Генри перселл краткая биография. Английская музыка XVI-XVII вв

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Генри Перселл родился 10 сентября 1659 г. в лондонском Вестминстере, в семье музыканта, певшего на коронации короля Карла II.

Генри Пёрселл (Purcell) родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл, предки которого перебрались в Англию из Ирландии, был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле. Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты — капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пелэм Хэмфри. Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы — музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы — составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно.

В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями — демократичными, шаловливыми, сатирическими — возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам.

Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл — один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.

Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые. В одних осмеиваются пуританские ханжи, дельцы того времени; в других ирония изливается на большой свет с его пороками. Иногда предметом скептических суждений, положенных на музыку, становится парламент (кэтч «Собрался совет Всеанглийский»). А в дуэте «Саранча и муха» — даже сам король Иаков II. Впрочем, есть у Пёрселла и официально-верноподданнические заздравные опусы, каких и не могло не быть в то время при его служебном положении. Немало в наследии Пёрселла песен, написанных под впечатлением виденных им картин жизни и быта простого люда, его горестей и радостей. Композитор достигает большой силы и жизненной правды, рисуя без прикрас портреты бездомных бедняков своей родины.

Писал Пёрселл и песни героические, наполненные высоким пафосом своей эпохи, бурлящие большими страстями. Здесь особенно ярко выказалась мужественная сторона его натуры. Вдохновенно звучит его почти романтическая «Песня узника». Эту гордую, вольную песню XVII столетия нельзя слушать без волнения.

Вдохновенны его духовные композиции — псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Среди духовных произведений Пёрселла выделяются его многочисленные антемы — величавые гимны на тексты псалмов. Пёрселл смело внес светское концертное начало, умело использовав при этом то поверхностное, но горячее увлечение светской музыкой, какое стало своего рода модным поветрием в богатых классах Англии при Карле II. Антемы Пёрселла преображались в крупные композиции концертного плана, а иногда и ярко выраженного гражданского характера. Светская тенденция жанра была в Англии явлением небывалым для духовенства, и после 1688 года Пёрселл натолкнулся на особенно резкое неприятие пуританских кругов.

Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских — сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат. В создании последних Пёрселл был пионером на Британских островах.

Его тяготило и возмущало царившее повсюду «в верхах» эгоистическое отношение к музыке как к приятной забаве. В 1683 году в предисловии к трио-сонатам он писал, воздавая должное итальянским мастерам: «...Серьезность, значительность, связанные с этой музыкой, придут к признанию и почету у наших соотечественников. Пора им начать тяготиться ветреностью, легкомыслием, которые свойственны нашим соседям (под „соседями“ здесь разумеется Франция)». Очевидно, что невероятное творческое напряжение, в сочетании с тягостными придворными обязанностями и чрезмерно рассеянным способом жизни, уже тогда подтачивало силы композитора.

Парламентский переворот 1688 года — низложение Иакова II и воцарение Вильгельма Оранского — сравнительно немного изменил тогда в музыкальной жизни и судьбе музыкантов. Власть «наживал из землевладельцев и капиталистов» установила режим менее беззаботный и расточительный, но тщеславное меценатство Реставрации сменилось глубоким равнодушием к музыке. Печальные последствия этого сперва ускорили начавшийся упадок органного и клавесинного искусства, а потом коснулись и театра. Пёрселл, возлагавший надежды на покровительство королевы Марии, вскоре убедился в их иллюзорности. К тому времени, овладев почти всеми вокальными и инструментальными жанрами, он с огромным энтузиазмом обратился к музыке для театра и создал в этой области ценности непреходящего значения. Театральная музыка по-своему синтезировала почти все вокальные и инструментальные жанры Пёрселла и стала общепризнанной вершиной его творчества. Он как бы объединил традицию музыкального оформления публичного театра с драматическими композиторов масок. При этом достаточно широко освоен был опыт заморских мастеров — Люлли, итальянцев. Однако при жизни композитора его творения оставались в большой мере непонятыми и неоцененными.

Так случилось и с оперой «Дидона и Эней». Пёрселл создал для Англии первую настоящую оперу, и притом гениальную. Она была написана на либретто известного тогда поэта Н. Тэта, литературным источником для которого послужила «Энеида» — знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Вергилия Марона.

Из тридцати восьми номеров «Дидоны» пятнадцать — это хоры. Хор — лирический истолкователь драмы, советчик героини, а сценически составляет ее окружение.

Здесь особенно ярко сказалось умение композитора сочетать различные жанры и выразительные средства — от тончайшей лирики до сочного и терпкого народно-бытового языка, от реалистических картинок повседневной жизни до сказочной фантастики шекспировского театра. Прощальная песнь героини — пассакалья — одна из самых прекрасных арий, когда либо созданных в истории музыкального искусства. Англичане гордятся ею.

