Где родился пикассо в какой стране. Краткая биография пабло пикассо

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

25 октября 1881 года в шумной испанской Малаге врач принимал сложные роды. Когда родившийся ребенок не закричал, акушер спокойно закурил гаванскую сигару, а едкий дым выпустил в бесчувственное лицо новорождённого: от ужаса вскрикнули все, в том числе едва появившийся на свет малыш Пабло .

С этого занимательного эпизода началась долгая и совершенно безумная биография испанского художника. Он прожил 92 года и до конца своих дней был неутомим в своём творческом поиске. Он менял стили и техники чаще, чем женщин: Пикассо безжалостно расчленял предмет исканий в кубизме, вновь собирал его, обратившись к неоклассицизму, пробовал себя в сюрреализме, расписывал стены борделей, занимался скульптурой и керамикой. Он познавал мир через холст и не мыслил себя вне палитры.

Ранние годы

Несмотря на то, что Хосе Руис был посредственным художником, он не мог не заметить талант первенца. «Дома в коридоре стояла статуя. Геркулес с дубиной, — рассказывал Пикассо, — вот я сел и нарисовал этого Геркулеса. И это не было детским рисунком, это было вполне реалистично». Ему едва исполнилось шесть, когда отец начал обучать его основам рисунка и живописи.

Семья Пикассо переехала из шумной Малаги в не менее шумную Ла-Корунью, где в возрасте девяти лет Пабло стал посещать курсы живописи. Так как учился юноша из рук вон плохо, а его романы с молодыми преподавательницами регулярно заставляли краснеть родителей, они не протестовали, когда тот решился оставить школу и отправиться в Барселону. В 14 Пабло Пикассо на общих основаниях поступил в Барселонскую школу искусств и ремёсел. Живопись вундеркинда существенно выделялась на фоне старших сверстников, его первые большие работы маслом «Первое причастие» и «Знание и милосердие» заслужили множество наград и медалей на художественных выставках в Барселоне и Малаге. Проучившись в Барселоне всего год, он без особого труда поступает в самое престижное художественное заведение страны: Мадридскую академию художеств. Однако и здесь он задержался всего лишь на семь месяцев. От нравоучений преподавателей Пикассо впадал в ярость, а в рамках нудного академизма было тесно и скучно. Занятиям юноша предпочитал посещение музея Прадо и написание копий с полотен Веласкеса и Эль Греко.

Оставив учёбу, Пабло Пикассо отправился в Париж.

  • © Портрет Хайме Сабартеса, 1901 год
  • © «Девочка на шаре», 1905 год

  • © «Семья комедиантов», 1905 год
  • © «Авиньонские девицы», 1907 год
  • © «Девушка с мандолиной», 1909 год
  • © «Человек с кларнетом», 1911 год
  • © «Человек с трубкой», 1914 год
  • © «Голова женщины», 1921 год

  • © «Герника», 1937 год
  • © «Сидящий человек с тростью», 1971

Голубой и розовый период

Франция не оказывается гостеприимной к молодому художнику: критики упрекают его в отсутствии индивидуального стиля. Пикассо с жаром принимает вызов: уверенный в собственной уникальности, он начинает бесконечный поиск себя.

Этот период жизни стал одним из самых тяжёлых для него. Оставаться во Франции он не мог: денег на жильё и пропитание не было, а работы явно не пользовались спросом. Пикассо метался между Барселоной и Парижем, писал полные меланхолии полотна, изображающие падших женщин и пьяниц. Все оттенки голубого и серого — главные отличительные черты этого периода творчества Пикассо — навсегда останутся для него символами нищеты и печали.

Четвёртая попытка завоевать Париж случилась удачнее предыдущих: ему удалось снять небольшую квартирку в ветхом общежитии на Монмартре. Здесь он обзавелся музой Фернандой Оливье и множеством знакомств в среде циркачей и второсортных актёров. Пикассо по-прежнему нищ, но его жизнь постепенно начинает становиться ярче. Наиболее характерным произведением этого периода стала «Девочка на шаре». Новые герои полотен — арлекины и акробаты — ещё полны печали, но уже выглядят значительно свежее предшественников за счёт розовато-коралловой цветовой гаммы.

