Forum актер юрий богатырев личная жизнь. О женитьбе сына мать богатырева узнала на его похоронах

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сегодня героем нашей статьи станет великолепный и знаменитый советский актер. Его имя хорошо известно зрителям старшего поколения. Это Богатырев Юрий Георгиевич.

Детские годы

Юрий Богатырев появился на свет второго марта тысяча девятьсот сорок седьмого года в Риге. Его отец - военный моряк, мама - домохозяйка. Позднее семья перебралась в Ленинград, а еще позже - в Москву. В детстве мальчика называли девчоночником. И все потому, что Юра был очень нежен и изящен. К тому же он предпочитал дружить с соседскими девочками.

Надо отметить, что Юрий Богатырев, биография которого с детства была связана с творчеством, любил организовывать и принимать активное участие в самодеятельных театрах. Он любил сам делать из старых маминых платьев кукол, шил занавес, распределял между подружками роли.

В средней школе Юрий Богатырев увлекся рисованием. Окончив восьмой класс, он поступил в художественное училище им. М. И. Калинина. Довольно часто студентов вывозили на этюды в подмосковные леса. В одной из этих поездок он познакомился с юными актерами из театра-студии Владимира Штейна «Глобус». Именно благодаря этому знакомству юноша подал документы в знаменитое Щукинское училище.

«Современник»

Через пять лет дипломированный молодой актер Юрий Богатырев поступил на работу в знаменитый театр «Современник». В это же время в труппу пришли Райкин и Фокин. В коллективе Юру приняли очень тепло. Всем было ясно, что к ним в коллектив пришел талантливый и перспективный актер. Молодой человек был удивительно добрым и открытым. В театре его любили. Начинающего актера отличала удивительная ирония. Это довольно редкое актерское качество.

Кино

Юрий Богатырев, фильмография которого довольно обширна, дебютировал как киноактер в 1970 году. Это была небольшая роль в знаменитом фильме Н. С. Михалкова «Спокойный день в конце войны». Настоящую известность Юрий Богатырев, актер разносторонний и безгранично одаренный, познал через четыре года. Это произошло после выхода в прокат знаменитого вестерна «Свой среди чужих, чужой среди своих». Картина переносит нас в далекие 20-е годы, в небольшой южный российский городок. Богатыреву была предложена одна из главных ролей - красноармейца Шилова, с которой актер блестяще справился.

Сотрудничество с Михалковым

Кинокритики и рядовые зрители отмечают, что свои лучшие драматические роли Юрий Богатырев сыграл в фильмах Никиты Михалкова. Многие помнят его образ Штольца в киноленте «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979 г.), Сержа в «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1976 г.), Стасика в драме «Родня» (1981 г.).

В конце 70-х и начале 80-х годов Юрий Богатырев, фото которого вы видите в этой статье, был уже общепризнанным мастером кинематографа. Подтверждение этому - блестяще исполненная роль негодяя Ромашова в фильме «Два капитана» (1976 г.).

«Объяснение в любви» (1977-1978 гг.)

Многие специалисты считают очень значительной роль Филиппка, которую сыграл Юрий Богатырев в этой ленте. Картина охватывает историю страны почти за 50 лет. На экране мы видим пустынную Москву 20-х годов, коллективизацию, ударные стройки 30-х годов, трагедию военного времени, самый большой праздник - День Победы.

Красной линией через весь фильм проходит история любви талантливого журналиста Филиппа и его вечно хлопочущей по хозяйству жены Зиночки, которая всегда готова изменить мужу.

Мастер перевоплощений

Талантливый художник-портретист, оригинальный прозаик, Юрий Богатырев обладал необыкновенным даром ко внешнему и внутреннему перевоплощению. В нем удивительным образом сочетались богатство средств выражения и простота актерского мастерства. Он одинаково гениально справлялся с комедийными и драматическими ролями.

Всенародный любимец

Не будет преувеличением утверждение, что Богатырев был любимцем миллионов почитателей кино в Советском Союзе. Однако сегодняшнему зрителю трудно представить себе, что столь популярный и известный человек может иметь столь тяжелую и трагичную жизнь. Его немногочисленные истинные друзья вспоминают, что у Юрия было слишком много завистников среди коллег. Завидовали его невероятной популярности, тому, что у него было множество ролей, что Юрий Богатырев, фильмография которого была мечтой многих менее удачливых актеров, был по тем временам одним из самых богатых актеров. Завидовали даже тому, что он был одинок.

Богатырев с 1976 года работал во МХАТе. Подлость и лицемерие, зависть и интриги, царившие в то время в труппе, приводили его в ужас. В этот период времени пьянство у мхатовцев считалось нормой.

Актер Юрий Богатырев: личная жизнь

К сожалению, в этом плане все складывалось совсем не так, как того хотелось. Юрий Георгиевич так и не смог найти свою вторую половинку. Он всегда пылко влюблялся в своих партнерш по экрану или сцене Елену Соловей, Светлану Крючкову, Анастасию Вертинскую). На каждой из них он мечтал жениться. Но это были лишь светлые мечты, платонические чувства.

