды на жизнь. «Замечательный чародей формы, поэт изящного реализма», Шубин первый среди русских скульпторов вышел на путь реалистического искусства, которому принадлежало будущее.

Но не было будущего у старого, полуслепого, обремененного женой и шестью детьми замечательного мастера. Прослужив почти 40 лет на государственной службе, он не мог материально обеспечить себя и свою многочисленную семью. В 1801 году сгорели его дом и мастерская со всеми находившимися там работами. По указанию Александра I в 1803 году Академия художеств зачислила Шубина в свой штат, предоставив ему должность адъюнкт-профессора с преподаванием в скульптурном классе.

12 (24) мая 1805 года в Петербурге в бедности и забвении умирает великий русский скульптор России, «воплотивший в мраморе всех главных деятелей эпохи Великой Екатерины». Вначале он был похоронен на Смоленском кладбище, а затем его прах перенесли в некрополь Александро-Невской лавры.


Копии скульптур из мрамора можно заказать в нашей компании – Stone2art Group .

Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group

Шубин (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор.


Шубин (Федот Иванович) - скульптор, сын крестьянина, родился 17 мая 1740 г. в Куроостровской волости, против Холмогор. Зимой 1759 г. пришел, подобно своему земляку, Ломоносову, в Санкт-Петербург с обозом трески. По ходатайству Ломоносова, заметившего необыкновенную способность юноши к скульптуре по образцам его резьбы из кости, он был зачислен истопником в придворный штат и в 1761 г. по Высочайшему повелению определен в академию художеств, где вскоре сделался лучшим из учеников профессора Жиле. Во время прохождения академического курса был награжден двумя серебряными медалями, малой в 1763 г. и большой в 1765 г., а в 1766 г. окончил этот курс с золотой медалью и в следующем году отправлен для дальнейшего своего усовершенствования в Париж, в качестве пенсионера академии. В Париже Шубин обратил на себя внимание французской академии, которая ходатайствовала перед императрицей Екатериной II через Фальконета о продлении срока его пенсионерства для того, чтобы он имел возможность посетить Рим. В 1772 г. Н.А. Демидов совершил с ним путешествие в Италию и заказал ему свой мраморный бюст. Возвратившись оттуда в Санкт-Петербург, он исполнил, по воле Екатерины II, ее бюст с натуры, считающийся самым схожим из всех (находится в Императорском Эрмитаже) и после того постоянно, в течение 20 лет, занимался работами из мрамора для высочайшего двора и для князя Г.А. Потемкина, в лице которого нашел себе горячего покровителя. В 1774 г. академия избрала его в академики; но интриги товарищей Шубина по специальности, Гордеева и Ф. Щедрина, долго, во все время управления академией И. Бецкого, мешали Шубину получить высшее художественное звание, хотя он и приобрел себе репутацию мастера, не имеющего себе равного среди русских скульпторов, и только в 1794 г. академия возвела его в профессоры. Он умер в Санкт-Петербурге, 12 мая 1805 г. Кроме других достоинств, произведения Шубина отличаются особенно мягкостью передачи натуры в рубке из мрамора. Конференц-зала академии художеств украшена превосходной статуей Екатерины II, исполненной Шубиным для князя Потемкина. Из прочих его работ известны: бюсты русских полководцев: Шереметева, Румянцева, Суворова и адмирала Чичагова, в Императорском Эрмитаже, горельефные изображения русских великих князей в Оружейной палате и Петровском дворце, в Москве, и бюст князя Безбородко.



Рассказать друзьям