Кубизм

Кубизму предшествовал так называемый «африканский период» или «протокубизм». На этнографической выставке в музее Трокадеро весной 1907 года Пикассо открывает для себя мистицизм деревянных идолов, под влиянием которого постепенно избавляется от перспективы и упрощает формы. В это время на свет появляются «Авиньонские девицы». Картина, изображающая падших женщин в африканских масках, повергла общественность в шок и ознаменовала переход Пикассо к новому этапу творчества.

Он разбирает изображение на части, анализирует его и пропускает через себя, стремится показать не видимое, а сущее. Фернанда Оливье не понимает замысла Пикассо, а потому художник решает расстаться с музой.

Пикассо рассекает формы на плоскости и грани, гипертрофирует объёмы, вводит в картины типографский шрифт, обрывки журналов и спичечные коробки, превращая полотна в ребусы. Он начинает с портретов, но постепенно приходит к натюрмортам. На этих композициях в трубках и нотах он изображает уже не лица людей, а души. Пикассо создаёт целую серию картин «Я люблю Еву», где его новая возлюбленная Ева Гуэль предстаёт перед нами в образах музыкальных инструментов.

С кубизмом Пикассо расстаётся вскоре после начала Первой мировой войны, однако элементы стиля остаются с ним до конца жизни.

Классицизм

Ева, сменившая Фернанду на посту музы, спустя несколько лет после встречи с Пикассо умерла от туберкулеза. Он тяжело переживал смерть возлюбленной: стал завсегдатаем борделей, беспробудно пил, курил опиум, перестал следить за собой.

Спасением для него стало сотрудничество с «Русским балетом» Сергея Дягилева . Первый совместный спектакль «Парад» на музыку Эрика Сати готовится в Риме. Здесь Пикассо знакомится со своей будущей женой, русской балериной Ольгой Хохловой . Брак с девушкой из хорошей семьи, атмосфера русского балета и очарование античного Рима в корне изменили стилистику его работ. Он ударился в классицизм.

Однако и в классицизме Пикассо сложно не узнать: лишь чуть более реалистичны персонажи его полотен (в сравнении с предыдущим периодом). Символом этой вехи его творчества является множество портретных зарисовок жены и друзей.

Вскоре классика надоела художнику. От развода его удержал лишь брачный контракт.

Сюрреализм

Пикассо бежал от прекрасно меблированного богатого дома и фигуративной живописи в ирреальный мир галлюцинаций. На протяжении нескольких лет он рисует исключительно монстров, а потом встречает шестнадцатилетнюю Марию-Терез Вольтер . Вдохновлённый её простой красотой, Пикассо рисует серию ярких и чувственных портретов, в том числе «Обнаженную, зеленые листья и бюст»: одну из самых дорогих картин в истории человечества.

«Герника» и пацифизм

В апреле 1937 года фашистский самолет сбросил бомбу на Гернику, центр культурной жизни басков. Пикассо 55, он болезненно переживает трагедию и пишет своё самое значительное произведение: знаменитую «Гернику». В монохромных цветах на громадном полотне изображён павший воин, оплакивающая его женщина и раненая лошадь, фоном для этой сцены служат мать с мёртвым ребенком, бык — символ Испании — и охваченная пламенем фигура девушки. Существует фотохроника создания Герники, её сделала Дора Маар, фотограф, художник-сюрреалист и новая спутница Пикассо. Именно её образ мастер использовал для изображения войны: он создаёт множество портретов Доры, в том числе серию работ, известных как « Плачущая женщина» . Знаковыми для этого периода являются натюрморты с черепами, передающие весь ужас оккупированного Парижа. Ужас войны, охвативший художника, сделал его работы мрачными, наполнил необычайной горечью и болезненным сарказмом. Особенно не повезло женским портретам: всю свою обиду на происходящее в мире он изображал, уродуя лица и фигуры своих любовниц.