Особые отношения связывали его с любимой многими актрисой Они были не просто коллегами, партнерами по сцене. Они были настоящими большими друзьями, родственными душами. У них даже совпадал день рождения, который они всегда старались отмечать вместе.

К сожалению, Юрий Богатырев, которого не сложилась, довольно часто впадал в глубокие депрессии, тяжело переживал свое одиночество.

Существовала еще одна деликатная сторона жизни актера, о которой говорить совсем не просто. Уже в достаточно зрелом возрасте актер обнаружил у себя гомосексуальные наклонности. Из-за этого открытия он сильно страдал и не находил объяснения своей непохожести на других людей. Если учесть, что это произошло довольно поздно, то можно представить, насколько было для него болезненно. Это сейчас некоторые звезды бравируют такой особенностью, а Юрий страдал, много пил, совершал глупые поступки, о которых потом сильно жалел. Его близкие друзья считают, что было бы у Юрия и здоровья больше, и с пьянками было бы покончено, если бы он смирился со своей «странностью».

Фиктивный брак

Несмотря ни на что, в жизни Юрия Богатырева был брак. Многие считают его фиктивным, хотя это не совсем верно. Актриса Театра на Таганке, соседка Юрия по общежитию Надежда Серая оказалась в очень непростой ситуации. После болезненного и очень скандального развода с режиссером Михаилом Хусейном по законам того времени женщину с ребенком должны были выселить не только из общежития, но и из Москвы. В это время Надежда познакомилась с Юрием. Их отношения плавно переросли в любовь. Брак оформили без лишнего шума, многие потом посчитали его тайным. Этот факт своей жизни молодожены скрыли даже от самых близких людей - дочери Надежды Вари и матери Юрия Татьяны Васильевны, которая на тот момент перенесла серьезную операцию.

На том, чтобы сохранить бракосочетание в тайне, настояла Надежда. Пара не стала жить вместе: в крошечной комнате существовать втроем было невозможно. Они решили подождать, пока девочка немного подрастет и появятся деньги на приобретение более комфортного жилья. Однако довольно быстро чувства стали охладевать, и их отношения постепенно прекратились. Маме Юрий так и не успел рассказать о своем браке. После смерти сына она увидела штамп о регистрации в паспорте, Надежда сказала ей, что брак был фиктивным.

Звания

В 1981 году Юрий Георгиевич был удостоен звания Заслуженного артиста России, а в 1988 году он стал Народным артистом. После получения званий актер, наконец, получил свое первое жилье - на улице Гиляровского однокомнатную квартиру. Однако, к сожалению, пожить в ней Юрию Георгиевичу долго не пришлось.

Юрий Богатырев - художник

В последнее время актер много работал. Помимо своей основной деятельности, он увлеченно рисовал композиции на темы любимых пьес и фильмов, портреты. В середине января 1989 года он стал готовить свою первую персональную художественную выставку. Юрий Богатырев тщательно отбирал работы, придумывал названия. Выставка должна была начать работу 6 февраля 1989 года в Но к ужасу многочисленных поклонников в этот день Москва хоронила любимого актера. От чего умер Юрий Богатырев? Причина его смерти долгое время интересовала почитателей таланта популярного артиста. Выставка открылась без Юрия, но не в Москве, а в Ленинграде. Сегодня ее можно увидеть в Самаре. Специально написанные для актера роли сыграли другие актеры. К примеру, роль генерала Радова в «Сибирском цирюльнике» предназначалась Богатыреву.

Трагическая кончина

Многих поклонников таланта актера до сих пор волнует вопрос, как умер Юрий Богатырев. Причина смерти была известна на следующий день после трагедии.

Незадолго до этой даты Богатырев получил довольно крупный гонорар за фильм «Очи черные». По этому поводу 1 февраля 1989 года он пригласил в свою квартиру компанию, чтобы отметить это событие. Поздно вечером ему стало плохо с сердцем. Вызвали «скорую помощь», и приехавший фельдшер (на сердечный приступ!), пытаясь спасти жизнь актера, ввел ему в сердце препарат, который несовместим со спиртными напитками. Смерть наступила мгновенно. Так, из-за нелепой ошибки и непрофессионализма в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не стало 41-летнего талантливейшего человека.

Актер всегда мечтал сыграть Обломова. Накануне его похорон друзья сшили бордовый «обломовский» халат, «подстарили» его в театральных мастерских и на похоронах прикрыли ноги актера этим символом его несбывшейся мечты. Похоронен Юрий Богатырев на Ваганьковском кладбище.

Странные обстоятельства

После смерти актера из его квартиры таинственным образом исчезла крупная сумма денег. Это как раз сумма последнего гонорара. Такая же загадочная участь коснулась и картин Юрия. Из сотен его работ всего восемь хранятся в несколько работ остались у близких друзей. Где находятся остальные, неизвестно до сих пор.

