Фонд благосостояния рф. Фонд национального благосостояния

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Россия - страна, богатая ресурсами газа и нефти, которые успешно экспортирует, а часть доходов федерального бюджета от продажи углеводородов поступает в Фонд национального благосостояния России. Как расходуются средства фонда со столь красивым и даже патриотичным названием, что получает в итоге народ России и насколько объективны критики, обвиняющие власть в нерачительном или вообще «грабительском» распоряжении средствами ФНБ?

История ФНБ

Впервые специальный федеральный фонд, формируемый (наполняемый) за счет нефтегазовых доходов Российского государства, был основан 1 января 2004 года. Он получил полное название Стабилизационный фонд Российской Федерации, сокращенное - СФ России.

По сути новый фонд стал аккумулировать государственные финансовые активы, которыми распоряжается не парламент, утверждая федеральный бюджет, а правительство в лице Минфина.

Порядок формирования и расходования средств фонда изначально регулируется Бюджетным кодексом РФ:

  • с 2004 по 2008 год - главой 13.1, впоследствии утратившей силу;

  • с 2008 года - главой 13.2 об использовании нефтегазовых поступлений в фед. бюджет и, в частности, ст. 96.10 «Фонд национального благосостояния».

Именно 1 февраля 2008 Стабфонд РФ был реорганизован путем разделения на ФНБ и Резервный фонд РФ.


С 2008 по 2017 год включительно формирование ФНБ России производилось за счет избыточных доходов от продажи нефти и газа (если при их перечислении в Резервный фонд превышалась его нормативная величина), а также за счет доходов, извлеченных в результате управления средствами Резервного фонда. После 2010 года ставка отчисления в фонды была установлена на уровне 3.7% от , хотя в 2008 составляла 6.1%.

В начале 2018 года Резервный фонд полностью израсходован и объединен с ФНБ — теперь единый фонд получает финансирование за счет реализации на внешних рынках углеводородов и управления собственными средствами. Актуальный график объема средств фонда можно найти по ссылке http://rffx.ru/blog/tags/графики . Данные также можно найти в разделе «Статистика» на официальном ФНБ.


Обратите внимание: в то же время часть доходов, извлекаемых из управления деньгами бывшего Стабфонда, зачисляется в федеральный бюджет.

Цели фонда национального благосостояния

Согласно бюджетному кодексу РФ у наполнения и приумножения средств ФНБ тройная цель:

  1. софинансирование пенсионных накоплений россиян;

  2. покрытие дефицита федерального бюджета;

  3. обеспечение сбалансированности бюджета российского Пенсионного фонда.

Управление средствами ФНБ закон возлагает на Минфин РФ. Он также допускает осуществление отдельных полномочий по управлению активами фонда - тем самым, который содействует формированию Фонда консолидации банковского сектора ().

В российском законодательстве также прописан перечень активов, в которые дозволяется вкладывать средства ФНБ. Любое расходование денег, являющееся новшеством, требует принятия поправок в закон, разрешающих такую вольность. В настоящий момент предполагается пополнять фонд доходами при цене нефти свыше 40 долларов за баррель.

Объем средств ФНБ

По официальным данным российского Минфина, за 2017 год ФНБ сжался в объеме до 3,753 триллиона рублей, или $65,15 млрд, что в национальной валюте составило 14%, в американской - 9,3%. Вообще в фонде соблюдается валютная и присутствуют четыре валюты — примерно по трети активов в долларах и евро, четверть в рублях и остаток (менее 10%) в фунтах стерлингах.

Фонд национального благосостояния на сегодня беднее не только по сравнению с 1 января 2017, но и с 1 декабря, так как в последнем месяце из фонда перечислялись деньги на сбалансирование ПФР. Кроме того, средства из ФНБ направлялись на финансирование ряда зарубежных проектов через Внешэкономбанк. Более 1/3 средств фонда представляет собой неликвидную часть, размещенную в следующих направлениях:


  • на отдельных счетах в Центробанке РФ - $15,65 млрд;

  • на депозитах во Внешэкономбанке - 222,47 млрд руб. и $6,25 млрд;

  • на депозитах в еще двух госбанках, ВТБ и Газпромбанке, предназначенных для финансирования де-юре самоокупаемых инвестпроектов, утвержденных кабмином - 164,43 млрд руб.;

  • в ценных бумагах российских эмитентов, касающихся опять же воплощения «самоокупаемых инфраструктурных проектов», - 112,63 млрд руб. и $4,11 млрд;

  • в привилегированных акциях банковских организаций - 278,99 млрд российских рублей.

