Фриденсрайх хундертвассер - один из самых неординарных архитекторов современности. Фриденсрайх хундертвассер и его сказочные дома «Архитекторы никуда не годятся

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Необычная архитектура создается для необычных людей. Австрийский зодчий и живописец, взявший себе сложный и чудный псевдоним Фриденсрайх Хундертвассер, кардинально изменил представление о красоте в архитектуре. Его постройки совмещают в себе сказочность, яркость, фантастичность, являясь полностью самобытными. Одни восхищаются и вдохновляются творениями мастера, другие его ругают, называя самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков», но никого его творчество не оставляет равнодушным. Как и сам художник никогда не был равнодушным, в любое дело вкладывая всего себя без остатка. У Хундертвассера получались поистине «поющие» дома. Свободные, они олицетворяли то, что должно быть в нашей жизни всегда — радость, сказку, волшебные фантазии.

Мальчик из бедной семьи, родившийся в Вене 15 декабря 1928 года, получил обычное имя — Фридрих Стовассер. Его мать, Эльза Стовассер, была еврейкой, отец — австрийцем. Отец внезапно умер, когда малышу не было и одного месяца, и мать осталась с сыном одна.

Уже в возрасте шести лет мальчик активно пробовал себя в живописи. В течение 1936 года он посещал школу, работавшую по системе Монтессори, которая основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку и развивает его творческие способности. Возможно, именно эта школа и пробудила фантазию маленького Фридриха, показала яркую и многоликую палитру природы, которую он полюбил, пронеся свое чувство до конца дней. Тогда же в школьной характеристике мальчика появились такие слова: «необычное ощущение цвета и формы». Система Монтессори исходит из того, что ребенок свободен и стремится к автономии, которую надо всячески поощрять и уважать, а не подавлять. Эта свобода останется с Хундертвассером всю жизнь. Мама талантливого ребенка много лет пыталась отвернуть сына от профессии художника. «Будешь всю жизнь голодать, если станешь художником!» — повторяла она снова и снова.

Опасения матери сбудутся, впоследствии Хундертвассер переживет и голод и другие мытарства. Когда денег не было, он ходил по знакомым, прося ночлега. Бродил по улицам с баночкой из-под фотопленки в надежде, что ее наполнят сахаром или маслом. Месяцами жил на одной чечевичной похлебке. Но это был его свободный выбор на пути к одному ему известной цели. Преодолевать ему в жизни придется многое.

Стовассерам пришлось пережить нацистские времена, когда в течение одного 1943 года были депортированы и убиты 69 их родственников по материнской линии, тетю и бабушку мальчика сожгли в печи. Эта трагедия оставила в душе подростка глубокий след. Желая спасти сына от преследований фашистов, Эльза настояла на крещении Фридриха в католическую веру. Она добилась желаемого — наполовину арийского ребенка ей разрешили воспитывать до совершеннолетия.

В 1948 году Хундертвассер окончил школу и три месяца посещал Венскую академию изящных искусств, где испытал сильное влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле. Тогда же он взял псевдоним, переведя на немецкий язык первую часть своей фамилии, которая похожа на славянское слово «сто» (сто по-немецки — hundert). Придуманное им для себя имя — переделка имени Фридрих (в переводе с современного немецкого языка Фриденсрайх дословно означает «богатый миром»).

После недолгой учебы в Вене будущий художник-архитектор отправляется в путешествие. Он посещает Северную Италию, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилию, заезжает в Париж, где тщетно пытается продолжить образование, занявшись искусствоведением И художественным творчеством. Для этого он поступает в Школу изящных искусств, однако в первый же день юноше становится настолько скучно, что он покидает занятия и больше к ним не возвращается. В 1951 году Фриденсрайх едет в Африку — , а потом в Азию — в Японию. В африканских странах — народное творчество. В он изучает традиции и основы национальной живописи. Именно в тех поездках у художника зародился интерес к орнаментальности и декоративности в изображениях и появилась связь искусства с природой в его работах.

ХУНДЕРТВАССЕР РАЗРАБОТАЛ 366 ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ДИЗАЙНА ОБЛОЖЕК КНИГ ПО ЗАКАЗУ «КНИЖНЫЙ КЛУБ БЕРТЕЛЬСМАН», ДИЗАЙН ЧЕТЫРЕХ ТЕЛЕФОННЫХ КАРТОЧЕК ДЛЯ АВСТРИЙСКОЙ ПОЧТОВОЙ СЛУЖБЫ, СОЗДАЛ ТРИ ПОЧТОВЫЕ МАРКИ ДЛЯ ЛЮКСЕМБУРГА И ТРИ — ДЛЯ ООН.

В путешествиях молодой Хундертвассер сформиро- вал точку зрения, которая стала главным принципом в его как архитектурных, так и живописных творениях и не изменилась до конца жизни мастера. Первое, что всегда проповедовал архитектор, — дом не должен являться искусственной, враждебной средой, состоящей из многократно повторяющихся и одинаково печальных ячеек. Дом — это веселое и полностью безопасное личное пространство, оно должно быть обустроено, как говорил мастер, «по размеру и по вкусу его владельца». Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур, превращая унылые однообразные коробки в сказочные терема. Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из нее мозаику и расцвечивал скучные и тоскливые фасады и интерьеры. Он также венчал здания золотыми или голубыми куполами-маковками, нарушающими монотонность прямой крыши, и говорил, что если человек живет в таком доме, то чувствует себя королем. В стенах, на крыше, даже в комнатах он оборудовал ниши для деревьев. Архитектор считал, что выделить деревьям и траве место в доме и на нем — значит возместить хоть как-то тот урон, который индустриальное общество наносит природе. В Новой Зеландии он построил здание, где крыша переходит по бокам в холм. Холм покрыт зеленой травкой, которую иногда приходят пощипать овечки.

В 1954 году состоялась первая выставка Хундертвассера в Париже в Студии Поля Фачетти. На гонорар от первого контракта с галереей он купил старый автомобиль, дом без отопления во французской глуши и увековечил свой успех плакатом «Купил машину и дом, занимаясь ремеслом художника».