Послевоенное творчество

На исходе Второй мировой войны Пикассо вступает в Коммунистическую партию Франции. По просьбе товарища Луи Арагона , возглавлявшего еженедельник компартии Lettres françaises, Пикассо даже нарисовал портрет Сталина для передовицы номера, посвящённого смерти Вождя народов. Угольная зарисовка, выполненная в характерной манере художника, вызвала огромный скандал среди французских коммунистов. Они обвинили Пикассо в том, что тот посмел исказить черты «Великого Сталина», и возмущённо требовали напечатать опровержение. Потом художник говорил, оправдываясь перед однопартийцами, что даже задумывался на тем, чтобы изобразить Сталина в героической позе в виде обнаженной античной статуи. «Да, думал я, это здорово. Но как быть с его мужскими причиндалами? В классических скульптурах члены всегда маленькие. Но ведь речь идёт о Сталине, мощном мужике, настоящем боевом быке», — именно эта неловкая подробность остановила художника от весьма экстравагантного портрета Отца народов.

В это время художник встречает свою новую музу — юную художницу Франсуазу Жило . Ему — 61, ей — 21, но разница в возрасте не смущает влюблённых. Семейство перебирается на юг Франции, а в работах Пикассо появляется мир и покой. В пятидесятых была создана серия работ «Голуби мира» и написана знаменитая «Радость жизни», наполненная светом и цветом. Кажется, художник абсолютно счастлив, однако мудрая Франсуаза вовремя сбегает с двумя детьми от бесконечных измен Пикассо: участь оставленных женщин художника её не прельщает.

Он болезненно переживает расставание, рисуя серию зарисовок уродливого старика-карлика с юной красавицей. Анализируя собственное творчество, обращается к полотнам других великих художников и в характерной манере пишет «Портрет художника. В подражание Эль Греко», «Девушки на берегу Сены. По Курбе», «Завтрак на траве. По Мане» и многое другое. Он постепенно стареет, но не теряет способности творить и мыслить

Успокоения семидесятилетний герой-любовник искал в объятиях своей новой фаворитки Жаклин Рок . Она боготворила Пикассо, следила за его диетой и стойко переносила приступы депрессии. Последняя муза ни с кем не хотела делить своего гения, да и и сам он не стремился заботиться о собственном потомстве: пока Пикассо работал, его внуки падали в обморок от истощения, а бывшие женщины и дети жили в нищете, умирали от рака и спивались.

20 столетия, к его творчеству по сей день приковано пристальное внимание искусствоведов и критиков, многочисленных любителей живописи во всем мире. Возможно, нет в мире другого художника, вокруг творчества, которого разворачивались бы такие жаркие споры, иногда доходящих до крайностей знатоков и любителей искусства. Около сотни книг, переведенных на многие языки мира, повествуют о жизни и творчестве этого гениального художника. Все крупнейшие культурные центры мира в разное время принимали выставки произведений Пабло Пикассо, на сегодняшний день картины этого выдающегося испанца одни из самых дорогих на планете, стоимость полотен может доходить до сотен миллионов долларов США. Каждая выставка сопровождается бурными обсуждениями, как в среде специалистов от искусства, так и обычными любителями прекрасного.

Родился Пабло в октябре 1881 года в уютном испанском Малага. Отцом его был Хозе Руиз Бласко, по профессии искусствовед, но и художник любитель одновременно, любил рисовать в свободное от других дел время. Маленький Пабло к рисованию пристрастился рано, но не получил профессионального образования в живописи, быстро выяснялось, что ученик намного талантливее своих преподавателей. Отец Пабло, осознав гениальность своего сына, навсегда отказался от своего хобби живописца – любителя, а краски и кисти подарил талантливому начинающему художнику.