Критика

В конце 2013 года экономисты и некоторые политики подвергли российские власти во главе с В.В. Путиным жесткой критике за решение направить часть средств ФНБ на покупку суверенного долга Украины. По соглашению, подписанному российским лидером и украинским президентом Виктором Януковичем, Россия намеревалась покупать ценные бумаги «самостийной» на общую сумму $15 млрд, в том числе $3 млрд - сразу после подписания документа. Кстати, Украина не значилась в списке государств, чьи облигации позволялось приобретать за деньги фонда, так что российскому парламенту пришлось спешно принимать поправки.

Как известно, впоследствии Януковичу не удалось сохранить свой пост, а новые украинские власти приложили все усилия, чтобы отказаться от обслуживания долга перед РФ. Удастся ли вернуть вложения в облигации государства, недавно объявившего Россию «агрессором» на законодательном уровне - в настоящий момент вопрос открытый. Но не секрет, что при этом мы в последние годы простили гораздо большие долги другим странам с «хорошими» взаимными отношениями.


Большие вопросы вызвало также решение вкладывать деньги фонда в инфраструктурные проекты, выше названные «самоокупаемыми» в кавычках. Эксперты утверждают, что вложения в высокоскоростную дорогу Москва-Казань, новую кольцевую объездную автодорогу на территории Мособласти (ЦКАД), а также реконструкцию железнодорожных магистралей - Транссиба и БАМа - себя не окупят. Между тем не было необходимости изобретать велосипед. Вложения средств фонда после кризиса 2008 года как в рынок США, так и в российский рынок, буксовавший в 2010-14 годах, на сегодня показали бы отличную отдачу. Сравнение ФНБ с аналогичным норвежским фондом я делал . Автодороги по привычке выглядят более средством «освоения» денег и мало у кого есть сомнения, что качество этих дорог (если строительство будет доведено до конца) сильно пострадает от коррупции.

Также вызывает беспокойство реальное состояние дел Пенсионного фонда, который призваны поддержать деньги ФНБ. Кризис банковской сферы последних лет вполне может перекинуться в область пенсий — громкие процессы по хищению денег из ряда фондов уже были. Сейчас, после ликвидации Резервного фонда, многие прогнозы по будущему ФНБ пессимистичны. С сентября по декабрь 2017 года сумма в размере 165 млрд. рублей ежемесячно вливалась из ФНБ в ПФР. Это значит, что при сохранении такого темпа траншей и неизменном размере фонда национального благосостояния средств хватит примерно на два года. Будущее неизвестно, но ясно одно — понижение цены на нефть плохо отразится на фонде национального благосостояния, тогда как повышение будет ему благоприятствовать. Однако управление фондом определенно нужно улучшать, снижая сырьевую зависимость и долю рискованных проектов, тогда как ликвидная часть из депозитов лишь сдерживает, но не обгоняет инфляцию.

Цели управления

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Структура управления

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации

Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации

Нормативные доли, утвержденные Минфином России

долговые обязательства иностранных государств

долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных ценными бумагами

депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации

долговые обязательства юридических лиц

акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов

Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:

1. средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран :

Австрия;

Бельгия;

Великобритания;

Германия;

Испания;

Люксембург;

Нидерланды;

Финляндия;

Франция;

2. долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:

Иностранные эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service). Если иностранному эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

Российские эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтингс" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor"s) либо не ниже уровня "ВааЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторс Сервис" (Moody"s Investors Service). Если российскому эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

Сроки погашения выпусков долговых обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение);

Условия выпуска и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

Нормативы минимального и максимального сроков до погашения выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

Ставка купонного дохода, выплачиваемого по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

Номинал долговых обязательств является фиксированным и выражается в российских рублях, долларах США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

Объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет не менее 1 млрд. рублей для долговых обязательств, номинированных в российских рублях, 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

Выпуски долговых обязательств не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.

3. к международным финансовым организациям , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства (в том числе оформленные ценными бумагами) следующих институтов:

Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

4. Акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния должны соответствовать следующим требованиям:

Акции юридических лиц должны входить в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;

Акции иностранных эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "ЭмЭсСиАй Ворлд Индекс" (MSCI World Index) и "ЭфТиЭсИ Олл-Ворлд Индекс" (FTSE All-World Index);

Акции российских эмитентов должны входить в перечни ценных бумаг, используемые для расчета фондовых индексов "Индекс РТС" или "Индекс ММВБ";

В состав активов инвестиционных фондов, выпустивших паи (доли участия), должны входить исключительно разрешенные финансовые активы.