Идея «Дидоны и Энея» высоко гуманистична. Героиня драмы — печальная жертва игры темных сил разрушения и человеконенавистничества. Ее образ полон психологической правды и обаяния; силы же тьмы воплощены с шекспировским динамизмом и размахом. Все произведение звучит как светлый гимн человечности.

Однако опера «Дидона и Эней» была поставлена в XVII веке лишь однажды — в 1689 году, притом не на театральной сцене, а в пансионате для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля — один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло еще сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселл с благородной верой в свое искусство и вместе с тем с горечью писал в предисловии к положенной им на музыку драме «Диоклециан»: «...Музыка еще в пеленках, но это многообещающий ребенок. Он еще даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением».

Он мало сочинял для придворной сцены, где по-прежнему господствовали репертуар и стиль, отражавшие влияния французского классицизма. Там его театральная музыка, впитавшая традиции и приемы народных баллад, не могла рассчитывать на прочный успех. Создавая десятки музыкально-драматических опусов, он обращался к инициативе частных лиц и при их помощи обосновался в небольшом театре на Дорсет-Гарден, доступном для широкой публики. Он принимал непосредственное, активное участие в постановках, деятельно сотрудничал с драматургами, режиссурой, а нередко и сам участвовал в спектаклях в качестве актера или певца (у него был великолепный бас). Создание большого, высокохудожественного оперного театра, доставляющего радость народу и поддерживаемого правительством, Пёрселл считал делом чести английской нации. И он с горечью видел, как далек был этот идеал от действительности. Отсюда глубокий идейный разлад с теми кругами английского общества, от которых больше всего зависели его судьба и судьба музыки. Вряд ли можно сомневаться в том, что этот идейный конфликт, более или менее затаенный, но неразрешимый, стал одним из факторов трагической преждевременной гибели великого композитора. Он умер от неизвестной болезни (по одной из версий, от туберкулеза) 21 ноября 1695 года, в расцвете творческих сил, всего лишь тридцати шести лет от роду.

На третий год после его смерти вышел в свет сборник его песен «Британский Орфей». Он был скоро раскуплен, и затем выходил еще несколькими изданиями. Его популярность была очень велика. Распевая эти песни, английский народ отдавал должное национальному гению своей музыки.

Человек не волен выбирать себе эпоху – но эпоха может выбрать человека. Мы расскажем об английском композиторе Генри Пёрселле, которого «выбрала» эпоха Реставрации.

Считается, что Пёрселл появился на свет в Вестминстере в 1659 г. Мы говорим «считается», поскольку единого мнения на этот счет нет, некоторые исследователи называют другую дату – 1658 г., но, так или иначе, родился он незадолго до переломного момента в британской истории – восшествия на престол Карла II Стюарта. Это было не просто начало царствования нового монарха, и даже не просто смена формы правления (возвращение к монархии) – это было время коренных перемен. В предшествующее десятилетие правление пуритан, пришедших к власти в результате революции, превратило страну – некогда «merry England» («веселую Англию») – в мрачное подобие кальвинистской Женевы, театральное искусство, которое всегда было неотъемлемой частью английской культуры, считалось рассадником безнравственности и подвергалось преследованию – и, конечно, не было и речи о развитии такого «греховного» жанра, как опера. И вот – власти пуритан приходит конец, всё, что искусственно сдерживалось, прорывается – и в последующие десятилетия возрождаются театральные традиции, приживаются новые формы музицирования (такие, как светские платные концерты), возникают многочисленные оркестры… В такой атмосфере музыкальный талант мог – и должен был! – пышно расцвести.

Генри Пёрселл определенно обладал талантом, унаследованным от предков – ведь его отец и дядя были придворными музыкантами. У отца, а после его смерти – у дяди Томаса он обучается искусству игры на органе и лютне, поет в хоре мальчиков, берет уроки композиции. Сочинять музыку он начал, когда ему было всего восемь лет, а в юности опубликовал первые произведения.

В хоре Придворной капеллы Пёрселл пел до четырнадцатилетнего возраста и был вынужден покинуть хор из-за ломки голоса. Некоторое время он работал переписчиком нот и настройщиком органа в Вестминстерском аббатстве, а в 1679 г. получил там место органиста. По прошествии трех лет он занял еще одну должность – композитор ансамбля «Двадцать четыре скрипки короля» (образцом для создания этого исполнительского коллектива послужил оркестр, существовавший при дворе французского короля Людовика XIV). Кроме того, Пёрселл был личным клавесинистом Карла II.

