Фриденсрайх хундертвассер и его сказочные дома. «Идеальные дома» Фриденсрайха Хундертвассера

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

На протяжении пятидесяти лет Хундертвассер оставался преданным своему делу художником и ремесленником, завоевавшим упорным трудом место в первых рядах тех, кто сам творит свое искусство, а не просто предлагает его в качестве иллюстрации неких идей. Сияющая яркость красок Хундертвассера приобретает новых почитателей благодаря силе контраста.

В архитектурных объектах Хундертвассера прослеживается определенное сходство с творениями Антонио Гауди — это не только применение керамики в декорировании зданий, криволинейные формы и разноразмерные элементы, но и сама концепция организации жилого пространства, предполагающая встраивание здания в окружающий ландшафт и использование непосредственным образом природных компонентов — лужаек на крышах, живых деревьев, как частей здания и т. д.

«Пусть все зарастет. ...Мы живем в условиях чрезвычайного положения, когда озеленение в любом случае должно получить приоритет над любыми правилами либо безымянными владельцами, которым не следует предоставлять право на использование внешних стен.... Мы должны благосклонно взирать на такое озеленение, поскольку оно никому не вредит...»

Вена, 1980 год.

Кроме того, Хундертвассер, как и Гауди видел смысл архитектуры в служении потребностям человека, поэтому его дома комфортны и прагматичны. Однако, в отличие от Гауди, Хундертвассер сторонник «технологии с полки». Он не считает обязательным применение элементов ручной работы, из-за чего стоимость строительства может увеличиться астрономически. Он использует массовые элементы, совмещая их самым неожиданным образом.

Не навязывая конкретный стиль архитектурного элемента всему зданию, смешивая готовые, но произведенные в разных местах части, Хундертвассер достигает удивительной гармонии в несочетаемом: с одной стороны, он использует индустриальные возможности, чтобы произвести недорогие детали, но при этом в каждом элементе дома присутствует роскошь разнообразия.

Одним из ярчайших примеров такого подхода стал многоквартирный «Дом Хундертвассера» в Вене по адресу Kegelgasse 36-38, заказанный ему муниципалитетом в 1983 году. Со дня смерти Гауди современным зданиям не хватало роскоши внешней поверхности. Железобетон дома сделан Хундертвассером цветным, так что погодные условия не влияют на его колористику и внешний вид уже более 30 лет. «Лоскутное одеяло» разноцветных изразцов с использованием металлизированных пигментов и глазурей, освежает фасад, придавая ему богатый вид, ассоциирующийся с княжеским образом жизни.

Керамике Хундертвассер придает особое значение — ее неблекнущий столетиями цвет и пластичность позволяют идеально декорировать любое здание . Поэтому Хундертвассер активно применяет керамику в каждом своем доме, реализуя таким образом в архитектуре свою экспрессию живописца. Кроме керамических изразцов на фасаде, в Доме множество керамических колонн, каждая из которых отличается от другой и по форме и по цвету.

На крыше дома, расположенного в самом центре города, высажены деревья, к которым имеют доступ все жильцы дома — и это тоже элемент городской роскоши, присущий ранее только лендлордам, владельцам собственных земельных участков.
Хундертвассер применяет десять разных размеров окон, которые уменьшаются по размеру снизу вверх. За счет этого здание получило дополнительную перспективу и выглядит, как пирамида на широком основании.
Окнам Хундертвассер придает особое значение. Его «манифест окон» реализован в этом доме в полном объеме.

«Манифест окон» или «Оконные права» — житель дома имеет право высовываться из окна и изменять все, до чего может дотянуться его рука, на стене снаружи так, как это ему понравится. Все проходящие по улице должны издалека видеть, что в этом окне кто-то живет».

Секау, 1958 год.

На фасаде размещено множество криволинейных полос из глянцевой керамической мозаики , сверкающей цветом и контрастирующей своей поверхностью с матовой фактурой бетона. Эти волнообразные полосы придают зданию эффект нестабильности, здание зрительно как бы «плывет». Вообще, отношение Хундертвассера к прямым линиям полностью нетерпимое. Можно сказать, что и в этом он солидарен с Гауди.

По сравнению с историей жизни на Земле, прямая линия кажется идеальной выдумкой с чисто концептуальным существованием. С точки зрения Хундертвассера, это выдумка и фикция, которая «существует везде, где мы живем. Вся наша цивилизация основана на прямой линии» . Прямую линию человечество обрело вместе с кирпичом и модульным строительством.

Хундертвассер считает конструктивистов вандалами, а их архитектуру «невыносимой». Протест художника против бесконечных повторений модернистских прямолинейных зданий реализовался в практическом решении: проект во Франкфурт-Хеддернхайме стал такой альтернативой, где Хундертвассер построил Детский центр, в котором два пандуса скользят вниз, превращаясь в лужайки на склоне холма, но являясь в действительности крышами всего комплекса.

Полотна Хундертвассера нередко являлись своего рода эскизами к будущим зданиям. Так, в картине «Дома висят над лугами» художник продемонстрировал две возможности существования зданий, основанных на его формуле, согласно которой «горизонталь принадлежит природе, а вертикаль человеку ». В последствии Хундертвассер разработал макеты таких зданий. А в 1983 году для международной садовой ярмарки была построена пятиметровая бетонная модель.

