Где происходит действие романа обломов. История создания романа "Обломов"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Какие вещи стали символом «обломовщины»?

Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван.

2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?

Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практиче-ской деятельности, подмена жизни расплывчатой мечтательно-стью превратили Обломова из человека в придаток халата и ди-вана.

3. Какова функция сна Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

Глава «Сон Обломова» рисует идиллию патриархальной кре-постной деревни, в которой только и мог вырасти такой Обло-мов. Обломовцы показаны как спящие богатыри, а Обломовка — как сонное царство. Сон показывает условия русской жизни, порождавшие «обломовщину».

4. Можно ли Обломова назвать «лишним человеком»?

Н.А. Добролюбов отмечал в статье «Что такое обломовщи-на?», что черты обломовщины были свойственны в какой-то мере и Онегину, и Печорину, то есть «лишним людям». Но «лишние люди» предшествующей литературы были окружены неким ро-мантическим ореолом, казались сильными людьми, исковеркан-ными действительностью. Обломов же тоже «лишний», но «све-ден с красивого пьедестала на мягкий диван». А.И. Герцен гово-рил, что Онегины и Печорины относятся к Обломову, как отцы к детям.

5. В чем состоит особенность композиции романа И.А. Гон-чарова «Обломов»?

Композиция романа И.А. Гончарова «Обломов» характеризу-ется наличием двойной сюжетной линии — романа Обломова и романа Штольца. Единство достигается при помощи образа Оль-ги Ильинской, которая связывает обе линии. Роман построен на контрастности образов: Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына, Захар — Анисья. Вся первая часть романа представляет собой об-ширную экспозицию, знакомящую с героем уже в зрелом воз-расте.

6. Какую роль играет в романе И.А. Гончарова «Обломов» эпилог?

В эпилоге рассказывается о смерти Обломова, что позволило проследить всю жизнь героя от рождения до конца.

7. Почему морально чистый, честный Обломов умирает нрав-ственно?

Привычка получать все от жизни, не прикладывая к этому никаких усилий, развила в Обломове апатию, инертность, сде-лала рабом собственной лени. В конечном счете в этом повинна крепостническая система и порожденное ею домашнее воспита-ние.

8. Как в романе И.А. Гончарова «Обломов» показана сложная взаимосвязь рабства и барства?

Крепостничество развращает не только господ, но и рабов. Пример тому — судьба Захара. Он так же ленив, как Обломов. При жизни барина он довольствуется своим положением. После смерти Обломова Захару некуда идти — он становится нищим.

9. Что такое «обломовщина»?

«Обломовщина» — социальное явление, заключающееся в лени, апатии, инертности, презрении к труду и всепоглощающем стрем-лении к покою.

10. Почему попытка Ольги Ильинской возродить Обломова не имела успеха?

Полюбив Обломова, Ольга пытается перевоспитать его, пере-ломить его лень. Но его апатия лишает ее веры в будущего Обло-мова. Лень Обломова была выше и сильнее любви.

Штольц вряд ли является положительным героем. Хотя, на первый взгляд, это новый, прогрессивный человек, деятельный и активный, но есть в нем что-то от машины, всегда бесстраст-ной, рациональной. Он схематизированный, неестественный че-ловек.

12. Охарактеризуйте Штольца из романа И.А. Гончарова «Об-ломов».

Штольц — антипод Обломова. Он активный, деятельный чело-век, буржуазный делец. Он предприимчив, всегда к чему-то стре-мится. Взгляд на жизнь характеризуют слова: «Труд — образ, со-держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Но Штольц не способен испытывать сильные чувства, от него веет рассчитанностью каждого шага. Образ Штольца в художествен-ном отношении схематичнее и декларативнее образа Обломова.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы и ответы по обломову
  • все ответы на вопросы по обломову
  • почему в 32 года обломов умирает?
  • вопросы к обломову по роману
  • вопросы по содержанию обломова

Для писателя и пространство, и время являются не только объектом изображения, но так-же важным средством в худо-жественном освоении мира. Обращение к пространст-венно-временной организации романа поможет луч-ше разобраться в идейно-художественной структуре «Обломова».