Имея столь широкий круг придворных обязанностей, Генри Пёрселл и сочинял очень много. Он создавал антемы (англиканские многоголосные духовные произведения на тексты из Псалтыри), оды, инструментальную музыку, но с особой полнотой раскрылось его дарование в области театральной музыки. Он написал музыку более чем к пяти десяткам театральных пьес, и в большинстве своем это были маски – так именовался английский театральный жанр, возникший в XVI столетии и сочетавший диалоги, музыкальные номера и танцы. В эпоху Пёрселла на перепутье маски и оперы возник новый жанр – семи-опера, в котором музыка уже не просто иллюстрировала действие, а была органично связана с ним. В этом жанре Пёрселл тоже создал несколько произведений – «Королева фей», «Король Артур», «Буря», «Тимон Афинский». Провести четкую грань между оперой и семи-оперой не так-то просто, и все же по крайне мере одно из сочинений Пёрселла музыковеды уверенно относят к жанру оперы – это «Дидона и Эней». Она создавалась не для профессиональных певцов, а для учеников пансиона – и это определило камерный характер оперы, но не только в этом заключается своеобразие ее облика. Рядом с утонченностью лирических образов в опере возникают знакомые английской публике фольклорные интонации – в хоровых песнях и танцах моряков, в сборищах ведьм, это истинно английская опера (остается только пожалеть, что блестящее начало долгое время не получало столь же блестящего продолжения, пока Бенджамин Бриттен не вписал новую главу в историю английской оперы).

Официальное звание, которое он носил, звучало очень внушительно – «его Величество хранитель и изготовитель органа», и еще внушительнее выглядит его творческое наследие, особенно если учесть, что жизнь его не была долгой. «Британскому Орфею», как называли его восхищенные современники, было всего тридцать шесть лет, когда жизнь его оборвалась неожиданно и нелепо: однажды, когда он очень поздно вернулся из театра, дом уже был заперт на ночь, в результате чего композитор простудился и заболел воспалением легких, которое и стало причиной смерти. Композитор ушел из жизни, не успев завершить свою последнюю семи-оперу – «Королева индейцев» (ее дописал брат композитора). На надгробии Пёрселла в Вестминстерском аббатстве начертаны слова: «Здесь лежит Пёрселл, который покинул этот мир и ушел в то блаженное место, единственное, где его гармония может быть превзойдена».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Просмотров: 769

ПЁРСЕЛЛ ГЕНРИ (Purcell) - английский ком-по-зи-тор и ор-га-нист.

Сын пев-че-го Ко-ро-лев-ской ка-пел-лы. До 1673 года пел в хо-ре маль-чи-ков Ко-ро-лев-ской ка-пел-лы, где за-ни-мал-ся му-зы-кой с Г. Ку-ком и П. Хам-фри. Зна-чительное влия-ние на его ста-нов-ле-ние как ком-по-зи-то-ра и ис-пол-ни-те-ля ока-зал М. Локк, ко-то-ро-го Пёрселл в 1677 году сме-нил на по-сту «при-двор-но-го ком-по-зи-то-ра скри-пич-ной му-зы-ки». В 1679 году сме-нил Дж. Блоу на по-сту ор-га-ни-ста Вест-мин-стер-ско-го аб-бат-ст-ва, с 1682 года со-вме-щал эту долж-ность с ана-ло-гич-ной долж-но-стью в Ко-ро-лев-ской ка-пел-ле. В 1683 году на-пе-ча-тан пер-вый сборник со-чи-не-ний Пёрселла - «12 со-нат». В 1685 году по-лу-чил долж-ность «лич-но-го кла-ве-си-ни-ста ко-ро-ля».

Уже в конце 1670-х годов, опи-ра-ясь на дос-ти-же-ния ком-по-зи-то-ров английской шко-лы, Пёрселл дос-тиг со-вер-шен-но-го вла-де-ния по-ли-фо-ни-че-ской тех-ни-кой и ши-ро-ко при-ме-нял её в ан-те-мах и других жан-рах ду-хов-ной му-зы-ки , в ин-ст-ру-мен-таль-ных со-на-тах и фан-та-зи-ях. На-ря-ду с этим, при-ори-тет-ным для ком-по-зи-то-ра ста-ло ис-поль-зо-ва-ние английской ва-риа-ци-он-ной фор-мы гра-ун-да. В начале 1680-х годов пол-но-стью ос-во-ил итальянскую ма-не-ру пись-ма (вы-ра-жал же-ла-ние «со-чи-нять, под-ра-жая вы-даю-щим-ся италь-ян-ским мас-те-рам»). Обо-га-ща-ясь опы-том раз-ных ев-ропейских школ, стиль Пёрселла ни-ко-гда не те-рял са-мо-быт-но-сти, свя-зан-ной с национальной куль-ту-рой, ис-поль-зо-ва-ни-ем тра-ди-ци-он-ных для Анг-лии музыкальных форм и жан-ров. Эта связь яр-че все-го вы-ра-зи-лась в во-каль-ной му-зы-ке Пёрселла, в ко-то-рой во-пло-ти-лось его уни-каль-ное ощу-ще-ние английского язы-ка, стрем-ле-ние к точ-ной пе-ре-да-че ню-ан-сов зву-ча-ще-го сло-ва.