Символом гармонии, жизни и свободы для Хундертвассера была спираль, любимая тема в его творчестве. Он рисовал ее со страстью и упоением, являясь чуть- чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику, чрезвычайно яркие по краскам, с неиз-менным присутствием спирали. Эта кривая никогда не возвращается в начальную точку. Как вечный переход между жизнью и смертью, добром и злом, созиданием и разрушением, она бесконечна. «Бесконечная линия» Хундертвассера вошла в число художественных эмблем . Однажды в 1959 году, будучи доцентом гам-бургской Высшей школы искусства, он решил устроить целый перформанс с рисованием спирали. Хундертвас- сер и два его друга, Базой Брох и Гаральд Шульд, выбрали точку внизу стены и начали вести свою линию — сначала черной, потом красной красками. Работа продолжалась два дня и две ночи, пока спираль не достигла высоты 2,5 метра. Когда власти отключили электричество, рабо- та велась при свечах. Хундертвассер был оскорблен, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла свое за- вершение. Возмущенное руководство школы прервало это представление. В знак протеста художник отказался от должности и покинул Гамбург.

Талантливый мастер занимался скульптурой и живописью, в разных странах с успехом проходили его персональные выставки. В 1975 году в парижском Музее современного искусства он устраивает передвижную выставку под названием «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Она продолжалась до 1983 года и прошла в 27 странах и 43 музеях. Масштабных меро- приятий, охватывающих десятки стран, в жизни худож-ника отныне будет множество.

«МЫ ДОЛЖНЫ ВЕРНУТЬ ПРИРОДЕ ТЕРРИТОРИИ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК НЕЗАКОННО ИСПОЛЬЗУЕТ И НАД КОТОРЫМИ СОВЕРШАЕТ НАСИЛИЕ. ВСЕ, ЧТО ЛЕЖИТ ПОД НЕБОМ, — ПРИНАДЛЕЖИТ ПРИРОДЕ. ВСЕ, ЧТО ЗАТРОНУТО ЛУЧАМИ СОЛНЦА ВСЮДУ, ГДЕ ПАДАЕТ ДОЖДЬ, — ЭТО СВЯЩЕННАЯ ПРИРОДА».

Известность Хундертвассера как художника росла, однако всемирную славу он получил благодаря своим архитектурным шедеврам. Архитектурой он занялся до- вольно поздно, уже перейдя 50-летний рубеж. И сразу же создал одно из главных произведений в своей жизни. В 1983 году по заказу властей Вены он начал работать над концепцией нового жилого здания. В 1986 году на от-крытие этого дома, который носит имя своего создателя, собралось 70 000 человек. До сих пор это один из самых посещаемых туристами объектов в Австрии. В нем Хундертвассер воплотил все свои идеалы искусства и кра- соты: использование целой палитры красок, отсутствие прямых линий, большое количество зелени и многоплановость. Пестрый фасад дополняют разные по величине и форме окна, мозаика и орнаменты из цветных глазуро- ванных плиток. Хундертвассер считал это произведение одной из вершин своего творчества и даже посвятил ему хвалебное стихотворение.

Архитектор часто сам полностью контролировал работы. Например, весь 1985 год он трудится на строительной площадке Дома Хундертвассера вместе с Петером Пеликаном, который становится его ближайшим соратником в сфере зодчества. После завершения строитель-ства архитектор не принял гонорара за проект, заявив, что счастлив, так как на этом месте не появилось что-нибудь уродливое.

Дом Хундертвассера отличается «холмистой» этажностью, крыша покрыта почвой с кустарниками и травой. Внутри некоторых комнат-ниш высажены деревья. С учетом экологических принципов, приверженцем которых архитектор был всю жизнь, он использовал в своем творении только натуральное дерево и кирпич, а внутри, согласно оригинальному замыслу по отделке интерьеров, сделал мозаичную аппликацию из мелкой керамической плитки, которая изображает мудрых сов, диких уток, величественных лебедей, порхающих бабочек и раскидистые деревья.

Во всех произведениях Хундертвассера-зодчего царят асимметрия, природная гармоничность. А их отличительная особенность — окна, каждое из которых живет собственной жизнью, все вместе же они играют первостепенную роль в общем художественном замысле. Как считал мастер, правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен. Окна, по его мнению, имеют «право на самоопределение». А все пространство вокруг них человек может раскрасить по собственному усмотрению. В проектах Хундертвассера никогда не было двух одинаковых окон. Они являются мостом между внутренним и внешним пространством, эквивалентом глаз. Как выражение глаз характеризует внешний облик человека, так же и окна дают представление обо всем сооружении. Как по выражению глаз можно судить о характере человека, точно так же «выражение» окон говорит о «настроении» дома.

Долгие годы архитектор шокировал общественность неординарными поступками. Эксцентричный художник носки всегда носил разные, но обязательно яркие и с абстрактными рисунками, считая, что жизнь и без того скучна, чтобы усугублять ее монотонными мелочами.

В желании хулиганить и провоцировать публику Хундертвассер был близок Сальвадору Дали. В 1967 году художник составил манифест «Право на третью кожу», в котором рассуждал, что человек окружен тремя защитными слоями — это кожа, одежда и стены дома. И одежда, и сами здания за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. И только кожа сохранила все свои изначальные свойства — как эстетические, так и защитные. Для большей убедительности Хундертвассер прочитал манифест в обнаженном виде в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. Две его ассистентки также были полностью раздеты, из-за чего некоторые возмущенные зрители вынуждены были покинуть зал.

ХУНДЕРТВАССЕР СЧИТАЛ: «НАШИ ДОМА БОЛЕЮТ С ТЕХ ПОР, КАК ОНИ БЫЛИ СОЗДАНЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЯМИ И СТАНДАРТИЗОВАННЫМИ АРХИТЕКТОРАМИ. ОНИ НЕ ЗАБОЛЕЛИ, А БЫЛИ ЗАДУМАНЫ И ПРИВНЕСЕНЫ В ЖИЗНЬ УЖЕ БОЛЬНЫМИ».