В первой части действие происходит, как вычис-лили ученые на основании ряда исторических собы-тий, упоминаемых в романе, 1 мая 1843 г. и про-должается вся первая часть всего лишь несколько часов: с утра и, примерно, до половины пятого дня. Все это время Обломов то лежит, то сидит на дива-не. Первая часть заканчивается приездом Штольца.

Значительно ускоряется движение времени во вто-рой и третьей частях, где под влиянием Ольги про-исходит пробуждение героя. Время действия здесь — несколько месяцев (до поздней осени 1843 г.). И, наконец, четвертая часть. На Выборгской стороне Обломов провел восемь долгих лет — до 1851 г. Казалось бы, время как будто движется быстрее: то целая часть охватывала всего лишь несколько ча-сов, потом две части вместили в себя насколько месяцев, а тут — целых восемь лет. Но по сути время в последней части фактически останавливает-ся. Сколько именно лет провел Обломов у Пшеницыной — совершенно неважно. Прожил он там во-семь лет или восемнадцать, от этого ровно никаких изменений не произошло бы.

Создается впечатление, что время вообще хочет вернуться вспять. Ведь идеал Обломова тоже в прошлом, но отнюдь не в будущем. «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут ре-ки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре...» Вот и осуществилась его мечта об утраченном рае... А упоминание о незаработанном хлебе особенно показательно и крас-норечиво.

Правда, и здесь время от времени жизнь «трога-ет». Ну, что ж, в таком случае нужно спрятаться от нее, стать незаметным, забиться в такую узкую, маленькую щелочку, чтобы никто не заметил, не тронул, не потревожил.

Вспомните первую часть романа. Как характерно желание Обломова занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгоро-диться от жизни, ее шума, тревог и запросов. Положение меняется во второй и третьей частях: под влиянием Штольца, а затем и Ольги сфера действия и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. В четвертой же части прост-ранство героя снова становится предельно узким. Сонный покой опять обволакивает Обломова, «на-стоящее и прошлое слилось и перемешалось». Он «наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился».

И в самом деле, на Выборгской стороне его окру-жает все то же, что так привычно ему было с детства: покой, бездействие, культ еды. По существу, мы имеем дело с тем же «сонным царством», которое так выразительно было изображено Гончаровым в знаменитом «Сне Обломова». Достаточно вспомнить разговоры в доме Пшеницыной о том, что англичане кому-то ружья продали — то ли в Испанию, то ли в Индию и что неведомо какой посланник был недо-волен, и что война будет с турецким пашой...

И во всех этих разговорах принимает участие тот самый Илья Обломов, который некогда двум сест-ричкам Гете и Байрона читал, готовился к како-му-то великому поприщу, хотел стать знаменитым мыслителем или художником... (Бывший романтик «пил, ел, скучал, толстел, хирел...»)

Судьба Ильи Ильича Обломова заставляет задумы-ваться над сложнейшими вопросами о свободе воли и необходимости (жить как нужно или как хочу?), о том, где пределы допустимого насилия над чело-веческой личностью (даже с предположительной ус-тановкой «во благо»). Подробный и неторопливый рассказ Гончарова будит сознание, тревожит чувст-ва. Можно вспомнить по этому поводу и замеча-тельную лермонтовскую мысль (из «Героя нашего времени»), ставшую бесценной традицией русской литературы: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Материал с сайта

Время от времени мы вынуждены признавать, что роман Гончарова дает ответы не на все постав-ленные вопросы. Что поделаешь! Давно уже заме-чено, что и вся русская литература в значительно большей степени есть литература вопросов, а не ответов. Согласитесь: язык допускает словосочетание «вечные вопросы», но невозможно сказать: «вечные ответы». Их просто нет.