Сре-ди ду-хов-ных со-чи-не-ний ком-по-зи-то-ра зна-чительное ме-сто за-ни-ма-ют ан-те-мы. В так называемых пол-ных (хо-ро-вых) ан-те-мах Пёрселл от-дал дань тра-ди-ции; его стро-фи-че-ские ан-те-мы (для со-лис-тов в со-про-во-ж-де-нии ин-ст-ру-мен-тов), на-про-тив, де-мон-ст-ри-ру-ют но-ва-тор-ский под-ход. Ан-те-мы «Вос-сла-вим свя-тость Бо-жью» («O praise God in his holiness», около 1682 года) и ко-ро-на-ци-он-ный ан-тем «Мне серд-це дик-ту-ет» («My heart is inditing», 1685) - боль-шие по объ-ё-му ком-по-зи-ции, сти-ле-вые осо-бен-но-сти ко-то-рых по-лу-чи-ли раз-ви-тие в его по-сле-дую-щих со-чи-не-ни-ях: мас-штаб-ные ин-ст-ру-мен-таль-ные всту-п-ле-ния, вклю-че-ние скрип-ки об-ли-га-то в соль-ную во-каль-ную пар-тию, струк-ту-ри-рую-щие це-лое по-вто-ре-ния и мо-тив-ные свя-зи ме-ж-ду раз-де-ла-ми. Пёрселл по-ло-жил на му-зы-ку час-ти анг-ли-кан-ской ли-тур-гии, два об-раз-ца музыкального ре-ше-ния служ-бы соз-да-ны им в ран-ний пе-ри-од твор-че-ст-ва и впо-след-ст-вии не-одно-крат-но пе-ре-ра-ба-ты-ва-лись. Му-зы-ка для анг-ли-кан-ских бо-го-слу-же-ний (все-го 10 час-тей) не бы-ла еди-ной и сквоз-ной ком-по-зи-ци-ей, со-став-ляю-щие её час-ти мог-ли зву-чать в раз-ных со-че-та-ни-ях. По-ми-мо бо-го-слу-жеб-ной му-зы-ки, Пёрселл соз-дал мно-го-го-лос-ные ду-хов-ные пес-ни на латинские и английские тек-сты (partsongs), соль-ные пес-ни и ду-эты (во-шли в сборник «Harmonia sacra», в 2 тт., 1688-1693).

Сре-ди свет-ских со-чи-не-ний центральное ме-сто за-ни-ма-ют при-уро-чен-ные к различным тор-же-ст-вам при-вет-ст-вен-ные оды. По срав-не-нию с ти-по-ло-ги-че-ски близ-ки-ми им ан-те-ма-ми Пёрселл, не ско-ван-ный ог-ра-ни-че-ния-ми бо-го-слу-жеб-ной му-зы-ки, де-мон-ст-ри-ру-ет в них зна-чи-тель-но бо́льшую сво-бо-ду в об-ра-ще-нии с музыкальной фор-мой и вы-ра-зительными сред-ст-ва-ми. В боль-шин-ст-ве сво-ём оды пред-став-ля-ют со-бой хо-ро-вые кан-та-ты для со-ли-рую-щих пев-цов, хо-ра и ин-ст-ру-мен-таль-но-го ан-самб-ля (как пра-ви-ло, струн-ной груп-пы, бас-со кон-ти-нуо, ино-гда 2 флейт и труб). Их струк-ту-ра ос-но-ва-на на цик-лическом че-ре-до-ва-нии ре-чи-та-тив-ных, ари-оз-ных и хо-ро-вых эпи-зо-дов с ор-ке-ст-ро-вы-ми «сим-фо-ния-ми» французского ти-па, ин-ст-ру-мен-таль-ны-ми ри-тур-не-ля-ми и обя-за-тель-ным хо-ром, за-клю-чаю-щим всё про-из-ве-де-ние. Со-хра-няя об-щий тор-жественный строй, оды Пёрселла раз-ли-ча-ют-ся по мас-шта-бу и ха-рак-те-ру: от ли-ри-че-ской ка-мер-ной «Люб-ви бо-ги-ня в этот день ос-ле-п-ла» («Love’s goddess sure was blind this day», 1692) до ис-пол-нен-ной па-фо-са, ве-ли-че-ст-вен-ной «Зве-ни тру-ба, бей ба-ра-бан!» («Sound the trumpet, beat the drum», 1687). Наи-бо-лее из-вест-ные при-вет-ст-вен-ные оды Пёрселла, со-здан-ные в 1689-1694 годах ко дню ро-ж-де-ния ко-ро-ле-вы Ма-рии II Стю-арт, со-дер-жат мно-го об-ще-го с те-ат-раль-ной му-зы-кой Пёрселла того вре-ме-ни; их от-ли-ча-ет кра-соч-ность ин-ст-ру-мен-тов-ки, вир-ту-оз-ность во-каль-ных пар-тий и сти-ли-стическое раз-но-об-ра-зие. 4 оды, по-свя-щён-ные Дню святой Це-ци-лии, из ко-то-рых наи-бо-лее из-вест-на «Ра-дуй-ся, пре-крас-ная Це-ци-лия» («Hail, bright Cecilia», 1692), за-ло-жи-ли но-вую тра-ди-цию, ко-то-рая по-лу-чи-ла про-дол-же-ние в XVIII веке. По-ми-мо боль-ших од, Пёрселл пи-сал ка-мер-ные во-каль-ные со-чи-не-ния, пред-на-зна-чен-ные как для ис-пол-не-ния при дво-ре, так и для до-маш-не-го му-зи-ци-ро-ва-ния. В этих жан-рах (осо-бен-но в позд-них пес-нях, соз-дан-ных по-сле 1685 года) по-лу-чил даль-ней-шее раз-ви-тие дек-ла-ма-ци-он-ный и ари-оз-ный стиль, ста-ви-лись экс-пе-ри-мен-ты в об-лас-ти фор-мы. Многие пес-ни, пер-во-на-чаль-но соз-дан-ные для те-ат-раль-ных по-ста-но-вок, «Чуд-ный ост-ров» («Fairest isle») из «Ко-ро-ля Ар-ту-ра», «Я стрем-люсь уле-теть от лю-бов-ной тос-ки» («I attempt from love’s sickness to fly») из «Ко-ро-ле-вы ин-дей-цев», «Му-зы-ка не-на-дол-го» («Music for a while») из «Эди-па» - в даль-ней-шем ис-пол-ня-лись от-дель-но.

