Фейерверк искусств конспект мероприятия для младших. Сценарий внеклассного мероприятия для начальных классов "фейерверк талантов"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное образование город Краснодар муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар основная общеобразовательная школа № 81 «Прекрасные музы искусства». Внеклассное мероприятие в 8-х классах автор Ицкович Т.Я. учитель ИЗО МБОУ ООШ№81 Г.Краснодар 2014 Цель:  Приобщать учащихся к познанию и пониманию мира искусства,  способствовать формированию уважительного отношения к людям искусства,  воспитывать неравнодушное отношение к сохранению произведений искусства. Ход мероприятия. Хоровод муз (танец Сиртаки в исполнении муз. Музы в костюмах) Ведущий - Вот они – прекрасные музы! Кто же эти таинственные незнакомки? Покровительницы искусства и науки, прекрасные девы с чистыми сердцами и дивными голосами. МузыкаЛ.Бетховена - Это 9 сестёр, дочерей верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Они были спутницами Аполлона – бога солнца и искусств. -Музы были призваны воспевать героические победы олимпийцев, одержанные в борьбе с соперниками - титанами, воплощавшими стихийные силы. - Музы вначале позднее стали изображались духами гор и источников, но фигурами, символизирующими художественное вдохновение. - Музы обитали на вершине священной горы Парнас или на склонах священной горы Геликон. Черпая воду из источника – Кастальский ключ рядом с Дельфийским храмом, музы брызгали проходящих в храм водой, тем самым одаривали ею избранных, и те, изведав этой живительной влаги, становились поэтами или певцами, музыкантами. Верили, что из этого ключа поэты черпают своё вдохновение. - Другим источником, где проводили время музы, был Лошадиный ключ, возникший под ударом копыта крылатого коня Пегаса. Накупавшись в его тёмно-фиолетовых струях, музы, по легенде, водят хороводы и поют чудесные песни. -Все виды искусства, которым покровительствуют музы, не стали бы доступны для нашего сознания, если бы оно не обладало памятью -Мнемозиной, откуда они все вырастают. Когда музы – сёстры танцевали, пели под звуки золотой кифары, на которой играл Аполлон, люди становились добрее, а боги милостивей. -Так поэтично рассказывалось в античных преданиях о божественном происхождении искусства, о дружбе муз. - Безвозвратно ушло время античности, и всё же она остается в художественном сознании человечества, а искусство продолжает доставлять нам наслаждение. - Стремление к прекрасному, умению видеть, слышать и вникать в смысл и красоту произведений искусства - вот чему следует учиться! И в этом нам помогут эти таинственные незнакомки в белоснежных одеждах. Ведущий Первая гостья:Каллиопа Каллиопа Я– старшая из муз, богиня песнопения. муза эпической поэзии, имя символизирует чарующее провозглашающее слово В эпоху считалась музой классическую поэзии. Мать величайшего певца и музыканта Орфея.. Постоянными атрибутами Каллиопы были –стиль (палочка для письма) и навощенные дощечки. Вдохновленные мною А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.Есенин и многие, многие поэты создали бессмертные творения. Поэты, вдохновленные мною создавали прекрасные произведения, на которые композиторы сочиняли музыку и рождалась песня. песня) (Звучит Ведущий Следующая гостья: Эвтерпа (звучит Арфа) Эвтерпа –Я- муза музыки, покровительница лирической поэзии. О, музыка! В час скорби и печали Ты мне вручаешь боль сердечных мук, Уносишь мысль в неведомые дали, Когда услышу голос арфы нежной, Я в упоенье в облаках парю, За этот дар, за этот мир безбрежный, О, музыка, тебя благодарю! (Игра на скрипке или другом инструменте) Эвтерпа: Сегодня я посвящаю свой рассказ памяти великого музыканта П.И. Чайковского Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год – в Петербург. Где Петр Ильич оканчивает консерваторию с серебряной медалью, высшей тогда наградой, и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории, носящей ныне его имя. С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Всю свою сознательную жизнь музыканта, во время учения в консерватории и все последующие годы, он следовал раз навсегда определенному для себя девизу: труд, познание, скромность. Начиная с осени 1877 года, Чайковский часто переезжает из одного города в другой, подолгу живет за границей. “Годы странствий” становятся источником свежих художественных впечатлений. В этот период появляются опера “Евгений Онегин”,1885 года Петр Ильич переезжает в Подмосковье, вначале в окрестности уездного городка Клина, а в мае 1892 года – в Клин, где прошли его последние годы жизни, где сейчас дом-музей композитора. Здесь были написаны Пятая и Шестая симфонии, оперы “Мазепа”, “Чародейка”, “Пиковая дама”, “Иоланта”, балеты “Спящая красавица” и “Щелкунчик”, романсы, ряд фортепианных пьес. В последние годы Чайковский обратился к новой для него области деятельности – дирижированию. Зимой 1888 года состоялась его первая концертная поездка по Европе. Он первым из русских композиторов выступил в Соединенных Штатах Америки. “В моем лице путешествует русская музыка” – говорил Петр Ильич. (Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром). Слава пришла к Чайковскому еще при жизни. Но подлинно всемирной известности, любви его музыка достигла в наше время, когда она зазвучала во всех уголках земного шара. Каждые 4 года в Москве проходит Международный конкурс музыкантов. В нем принимают участие молодые талантливые пианисты, скрипачи, виолончелисты и певцы из многих стран мира. Девизом этого конкурса могли бы стать слова, начертанные на одном из венков, поднесенных Дому-музею Чайковского: “России – его сердце, миру – его гений”. Звучит Первый концерт для фортепиано с оркестром. Выключить постепенно Ведущий Следующая гостья: - Терпсихора Терпсихора Я муза танца, иносказательно балерина. Я открываю людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Танец основывался на строгом соблюдении ритма, на сочетании ритмического шага и подобающих движений рук. Древние пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Позы и движения должны быть красивы и гармоничны, пляска должна отражать настроение мысли и чувства. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. О, танец! Ты – великое творенье, Прекрасней ничего на свете нет, Чем торжество любви и вдохновенья, Оваций восхитительный букет! Мазурка, полонез и полька, Король всех танцев старый, добрый вальс. И музыки чарующая сила Несет и кружит в звездном вихре нас! (Звучит венский вальсисполняется танец) Ведущий Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла, всё кипит, В райке нетерпеливо плещут И, взвившись, занавес шумит. музы театра – Мельпомена и Талия. Я представляю вам гостьи Талия Мельпомена Талия Я– муза комедии. Мельпомена Я– муза трагедии. Питомец Талии –Артист, а театр – вот храм Талии и Мельпомены Ведущий - Над Афинами возвышается холм, на котором белеют прекрасные здания с мраморными колоннами. Это Акрополь – афинская крепость - святилище, место народных собраний и празднеств в честь богов. На южном склоне холма, неподалеку от Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамеек, расположенные полукругом. Это театр Диониса – бога плодородия. Это один из самых больших театров древности. О театре можно говорить много. Существуют драматические, музыкальные театры, театры оперетты, оперы и балета, кукольные театры, театры теней. Актёры, перевоплощаясь в своих героев, заставляют зрителей плакать и смеяться, сопереживать. Мельпомена. – Театру не однажды предрекали гибель, но он каждый раз выживал – выдержал конкуренцию и с кино, и с ТВ, и с компьютером. Искусству, которое служит зрителю, суждена долгая жизнь. Талия. –Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия. Посещение хорошего спектакля - идёт ли он в прославленном театре или на маленькой сцене - всегда доставляет духовное наслаждение и приносит праздник. Мельпомена. –Любите театр. Он сделает вас добрее, честнее, справедливее. (рассказ о театре) Талия. Итак, как начинается театр? Этот вид искусства зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое, означает «место зрелищ». Как же возникло это искусство? Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса, бога плодородия и вина. В честь Диониса весной устраивали празднества, во время них разыгрывалась сцена – это были первые театральные представления. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы. Спектакль в древнегреческом театре начинался очень рано – около 7 часов утра. В то время не было хорошего искусственного освещения, вот и приходилось актерам работать только при дневном свете, Греки очень любили театральные представления. С конца шестого века каждый уважающий себя город имел специально построенный театр, где собиралось множество зрителей. Например, афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей (гораздо больше, чем любой современный, хотя жителей в древних городах было значительно меньше). Располагается он на склоне холма. За вход в театр нужно было платить. Роль билетов играли небольшие пластины из свинца или обожженной глины. Места для зрителей – каменные скамьи, рядами расположенные на склоне лестницами, разделялись на «клинья» (похожие на трибуны современного стадиона). В билете указывался буквами только «клин», а место в нем можно было занять любое, кроме первого ряда, где были бесплатные мест для почетных зрителей. Мельпомена На Руси в середине XVII века, русские послы, возвращаясь из-за границы, рассказывали о «театральных действах». На Руси театра еще не было, только бродячие скоморохи и кукольники бродили по городам и давали свои представления. Царь Алексей Михайлович (отец Петра Великого) решил устроить театр в Москве. Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года. В нем участвовало более 60 актеров. Актеры были иностранцы, и первые спектакли шли на немецком языке. Придворный театр просуществовал недолго: в 1676 г., после смерти царя, он распался. А первый публичный (доступный) театр появился в Москве при Петре в 1702 году. Театры бывают драматические и музыкальные. В драматических театрах ставятся пьесы. В театре ставятся произведения музыкального искусства – оперы и балеты. Участвуют в создании спектакля – это художники-декораторы, костюмеры, гримеры, режиссеры, актеры. Есть в театре люди, которые, казалось бы, непосредственного отношения к сценическому действию не имеют, но не зря великий театральный деятель К.С. Станиславский сказал: «Театр начинается с вешалки» (билеты, гардеробщики, капельдинеры). (сцена из спектакля «Маскарад» в исполнении старшеклассников) Ведущий Следующая гостья Клио Клио Я- муза истории. Мой постоянный атрибут – свиток папируса или пергамента, где хранится летопись былых времён. У каждого народа есть свои традиции, свои славные воинские победы, герои, которыми гордятся потомки. Это всё хранит и передаёт Клио – история. Клио Изучать историю нам помогает музей. В центре Афин существовал храм, посвящённый музам – МУСЕЙОН. Там была собрана крупнейшая библиотека. Сейчас музей несколько изменился – это хранилище потрясающих шедевров живописи, графики, скульптуры. Я представляю вам самые знаменитые Музеи мира ЭРМИТАЖ в Санкт-Петербурге (от франц. ermitage - место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурноисторических музеев. Возник как частное собрание Екатерины II. Богатейшие коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, памятники русской культуры 8-19 веков И. Рейнгард « Римский пейзаж», Клод Моне «Дама в саду» РУССКИЙ МУЗЕЙ в Санкт-Петербурге (до 1917 - Русский музей императора Александра III), крупнейший в России (наряду с Третьяковской галереей) музей русского и современного искусства. ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией в дар Москве Богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 вв., живописи 18-20 вв., скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых. Здание построено в древнерусском стиле по проекту художника В. М. Васнецова. И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван», И. Шишкин «Корабельная роща», «Утро в сосновом бору» Айвазовский «Радуга», В. Серов «Девочка с персиками», Грабарь «Февральская лазурь» Левитан «Вечерний звон», В. Васнецов «Алёнушка» ЛУВР - памятник архитектуры и музей в Париже. Первоначально - королевский дворец, возведенный на месте старого замка в 16-19 вв. Художественный музей, богатейшее собрание восточных древностей, древнеегипетского, античного и западноевропейского искусства. Знаменитая «Мона Лиза» (Джоконда) Леонардо да Винчи; Скульптура Венеры, Эдгар Дега «Танцовщицы» ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, одно из крупнейших в мире собраний живописи в Дрездене (Германия). Произведения старых и новых европейских мастеров: Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Я. Вермер «Девушка с письмом»). Ведущий - Поэты давали музам обет верности, художники эпохи Возрождения изображали себя рядом с музой. Почему? Встреча с музой может изменить жизнь. Это моменты озарения и вдохновения, встречи с мечтой. Музы. Нам стоило спуститься с самого Олимпа, Чтоб сквозь века увидеть и понять, Что не иссякли на земле таланты, Их творчество сумело воссиять! Ведущий -Древние греки, провожая в дорогу или благословляя, говорили: «Иди, да пребудут с тобой музы!» Впереди у вас долгая дорога жизни, так пусть же вам повстречаются прекрасные музы искусства! (внеклассное презентаций) мероприятие сопровождается демонстрацией Памятка зрителя. Дорогой друг!  Посещай театр, приходи сюда чаще и помни: для тебя всегда открыты двери.  Приходить нужно не позднее, чем за 10 мин. До начала спектакля.  Верхнюю одежду надо сдать в гардероб.  Вошёл в зал: вокруг красиво и чисто. Не сори здесь, не ломай кресла.  Внимательно смотри и слушай. Если во время действия тебе захочется что-то сказать соседу –потерпи. Разговаривая, ты мешаешь зрителям и артистам.  Ты, конечно же, вежлив и обязательно поблагодаришь того, кто выступал, похлопав в ладоши или подарив букет цветов. Твои аплодисменты – благодарность для артиста, ведь он старался доставить тебе удовольствие