Обломов вошел в наше сознание не только как литературный, но и как общественно-психологичес-кий тип. В нем содержатся важные уроки и предо-стережения, адресованные и современникам, и после-дующим поколениям. Драматическая судьба героя, его горькие размышления о человеческой судьбе и назначении, о собственной его жизни, прожитой бес-полезно и бесплодно, вечные вопросы о смысле жиз-ни, о необходимости нравственного выбора — все эти проблемы актуальны и сегодня.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • сюжет и время в романе гончарова обломов
  • обломов отказался прочесть поэму пенкина
  • какого пространство и время в романе обломов
  • обломос и время
  • время и пространство в романе обломов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа» № 424

Контрольный тест по литературе

10 класс

И.А. Гончаров роман «Обломов»

Составила:

учитель русского языка и литературы

Афиногенова Ольга Николаевна

Москва 2014г.

Цель: подведение итогов; проверить знание учащимися содержания романа И. А. Гончарова «Обломов»; учёт и контроль знаний; развитие самостоятельной деятельности учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; пробудить интерес к изучению художественной литературе.

1 вариант.

Задания с выбором ответа. 1.Укажите годы жизни И. А. Гончарова. а) 1799-1837 б)1814-1841 в) 1812-1891 г)1803-1873 2.Назовите автора критической статьи «Что такое обломовщина»? а) И.С. Тургенев б) Н.А. Добролюбов в) Н.А.Некрасов г) В.Г. Белинский 3.Какое дело Илья Ильич Обломов считал роскошью? а) написание писем б) забота об имении в) общение с друзьями г) чтение книг 4.Укажите проблему, не волновавшую Обломова в начале романа. а) неоплаченные счета б) предстоящая женитьба в) проблемы в имении г) переезд на новую квартиру 5. Укажите происхождение И. И. Обломова. а) мещанин б) купец в) дворянин г) крестьянин 6. Что являлось нормальным состоянием Ильи Ильича Обломова, героя романа И. А. Гончарова «Обломов» ? а) государственная служба б) лежание на диване в) игра в карты г) чтение книг 7. Укажите персонажа по описанию: « высокая и стройная женщина с тихим и гордым взглядом, со спокойно сложенными на груди руками, с тихим, но гордым взглядом и задумчивым выражением лица ». а) Мария Михайловна б) Ольга Сергеевна в) Авдотья Матвеевна г) нет правильного ответа 8. О чем просил Обломов Штольца при их последней встрече? а) позаботиться об Агафье Матвеевне б) не забыть его сына в) не оставлять его имение без присмотра г) никогда не изменять Ольге Ильинской 9. Где в конце романа И. А. Гончарова «Обломов» происходит последняя встреча Штольца с Захаром? а) в доме Агафьи Матвеевны б) в имении Обломова в) возле церкви в толпе нищих г) в имении Ильинских не относятся к Обломову . а ) «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». б) «Цвет лица не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким». в) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». г) «Мысль гуляла по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. « … человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объёмистый в плечах и во всём туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый». 2. Узнайте героя по описанию. «Ленивый от природы, он был ленив ещё и по своему лакёйскому воспитанию. Он важничал в дворне, не давал себе труда ни поставить самовар, ни подмести полов». 3. «Он (Штольц) не предвидел, что он вносит ….. в жизнь Обломова». Какое слово пропущено? 4. Какое слово было написано? 5. В каком чине начал и закончил службу Илья Ильич Обломов? 6. Какой литературный приём использовал И. А Гончаров в романе «Обломов», создавая образы Обломова и Штольца, Ольги Сергеевны и Агафьи Матвеевны? 7.Какой внесюжетный элемент композиции романа помогает понять истоки «обломовщины»? 8. Кто написал литературно-критическую статью «Что такое обломовщина»? 9. Назовите главу романа И.А. Гончарова «Обломов», которая была опубликована почти за 10 лет до выхода в свет самого романа. «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире …

2 вариант.

