Формы внеклассной работы по истории. Программа кружка по истории "все тайны и загадки мира, или тайна, о которой я хочу рассказать" Исторический кружок в школе название

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что в школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими именами связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве. К сожалению, школьная программа дает ограниченную характеристику этим людям.

Данная программа позволяет расширить представления учащихся об исторических деятелях. Главная задача реализации программы видится в пробуждении как можно у большего количества учащихся стремления овладеть активными знаниями по истории.

Направленность образовательной программы- туристко-краеведческая.

Актуальность программы определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Цель занятий:

Расширить представления учащихся о выдающихся деятелях России 9-19вв.

Задачи.

Образовательные:

Способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;

Продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;

Продолжить формирование понятийного аппарата;

Научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;

Научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций.

Развивающие:

Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

Способствовать активизации собственного опыта, ценностно-ориентированного поведения;

Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

Воспитывать активную жизненную позицию.

Возраст детей , участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности: 13-14 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Формы занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Некоторые занятия целесообразно проводить со всем составом объединения, например, лекции, беседы, экскурсии.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется и индивидуальная.

Режим занятий.

Прогнозируемый результат и способы определения результативности.

В ходе реализации программы учащиеся приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы кружка.

Учащиеся должны знать: как правильно составить характеристику исторического деятеля.

Учащиеся должны уметь :

Анализировать конкретно-исторические сведения;

Владеть историко-биографической информацией;

Работать с научно-популярной и справочной литературой;

Анализировать и сопоставлять факты.

Формами проведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, районных и областных олимпиадах, викторинах, конференциях по истории.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов.

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие

Раздел1. Земля русская

Раздел2.Московская Русь

Раздел 3. Россия в XVII веке

Раздел 4. Россия в XVIII веке

^ Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

Итоговое повторение

Всего 34 часа

Вводное занятие.(1 час)

Тема 1. Рюрик (1 ч.)

Тема 2. Первые князья (1 ч.)

Тема 3. Владимир Святой (1 ч.)

Тема 4. Первые святые на Руси (1 ч.)

Тема 5. Ярослав Мудрый (1 ч.)

Тема 6. Владимир Мономах (1 ч.)

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности (1 ч.) Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств.

Тема 8. Александр Невский (1 ч.)

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры (1 ч.)

Тема 1. Иван Калита (1 ч.)

Тема 2. Дмитрий Донской (1 ч.) Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью.

Тема 3. Сергий Радонежский (1 ч.) Сергий Радонежский.

Тема 4. Иван III (1 ч.) Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III.

Тема 5. Иван IV Грозный (1 ч.)

Тема 6. Великие живописцы (1 ч.)

Тема 1. Борис Годунов (1 ч.)

Тема 2. Минин и Пожарский (1 ч.)

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” (1 ч.)

Тема 4. Степан Разин (1 ч.)

Тема 5. Церковный раскол (1 ч.)

Тема 1. Петр Первый (1 ч.)

Тема 2. Женщины на престоле(1 ч.)

Тема 3. Елизавета Петровна (1 ч.) Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета.

Тема 4. Екатерина Великая (1 ч.)

Тема 5. Емельян Пугачев (1 ч.) . Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы (1 ч.)

Тема 7. Русское “просвещение” (1 ч.)
^

Тема 1. Александр I (1 ч.)

Тема 2. Сперанский М.М. (1 ч.)

Тема3.Александр II.(2ч.)

Итоговое повторение (2 час)

Календарно- тематическое планирование.

п/п

Наименование тем, разделов.

Количес-тво часов

Сроки выполнения

По плану

По

факту

Вводное занятие. Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Что такое «историческая личность».

6.09

Раздел 1. Земля русская (9 часов)

Тема 1. Рюрик Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

13.09

Тема 2. Первые князья Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград.

20.09

Тема 3. Владимир Святой Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

27.09

Тема 4. Первые святые на Руси. Борис и Глеб – князья мученики.

4.10

Тема 5. Ярослав Мудрый Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение.

11.10

Тема 6. Владимир Мономах Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха.

18.10

Тема 7. Князья периода феодальной раздробленности Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств

25.10

Тема 8. Александр Невский Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

15.11

Тема 9. Деятели русской церкви и культуры Первый русский митрополит Илларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы.

22.11

Раздел 2. Московская Русь (6 часов)

Тема 1. Иван Калита Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии.

29.11

Тема 2. Дмитрий Донской Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью

6.12

Тема 3. Сергий Радонежский Сергий Радонежский.

13.12

Тема 5. Иван IV Грозный Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр).

20.12

Тема 6. Великие живописцы Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.

27.12

Раздел 3. Россия в XVII веке (6 часов)

Тема 1. Борис Годунов Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

17.01

Тема 2. Минин и Пожарский Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений.

24.01

Тема 3. Алексей Михайлович “Тишайший” Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

31.01

Тема 4. Степан Разин XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.

7.02

Тема 5. Церковный раскол) Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

14.02

Тема 6. Деятели культуры (1 ч.) Начало разделения культуры “верхов” и “низов”. “Обмирщение” культуры. Общественная мысль. Симеон Полоцкий. Живопись (парсуна). Симон Ушаков.

21.02

Раздел 4. Россия в XVIII веке (6часов)

Тема 1. Петр Первый. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого.

28.02

Тема 2. Женщины на престоле.

Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов.