Зна-чительное ме-сто в твор-че-ст-ве Пёрселла за-ни-ма-ет му-зы-ка к те-ат-раль-ным по-ста-нов-кам (все-го около 50), над ко-то-ры-ми Пёрселл ра-бо-тал с дра-ма-тур-га-ми Дж. Драй-де-ном, Т. Ше-ду-эл-лом, Н. Тей-том, У. Кон-гри-вом и др. В боль-шин-ст-ве слу-ча-ев му-зы-ка ли-бо со-про-во-ж-да-ла це-ре-мо-ни-аль-ные эпи-зо-ды, как в се-ми-опе-рах «Про-ро-чи-ца, или Ис-то-рия Ди-ок-ле-тиа-на» (пье-са Дж. Флет-че-ра в пе-ре-ра-бот-ке Т. Бет-тер-то-на, 1690), «Ко-роль Ар-тур, или Бри-тан-ский ге-рой» (текст Драй-де-на, 1691), ли-бо, как в се-ми-опе-ре «Ко-ро-ле-ва фей» (пе-ре-ра-бот-ка ко-ме-дии У. Шек-спи-ра «Сон в лет-нюю ночь», 1692), но-си-ла чис-то де-ко-ра-тив-ный ха-рак-тер, оформ-ляя кар-ти-ны, не свя-зан-ные с дей-ст-ви-ем. В пре-ди-сло-вии к «Ко-ро-ле-ве фей» Пёрселл кри-ти-че-ски от-ме-чал по-треб-ность пуб-ли-ки в ви-зу-аль-ной рос-ко-ши в ущерб музыкальному со-дер-жа-нию. В не-ко-то-рых фраг-мен-тах этих спек-так-лей, осо-бен-но в по-след-ней се-ми-опе-ре Пёрселла «Ко-ро-ле-ва ин-дей-цев» (текст Драй-де-на и Р. Го-вар-да, 1695), му-зы-ка при-об-ре-та-ет боль-шее дра-ма-тур-гическое зна-че-ние. Ис-клю-чи-тель-ным об-раз-цом под-лин-но музыкально- дра-ма-тического спек-так-ля ста-ла един-ст-вен-ная опе-ра Пёрселла «Ди-до-на и Эней» (либретто Тей-та по мо-ти-вам «Энеи-ды» Вер-ги-лия, 1689) - пер-вая английская национальная опе-ра. В этом ка-мер-ном по со-ста-ву ис-пол-ни-те-лей со-чи-не-нии реа-ли-зо-вал-ся дар Пёрселла-дра-ма-тур-га: спо-соб-ность к соз-да-нию ин-ди-ви-дуа-ли-зи-ров. пер-со-на-жей и пси-хо-ло-ги-че-ски дос-то-вер-но-му во-пло-ще-нию их эмо-ций, уме-ние точ-но рас-ста-вить смы-сло-вые ак-цен-ты и до-бить-ся ди-на-мич-но-сти раз-ви-тия ка-ж-дой отдельной сце-ны и всей опе-ры в це-лом. Вы-ра-зи-тель-но от-те-няя лич-ную дра-му ге-ро-ев вве-де-ни-ем бы-то-вых (хо-ры и пля-ски мат-ро-сов), ска-зоч-но-фан-та-стических (сце-на в пе-ще-ре ведьм) и идил-лических (сце-на в ро-ще в начале 2-го ак-та) кар-тин, ком-по-зи-тор под-во-дит слу-ша-те-ля к тра-гической куль-ми-на-ции и раз-вяз-ке - сце-не смер-ти Ди-до-ны с её зна-ме-ни-тым ла-мен-то и сле-дую-щим за ним за-клю-чительным хо-ром. Эта ко-рот-кая ария, на-пи-сан-ная в фор-ме гра-ун-да, во-шла в ис-то-рию куль-ту-ры как один из са-мых тра-ги-че-ских музыкальных об-ра-зов.