Логвинова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель высшей категории
Учебное заведение: МДБОУ "Детский сад комбинированного вида №18"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Красноармейский район, Краснодарский край
Наименование материала: конспект ООД по художественно-эстетическому воспитанию с применением нетрадиционных методов рисования в средней группе
Тема: "Рисуем праздничный салют"
Дата публикации: 13.07.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект организационной деятельности

по художественно-эстетическому воспитанию

с применением нетрадиционных методов рисования

в средней группе.

Тема: «Салют Победы!»

Конспект подготовила:

воспитатель высшей категории

Логвинова Н.Н

Краснодарский край,

Красноармейский район

Вид: нетрадиционные способы техники рисования:
рисование способом тычка (набивка жёсткой полусухой кистью), ватными палочками, рисование пальчиком, набрызгом, кляксография (раздувании цветной капельки.)
Цель:
развивать воображение и интерес к художественному творчеству.
Задачи:

*
Познакомить с новым способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; *Закреплять знакомые способы техники рисования; * Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании; *Осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; *Развивать эстетическое восприятие; *Расширять знания об окружающей действительности.
Материал.
Листы цветной бумаги тёмных оттенков; разноцветная гуашь; принадлежности для рисования: подставка для кисточки, салфетки, маленький лист бумаги для проверки цвета, кисть щетинная №5, ватные палочки, соломинки для коктейля, зубная щетка, демонстрация слайдов с изображением салюта.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает детям загадку: Вдруг из чёрной темноты В небе выросли кусты. А на них то голубые, красные, зелёные Распускаются цветы небывалой красоты. И все улицы под ними тоже стали все цветными. (Салют) . Воспитатель ведет показ слайдов.(небольшой рассказ о войне. О празднике Победы) Рассказать детям, по какому случаю и в какое время суток устраивают салют. Рассмотреть презентацию слайдов с изображением салютов, уточнить форму, цвета.
Предложить нарисовать разноцветные огни салюта. 1. Сначала рисуем тонкие линии. 2. Рисуем огни салюта жёсткой полусухой кистью.
Напомнить и показать детям, как правильно держать кисточку: так же, как карандаш, тремя пальцами, но выше металлической части кисточки. Выполнить упражнение – разминку с кисточкой, рука при этом должна стоять на локте. Держим кисточку вот так (рука на локте, кисточку держать тремя пальцами чуть выше её металлической части) Это трудно? Нет, пустяк! Вправо-влево, вверх и вниз Побежала наша кисть! (Движения кистью руки в соответствии с текстом) А потом, а потом Кисточка бежит кругом (кисточку держат вертикально) . Закрутилась как волчок, (Выполняют тычки) За тычком идёт тычок! (Без краски на листе бумаги) . Напомнить детям, что кисточкой можно рисовать плашмя всем ворсом, примакиванием, концом, а если кисточку держать вертикально у бумаге и расплющивать о неё ворс, то получится большая «пушистая» точка. Предложить детям без краски сделать несколько тычков и начать рисовать салют тычками(кружочки любого размера) . Промыть кисточку, вытереть. Потом всё то же самое сделать гуашью другого цвета, промыть кисточку, вытереть её. Физкультминутка «Салют.»
Вокруг все было тихо. Встать прямо, руки опустить.

И вдруг - салют! Салют! Поднять руки вверх.

Ракеты в небе вспыхнули Раскрыть пальчики веером,

И там, и тут! Помахать руками над головой

вправо-влево.

Над площадью, над крышами, Присесть, встать, руки

Над праздничной Москвой С раскрытыми пальчиками

Взвивается все выше Поднять вверх (2-3 раза)

Огней фонтан живой.

Продолжить детям рисовать салют другими знакомыми им способами (по желанию детей).
Рисование пальчиком.

Рисование набрызгом.

Кляксография
(раздуваем цветную капельку соломинкой для коктейля)
Рисование ватными палочками

Полюбуемся нашими нарисованными салютами: как празднично и нарядно стало в нашей группе!