7.03

Тема 3. Елизавета Петровна Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета

14.03

Тема 4. Екатерина Великая Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

21.03

Тема 5. Емельян Пугачев Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева

4.04

Тема 6. Великие полководцы и флотоводцы Победы на суше и на море. Русское военное искусство. Румянцев и Суворов. Спиридов и Ушаков.

11.04

Тема 7. Русское “просвещение” Расцвет русской культуры. Русское “просвещение”. Л.Магницкий, Михайло Ломоносов, Новиков, Фонвизин.

18.04

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов (4 часа)

Тема 1. Александр I “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

25.04

Тема 2. Сперанский М.М. Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

2.05

Тема3.Александр II. Царь-освободитель. Накануне отмены крепостного права. Внешняя политика Александра II

16.05

23.05

Итоговое повторение

30.05

31.05

Методическое обеспечение программы.

Основными видами и методами работы являются лекции, беседы, поисково-исследовательская деятельность, проведение викторин, внеклассных мероприятий.

Для учителя:

  1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.,1989
  2. Валишевский К. Дочь Петра Великого. М.,1990
  3. Валишевский К Петр Великий. М., 1990
  4. Гумилев Н. От Руси до России. М.,1992
  5. Павленко Н. Тайны Петровской эпохи.М.,2006
  6. Шитов А.В. Минин и Пожарский. М.,1990

Для обучающихся:

  1. Баландин Р., Миронов С. Тайны Смутных эпох. М.. 2006
  2. Зарезин М., Последние Рюриковичи. М.,2006
  3. История России для детей и взрослых. (составитель В.Соловьев) 2003.
  4. 100 великих россиян (составитель К.Рыжов), 2000.
  5. История России в лицах. М.,1995

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пугачева Саратовской области»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЫЙ ИСТОРИК»

(Возраст 12-13 лет. Срок реализации- 1 год)

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №___

от «__»_______2013г.

Учитель истории и

обществознания

Рамзина М.Ю.



Libmonster ID: RU-8043


П. Старовойтов, преподаватель истории СССР школы N3 Пятигорска

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Исторические кружки занимают значительное место во внешкольной работе. Однако до сих пор им уделяется очень мало внимания. В большинстве школ они совершенно отсутствуют.

Первым условием успешной деятельности исторического кружка является четко разработанный план работы.

При составлении такого плана надо учитывать запросы учащихся, предоставлять им больше творческой инициативы и обязательно в то же время руководить работой учеников.

Главное место в работе руководимого мною исторического кружка в 9 - 10-х классах было отведено изучению произведений классиков марксизма-ленинизма. Работа над отдельными произведениями, которые выбирались применительно к изучаемому программному материалу, отнюдь не сводилась к подбиранию цитат. Мы изучали в кружке полностью отдельные работы Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Работа над первоисточниками в 9 - 10-х классах приучает учащихся работать самостоятельно над книгой. Этой работой они углубляют и обогащают шок знания теории марксизма-ленинизма.

В работе кружка следует строго учитывать возрастные особенности его членов. Было бы, конечно, нелепо поручать работу над первоисточниками учащимся 5 - 6-х классов, так как это было бы для них непосильно.

В кружке ученики изучают также дополнительный документальный материал, характеризующий то или иное историческое событие.

Однако учебно-исследовательскую работу мы не ограничивали изучением первоисточников и исторических документов. Работа кружка связывалась с местным историческим: материалом. В любом районе СССР имеются свои исторические памятники, некоторые из которых до сих пор остаются неизвестными. О них знает подчас только местное население. Учащиеся школы могут иногда добыть интересные исторические сведения об этих памятниках старины, составить описание того или иного памятника и передать свои наблюдения и исследования соответствующим научным учреждениям для более глубокого их изучения.

Ученики могут проводить большую работу по охране памятников от разрушения и расхищения. Этому вопросу мы в кружке уделили особое внимание, и на эту тему руководитель кружка провел несколько бесед с учащимися.

С местными историческими, краеведческими и другими пятигорскими музеями наш исторический кружок установил очень тесную связь. Работая в этих музеях, учащиеся делали зарисовки, слепки и муляжи отдельных экспонатов. Эти рисунки и муляжи использовались затем как наглядное пособие на уроке истории.

Не менее интересную работу члены исторического кружка провели по сбору записей рассказов участников революции 1905 года, воспоминаний о произволе в царской России и о гнете помещиков и капиталистов, о германском плене в период империалистической войны, о революции в октябре 1917 года, о гражданской войне. Учащиеся знают об этом прошлом только по описаниям в литературе; рассказы живых людей, непосредственных участников событий, оживляют это прошлое, и благодаря этому оно лучше запечатлевается в памяти учащихся.

Из письменных работ членов кружка был составлен сборник литературного творчества членов исторического кружка.

Видное место в работе исторического кружка во всех классах в нашей школе занимало более углубленное изучение художественной исторической литературы в соответствии с изучаемым программным материалом по истории. Для этого преподаватель кружка заранее подбирал литературу, предварительно тщательно ее просмотрев. Эта работа проводилась совместно с преподавателем литературы.

Много интересного художественного исторического материала печатается в журналах "Пионер" и "Костер", часто можно использовать материал из серии книжек "Жизнь замечательных людей".

Однако мы пришли к выводу, что не следует перегружать учащихся художественным материалом, так как это отвлекает членов кружка от другой работы. Лучше взять одно какое-нибудь художественное произведение и в соответствии с изу-

чаемым программным материалом прочесть его на кружке. Примерно для 5-х классов - поэмы Гомера "Илиаду" и "Одиссею", в 6-х классах - роман Флобера "Саламбо" и т. д.