С 20-летнего возраста свои произведения Пабло подписывает, используя девичью фамилию матери – Пикассо, а его переезд в 1904 году в Париж способствовал началу совместной работы с Жоржем Барком. Плодом их сотрудничества можно считать открытие совершенно нового направления в живописи – кубизма. На тот момент в Париже преобладали течения в живописи, пропагандирующие анархизм и социализм, но, далекий от политики Пикассо нашел свой собственный путь. Однако, начавшаяся в Испании в 1936 году гражданская война, оставила свой след в творчестве гениального живописца. Сам он не воевал, как многие другие представители интеллигенции, но картина «Герника», написанная именно в этот период, потрясла абсолютно всех.

Пабло Пикассо был совсем невысоким человеком, его рост всего 158 см, но его поразительная энергичность, его взрывной темперамент создавали иллюзию наполненности пространства этим небольшим человеком. Просыпаясь довольно поздно, Пабло Пикассо успевал многое сделать, встречи с друзьями, общение с разными людьми, занимали много времени, иногда работать приходилось до самого утра, но художник никогда не жаловался на нехватку времени и работал с приподнятым настроением.

Пикассо при жизни стал богатым человеком, его произведения пользовались большим спросом, а состояние живописца к моменту смерти оценивалось в 1 миллиард долларов. На протяжении всей жизни пользуясь огромным успехом у женщин, постоянно находясь в окружении аристократок, поэтесс, артисток, художник главной музой своей считал живопись. Умер известный художник 8 апреля 1973 года, на тот момент ему было 92 года, похоронен в во Франции вблизи своего замка Вовенарга.

Пабло Пикассо ставят на одну ступеньку с великими художниками XX века. Разноплановый и уникальный в своей манере, он считается вдохновителем и создателем кубизма. Он оставил миру около сотни тысячи работ, включая рисунки, скульптуру и керамику. Его произведения искусства хранятся во многих музеях мира. Картины – одни из самых дорогих и часто похищаемых.

Ниже представлены знаменитые и известные картины Пикассо с названиями и кратким описанием.

Картина: «Любительница абсента» (1901 г.) Холст, масло. 73 × 54

Наряду с другими пятьюдесятью полотнами испанского художника, приобретенными российским эмигрантом Сергеем Щукиным, картина хранится в Эрмитаже. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Вокруг работы до сих пор не утихают споры, а в Париже на рубеже веков, она вообще шокировала многих. Не только манерой исполнения, смешением красок, но и эмоциональной напряженностью, в которую погружал зрителей художник.

«Старый гитарист» (1903 г.) Холст, масло. 121,3 × 82,5 см

Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. С 1926 года она хранится в Чикаго. Пикассо написал ее в возрасте 22-х лет, после того, как его друг застрелился из-за несчастной любви. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Инструмент он подчеркнул другим цветом в мире грязно-голубого: оттенка, характеризующего бедность и отсутствие надежд. Старика он нарисовал поверх другой работы: кормящей матери, контуры которой можно заметить на холсте.

«Девочка на шаре». (1905 г.) Холст, масло. 147 × 95 см.

Начало оживления жизни. Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. В 1913 году ее приобрел коллекционер и потомок Саввы Морозова у писательницы Гертруды Стайн, которая открыла для молодого художника двери в богемную жизнь. Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Работа хранится в Пушкинском музее, куда она попала из национализированной коллекции Морозовых.

«Мальчик с трубкой» (1905 г.) Холст, масло. 100 × 81 см.

Рекордсменка по стоимости в 2004 году, картина была куплена частным лицом с аукциона за $104 млн у коллекционера, американского посла в Великобритании. Его семья хранила работу более полувека, заработав на ней $74 млн.

Пикассо писал картину в общежитии молодых художников, куда частенько заглядывал подросток, изображенный в венке из роз. Эта деталь пришла в голову художника после мучительных размышлений о том, чем завершить работу.

Ранние картины художника практически все находятся в музеях, так что эта стала редким исключением. Имя частного коллекционера, купившего ее, не разглашается из-за опасений воровства.