Позже эксцентричный художник продолжал эпатировать публику. Много шума наделало телешоу под названием «Как нам обустроить город», на которое он пришел совершенно голым, зато его голова была прикрыта клетчатой кепкой. Фриденсрайх заявил с экрана, что он готов приступить к обустройству Вены, но при этом не избежать возвращения к матушке-природе. Ведь именно у нее следует взять все лучшее, не используя в архитектуре прямые линии, а при возведении зданий применять только натуральные материалы.

Постройки Хундертвассера перекликаются с работами Антонио Гауди, которому он поклонялся. Идеалом для австрийца стали криволинейные поверхности. Симметричность и правильность линий архитектор всегда приравнивал к концлагерям, уносившим жизни людей, в том числе и его родных. Прямые линии безбожны, уверял он, так как просто не существуют в природе, они не дают человеку достичь гармонии и ведут к упадку. Поэтому все возводимые Хундертвассером стены так замысловато изогнуты.

Хундертвассеру постоянно требовались новые впечатления. Нуждаясь в творческой подпитке, он часто путешествовал, переплывая один океан за другим, преодолевая огромные расстояния на воздушном шаре. Он называл это «путешествием по мечтам», благодаря которому получал сильные эмоции, позволяющие ему создавать яркую нестандартную архитектуру. Хундертвассер любил творить в дороге, используя портативный набор акварельных красок. Он часто применял яичную темперу, в которую добавлял металлическую пыль, кусочки ткани, стекла, бумаги. Как в живописи, так и в архитектуре он использовал все цвета спектра, не отдавая предпочтение ни одному из них.

В числе самых известных работ мастера есть культовое сооружение — церковь Святой Варвары (1987-1988) в Бернбахе. Священник Фридрих Цек пригласил для ее перестройки Хундертвассера. Во время работы над ее преображением художник создает цветной офорт «Бернбахское благоговение» и передает его в качестве дара в фонд реконструкции храма.

Хундертвассер считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищенным и находить там мост к природе и Богу. Обновленное здание стало цветным, ярким и радостным благодаря покрытию фасадов разноцветной керамикой. Волновому декору фасадов вторят дорожки вокруг церкви, которые также выложены разноцветными плитками неровно, волнами. На прилегающей территории Хундертвассер разместил 12 так называемых экуменических арок с символами основных мировых религий. Местные жители поначалу были не очень довольны необычным авангардистским обликом храма. Но вскоре благодаря церкви Святой Варвары маленький Бернбах получил широкую известность. Тысячи туристов стали приезжать сюда, принося немалый доход в бюджет и способствуя развитию города.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО ХУНДЕРТВАССЕР ВСЕГДА НОСИЛ РАЗНЫЕ НОСКИ. И КОГДА ЛЮДИ СПРАШИВАЛИ: «ПОЧЕМУ ВЫ НОСИТЕ РАЗНЫЕ НОСКИ?» — ОН КАЖДЫЙ РАЗ ОТВЕЧАЛ: «А ПОЧЕМУ, СОБСТВЕННО, ВЫ НОСИТЕ ОДИНАКОВЫЕ?!».

Хундертвассер придумал собственную художественную философию, подробно изложенную в книге «Манифест замшелости против рационализма в архитектуре» и сборнике эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни». Эта философия представляет собой своеобразный гимн декоративности и орнаментализму. В самом деле, художника можно упрекнуть в чем угодно, но только не в академической строгости. Если даже очень внимательно рассматривать его работы, то найти место, фрагмент или мотив, где он повторяется, просто невозможно. Среди архитектурных творений Хундертвассера есть детские сады, бассейны, вокзал и даже общественный туалет. Каждую постройку творческий гений мастера смог сделать сказочной, яркой, жизнерадостной. Все же особое внимание зодчий уделял проектированию домов, создавая не только пространство для жизни, но и ее стиль. Теплоту общения и искренние эмоции будущих жильцов он видел обязательными составляющими своей архитектурной концепции.

Жилой комплекс «Зеленая цитадель», возведенный по проекту Хундертвассера в 2004-2005 годах неподалеку от главной площади Магдебурга, должен был способствовать появлению рабочих мест в городе. Магдебург, как и вся территория бывшей ГДР, оказался в кризисной экономической ситуации, с трудом конкурируя с развитой западной частью страны. Хундертвассер решил создать здесь «оазис человечности», привнеся в постройку изгибающиеся линии стен, большие площади озеленения, в том числе и на крышах, золотые шары на башенках. Все эти не подлежащие изменению творческие принципы архитектора должны были позволить его произведению контрастировать со строгостью и унылостью традиционных улиц города. В «Зеленой цитадели» невозможно найти двух одинаковых по цвету или форме колонн, дверей, даже дверных ручек. Все формы построек комплекса максимально приближены к природным.

С энтузиазмом берущийся за разработку любого архитектурного объекта — от больших комплексов до миниатюрных зданий, — Хундертвассер не создавал промышленных сооружений. Не создавал принципиально. Из этого правила есть одно исключение — мусоросжигательный завод в центре Вены. Далеко не сразу взялся мастер за этот проект. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать. Только после того, как власти города пообещали, что дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление, архитектор решился заняться этой работой. В результате Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых незагрязненных европейских столиц. Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал настоящий дворец с пестрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Архитектор разными способами боролся за сохранение экологического баланса. Одна из акций прошла в День Хундертвассера, объявленный мэром Вашингтона Мэрион Берри-младшим 18 ноября 1980 года. В этот день на площади Правосудия в Вашингтоне была высажена первая дюжина из запланированной сотни деревьев для восстановления природных ресурсов. Художник представил публике антиядерные плакаты, агитировавшие против ядерного вооружения. Хундертвассер много выступал, высказываясь об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой — в Сенате в Вашингтоне, в Берлине на втором Европейском экологическом симпозиуме. Он читал лекции об окружающей среде в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. В 1984 году принимал активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживал неделю в лагере защитников леса.