Задания с выбором ответа. 1.И. А. Гончаров отправился в кругосветное путешествие на фрегате: а) «Бригантина» б) «Санта-Мария» в) «Паллада» г) «Восток» 2.Роман И. А. Гончарова «Обломов» относится к: а) социально-психологическим романам б) утопическим романам в) любовным романам г) романам-путешествиям 3. Какая художественная деталь является символическим выражением существования Обломова? а) книга б) халат в) удобное кресло г) подушка 4. Что Илья Ильич Обломов считал синонимом слова «труд»? а) радость б) скуку в) покой г) бессонницу 5.Укажите героя романа, которого можно считать антиподом Обломова. а) Захар б) Штольц в) Тарантьев г) Судьбинский «Ему уже за 30. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу» а) Обломов б) Штольц в) Тарантьев г) Пенкин 7. Как звали сына И.И.Обломова? а) Павел б) Илья в) Андрей г) Александр 8. Какова судьба Ольги Ильинской в финале романа И. А. Гончарова «Обломов»? а) вышла замуж за Обломова б) уехала за границу в) продолжает жить с тётушкой г) вышла замуж за Штольца 9. О какой героине романа И.А. Гончарова «Обломов» сказано так: « Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, которой она разольёт над стоячим озером и отразится в нём». а) об Ольге Ильинской б) об Анисье в) о матери Обломова г) об Агафье Матвеевне 10. Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Штольцу . а ) «Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно». б) «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». в) «Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». г) «Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. «Вошёл молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со сверкающими щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него». 2.Узнайте героя по описанию. «… Брови придавали особенную красоту глазам … это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». 3. «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано …» Какое слово было написано? 4. Кому из героев романа принадлежат следующие слова 5. Закончите фразу 6. В каком журнале впервые был опубликован роман И. А. Гончарова «Обломов». 7.Укажите, какая проблема не волновала Илью Ильича Обломова в начале романа. 8. Напишите название романа И. А. Гончарова, в котором поднимается проблема «лишнего человека». 9. Каким словом, Андрей Штольц охарактеризовал образ жизни Ильи Ильича Обломова? 10. Закончите фразу из романа И. А. Гончарова: «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире …»

3 вариант.

Задания с выбором ответа. 1.Укажите, как назывался первый роман И. А. Гончарова. а) «Обыкновенная история» б) «Обломов» в) «Обрыв» 2. Роман И. А. Гончарова «Обломов» впервые был опубликован в журнале: а) «Русское слово» б) «Отечественные записки» в) «Современник» г) «Москвитянин» 3. Укажите, кто из героев романа И. А. Гончарова впервые произносит слово «обломовщина», определяющее образ жизни Ильи Ильича. а) Захар б) Штольц в) Ильинская г) Обломов 4. Укажите чин Обломова. а) коллежский секретарь б) цензор в) статский советник г) чиновник канцелярии губернатора 5. В какой город Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке нужную бумагу? а) Астрахань б) Архангельск в) Арзамас г) Абакан 6. Укажите персонажа по описанию. «Она без чувств. Голова у ней склонилась на сторону, из-за посиневших губ были видны зубы. Она побледнела и не слыхала заключения его фразы». а) Акулина б) Ольга в) Агафья г) Авдотья 7. Закончите фразу «Нет, моя жизнь началась с...» а) с радости б) с угасания в) с рождения г) нет ответа 8. Как Гончаров проверял душевные качества главного героя романа «Обломов»? а) отношением к Штольцу б) отношением к светскому обществу в) отношением к Захару г) отношением к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне 9. Кто из героев романа И.А. Гончарова произносит следующие слова: «Свет, общество! Что там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое». а) Тарантьев б) Штольц в) Алексеев г) Обломов 10. Укажите, какие портретные характеристики не относятся к Ольге Ильинской . а ) «… Не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня». б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами». в) «Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы – овал и размеры лица; всё это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи – с станом …». г) «Ходила с наклонённой немного вперёд головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо». Задания с кратким ответом. 1.Узнайте героя по описанию. «Пожилой человек в сером сюртуке, с прорехой под мышкой … с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды». 2. Узнайте героя по описанию. «Она в строгом виде не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркости колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту». 3.Какой художественный приём лежит в основе создания образов Обломова и Штольца. 4. «Он задумался и машинально стал чертить пальцем по пыли, потом посмотрел, что написано …» Какое слово было написано? 5. Напишите, имя слуги Ильи Ильича Обломова. 6. Назовите главу романа И.А. Гончарова «Обломов», которая была опубликована почти за 10 лет до выхода в свет самого романа. 7. Кому из героев романа принадлежат следующие слова «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал! Причина... какая причина! Обломовщина!» 8. Напишите слово, которое Илья Ильич Обломов считал синонимом слова «труд»? 9. Напишите название романа И. А. Гончарова, в котором поднимается проблема «лишнего человека». 10. Какой внесюжетный элемент композиции романа помогает понять истоки «обломовщины»?