«Авиньонские девицы» (1907 г.) Холст, масло. 244 × 234 см

Известна как одно из первых проявлений кубизма в творчестве художника. Обнаженные тела лишены им гибкости умышленно, а по их позам не трудно догадаться, что девушки списаны с обитательниц борделя, куда частенько наведывался автор.

В ней четко виден переход мастера с его увлечения голубым и розовым в африканский период, который вскоре перечеркнул новый жанр. Почти год работы. С этого времени Пикассо узнаваем: фишка, хоть и не понравилась публике и критике, но стала визитной карточкой для художника, а впоследствии послужила отправной точкой для целого направления в искусстве.

С ней художник расстался в 1920 году. Через семнадцать лет мир впервые увидел эту работу, а вскоре ее приобрел музей Нью-Йорка.

«Три музыканта» (1921 г.) Холст, масло. 200 × 222 см

Пикассо был женат на русской балерине Ольге Хохловой и его жизнь, наконец-то утопала в роскоши, когда он писал эту картину.

Никогда не признававший рамки и условности, он и в творчестве старался расширять границы. Картина относится к синтетическому кубизму – очередной самобытной манере художника.

Он изобразил вполне конкретных людей, зашифрованных в символах: это друзья Гийом Аполлинер и Макс Жакоб – свидетели на его свадьбе. Третий персонаж, который с гитарой – сам Пабло. Пьеро уже умер, Монах отрекся от мира, а Арлекин прощается с беззаботностью.

Картина хранится в музее современного искусства в Нью-Йорке.

«Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932 г.) Холст, масло. 162 × 130 см

С 1936 года дважды менялись ее владельцы. Пока она не была выставлена на аукцион. С него в 2010 году «Обнаженная…» ушла за $106,5 млн неизвестному частному лицу.

Еще одна рекордсменка по стоимости, как и многие работы Пикассо.

Ее писал художник тайно от своей жены с Марии Терезы Вальтер, молоденькой возлюбленной, подарившей ему дочь. Художнику было 46 лет, и начало романа было многообещающим.

Существует более полусотни ее портретов и скульптурных бюстов. Эта картина была написана всего за сутки в его сюрреалистической манере.

Вдохновение придает и подготовка к очередной выставке, посвященной 50-летию именитого художника. Он хочет превзойти своего конкурента и друга Матисса, который также намерен поразить публику своими выставочными работами.

«Герника» (1937 г.) Холст, масло. 349 × 776

Самая узнаваемая и трагическая картина, а также самая масштабная по смыслу и размеру. Известны антифашистские взгляды Пикассо, ее вступление в коммунистический союз Франции и смелый ответ нацистам, которые пришли в его мастерскую с обыском и все там перевернули. Один из них спросил, глядя на огромное полотно, сделал ли эту работу именно Пикассо. На что он ответил: «Нет, сделали это вы».

Герника – название городка на родине художника, которое стерла с лица земли немецкая авиация вместе с жителями. Боль, страдания, ужас войны – Пикассо работал над этой объемной картиной месяц.

Все это время его вдохновляла новая возлюбленная Дора Маар. Она же сняла весь процесс работы на фотоаппарат, и эти кадры облетели весь мир.

Картина выставлялась в основном в Америке, только в 1981 году переехала в музей Мадрида.

«Дора Маар с кошкой» (1941 г.) Холст, масло. 128 × 95 см.

Картина хранится у частного лица в Грузии. Миллионер приобрел ее за более $100 млн в 2006 году.

На ней изображена та самая Дора, с которой судьба свела художника на семь лет. Роман был ярким как комета, а закончился ее психическим расстройством. Она никогда не позировала, но ее образ запечатлен во многих портретах. В последние годы их отношений – улыбку на холсте сменили слезы. Плачущая Дора – персонаж целой серии его работ. Но эта дама в шляпке вполне энергична, уверена и чувствует себя победительницей. Черная кошка на плече демонстрирует ее независимый характер.

Сочетание цветов помогает зрителю погрузиться в настроение, разгадывая символы.