В 1989 году Хундертвассер проектирует Дом искусств в Вене (Kunst Haus ), ставший впоследствии галереей художника. В этом здании по адресу Unteren Weißgerberstraße, 13 полностью реализованы все идеи Хундертвассера. В нем можно найти очень немного прямых линий и поверхностей. Неровный пол, волнистые керамические фасады с мозаикой, большое количество растений в интерьере. Изогнутая лестница ведет на верхние этажи, два из которых предназначены для работ Хундертвассера. Для того чтобы все помещения были достаточно освещены, Хундертвассер сделал над крыльцом стеклянный эркер по всей высоте дома.

В 1991 году Кунстхаус был открыт.
Хундертвассер так говорил об этом доме: «Дом искусств — это дом, где восстановлено человеческое достоинство, подавленное в людях в процессе развития города. Это дом неправильностей и неровных полов, жильцов-деревьев и танцующих окон. В этом доме совесть человека чиста по отношению к природе».

За свою жизнь Хундертвассер спроектировал, построил или реконструировал более 50 объектов в разных странах мира. Он придумал себе новую профессию «доктор архитектуры», цель которой «лечить» здания — делать более прекрасными уже существующие дома, дома стерильные и бездушные. В этом качестве он работал над преображением фасада фабрики Розенталя в Зельбе, над фасадом музея «Рупертинум» в Зальцбурге, здание зернохранилища в Кремсе, где архитектор наносит на существующий фасад огромные «языки-бороды» из керамической мозаики.

«Наши дома больны с тех пор, как их сооружением занялись тщательно обученные градостроители и подчиняющиеся стандарту архитекторы. …. Если мы разрешим окнам танцевать, проектируя их в различном стиле, если мы разрешим появление возможно большого числа неправильностей, как на фасадах, так и в интерьерах, дома поправятся, дома начнут жить...»

Одним из его последних домов, которые достраивались уже после смерти архитектора, стал дом «Зеленая Цитадель» в Магдебурге. Этот дом является поистине гимном философии Хундертвассера. В нем, кроме традиционных искривлений пространств, выраженного в отсутствии прямых углов, изогнутых стенах и «танцующих» окнах, жители дома обязаны ухаживать за деревьями, растущими иногда прямо в квартирах.

Крыша покрыта газоном, и никто не вправе ремонтировать фасад здания, поскольку его «старение» и изменение внешнего вида предусмотрено Хундертвассером и жестко закреплено в соглашении с муниципалитетом. Однако, жители по «праву окон» вправе украсить фасад вокруг них по своему усмотрению. Правда, до сих пор никто не воспользовался этим правом. Ни одна из квартир в доме не имеет себе подобной — все 42 квартиры оформлены абсолютно индивидуально. Лестницы в доме отлиты изначально искривленными, как бы уже изношенными временем.

В доме есть два внутренних дворика с фонтанами и колоннами. Колоннада этого дома перекликается в залом «Сто колон» Гауди в Барселоне. И конечно дом полон керамикой. Она повсюду. Ею облицован фасад, полы, стены. Обычный прием облицовки стен и полов керамической мозаикой во имя живописности архитектуры применен Хундертвассером и в Зеленой Цитадели. В здании реализован любимый символ Хундертвассера — спираль, закручивающая балюстрады верхних этажей и поддерживаемая диагональными декорами из керамической мозаики.

Необыкновенно хорош пивной завод в Абенсберге, башня которого была спроектирована архитектором еще в 1990 году. Строительство завершилось только в 2006 году. Рядом с заводом был построен также центр искусств Хундертвассера, спроектированный в стиле архитектора его другом и сподвижником Петером Пеликаном (Peter Pelikan).

Работы Хундертвассера — ответ бессмысленному эстетству постмодернистского искусства. Его творчество основано на правильно понятой традиции. Он не высмеивает традицию, превращая ее в пародию, и это ощущение живого наследия и родословной художника в особенности редко встречается в современном мире.

Художник оставил после себя не только большое число работ. Главное, что он сделал для человечества — это «развернул мозги» таким образом, что на первое место вышли эргономика и экология архитектуры — в широком смысле этих слов, когда удобство и экономичность строительства совмещены с безусловной красотой здания. Пожалуй, Хундертвассер был первым архитектором, который смог достичь такого результата и фактически объять необъятное. Поэтому совершенно неудивительно, что архитектор имеет преданных последователей.

«Искусство должно быть позитивным, свободным, романтическим, прекрасным, должно напоминать драгоценность, должно быть чем-то, без чего нельзя прожить».

Фриденсрайх Хундертвассер, 1993 год .

В статье использованы материалы интервью с Хундертвассером доктора искусствоведения Смитсоновского университета Гарри Ранда в 1993 году.

Речь в обнаженном виде за право на третью кожу по случаю акции Pintorarium
в Галерее Рихарда П. Гартмана. Мюнхен, 1967

Почему люди не надевают короны?
Потому что они слишком трусливы для того,
чтобы быть королями.

Голый человек за словом в карман не полезет. Хундертвассеру всегда было что сказать миру. Чего только стоят его многочисленные манифесты!

Художник, скульптор, архитектор, дизайнер, философ, эколог, гражданин мира и безудержный творец – все это Великий Фриденсрайх Хундертвассер! Это свободный от каких-либо условностей бродяга, фанатик искусства и матушки-природы, революционер-провокатор в мире архитектурных законов, гениальный и эксцентричный художник-космополит, который оставил после себя яркие пятна творческо-архитектурного наследия.

