Философия в таблице для лучшего понимания. Традиционные разделы философии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

16.01.2016 Данная статья представляет собой 1 главу книги Аблеева С. Р. «Философия в таблицах». Речь пойдет о понятии философии и ее социально-культурной роли. Все схемы и таблицы из главы продублированы ниже в текстовом формате для удобства нуждающихся или для тех, у кого нет возможности просматривать изображения.

Понятие и структура мировоззрения. Схема 1

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ - система общих представлений о мире и человеке.

2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ :

Миропонимание (рациональная, интеллектуально-познавательная сфера)

Мироощущение (чувственная, эмоционально-психическая сфера)

3. ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ :

ценности и оценки

идеалы и нормы

убеждения.

Схема 2 Исторические типы мировоззрения

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ

1. МИФОЛОГИЯ:

Чувственное мировосприятие

Приверженность традиции

Символизм и аллегоричность

Отсутствие рациональных понятий

2. РЕЛИГИЯ:

Преобладание чувственного мировосприятия

«Вера» возводится в принцип

Система догматов

Разум занимает подчиненное положение

3. ФИЛОСОФИЯ:

Рациональное мировосприятие

Разум становится выше веры

Формируются абстрактные понятия

Используются наблюдения, сравнения, анализ, выводы, доказательства.

Таблица 3

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Какие представления о предмете философии имели те или иные философы или философские течения.

Пифагор - «Любовь к мудрости» (фило-софия).

Гераклит - Философ - человек, занимающийся исследованиями.

Платон - Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия.

Сократ - Средство познания Добра и Зла.

Аристотель - Исследование причин и принципов вещей.

Эпикур - Путь достижения счастья посредством разума.

Средневековая христианская философия - Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного писания.

Гегель - Наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя.

Кант - Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия.

Учение «Живая Этика» - Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство духовного совершенствования человека и мира.

Схема 4

Виды философии. Классификация. Схема

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 1)

1. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТЕОРЕТИЗАЦИИ

Обыденная философия

Религиозная философия

Мистическая философия

Научная философия

2. ПО ОТКРЫТОСТИ И ДОСТУПНОСТИ

Эзотерическая философия

Экзотерическая философия

3. ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Философия Древнего мира

Философия Средневековья

Философия эпохи Возрождения

Философия Нового времени

Философия Новейшего времени

Схема 5 Виды философии. Классификация. Таблица

ВИДЫ ФИЛОСОФИИ (Часть 2)

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЙ И СИСТЕМ:

1. ПО ГЕОГРАФИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ

Восточная философия

Западная философия

Европейская философия

Индийская философия

Китайская философия

Арабская философия

Русская философия

2. ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА О ПЕРВИЧНОСТИ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛА

Идеалистическая философия

Материалистическая философия

3. ПО ОРИЕНТАЦИИ НА КОНКРЕТНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ, ТЕОРИИ, ИДЕИ, РЕЛИГИИ

Буддийская философия

Христианская философия

Исламская философия

Рационалистическая философия

Теологическая философия

Позитивистская философия

Атеистическая философия

Таблица 6 Основные философские дисциплины.

ТРАДИЦИОННЫЕ РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ

(ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ)

1. ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии.

2. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - учение о человеке.

3. ГНОСЕОЛОГИЯ (ЭПИСТЕМОЛОГИЯ) - учение о познании.

4. АКСИОЛОГИЯ - учение о ценностях.

5. ЛОГИКА - учение о законах мышления.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - учение о законах общественного развития.

7. ЭТИКА - учение о морали и нравственности.

8. ЭСТЕТИКА - учение о законах красоты.

9. ГЕРМЕНЕВТИКА - учение о смыслах.

10. ТЕОЛОГИЯ - учение о Боге.

Таблица 7 Основные составные части (дисциплины) современной философии.

ОСНОВНЫЕ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ДИСЦИПЛИНЫ)

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ НАУКИ

1. Метафизика

2. Философия природы

3. Философия человека

4. Философия познания

5. Этическая философия

6. Социальная философия

7. Философия истории

8. Философия культуры

9. Философия политики

10. Философия образования

11. Философия техники

12. Философия религии

13. Философия языка

14. Философия искусства

15. Логика

16. История философии

17. Футуристическая философия

Таблица 8 Основной вопрос философии.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС (ПРОБЛЕМА) ФИЛОСОФИИ В ТРАКТОВКЕ РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ

1. Древний мир - Новейшее время

Философское течение (школа): Буддизм (Гаутама Будда и др.)

