Где хранится картина черный квадрат малевича. Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство? Чёрный квадрат Малевича - не чёрный

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шутка длиною в век: специалисты из Третьяковской галереи подробно рассказали о секретах знаменитого "Чёрного квадрата" Казимира Малевича. Картине уже сто лет, а сказать, что её хорошо понимает широкая публика нельзя до сих пор. Даже искусствоведы, и те спорят. Обсуждение подогревается и новыми фактами, которые стали известны специалистам. Название у картины изначально было совсем другим, а под слоями краски - ещё две картины.

Сенсационные детали исследования и уникальные кадры. Сотрудники Третьяковской галереи снимали, как заглянули в "Черный квадрат", сообщил . В рентгеновских лучах под картиной отлично видны сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Это совсем другая картина. Да не одна, а две, утверждают эксперты. И обе - цветные.

О том, что "Черный квадрат" непрост, а внутри еще одно изображение, знали уже в девяностые годы прошлого века, после первых исследований. Но понять, что именно там, техника не позволяла. Сейчас в год столетнего юбилея картины с помощью цифрового оборудования эксперты работу возобновили. Обнаружили не только картины.

"Самое главное: помимо двух композиций мы нашли отпечатки пальцев предположительно самого Малевича, потому что они вделаны вот прямо по сырому слою, это в основном участки белого поля", - рассказала научный сотрудник отдела научной экспертизы Третьяковской галереи Екатерина Воронина.

Нашли еще и надпись. Почерк, правда, у Малевича непростой. Но эксперты расшифровали: "Битва негров в темной пещере". Теперь считают это заочным диалогом художника с предшественниками. Еще в конце девятнадцатого века появились черные прямоугольники "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхолда, а потом и у Альфонса Алле.

Ясно одно - творческий процесс у Малевича был сложный. Но версию, что он просто в сердцах зарисовал неудавшиеся работы черной краской, новые исследования опровергают.

"Это сложносоставная краска, которая состоит из нескольких веществ. Среди них, например, жжёная кость, черный углеродосодержащий пигмент и мел. То есть эту краску он готовил. Это было не спонтанно - выдавил, написал - а все-таки он думал, как это будет выглядеть", - отметила Екатерина Воронина.

"Это такое специальное сочетание пигментов, которое дает особенный бархатистый эффект, который нужен был Малевичу. Потому что ему нужен был не просто черный цвет, а глубокая черная бездна", - добавила гендиректор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Это не только одна из самых загадочных в мире картин, но еще и одна из самых дорогих. Станет ли "Черный квадрат" еще дороже, ведь теперь там не одна картина, а целых три - вопрос. Но то, что интерес к нему не исчезнет - совершенно точно. В Третьяковке, возможно, появится и инфракрасное изображение картины. Впрочем, то, что это не совсем "Черный квадрат", видно даже невооруженным глазом.

Юлия Богоманшина, Александра Сергомасова, Дмитрий Шаракин, "ТВ Центр"

“Чёрный квадрат” Казимира Малевича – это икона русского авангарда, одна из самых известных картин русской живописи. Всемирную известность картине и её автору принёс глубокий смысл, вложенный художником в картину.

Смысл “Чёрного квадрата” Казимира Малевича неотделим от его создания. Картина написана Малевичем 21 июня 1915 года - то было время пика развития авангарда в русской живописи, время исторических революций, выражаясь собирательно - время больших перемен во всех сферах жизни.

В 1914-1915гг появляется одно из основных течений в русском абстрактном искусстве и определяющий его термин — «супрематизм» (от лат. supremus-наивысший). Идейным вдохновителем, основным теоретиком и ярчайшим представителем супрематизма был К. Малевич, объединивший своих последователей в художественное общество «Супремус» для распространения идей супрематизма. Ключом к пониманию метода Малевича является его теоретическая работа «От кубизма и футуризма к супрематизму»(1916), в которой он обосновал своё убеждение, что фактическая передача физического мира и рисование с натуры «свойственны дикарям». Согласно идее Малевича, супрематизм стал высшей степенью развития искусства благодаря выделению беспредметного как сущности любого вида искусства. Подлинный творец должен отказаться от подражания действительности и интуитивно открыть для себя истинную реальность, заключённую в простых геометрических формах—основе всего сущего. Супрематизм по своему содержанию был геометрической абстракцией и поэтому выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях простейших геометрических фигур, окрашенных в разные тона. Отказавшись от фигуративного творчества, художники-супрематисты отказались и от «земных» ориентиров: в их картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом»--как в космосе, все направления равноправны. Свои эстетические идеи художники выражали через композиции, в которых построение формы не предполагало необходимости цвета и фигуры: познание цвета и формы происходило через ощущения даже не столько художника, как того, кто смотрит на картину. Ощущая энергетику предметов и образов, художник-супрематист работал с формой и цветом в рамках законов экономии, которая в его работе становилась пятым иррациональным измерением. Квинтэссенцией такой экономии стал «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