«Каждый создает свой мир сам. Сам выбирает где жить, с кем жить и главное как, создает свой «дом», наполняет его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Иногда этот дом прекрасен, иногда этот дом ужасен, но точно неповторим, как не повторим узор на снежинках».

Именно таким и было творчество Хундертвассера – каждый раз неповторимый узор.

жилой комплекс «Лесная спираль» в Дармштадт (Германия)

Рождение светилы Хундертвассера

Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде.

Творческое светило Хундертвассер зажглось на небосводе Вены 15.12.1928 г. Детство Фридриха Стовассера (настоящее имя) сложно назвать благодатной почвой для рождения волшебника. Когда Хундертвассеру исполнился месяц — умер его отец. Он остается один с мамой-еврейкой. Чтобы хоть как-то обезопасить своего ребенка от цепких лап нацистов, Стовассера посвящают в католическую веру. В 1943 порядка 69 родных семейства Стовассеров становятся жертвами холокоста…

Волшебник не взирая на все тяжбы уцелел, талант в нем раскрылся алым цветом. Еще в школе по методике Монтессори у маленького Фридриха отметили «необычное ощущение цвета и формы». Возможно именно эта школа и пробудила фантазию малыша, показала яркую палитру природы, которую он полюбил, и пронес до конца дней. В любом случае это было единственное учебное заведение, которое Хундертвассер закончил.

Позже юное дарование поступило в Академию изящных искусств Вены, правда его хватило лишь на 3 месяца. Видоизменяя все вокруг, он на протяжении жизни изменял и свое имя. Фридрих Стовассер на более соответствующие его натуре имена: капитан Регентаг («дождливый день») или Дункельбунт («темно-красочный»), пока, наконец, не прославил имя Фриденсрайх Хундертвассер.

«Нельзя учить или учиться искусству. Особенно учить человека человеку.
Только природа может научить нас творить. Человек на это не способен».

Хундертвассер считал природу лучшим учителем. Поэтому немудрено, что в 1949 г. он отправился в путешествие. Италия, затем Париж, где пытается продолжить академическую учебу, его хватает лишь на 1 день. Затем и Тунис.

Так началось путешествие в поисках себя, в поисках идеального дома. И это странствие оказалось длиною в жизнь, такой же яркой, пестрой, разрушающей все каноны, сметающей все правила и ровные линии, как и его неординарные, брызжущие энергией и цветом картины, почтовые марки, эмблемы, монеты, гербы, плакаты, знамена и конечно же они, домики из сказки, рассказанной Хундертвассером, и по мановению волшебной палочки выросшие в реальности, наперекор всем архитектурным канонам.

«Мы проходим вдоль серых, стерильных фасадов зданий,
и мы не понимаем, что наши дома это тюремные камеры».

Символом творчества Хундертвассера стала улитка, которая медленно передвигается

Почтовая марка «Спиральное дерево»

по листику и несет на себе закрученный в спираль дом. По сути, Хундертвассер и являлся той самой улиткой, дом, который всегда с ним.

Он строил себе виллы по всему миру: Австрия, Венеция, Нормандия, Новая Зеландия: некоторые из домов так ни разу и не увидели своего хозяина – характер нашего героя противоречив и непостоянен. Единственный дом, который был всегда с ним – это корабль “Regentag”. На этом товарище (бывший деревянный корабль для перевозки соли) художник пересек практически весь мир.

Хундертвассер был дважды женат: 1-ый раз брак продлился 2 года, второй – 4.

Мы живем в раю, но мы уничтожили его.
Здесь, на земле, есть все, чтобы быть счастливым.
У нас есть снег, и каждый день новое утро.
У нас есть деревья и дождь, надежды и слезы.
У нас есть гумус и кислород, животные и все цвета, далекие страны и велосипеды.
У нас есть солнце и тень, мы богаты.

«Дом творчества» Хундертвассера

Сложно объяснить, как я добился успеха!
Точно не силой и даже не размышлениями,
Не умом, и необязательно интуицией,
Скорее всего – путешествием по мечтам.

Образ красоты в творчестве художника-мечтателя многолик и обширен. Его творческая натура проявлялась во всем, за что бы он ни брался. Прежде всего это выдающийся художник. Еще при жизни было издано аж 1000 каталогов. Также с большим рвением и удовольствием он разработал дизайн телефонных карточек, почтовых марок, жетонов для казино, плакатов, авторской посуды, а также флагов для стран Ближнего Востока и Новой Зеландии, иллюстрировал Библию! И даже разработал дизайн «Боинга 757» (правда его не приняли).


жилой комплекс «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия)

Строил дома, оздоровительные центры, социальные учреждения, рынки, деревни. Его творения щедрыми яркими пятнами разбросаны по всему миру: Токио, Португалия, Мехико, Торонто, Оттава, Монреаль, Будапешт, Бруклин, Ганновер, Новая Зеландия, США – вот неполный список деяний его творческой силы.

Вообще Хундертвассер считал себя доктором архитектуры, этаким лечащим врачом больного зодчества. Вся жизнь его была связана с философским переосмыслением и преобразованием среды обитания человека и архитектурного сооружения как основного элемента этой среды. Всю мощь своего творческого потенциала он направил на воспевание окна!