Суть основного вопроса философии: Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

2. Древний мир - Новейшее время

Философское течение (школа): Ортодоксальная индийская философия (Капила, Патанджали, Вьяса Канада, Шанкара и др.)

Суть основного вопроса философии: Как избавиться от сансары (круговорота перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

3. Древний мир - Новейшее время

Философское течение (школа): Даосизм (Лао Цзы и др.)

Суть основного вопроса философии: Познание Дао и достижение бессмертия.

4. Древний мир

Философское течение (школа): Античные философские школы (Фалес, Пифагор, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Парменид, Демокрит, Платон, Аристотель и др.)

Суть основного вопроса философии: Что лежит в основе всех вещей? (Что есть истинное бытие?)

5. Средние века

Философское течение (школа): Христианская философия (Августин, Ориген, Василий Великий, Фома Аквинский).

Суть основного вопроса философии: Что есть Бог? Спасение души.

6. Средние века - Новейшее время

Философское течение (школа): Суфизм (Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди, Ибн аль-Араби и др.)

Суть основного вопроса философии: Воссоединение с Богом

7. Средневековье и Возрождение

Философское течение (школа): Оккультная философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме, Парацельс, Евгений Филалет и др.)

Суть основного вопроса философии: Трансмутация сущности человека и достижение духовного бессмертия.

8. Новое время

Философское течение (школа): Эмпиризм, Рационализм (Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)

Суть основного вопроса философии: Каков истинный метод научного и философского познания?

9. Новое время

Философское течение (школа): Кант

Суть основного вопроса философии: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

10. Новое время

Философское течение (школа): Гегель

Суть основного вопроса философии: Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития.

11. Новое и Новейшее время

Философское течение (школа): Диалектический материализм (марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин и др.)

Суть основного вопроса философии: Соотношение материи и духа. Что первично: материя или дух? Способен ли дух познать материю?

12. Новейшее время

Философское течение (школа): Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.)

Суть основного вопроса философии: Что есть истинное научное познание?

13. Новейшее время

Философское течение (школа): Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер и др.)

Суть основного вопроса философии: Проблема языка

14. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.)

Суть основного вопроса философии: Проблема человека

15. Новейшее время

Философское течение (школа): Экзистенциализм (М. Хайдеггер)

Суть основного вопроса философии: Почему есть нечто, а не ничто?

16. Древний мир - Новейшее время

Философское течение (школа): Философия, близкая эзотерической традиции (теософия, Учение Храма, Живая Этика и др.) (Махатмы, Блаватская, Ла Дью, Рерихи и др.)

Суть основного вопроса философии: Познание мира. Совершенствование человека и мира.

Таблица 9 Социальные функции философии.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ - связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения - системы общих представлений о мире и человеке.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ (ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ) - связана с познанием мира и человека.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ - связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельности человека.

ЛОГИЧЕСКАЯ - связана с осмыслением и формулированием общих законов рационального мышления.

ЦЕННОСТНАЯ (АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ) - связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ - связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ - связана с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ - связана с изучением законом красоты и ее восприятия человеческим сознанием.

ПРАКТИЧЕСКАЯ - связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ - связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества.

Таблица 10 Главные типы философского познания и их спецификация.

ГЛАВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ

1. ОБЫДЕННАЯ (ЖИТЕЙСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на чувственное восприятие, произвольные умозрения, связанные или несвязанные с объективным опытом и реальностью.

2. РЕЛИГИОЗНО-ДОГМАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на положения Священного Писания и догматы церкви. Исходит из приоритета веры над знанием. Использует разум для толкования и доказательства предметов веры.

3. МИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на личный или исторический мистический (духовный) опыт, эмпирическое, рациональное и иррациональное познание, которые осмысливаются и истолковываются средствами разума.

5. НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, который осмысливается и истолковывается средствами разума.

РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на доводы разума, исходящие из интеллектуальной интуиции.

РАЦИОНАЛЬНО-ЭМПИРИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - познание опирается на объективный опыт, доводы разума и действие интуиции (а также другие виды иррационального познания), которые истолковываются средствами разума.

Таблица 11 Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии)

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ?
(ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке.

Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни.

Обучить принципам «мудрой жизни» (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждения и т. д.).

Укрепить внутренний духовный «стержень» и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности.

Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т. е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее.

Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил.

Научить познанию будущего.