Последние роли

«Полет птицы»

В 1988 году Юрий Богатырев снялся в двухсерийном художественном фильме «Полет птицы». Это экранизация повести «Платок на стене» Е. Габриловича. События фильма относятся к тридцатым годам. Лена Храпова приехала в Москву из провинциального города. Она не поступила на юридический, как того хотела мама, а пошла в театральное училище. Главную роль поэта сыграл Юрий Богатырев.

«Презумпция невиновности» (1988 г.)

Приключенческий детектив. У известной эстрадной звезды в поезде «Красная стрела» пропал пиджак и документы, без которых зарубежные гастроли невозможны. Два безбилетчика представились следователями и начали собственное расследование…

К сожалению, слишком рано этот талантливейший человек ушел из жизни, но роли, сыгранные ним, навсегда останутся в истории отечественного кинематографа.

// Фото: Шерстенников / РИА Новости

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Мужчина скончался 2 февраля 1989 года в Москве. Той роковой ночью у Богатырева случился сердечный приступ. Приехавшая на место происшествия бригада «скорой помощи» ввела актеру клофелин, оказавшийся несовместимым с антидепрессантами, к которым пристрастился мужчина. Как итог – у знаменитости мгновенно остановилось сердце.

НЕДООЦЕНЕННЫЙ ХУДОЖНИК

Спустя 28 лет после смерти звезды кино и театра его друзья продолжают делиться воспоминаниями о близком человеке. Так, Станислав Садальский рассказал об одном из увлечений Юрия Богатырева. Артист поведал, что его приятель любил рисовать и был талантливым, но не признанным художником. К слову, первая выставка произведений Юрия Богатырева открылась 6 февраля 1989 года в Доме-музее Ермоловой. Он не дожил до этого долгожданного события буквально несколько дней.

«Юра был знатоком живописи, настоящим ценителем. Это теперь говорят, что он – гений, настоящий недооцененный художник, устраиваются его выставки, издаются альбомы. А тогда... Он нарисовал мой портрет за несколько минут… А я чуть не потерял его...» – поделился Садальский в своем блоге.

// Фото: ЖЖ Станислава Садальского

Друзья Богатырева считали, что увлечение живописью стало продолжением его актерской карьеры. Сам Юрий Богатырев был согласен с мнением близких людей и охотно признавал, что не конкурирует с известными художниками. Мужчина и подумать не мог, что со временем искусствоведы начнут ценить его творчество. «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию», – говорил мужчина.

«Он как будто обладал способностью «вытягивать» какое-то внутреннее свойство человека, недоступное взглядам окружающих», – рассказала в эфире телеканала «Культура» Ирина Гамула, главный хранитель государственного театрального музея имени Бахрушина.

// Фото: кадр программы «Раскрывая тайны звезд»

Вместе с тем Богатырев отличался какой-то бытовой неустроенностью. Близкие актера поведали о том, что он не нагружал себя работой по хозяйству. Все свое свободное время артист предпочитал посвящать искусству.

«Он всегда был занят не бытом и либо рисовал, либо читал или разговаривал. Он выходил в каком-то полурваном халате, и возникало ощущение, что это персонаж Островского. Он делал яичницу так, что она походила на картину», – рассказал режиссер Иосиф Райхельгауз.

Интересно, что Юрий Богатырев долгое время предпочитал жить в театральном общежитии. Именно туда он возвращался после светских вечеринок и торжественных приемов. Артист переехал оттуда лишь в 1981 году, когда ему вручили звание заслуженного артиста РСФСР. Тогда актеру подарили однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.

РАБОТА С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ

Никита Михалков стал режиссером, открывшим Юрия Богатырева для кинематографа. Молодой актер сыграл немца в его дипломной картине «Спокойный день в конце войны», вышедшей на экраны в 1970 году. «Юра Богатырев – замечательный, потрясающий, великий русский артист. Остается только сожалеть, что он многого не сделал и слишком рано ушел», – отметил Михалков в сюжете телеканала «Культура».

В дальнейшем сотрудничество с Никитой Сергеевичем продолжилось. В 1974 году советские зрители увидели фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором Юрий Богатырев сыграл знаковую для себя роль чекиста Егора Шилова. Для миллионов поклонников кинематографа этот мужественный и «горячий» персонаж стал настоящим супергероем, не уступающим современным «Людям Икс»: он уверенно держался в седле и с легкостью выполнял различные трюки.

// Фото: кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

ТОНКИЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

По воспоминаниям друзей Богатырева, знаменитый артист не имел ничего общего с прославившим его Шиловым.

«Поначалу он был как ребенок. У него был пушок, щетину ему «нарастили». По характеру он был мягкий, трепетный, сердечный, пульсирующий как перо на ветру. Дунешь, и он взлетает на воздух», – рассказал журналистам актер Сергей Шакуров.

// Фото: кадр фильма «Объяснение в любви» (1977)

Друзья артиста также сообщили журналистам, что он как будто предчувствовал свою смерть. Но тогда окружение звезды кино и театра не воспринимало его слова серьезно. В программе «Раскрывая тайны звезд» близкие Богатырева поведали о том, что его мучило.