Одним из видов самостоятельной работы учащихся являлось ведение календаря исторических событий. Календарь этот обычно составлялся на один месяц. Все исторические даты и события, происшедшие, например, в январе, выписывались из обычного отрывного или настольного календаря крупным художественным шрифтом на большом листе бумаги. Лист вкладывался в рамку и вывешивался на видном месте в школе. Это напоминало членам кружка и всем учащимся школы, а также преподавателям о близящейся дате того или иного исторического события и давало им возможность заранее подготовиться к проведению юбилея. Члены исторического кружка подготавливали материал к намеченной дате и проводили в кружке и по классам беседы на эти темы. Постепенно учащиеся приобретают навык к такой работе и научаются проводить беседы и доклады, что особенно важно в сельских районах, где школа является одним из основных культурных очагов.

Большую роль в работе нашего кружка занимала доска исторических событий. Члены кружка делали вырезки из периодической прессы по историческим вопросам и выставляли их на доску. Км показала практика, такая доска очень сильно привлекает внимание учащихся. Ведь учащиеся часто даже в своей газете - "Пионерской правде" не замечают исторических статей. Когда же эти статьи вырезаны и наклеены на доску, то они привлекают внимание. Материал доски менялся каждую шестидневку. Особо значительные места подчеркивались.

Собирание и оформление исторических альбомов проходило на протяжении всей работы кружка. Альбомы были двух типов: альбомы, собранные из вырезанных картинок, иллюстраций, фотоснимков, и альбомы художественного творчества самих учащихся: сюда входят отдельные зарисовки музейных экспонатов, срисованные и увеличенные иллюстрации из исторических, учебников и другие картины. При оформлении альбомов весь собранный материал подбирался в строго хронологическом порядке и по определенным: темам, например по древней истории, средней, новой и истории СССР. В зависимости от количества собранного материала отдельные разделы всеобщей истории, как Греция, Рим и другие, выделялись в отдельные альбомы.

Очень интересным видом работы кружка было также собирание старинных монет и других древностей. К этому делу были привлечены не только члены кружка, но и все учащиеся. Как показала практика, учащиеся иногда приносят очень ценные экземпляры старинной монеты, например медные монеты времен Ивана III, времен Петра I и другие. Все эти собранные монеты размещаются на витрине под стеклом, л к каждой монете пишется соответствующее об"яснение: год чеканки, достоинство ее и т. п., а также имя ученика, принесшего ее. Такая витрина помогает учащимся наглядно представить себе старинные монеты, и в тех классах, где проходится история СССР, витрину можно использовать как наглядное пособие.

В работу кружка вошло и изготовление исторических карт и составление из них альбомов. Ученицы, умеющие вышивать, сделали несколько карт на полотне. После того как карту вышили, она была туго натянута на раму. Таким образом получилась прекрасно оформленная карта, которая служила учебным пособием на уроке.

Просмотр исторических кинофильмов был также одной из форм работы кружка вне школы. Выпущенные за последнее время в СССР исторические фильмы: "Чапаев", "Петр I", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьем", "Александр Невский" и др. - являются прекрасным пособием при изучении истерии. После просмотра такой картины руководитель исторического кружка проводил беседу с учащимися, раз"яснял им отдельные, недостаточно понятные кадры, оттенял воспитательные моменты, указывал на поучительные примеры героизма, самопожертвования людей, отдавших свою жизнь, защищая родину от иностранных захватчиков.


Школа юного историка – это попытка проникнуть в "кухню" историка и самому почувствовать себя исследователем.

нажмите на значок "пуск" в экране плеера для просмотра видеозаписи


На кого рассчитана Школа юного историка?

Школа юного историка рассчитана на ознакомление будущих абитуриентов исторического факультета МГУ, сегодняшних школьников, с основами и новейшими достижениями исторической науки. Для занятий в ШЮИ приглашаются учащиеся 5–10 классов.

Что является целью Школы юного историка?

Школа юного историка ставит своей целью не только познакомить учащихся с мировым историческим процессом, но и привить навыки исследования исторических первоисточников и чтения научной литературы. Задача ШЮИ – дать расширенное представление о человеческом прошлом, помочь учащемуся выбрать более узкую специализацию в рамках гуманитарных наук.

В чём отличие программы Школы юного историка
от программ общеобразовательных школ?

В отличие от программ общеобразовательных школ, на занятиях Школы юного историка рассматриваются наиболее важные и проблемные темы мировой истории, а история России рассматривается в контексте мировой.

Школа юного историка не замыкается на программе отечественной истории; она даёт представление о мировом историческом процессе в целом.

Занятия в очной Школе юного историка - бесплатные , они проходят в помещениях исторического факультета МГУ (в Шуваловском корпусе МГУ по адресу: Ломоносовский проспект, д.27, корп.4) в вечернее время, начиная с 16:25.

С 2010 г. в рамках очной формы проводится "Лекторий школы юного историка ", где выступают студенты старших курсов и аспиранты с рассказами о собственных научных изысканиях. В течение нескольких месяцев учащиеся смогут научиться работе с историческими источниками и научной литературой, познакомиться с интересными событиями и явлениями всемирной истории, получить общее представление о мировом историческом процессе, попытаться самостоятельно выявить закономерности его развития.