_______________________________________

Часть 2. История философии 23

Таблица 12. Возникновение философии (регионы и периоды) 24

Таблица 13. Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории человечества 25

Таблица 14. Некоторые крупные мыслители (X в. до н.э. - XX в.) 26

Таблица 15. Периоды развития индийской философии 28

Схема 16. Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии. 29

Схема 17. Философские школы Древней Индии 30

Таблица 18. Некоторые важные понятия философии Древней Индии. 31

Схема 19. Основные направления развития индийской философии Средних веков (постклассический период: конец I тыс, до н.э. - XVIII в.) 32

Таблица 20. Периоды развития китайской философии 33

Схема 21. Древняя китайская религиозная, религиозно-философская и историческая литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии 34

Схема 22. Философские школы Древнего Китая 35

Таблица 23. Некоторые важные понятия философии Древнего Китая. 36

Схема 24. Основные направления развития китайской философии в постклассический период (III в. до н.э. - XIX в) 37

Таблица 25. Периоды развития арабской философии 38

Схема 26. Основные религиозные течения и традиции познания в исламе 39

Таблица 27. Некоторые важные понятия ислама и исламо-арабской философии 40

Схема 28. Формирование тибетской буддийской философии в Средние века (VII -XIX вв.) 41

Схема 29. Развитие тибетской буддийской философии в Средние века (VII - XIX вв.) 42

Таблица 30. Периоды развития западной философии 43

Схема 31. Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие древней греческой философии 44

Схема 32. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим) 45

Схема 33. Основные направления развития западной философии Средних веков (II - XIV вв.) 47

Таблица 34. Основные идеи западной философии Средних веков (II -XIV вв.) 48

Схема 35. Основные направления развития западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 49

Таблица 36. Основные идеи западной философии эпохи Возрождения (XV - XVI вв.) 50

Схема 37. Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 51

Схема 38. Немецкая классическая философия Нового времени (XVIII - XIX вв.) 52

Схема 39. Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX - XX вв 53

Таблица 40. Основные идеи западной философии Нового времени (XVII - XIX вв.) 54

Таблица 41. Школы и течения западной постклассической философии (XIX - XX вв.) 55

Таблица 42. Периоды развития русской философии 56

Схема 43 Формирование и развитие древней и средневековой русской философии (XI - XVII вв.) 57

Схема 44. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.) 58

Таблица 45 Школы и течения русской философии (XVIII - ХХ вв.) . 59

Таблица 46 Основные философские идеи русского космизма 60

Таблица 47. Важнейшие философские течения в современной России (кон. XX - нач. XXI в.) 61

Схема 48. Развитие философии «сокровенной мудрости» в Новое и Новейшее время (XIX - XX вв.) 62

Таблица 49. Важнейшие философские идеи учений, порожденных эзотерической традицией познания 63

Таблица 50. Важнейшие направления современной философии (кон. XX - нач. XXI в.) 65

Часть 3. Онтология и натурфилософия 66

Схема 51. Важнейшие проблемы и вопросы онтологии 67

Схема 52. Основные виды бытия 68

Схема 53. Два вида понимания бытия 69

Схема 54. Основные атрибуты природного бытия 70

Таблица 55 Философские представления о субстанции 71

Таблица 56. Философские представления о духе 72

Таблица 57. Формы материи 73

Таблица 58. Основные концепции пространства-времени 74

Таблица 59. Движение материи и его разновидности 75

Схема 60. Развитие и его виды 76

Схема 61. Основные идеи и законы диалектики 77

Схема 62. Диалектическая схема процесса развития 78

Схема 63. Детерминизм, его принципы и разновидности 79

Схема 64. Представление о развитии жизни в теософской традиции 80

Схема 65. Основные философские концепции происхождения сознания. 81

Схема 66. Онтологическая структура бытия согласно Платону 82

Схема 67. Онтологическая структура бытия согласно неоплатонической традиции (система Плотина) 83

Схема 68. Онтологическая структура бытия согласно христианской догматической теологии 84

Схема 69. Онтологическая структура бытия согласно мистическому пантеизму Ибн Араби (суфизм) 85

Схема 70. Онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля 86

Схема 71. Онтологическая структура бытия согласно теософской традиции (XIX - XX вв.) 87

Схема 72. Онтологическая структура бытия согласно системе Агни-Йога 88

Таблица 73. Представления о центре мироздания 89

Схема 74. Уровни организации материи в космосе 90

Таблица 75. Основные возможные сценарии развития Вселенной согласно современной космологии 91

Часть 4. Философская антропология 92

Схема 76. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии. 93

Таблица 77. Некоторые философские представления о сущности человека. 94

Схема 78. Основные подходы к определению сущности человека 95

Схема 79. Антропологическая структура человека согласно древней египетской сакральной философии (герметизм) 96

Схема 80. Антропологическая структура человека согласно философии индуизма (веданта) 97