Дом Хундертвассера

Справка
Адрес: Löwengasse 41-43, угол Kegelgasse 34-38, 1030 Vienna, Austria.
Количество жильцов - около 200 человек.
Площадь квартир - от 30 до 150 м2. 50 квартир, медицинский кабинет, кафе, парковка на 37 автомобилей, зимний сад, две детские игровые комнаты, 16 частных и три общественных террасы.
Количество посаженных на территории деревьев - 250

Наиболее известной и пожалуй отправной точкой творчества Хундертвассера-архитектора является сюрреалистический «Дом Хундертвассера» в Вене — обязательный пункт для посещения.

Дом — представление красок и цвета. Фасад дома расчерчен ассиметричными четырехугольниками, глазурованная плитка как элемент декора, окна разных форм и размеров, неровные стены и полы, лестничный пролеты словно лесная тропинка. И всю эту красоту венчает растительность всех оттенков зелени. В этой сказке Хундертвассера, как в русской народной про рукавичку места найдется всем: и лягушкам в пруду, и ниспадающему водопаду, и деревьям в комнатах и на крыше, и людям в квартирах. Окошки каждой из квартир увенчаны маленькими коронами, ибо каждый в своем доме хозяин и король.

Хундертвассер выделял в своих творениях место для деревьев и травы, чтобы немного компенсировать урон, наносимый обществом природе. Вы не поверите, но художник не взял причитавшийся гонорар за проект дома, аргументируя это тем, что он и без того рад, что на данном месте не соорудили что-нибудь уродливое.

Бесспорно, этот дом в Вене считается одним из самых дорогих. Однако после строительства дома в 1986 г. от желающих новосельцев не было отбоя. Каждый хотел попасть на чаепитие сказочника-Хундертвассера: мечтатели, эстеты, художники и просто почитатели таланта художника. Во всей этой «творческой неправильности», нелинейности ощущалась сказка, приключение, протест, детство. Этакая страна зазеркалья, где соблюдаются права окон, стен, деревьев, где шероховатые полы выбивают землю из под ног, а крыши сливаются с зеленью деревьев.

Но в каждой сказке есть конец, так и в нашей, не всем жильцам удается выдержать пристальное внимание туристов к данному дому, шум, вспышки камер. Однако за все время существования дома ни одна из квартир еще не пустовала.

Находясь в поисках идеального дома, Хундертвассер писал:

«Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает, где жить, с кем жить и самое важное - как жить. Мы создаем собственный дом, наполняем его красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как неповторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, отбросить шоры и взглянуть на этот мир иначе…».

Глядя на всю эту красоту, какой-либо скептик спросит о практичности здания. О насчет этого не беспокойтесь! Дом Хундертвассера надежно защищен от ветров, дождей, и прочих погодных условий. Коммунальная составляющая дома по-европейски безупречна. Все жилищные нормы, требования пожарной и технической безопасности соблюдены.

Венский дом искусств

Напротив расположился Венский дом искусств (KunstHausWien). Это бывшее здание мебельной фабрики, выкупленное и переоборудованное художником в музей. Рука волшебника сделала неузнаваемым (вернее очень узнаваемым) когда-то неприметное здание.

Здание сюрреалистическим лейтмотивом дополняет собрата напротив. Дом неровных полов и танцующих окон, элементы из дерева, металла и керамики всех цветов радуги хаотично расположенные, украшают фасад здания, — дом словно сошел из доброй детской сказки. Все плоские поверхности здания сровняли с землей, из которой бьет жизнь растений: травы и деревьев.

В этом доме прописаны деревья-квартиросъемщики (как называл их Фриденсрайх). Работы Хундертвассера расположились на двух этажах, остальные два демонстрируют временные экспозиции. На нижнем этаже кафе и ресторан, откуда можно лицезреть дом Хундертвассера и попялиться в окна «счастливчиков».

Мусоросжигательный завод Шпиттелау

Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau) — сказочный дворец с трубой, которую венчает елочный нарядный шар, окаймлённый волнистыми стенами. Турист, увидевший это диво-дивное, принимает за телебашню. Ан нет, внутри расположился завод по переработке мусора – один из важнейших экологических проектов Хундертвассера. Переработанные здесь отходы вырабатывают энергию, которая идет на освещение вечерней Вены. Экологически безопасное производство (иначе бы Хундертвассер и не брался). Так Вена имеет уникальный экологически чистый завод-котельную, и до сих пор является одной из самых чистых европейских столиц.

Хундертвассер придумал яркие, свободные здания, которые олицетворяют собой сказку. На протяжении его творчества с 1980 по 2000 год художником было создано около 36 проектов, некоторые были реализованы уже после его смерти. В их числе: дом «Зелёная цитадель» в Магдебурге (Германия), жилой комплекс «Лесная спираль» в Германии, Мусоросжигательный завод в Осаке, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад в Хеддернхайме близ Франкфурта, термы в Блюмау, Винодельня Кихот в США, Семейный центр Ronald McDonald House. В Эссене, Германия, придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия, Вокзал природы. Ильцен, Германия, Общественный туалет в Кавакава, Новая Зеландияи т. д. Все его здания фантастичны по форме и декору, необычные снаружи и изнутри.


Завод по сжиганию мусора MOP, Осака (Япония)

Творчество Фриденсрайха Хундертвассера ярко и насыщенно, в корне отличающееся от традиционного искусства. Его работы алогичны с колокольни инженеров и архитекторов. Однако это не помешало ему создать самобытно-космическое архитектурно-декоративное направление.