«Алжирские женщины. Версия O» 1955 г. Холст, масло. 114 × 146,5 см.

Эта картина побила все рекорды, когда ее купили два года назад за сто семьдесят девять миллионов долларов!

Причем она стала не только хитом творчества Пикассо, но возглавила список самых дорогих картин. Кто выложил за нее баснословную сумму – не раскрывается, но некоторые уверяют, что она была куплена по просьбе экс-министра Катара.

Пикассо создал несколько версий, но знаменитой стала последняя, с инициалом «О».

Образы женщин – собирательные с полотен Делакруа, Ренуара, Матисса. Хотя в одной из них некоторые искусствоведы видят последнюю возлюбленную художника Жаклин Рок.

Что Вы думаете о творчестве и работах Пикассо? Пишите в комментариях!

Па́бло Ру́ис-и-Пика́ссо, полное имя - Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо́, исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso; 25 октября 1881(18811025), Малага, Испания - 8 апреля 1973, Мужен, Франция) - испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.

Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трёхмерное тело в оригинальной манере изображалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.

По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире: в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов. 4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст», проданная на аукционе «Кристис» за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства в мире на тот момент.

11 мая 2015 года на аукционе «Кристис» был установлен новый абсолютный рекорд для произведений искусства, продаваемых с открытых торгов - картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» ушла за рекордные 179 365 000 долларов.

По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо - лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.

Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность, имеет итальянское происхождение: прадед матери Пикассо Томмасо переехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя. В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца - учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, «Пикадор», с которой он не расставался в течение всей жизни.

В 1891 году дон Хосе получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и юный Пабло вместе с семьёй переехал на север Испании, где он обучался в местной школе искусств (1894-1895).

Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее, по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдал все экзамены и поступил в Ла-Лонху. Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбрал фамилию матери - Picasso.

В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо . Своё пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции Музея Прадо, а не для учёбы в академии с её классическими традициями, где Пикассо было тесно и скучно.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Любовь и отношения с женщинами занимали большое место в жизни Пабло Пикассо. Несомненное влияние на жизнь и творчество мэтра оказали семь женщин. Но ни одной из них он не принёс счастья. Он не только «калечил» их на полотнах, но и доводил до депрессии, психлечебницы, самоубийства.

Каждый раз, когда я меняю женщину, я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Это, возможно, и возвращает мне молодость.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо родился 25 октября 1881 года в Малаге не юге Испании, в семье художника Хосе Руиса. В 1895 году семья переехала в Барселону, где юный Пабло без труда был зачислен в художественную школу Ла Лонха и стараниями отца обзавёлся собственной мастерской. Но большому кораблю - большое плаванье, и уже в 1897 году Пикассо отправляется в Мадрид, учиться в Королевской академии Сан-Фернандо, которая, впрочем, разочаровала его с первых же шагов (музей он посещал гораздо чаще, чем лекции). И уже в это время совсем ещё ребёнок Пабло лечится от «дурной болезни».

Пабло Пикассо и Фернанда Оливье

В 1900 году, убегая от печальных мыслей после самоубийства своего друга Карлоса Касагемаса, Пабло Пикассо оказывается в Париже, где вместе с другими бедынми художниками снимает комнаты в ветхом доме не площади Равиньян. Там Пикассо встречает Фернанду Оливье, или «Прекрасную Фернанду». Эта молодая женщина с тёмным прошлым (сбежала из дома со скульптором, который потом сошёл с ума) и шатким настоящим (позировала художникам) на несколько лет стала любовницей и музой Пикассо . С её появлением в жизни мастера завершается так называемый «голубой период» (сумрачные картины в сине-зелёных тонах) и начинается «розовый», с мотивами любования обнажённой натурой, тёплым колоритом.

Обращение к кубизму приносит Пабло Пикассо успех даже за океаном, и в 1910 году они с Фернандой переезжают в просторную квартиру, проводят лето на вилле в Пиренеях. Но роман их подходил к концу. Пикассо встретил другую женщину - Марсель Умбер, которую он называл Евой. С Фернандой Пикассо расстался дружески, без взаимных обид и проклятий, так как Фернанда в это время уже была любовницей польского живописца Луи Маркуссиса.