«Чёрный квадрат» (1915) Казимир Малевич

Концепцию супрематизма Малевич обнародовал на «Последней футуристической выставке 0,10» в Петербурге (1915). На этой выставке художник представил 39 своих полотен, изображающих фигуры людей в простых геометрических формах. В числе картин был и знаменитый триптих, на котором, собственно, и зиждилась вся система супрематизма: «Чёрный квадрат», «Чёрный крест» и «Чёрный круг». Из этого триптиха только «Чёрный квадрат» приобрёл известность самого знаменитого произведения мирового авангарда. Вполне возможно, внимание к картине привлекло обескураживающее заявление Малевича, что этим произведением он полностью завершил историю развития мировой живописи. Сам художник считал квадрат первофигурой, базисным элементом мира и бытия. Даже памятник художнику по его завещанию был выполнен в форме квадрата—копии его знаменитой картины. «Квадрат,-писал Малевич,-это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец». Художник называл «Чёрный квадрат» иконой и на выставке расположил картину высоко в углу так, как вешают иконы.


Выставка «0, 10». Петербург, декабрь 1915

«Чёрный квадрат» не имеет ни верха, ни низа. Отклонения от чистой геометрии свидетельствуют, что художник писал квадрат «на глазок», не прибегая к циркулю и линейке. Картина стала окончательным результатом многочисленных экспериментов, о чём свидетельствуют цветные композиции, появившиеся со временем в трещинах чёрной поверхности. Сейчас легендарный «Чёрный квадрат» находится в Государственной Третьяковской галерее. Сам Малевич делил своё супремастическое творчество на три периода по числу квадратов—чёрного («чёрный период»), красного («цветной период») и белого(«белый период», когда белые формы написаны в белом). Произведения носили сложные, развёрнутые названия. Так, «Красный квадрат» первоначально назывался «Живописный реализм крестьянки в 2-х измерениях». В поисках нового художественного языка Малевич опередил своё время. Теоретик и практик искусства, он стал знаковой фигурой для XXв, символом русского авангарда. К. Малевич стоял у истоков нового искусства, наиболее ярко воплотив искания и парадоксы своего времени. Выйдя за пределы России, супрематизм оказал заметное влияние на всю мировую художественную культуру. Как никакое другое направление авангарда, супрематизм распространил свою систему на все виды художественного творчества: роспись текстиля и фарфора, книжную графику, дизайн и даже —оформление праздников.

Ровно 100 лет назад, 19 декабря 1915 года, публике было впервые представлено полотно Казимира Малевича "Черный супрематический квадрат" на Последней футуристической выставке "0,10" в Петербурге.

К юбилею самой узнаваемой картины русского авангарда Третьяковская галерея выставила редко экспонируемые графические работы Малевича и художников его круга.

Рекордный "индекс цитируемости"

Эксперты изучают новые версии создания "Черного квадрата" На одном из белых полей картины выявлена частично утраченная надпись, выполненная карандашом по высохшему слою краски, в связи с чем появилось несколько версий создания "Черного квадрата" Малевичем.

Простой четырехугольник в начале прошлого века привлек к себе повышенное внимание, был назван чуть ли не манифестом нового времени. Секреты популярности картины и её тайные смыслы до сих пор пытаются объяснить искусствоведы, находя всё новые подтверждения уникальности произведения.

Это и воплощение "абсолютного нуля", и конец традиционного предметного мышления, и трансфинитное начало, и нулевое выражение цвета, и декларация беспредметности, и мистический магнетизм супрематизма, и вызов обществу, и проект стилистики мира — спасибо, что дочитали до конца эту фразу. Но если коротко, то Малевич совершил революцию в искусстве.

Если собрать всё, что написано о "Чёрном квадрате" Малевича (а это невозможно, но просто предположим), то очевидная уникальность произведения будет как раз в "индексе цитируемости".