5. при размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах и банковских счетах в банках и кредитных организациях

Банк или кредитная организация должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

Нормативы минимального и максимального сроков размещения средств Фонда национального благосостояния на депозитах в банках и кредитных организациях, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

6. При размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" должны выполняться следующие требования:

а) средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, составляет 955 млрд. рублей, при этом:

До 175 млрд. рублей может быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации;

До 410 млрд. рублей может быть размещено на депозиты в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на следующих условиях:

До 40 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 1 июня 2020 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

До 30 млрд. рублей может быть размещено на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 31 декабря 2017 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

До 300 млрд. рублей может быть размещено не позднее 31 декабря 2012 года на депозиты по ставке 6,25 процента годовых сроком до 30 декабря 2022 года включительно.

Уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.

Возможность досрочного возврата средств допускается с согласия государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", при этом проценты от размещения средств уплачиваются за фактический срок нахождения средств на депозите.

в) суммы и сроки размещения средств определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.

1. максимальные доли в общем объеме средств Фонда:

В российских рублях - 40%;

В иностранной валюте - 100%.

2. нормативную валютную структуру средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте в следующем составе:

3. текущие сроки до погашения выпусков долговых обязательств иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Фонда национального благосостояния:

Для долговых обязательств, номинированных в долларах США и евро (кроме долговых обязательств правительства Испании):

Для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов (кроме долговых обязательств правительства Испании):

Для долговых обязательств правительства Испании:

Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых на остатки денежных средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в разрешенных иностранных валютах, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

4. перечень иностранных государственных агентств , в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (по согласованию с Центральным банком Российской Федерации):

Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB);

Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);

Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);

Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);

Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);

Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);

Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));

Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);

Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);

Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);

Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);

Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);

Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);

Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);

Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF).

5. максимальный номинальный объем приобретенных долговых обязательств одного выпуска:

для долговых обязательств иностранных государств - 25 % номинального объема выпуска;

для долговых обязательств иностранных государственных агентств, центральных банков и международных финансовых организаций - 5 % номинального объема выпуска.


Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.11, п. 2.

Подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов . В настоящее время на сайте Минфина размещается информация об объёме средств в каждом из фондов.

Динамика изменений

Дата В млрд. долл. США В млрд. руб.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61

См. также

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации

Примечания

Ссылки

  • Динамика изменения Фонда национального благосостояния на сайте Минфина России

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фонд национального благосостояния России" в других словарях:

    Сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. Содержание 1 Описание 2 Максимальная величина Резервног … Википедия

    Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на резервный фонд и Фонд национального благосостояния России. На 1 марта 2009 года сумма резервного фонда Содержание 1 Описание 2… … Википедия

    - (англ. Sovereign wealth fund) государственный инвестиционный фонд, финансовые активы которого включают акции, облигации, имущество, драгоценные металлы и другие финансовые инструменты. Инвестиции суверенных фондов охватывают весь мир.… … Википедия

    Великобритания Национальный фонд объектов исторического интереса либо природной красоты Россия Фонд национального благосостояния России Национальный фонд развития здравоохранения Фонд национальной энергетической безопасности Национальный фонд… … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    См. также статью: Мировая рецессия конца 2000 х Финансовый кризис и рецессия 2008 2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из за произошедшей интеграции… … Википедия

    Основная статья: Экономика России См. также статьи: Мировая рецессия конца 2000 х, Экономические реформы в России (1990 е годы). Финансовый кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению… … Википедия

    Основная статья: Мировой финансово экономический кризис В данной статье рассматривается Финансово экономический кризис 2008 2010 годов в России как часть мирового финансового кризиса. Содержание 1 Падение фондового рынка: август& … Википедия

Фонд национа́льного благосостоя́ния Росси́и (ФНБ) сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Фонд является частью механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу . ФНБ, изначально предназначенный страховать пенсионную систему, хранился в ликвидных инструментах и использовался для борьбы с кризисом в 2008-2009 гг.

Только часть ФНБ является частью золотовалютных резервов России (ЗВР), так как методика МВФ для учета ЗВР требуют уровень качества АА- практически эквивалентный иностранной валюте. Поэтому в ЗВР входит только его часть, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы требуемой надежности.