Схема 81. Антропологическая структура человека согласно системе Тарака Раджа-Йога 98

Схема 82. Антропологическая структура человека согласно философии Пифагора 99

Схема 83. Антропологическая структура человека согласно философии Платона 100

Схема 84. Антропологическая структура человека согласно философии Аристотеля 101

Схема 85. Антропологическая структура человека согласно ортодоксальной христианской философии 102

Схема 86. Антропологическая структура человека согласно тибетскому ламаизму (буддизм Махаяны) 103

Схема 87. Антропологическая структура человека согласно европейской мистической философии Нового времени 104

Схема 88. Антропологическая структура человека согласно учению Живая Этика (Агни-Йога) 105

Схема 89. Антропологическая структура человека согласно теософии «новой волны» (XIX в.) 106

Схема 90. Антропологическая структура человека согласно философии Сокровенной Мудрости (эзотерическая школа Адептов) 107

Схема 91. Основные концепции антропогенеза 108

Таблица 92, Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно

теософской концепции космической эволюции человека (часть I) 109

Таблица 93. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно теософской концепции космической эволюции человека (часть 2) 11С

Схема 94. Структура психического мира человека согласно философии йоги и психоанализу 111

Схема 95. Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека 112

Схема 96. Основные философские решения проблемы жизни после смерти. 113

Таблица 97. Некоторые латентные способности человека согласно философии йоги и теософии 114

Схема 98. Основные философские решения проблемы свободы воли человека 115

Таблица 99 Некоторые философские решения проблемы смысла жизни человека 116

Схема 100. Современные проблемы антропологической биоэтики 117

Часть 5. Гносеология 118

Схема 101. Основные проблемы и вопросы гносеологии 119

Схема 102. Основные решения проблемы познаваемости мира 120

Схема 103. Основные гносеологические концепции 121

Схема 104. Формы чувственного познания 122

Схема 105. Формы рационального познания 123

Схема 106. Разновидности иррациональных способностей познания 124

Схема 107. Виды истины 125

Схема 108. Критерии истины 126

Схема 109. Специфика научного типа познания 127

Схема 110. Специфика религиозного типа познания 128

Часть 6. Философия религии 129

Схема 111. Признаки традиционной религии 130

Схема 112. Социально-культурные функции религии 131

Схема 113. Характерные черты традиционного религиозного сознания 132

Таблица 114. Философские представления о происхождении религий 133

Схема 115. Виды религий 134

Схема 116. Первобытные верования (мифолого-религиозные культы) 135

Схема 117. Некоторые национальные религии 136

Схема 118. Мировые религии 137

Схема 119. Некоторые новые религиозные движения 138

Таблица 120. Прогрессивные и регрессивные социальные, политические и культурные явления, связанные с религией 139

Схема 121. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге 140

Таблица 122. Теистическое понимание Бога 141

Таблица 123. Деистическое понимание Бога 142

Таблица 124. Пантеистическое понимание Бога 143

Схема 125. Философские позиции относительно рационального доказательства бытия Бога 144

Часть 7. Социальная философия 145

Схема 126. Основные проблемы и вопросы социальной философии 146

Схема 127. Основные характеристики человеческого общества 147

Схема 128. Сферы жизни общества 148

Схема 129. Структура общества согласно концепции исторического материализма (марксизм) 149

Схема 130. Общественно-экономические формации согласно концепции исторического материализма (марксизм) 150

Схема 131. Основные типы цивилизаций 151

Схема 132. Типы развития общества 152

Схема 133. Теории развития общества 153

Схема 134. Основные регуляторы общественной жизни человека. 154

Схема 135. Виды и иерархия ценностей человека 155

Схема 136. Общечеловеческие духовные ценности 156

Схема 137. Виды власти в обществе 157

Таблица 138. Классификация государств 158

Схема 139. Разделение власти в правовом государстве 159

Схема 140. Гражданское общество 160

Часть 8. Философия истории 161

Схема 141. Основные проблемы и вопросы философии истории 162

Схема 142. Основные философские концепции смысла истории 163

Схема 143. Философские решения проблемы направленности исторического процесса 164

Таблица 144. Основные теоретические модели развития исторического процесса 165

Схема 145. Циклы развития общества (ЮГИ) в классическом индуизме. 166

Схема 146. Движущие силы истории 167

Таблица 147. Основные критерии исторического прогресса 168

Часть 9. Философия культуры 169

Схема 148. Социальные функции культуры 170

Схема 149. Основные философские подходы к определению сущности культуры 171

Таблица 150. Понимание культуры различными мыслителями 172

Схема 151. Формы и виды культуры 173

Таблица 152. Доминанты национально-исторических культур 174

Схема 153. Уровни и характеристики массовой культуры 175

Таблица 154. Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных мыслителей и исследователей 176