По мнению Хундертвассера, архитектура отстаёт от живописи, и если архитекторами были бы все, то люди бы уже давно строили бы что-то нереальное. Заметьте, что Фриденсрайх никогда не был архитектором по образования (у него вообще не было какого-либо диплома).

«Проживающий в квартире должен иметь возможность высунуться из своего окна и — насколько далеко дотянутся его руки — преобразовать внешний вид своего жилища. И ему должно быть позволено взять длинную кисть и — насколько далеко он дотянется — все покрасить в розовый цвет, так, чтобы издалека, с улицы, все видели: здесь живет человек, который проводит различие между собой и соседями, подавленными скотами!

Жизнь и творчества Хундертвассера – яркое подтверждение того, что все мы творцы! Достаточно просто обмакнуть кисть в яркую краску, открыть окно и провести линию, да пожирнее, потом еще одну…

Поэтому Вы сейчас дочитаете эту статью, поставите лайк. Разденетесь, обмажетесь краской. Яркий и голый высунетесь из окна, разукрасите все вокруг насколько хватит сил и длины руки. Ибо все мы короли и творцы своей жизни, черт побери!

Так оно и есть, Хундертвассер! Твое желание исполнено!


Венский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утверждающие, что его яркие здания, похожие на жилища для гномов, построены не для людей.

Гениальный провокатор и космополит прославился на весь мир особым взглядом на искусство. Австрийский художник, известный своим экологическим самосознанием, тысячами сажал деревья, заявляя, что это долг каждого человека.

Путешествия вместо учебы

Фриденсрайх Хундертвассер родился в Вене в 1928 году. Исследователи его творчества убеждены, что учеба в школе Монтессори повлияла на его страсть к ярким краскам и привила столь нежную После трех месяцев обучения в Венской академии изящных искусств, он под влиянием современных экспрессионистов задумывается о собственном творчестве.

Посчитав, что лучше всего изучать мир на практике, а не по учебникам, молодой человек начинает путешествовать, пытаясь найти свой стиль в искусстве. Завистники обсуждали не пострадавшую в войне семью, лишь приумножившую свое состояние, которое позволило юноше безбедно колесить по Европе.

Меняя страны и города, художник ужасался одинаковым домам-коробкам. По его мнению, каждый человек имеет право раскрасить свое окно и пространство рядом с ним.

Символ единства и гармонии

Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого была насыщена яркими моментами во время удивительного путешествия длиною в жизнь, избрал своим символом и визитной карточкой ползущую по листочкам винограда улитку, несущую на себе свой спиралевидный домик. Он этим подчеркивал единство обитателей и их экологического жилища.

А линии спирали символизировали бесконечность вселенной, непостоянной и меняющейся в течение времени. Этот образ гармонии мира, в которой человек сосуществует с природой, художник проецировал на свои архитектурные объекты. Занимаясь графикой, абстракционист и сюрреалист с упоением рисовал красочные психоделичные спирали, ставшие объектом изучения исследователей его творчества.

Манифест о безопасном жилище

Он даже разработал манифест, где описал свой идеальный дом. Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, фото спроектированных зданий которого удивляет необычностью линий и яркими красками, считал, что человек должен жить в безопасной и комфортной норе с большим количеством окон, сверху покрытой зеленой растительностью.

Кстати, он воплотил свою мечту в Новой Зеландии, построив уникальное здание с плавно переходящей в холм крышей, а пощипать травку на нем приходят местные бараны.

Фриденсрайх Хундертвассер и его сказочные дома

Самый известный дом Вены, изображения которого частенько появляются на страницах архитектурных изданий, строился несколько лет. Как только объект, признанный местной достопримечательностью, был сдан в эксплуатацию, все жилые помещения заполнились, хотя стоимость квартиры в красочном здании, напоминающем из сказки, была высока.

Уникальное здание, словно сошедшее с картинки альбома, которую нарисовала нетвердая рука ребенка, дало приют не только людям. Разработанная экологическая о гармонии с природой нашла здесь свое выражение: зеленью увиты не только стены, но и крыша, а очертания дома напоминают холмистый ландшафт.

«Неровный пол - это мелодия для наших ног, приводящая в тонус тело человека. Он возвращает утраченное достоинство людей, отнятое в привычном строительстве», - высказался о своем венском творении Фриденсрайх Хундертвассер. Дома, созданные по его проектам, следовали этому принципу, и ни в одном из его эксцентричных зданий не наблюдались ровные поверхности.

Принцип индивидуальности

Еще один важный принцип Хундертвассера воплотился здесь в жизнь. Считавший, что не должно быть одинаковых зданий, придал индивидуальность каждой квартире, раскрасив фасад в разные цвета, Фриденсрайх Хундертвассер. Фото сказочного домика теперь делают на память все гости Вены. Художник не запретил жильцам при желании менять палитру стен фасада, но ни один из них не воспользовался его разрешением, и дом предстает в первоначальном виде.

В необычном здании, кроме 50 жилых квартир, находятся парковка, кафе, детские комнаты. А на участке рядом с домом и внутри него (в квартирах) высажено около 250 деревьев. Именитый автор, отказавшийся от причитающегося гонорара, считал свое детище по-настоящему свободным домом, в котором реализовалась его мечта, и радовался, что на этом месте не находится более уродливое строение.

Архитектор или дизайнер?