Часть средств ФНБ вложена в проекты, что недопустимо по уровню риска и ликвидности для ЗВР и не учитывается в них. Таким образом, ФНБ выполняет функции более рискового, но потенциально более доходного инструмента чем ЗВР для Правительства РФ.

Описание

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета , подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации .

Управление средствами ФНБ

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Формирование фонда

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

14 июля 2017 года Государственная дума во втором чтении одобрила законопроект о новой редакции бюджетных правил, по которому средства резервного фонда до 1 февраля 2018 года переводятся в собственность ФНБ. К 1 июля резервный фонд составлял менее 1 трлн руб., которые предполагалось полностью потратить согласно бюджетным проектировкам .

Размещение

21 апреля 2010 года Председатель Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются . Тем не менее, данные продолжают публиковаться.

17 декабря 2013 СМИ сообщили о намерении России разместить 15 млрд $ из Фонда национального благосостояния в украинские государственные облигации. Данное соглашение было достигнуто в ходе переговоров Президентов России и Украины 17 декабря 2013 г.

Однако согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»: «…К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства в виде ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции…».

23 декабря 2013 года глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, изменяющее порядок размещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в долговые обязательства иностранных государств. Согласно документу, инвестировать средства ФНБ в иностранные гособлигации отныне допускается на основании отдельных решений правительства РФ, что дает возможность вкладываться в бумаги государств «с более высоким уровнем риска». данное постановление разрешило проблему вложения средств ФНБ на Украину.

Структура размещения активов и проблема их ликвидности

По мнению британского еженедельника Economist на ноябрь 2014 г. из 170 млрд долларов находящихся в Резервном фонде и ФНБ большая часть может быть неликвидна или недоступна для использования в случае срочной необходимости. The Economist выражает сомнения относительно доступности средств ФНБ для срочных нужд российского правительства. Издание отмечает, что на ноябрь средства фонда (около 80 млрд $) оказались вложены в различные долгосрочные проекты. По словам Сергея Гуриева средства ФНБ также выданы Внешэкономбанку на строительство олимпийских объектов в Сочи и другие инфраструктурные проекты. В свою очередь бывший министр финансов России Михаил Задорнов в интервью телеканалу Дождь заявил, что возможная к использованию сумма ЗВР может составлять 200 млрд долларов.

При этом мнение обозревателей выражаемое в СМИ сильно отличатся от официальной отчетности ФНБ и аудиторских заключений.

В соответствии с финансовым отчетом фонда предоставленным аудиторами, на июнь 2016 года в ценных бумагах класса AA- и выше размещено:

  • 19,56 млрд долларов США
  • 20,76 млрд евро
  • 3,83 млрд фунтов стерлингов

Эти средства учитываются в ЗВР.

Всего в рисковые активы вложено 1,6 триллиона рублей (около 34 % ФНБ) с долговыми обязательствами перед ФНБ в рублях и валюте примерно поровну. Такие активы делятся на кредиты банкам РФ. Отчетность ФНБ вопреки мнению обозревателей The Economist фиксирует только 0,463 триллиона рублей непосредственно на относительно рисковые инвестпроекты. И даже Счетная Палата палата считает, что рисковые инвестиции ФНБ в проекты отстают от планов освоения и почти половина выделенных на проекты средств остается в виде иностранной валюты.

Рисковые вложения фонда и их доходность

В декабре 2014 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», согласно которому до 10 % средств Фонда национального благосостояния может быть размещено в российских банках для финансирования инфраструктурных проектов . 30 декабря 2014 года банк ВТБ уже получил первый транш в размере 100 млрд рублей из ФНБ, второй транш в размере 150 млрд рублей ожидается в первом квартале 2015 года .

Следует отметить, что риск вложений ФНБ в проекты в виде кредитов потенциально приносит доход на порядок больше, чем высоконадежные долговые облигации США в долларах и ЕС в евро, так как последние имеют доходность порядка 1 % годовых. Поскольку размещение вероятно производится в краткосрочных облигациях, чтобы иметь возможность сразу же получить наличные доллары и евро, то доход от инвестирования ФНБ в экономику США и ЕС составляет 0,46 % годовых.

При этом кредиты выданные ФНБ приносят ему ежемесячные доходы по ставке порядка 6,5 % годовых в валюте и 23,63 % в рублях.