Любивший много путешествовать, Хундертвассер легко мог себе представить измотанное состояние и хмурое настроение людей, вынужденных постоянно совершать переезды. Приезжая в новое место, человек сначала видит вокзал. Вокзал — визитная карточка любого города. И от того, каким будет первое впечатление, может зависеть очень многое. Позитивный настрой, кураж, вера в себя и улыбка в душе или ленно-мрачное осознание обыденности жизни — с каким настроением выйдет путешественник из поезда? Можно ли на это настроение как-то повлиять? У художника на это был однозначный ответ.

По проекту Фриденсрайха Хундертвассера был сооружен один из самых необычных вокзалов в . Расцвеченный яркими красками Вокзал природы в Ильцене (1999-2001) сразу же стал главной достопримечательностью города. Изюминка постройки состоит в том, что ни одно из зданий вокзала не имеет углов, элементы плавно переходят друг в друга. Детали архитектурного и художественного оформления не повторяются, что отражает своеобразное кредо мастера.

Хундертвассер считал, что нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является высшей силой, от которой зависит человек. При создании поселка, включающего отель и оздоровительный центр, на термальных источниках Бад-Блумау в Австрии (1993-1997) за основу концепции мастером были взяты принципы органической архитектуры. Архитектура явилась здесь способом достижения гармонии с окружающим миром, гармонии между человеком и природой. Яркие, разноцветные корпуса поселка словно вырастают из-под земли и так же неожиданно в земле скрываются. Крыши-склоны покрыты зеленой травой, и кажется, архитектура лишь подчеркивает сложный рельеф местности, но никак его не нарушает.

ХУНДЕРТВАССЕР ГОВОРИЛ: «Я ХОЧУ, ЧТОБЫ МЕНЯ ЗВАЛИ ВОЛШЕБНИКОМ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ЧЕМ-ТО В ЭТОМ РОДЕ».

В общей сложности с 1980 по 2000 год Хундертвассером-зодчим было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. Его архитектурные творения разбросаны по всему миру — Австрии, Японии, Новой Зеландии, Германии, Израилю, США. Круг интересов архитектора был чрезвычайно широк, а понятие прекрасного невероятно, но обширно и наделено неожиданным смыслом. Он находил и видел красоту там, где другие ощущают ее полное отсутствие, и брался за такие дела, от которых любой мэтр просто бы отмахнулся. Хундертвассер не только писал картины и преподавал в школах и академиях искусств, но и работал над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок, оформлял плакаты, фасады домов, автомобильные номера, даже игровые жетоны казино.

В Токио установлена его инсталляция «Памятник часам XXI века», на восточном вокзале Лиссабона обращает на себя внимание его грандиозное панно «Погружение Атлантиды».

Он был трудоголиком и педантом. Все свои работы нумеровал, а потом издавал каталоги шедевров. Всего напечатано 1008 каталогов. В 1993 году Хундертвассер увлекся проектом «Библия Хундертвассера», презентацию которого устроил в 1995 году. Параллельно разрабатывал внешний дизайн для «Боинга 757» германских линий «Кондор», правда, проект был впоследствии отклонен.

Фриденсрайх Хундертвассер был противоречив и непостоянен. Потому его личную жизнь никак нельзя назвать счастливой. Он был женат два раза — и оба раза недолго. Впервые он женился в 1958 году на негритянке, усиливая интерес к себе тем, что постоянно брал ее на свои академические лекции. Этот брак продлился до 1960 года. В 1962 он взял в жены японку Юко Икеваду, с которой был счастлив до 1966 года. Позже 70-летний художник, известный на весь мир, стал появляться на публике только в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство деловых партнеров и коллег.

ХУНДЕРТВАССЕР ГОВОРИЛ: «АРХИТЕКТОРЫ НИКУДА НЕ ГОДЯТСЯ. ОНИ ЗАОРГАНИЗОВАНЫ НОРМАМИ И ПЛАНАМИ, А ПРОДУКТ ДЛЯ ЖИЗНИ МОЖЕТ СОЗДАТЬ ТОЛЬКО ХУДОЖНИК».

Объездив почти весь земной шар, последние годы жизни архитектор провел в Новой Зеландии. Яркой и необычной жизнь Хундертвассера оставалась до самого конца. Даже смерть застала его не в домашней тишине, а в Тихом океане, на борту пассажирского лайнера «Королева Елизавета II». Архитектор умер 19 февраля 2000 года. В соответствии с его последней волей, он похоронен в гармонии с природой в своем новозеландском поместье, в саду Счастливых мертвецов под тюльпанным деревом.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА ХУНДЕРТВАССЕРА