Выразив в неправильных, ломаных линиях волшебную красоту, австрийский архитектор Фриденсрайх Хундертвассер подвергся критике. Его обвиняли в отсутствии каких-либо представлений о зодчестве, а принцип индивидуальности был воспринят попыткой увеличить стоимость квартир. Многие посчитали эпатажного художника хорошим декоратором и дизайнером, не знающим современного уровня строительства.

Надо сказать, что доля правды в этом была: за Фриденсрайхом всегда стояли профессиональные архитекторы, воплощавшие в жизнь его оригинальные идеи.

Винодельня в США

Принято считать знаковой работой противника классических форм в искусстве винодельню в долине Напа. Возведенное за пределами родины здание проектировалось и строилось более десяти лет. Это типичное для творчества архитектора сооружение без прямых углов с ломаными линиями.

На крыше-холме высажены деревья, и если смотреть с высоты, то строение сливается с зеленой долиной Америки. На фасаде винодельни, носящей название «Дон Кихот», не удастся найти одинаковых дверей и окон, из-за чего отделочные работы длились несколько лет.

Архитектурный доктор

«Фасады домов с прямыми линиями похожи на концлагеря, и каждое окно-индивидуум имеет право на жизнь», - подчеркивал в манифесте Фриденсрайх Хундертвассер. Архитектор старался воплотить в жизнь свои «неправильные» архитектурные конструкции, которые не всегда были надежны и требовали постоянного ремонта, как в случае с винодельней.

Возведенные дома в классическом стиле он называл скучными и больными, возмущаясь тем, что общественность терпит их бесчувственность и стерильность. И заявлял о необходимости введения новой профессии - архитектурного доктора. Прямые линии считал «орудием дьявола» Фриденсрайх Хундертвассер. Работы борющегося за свободу выражения автора отличались от признанных канонов архитектуры. По проектам создавшего собственный стиль творца строились удивляющие зрителей дома по всему миру. А сам он жил на корабле, на котором путешествовал всю жизнь. Плавучее судно Regentag стало его единственным жилищем.

Сомнительные утверждения

У здравомыслящих людей некоторые постулаты архитектора вызывали усмешки. Мечтавший о природной гармонии Фриденсрайх Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право проектировать и строить то, что ему захочется. А если в наши дни такой свободы нет, то классическая архитектура не считается настоящим искусством.

Правда, после обрушившейся критики бунтарь признал ошибочность своих взглядов. Но считал, что все архитекторы обязаны быть техническими консультантами, которые должны подчиняться воле будущего жильца.

  • Настоящее имя художника - Фридрих Штовассер, и на протяжении всей своей жизни он несколько раз его менял.
  • Не желающий быть как все Фриденсрайх Хундертвассер носил разные носки и ничуть этого не стеснялся.
  • Архитектор не любил ровные крыши, и поэтому его масштабные произведения украшены золотыми и голубыми маковками-куполами, блестящими на солнце.
  • Фриденсрайх Хундертвассер, биография которого изобиловала эпатажными выходками, не стеснялся выходить на публику голым, и в 1967 году он прочитал свой манифест перед изумленными зрителями обнаженным.

  • Живущий на полную катушку обаятельный Фриденсрайх Хундертвассер, личная жизнь которого всегда была бурной, дважды был женат. После тяжелых разводов он стал окружать себя юными подругами, менявшимися с огромной скоростью, что вызывало массу сплетен.
  • Художник умер в 2000 году в Новой Зеландии, где он обосновался перед смертью. По его просьбе, хоронили его без одежды и гроба, чтобы процессу слияния с природой ничто не мешало.

Имя австрийского художника и архитектора Фриденсрайха Хундертвассера слышали практически все. И дело не только в том, что он — один из самых известных и влиятельных деятелей искусств XX века, но и в том, что одна из постоянно обновляющихся и лучших коллекций знаменитого венского ювелирного дома Freywille посвящена как раз его творениям.

Потому всякий человек, не чуждый прекрасному, оказавшись в Вене, в обязательном порядке отправляется посмотреть на знаменитый Дом Хундертвассера-Кравины, что был построен в столице Австрии в 1986 году и расположен по адресу Untere Weissgerberstrasse, 13, 1030 Wien.

Однако большинство туристов влечет сюда не только страсть к необычной архитектуре, но и любопытство, ведь про авангардный Дом известно следующее: он разноцветный, по форме напоминает холмы, фасад украшен мозаикой и орнаментами из цветных глазурованных плиток, крыша покрыта почвой, и на ней высажены цветы и кустарники. В Доме нет прямых углов, зато много террас, на которых, опять-таки, имеются многочисленные зеленые насаждения. Одинаковых квартир внутри строения тоже нет — каждая абсолютно индивидуальна.

Первое, что замечаешь, подъехав на трамвае к знаменитому Дому, — красную телефонную будку — совершенно нехарактерный для Вены объект. Ее появление близ дома объясняется следующим — когда Хундертвассер разрабатывал свой проект, он подумал, что на улице рядом с его удивительным Домом должен находится какой-нибудь яркий предмет — для придания большей гармонии общему виду. Венские телефонные будки 80-х годов были бледно-желтыми, вот архитектор и привез ярко-красную будку из Великобритании — в качестве дополнительной декорации пространства.

Сам же Дом настолько внушительный, что производит впечатление целого квартала. Тут есть и арки, и внутренний двор, и лестница, на которой красуется каменная статуя льва и цветные кегли. Смотреть на Дом разрешается со стороны фасада, также можно заглянуть во двор и забраться на лестницу с каменным львом.