Прибыль от размещения активов ФНБ перечислят в бюджет.

Динамика изменений

Дата Размер фонда,
млрд $
Размер фонда,
млрд р.
01.02.2008 32,00 783,31
01.03.2008 32,22 777,03
01.04.2008 32,90 773,57
01.05.2008 32,72 773,82
01.06.2008 32,60 773,93
01.07.2008 32,85 770,56
01.08.2008 32,69 766,48
01.09.2008 31,92 784,51
01.10.2008 48,68 1 228,88
01.11.2008 62,82 1 667,48
01.12.2008 76,38 2 108,46
01.01.2009 87,97 2 584,49
01.02.2009 84,47 2 991,50
01.03.2009 83,86 2 995,51
01.04.2009 85,71 2 915,21
01.05.2009 86,30 2 869,44
01.06.2009 89,86 2 784,14
01.07.2009 89,93 2 813,94
01.08.2009 90,02 2 858,70
01.09.2009 90,69 2 863,08
01.10.2009 91,86 2 764,37
01.11.2009 93,38 2 712,56
01.12.2009 92,89 2 769,84
01.01.2010 91,56 2 769,02
01.02.2010 90,63 2 757,89
01.03.2010 89,63 2 684,21
01.04.2010 89,58 2 630,27
01.05.2010 88,83 2 601,62
01.06.2010 85,80 2 616,54
01.07.2010 85,47 2 666,41
01.08.2010 88,24 2 663,76
01.09.2010 87,12 2 671,54
01.10.2010 89,54 2 722,15
01.11.2010 90,08 2 772,80
01.12.2010 88,22 2 761,96
01.01.2011 88,44 2 695,52
01.02.2011 90,15 2 674,53
01.03.2011 90,94 2 631,98
01.04.2011 91,80 2 609,66
01.05.2011 94,34 2 594,58
01.06.2011 92,54 2 597,55
01.07.2011 92,61 2 600,00
01.08.2011 92,70 2 566,04
01.09.2011 92,63 2 673,05
01.10.2011 88,69 2 827,10
01.11.2011 91,19 2 726,42
01.12.2011 88,26 2 764,40
01.01.2012 86,79 2 794,43
01.02.2012 88,33 2 682,21
01.03.2012 89,84 2 600,88
01.04.2012 89,50 2 624,78
01.05.2012 89,21 2 619,52
01.06.2012 85,48 2 773,78
01.07.2012 85,64 2 810,45
01.08.2012 85,21 2 742,85
01.09.2012 85,85 2 772,45
01.10.2012 87,61 2 708,58
01.11.2012 87,19 2 748,67
01.12.2012 87,47 2 716,61
01.01.2013 88,59 2 690,63
01.02.2013 89,21 2 678,63
01.03.2013 87,61 2 682,58
01.04.2013 86,76 2 696,73
01.05.2013 87,27 2 727,79
01.06.2013 86,72 2 739,33
01.07.2013 86,47 2 828,23
01.08.2013 86,90 2 858,04
01.09.2013 86,77 2 884,79
01.10.2013 88,03 2 847,35
01.11.2013 88,74 2 845,19
01.12.2013 88,06 2 922,79
01.01.2014 88,63 2 900,64
01.02.2014 87,39 3 079,94
01.03.2014 87,25 3 145,34
01.04.2014 87,50 3 122,51
01.05.2014 87,62 3 127,94
01.06.2014 87,32 3 033,17
01.07.2014 87,94 2 957,38
01.08.2014 86,46 3 088,79
01.09.2014 85,31 3 150,50
01.10.2014 83,20 3 276,79
01.11.2014 81,74 3 547,02
01.12.2014 79,97 3 994,12
01.01.2015 78,00 4 388,09
01.02.2015 74,02 5 101,83
01.03.2015 74,92 4 590,59
01.04.2015 74,35 4 346,94
01.05.2015 76,33 3 946,42
01.06.2015 75,86 4 018,51
01.07.2015 75,65 4 200,53
01.08.2015 74,56 4 398,15
01.09.2015 73,76 4 903,67
01.10.2015 73,66 4 878,80
01.11.2015 73,45 4 728,39
01.12.2015 72,22 4 784,05
01.01.2016 71,72 5 227,18
01.02.2016 71,15 5 348,66
01.03.2016 71,34 5 356,96
01.04.2016 73,18 4 947,33
01.05.2016 73,86 4 751,69
01.06.2016 72,99 4 823,19
01.07.2016 72,76 4 675,36
01.08.2016 72,21 4 842,00
01.09.2016 72,71 4 719,17
01.10.2016 72,71 4 617,54
01.11.2016 72,20 4 541,93
01.12.2016 71,26 4 628,09
01.01.2017 71,87 4 359,16
01.02.2017 72,46 4 359,30
01.03.2017 72,60 4 206,38
01.04.2017 73,33 4 134,27
01.05.2017 73,57 4 192,50
01.06.2017 74,18 4 192,30