Фабрика «Розенталь» 1980-1982 Зельб, Германия
Рупертинум 1980-1987 Зальцбург, Австрия
Экологический дом, парк Максимилиана 1981-1982 Хамм, Германия
Зернохранилище 1982-1983 Кремс-на-Дунае, Австрия
1983-1986 Вена, Австрия
1987-1988 Бернбах, Австрия
Деревенский музей 1987-1988 Ройтен, Австрия
Текстильная фабрика «Рюфф» и художественное оформ-ление номеров домов 1988 Цвишенвассер, Австрия
Детский сад «Хеддернхайм» 1988-1995 Франкфурт-на-Майне, Германия
Котельная «Шпиттелау» 1988-1997 Вена, Австрия
Придорожный ресторан 1989-1990 Бад-Фишау, Австрия
Кунстхаус (галерея) 1989-1991 Вена, Австрия
Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера) 1990-1991 Вена, Австрия
Дом на лугах 1990-1993 Бад-Зоден (Таунус), Германия
Жилой комплекс «Жить под Башней Дождя» 1991-1994 Плохинген-на-Неккаре, Германия
Монумент XX! века 1992 Токио, Япония
Винарня «Дон Кихот» 1992-1999 долина Нэпа, Калифорния, США
Комплекс целебного источника 1992-1994 Цветль, Австрия
Павильон на понтоне DDSC «Голубой Дунай» 1992-1994 Вена, Австрия
Спиральный источник 1 1993-1994 Линц, Австрия
Онкологическая больница 1993-1994 Грац, Австрия
Поселок термальных источников 1993-1997 Бад-Блумау, Австрия
Спиральный источник II 1994-1996 Тель-Авив,
Детская площадка 1996-1997 Осака, Япония
Гимназия им. Мартина Лютера 1997-1999 Виттенберг, Германия
Фабрика «Майсима» 1997-2000 Осака, Япония
Комплекс «Лесная спираль» 1998-2000 Дармштадт, Германия
Кафе 1998-2000 Гамбург, Германия
Крытый рынок 1998-2001 Альтернхайн, Швейцария
Общественный туалет 1999 Кавакава,
1999-2001 Ильцен, Германия
Очистной завод 2000 Осака, Япония
Детский сад 2001 Вюльфрат, Германия
2004-2005 Магдебург, Германия
Семейный центр «Дом Роналда Макдоналда» 2004-2005 Эссен/Гругапарк, Германия
2007-2010 Абенсберг, Германия

Венский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утверждающие, что его яркие здания, похожие на жилища для гномов, построены не для людей.

Гениальный провокатор и космополит прославился на весь мир особым взглядом на искусство. Австрийский художник, известный своим экологическим самосознанием, тысячами сажал деревья, заявляя, что это долг каждого человека.

Путешествия вместо учебы

Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году. Исследователи его творчества убеждены, что учеба в школе Монтессори повлияла на его страсть к ярким краскам и привила столь нежную После трех месяцев обучения в Венской академии изящных искусств, он под влиянием современных экспрессионистов задумывается о собственном творчестве.

Посчитав, что лучше всего изучать мир на практике, а не по учебникам, молодой человек начинает путешествовать, пытаясь найти свой стиль в искусстве. Завистники обсуждали не пострадавшую в войне семью, лишь приумножившую свое состояние, которое позволило юноше безбедно колесить по Европе.

Меняя страны и города, художник ужасался одинаковым домам-коробкам. По его мнению, каждый человек имеет право раскрасить свое окно и пространство рядом с ним.

Символ единства и гармонии

Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого была насыщена яркими моментами во время удивительного путешествия длиною в жизнь, избрал своим символом и визитной карточкой ползущую по листочкам винограда улитку, несущую на себе свой спиралевидный домик. Он этим подчеркивал единство обитателей и их экологического жилища.

А линии спирали символизировали бесконечность вселенной, непостоянной и меняющейся в течение времени. Этот образ гармонии мира, в которой человек сосуществует с природой, художник проецировал на свои архитектурные объекты. Занимаясь графикой, абстракционист и сюрреалист с упоением рисовал красочные психоделичные спирали, ставшие объектом изучения исследователей его творчества.

Манифест о безопасном жилище

Он даже разработал манифест, где описал свой идеальный дом. Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, фото спроектированных зданий которого удивляет необычностью линий и яркими красками, считал, что человек должен жить в безопасной и комфортной норе с большим количеством окон, сверху покрытой зеленой растительностью.

Кстати, он воплотил свою мечту в Новой Зеландии, построив уникальное здание с плавно переходящей в холм крышей, а пощипать травку на нем приходят местные бараны.

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Самый известный дом Вены, изображения которого частенько появляются на страницах архитектурных изданий, строился несколько лет. Как только объект, признанный местной достопримечательностью, был сдан в эксплуатацию, все жилые помещения заполнились, хотя стоимость квартиры в красочном здании, напоминающем из сказки, была высока.

Уникальное здание, словно сошедшее с картинки альбома, которую нарисовала нетвердая рука ребенка, дало приют не только людям. Разработанная экологическая о гармонии с природой нашла здесь свое выражение: зеленью увиты не только стены, но и крыша, а очертания дома напоминают холмистый ландшафт.

«Неровный пол - это мелодия для наших ног, приводящая в тонус тело человека. Он возвращает утраченное достоинство людей, отнятое в привычном строительстве», - высказался о своем венском творении Фриденсрайх Хундертвассер. Дома, созданные по его проектам, следовали этому принципу, и ни в одном из его эксцентричных зданий не наблюдались ровные поверхности.

Принцип индивидуальности

Еще один важный принцип Хундертвассера воплотился здесь в жизнь. Считавший, что не должно быть одинаковых зданий, придал индивидуальность каждой квартире, раскрасив фасад в разные цвета, Фриденсрайх Хундертвассер. Фото сказочного домика теперь делают на память все гости Вены. Художник не запретил жильцам при желании менять палитру стен фасада, но ни один из них не воспользовался его разрешением, и дом предстает в первоначальном виде.

В необычном здании, кроме 50 жилых квартир, находятся парковка, кафе, детские комнаты. А на участке рядом с домом и внутри него (в квартирах) высажено около 250 деревьев. Именитый автор, отказавшийся от причитающегося гонорара, считал свое детище по-настоящему свободным домом, в котором реализовалась его мечта, и радовался, что на этом месте не находится более уродливое строение.

Архитектор или дизайнер?

Выразив в неправильных, ломаных линиях волшебную красоту, австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер подвергся критике. Его обвиняли в отсутствии каких-либо представлений о зодчестве, а принцип индивидуальности был воспринят попыткой увеличить стоимость квартир. Многие посчитали эпатажного художника хорошим декоратором и дизайнером, не знающим современного уровня строительства.

Надо сказать, что доля правды в этом была: за Фриденсрайхом всегда стояли профессиональные архитекторы, воплощавшие в жизнь его оригинальные идеи.

Винодельня в США

Принято считать знаковой работой противника классических форм в искусстве винодельню в долине Напа. Возведенное за пределами родины здание проектировалось и строилось более десяти лет. Это типичное для творчества архитектора сооружение без прямых углов с ломаными линиями.