Несколько раз в год перед учащимися выступают преподаватели исторического факультета – крупнейшие специалисты в различных областях исторической науки. Помимо занятий лекционного и семинарского типа предполагается проведение экскурсий и посещение музеев.

Дистанционная Школа юного историка

С февраля 2017 г. на базе Центра развития электронных образовательных ресурсов МГУ начинает работу новая образовательная программа – "Школа юного историка (дистанционная форма) ".

Она рассчитана на взаимодействие с учащимися, в силу различных причин не имеющих возможности посещать очную форму Школы юного историка.

Еженедельные занятия включают в себя ознакомительные лекции по всеобщей и отечественной истории, ссылки на различные интернет-ресурсы, а также задания на закрепление материала. Курс рассчитан на учащихся 5 – 10 классов и призван помочь им в изучении истории, а также в развитии навыков самостоятельной исследовательской работы.

Стоимость обучения по этой программе - 20 000 рублей за два семестра.

Описание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
исторического кружка - студии «КЛИО – клуб любителей истории Отечества» ПЕДАГОГА Зеленовой Анны Сергеевны

ДЛЯ 5 - 6 КЛАССОВ НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

г.Тюмень, 2013 г.
Пояснительная записка
История – это увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни. Историческое краеведение – один из важнейших элементов исторической науки. Оно является одним из источников обогащения обучающихся знаниями истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданственных понятий и навыков, приобщения обучающихся к изучению истории Отечества через самостоятельную исследовательскую работу. Исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы обучающихся, их самостоятельности. Обучающиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Школьники учатся раскрывать диалектическую взаимосвязь общеисторического и местного материала. Через краеведение общее становится более конкретным, образным, эмоциональным, осознанным, а конкретное, единичное, местное в свете общего получает свою правильную оценку. Историческое краеведение раскрывает связи родного края с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Цель программы: Создание условий для приобщения обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению. Задачи: · воспитывать бережное отношение к историческому наследию родного края; · развивать навыки учебно-исследовательской работы; · развивать активность и самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности. В работе исторического кружка участвуют обучающиеся с 5-х и 6-х классов. Продолжительность программы – 1 год, в объеме 34 часа. Тематика работы Исторического кружка основана на краеведческом материале, что позволяет учащимся, занимаясь учебно-исследовательской работой, приобщиться к изучению традиций и истории Западной Сибири, быта, уклада жизни прошлых поколений. Занятия в Историческом кружке способствуют воспитанию уважения к духовному наследию своего района, города, края; сохранению и приумножению исторических и культурных традиций своего народа; стимулированию творческой активности учащихся. Программа занятий Исторического кружка позволяет обратить внимание, прежде всего, на историю повседневности, ту, что закреплена в судьбах рядом живущих людей, своей семьи. Итогом реализации программы является приобщение обучающихся к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу по историческому краеведению; формирование исторического мышления и воспитание гражданственности у подрастающего поколения через изучение истории повседневности, истории семьи, судьбы отдельно взятого человека; обучение приемам и методам учебно-исследовательской работы: составление библиографии, аннотации, работа с каталогом, краеведческой, научной и справочной литературой, с документальными и справочными материалами, запись воспоминаний, сбор краеведческого материала, обучение приемам и методам наблюдения и описания предметов материальной культуры, исторических памятников, событий, умению соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; развитие активности и самостоятельности обучающихся; успешное выступление на различных конференциях, олимпиадах. Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Механизм реализации программы:
  • организация экскурсий в музеи;
  • пешие экскурсии по городу;
  • посещение концертов фольклорных коллективов;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • создание и оформление этнографического уголка в школе;
  • участие в краеведческих конкурсах.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
УУД:
Личностные: - ориентир в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; - гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданин, чувства сопричастности и гордости за свой край. - эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Западной Сибири; - чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; Регулятивныея: - планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - анализировать и синтезировать необходимую информацию; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: - используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; - устанавливать причинно-следственные связи; - самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета; - работать в семейных архивах. - Коммуникативныея: - понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций сотрудничестве. - выступать с сообщениями; - аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Литература:
1. Беспалова Л. Г. Сибирский просветитель.– Свердловск, 1973.
2. Валеев Ф. Т. Западно-сибирские татары. – Казань, 1980.
3. Веселкина В. В. История тюменского края. – Свердловск, 1980.
4. Вилков О. Н. Ремесло и торговля Западной Сибири в XII в. – М., 1967.
5. Галязимов Б. И. Легенды седого Иртыша. – Свердловск, 1987.
6. Головнев А. В., Зайцев Г. С., Прибыльский Ю. П. История Ямала. Тобольск – Яр-Сале, 1994.
7. Громыко М. М. Западная Сибирь в XIII в. – Новосибирск, 1965.
8. Жученко Б. А. Заварихин С. П. Тюмень архитектурная. – Свердловск, 1984.
9. Иваненко А. С. Четыре века тюменского поля. – Свердловск, 1990.
Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири. – Новосибирск, 1979.
10. История Сибири. Т. 1, 2, 3. – Л., 1968.
11. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири. – Новосибирск, 1974.
12. Копылов Д. И. Ермак. – Иркутск, 1989.
13. Копылов Д. И. Наш край в документах и иллюстрациях. – Свердловск, 1966.
14. Копылов Д. И. Обрабатывающая промышленность Западной Сибири в XVIII-первой половине XIX вв. – Свердловск, 1973.
15. Копылов Д. И., Прибыльский Ю. П. Тобольск. – Свердловск, 1969; 1974.
16. Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. – Новосибирск, 1979.
17. Кочедамов В. И. Первые русские города в Сибири. – М., 1978.
18. Никитин Н. И. Освоение Сибири в XVII в. – М., 1990.
19. Очерки истории Тюменской области. – Тюмень, 1994.
20. Очерки русской литературы Сибири. Т. 1. – Новосибирск, 1982.
21. Ретунский В. Ф. Государственные преступники: страницы политической ссылки в Зауралье. – Сургут, 1992.
22. Ромодановский Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII. – Новосибирск, 1973.
23. Софронов В.Ю. Откуда земля сибирская пошла. – Екатеринбург, 2001.
24. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. – Сургут, 1993.
25. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. – Новосибирск, 1986.Абрамов Н.А. Город Тюмень (из истории Тобольской епархии). – Тюмень, 1998.
26. Буцинский П. Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. – Харьков, 1891.
27. Буцинский П. Н. Сибирские архиепископы: Макарий, Нектарий, Герасим. – Харьков, 1891.
28. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. – М., 2000.
29. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., 1991.
30. Зайцева Л.Ю., Савицкая О.Н. История Курганской области (церковь Южного Зауралья в досоветский период). Т. 4. – Курган, 1998.
31. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII в.– Новосибирск, 1990.
32. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1–2. – М., 1992.
33. Копылов А.Н. Очерки по истории культуры Сибири XVII – начало XIX вв. – Новосибирск. 1974.
34. Мавлютова Г.Ш. Миссионерская деятельность русской православной церкви Северо-Западной Сибири. – Тюмень, 2001.
35. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. 1–8. – М., 1994.
36. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 1–3. – М., 1994.
37. Миненко Н.А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири.–Новосибирск, 1979. 17
38. Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX вв. – Иркутск, 1996.
39. Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.
40. Полный церковно-славянский словарь. Т. 1–2. – М., 1998.
41. Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники XVIII в. СПб., 1905.
42. Религия и церковь в Сибири. Сборник научных статей и документальных материалов. Выпуск 1–14. – Тюмень.
43. Софронов В.Ю., Сладкова Л.Н. Откуда земля сибирская пошла.– Екатеринбург, 2001.
44. Софронов В.Ю. Светочи земли Сибирской. – Екатеринбург, 1998.