См. также

Примечания

  1. «Предназначение ФНБ»
  2. Международные резервы Российской Федерации | Ежемесячные значения на начало отчетной даты | Банк России (неопр.) . www.cbr.ru. Дата обращения 30 июля 2016.
  3. Вадим Вислогузов . Госдума объединила заначки Газета «Коммерсантъ» № 127 от 15.07.2017, стр. 2
  4. Начало рабочей встречи с помощником Президента Аркадием Дворковичем На официальном сайте Президента России 13 октября 2008 г.

Каждая экономика просто обязана иметь определенный запас прочности. Что касается истории Российской прочности, то очередной цикл сегодня окончен. Изначально поддерживал экономику великого государства Стабилизационный фонд, созданный в 2004 году. В 2008 году он был полностью реструктурирован и переименован на Резервный фонд и благосостояния. Он выступил в роли рационального продолжения программы «развитие бюджета», созданной в 1998 году для финансирования масштабных промышленных проектов, которые должны были выполнять роль двигателя в условиях кризиса.

Первичная идея Стабилизационного фонда

Инновационный формат Стабилизационного фонда полностью противоречил коренной идее проекта «бюджет развития». Она базировалась на формировании резерва, который должен был компенсировать, при необходимости, по причине неожиданного падения стоимости нефти, при стерилизации чрезмерных долларовых доходов от реализации нефти. Контроль над инфляцией должен был осуществляться благодаря инвестированию средств в иностранные активы. В среднесрочной перспективе Стабилизационный фонд должен был выступить в роли резерва для ликвидации проблем, связанных с финансированием структуры государственных пенсий. По факту Резервный фонд и Фонд национального благосостояния выступают в роли специализированного денежного фонда, который активно используется сегодня с целью стабилизировать государственный бюджет в результате сокращения дохода. Он же может быть использован в государственных нуждах, но в долгосрочной перспективе.

Зачем России фонд?

Резервный фонд России формировался на протяжении многих десятилетий в связи с тем, что бюджет государства имеет сильную зависимость от конъюнктуры внешних факторов. Благополучие государств зависит от мировых цен на сырьевые товары. Сегодня, когда на страну наложены жесткие санкции со стороны Европы и при критически низкой стоимости нефти средства от продажи которой являлись доминирующими при пополнении бюджета, выживать стране помогает именно собранный резерв. Он позволяет удерживать курс национальной валюты и становится основой выполнения государством своих обязательств перед населением. Если бы Россия не имела запасов, то страна бы уже давно столкнулась с таким явлением, как дефолт.

Этапы формирования резервов

Первая стадия формирования Резервного фонда началась в 2003 году. Был сформирован счет, на который поступали средства, заработанные от экспорта природных ресурсов. Тут уточним, что на специальный счет направлялись не прибыли от продажи нефти, а сверхприбыли. То есть остаток денег от продаж топлива, которые не были предусмотрены недостаточно оптимистичными прогнозами. Вторая стадия формирования резерва - это создание Стабилизационного фонда в 2004 году, который являлся по сути частью федерального бюджета. В связи с тем, что отечественная экономика имела сильную привязку к сырьевому рынку, формирование «подушки безопасности» стало обязательным условием дальнейшего процветания нации. Последний этап в формировании запаса - это Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

Стабилизация экономики силами фонда

Экспортные возможности государства значительно страдают от сильной привязки к экспорту нефти и газа. Ситуация откладывает негативный отпечаток на статус государства и наносит удар по производственным мощностям, которые ориентированы на экспорт. В экономику перекрыт источник поступления средств естественного формата благодаря экспорту товаров и услуг. Все входящие денежные потоки блокируются нефтедолларами. Резервный фонд России сегодня отвечает за обеспечение баланса в федеральном бюджете, так как цена нефти сегодня на несколько порядков ниже, нежели была заложена в бюджетах на 2014-2017 года. Фонд отвечает за связывание чрезмерной ликвидности, сокращает инфляционное воздействие, ликвидирует последствия влияния скачков цен на мировом рынке сырья на национальную экономику. Можно подвести итог и выделить основные три функции фонда:

  • Перекрытие дефицита Российского бюджета.
  • Предотвращение развития в экономике.
  • Финансирование пенсионных накоплений и перекрытие дефицита бюджета Пенсионного Фонда.