«Я пришел к нему, поднялся. Нашел номер квартиры, звоню, никто не отвечает. Смотрю: дверь не заперта. Вижу, что он сидит на ковре посреди комнаты, выпивший, весь в слезах. Говорит: «Я скоро умру», – поделился друг звезды Евгений Стеблов.

// Фото: кадр фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь»

Слова актера подтверждает режиссер и однокурсник Юрия Богатырева Константин Райкин. «Он всегда говорил, что рано умрет. Я считал, что он «интересничает» и говорит ради красного словца. Юре было свойственно делать такие «залипухи», – поделился звезда кино и театра.

Друзья знали о ранимости Юрия Богатырева, страдавшего всю жизнь от того, что он был не таким, как все. Окружение мужчины старалось поддерживать его в трудную минуту и помнило, что артист требовал очень бережного обращения к себе. «Он нуждался в комплиментах, аплодисментах, восторгах. Тогда он скромно опускал глаза и говорил: «Вы преувеличиваете», – рассказал коллега актера Виктор Мережко.

«Мало, всего мало. Рисунков, ролей, репетиций, друзей, общения. Мало тебя хвалят, мало тобой восторгаются, мало тебя смотрят», – поделился, в свою очередь, друг Юрия Богатырева Иосиф Райхельгауз.

// Фото: Кадр фильма «Двенадцатая ночь» (1978)

Некоторые близкие Богатырева считали его большим ребенком. Этой точки зрения придерживался, к примеру, юрист Андрей Попов, который общался с актером в последние четыре года его жизни. По мнению друга знаменитости, Юрий Богатырев был очень спокойным и старался не ввязываться в скандалы, так как это шло против его природы. «Я не слышал, чтобы он вообще с кем-нибудь когда-то дрался, на моей памяти таких эпизодов не было. Он умел идти на компромисс, договариваться и был абсолютно бесконфликтным человеком», – рассказал пожилой мужчина.

По словам Андрея Михайловича, его приятель очень долго работал над каждой ролью. Богатырев словно вживался во всех своих персонажей. Мужчина называет труд известного актера «титаническим». Его слова подтверждает Никита Михалков. «Он схватывал все на ветру», – говорит режиссер. К слову, ради одной из ролей убежденный вегетарианец попробовал мясо, и с той поры забыл о диете.

БОГАТЫРЕВ И ЖЕНЩИНЫ

Стоит отметить, что звезде кино и театра посчастливилось работать со многими красивейшими актрисами своего времени, в том числе с Анастасией Вертинской, Еленой Соловей и Светланой Крючковой. Чувства Юрия Богатырева к его партнершам были платоническими: предложить им нечто большее, чем дружбу, он не мог. Артист уподоблял женщин богиням. При этом природная деликатность и чувствительность не давали ему раскрыться полностью.

Лишь с годами Богатырев понял, что он не такой, как все. Это осознание в буквальном смысле давило на мужчину, предпочитавшего «лечить» проблемы алкоголем.

«Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился. Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Нынешние звезды этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами – это модно, практично – они ведь дружны между собой…» – говорил в одном из интервью режиссер Александр Адабашьян.

// Фото: Кадр фильма «Мертвые души» (1984)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В последние годы Юрий Богатырев перестал бороться с лишним весом и страдал гипертонией. Артист часто звонил друзьям и жаловался на жизнь. Некоторые из них считали, что мужчину довела работа в театре, которая оказалась слишком тяжелой для чувствительного артиста. «Он был очень израненный», – отметил Александр Калягин.

Некоторые считали, что Богатырев словно уставал от самого себя. Каждый день он играл чужие страсти, а после выхода на сцену страдал от своих. Актеру всюду мерещились насмешки и осуждение со стороны незнакомых людей. Близкие артиста говорят, что его можно было унизить даже «неправильным» взглядом или поворотом головы.

«Он мне звонил и говорил: «Светотуля, я сижу тут один. Старый, толстый, никому не нужный». И это были не бравада и кокетство. Он так себя ощущал», – рассказала актриса Светлана Крючкова.

// Фото: Кадр фильма «Дон Сезар де Базан» (1989)

В числе навязчивых ночных кошмаров Богатырева был сон о том, что зрители его высмеивают. У актера случались дни, когда он презирал себя. Артист страдал из-за того, что не был похож на окружавших его людей.

«Наташа Гундарева говорила, что он мог выпить и прийти к ней в слезах. Он говорил: «Меня все презирают, я ничего не могу с собой сделать». Она говорила: «Ты сам все выдумал, никому ты ничего плохого не делал». В нем все нарастало постепенно. Со временем у него исчезла внутренняя гармония. Он был в постоянном конфликте с собой, и ему казалось, что его недолюбливают, относятся к нему с предубеждением или отрицательно. Сам построил вокруг себя стену и вообразил, что она построена снаружи», – поделился Александр Адабашьян.

Для подготовки статьи использовались материалы «Собеседника» и «Независимой Газеты» .

29 лет назад ушел из жизни популярный советский актер Юрий Богатырев, известный по ролям в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Два капитана», «Родня», «Дон Сезар де Базан» и многим другим.