Фасад, конечно, самое любопытное. Он украшен хаотичными мозаичными узорами, террасами и окнами различной формы — всего при проектировании Дома Хундертвассер придумал 13 типов окон. У многих при взгляде на творение Хундертвассера могут возникнуть невольные ассоциации с парком Гуэля в Барселоне, и это вполне закономерно, ведь Хундертвассер к творчеству Гауди относился с любовью — ходят слухи, что идею узоров из битой мозаики Фриденсрайх позаимствовал как раз у своего испанского коллеги.

«Я не люблю прямые линии и упорядочность, — говорил архитектор в многочисленных интервью. — Это хорошо для планирования, для экономики, но плохо для природы. Как люди могут чувствовать себя счастливыми, если они создают то, отчего природа отказалась, и живут в домах, которые представляют собой прямое нарушение всех законов природы?»

Дом в Вене Хундертвассер считал вершиной своего творчества, и, действительно, когда смотришь на строение со стороны, кажется, что это — не творение рук человеческих, просто потому что люди так не строят. Подобное могло вырасти само по себе, как некое мифическое дерево, или же удивительное жилище могли сотворить сказочные феи, решившие от души позабавиться. Никаких прямых линий и полная ассиметрия. Не только окна разноразмерные, но и лестницы неровные. Буйство красок. Ну и, главное, растения везде, где только возможно: на террасах, балконах и крышах, которые напоминают своими очертаниями холмы.

Между прочим, Дом в Вене — архитектурное воплощение не только фантазий Хундертвассера, но и его жизненной философии. Фриденсрайх считал, что люди не должны жить в квартирах, построенных по единому проекту, им от этого плохо, при этом, по мнению архитектора, идеальный дом должен был стать аналогом безопасной норы, покрытой травой — отсюда большое количество зелени. Кстати, свой собственный идеальный дом Хундертвассер построил в Новой Зеландии, куда переселился на старости лет. Крыша и стены его жилища переходили в самый настоящий холм, на котором паслись овцы.

«В домах должно быть как можно больше зелени, — любил повторять Хундертвассер. — Таким образом мы можем хотя бы немного компенсировать тот урон, который индустриализация наносит природе». Если же говорить о радостном безумстве цветов на фасаде, то вот вам еще один занятный факт об авторе удивительного Дома — Хундертвассер всю жизнь носил носки разного цвета, а когда окружающие спрашивали его, зачем он это делает, архитектор просто отвечал: «А почему вы носите одинаковые носки?»

Осмотрев дом снаружи, отправляйтесь в кафе 100 Wasser , что открыли квартиранты Дома Хундертвассера. Там подают супы, глинтвейн и сладости, торгуют сувенирами и нетривиальными книгами из серии «Такой-то день в истории человечества». А еще здесь крутят фильм об авторе проекта дома, так что, если вы владеете английским, то сможете бесплатно прослушать целую лекцию о жизни и творческом пути Хундертвассера. Если же говорить про интерьер кафе, то он — яркое выражение идей архитектора: половики здесь на индийский манер, все разноразмерное и цветное, на стенах — картины, а туалет выложен цветной битой плиткой.

Как известно, Дом Хундертвассера — жилой, в необычных апартаментах проживает около 200 человек. Спрашиваем у владельца кафе: «Каким образом можно прописаться в этом архитектурном чуде?» и узнаем, что собственником квартиры в знаменитом Доме стать нельзя, все местные жители — квартиросъемщики. «Стоимость аренды жилья, на самом деле, здесь очень низкая — всего 5 евро за квадратный метр. Но попасть в число счастливчиков непросто — нужно подать заявку, обосновать, почему именно ты достоин жить здесь, а уже потом, если в доме освободится квартира, заявки начинают рассматривать», — рассказывает жилец Дома.

Отбирают квартирантов придирчиво. Приоритет художникам, дизайнерам, архитекторам, экологам и тем, кто разделяет философию Хундертвассера. А еще все жители Дома должны ухаживать за ним. При этом квартиранты могут немного модернизировать апартаменты на свой вкус, конечно, после предварительного согласования. Ведь Хундертвассер считал, что каждый человек имеет право творчески переосмысливать под себя то место, где он поселился.

Еще один важный факт. После окончания строительства Дома Фриденсрайх Хундертвассер отказался от причитающегося ему гонорару, заявив, что счастлив, поскольку в его родном городе появилось что-то красивое, а не какое-нибудь уродство. И уже через несколько лет власти города, вдохновленные идеями архитектора, устроили напротив необычного Дома «Деревню» имени архитектора.

По своей сути, «Деревня Хундертвассера» — это крытый павильон с магазинчиками, торгующими, как сувениркой «по мотивам Хундертвассера», так и продуктами питания. В центре павильона устроен бар с характерной «холмистой» барной стойкой, по которой течет самый настоящий ручей, а на второй этаж «Деревни» ведет каменная лестница с разноразмерными ступенями, похожая на спираль домика улитки. Это опять-таки, неспроста, Хундертвассер считал улиток настоящим чудом природы.