Фото: Фернанда Оливье и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Лежащая обнажённая» (1906)

Пабло Пикассо и Марсель Умбер (Ева)

О Марсель Умбер известно мало, так как она рано умерла от туберкулёза. Но её влияние на творчество Пабло Пикассо неоспоримо. Она изображена на полотне «Моя красавица» (1911), ей посвящена серия работ «Я люблю Еву», где нельзя не заметить хрупкости, почти прозрачной красоты этой женщины.

В период отношений с Евой Пикассо рисовал фактурные, сочные полотна. Но продолжалось это недолго. В 1915 году Ева умерла. Пикассо не смог жить в той квартире, где жил вместе с ней, и переехал в маленький дом в предместье Парижа. Некоторое время он жил уединённой, затворнической жизнью.

Фото: Марсель Умбер (Ева) и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина в сорочке, лежащая в кресле» (1913)

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова

Спустя некоторое время после смерти Евы у Пикассо завязывается тесная дружба с писателем и художником Жаном Кокто. Именно он приглашает Пабло принять участие в создании декораций к балету «Парад». Так, в 1917 году труппа вместе с Пикассо отправляются в Рим, и эта работа возвращает художника к жизни. Именно там, в Риме, Пабло Пикассо знакомится с балериной, полковничьей дочерью Ольгой Хохловой (Пикассо называл её «Коклова»). Выдающейся балериной она не была, ей недоставало «высокого горения» и выступала она преимущественно в кордебалете.

Ей минуло уже 27 лет, не за горами был конец карьеры, и она достаточно легко согласилась оставить сцену ради брака с Пикассо . В 1918 году они обвенчались. Русская балерина делает жизнь Пикассо более буржуазной, пытаясь превратить его в дорогого салонного художника и примерного семьянина. Она не понимала и не признавала . А так как живопись Пикассо всегда была связана «с музой во плоти», что имелась у него на данный момент, он вынужден был отойти от кубистической стилистики.

В 1921 году у супругов родился сын Паоло (Поль). Стихия отцовства временно захлестнула 40-летнего Пикассо , и он без конца рисовал жену с сыном. Однако рождение сына уже не могло скрепить союз Пикассо и Хохловой, они всё более отдалялись друг от друга. Дом они поделили на две половины: Ольге было запрещено посещать мастерскую мужа, он же не наведывался в её спальни. Будучи женщиной исключительно порядочной, Ольга имела шансы стать доброй матерью семейства и осчастливить какого-нибудь почтенного буржуа, но с Пикассо она «не справилась». Остаток жизни она провела в одиночестве, страдая депрессиями, мучаясь ревностью и злобой, но оставалась законной женой Пикассо до своей смерти от рака в 1955 году.

Фото: Ольга Хохлова и работа Пабло Пикассо , где она изображена «Портрет женщины с горностаевым воротником» (1923)

Пабло Пикассо и Мари-Терез Вальтер

В январе 1927 года Пикассо повстречал 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. На предложение поработать для него моделью девушка не отказалась, хотя о художнике Пабло Пикассо никогда не слыхала. Через три дня после знакомства она уже стала его любовницей. Пикассо снял для неё квартиру неподалёку от собственного дома.

Пикассо не афишировал свои отношения с несовершеннолетней Мари-Терез, но полотна его выдавали. Самая знаменитая работа этого периода - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» - вошла в историю как первое полотно, проданное дороже, чем за 100 миллионов долларов.

В 1935 году Мари-Терез родила дочь Майю. Пикассо пробовал получить у жены развод, чтобы жениться на Мари-Терез, но эта попытка не увенчалась успехом. Отношения Мари-Терез и Пикассо продлились намного дольше, чем продолжалась их любовная связь. Даже после расставания, Пикассо продолжал поддерживать её и их дочь деньгами, а Мари-Терез надеялась, что он, любовь всей её жизни, в конце концов женится на ней. Этого не случилось. Спустя несколько лет после смерти художника Мари-Терез повесилась в гараже своего дома.