Дата провед.
Наименование разделов
Форма занятий
Приемы и методы организации
Методический и дидактический материал
Дата провед. Форма подведения итогов
Раздел I . Введение
1. «И дым Отечества нам сладок и приятен…»
Теоретическое занятие. Словесный, практический . Учебные пособия
Коллективное обсуждение.
Раздел II . Западная Сибирь в XVI - XVII вв.
2-3. По следам Ермака. Теорет. занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
4-5. Первые русские города Западной Сибири Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
6. О чем рассказывает Тобольский Кремль. Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
7 – 9.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVI - XVII в».
Практические занятия.
Научно – исследовательский.


Конкурс проектов.
Раздел III . Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
10. КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ Теоретическое занятие. Словесный. Летописи.
Коллективное обсуждение.
11. « Богатство России Сибирью прирастать будет…»
Теоретическое занятие. Словесный. Летописи, фотоматериалы
Коллективное обсуждение
12. Сибирь как ссылка в XVII-XIX веках Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
12 – 13.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XVIII - XIX вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел IV . Западная Сибирь в XX - XXI вв.
14. Тюменское купечество
Теоретическое занятие. Словесный. Архивные документы.
Коллективное обсуждение.
15. Тюмень в гражданской войне
Теоретическое занятие. Словесный. Арх. документы., фотоматериалы
Коллективное обсуждение
16. «Тюмень- город госпиталь»
Теоретическое занятие. Словесный, метод показа. Летописи, фильм.
Коллективное обсуждение
17 – 18.
Работа над проектом « Западная Сибирь в XX - XXI вв.
Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Исторические источники, летописи.

Конкурс проектов.
Раздел V . Улицы нашего города
19. Знакомство с улицами нашего города (история названий улиц).
Теоретическое занятие.
Топонимическое исследование.
Архивные документы, летописи.

Коллективное обсуждение.
20 – 21. Работа над проектом «Юный экскурсовод». Практические занятия.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, материалы фондов, фотографии.

Конкурс юных экскурсоводов.
Раздел VI . Памятники нашего города
22. Памятники Тюмени, как летопись города.
Теоретическое занятие.
Научно – исследовательский.

Коллективное обсуждение.
23. Периоды истории страны и города в памятниках.
Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, арх.докум.

Коллективное обсуждение.
24.
Работа над проектом «Электронная экскурсия» Практические занятия.
Научно – исследовательский Электронная виртуальная экскурсия Конкурс проектов.
Раздел VII . Знаменитые земляки
25-26 Знаменитые люди, родившиеся и проживавшие в Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Архивные данные, историческая карта

Коллективное обсуждение.
Раздел VIII . Наш край родной
27.
Традиции народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Исторические источники, летописи.

Коллективное обсуждение.
28. Культура народов Западной Сибири
Теоретическое занятие.
Словесный.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, письма.

Коллективное обсуждение.
Раздел IX . Тюмени - 427 лет
29-30.
Работа над проектом «Тюмени – 427».
Практические занятия. Научно – исследовательский.
Историческая литература, архивные материалы, фотографии, историческая карта.