На крыше-холме высажены деревья, и если смотреть с высоты, то строение сливается с зеленой долиной Америки. На фасаде винодельни, носящей название «Дон Кихот», не удастся найти одинаковых дверей и окон, из-за чего отделочные работы длились несколько лет.

Архитектурный доктор

«Фасады домов с прямыми линиями похожи на концлагеря, и каждое окно-индивидуум имеет право на жизнь», - подчеркивал в манифесте Фриденсрайх Хундертвассер. Архитектор старался воплотить в жизнь свои «неправильные» архитектурные конструкции, которые не всегда были надежны и требовали постоянного ремонта, как в случае с винодельней.

Возведенные дома в классическом стиле он называл скучными и больными, возмущаясь тем, что общественность терпит их бесчувственность и стерильность. И заявлял о необходимости введения новой профессии - архитектурного доктора. Прямые линии считал «орудием дьявола» Фриденсрайх Хундертвассер. Работы борющегося за свободу выражения автора отличались от признанных канонов архитектуры. По проектам создавшего собственный стиль творца строились удивляющие зрителей дома по всему миру. А сам он жил на корабле, на котором путешествовал всю жизнь. Плавучее судно Regentag стало его единственным жилищем.

Сомнительные утверждения

У здравомыслящих людей некоторые постулаты архитектора вызывали усмешки. Мечтавший о природной гармонии Фриденсрайх Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право проектировать и строить то, что ему захочется. А если в наши дни такой свободы нет, то классическая архитектура не считается настоящим искусством.

Правда, после обрушившейся критики бунтарь признал ошибочность своих взглядов. Но считал, что все архитекторы обязаны быть техническими консультантами, которые должны подчиняться воле будущего жильца.

  • Настоящее имя художника - Фридрих Штовассер, и на протяжении всей своей жизни он несколько раз его менял.
  • Не желающий быть как все Фриденсрайх Хундертвассер носил разные носки и ничуть этого не стеснялся.
  • Архитектор не любил ровные крыши, и поэтому его масштабные произведения украшены золотыми и голубыми маковками-куполами, блестящими на солнце.
  • Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого изобиловала эпатажными выходками, не стеснялся выходить на публику голым, и в 1967 году он прочитал свой манифест перед изумленными зрителями обнаженным.

  • Живущий на полную катушку обаятельный Фриденсрайх Хундертвассер, личная жизнь которого всегда была бурной, дважды был женат. После тяжелых разводов он стал окружать себя юными подругами, менявшимися с огромной скоростью, что вызывало массу сплетен.
  • Художник умер в 2000 году в Новой Зеландии, где он обосновался перед смертью. По его просьбе, хоронили его без одежды и гроба, чтобы процессу слияния с природой ничто не мешало.


За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник, художник-фантаст, космополит в творчестве и жизни, философ, в двойном псевдониме которого, переплелись яркость, романтичность, самобытность его натуры – «Friedensreich» – «Царство мира», «Hundertwasser» - «Сто вод»…

Фридерик Стовассер, проучившийся всего три месяца в Венской Академии изящных искусств, создатель собственного оригинального, виртуозного, радужного стиля, выведший теорию «диктатуры окон», когда каждое окно индивидуально и имеет право на собственную жизнь, полную радости и праздника, и воплотивший свои волшебные фантазии в жизнь, в жизнь поистине живых, свободных, поющих домов, полных детского, сказочного воображения и пышущих духом странствий и радости…

Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина боится его сумасшедшего абстракционизма, способного превратить элегантную Вену в сказочный город гномов с разноцветными пряничными зданиями. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники.
В общем, это скандальнй зодчий Фриденсрайх Хундертвассер!


В 1928 году в Вене в еврейс­кой семье родился мальчик Фридрих Стовассер. В детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе.
Никто и не подозревал, что этот малыш через 20 лет станет редчайшим институтом идей абстракционизма, порой переходящих в бе­зумство. А все началось, когда юноша, путешествуя по Италии, решил сменить собственное имя Фридерик Стовассер на более эстетичное и несколько шокирующее - Фриденсрайх Хундертвассер. Части нового имени значили "царство мира" и "сто вод". В этом псевдониме переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры, оказавшие непосредственное влияние на все его творения.


Всего три месяца Хундертвассер успел проучиться в венской Академии изящных искусств, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, а потом укатил в долгое путешествие. Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция... В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня счел занятия скучными и бросил их.
Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”.


Вскоре он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" Ван Гога. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содер­жанием.





Для него она была символом бесконечности мысли и совер­шенства. Он рисовал эти бурные водовороты с особой страстью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую рукой художника.


Его творческого рвения и энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об образе города.


Хундертвассер считал, что жизнь в одинаковых домах-коробках ограничивает людей в праве на гармонию и собственный вкус: людям навязывают безликие и бездушные стены, не имеющие индивидуальности. А на самом деле, каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Именно с такими мыслями Хундертвассер возглавил несколько проектов по "реабилитации" бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема и замки. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.

Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект - выставочный зал в Вене. Идея с "деревьями-квартиросъёмщиками" не случайна: Хундертвассера занимала экология.







Творчество этого человека вряд ли может вызывать однозначную реакцию. Кто-то совсем не приемлет стиля, в котором выполнены его архитектурные работы, называет самого автора самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков». Другие же им восхищаются, вдохновляются его теориями и по-настоящему гордятся тем, что живут в строениях, возведённых по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (1928 - 2000).






Так или иначе, видение мира этого человека и сегодня вызывает значительный интерес, сформулированные теории и манифесты звучат актуально, а Хундертвассерхаус в Вене входит в обязательный туристический маршрут каждого уважающего себя «охотника за достопримечательностями».

Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.


Дом Хундертвассера, Вена, 1983-1986
Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.















Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение.