Предназначение Фонда благосостояние и движение средств

Теория - это одно, но практика и история говорят о немного другом предназначении резерва. Средства Резервного фонда направляются на обеспечение выполнения государством обязательств расходного типа при сокращении доходов от нефтегазоносного сектора экономики. Объемы резервов установлен на уровне 10% от предполагаемого на грядущий объема ВВП. Изначально денежные потоки направляются на счета казначейства. Недостающий объем средств от не нефтяного сектора перекрывается путем перенаправления денег через нефтегазоносный трансферт. Далее следует наполнение самого Резервного фонда. После того как его объем будет соответствовать 10% от полученных средств, денежный поток перенаправляется в Фонд национального благосостояния, который будут компенсировать дефицит пенсионного бюджета. Резервный фонд остается неприкосновенным до того момента, как поступления от нефтегазоносного сектора экономики будут сокращены в разы. Большая часть сбережений резервного капитала преобразовывается в финансовые активы и валюту. Это долговые обязательства международных организаций и ценные бумаги, депозиты в зарубежных финансовых институтах.

Откуда идет поток средств в резервы страны?

Резервный фонд и Фонд национального благосостояния формируется не только за счет избыточных прибылей от продажи нефти. Пополнение капитала происходит благодаря:

  • налогу на разработку полезных ископаемых;
  • вывозным пошлинам на сырое топливо;
  • пошлинам, которые взымаются за вывоз товаров, изготовленных из нефти.

Еще один источник пополнения - это прибыль от управления средствами последнего. Размер Резервного фонда контролируется учетом средств на отдельных счетах, которые открыты казначейством в ЦБ РФ. Все приходно-расходные операции по счету проводятся Министерством финансов РФ в соответствии с законодательством.

Особые механизмы управления средствами фонда

Как говорилось выше, Фонд национального благосостояния выступает в роли части федерального бюджета. При этом управление средствами резерва осуществляется немного в ином формате, нежели финансовыми активами в федеральном бюджете. Основные цели управления деньгами заключаются в их сохранности, а также в стабилизации уровня доходов от их трансформации в активы в долгосрочной перспективе. Все активы, в которые могут быть трансформированы средства четко определены Бюджетным кодексом РФ. Помощь Фонда национального благосостояния оказывается моментально, при возникновении дефицита. Информация о поступлении и о расходе средств из резерва каждый месяц публикуется в СМИ.

Размеры накоплений Российского правительства

РФ проинформировало общественность о том, что за последние два года Фонд национального благосостояния увеличился на порядка 51,3%, а Резервный фонд вырос на 72,9%. Резервный фонд стал больше на 2,085 триллионов рублей и уже к 1 января 2015 года, несмотря на царящий кризис, составил 4,945 миллиардов. В долларовом эквиваленте оба резерва оцениваются специалистами в 165 миллиардов долларов. Положительный прирост капитала омрачается заявлением счетной палаты, которое было сделано в октябре 2014 года. По словам представителей агентства, при сохранении темпов падения стоимости нефти на международном рынке и при деградации экономики государства, Фонд национального благосостояния России будет полностью исчерпан уже в ближайшие два года.

Последние данные Министерства финансов

На 1 апреля 2015 года размер Резервного фонда составлял 4,425 триллионов рублей или 75,7 миллиардов долларов. Фонд национального благосостояния приравнивается к 4,436 триллионам рублей или 74,35 миллиардам долларов. В течение марта месяца было зафиксировано сокращение ФНБ на 244 миллиарда рублей, а Резервного фонда - на 295 миллиардов рублей. Напомним, что в конце марта Государственная дума приняла кризисный бюджет, где были оговорены условия расходования средств из фондов. По предварительным расчетам, объем резерва уже к концу 2015 года будет составлять всего 4,618 триллионов рублей. Планируется потратить порядка 864,4 миллиардов рублей на развитие инфраструктурных проектов для реконструкции экономики государства.



Рассказать друзьям