Молодцы, ребята! Ваши праздничные салюты получились очень красивыми и аккуратными.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования дом детского творчества

муниципального образования Ейский район

КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ «Новогодний фейерверк»

Для учащихся 2-9 классов

Педагог дополнительного образования Кривоногова Елена Николаевна

Ведущая:

Приветствую, вас, дорогие дети!

Сможете ли вы на «сложный» вопрос ответить?

Что же за праздник такой у нас,

Собравший сегодня вас?

Ведущая:

- А скажите-ка мне, у вас на столах стоят ели или елки? (Елки. Ели растут в лесу, а елка – это украшенная ель).

- Традиция ярко украшать деревья к новогодним праздникам существовала еще в Древнем Египте. Правда, египтяне украшали не ели, а пальмы. А мы наряжаем хвойных красавиц, так как пальмы у нас не растут, а лиственные деревья выглядят зимой некрасиво.

Обучающийся:

Зеленая красавица

Всему лесу нравится:

Ветками пушистыми,

Ароматами смолистыми,

Семенами сладкими,

Сыроежками яркими.

Ведущая:

- Сейчас я проверю, что вам известно о ели.

Викторина

Иголки у ели парные или одиночные? (Одиночные)

Ель – любительница света или тени? (Тени)

Кто из животных любит прятаться под елью? (Заяц)

Шишки длиннее у сосны или ели? (Ели)

Может ли ель вырасти до 50 метров? (Да)

Как связаны музыка и ель? (Из ее древесины делают отдельные музыкальные инструменты или части к ним)

Какое слово в поговорке пропущено: «Изба елова, да … здорово»? (Сердце)

Ведущая:

- Молодцы! Какое замечательное и полезное это дерево!

Обучающийся:

Была она елью в лесу очень долго,

Но вот в одночасье стала праздничной елкой.

Стоит, сияя, в нарядном зале,

С грустью вспоминая родные дали.

А там, в лесу, на пустой полянке

Звери собрались и печалятся о беглянке.

Печалятся птицы о ели своей.

Грустят, что никогда не встретятся с ней.

Ведущая:

- Как-то стало грустно? Почему?

- Огромное количество людей под Новый год ставят в своих домах живые ёлки, уничтожая их миллионами. А как красивы деревья и счастливы в своих родных лесах! Чтобы сохранить больше елей, стали выпускать искусственные елки. Сегодня и мы внесем свой вклад в сохранение этих прекрасных деревьев и обменяемся секретами изготовления необычных новогодних ёлок! (Дети презентуют свои самодельные ёлки, рассказывают как они их делали и из чего).

Ведущая:

А теперь отгадайте загадки :

Загадки

Ледяная морковка. (Сосулька)

Белая зимняя муха. (Снежинка)

У него ведро, морковка и метла. (Снеговик)

Бумажные цепи. (Гирлянды)

Стреляет, но не пушка. (Хлопушка)

А сейчас я предлагаю загадки про героев мультфильмов.

Кто исполняет эти песни, назовите их.
Если я чешу в затылке - не беда,
В голове моей опилки - да, да, да.
Но хотя там и опилки,
Но кричалки и вопелки,
А также шумелки, пыхтелки и сопелки сочиняю я неплохо иногда.
Да! (Винни-Пух.)

Неужели из-за масти
Мне не будет в жизни счастья?
Я обижен злой судьбой!
Ах, зачем я голубой?!
(Голубой щенок.)

Рядом львеночек лежит

И ушами шевелит,
Только я все лежу
И на львенка не гляжу.
(Черепаха.)

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
(Крошка Енот.)
«Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи, любимая, как дела?» -
«За тобою бегала, Дед Мороз,
Пролила немало я горьких слез».
(Волк, Заяц.)

В едущая:

- Идут новогодние праздники. Давайте пожелаем что-нибудь хорошее друг другу! (одним-двумя словами) (Можно при этом передавать по кругу елочную игрушку)

- Пусть, все, что вы пожелали друг другу, сбудется!

- Предлагаю потанцевать! (Танец «Если весело тебе, то делай так…»)

Ведущая:

Праздник продолжается,

Развлечения начинаются!