Фриденсрайх Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов в Австрии, Германии, Японии, оставил свой след в Новой Зеландии, США, Израиле, Швейцарии. Вот некоторые его работы:





















Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает где жить, с кем жить и самое важное как жить. Мы создаем собственный "дом", наполняем его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как не повторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, помогают отбросить в сторону шоры и взглянуть на этот мир иначе…

Я просто влюбилась в эти домики, вот бы жить в одном из них, смотришь на свое окошко, а оно не такое как все, не такое серое, оно необычное, яркое! Если б все такие домики были, наша земля была бы похожа на сказочные городки. И мы бы все, наверное, больше б улыбались, ведь как можно не улыбаться, когда ты видишь такие потрясающие, яркие здания

CIn the Meadows Bad Soden 1990-1993


1983-1986 Дом Хундертвассера - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Motorway Restaurant, Bad Fischau


“Дождевая башня”1991-1994


Отель1993-1997


Церковь св.Барбары 1987/1988)

Семейный центр 2004-2005

Фонтан 1993/94


Крытый рынок Швейцария), 1998-2001


1998-2001Крытый рынок


Германия Башня Хундертвассера 1999-2010

1997-2001(Мусоросжигательный завод “MOP”,Япония)


Мусоросжигательный завод в Вене 1988-1992

А это домик для Рональда Макдональда.

Слон в Хамме (Германия)

"Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема"
Лесная спираль в Дармштадте, Германия:


Зелёная цитадель в Магдебурге, последний проект Хундертвассера:


Вокзал в Uelzen:


Дом «Хундертвассер» в Вене, Австрия:

Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел.»


Философия Хундертвассера — свобода человека и творчества. В жизни он не признавал ограничений и особенно в архитектуре, был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Единение с природой — вот первоочередная задача человека. Стены домов Хундертвассер называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Фриденсрайха Хундертвассера (Friedensreich Hundertwasser) в Вене знает каждый житель. Жители города гордятся знаменитым соотечественником и называют его гением. Некоторые критики негодуют и твердят: «Хундертвассер — это кич!» Но ни один человек не остаётся равнодушным созерцателем его творений.

Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер

Настоящее имя архитектора, дизайнера и художника Хундертвассера — Фридрих Стовассер. Фридрих был коренным венцем – он родился в столице Австрии в 1928 г. В возрасте двадцати лет Фридрих отправился путешествовать по Италии. В это время он и решил сменить своё имя на звучный псевдоним «подходящий творцу».

В Венской Академии изящных искусств юный Фридрих учился только три месяца. Ему это быстро наскучило, и он начал путешествовать. В Париже Фридрих тоже поступал в школу искусств, но там он пробыл только один день.

Хундертвассер основал собственную академию творческих сфер — «Пинторариум». Он всегда позволял себе эпатажные выходки, например, принципиально надевал разные носки и недоумевал: почему полагается носить одинаковые? В 1967 году художник прочёл посреди Мюнхена манифест собственного сочинения — о «Праве на третью кожу». Читал он этот текст обнажённым.

Браки Фридриха длились недолго. Женщины быстро покидали чудаковатого гения, и он оставался одиноким. После семидесяти лет художник демонстративно выходил в свет в обществе юных девушек.

Своей философией Хундертвассер считал свободу человека и творчества. В жизни он не слишком признавал ограничения, особенно не терпел он их в архитектуре. Он называл преступлением использование линейки архитекторами и хотел избавить общество от «хаоса прямых линий». Единение с природой, по мнению Хундертвассера, должно было оставаться первоочередной задачей человека. Стены домов он называл «третьей кожей», а окна – «глазами» дома, «мостами» из внутреннего пространства во внешнее.

Творения гения

Дом Хундервассера

Дом Хундервассера (Hundertwasserhaus) (1983-86 гг.) сегодня есть во всех венских путеводителях. Это потрясающее зрелище, настоящее чудо. Прямых линий вы здесь не увидите, как не найдёте и двух одинаковых окон. Фасад дома расчерчен неравными криволинейными четырёхугольниками. Он напоминает детский рисунок – такой же наивный и яркий. Стены «пряничного домика» отделаны разноцветной плиткой и в разных местах украшены буйной живой зеленью. Деревья и трава растут даже в комнатах. Сказочный дом был построен в 1986 году. Сразу же после его сдачи нашлось множество желающих в нём поселиться, хотя квартиры в уникальном здании стоили дорого.

Хундертвассер был уверен, что человек страдает среди одинаковых зданий-коробок. Он называл их «отвратительными, больными строениями», считая, что есть только один способ их «вылечить» — вовсе не строить.

Архитектор занимался реставрацией нескольких бывших промышленных предприятий – их он тоже превращал в сказочные дома. Унылую серую поверхность стен он украшал мозаикой из битой керамической плитки, создавал на фасадах и крышах ниши для кустов и деревьев. Ровные скучные кровли он преображал с помощью голубых и золотых куполов.

Хундертвассер создавал картины, монеты, марки. Главным мотивом его художественных произведений была спираль – он постоянно изображал яркие вьющиеся линии. Даже своим любимым животным он называл улитку с домиком-спиралькой на спинке.

Церковь Святой Барбары

В числе самых известных работ мастера – редизайн церкви Святой Барбары (Barbarakirche) (1987-88 гг.). Священник Фридрих Цек пригласил Хундертвассера для перестройки приходской церкви в Бернбахе (Bärnbach). Обновлённое здание стало цветным, ярким и радостным. Художник считал, что в церкви человек должен обязательно чувствовать себя защищённым и находить там мост к Природе и Богу.

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Один из «промышленных» проектов архитектора – мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) (1988-1992 гг.). Далеко не сразу взялся Хундертвассер за эту работу. Сжигание мусора противоречило его философии — он считал, что все отходы человеческой деятельности нужно перерабатывать вторично. Только после того, как власти города пообещали, что мусорный дым будет очищен самыми совершенными фильтрами, а тепло от сгорания пойдет на отопление – архитектор согласился работать над проектом.