Зарубежные эксперты могут изучить "Черный квадрат" в Третьяковке Конкретных договоренностей с другими музеями у исследователей пока нет, но есть планы сделать международный проект, в котором участвовали бы музеи, у которых есть ранние супрематические вещи, сообщили в Третьяковской галерее.

1. Квадрат Малевича не уникален — он как минимум вторичен

За 20 лет до этого появилась черная картина Альфонса Алле "Битва негров в пещере глубокой ночью". Эксцентричный французский художник и юморист в своё полотно тайных смыслов не вкладывал, объяснив всё в названии.

А до этого был черный четырёхугольник Роберта Фладда. Философ-алхимик еще в начале XVII века проиллюстрировал им "Великую Тайну Великой Тьмы" — то, что было до сотворения мира.

В 1843 году Берталь (настоящее имя — ДэАрну Шарль Альберт), французский портретист и иллюстратор, написал картину "Вид на Ла-Хог ночью" — горизонтальный прямоугольник, почти полностью покрытый расплывчатыми черными знаками. Позже были "Сумеречная история России" Гюстава Доре (в его представлении, история зарождения Руси теряется во тьме веков), шуточная картина "Ночная драка негров в подвале" Пола Билхода и уже упомянутая "Битва негров в пещере глубокой ночью".

2. "Черный супрематический квадрат" на самом деле не черный

Даже, как говорится, невооруженным глазом, видно, что полотно не однородного черного цвета (об этом подробно было рассказано выше).

3. Квадрат Малевича на самом деле не квадрат

Это даже не прямоугольник, а скорее трапеция. В нем нет ни одного строго прямого угла. Это действительно черный четырехугольник — как и назвал его автор в первоначальном варианте.

4. "Черный квадрат" — это главенство формы, а не содержания

Какие бы скрытые смыслы мы не искали в картине, в ней, по сути, нет почти ничего, кроме темного цвета и неких абстрактных линий под ним. Содержания — ноль, главное — довлеющая над всем форма. Причем на той же выставке в Петербурге в 1915 году были показаны и другие работы Малевича (в виде черного круга и креста). Их, впрочем, сам художник считал вторичными, когда годы спустя писал труды о философии черного квадрата.

5. Произведение Малевича — это революция в живописи

Опять же спорный тезис, но за долгое время все так к нему привыкли, что это утверждение воспринимается как данность. Сначала на мысли о своем бунте в искусстве настаивал сам Малевич — в знаменитом манифесте "От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм". 100 лет назад Малевич фактически основал новое направление в живописи — супрематизм (в переводе с латыни — "наивысший"). Это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников (по мнению опять же Малевича). Десятилетия спустя искусствоведы посвятили исследованию этого направления многочисленные трактаты.

"Черный квадрат" — это простой, но гениальный пиар-проект

Мы же помним, что до Казимира Малевича уже были созданы черные прямоугольники, и в некоторых случаях это было подано даже не как шутка, но как вполне концептуальное произведение.

Но только Малевичу удалось остаться в веках создателем знаменитого "Черного квадрата". Фортуна ли, умение ли попасть в нужное время в нужное место, просчитать запросы революционного искусства — всё это привело к тому, что Казимир Малевич, выражаясь современным языком, нашел и запустил новый тренд. А позже уже неоднократно рассказывал и писал о философии своей картины.

"Все говорят: квадрат, квадрат, а у квадрата уже выросли ножки, он уже бегает по свету" (из беседы Малевича с учениками). "Квадрат свой считаю дверью, открывшей для меня много нового" (из письма К. Малевича М. Матюшину)

В результате его творение оценивается в десятки миллионов долларов и считается самым узнаваемым произведением не только русского авангарда, но и всего русского художественного творчества в целом.

Чёрный квадрат - самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году. Представляет собой полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне.

Работа была выполнена Малевичем летом и осенью 1915 года. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Работа была выставлена на последней футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Чёрный квадрат».

Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата» (по некоторым данным, семь). Достоверно известно, что в период с 1915 по начало 1930-х годов Малевич создал четыре варианта «Чёрного Квадрата», которые различаются рисунком, фактурой и цветом. Один из «Квадратов», хотя и датирован автором 1913-м годом, принято относить к рубежу 1920-х-1930-х годов. Им были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и «Белый квадрат» («Супрематическая композиция» - «Белое на белом») - один.