До своего 42-летия он не дожил ровно одного месяца. Близкие актера уверены: он сам приблизил свой уход, так как всю жизнь очень страдал и испытывал чувство вины за то, что действительно был «чужим среди своих»…


Юрий Богатырев в юности


Знаменитый советский актер Юрий Богатырев
Юрий Богатырев родился в семье офицера военно-морского флота, но к отцовской профессии интереса никогда не проявлял. С детства он был очень ранимым и чутким, не ввязывался в драки и отличался мягким характером. Мальчишечьим играм он предпочитал шитье платьев для кукол и дружбу с девочками. Он и сам любил наряжаться и примеривать украшения, но родители не обращали внимания на эти увлечения сына, списывая их на тонкость артистической натуры.


После окончания Щукинского училища Богатырев выступал на сцене МДТ «Современник», а позже пришел во МХАТ. Еще во время учебы он ухаживал за девушками, но все его влюбленности были платоническими и ограничивались дружеским общением. Он влюблялся в своих партнерш по съемкам, но это, скорее, дарило только вдохновение на съемочной площадке, а не потребность в личных взаимоотношениях. Так, Ия Саввина и Наталья Гундарева стали его близкими друзьями.


Юрий Богатырев в спектакле *Двенадцатая ночь*, 1978
Актриса Елена Соловей признавалась, что Богатырев напоминает ей «большого ребенка, беззащитного и ранимого». Наталья Варлей вспоминала: «В Юру, по-моему, были влюблены все. А у него самого были исключительно платонические увлечения. Все знали, что он влюблен в Олю Яковлеву. Этакий «рыцарь под балконом». Он ходил на все ее спектакли – настолько был потрясен ее игрой. Это была не столько влюбленность мужчины в женщину – Яковлева была для него таким театральным божеством».


Юрий Богатырев в фильме *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974
Его кинодебют состоялся в 1966 г., но настоящая популярность пришла в 1970-х гг., когда Богатырев сыграл главную роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». С тех пор он называл этого режиссера своим крестным отцом в кино, а Михалков считал его своим талисманом, продолжая снимать в своих картинах – «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Раба любви», «Родня».


Кадр из фильма *Два капитана*, 1976


Юрий Богатырев в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977
В 1980-х гг. Юрий Богатырев был уже одним из самых популярных, востребованных и богатых артистов. Он хорошо зарабатывал на съемках, но деньги у него никогда не задерживались – по словам близких, он был бессребреником и идеалистом. Вскоре у него появилось большое количество мнимых друзей – любителей выпить за его счет, с которыми они кутили ночи напролет. Его безотказностью пользовались многие. Но почти никто не знал о том, какая личная драма была причиной его затяжных депрессий и заставляла искать забытья в алкоголе.


Кадр из фильма *Несколько дней из жизни И. И. Обломова*, 1979


Кадр из фильма *Мертвые души*, 1984
Уже в достаточно зрелом возрасте Богатырев смог сам себе признаться в своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Он испытывал из-за этого комплекс неполноценности и очень страдал из-за того, что стал «чужим среди своих». Близкие друзья пытались его поддержать, Наталья Гундарева повторяла: «Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все». Но это не помогало – актер жил с постоянным чувством вины и не мог сам себя принять таким, каким был.


Режиссер Александр Адабашьян рассказывал: «Свою «непохожесть» Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют… А Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины… Но это было сильнее его. Это не было ни распущенностью, ни модой, ни чем-то еще, это было действительно отклонение, с которым он пытался бороться, победить которое никак ему не удавалось».


Юрий Богатырев в фильме *Нежданно-негаданно*, 1983
Какое-то время с ним жил администратор МХАТа Василий Росляков, потом в его квартире появился бармен Саша Ефимов, однако чувство бесконечного одиночества не покидало актера. Он даже был женат, но этот брак оказался фиктивным – актриса Надежда Серая была его соседкой по коммуналке, и ей срочно понадобился штамп в паспорте, чтобы остаться в Москве. Богатырев пошел ей навстречу. Они жили в соседних комнатах, хотя их связывали близкие отношения, и встречались на кухне, изливая друг другу душу за вечерними беседами. Об этом браке не знали даже близкие.




Юрий Богатырев в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989
Несмотря на обожание зрителей, Богатырев никогда не был доволен собой, постоянно сомневался в своих способностях и искал утешения то в алкоголе и антидепрессантах, то в увлечении живописью – в 1989 г. должна была состояться его первая персональная выставка, но она прошла уже после его смерти. Актер предчувствовал свой ранний уход, успел попрощаться с друзьями и даже предсказал дату, но ничего не сделал для того, чтобы предотвратить трагический финал. В 1988 г. он подарил другу свою фотографию с подписью: «От Юры Богатырева. За год до смерти». Пророчество сбылось. В тот день, когда должна была открыться его выставка, состоялись его похороны.