Завод, созданный Хундертвассером, ничуть не похож на унылое промышленное здание. Художник спроектировал новый дворец с пёстрыми красочными стенами, мозаичной лазурной трубой, зеркальными куполами-фильтрами и обилием зелени на фасаде и крышах.

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау

Станция отдыха возле автострады Бад Фишау (Autobahnraststätte Bad Fischau) была оформлена Хундертвассером в 1990 году. Вместе с павильоном станции был обновлён и придорожный ресторан Bad Fischau. Замечательная стоянка, похожая на детский игровой комплекс, и ресторан в 45 км от столицы Австрии сегодня привлекают туристов необычным дизайном.

Винодельческий завод «Quixote Winery»

Один из типичных проектов венского архитектора-оригинала – винодельческий завод «Quixote Winery» в долине Напа (США). Работа заняла почти 10 лет (1989-1990 гг.). После сдачи производственных корпусов ещё несколько лет продолжались отделочные работы.

«Кихот» называют «классическим» образцом творчества Хундертвассера. На предприятии практически нет ровных участков полов; крыши засыпаны 80-сантиметровым слоем грунта и покрыты пышными газонами. Вдоль фасада строения расставлены яркие колонны из изразцов, они похожи на цветные бусы. Во всём здании нельзя найти пары одинаковых окон или дверей; нет в нём и прямых линий. Прямо в помещениях растут деревья. Они проходят сквозь крышу, проникают наружу через окна. Кровля отмечена «фирменным» знаком Хундертвассера – золотистой граненой луковицей.

Лесная спираль

Уникальный двенадцатиэтажный жилой комплекс под названием Waldspirale («Лесная спираль») в городе Дармштадте (Darmstadt) (Германия) был построен в 2000 году. Он стал достопримечательностью города, вошёл в десятку домов мирового рейтинга самых необычных зданий.

Любимая форма Хундертвассера в этом здании воплощена в виде спирали, обёрнутой вокруг внутреннего дворика. Концепция «экологического дома» реализована полностью. «Спираль» плавно поднимается к зелёной верхушке кровли, где цветут цветы и растут деревья. На крыше разместились ресторан и кафе. Каждое из окон здания уникально, на фасаде нет выраженных углов и прямолинейных конструкций. Между стенами дома-спирали обустроена удобная инфраструктура, в которой всё предусмотрено для комфорта жильцов. Здесь есть парковки и аптеки, магазины и красочная детская площадка. Интерьер каждой квартиры разработан индивидуально. Уникально в этом жилье абсолютно всё — вплоть до маленькой дверной ручки.

Ещё много работ и проектов было создано Фриденсрайхом Хундертвассером. Нести радость людям и обогащать их жизни было его желанием и главной миссией на этом свете. До последних дней Хундертвассер работал над международными архитектурными и другими творческими проектами. Он разрабатывал дизайн собственного Каталога-резоне, писал для него комментарии.

Умер Хундертвассер 19.02.2000 года на борту океанского лайнера по пути в Европу из Новой Зеландии. Сад Счастливых Мертвецов в Новой Зеландии стал его последним «проектом». Это была воля творца – быть похороненным «на родине Маори», под деревом тюльпана. Фридрих Стовассер покоится в собственном поместье, согласно завещанию — в полной гармонии с природой.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Художник с таким уникальным именем родился в простой семье со смешанными корнями: отец – австриец, а мать – еврейка. Но его личная история и талант были совсем непростыми. Не зря же говорят, что дети от смешанных браков отличаются или невероятной красотой, или ярким талантом. Этому ребенку суждено было стать гениальным бунтарем от искусства.

Потрясения в его жизни начались еще в младенческом возрасте, когда неожиданно скончался отец. Матери с месячным малышом на руках пришлось вынужденной выживать самостоятельно.

Родился будущий художник в 1928 году и носил он тогда более привычное имя и фамилию – Фридрих Штовассер. Когда начались гонения на евреев, мать настояла на католическом крещении мальчика. Неординарный талант у него был с детства, который получил развитие в школе по системе Монтессори, куда ребенок начал ходить в 1936 году. Возможно, благодаря матери мир и получил такого неординарного мастера, как Хундертвассер.

После окончания Второй Мировой Войны молодой человек посветил свою жизнь искусству. В 1948 году он некоторое время занимался в Академии изящных искусств в . Вкратце сформулировать принцип искусства мастера можно его же декларативной фразой: «В прямой линии Бога нет!». Он считал, что мир вокруг не должен убивать все человеческое в людях прямыми, жесткими линиями и мертвенными безжизненными цветами. Возможно, так проявилось в художнике его детство, пришедшееся на жуткие довоенные и военные годы.

Тусклое, серое однообразие он ненавидел столь же яростно, как и другой бунтовщик от искусства – Антонио Гауди. Оба мастера высоко ценили текучие природные линии и особенно сочные и яркие краски, часто использовали в своих работах мотив спирали и бесконечности, битую цветную плитку и объемные бетонные конструкции.

Еще в 21 год художник поменял свое слишком ординарное имя на более звучное и оригинальное, отталкиваясь от его звучания и значения. Получившийся псевдоним можно условно перевести как «богатый миром в сто источников вод». Это тоже отражает его жизненную позицию – мастер считал, что человечество просто обязано компенсировать тот урон, который оно причиняет живой природе индустриализацией. Отсюда его причудливо расписанные яркие и жизнеутверждающие фасады домов, здания с растущими из них деревьями, а также знаменитый дом-холм в Новой Зеландии. Он буквально сливается с окружающей природой, а на покрывающем его дерне пасутся столь распространенные в этой стране овцы.

За годы своей жизни Хундертвассер прославился как художник, график, неординарный декоратор. Он иллюстрировал Библию, раскрашивал дома в невероятные цвета, много лет преподавал в венской Академии искусств. Его талант признали, мастер был награжден несколькими премиями, в том числе и за защиту природы.

Скончался художник в Новой Зеландии в возрасте 71 года, оставив после себя почитателей, последователей и уникальное по своим качествам и свойствам наследие – не только материальное, но и духовное.



Рассказать друзьям