«Квадрат» сыграл свою роль в оформлении похорон Малевича в 1935 году. Во время похорон на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте был установлен супрематический саркофаг, а над могилой (близ деревни Немчиновки) был поставлен деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Вскоре могила была уничтожена.
История написания картины:с «Квадратом»

Существует версия, что «Квадрат» был написан к выставке - поскольку огромный зал надо было чем-то заполнить. Эта интерпретация основана на письме одного из организаторов выставки Малевичу:

Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только.

Изначально знаменитый квадрат Малевича впервые возник в декорациях к опере «Победа над Солнцем» как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга. Это была знаменитая декорация к пятой сцене 1-го действия, представляющая собой квадрат в квадрате, поделённый на две области: чёрную и белую. Затем из декораций этот квадрат перекочевал в станковое произведение.
Непосредственная реакция критики

Крупнейший на тот момент художественный критик, основатель объединения «Мир Искусства» Александр Бенуа написал сразу после выставки:

Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны.

«Левая» критика поняла «Квадрат» также, но реагировала на это восторженно.
Интерпретации автора

Сам Малевич в своих лекциях об искусстве называл «Квадрат» «Царственным Младенцем», тем самым сближая «Квадрат» с изображением Христа.

В витебский период творчества интерпретация «Квадрата» изменилась. В листке УНОВИС № 1, вышедшего в Витебске 20 ноября 1920 года, говорилось:"Ниспровержение старого мира искусства да будет вычертано на ваших ладонях. Носите чёрный квадрат как знак мировой экономии".

«Последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту», - писал о своей работе Малевич. Малевич не считал себя художником: «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого». В представлении Малевича изображение видимых форм - удел дикарей. Чёрный квадрат - манифест этих взглядов, он противостоит всему пласту изобразительного искусства от античности до наших дней.
Позднейшие интерпретации «Квадрата»

В дальнейшем некоторые исследователи связывали «Квадрат» с еврейскими мотивами в творчестве Малевича. Так, Леонид Кацис в работе Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд возводит «Чёрный квадрат» к тфилину:

Зададим себе вопрос: "Что могло значить выражение «чёрный квадрат на чёрном фоне», «чёрный квадрат на белом фоне» и т. п. для молодых витебских художников-евреев, проживших всю свою жизнь в еврейской провинции? Как должны были они воспринимать этот предмет (и предмет ли это?), если сами они писали: «Носите чёрный квадрат…»? Никак не менее 5 раз в неделю видели они, если не использовали сами, именно предмет, который представляет собой «чёрный куб на чёрном квадратном фоне». Это тфилин - ритуальный предмет, надеваемый иудеями при молитве. Понятно, что чёрный куб на чёрном фоне и даст нам искомый «чёрный квадрат на чёрном фоне».

Виктор Пелевин в своём романе «Священная книга оборотня» пишет от лица главной героини:

…я яростно рванулась к чёрному квадрату свободы, в котором уже горели первые звезды. Забегая вперёд, хочу сказать, что именно этот опыт помог мне впоследствии понять картину Казимира Малевича «Чёрный Квадрат». Я бы только дорисовала на нем несколько крохотных сине-белых точек. Однако Малевич, хоть и называл себя супрематистом, был верен правде жизни - света в российском небе чаще всего нет. И душе не остаётся ничего иного, кроме как производить невидимые звезды из себя самой - таков смысл полотна.

Последние экспозиции

На знаковой выставке 2004 года в варшавской галерее «Захента» «Варшава - Москва, 1900-2000», где выставлялись более 300 картин, скульптур, инсталляций (в частности, много картин русского авангарда) «Квадрат» из Третьяковской галереи был представлен в качестве центрального экспоната выставки. При этом он был вывешен в «красном углу», как на выставке «0.10».

В 2005 году на выставке. графики современных художников из стран Центральной и Восточной Европы «Смысл жизни - смысл искусства» (в России была представлена в Третьяковской галерее с 8 ноября - 4 декабря) экспонировался рисунок словенской арт-группы «IRWIN» - «Три иконы», где чёрный квадрат Малевича висит в красном углу. Тот же чёрный квадрат появляется в рисунках Эрика Булатова и Леонида Сокова.
Интересные факты

* В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (32 миллиона рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот первый из существующих вариантов холста с изображением «Чёрного квадрата» кисти основателя супрематизма.
* Один из «Чёрных квадратов», написанный в 1923 году, является частью триптиха, в который также входят «Чёрный крест» и «Чёрный круг».
* В 1893 году уже выставлялась аналогичная картина Альфонса Алле, под названием «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью».