Сре-ди многих ин-ст-ру-мен-таль-ных со-чи-не-ний Пёрселл - 6- и 7-го-лос-ные фан-та-зии для кон-сор-та ви-ол (около 1680 года), за-вер-шаю-щие 150-лет-нюю спе-ци-фи-че-ски английскую тра-ди-цию об-ра-бот-ки (по ти-пу пись-ма на кан-тус фир-мус) фор-муль-ной ме-ло-дии «In no-mine». Ув-ле-че-ние Пёрселла му-зы-кой итальянских ком-по-зи-то-ров на-шло вы-ра-же-ние в 2 сборниках трио-со-нат (1683, 1697). Про-из-ве-де-ния для кла-ве-си-на пред-став-ля-ют со-бой ко-рот-кие сюи-ты, со-стоя-щие из тан-це-валь-ных час-тей, и не-слож-ные пье-сы [час-тич-но опубликаованы в сборнике «Слу-жан-ка му-зы-ки» («Musick’s Hand-Maid», 1689)].

Твор-че-ст-во Пёрселла оп-ре-де-ли-ло пу-ти раз-ви-тия английской му-зы-ки. В XVIII веке его изу-чал Г.Ф. Ген-дель. В XIX веке в Лон-до-не ра-бо-та-ли Пёр-сел-лов-ский клуб и Пёр-сел-лов-ское общество. Ин-те-рес к Пёрселлу воз-рос в середине XX века, во мно-гом бла-го-да-ря уси-ли-ям Б. Брит-те-на, сде-лав-ше-го ис-пол-ни-тель-скую ре-дак-цию опе-ры «Ди-до-на и Эней», и М. Тип-пет-та, спо-соб-ст-во-вав-ше-го про-па-ган-де пе-сен-ной ли-ри-ки Пёр-сел-ла.

Сочинения:

The works. L., 1878-1965. Vol. 1-32. L., 1961-2011.

О жизни Пёрселла известно немного, не установлена даже личность его отца. Известно, что композитор женился в 1681, имел шестерых детей и умер, мало что оставив вдове. Судя по сочиненным им застольным песням, Пёрселл был типичным англичанином эпохи Реставрации. Его профессиональная жизнь почти целиком прошла в Королевской капелле и Вестминстерском аббатстве. В детстве он пел в хоре мальчиков Капеллы, затем был настройщиком деревянных духовых в королевском оркестре, настройщиком органа Аббатства, композитором королевского оркестра скрипачей, органистом Вестминстера и, наконец, органистом и членом Королевской капеллы.


Основное музыкальное образование Пёрселл получил, когда пел в хоре Капеллы, но возможно также, что он брал частные уроки у М.Лока и Дж.Блоу. Нет никаких сведений о том, что композитор выезжал за пределы Англии. Умер Пёрселл в Лондоне 21 ноября 1695.

Основу наследия Пёрселла составляют композиции, созданные «на случай», т.е. связанные с королевской семьей и церковными службами в Капелле и в Аббатстве. Среди духовных произведений композитора не менее 60 антемов (церковных песнопений), 5 полных служб и множество пьес для солирующих голосов. Ряд антемов Пёрселла исполняется до сих пор; большие строфические антемы композитора представляют собой высочайший образец данной формы. Светская деятельность Пёрселла во многом связана с театром: он сочинил музыку по крайней мере к 44 пьесам, а также является автором 6 более или менее полных опер. Наибольшей известностью пользуется Дидона и Эней (Dido and Aeneas, ок. 1689), первая великая английская опера.

Значение Пёрселла в истории английской музыки обусловлено не только гениальной одаренностью композитора и свежестью его идей, но и достигнутым им синтезом более утонченной континентальной европейской культуры с еще малоразвитыми выразительными средствами английской музыкальной речи. Его гибкий и ясный способ использования интонационных особенностей родного языка до сих пор остается непревзойденным. Пёрселл оказался последним англичанином, развивавшим чисто национальную музыкальную традицию; в следующем столетии она была почти целиком вытеснена модными европейскими веяниями.

Когда в начале 20 в. английские композиторы обратились к истокам национальной традиции, их прежде всего привлекло наследие Пёрселла; его творчество оказало решающее воздействие на таких авторов, как Э.Элгар, Р.Воан-Уильямс, Б.Бриттен.

Генри Пёрселл

Генри Пёрселл родился в Лондоне в 1659 году в музыкальной семье. Его отец Томас Пёрселл был при Стюартах придворным музыкантом: певцом капеллы, лютнистом, хорошо играл на виоле.