Ответы 1 вариант.

    в) 1812-1891 б) Н.А. Добролюбов г) чтение книг в) проблемы в имении в) дворянин б) лежание на диване г) нет правильного ответа б) не забыть его сына в) возле церкви в толпе нищих в) «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь».
Задания с кратким ответом.
    Тарантьев Захар Фейерверк «обломовщина» коллежский секретарь

    антитеза

    сон Обломова

    Н. А. Добролюбов

  1. «Сон Обломова»

    Илья Ильич Обломов

Ответы 2 вариант.

Тестовые задания с выбором ответа
    в) «Паллада» а) социально-психологическим романам б) халат в) покой б) Штольц б) Штольц в) Андрей г) вышла замуж за Штольца а) об Ольге Ильинской б) «Человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурён, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей».
Задания с кратким ответом.
    Волков Ольга «обломовщина» Штольц с угасания «Современник» положение дел в имении «Обломов» обломовщина Илья Ильич Обломов

Ответы 3 вариант

Тестовые задания с выбором ответа
    а) «Обыкновенная история» в) «Современник» б) Штольц а) коллежский секретарь б) Архангельск б) Ольга б) с угасания г) отношением к Ольге Ильинской и Агафье Матвеевне в) Алексеев б) «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у неё почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами».
Задания с кратким ответом
    Захар Ольга антитеза «обломовщина» Захар «Сон Обломова» Штольц покой «Обломов» сон Обломова

Использованные материалы.

    Золотоарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIXв. 10 класс 1-е полугодие. Изд 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплекс уроков. – М.: «ВАКО», 2005. – 336 с. Репин А. В. Литература. 10 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с. Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.

Урок переработан с добавлением видео материала

Роман И.А. Гончарова "Обломов". Литературная игра.

  • Проверка знания текста романа;
  • Формирование осознанного чтения; внимательного отношения к деталям (в произведении большого писателя нет ничего случайного);

Оборудование :

  • Портрет И.А. Гончарова. Выставка книг писателя и публикаций о писателе.
  • Видеофильм “Несколько дней из жизни Обломова” по сценарию Н. Михалкова, А. Абадашьяна.
  • Иллюстрации к книге, выполненные учащимися. Варианты оформления обложки романа.

Участники . Команды старшеклассников 10 и 11 класса

Ведущий . Учитель

Жюри . Состав: директор школы, зам. по УВР, учителя русского языка и литературы.

1.Вступительное слово учителя.

ХОД ИГРЫ

I. Конкурс капитанов.

Несколько вопросов о жизни и творчестве И. А. Гончарова

Условие конкурса . В конкурсе участвуют капитаны команд. Они представляют свои команды, название команды, что также оценивается жюри. Капитанам предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1. Как звали Гончарова?

2. Даты жизни писателя? (1812-1891)

3. Какие литературные пристрастия были характерны для юноши Гончарова? (Державин, Фонвизин, Пушкин)

4. Какую должность занимал ИА. в конце своей карьеры?

5. С каким романом вошел в литературу Гончаров? (“Обыкновенная история”).

2 команда.

1. Как сейчас называется город, в котором родился Гончаров? (Ульяновск).

2. Кто оказал влияние на воспитание будущего писателя?(Трегубов, отставной моряк)

3. Как называли Гончарова близкие друзья? (Господин де-Лень).