Актер театра и кино Юрий Богатырев
Зимой 1989 г. Богатырев получил гонорар за фильм «Очи черные». Отмечали этот повод бурно и весело, как всегда, с большим количеством алкоголя. Друзья поначалу не заметили, что актеру стало плохо. Вызвали «скорую», ему ввели препарат, который оказался несовместимым с принятыми накануне антидепрессантами и алкоголем. 2 февраля 1989 сердце Юрия Богатырева остановилось.


Народный артист РСФСР Юрий Богатырев

Родился 2 марта 1947 года в местечке Болдерая под Ригой.
Затем семья Юры перебралась в Ленинград.
Отец - Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели в Москву, в распоряжение штаба МВФ.

В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением - рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актёры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актёра,выступали в Домах культуры.


В 1967 году поступил в Московское Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».


В ноябре 1974 года на экраны страны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором актёр сыграл Егора Шилова - человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.
В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. Некоторое время актёр играл в двух театрах.
В 1980 году снялся в картине «Родня», ещё одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика - мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьёт тёща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребёнок. Богатырёв сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.


Заслуженный артист РСФСР (1981).
Народный артист РСФСР (март 1988 года).
После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.


Жизнь Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова, с которой они встречали Новый 1989 год, последний в жизни актёра.


Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре - отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.


Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.


Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв.


Похоронен актёр на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).
Богатырёв всю жизнь мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. Накануне похорон Юрия, его друзья сшили тёмно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И положили его к актёру в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершённой жизни.


Открылась выставка уже без Юрия. В том же 1989 году, в Ленинграде. А теперь её можно увидеть в Самаре.
Так или иначе, выставка его картин стала посмертной, а роли, написанные специально для Богатырёва, воплотили на экране другие. Например, ему предназначалась роль генерала Радлова в "Сибирском цирюльнике", замысел которого возник у Никиты Михалкова ещё в восьмидесятые.

Из тайника в его квартире бесследно исчезло несколько тысяч долларов - тот самый гонорар. Не менее загадочная участь постигла и богатырёвские картины: из сотен рисунков всего восемь работ хранится в Музее Бахрушина, несколько осело у близких друзей, местонахождение остальных до сих пор неизвестно.

Актёрские байки

ЛУНАТИК

По ночам пятилетний Юра регулярно вставал во сне и ходил по квартире, нарядившись в шелковый халат с черными страусами на голубом фоне (картину завершала мамина шляпа с пером, вуалькой и мушками)... Потом все аккуратно снимал и как ни в чем не бывало ложился спать дальше.
- Ведь как аккуратно вешал халат на место! - поражалась мама Юрия Богатырева Татьяна Васильевна. - Кочерга стояла рядом с халатом и не падала! Мы в таких случаях его никогда не будили и только... Потом только спросим: "Ты помнишь?" - "Нет".
C годами этот лунатизм как-то сам собой прошел...

КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Однажды Юрий Богатырев гостил у своих знакомых на даче под Одессой. Как-то он решил помочь хозяевам починить забор. Только он начал прибивать доску, как из-за забора высунулась соседка Фаня Наумовна и нежно, потому что она очень уважала Богатырева, сказала ему:
- Юрочка, перестань стучать, сволочь! У меня же ребенок спит!
Богатыреву это ужасно понравилось. И в Москве, когда ему надо было ночью утихомирить соседей, он высовывался в коридор и стыдил:
- Перестаньте кричать, сволочи! Я же сплю!


ПРЫЖОК

Когда снимался фильм Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" Юрию Богатыреву предложили спрыгнуть в реку с девятнадцатиметровой высоты, и он согласился. Вначале глубину реки тщательно обмеряли камнем с веревкой, и получилось очень глубоко. Когда же Юрий прыгнул, то оказалось, что камень сносило течением, а глубина была всего-то метра полтора... С такой высоты прыгать было катастрофой. К счастью, все обошлось.

ШАРЖ

Когда Юрий Богатырев работал в тетре "Современник", они вместе с Валентином Гафтом выпускали стенгазету. Гафт был литературным редактором, а Богатырев художественным. И вот однажды Юрий сделал газету один.
Гафт пришел, увидел новый номер, обрадовался. Стал его изучать, посмеялся над своими эпиграммами и тут наверху увиде... себя. Валентин Иосифович сразу помрачнел и сказал: "Ну, ладно. По-моему, уже все всё прочитали, пора снимать". Видимо шарж не понравился.

ПОРТРЕТ

Как-то сидя у актера Сергея Никоненко дома, Юрий Богатырев написал его портрет. Посмотрев его, озадаченный Никоненко сказал:
- Юра! Чего-то не очень похож-то!
На что тот ответил:
- Ты знаешь, наверное, потом будет похож.