Генри Пёрселл с детства был связан с придворными кругами. Появившись на свет в канун Реставрации, он еще в раннем детстве обнаружил блестящие музыкальные способности. С шести- или семилетнего возраста он пел в хоре королевской капеллы, обучался там вокальному искусству, композиции, играл на органе и харпсихорде (разновидность английского клавесина крыловидной формы, наподобие современного пианино). Его учителями в капелле были отличные музыканты — капитан Кук, Джон Блоу и знаток французской музыки Пельгам Гемфри. Пёрселлу было двадцать лет, когда его блистательная игра проложила ему путь к широкому признанию. В 1679 году он стал органистом Вестминстерского аббатства, а в первой половине 1680-х годов и придворная капелла, где он еще недавно пел скромным мальчиком, пригласила его на этот пост. Его слава как виртуоза росла. Плебейские слои столицы — музыканты и ремесленники, поэты и рестораторы, актеры и торговцы — составляли один круг его знакомств и заказчиков. Другим был королевский двор с его аристократической и чиновной периферией. Вся жизнь Пёрселла, раздваиваясь, проходила между этими полюсами, но именно к первому он тяготел неизменно.

В 1680-х годах, на исходе Реставрации, наступил стремительный и блестящий расцвет его композиторского гения. Он писал с какой-то лихорадочной поспешностью, обращаясь к самым разнообразным жанрам, подчас далеким и даже противоположным друг другу. Его бытовые одноголосые и полифонические песни рождались на гуляньях, в тавернах и кэтч-клубах, за дружеской пирушкой, в обстановке сердечности, вольнодумства, а порою и разгула. Пёрселл был завсегдатаем в этой среде; известно, что одна из лондонских таверн была украшена его портретом. Некоторые песни тех лет не оставляют сомнения в том, что патриархальный консерватизм, свойственный когда-то Томасу Пёрселлу, не был унаследован его сыном. Но рядом с этими песенными созданиями — демократичными, шаловливыми, сатирическими — возникали патриотические кантаты, оды и приветственные песни, написанные нередко для королевской семьи и знатных вельмож к их юбилейным датам и празднествам.

Количество созданных им песен огромно. Вместе с теми, которые написаны для театра, оно исчисляется сотнями. Пёрселл — один из крупнейших композиторов-песенников. Некоторые его песенные мелодии еще прижизненно приобрели едва ли не всеанглийскую популярность.

Особо следует выделить у Пёрселла песни-сатиры, песни-эпиграммы, колкие, остроумные, насмешливые. В одних осмеиваются пуританские ханжи, дельцы того времени; в других ирония изливается на большой свет с его пороками. Иногда предметом скептических суждений, положенных на музыку, становится парламент (кэтч «Собрался совет Всеанглийский»). А в дуэте «Саранча и муха» — даже сам король Яков II. Впрочем, есть у Пёрселла и официально-верноподданнические заздравные опусы, каких и не могло не быть в то время при его служебном положении.

Немало в наследии Пёрселла песен, написанных под впечатлением виденных им картин жизни и быта простого люда, его горестей и радостей. Композитор достигает большой силы и жизненной правды, рисуя без прикрас портреты бездомных бедняков своей родины.

Писал Пёрселл и песни героические, наполненные высоким пафосом своей эпохи, бурлящие большими страстями. Здесь особенно ярко выказалась мужественная сторона его натуры. Вдохновенно звучит его почти романтическая «Песня узника». Эту гордую, вольную песню XVII столетия нельзя слушать без волнения.

Вдохновенные его духовные композиции — псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Среди духовных произведений Пёрселла выделяются его многочисленные антемы — величавые гимны на тексты псалмов. Пёрселл смело внес светское концертное начало, умело использовав при этом то поверхностное, но горячее увлечение светской музыкой, какое стало своего рода модным поветрием в богатых классах Англии при Карле II. Антемы Пёрселла преображались в крупные композиции концертного плана, а иногда и ярко выраженного гражданского характера. Светская тенденция жанра была в Англии явлением небывалым для духовенства, и после 1688 года Пёрселл натолкнулся на особенно резкое неприятие пуританских кругов.

Духовные произведения Пёрселла чередовались с множеством чисто светских — сюит и вариаций для клавесина, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат. В создании последних Пёрселл был пионером на Британских островах.

Его тяготило и возмущало царившее повсюду «в верхах» эгоистическое отношение к музыке как к приятной забаве. В 1683 году в предисловии к трио-сонатам он писал, воздавая должное итальянским мастерам: «...Серьезность, значительность, связанные с этой музыкой, придут к признанию и почету у наших соотечественников. Пора им начать тяготиться ветреностью, легкомыслием, которые свойственны нашим соседям (под „соседями“ здесь разумеется Франция)». Очевидно, что невероятное творческое напряжение, в сочетании с тягостными придворными обязанностями и чрезмерно рассеянным способом жизни, уже тогда подтачивало силы композитора.