Схема 155. Контртенденции современной культуры и философии 177

Часть 10. Глобальные проблемы и будущее земной цивилизации 178

Таблица 156. Важнейшие тенденции развития культуры и цивилизации в XX - XXI вв 179

Схема 157. Основные внутренние и внешние факторы развития современной цивилизации 180

Схема 158. Глобальные проблемы в начале XXI столетия 181

Таблица 159. Предлагаемые меры по решению глобальных проблем.182

Схема 160. Общие причины глобальных проблем земной цивилизации 184

Схема 161. Необходимые социально-культурные условия решения глобальных проблем цивилизации 185

Схема 162. Исследования будущего 186

Схема 163. Методы исследования будущего 187

Схема 164. Основные пути дальнейшего развития земной цивилизации согласно философской системе Живой Этики 188

Схема 165. Некоторые возможные модели развития цивилизации 189

Краткий словарь философских понятий 190

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

Повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;

Является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г. Братска»

(ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г. Братска»)

ФИЛОСОФИЯ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

Учебное пособие

По дисциплине: «Основы философии»

Специальность: «Лечебное дело», «Сестринское дело»,

«Фармация», «Стоматология ортопедическая»

Курс: I, II

Братск 2015 г.

Рассмотрен и одобрен на

заседании ЦМК Утвержден на заседании

Протокол заседания № _____ Методического совета колледжа

От «___»____________ 20___г. Протокол заседания № _______

Председатель _______________ от «___»______________20_____г.

Составил: преподаватель 1 категории А. Н Новикова

Рецензент: преподаватель высшей категории социальных наук Е. Н. Локтева

Пояснительная записка

Одним из приоритетных направлений улучшения качества обучения является создание учебных материалов нового поколения, применение инновационных технологий, отвечающих современным требованиям.

Учебное пособие «Философия в схемах и таблицах» по дисциплине: «Основы философии» выполняет следующие функции:

  • повышает степень наглядности, делает доступным для студентов учебный материал;
  • является источником информации, освобождая преподавателя от большого объема технической работы, что повышает его творческий уровень.

Учебное пособие составлено в соответствии с Рабочей программой по дисциплине: «Основы философии». Пособие разработано по всей дисциплине «Основы философии», помогает сформировать следующие знания и умения студентов:

  • представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
  • знания о роли науки и научного познания, его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
  • знания об условиях формирования личности, её свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды.

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1.1: «Происхождение философии. Философия как наука»

Общее понятие мировоззрения и его основные виды

Функции философии

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни

РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ

ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Тема 1. 2: «Происхождение философии. Философия как наука»

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

Эпоха

Предмет изучения

Основная идея

1. Античность (Фалес, Гераклит и др.)

Микро-макро-космос

Гармония между человеком и космосом

Космоцентризм

2. Средневековье

(Ф. Аквинский и др.)

Человек - бог

Теологическая идея. Мир человека через бога

Теоцентризм

3. Возрождение и Просвещение (Дж. Бруно, Дж. Локк и др.)

Человек и общество

Гуманизм. Человек – гармония души и тела

Антропоцентризм

4. Философия Нового времени (Бэкон, Декарт и др.)

Человек и природа

Естественнонаучное освоение мира

Наукоцентризм

5. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель и др.)

Творческий субъект и его деятельность

Творческая субъективность

6. Неклассическая философия (Ницше. Фрейд и др.)

Субъективно – объективный фактор

Идея свободы

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Даосизм – древнейшее философское учение Китая

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

Философская школа Древнего Китая – конфуцианство

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.1: «Философия Древнего Востока»

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.2: «Развитие античной философии»

Краткая характеристика этапов (периодов) древнегреческой философии

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Нового времени»

Основные направления и характерные черты философии

эпохи Возрождения

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.3: «Философия эпохи Средневековья, Возрождения,

Нового времени»

Основные философские направления

Нового времени и Просвещения

Идолы Френсиса Бэкона

Идолы рода – ложные представления о Мире, которые присуще всему человеческому роду и являются результатом ограниченности ума и органов чувств человека.

Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира.

Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неоднозначным употреблением слов.

Идолы театра – ложные представления о мире, заимствованные из различных философских школ.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2.4: «Немецкая классическая философия»

Философия марксизма

2 РАЗДЕЛ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Тема 2. 5: «Русская философия»

Общее понятие и характерные черты русской философии



Рассказать друзьям