«Что может быть на елке?» (Хлопок или поднятая рука, если предмет можно увидеть на елке. Тишина, если нет)

Баранки, сушки, перьевые подушки,

Гирлянды, ложки, дамские сапожки,

Шары, корзинки, швейные машинки,

Бантики, снежинки, рваные ботинки,

Мягкие игрушки, сдобные ватрушки…

«Новогодний мешок» (фанты)

Ведущая : «Вот новогодний мешок. Бросаем туда имена существительные на –ок. Кто запнулся иль не знает, свой предмет туда бросает, а потом его выкупает». (Снежок, платок, клубок…)

Ведущая с раскрытым мешочком в среднем темпе проходит мимо каждого.

Задания для выкупа заготовлены заранее. Их можно написать заранее, например, на снежинках и держать в мешке: вырезать снежинку, пропеть куплет новогодней песенки, отгадать загадку, забросить снежок в мешок и т. д.

Педагог дополнительного образования подводит итог и поздравляет детей активным участием в мероприятии и с наступающими праздниками.

Что хочется, пусть сбудется.

Плохое, пусть забудется.

Пусть счастье улыбается,

Ведь праздники и каникулы продолжаются!

С Новым годом!!!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Торбеевская средняя общеобразовательная школа №3»

республики Мордовия

Внеклассное занятие

«Цветочный фейерверк»

подготовила

Кижапкина Тамара Ивановна

учитель начальных классов

п. Торбеево

2014

Цели:

Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к окружающему нас миру растений.

Расширение кругозора учащихся, знакомство с историей названий некоторых цветов и связанных с ними легендами.

Развитие наблюдательности, умения выделить отличительные особенности цветка.

Подготовительная работа:

Учащимся дается задание подготовить к предстоящему занятию что-нибудь своими руками. Это может быть рисунок, аппликация с изображением цветка, цветок из бумаги, ткани или пластилина. Участники готовят головной убор в виде цветка, учат стихи.

Оформление кабинета : Выставка поделок и рисунков. Цветочные гирлянды.

Ход занятия.

Ведущий: Дорогие друзья! Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен написал: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь. Они необходимы нам всегда, потому что без их красоты мир становится беднее и грустнее.

Цветы любят все люди Земли. С древних времен в честь цветов устраивались праздники. В Древней Греции – в честь гиацинтов и лилий; в Англии – в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов; во Франции – в честь розы и фиалки; в Болгарии – в честь роз. На Руси бытовал праздник Ивана Купалы.

Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи их видов украшают нашу планету. А ярчайшим проявлением любви людей к цветам являются праздники цветов. На нашем сегодняшнем празднике много красивых цветов. Давайте познакомимся с ними.

(Участники поочередно представляются)

Ромашка: Я белая ромашка -

В средине жёлтый цвет.

Возьми меня с собою,

Украшу твой букет.

Колокольчик: Лиловый колокольчик -

Расту в тени лесной.

Я просеке сосновой

Киваю головой.

Мак: Я очень нежный красный мак,

Меня не взять нельзя никак.

Гвоздика: Резвится в поле тихом

Цветочный карнавал.

Я – пёстрая гвоздика

И к вам спешу на бал.

Василёк: Мы красивы и легки,

Голубые васильки.

Собери ты нас скорее

И себе в венок вплети.

Вьюнок: Солнце – золота кружок надо мной.

Вьюсь я – розовый вьюнок за тобой.

Анютины глазки: Мы в солнечной сказке

Как бабочек стая.

Анютины глазки нас все называют.

Водяная лилия: Пустив в струю прохладную

Глубокий стебель свой,

Я лилия нарядная

Красуюсь над водой.

Ирис: На стебле на высоком

Я ирис голубой.

Мои листы осокой

Стоят в тени густой.

Шиповник: Я шиповник розовый,

Но осторожней будь.

Шипами оторочен я.

Про это не забудь.

Такой колючий я, как ёж.

Исколешься, когда сорвёшь.

Лилия: Душистой лилии цветок

Сияет белизной.

И в брызгах радужных дождя

Ему не страшен зной.

Роза: За тонкий запах нежных лепестков

Меня зовут царицею цветов.

Шипами стебель всех колоть готов,

Ведь нет на свете розы без шипов.

Гвоздика: Погляди-ка, погляди-ка,

Что за красный огонёк.

Это дивная гвоздика

Жаркий празднует денёк.

А когда настанет вечер,

Лепестки свернёт цветок,

«До утра, до новой встречи!»

И погаснет огонёк.

Василёк: Как чиста во поле рожь,

Василёк едва найдёшь

Всем бы ты цветок хорош.