Конкурс проектов.
Раздел X . Выдающиеся люди нашего города сегодня.
31. Встреча с интересными людьми.
Практическое занятие. Словесно – практический.
Фотографии, документы, устные рассказы.

Коллективное обсуждение.
32.
Создание презентации «Выдающиеся люди нашего города сегодня».
Практическое занятие.
Научно исследовательский.
Архивные материалы, фотографии, документы, воспоминания.

Презентация.

Раздел XI . Научно – практическая конференция.
33-34.
Отчет о работе кружка

Практическое занятие.
Научно – исследовательский.
Историческая литература, историческая карта, проектные работы.

Презентация, показ электронных экскурсий.
















«Увлекательный мир истории».

Учитель истории и обществознания Нигматуллина А.Ш.

МБОУ СОШ №4 г. Гусиноозерска.

Пояснительная записка.

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности.

Актуальность данной темы, как утверждает профессор М. Кочурин в том, что: «Конструктивно - творческая природа человека должна развиваться обществом, «воспитывая человека как искателя, как автора предложений, гипотез, более или менее далеко уходящих в пространство времени, нам нужно воспитывать человека как экспериментатора - исследователя, сталкивающего в своих пробах и с ошибками, вынужденного постоянного корректировать, проявить себя». Я уверена в том, что именно в XXI веке человек должен быть творческим, который должен творчески подходить к любому вопросу и быть профессионалом своего дела.

Можно выделить два аспекта творческой деятельности:

Исследовательская деятельность (как творческий вид познания);

Собственно творческая деятельность, создание своего продукта. На мой взгляд, надо добиваться, чтобы школьники овладели обоими видами творческой деятельности.

К творчеству надо идти поэлементно и целостно обучая его особенностям, вооружая необходимыми умениями и навыками, и конечно, стимулируя творческую деятельность.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности, которые определены как одно из условий реализации основной образовательной программы образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

Именно творческий ученик, может себя реализовать как личность в условиях развития рыночной экономики и современного общества. И этому нужно учить в условиях современной школы.

Так возникла идея объединить детей в историческом кружке «Увлекательный мир истории». Программа – интеллектуальной направленности, является продолжением урочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся один раз в неделю.

Цель: С формировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Задачи:

Образовательные:

    Сформировать представление об основных этапах и ключевых событиях истории России;

Развивающие:

    развивать познавательные потребности и способности, креативность;

    повышение интереса учащихся к истории Отечества, родного края, семьи;

    формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

    овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

    совершенствование и расширение круга общих учебных умений, навыков и способов деятельности (развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации;

    формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение истории;

Воспитательные:

    воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

    Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

    Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

    Системность организации учебно-воспитательного процесса;

    Широкое использование ИКТ, Интернет-ресурсов, создание электронных презентаций;

    Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Календарно-тематическое планирование.

5 класс

Тема занятий.

Количество часов

Введение. «Листаем страницы истории».

Что такое история. Что дает изучение истории как науки. Источники изучения истории.

«Мир символов».

Создаем аппликации на темы:

Возникновение земледелия и скотоводства.

Изобретение лука и стрел.

Демонстрация работ.

«Своими руками».

Моделирование. Лекция.

Групповая, практическая работа.

(Подбор информации, материала, чертеж, моделирование.)

Моделирование:

1.Первобытное жилище,

2.Шадуф.

Занимательные задания.

«Изобретения древности, изменившие жизнь человека».

Сообщения учащихся.

Учимся создавать слайд - презентации.

«О, великие правители Древнего мира».

Сообщения учащихся.

Работа в группах. «Беседа с правителями»

1. Беседа с А. Македонским.

2.Беседа с Хаммурапи.

1. Сочинение «Военное искусство А. Македонского».

Придумай окончание сказки.

Составление библиографического словаря.

1. Великие правители Древней Греции.

2. Великие правители Древнего Рима.

«Семь чудес света».

Сообщения.

Создаем слайд-презентации.

Проектная работа: «Современное чудо света».

Предложи свое задание.

Создание сборника «Наши проекты».

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

6 класс

Введение.

Чем увлекательна история.

«В поисках исторических источников».

Исторические источники. ВИД. Лекция.

Как работать с историческим документом. Памятка.

Исследование текста. Чтение фрагмента документа на древнерусском языке.

Пословицы, поговорки, сказки как исторические источники.

Написание сказки с историческим героем.

Посещение Селенгинского районного архива.

«Создаем своими руками».

Жилище - как исторический источник. Моделирование жилища. Поиск информации. Чертеж.

Тема: Древнерусское жилище:

Княжеские хоромы.

Боярские хоромы.

Крестьянская изба.

Создание слайд - презентации.

Создаем одежду. Поиск информации. Готовим выкройку. Шьем одежду.

«Предложи свое задание»

«Предание глубины глубокой».

Приметы древних славян. Сообщения учащихся.

Ритуалы и обряды славян.

Жилище древних славян.

Исследовательская работа.

Создаем слайд-презентации.

«По городам Руси».

Составление экскурсионного маршрута. Исследование карты. Поиск информации.

Создаем слайд - презентацию.

«Предложи свое задание».

Проведение экскурсии по городу Гусиноозерск. Выбираем экскурсоводов, местность. Подбор информации.

«Листаем страницы истории».