4. Чем удивил в своих знакомых, современников Гончаров в своей очень размеренной жизни? (В 1952 году отправился в кругосветное путешествие на Фрегате Паллада)

5. В каком году был напечатан роман “Обломов”? (1849-1859).

3 команда.

1. Как звали мать И. А. Гончарова? (Авдотья Матвеевна)

2. Где учился И. А. Гончаров? (Московский университет, отделение словесности)

3. Кого из великих русских писателей, перед которым Гончаров поклонялся, он увидел в Московском университете? (Пушкина).

4. В качестве кого отправился в кругосветное путешествие на фрегате Паллада Гончаров?

(в качестве секретаря руководителя экспедиции).

5. Какие романы Гончаров рассматривал как трилогию. (Обыкновенная история, Обломов, Обрыв).

II. Разминка

Условие конкурса . Каждой команде предлагается по пять вопросов. На обдумывание 20 секунд. Каждый ответ – 3 балла.

1 команда.

1. Где жил Обломов в Петербурге? (В Гороховой улице, в одном из больших домов)

2. Каков чин Обломова? (коллежский асессор)

3. Сколько лет служил Обломов? (2 года).

4. В каком положении изображается Обломов на первых страницах романа? (“Лежанье у Ильи Ильича …было его нормальное состояние”)?

5. Кому из героев романа удалось поднять Обломова с дивана? (Андрею Штольцу)

2 команда.

1. Сколько лет прожил Обломов в Петербурге? (12)

2. Каковы символы образа Обломова? (халат, диван, туфли “длинные, мягкие и широкие”)

3. Куда Обломов, будучи на службе, отправил по ошибке письмо? (В Архангельск вместо Астрахани).

4. Сколько крепостных душ числилось за Обломовым? (350)

5. Каким словом, которым определил Обломов Захара, оскорбило последнего? (“ядовитый человек”)

3 команда.

1. Сколько лет Обломову? (32-33)

2. Какие сёла входили в имение Обломова? (Сосновка, Вавиловка.).

3. Какое растение стало символом любви Обломова? (ветка сирени)

4. Какой капитал сделал Штольц из отцовских сорока тысяч? (300 тысяч)

5. Где Обломов закончил свой жизненный путь? (на Выборгской стороне)

III. “ … пленительный и могучий волшебник слова”

(Продолжите текст)

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагмент текста командам и предлагает поочередно закончить фразу как можно ближе к тексту оригинала. На обдумывание – 20 секунд. За правильный ответ – 10 баллов.

1 команда.

1.“…В эту минуту в комнате раздалось в одно время как будто ворчанье собаки и шипенье кошки, когда они собираются броситься друг на друга. Это… (загудели часы).

2. И в доме воцарилась мертвая тишина. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Ребенок видит, что и отец, и мать, и старая тетка, и свита – все … (разбрелись по своим углам; а у кого не было его, тот шел на сеновал, другой в сад, третий искал прохлады в сенях, а иной, прикрыв лицо платком от мух, засыпал там, где сморила его жара и повалил громоздкий обед.)

2. Хитрость – всё равно что мелкая монета, на которую… (не купишь много).

2 команда.

“Обломов не поленился, написал, что взять с собой и что оставить дома… Уже знакомые Обломова, иные с недоверчивостью, другие со смехом, а третьи с каким-то испугом, говорили: “ Едет; представьте, Обломов сдвинулся с места!” (Но Обломов не уехал ни через месяц, ни через три).

2. … первая и главная жизненная забота в Обломовке. Забота о пище)

3 команда.

1. – Ты ли это, Илья? – упрекал он /Штольц/. – Ты отталкиваешь меня, и для нее, для этой женщины!.. Боже мой! – почти закричал он, как от внезапной боли. – Этот ребенок, что я сейчас видел…Илья, Илья! Беги отсюда, пойдем, пойдем скорее! Как ты пал! Эта женщина…что она тебе…

(– Жена! – покойно произнес Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребенок – мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе! – досказал Обломов разом и покойно перевел дух, сложив с себя бремя откровенности.)