СОПЛЯ

Однажды Юрий Богатырев был с друзьями в гостях у Райкиных. Кроме них там были Аркадий Исаакович, какой-то почитатель его таланта - рабочий завода, жена Райкина Руфь Марковна, работник нашего посольства в Японии. Все сидели в гостиной, а потом Аркадий Исаакович пригласил всех за стол.
Надо сказать, что друзья Богатырева были артистами цирка и только что вернулись из гастрольной поездки по Бельгии. Там они в магазине для розыгрышей купили всяких безделушек, в том числе и искусственную соплю, которая вставлялась в нос... И вот друзья договорились... Все сели за стол, Юра Богатырев задержался в другой комнате. А тогда у него была богатая борода и усы. И вот он появляется, прерывает разговор, встает в красивую театральную позу, скрещивает руки и говорит:
- Аркадий Исакович! Вот вы знаете, когда я последний раз посетил Париж...
Все в недоумении. Во-первых, он прервал разговор. Во-вторых, все знают, что в Париже он никогда не был! А он продолжает:
- В Париже я гулял долго по городу. Я был в Лувре, наконец-то увидел Джоконду...
Юра говорит, говорит, говорит... потом делает так: "Ап-чхи!" - и вставляет это себе в нос.
И продолжает говорить как ни в чем не бывало. И надо было видеть этих двух актеров... Как Аркадий Исаакович пытался показать Юре, что у него из носа торчит на усах! Как тот делал вид, что ничего не понимает, и чесал дальше про Лувр, про Париж и так далее...

По книге Натальи Бобровой "Юрий Богатырев не такой, как все"


Родился 2 марта 1947 года в Риге семье Георгия Андриановича и Татьяны Васильевны Богатырёвых. Отца, офицера ВМФ СССР, в 1953 году перевели служить в Москву. В детстве пятилетний Юрий страдал лунатизмом. Он вставал во сне и ходил по квартире, нарядившись в шёлковый халат с чёрными страусами на голубом фоне. Иногда картину завершала мамина шляпа с пером, вуалькой и мушками. Потом всё аккуратно снимал и, как ни в чем не бывало, ложился спать дальше.

Ведь как аккуратно вешал халат на место! - поражалась мама Юрия Богатырёва Татьяна Васильевна - Кочерга стояла рядом с халатом и не падала! Мы в таких случаях его никогда не будили и только... Потом только спросим: «Ты помнишь?» - «Нет». Cо временем лунатизм у Юрия прошёл сам собой.

С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно- он был не по- мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссёр сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Ещё во время учёбы в средней школе Юрий всерьёз увлекся рисованием. В юности это занятие даже помогало ему заработать на жизнь, так как Юрий не любил просить деньги у родителей. Он подрабатывал на археологических раскопках, зарисовывал для учёных найденные «сокровища» – остатки женских украшений, монеты и черепки от глиняной посуды. Впоследствии артисты вставали в очередь, чтобы Богатырёв их нарисовал. Свои работы художник щедро раздаривал - они остались в коллекциях известных актёров кино и театра. «Ни в коей мере я не претендую на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихом к портрету артиста», - писал сам Юрий Богатырёв, явно преуменьшая свои таланты.

После восьмого класса Юрий поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Михайловича Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене. Под руководством Штейна юноша и сделал свои первые шаги по направлению к актёрской профессии: за очень короткий промежуток времени научился читать стихи, прозу, правильно двигаться на сцене, преодолевать стеснение. Владимир Михайлович открыл ему, что он может быть артистом.

Юрий ушёл из училища, поступил в Мастерскую эстрадного искусства на отделение разговорного жанра. Потом оставил и мастерскую. В 1966 году Юрий Богатырёв подал документы в театральное училище имени Щукина и был принят на курс Катина-Ярцева. Однокурсниками Юрия были ребята, ставшие впоследствии знаменитыми актёрами, в их числе: Наталья Гундарева и Константин Райкин. В 1971 году, окончив Щукинское училище, Юрий Богатырёв был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года. Долгое время молодому актёру не доставалось ролей, однако со временем он стал много играть.

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришёл в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин- Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырёва, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень тёплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актёрское качество. Он понимал, что нельзя всё принимать всерьёз. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

В кино Богатырёв дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Тогда же он познакомился с Александром Адабашьяном. Позже Адабашьян рассказывал о Богатырёве: «Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии. Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне.

От комплекса "приживалы" придумал себе, что обожает мыть посуду. Когда к родителям приходили гости, умолял маму: «Ничего не трогайте! Я приду и всё перемою!» Никогда не возвращался домой с пустыми руками: то булочки калорийные приносил, то пакетик сушек. Очень трогателен был в общежитии. Работая в «Современнике», он перебрался в театральное общежитие. В котором прожил до получения звания «заслуженного артиста», после чего ему была выделена однокомнатная квартира.

С людьми Юра сходился не сразу. Был сначала ершист, боялся, что его не воспримут, и делал вид, вроде бы оно ему и не очень-то надо. Но стоило человеку отнестись к нему доброжелательно, он сразу «влюблялся». Когда он, работая в «Современнике», «влюбился» в Галину Борисовну Волчек, то каждое утро мыл ей машину. Весь театр думал, что это подхалимаж. Но Юра мог так же «влюбиться» в билетёршу, роли не играло, и тогда тоже дошло бы до мытья полов и ухаживания. В Юре было много детского, и когда он напускал на себя серьёзность, это всё равно прорывалось».