Картина была частью триптиха

Картина была частью триптиха, куда также входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Были на выставке и другие работы автора (около трех десятков), но, конечно, все они затерялись на фоне «Черного квадрата»: скандальное полотно висело на самом видном месте — по принципу «красного» угла, где в избах размещались иконы. Есетственно, многие восприняли картину как вызов православию и антихристианский жест.

Созданию «Черного квадрата» предшествовал период опытов и поисков

Созданию «Черного квадрата» предшествовал период опытов и поисков. Русский авангард раздирали многочисленные новые художественные направления. Малевич работал одновременно в кубизме, футуризме и «заумном реализме», пока не дошел до супрематизма. Метод последнего состоял в том, чтобы взглянуть на землю извне. Поэтому в супрематических картинах, как в космическом пространстве, исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом», и возникает самостоятельный мир, соотнесённый как равный с универсальной мировой гармонией.

Образ черного кварата как символа впервые появился в опере Матюшина

Образ черного кварата как символа впервые появился в опере Матюшина «Победа над Солнцем», для которой Малевич создал эскизы декораций и костюмов. Тогда изображение означало пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: чёрный квадрат появлялся вместо солнечного круга.


Сцена из постановки «Победы над Солнцем» — реконструкции, выполненной Театром Стаса Намина

Позднее к выставке «0,10» в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной» Малевич использовал образ черного квадрата для создания картины. Художникам была предоставлена возможность выставить много работ. Друг Малевича Иван Пуни писал ему: «Надо писать сейчас много. Помещение очень велико, и если мы, 10 человек, напишем картин 25, то это будет только-только». Малевич расписался на 39 полотен, которые заняли отдельный зал.

Конечно, как это часто бывает, помимо официальной версии создания картины, есть байки. Так вот, Малевич, якобы не успевал дописать картину к выставке, и поэтому сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» Правда это или нет, мы уже не узнаем.

Кстати, недавние исследования специалистов Третьяковской галереи говорят о том, что под черным квадратом изображены цветные сложно соединенные между собой геометрические фигуры. Сделав рентгенограмму картины, эксперты увидели на холсте также отпечатки пальцев Малевича (что естественно) и три слова, два из которых прочитаны сотрудниками музея как «Битва негров…», третье разобрать трудно. Фраза отсылает к известному монохромному полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», созданном в 1882 году, — произведению, которое Малевич никогда не видел.


Что обнаружили под «Ч ерным квадратом «

Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата»

Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Чёрного квадрата». Сейчас, помимо оригинала 1915 года, известны еще три варианта, различающиеся рисунком, фактурой и цветом. Первая копия была сделана в 1923 году для биеннале в Венеции (сейчас хранится в Русском музее), вторая — в 1929 году к персональной выставке Малевича в Третьяковской галерее.

Третий вариант стал героем таинственной истории. Вероятно, он написан в 1932 году, однако тогда о нем не было известно. Информация о полотне впервые появилась в 1993 году, когда человек, чьё имя остаётся не известным, принёс картину в самарское отделение Инкомбанка в качестве залога за кредит. Впоследствии владелец не востребовал полотно, и оно стало собственностью банка. После разорения Инкомбанка в 1998 году картина Малевича стала главным активом в расчётах с кредиторами. По договорённости с правительством России, «Чёрный квадрат» был снят с открытых торгов, приобретён Владимиром Потаниным и передан в Эрмитаж.

Кстати, существуют ещё два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Художник утверждал: «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие».


«Красный квадрат»

Похороны Малевича в 1935 году были перфомансом

Похороны Малевича в 1935 году были своего рода перфомансом. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба висел «Чёрный квадрат», тело было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии по Невскому проспекту супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте. На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат на белом фоне. На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне среди цветов.


Дочь Малевича Уна и вдова Наталья Андреевна у могилы художника в Немчиновке

Малевич завещал похоронить свой прах в окружении природы, среди открытого пространства. Супрематический гроб был отправлен поездом в Москву, где Малевича кремировали. Его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка. Вместо памятника был установен белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата. В Великую Отечественную войну могила исчезла, а сейчас на том месте выстроен жилой комплекс.



Рассказать друзьям