Фото: Мари-Терез Вальтер и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932)

Пабло Пикассо и Дора Маар

1936 год ознаменовался для Пикассо знакомством с новой женщиной - представительницей парижской богемы, фотографом Дорой Маар. Это произошло в кафе, где девушка в чёрных перчатках играла в опасную игру - стучала острием ножа между расставленными пальцами. Она поранилась, Пабло попросил её окровавленные перчатки и сохранил их на всю жизнь. Так, с крови и боли начались эти садомазохистские отношения.

Впоследствии Пикассо говорил, что запомнил Дору, как «плачущую женщину». Он находил, что слёзы чрезвычайно идут ей, делают её лицо особенно выразительным. Временами художник проявлял по отношению к ней феноменальную нечуткость. Так, однажды, Дора пришла в слезах к Пикассо сказать о смерти своей матери. Не дав ей договорить, он усадил её перед собой и начал писать с неё картину.

В период отношений Доры и Пикассо произошла бомбардировка фашистами города Герника - культурной столицы Басконии. В 1937 году появилось на свет монументальное (3х8 метров) полотно - обличающая нацизм знаменитая « ». Опытный фотограф Дора зафиксировала различные этапы работы Пикассо над картиной. И это помимо множества фотопортретов мастера.

В начале 1940-х годов «тонкая душевная организация» Доры перерастает в неврастению. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или самоубийства, Пабло отправляет Дору в психиатрическую лечебницу.

Фото: Дора Маар и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Плачущая женщина» (1937)

Пабло Пикассо и Франсуаза Жило

В начале 1940-х годов Пабло Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило. В отличие от других женщин, ей удалось «держать оборону» целых три года, после чего следовал 10-летний роман, двое общих детей (Клод и Палома) и полная простых радостей жизнь на побережье.

Но Пикассо не мог предложить Франсуазе ничего большего, чем роль любовницы, матери его детей и модели. Франсуаза же хотела большего - самореализации в живописи. В 1953 году она забрала детей и уехала в Париж. Вскоре она выпустила книгу «Моя жизнь с Пикассо », по которой был снят фильм «Прожить жизнь с Пикассо ». Таким образом, Франсуаза Жило стала первой и единственной женщиной, которую Пикассо не раздавил, не сжёг.

Фото: Франсуаза Жило и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Женщина-цветок» (1946)

Пабло Пикассо и Жаклин Рок

После ухода Франсуазы у 70-летнего Пикассо появилась новая и последняя любовница и муза - Жаклин Рок. Поженились они только в 1961 году. Пикассо было 80 лет, Жаклин - 34. Жили более, чем уединённо, - во французской деревне Мужен. Бытует мнение, что именно Жаклин не жаловала посетителей. Даже дети не всегда допускались на порог его дома. Жаклин поклонялась Пабло , как богу, и превратила их дом в подобие личного храма.

Это было именно тем источником вдохновения, которого не хватало мастеру с предыдущей возлюбленной. 17 из 20-ти прожитых с Жаклин лет он не рисовал никаких других женщин, кроме неё. Каждая из последних картин Пикассо - это уникальный шедевр. И очевидно, что стимулировала гений Пикассо именно молодая жена, обеспечивая старость и последние годы художника теплом и самоотверженной заботой.

Умер Пикассо в 1973 году - на руках Жаклин Рок. В качестве памятника на могилу установили его скульптуру «Женщина с вазой».

Фото: Жаклин Рок и работа Пабло Пикассо , на которой она изображена, - «Обнажённая Жаклин в турецком головном уборе» (1955)

По материалам:

«100 человек, изменивших ход истории. Пабло Пикассо ». Выпуск №29, 2008

А также, http://www.picasso-pablo.ru/



Рассказать друзьям