2. Нет, жизнь моя началась с …(погасания).

IV. Дайте толкование словам

Условие конкурса. Команды получают карточки со словами, которым надо дать толкование. На обдумывание 30 секунд. Оценка – 3 балла.

1 команда.

1. Скаредное жильё (скупой, жадный).

2. Получу прогонные на пять лошадей (плата за проезд на почтовых лошадях).

3. Любить ростовщика, ханжу (человек, который даёт деньги в долг под большие проценты).

2 команда.

1. О, баловень, сибарит (человек, склонный к праздности).

2. Докучливое любопытство (надоедливое, навязчивое).

3. Служить по винным откупам (винный откуп – право на взыскание государственных доходов от торговли вином).

3 команда.

1. Господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой (коротка и узкая остроконечная бородка).

2. Диван, обитый полинялым голубым барканом в пятнах… (плотная шерстяная ткань для обивки мебели).

3. Любить ростовщика, ханжу (лицемер, прикрывающийся показной добродетелью).

V. “Каждое его произведение – художественная система образов, под которыми скрыта вдохновенная мысль” Д.С. Мережковский.

Портретная галерея

Условие конкурса. Ведущий зачитывает фрагменты текста, где даны портретные характеристики героев романа. Команды должна определить, каким героям романа “Обломов” принадлежат эти характеристики. На обдумывание – 30 секунд. Оценка – 5 баллов.

1 команда.

1. …пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехой под мышкой, откуда торчал клок рубашки, в сером же жилете… с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами. (Слуга Захар)

2. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щёки. Бровей у ней почти вовсе не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми полосами. Глаза серовато-простодушные, как и всё выражение лица; руки белые, но жёсткие, с выступившими наружу крупными узлами… (Агафья Матвеевна).

2 команда.

1…обрюзг не по летам…тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких, пухлых рук, мягких плеч казалась слишком изнеженным для мужчины (Обломов)

2. (Она) в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня…губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. (Ольга Ильинская)

3 команда.

1.Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза немного зеленоватые, но выразительные (Андрей Штольц).

2. Он в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не дает никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он не летел. (Тарантьев Михей Андреевич, земляк Обломова).

VI. “Никто так не заставляет жить своих героев …отдельной, собственной жизнью” /Мережковский Д.С./

Условия конкурса. Ведущий зачитывает реплику. Команды поочередно пытаются угадать, кому принадлежат эти высказывания, в какой ситуации. На обдумывание – 10 секунд. Каждый правильный ответ – 5 баллов .

1 команда.

1. Труд – образ, содержание, стихия и цель жизни. (Штольц) (3 балла)

2. Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить. (Мухоярову, брату Агафьи Матвеевны) (5 баллов)

2 команда.

1. Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умён, нежен, благороден… и гибнешь. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу? (Ольга Ильинская при расставании с Обломовым).(5 баллов)

2. …все заражаются друг от друга какой-нибудь мучительной заботой, тоской, болезненно чего-то ищут. И добро бы истины, блага себе и другим – нет, они бледнеют от успеха товарища. (Обломов в споре со Штольцом о жизни света).(3 балла)

3 команда.

1. Свет, общество! …Чего там искать? Интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается всё это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое…Вот они … снуют каждый день,как мухи, взад и вперед, а что толку? Войдешь в залу и не налюбуешься, как симметрично рассажены гости, как смирно и глубокомысленно сидят – за картами. (Обломов в споре со Штольцом о необходимости бывать в свете). (3 балла)

2…честное, верное сердце! Это его природное золото; он невредимо пронёс его сквозь жизнь. Он падал от толчков, охлаждался…,потеряв силу жить,но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечёт на фальшивый путь… (Андрей Штольц об Обломове в разговоре с Ольгой Ильинской после смерти Обломова).(5 баллов)

VII. Конкурс иллюстраций, обложки к книге

К оманда представляют свои иллюстрации обложки книги, объясняют замысел ее (до 10 баллов); по три иллюстрации к разным эпизодам книги, рассказывают об этих эпизодах. Оцениваются как иллюстрации, так и комментарии к ним (до 5 баллов по каждой иллюстрации с учетом точности и красочности комментария).