Создание сборник.

Итого:

30 (4 ч. - резервных)

7 класс

Введение.

Исторические факты. Загадки истории.

«Интереснейшие факты». XVII -XVIII вв..

Работа в библиотеке. Поиск интересных фактов

истории Отечества XVII -XVIII вв.. Составление сборника.

Работа с историческими документами.

«Предложи свое задание».

«История в датах и цифрах».

Лекция. «Это интересно»

Решение исторических задач.

Составление задачника.

Составление хронологической таблицы.

Составление хронологических комплексов. (Закрепощение крестьян, борьба России за выход к Черному морю, монголо - татарское нашествие).

Учимся анализировать статистические данные.

«Загадки истории».

Загадочные истории. Сообщения.

Проводим расследования. (Учимся доказывать свои суждения, применяя факты).

Создаем слайд-презентации.

«Историческое моделирование»

Сообщения. Темы: «Бьется в тесной печурке огонь» (описание жилища,домашней утвари), «Во саду ли, в огороде...» (с/х орудия,работа животноводов, «Не хлебом едины...» (праздники, костюмы).

Создание чертежей.

Моделирование.

«Снимаем кино»

Пишем сценарий. Темы: «Петр I в заграничном походе», «Заседание коллегий», «Ассамблеи». Распределяем роли.

Репетиция.

Съемки.

«Создание сборника»

«Работы творческой мастерской»

Итого:

30 (4ч. - резервные)

8 класс

«Введение»

«Личность в истории».

«Открытия, изменившие мир»

Лекция. «Открытия, изменившие мир».

Сообщения. «Великие открытия XIX – XX вв.»

Занимательные задания.

Мифы о научных открытиях. Обыгрывание ситуаций.

Создание слайд-презентаций.

Сочинение: «Как делаются великое открытия».

Создание вопросника по теме.

«Выдающие люди XIX – XX вв»

Лекция. «Выдающие люди».

Работа в группах. Интервью.

Составление библиографического словаря справочника.

Творческое задание. «Гордость нашей семьи».

Занимательные задания.

Предложи свое задание.

«Глазами художника».

Лекция. «Выдающие деятели искусства».

Совершим экскурсию. Выбор репродукции. Поиск информации. Подготовка выступлений. Создание слайд-презентации.

Занимательные задания.

Творческое задание: «Оживи ситуацию»

Создание картины.

Беседа. «Как это, быть художником?»

Предложи свое задание.

Создание сборника.

«Великие открытия».

Итого:

30 ч. (4 ч. - резервные)

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита работ, мини-конференция.

Технологии, методики:

    уровневая дифференциация;

    проблемное обучение;

    моделирующая деятельность;

    поисковая деятельность;

    информационно-коммуникационные технологии;

    здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи.

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;

с уроками информатики: оформление презентаций, подбор информации из Интернет-ресурсов.

с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.

Возможные результаты («выходы») творческой деятельности:

    альбом,

    газета,

    журнал, книжка-раскладушка,

    коллаж,

    коллекция,

    костюм,

    макет,

    модель,

    музыкальная подборка,

    наглядные пособия,

    плакат,

    презентации,

    серия иллюстраций,

    сказка,

    справочник,

    стенгазета,

    сувенир-поделка,

    учебное пособие,

    фотоальбом,

    экскурсия.

При составление рабочей программы использован следующий учебно-методический комплекс:

    Балязин В.Н. Занимательная история России – М.: издательство «Первое сентября», 2001.

    Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории- М.:Просвещение: Учеб. лит., 2000.

    Козленко С.И. История. Всероссийские олимпиады. Вып.1- М.: Просвещение, 2008.

    Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы.- М.: Айрис-пресс, 2006.

    Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней: Дидактические материалы – М.: Дрофа, 2001.

    Варакина И.И, Парецкова С.В. Внеклассные мероприятия по истории России 10-11 классы.- Волгоград, «Учитель-АСТ», 2005.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебники)

1.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.
2.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Средние века.
3.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новое время.
4.Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время.
5.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XIX в.
6.Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия XIX -XX вв.
7.История России. XX век. в 4 частях.
8.От Кремля до рейхстага.
9.Энциклопедия истории России.
10.Витязь на распутье. Интерактивный задачник по истории России IX - XIX вв.
11.ЕГЭ история.
12.Занимательная история. Часть 1.
13.Занимательная история. Часть 2.
14.Династия Романовых.
15.История России с древнейших времен до конца XVI в.

Приложение

5 класс.

Мир символов.

Создание аппликации.

Аппликация - это особое средство наглядности, который вводит нас в мир символов, условностей.

На этом занятии детям дается задание выполнить аппликацию на определенною тему.

Примерные темы:

«Возникновение земледелия и скотоводства»,

«Изобретение лука и стрел».

Предлагается два способа выполнение аппликации:

1. Копирование силуэтов рисунков и вырезание их.

2. Создание своего изображения на основе предложенных иллюстраций и его вырезание. Этот путь гораздо труднее первого, требует не только художественных способностей, но и творческого осмысления.

В работе детям важно уловить суть проблемы, показать развитие явления. Нужно использовать подвижную аппликацию: в определенный момент перемещать силуэты, пополнять новыми картинками, убирать ненужные.

Детям перед началом работы необходимо продемонстрировать пример.

Охота на мамонта.

Люди роют огромную яму - налаживают ее ветвями - появляется мамонт - попадает в яму - люди забрасывают его камнями .