Парламентский переворот 1688 года — низложение Якова II и воцарение Вильгельма Оранского — сравнительно немного изменил тогда в музыкальной жизни и судьбе музыкантов. Власть «наживал из землевладельцев и капиталистов» установила режим менее беззаботный и расточительный, но тщеславное меценатство Реставрации сменилось глубоким равнодушием к музыке. Печальные последствия этого сперва ускорили начавшийся упадок органного и клавесинного искусства, а потом коснулись и театра. Пёрселл, возлагавший надежды на покровительство королевы Марии, вскоре убедился в их иллюзорности. К тому времени, овладев почти всеми вокальными и инструментальными жанрами, он с огромным энтузиазмом обратился к музыке для театра и создал в этой области ценности непреходящего значения. Театральная музыка по-своему синтезировала почти все вокальные и инструментальные жанры Пёрселла и стала общепризнанной вершиной его творчества. Он как бы объединил традицию музыкального оформления публичного театра с драматическими композиторов масок. При этом достаточно широко освоен был опыт заморских мастеров — Люлли, итальянцев. Однако при жизни композитора его творения оставались в большой мере непонятыми и неоцененными.

Так случилось и с оперой «Дидона и Эней». Пёрселл создал для Англии первую настоящую оперу, и при том гениальную. Она была написана на либретто известного тогда поэта Н.Тэта, литературным источником для которого послужила «Энеида» — знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Вергилия Марона.

Из тридцати восьми номеров «Дидоны» пятнадцать — это хоры. Хор — лирический истолкователь драмы, советчик героини, а сценически составляет ее окружение.

Здесь особенно ярко сказалось умение композитора сочетать различные жанры и выразительные средства — от тончайшей лирики до сочного и терпкого народно-бытового языка, от реалистических картинок повседневной жизни до сказочной фантастики шекспировского театра. Прощальная песнь героини — пассакалья — одна из самых прекрасных арий, когда либо созданных в истории музыкального искусства. Англичане гордятся ею.

Идея «Дидоны и Энея» высоко гуманистична. Героиня драмы — печальная жертва игры темных сил разрушения и человеконенавистничества. Ее образ полон психологической правды и обаяния; силы же тьмы воплощены с шекспировским динамизмом и размахом. Все произведение звучит как светлый гимн человечности.

Однако опера «Дидона и Эней» была поставлена в XVII веке лишь однажды — в 1689 году, при том не на театральной сцене, а в пансионате для благородных девиц в Челси. Затем состоялось два спектакля — один в начале и другой в конце XVIII века. Прошло еще сто лет, прежде чем это лучшее творение величайшего композитора Англии было извлечено из архивов и утвердилось на английской, а затем и на мировой сцене. Через год после премьеры «Дидоны и Энея» Пёрселл с благородной верой в свое искусство и вместе с тем с горечью писал в предисловии к положенной им на музыку драме «Диоклециан»: «...музыка еще в пеленках, но это многообещающий ребенок. Он еще даст почувствовать, чем он в Англии способен стать, только бы мастера музыки пользовались здесь большим поощрением».

Он мало сочинял для придворной сцены, где по-прежнему господствовали репертуар и стиль, отражавшие влияния французского классицизма. Там его театральная музыка, впитавшая традиции и приемы народных баллад, не могла рассчитывать на прочный успех. Создавая десятки музыкально-драматических опусов, он обращался к инициативе частных лиц и при их помощи обосновался в небольшом театре на Дорсет-Гарден, доступном для широкой публики. Он принимал непосредственное, активное участие в постановках, деятельно сотрудничал с драматургами, режиссурой, а нередко и сам участвовал в спектаклях в качестве актера или певца (у него был великолепный бас). Создание большого, высокохудожественного оперного театра, доставляющего радость народу и поддерживаемого правительством, Пёрселл считал делом чести английской нации. И он с горечью видел страшную далекость этого идеала от действительности. Отсюда глубокий идейный разлад с теми кругами английского общества, от которых больше всего зависели его судьба и судьба музыки. Вряд ли можно сомневаться в том, что этот идейный конфликт, более или менее затаенный, но неразрешимый, стал одним из факторов трагической преждевременной гибели великого композитора. Он умер от неизвестной болезни в 1695 году, в расцветет дарования и мастерства, всего лишь тридцати семи лет от роду.

На третий год после его смерти вышел в свет сборник его песен «Британский Орфей». Он разошелся несколькими изданиями. Его популярность была очень велика. Распевая эти песни, английский народ отдавал должное национальному гению своей музыки.

Henry Purcell (1659-1695) - 12 Sonatas of three parts


Henry Purcell (1659-1695) - Chamber Music


Henry Purcell (1659-1695) - Fantasias for Strings



Henry Purcell (1659-1695) - Fantasia upon a ground for 3 violins


Henry Purcell (1659-1695) - 10 Sonatas in Four Parts


Henry Purcell: The Golden Sonata


Henry Purcell (1659 - 1695): Abdelazer Suite



Рассказать друзьям