VIII. Блиц-турнир

Условие конкурса . Участвуют все команды одновременно. За 1-2 минуты участники должны ответить на максимальное число вопросов. Если команды затрудняются с ответом, надо произнести слово “Дальше”.

За правильный ответ – 1 балл.

  1. Название деревни, где жил Штольц (Верхлёво).
  2. Только одна из глав романа озаглавлена. Как? (Сон Обломова)
  3. Фамилия первого гостя Обломова, светского фата. (Волков)
  4. Фамилия второго гостя Обломова, чиновника, дослужившегося до начальника отделения (Судьбинский)
  5. Фамилия гостя-литератора (Пенкин)
  6. Символы образа Обломова (халат, диван, туфли)
  7. О какой жизненной проблеме пытался рассказать Обломов своим гостям? (О необходимости съезжать с квартиры, о письме старосты с деревни)
  8. Гость Обломова, его земляк (Тарантьев Михей Андреевич).
  9. Сколько крепостных душ было у Обломова? (350)
  10. Как звали слугу Обломова? (Захар)
  11. Кто из гостей Обломова позаимствовал у него рубашку и жилет и не возвращал 5 месяцев? (Тарантьев)
  12. Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа? (1 день)
  13. К какому литературному направлению следует отнести роман “Обломов” (реализм)
  14. Действие романа “Обломов” происходит в … (Петербурге)
  15. К какому сословию принадлежал Обломов? (Дворянин)
  16. Каков возраст Обломова в начале романа? (32-33)
  17. Как звали сына Обломова? (Андрей)
  18. Как звали жену Обломова? (Агафья Матвеевна)
  19. Назовите имя и отчество Обломова. (Илья Ильич)
  20. Что называет автор причиной смерти Обломова? (обломовщина)
  21. Куда приглашали гости Обломова на первое мая (Екатеригоф)
  22. В Обломовке верили всему… Чему? (“и оборотням и мертвецам”)
  23. Какой романс в исполнении Ольги Ильинской нравился Обломову “Непорочная дева”)
  24. Кто помог Облому избавиться от долгов, которые ему обманом навязали?(Помог А. Штольц)
  25. Кто навязал Обломову долги? (Тарантьев)
  26. От кого узнал Обломов, что Ольга вышла замуж? (от Штольца)
  27. Были ли у Обломова дети?(сын Андрей)
  28. Как и почему произошел окончательный разрыв между Ольгой и Обломовым? (из-за нерешительности Обломова)

Составьте синквейн.

(Вариант синквейна, который предложили ученики:

Обломов

  • Безмятежный, добрый
  • Лежать, спать, мечтать
  • Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить
  • Обломовщина)

Как Дружинин отзывался об Обломове?

("Обломов - ребенок, а не дрянной развратник, он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадания. Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами"

"Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, качества драгоценные во взрослом человеке, качества которые сами по себе часто открывают нам область правды и временами ставят неопытного, мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих:"

На доске мнения критиков об Обломове и обломовщине. Если бы вы писали на тему урока сочинение, какие бы слова выбрали эпиграфом? Почему?

(Помимо высказываний Дружинина на доске слова И. Анненского: " Что он: обжора? ленивец? неженка? созерцатель? резонер? Нет: он, Обломов, результат долгого накопления разнородных впечатлений, мыслей, чувств, симпатий, сомнений и само упрёков"

Д. Мережковский: "Пошлость, торжествующая над чистотой сердца, любовью, идеалами, - вот для Гончарова основной трагизм жизни").

V. Домашнее задание: 10 классу н аписать рецензию на сочинение одноклассника по роману И. А. Гончарова "Обломов".

VI .Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение победителей

VII .Заключительное слово учителя



Рассказать друзьям