Историческое моделирование.

Материальные памятники воплощенные в моделированных объектах - это спутники жизни прошлого. Моделирование развивает творческие способности, пополняет исторические знания, представления, заставляет предметно взглянуть на историческое прошлое.

Моделирование можно поделить на несколько видов:

    общественные здания (храмы, дворцы, театры)

    частные постройки, орудия труда, технические приспособления, оружие, предметы быта, украшения, одежда.

«Строительным» материалом для макетов является: картон, бумага, лучина, бруски, фанера, круглые палочки, сосновая кора, пластилин, клей, вата, вымоченная в клейстере (лепка барельефов, куполов), гипс. Для имитирования ландшафта может использоваться: опилки, окрашенные в нужный цвет, истолченный мел, губка, гуашь, краски.

Прежде, чем делать макет нужно провести предварительную работу:

    Найти и изучить информацию, по тому объекту, макет которого вы хотите выполнить;

    Выполнить чертеж, соблюдая масштаб. Сначала делается чертеж из простой бумаги и вырезается, только после того как вы прикинете, что получиться, нужно перейти к оригинальному чертежу.

Примерные темы: «Первобытное жилище», «Шадуф».

«Первобытное жилище».

Материал: палочки, неочищенные от коры, куски коры, солома, писчая бумага, оклеенная ватой, и окрашенная, имитирующая шкуры животных.

Могут быть представлены макеты Хижин, свайных построек, пещеры, дольменов.

Модель шадуфа. (Отчасти напоминает деревенский «журавль»).

Сам колодец делается из красного материала (пластилин, гипс, глина). Для коромысла берется прут, к одному концу привязывается камень, к другому ведро. Коромысло крепиться к выемке. Рядом с колодцем крепиться желоб, по которому будет стекать вода.

«Беседа» с исторической личностью.

Памятка.

    Выбор исторической личности (определить кто будет выполнять роль). Поиск информации.

    Составление простого плана по тексту.

    Можно использовать метода «от обратного», представить жизнь народа изучаемого периода, выбрать группы населения, которые положительно относились к деятельности выбранной личности (либо отрицательно).

    Продумать свой диалог (как представители конкретной группы).

Занимательные задания.

5 класс.

Задание к блоку «Мир символов».

Задание 1. В криптограмме зашифровано имя одного из героев Древней Греции. Найдите способ её решения и ответьте на вопрос, чем знаменит данный герой.

Задание 3 . Придумайте окончание сказки.

В Древнем Египте была создана сказка о заколдованном царевиче. Ее конец не сохранился. Вот начало этой сказки.

«Жил да был фараон. Родился у него сын. Это был единственный и долгожданный ребенок, который фараон вымолил у богов. Но царевич заколдован и уже с его рождения богини предсказывают, что он умрет молодым или от крокодила, или от змеи, или от собаки. Такова судьба, которую никто нне силах изменить

Но родители царевича хотят перехитрить судьбу. Они отделили своего сына от всего живого - поместили мальчика в большой башне и приставили к нему верного слугу.

Проходят года. Мальчик растет и начинает интересоваться окружающим миром. Как то внизу он замечает какое то странное существо на четырех ногах...»Это собака», - объясняет удивленному ребенку слуга. «Пусть приведут мне такую же!» - просит царевич. И ему дают щенка, которого он растит в башне.

Но вот мальчик становиться юношей, и родители вынуждены объяснить ему, почему он живет один, строго охраняемый, в этой башне. Царевич убеждает отца, что судьбы не миновать. И тот отпускает его в дальнее странствование.

В сопровождение своего верного слуги и собак и царевич на колеснице добирается до страны Сирии. Здесь так же в высокой башне живет красавица царевна. Она достанется тому в жены, кто проявит богатырскую силу и прыгнет на высоту70 локтей прямо в окно башни, из которого выглядывает эта царевна.

Никому этого не удается и лишь наш герой совершает этот прыжок и добирается к ней. С первого взгляда они полюбили друг друга. Но отец царевны не хочет отдавать свою дочь в жены какому то безвестному египтянину. Дело в том, что царевич скрыл свое происхождение и выдал себя за сына воина, бежавшего от злой мачехи. Но царевны и слышать ничего не хочет ни о ком другом «Если отнимут у меня этого юношу, не буду есть, не буду пить, умру в тот же час!». Пришлось отцу уступить.

Молодые люди поженились. Они счастливы. Но царевна стала замечать, что ее супруг иногда грустит. И он открывает ей страшную тайну, говорит о предсказании богинь: Я обречен трем судьбам - крокодилу, змее, собаке». Тогда жена сказала ему: «Прикажи убить собаку». Он же ответил ей: «Нет, не прикажу убить собаку, которую взял щенком и вырастил».

Царевна решает предотвратить страшный рок, нависший над ее мужем, и ей это дважды удается. Первый раз она спасает его от змеи, которая вползла в спальню. Предчувствую грозящую царевичу опасность, царевна поставила в спальню чашку молока, и змея, прежде, чем ужалить царевича, набросилась на молоко. Тем временем царевна проснулась, призвала на помощь служанку, и вдвоем они раздавили гадину.

Молодожены отправляются в Египет, и тут царевна снова спасает своего супруга - на этот раз от крокодила. И вот наступил следующий день...»

На этом месте текст на папирусе обрывается. Как, по-вашему, закончилась сказка?



Рассказать друзьям