Настоящая известность к актёру пришла после знаменитого фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», вышедшего на экраны в 1974 году, в котором Богатырёв сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова. Позже Никита Михалков часто приглашал в свои фильмы Богатырёва.

Никита Михалков вспоминал о Богатырёве: «Впервые я увидел Юру в спектакле Щукинского училища «Подросток». Это было время показа дипломных работ, и тогда многие театралы ходили специально «на Богатырёва» в роли Версилова. В Юре было необычное переплетение: с одной стороны - мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - такой доверчивый, трогательно ранимый. Однажды, будучи уже знаменитым артистом, он мне звонит и говорит: «Ты можешь себе представить, Никитушка, я стою в очереди в магазине, и никто меня не узнаёт! Ведь сейчас идёт на экране фильм «Два капитана»! Я уж крутился, вертелся, всем показывался и так отстоял всю очередь неузнанным». ...Мало кто знает, что роль генерала в «Сибирском цирюльнике» была написана для Юры. Когда я читал ему сценарий, он хохотал, хлопал «верхними ногами» (так мы называли его руки), мечтал её сыграть...»

В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. И некоторое время актёр играл в двух театрах. Но внутренняя атмосфера в театре иногда приводила в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!». Вслед за многими его актёрами, он начал позволять себе пить, глуша алкоголем боль, нараставшую в душе. По выражению критика Анатолия Смелянского: «…что бы ни исполнял Юра, всегда было ощущение, что слишком много остается в избытке. Он мог снабжать светом целый город, а ему предлагали освещать чуланчик». Во МХАТе Богатырёв впервые почувствовал боли в сердце и высокое давление –– признаки болезни. Но несмотря на проблемы со здоровьем, ритм работы во МХАТе не снижался. Богатырёва возили на машине в театр на спектакли, привозили из театра.

Вспоминала Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны жёнами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

В личной жизни Юрий так и не нашёл свою настоящую любовь. С женщинами он предпочитал дружить. Одна из его подруг - Зинаида Попова, познакомилась с актёром в 1977 году. Она рассказывала: «Тогда Юра был худенький, совсем не пил и интересовался абсолютно всем. У него была внешность настоящего русича. Он подчёркивал ее - носил косоворотки, украинские рубашки. Не любил галстуки. Предпочитал спокойные цвета. Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть. Юра дружил с Ией Саввиной. Они выходили на одну сцену во МХАТе и даже родились в один день.»

Сама Ия вспоминала о Богатыреве: «Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе... Телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели вместе... Юра был человек нежнейшего сердца. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-то хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору. И если кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное, обязательно». Именно гурманка Ия Саввина отвадила Богатырёва от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырёв должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: «Я тебе покажу яблоко! Ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко!» Юра сдался.

У него были прекрасные партнёрши на экране и в театре, которыми он увлекался постоянно - Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Елена Соловей вспоминала о нем: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищённым, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребёнок, легко обижался на ерунду. И как ребёнок, быстро прощал обиду, никогда не помнил её. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Но однажды Юрий Богатырёв все-таки женился. Всё случилось неожиданно. Соседка Богатырёва по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложную жизненную ситуацию. После скандального развода с мужем-режиссёром Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам её должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой. В этот момент Надежда и познакомилась с Богатырёвым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

Надежда Серая вспоминала: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжёлую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребёнком на руках? Причём Юра хотел ей всё открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроём в крошечной комнате было бы невозможно. Всё откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастёт и мы подготовим её морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на «нет». Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырёв так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

Одна из последних работ Юрия Богатырёва - костюмная лента «Дон Сезар де Базан». В последнее время Юра жаловался, что приходится много играть в театре, да ещё репетиции, гастроли, а он плохо себя чувствует. Но, к сожалению, к этим жалобам мало кто относился всерьёз. Глядя на этого огромного человека, нельзя было даже представить, что он может заболеть! У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты. Тут как раз он получил валютный гонорар за съёмки в михалковском фильме «Очи черные» и решил это дело обмыть в дружеской компании. Вечером 1 февраля 1989 года Юрий Богатырёв принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада скорой помощи. Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца актёра. Жизнь Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года.

В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова. Она вспоминала: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там ещё находились врачи «скорой помощи», причём в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал.

По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно- бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершённой жизни». Он ушёл в 42 года – непростительно рано. «Кто-то сказал, почему он так рано ушёл? А рано ушёл потому, что рвал сердце на каждой роли, – вспоминает народная артистка России Елена Королёва. – Он так играл в "Тартюфе", что иногда невозможно было рядом находиться. Становилось за него страшно»... Юрий Богатырёв был похоронен 6 февраля 1989 года на Писательской аллее Ваганьковского кладбища в Москве.

В 1989 году Юрий Богатырёв готовил первую в своей жизни персональную выставку. Она должна была открыться в Москве 6 февраля. Но в этот день состоялись его похороны. После смерти артиста его двоюродная сестра Татьяна Томницкая организовала турне картин по стране с тем, чтобы собрать деньги на изготовление памятника Юрию Богатырёву.



Рассказать друзьям