На фото: бар в «Деревне Хундертвассера»

Раньше на месте «Деревни» располагались автомастерские, и, хотя сегодня многие считают «Деревню Хундертвассера» местом чересчур сувенирным, все-таки она смотрится в разы органичнее, чем гаражи, стоявшие здесь до 1991 года. Кстати, если на оригинальные украшения или платки Freywille из коллекции Хундертвассер денег вам жалко, то в «Деревне» при желании можно отыскать сравнительно недорогую им альтернативу. Так же из местных товаров внимания заслуживает посуда, декорированная рисунками под фирменную битую плитку — любителем дерзких акцентов в домашнем интерьере рекомендуем присмотреться.

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

С полузакрытыми глазами,
Также как я постигаю рисунки
Вижу и дома Данкельбунта
Вижу луга на крыше
Вместо безобразного кремового бетона

Фриденсрайх Хундертвассер (Fridensraih Hunderwasser) (15.12.1928 - 19.02.2000). Часть Вены невероятно гордится им, вторая часть возмущается, полагая, что, если дать архитектору возможность, он сломает старый имперский стиль, уничтожит знаменитый стиль бидермайер и застроит классическую Вену своими разноцветными зданиями, похожими на жилища гномов из сказок братьев Гримм. "Хундертвассер - это кич!" - восклицают противники. "Хундертвассер - гений!" - парируют сторонники. Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга и артист. И не по немногу, а на всю катушку

Дом Хундертвассера в Вене (его так и называют в путеводителях) - зрелище потрясающее. Это даже не дом, а чудо. Его расчерченный асимметричными четырехугольниками фасад, керамическая плитка как ключевой фрагмент декора. В этом доме вы не найдете и двух окон одинаковой формы и размера. Все стены неровные, полы больше походят на лесную тропинку. И все это чудо украшено сумасшедшей буйной растительностью всех оттенков зеленого.


Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.

Что же так повлияло на творчество этого, несомненно талантливого и самобытного архитектора? Для ответа на этот вопрос нужно углубиться в историю… Хундертвассера отличают энтузиазм, фантазия, неповторимый стиль и необычная архитектурная концепция. Родился он в 1928 в Вене, в детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе. Когда ему было 20 лет, во время путешествия по Италии, сменил своё имя на более благозвучное с его точки зрения - Фриденсрайх Хундертвассер. Хундертвассер учился в Академии изящных искусств в Вене, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, много путешествовал, и всего один день проучился в школе изящных искусств Парижа. Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”. В любви был несчастлив, два раза женился, браки продлились год и пять лет. Долгие годы он шокировал общественность неординарными поступками. К примеру, Хундертвассер постоянно одевал разные носки. Составил манифест “Право на третью кожу”, прочитав его в обнаженном виде в 1967 году в Мюнхене, прямо перед изумленной толпой. А после семидесяти лет Фриденсрайх стал везде появляться в сопровождении молодых девушек.
На фотографии Фриденсрайх Хундертвассер с матерью на море. 1932 год


Хундертвассер с Ren? Br? в павильоне Castiglione в Saint- Mand? возле Парижа рядом с фреской, которую они красили вместе, 1950

Hundertwasser на своей выставке в Студии Поль Facchetti, Париж, 1954

Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом такой формы, где крыша плавно переходит по бокам в холм. Сверху растёт трава, которую частенько приходят пощипать бараны. Хундертвассер был уверен, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право выглянуть из своего окна и разукрасить или как-то изменить стену вокруг него, до куда рук и кисти хватит. Он воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов - скучных коробок, которые художник превращал в сказочные дворцы. Как и Гауди, Хундертвассер почти везде использовал битую керамическую плитку: создавал из неё мозаику, украшающую до этого ровную и унылую поверхность. Он также вершил дома золотыми или голубыми куполами-маковками, меняющими монотонность ровной крыши, и создавал в стенах ниши для деревьев. Самый образцовый такой проект - KunstHausWien - выставочный зал в Вене. Идея с деревьями не случайна: Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение. Ниже на фото видны эти непрерывные линии.


Hundertwasser в Tokиo, 1961

Hundertwasser на Евровидении, Дюссельдорф, 1972


Hundertwasser с его живописями в Австрии, 1978


Трехмерные образцы монет, 1978

Марки Хундертвассера

Любимое животное Фриденсрайха - улитка с домиком на спине.


Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Спираль была его любимой темой, он рисовал ее, являясь чуть-чуть сюрреалистом, немного абстракционистом и даже отчасти авангардистом. Хундертвассер создавал картины и графику «психоделически» яркие по краскам, с вьющимися линиями. Его стиль «бесконечной линии» вошел в число художественных эмблем Австрии.


В ХОЛМАХ ЛУГА, модели Архитектуры, 1989



Проекты телефонных карт, 1992


Фонтан 1993/94


КОНДОР БОИНГА 1995 год.


Фреска для станции столичного метро Лиссабона, 1996-1998


Дерево тюльпана, растущее на его могиле.

Я собираюсь породнится с землей

Быть похороненным голым, без гроба

Под деревом, на своей родине Маори

Он похоронен душа в душу с природой на его земле в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Умерших.

Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов:


In the Meadows Bad Soden 1990-1993


Living Beneath the Rain Tower, Plochingen 1991-1994(“Дождевая башня”)


Children"s Day-Care Centre Heddernheim 1988-1995 (Детский центр)


Thermal Village Blumau - The Rolling Hills 1993-1997(Отель)


Дом Хундертвассерa 1983-1986 (Жилое Здание Города). Дом Хундертвассера (Hundertwasserhaus) - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Kids Plaza Osaka - A Children"s Adventure Architecture 1996/97(Детская игровая площадка)




Рассказать друзьям