Но зачем ты портишь рожь.

Приходи-ка лучше в сад,

Вот обрадуешь ребят.

Ландыш: Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышат луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

Одуванчик: Носит одуванчик

Жёлтый сарафанчик.

Подрастёт, нарядится

В беленькое платьице,

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное.

Фиалка: На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмёт.

Незабудка: Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их

И кто их только выдумал

Весёлых, голубых.

Должно быть оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Колокольчик: Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики – цветы

Очень вежливы. А ты?

(Звучит музыка, участники танцуют)

Ведущий: Дорогие друзья, эту прекрасную музыку сочинил великий русский композитор

П.И Чайковский. Вдохновили его на её создание цветы. Она так и называется «Вальс цветов». Слушая эту музыку, мы представляем себя в чудесном сказочном саду, который посадила для нас матушка – природа. Луговые и полевые цветы незатейливы и просты на первый взгляд. Но они обладают удивительной силой. Они изящны в своей простоте, но своей неповторимой нежностью завораживают нас, своей загадочностью притягивают. Поэтому наверно о каждом цветке существует своя легенда. Давайте послушаем некоторые из них.

(Участники поочередно выходят и представляют свою легенду).

Легенды о цветах:

Василёк : Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: «Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья».

«Я тебе благодарна, - отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви».

«Хорошо, - согласилось небо, - если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе». Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Такова легенда, родившаяся на Руси.

Душистый горошек: Легенды говорят, что душистый горошек приплыл к нам из Индии. В Индию он тоже вроде бы попал морским путём. А потому своими цветами пытается увековечить ту судно-лодочку, которая расселила его по земле.

И действительно, если присмотреться к цветам растения, нельзя не увидеть, что они похожи на лодочку. Два сросшихся верхних лепестка образуют носик лодочки, а два боковых – вёсла, где верхний широкий лепесток служит как бы флагом или парусом.

Разноцветный, весёлый, жизнерадостный цветок чем-то напоминает ещё мотылька и потому относится к семейству мотыльковых. Семена гороха были найдены в свайных постройках Швейцарии и Венгрии времён бронзового и даже каменного веков. Находили их в обугленном виде и при раскопках Трои. Это свидетельствует о том, что горох был известен с давних пор как на Востоке, так и на Западе.

Иван-чай: Жил в одной из таких местностей паренёк Иван. Любил щеголять он в красной рубахе, и большую часть времени проводил на опушке среди цветов и кустарников. Нравилось ему ухаживать за цветами, выводить новые сорта. А жители села, увидевшие мелькавший среди зелени алый цвет, поговаривали:

Да это Иван, чай, ходит.

И до того к этому привыкли, что и не заметили отсутствия в селе Ивана и стали говорить: «Да это иван-чай!» - на неожиданно появившиеся у околицы алые цветы. Так и прижилось за новым растением название иван-чай. А растение возьми да и удиви жителей новым дивом. Собрались они как-то на околице на праздник. Сколько танцевали-веселились – не помнят, помнят только, что стало холодно. Женщины решили вскипятить воды. В костёр наряду с дровами пошли и высокие стебли иван-чая, листья с которого попали в кипящий котёл. Попробовали отвара, а отвар приятный, освежающий. Листья иван-чая с тех пор служат для приготовления чайного напитка, и называется такой чай копорским, по названию села Копорье под Петербургом, у которого чуду суждено было случиться.

Колокольчик: Пойдите в безоблачный ясный день на лужайку, когда от слабого ветерка колышутся только колокольчики. Остановитесь и прислушайтесь. Слышите, они звенят на тонком стебле, звенят то бубенцами, то тихими мерными мелодиями. По преданию, колокольчики появились, когда на земле единственным средством транспорта была ямщина и когда лихие забубенные ямщицкие песни да звоны колокольчиков под дугой оглашали окрестности, и проросли цветы именно там, где упали на землю перезвоны колокольчиков.

При богатой фантазии в звоне цветов можно услышать и весёлые, и радостные, грустные, и даже отчаянные перезвоны ямщицких колокольчиков. А если к этой фантазии добавить ещё и богатое воображение, можно расслышать и ямщицкую песню, навеянную дорожной тоской или лихой забубенной гонкой…

Не рвите дикорастущие колокольчики в букеты. Сорванные цветы моментально вянут, и оживить их в вазе почти невозможно. Пусть лучше на полях и опушках леса радуют они своими голубыми венчиками наши взоры.

Кувшинка: С давних пор представление о кувшинке, уходящей корнями в таинственную глубину вод, связывалось с загадочным образом русалки. В древности её даже называли русалочий цветок.

Североамериканские индейцы утверждают, что кувшинка образовалась из искр, упавших с Полярной и вечерних звёзд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из-за обладания ракетой, которую запустили с Земли.

Славяне называли кувшинку одолень - травой и считали, что кувшинка способна охранять людей во время путешествия. Существовало по этому случаю и своеобразное заклинание: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растёт одолень - трава. Не я тебя породил, не я тебя поливал. Породила тебя мать - сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы-самокрутки. Одолень - трава! Одолей ты злых людей: лихо бы обо мне не подумали, скверного не помыслили; отгони ты чародея-ябедника…»

Ландыш: По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

В одних древних сказках ландыши – это проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки; в других – счастливый серебристый смех русалки, жемчужинами раскатившийся по лесу; в-третьих – ландыши не что иное, как солнечные зайчики, которыми по ночам гномы пользуются, как фонариками.

Одуванчик: Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его жёлтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдёт солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит – одуванчик поднимает голову кверху, приблизится к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не постареет и не станет седым. А поседеет, распушится и пустит по ветру пушинки - парашютики и под каждой по семечку подвесит. Полетят парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зёрнышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны. Весной раскроется, пустит корни в землю, поднимет кверху стебелёк с жёлтой шапочкой, который, подобно зеркальцу, отражает солнце. Стоит солнышку скрыться, погаснут и одуванчики.

Подснежник: Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть её своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда, потому подснежник и стал символом надежды.

Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

Ведущий: Ребята, мы очень много нового сегодня узнали о цветах. Но мне хотелось бы знать угадаете ли вы по описанию, о каком цветке идет речь? Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Я думаю, что вам это будет не трудно, поэтому отгадки мы будем говорить все вместе.

Загадки о цветах:

Прекрасная красавица боится лишь мороза.

В букете всем нам нравится.

Какой цветочек?

(Роза )

Знакома с детства каждому их белая рубашка.

С серёдкой ярко-желтою.

Что за цветок?

(Ромашка )

Ручьями очищается и хвоя и валежник.

И первым появляется в проталинках

(Подснежник )

На поляне у реки гордо держат стебельки,

Как фарфоровые чашки, белоснежные

(Ромашки )

Вот шершавый стебелек, в середине уголёк,

Лепестки блестят как лак.

Распустился красный

(Мак )

Если летом на болоте нежные цветы найдете,

Не теряйте ни минутки. Собирайте

(Незабудки )

На кустах она цветёт. Запах сладкий, словно мед.

Но нередко льются слезы тех, кто рвет руками

(Розу)

Летом посреди реки, трепеща как поплавки,

По воде плывут пушинки, темно-желтые

(Кувшинки )

В холод все сады пусты. Ну какие здесь цветы?

А у нас назло морозу в марте продают

(Мимозу)

Ветка в гроздья разодета фиолетового цвета.

Это в жаркий летний день расцвела в садах

(Сирень)

Ведущий: Молодцы, ребята. Отгадываете загадки вы очень хорошо. Это говорит о том, что описания цветов вам знакомы, вы знаете их названия. А сегодня вы еще и легенды о цветах услышали. Но вот что вы ещё должны обязательно знать. К большому сожалению, прекрасные представители флоры – цветы - терпят безжалостное к себе отношение со стороны людей. Многие разновидности прекрасных цветов исчезли, многие находятся на грани исчезновения. С недавнего времени исчезающие виды цветов, растущих на полях, лугах и в лесах, занесены в тревожный список Красной книги охраняемых растений. Но запрет сам по себе ничего не даст. Мы с вами должны осознать и помнить, что от каждого из нас зависит, сохранятся прекрасные цветы или исчезнут навсегда! Не рвите цветы просто так, они быстро завянут, и вам придется их выбросить. Пусть они останутся расти и цвести. После цветения у них созреют семена, которые дадут жизнь новым растениям. И еще долго–долго они своим цветением будут украшать нашу Матушку-Землю!

Использованная литература:

Красиков С.П. Легенды о цветах.- М.: Молодая гвардия, 1990 -303 с.



Рассказать друзьям