Гергиев валерий абисалович. Валерий гергиев - биография, информация, личная жизнь

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Герой Труда Российской Федерации, народный артист России, Украины, Северной Осетии - Алании, пятикратный лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии Президента РФ, лауреат премии Правительства РФ, художественный руководитель - директор Государственного академического Мариинского театра, главный дирижер Мюнхенского филармонического оркестра, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель Республики Казахстан, почетный гражданин городов Санкт-Петербурга, Владикавказа, Беломорска, Лиона и Тулузы, артист Мира ЮНЕСКО

Валерий Гергиев представляет собой уникальный тип музыканта-руководителя, высочайшее дирижерское мастерство которого переплетается с широкой музыкально-общественной деятельностью. По словам маэстро, он «энергетически неплохо заряжен факторами своего произрастания, в нем говорит необычное национальное и музыкальное происхождение». Это относится и к Кавказу, особому месту, где он вырос, и, безусловно, к его родителям, которые дали ему «хороший заряд - и моральный, и духовный», дали то направление, которого он придерживается до сих пор. «Я стал тем, кто я есть в значительной степени благодаря моим родителям», - подчеркивает он.

Родился 2 мая 1953 года в Москве. Отец - Гергиев Абисал Заурбекович. Мать - Гергиева (Татарканова) Тамара Тимофеевна. Супруга - Наталья, в браке с которой появились на свет два сына - первенец Абисал, затем Валерий, а также младший ребенок - дочь Тамара.

Детство и юность Валерия прошли на Кавказе - в 1959 году семья Гергиевых переехала в город Орджоникидзе (ныне - Владикавказ). В семье помимо сына росли две дочери, Лариса и Светлана. Валерий Абисалович Гергиев рассказывал: «Отец - офицер, фронтовик, рано ушел из жизни - сказались полученные раны. Мне тогда было 13 лет, а ему 49. Но он многому меня успел научить… Он внушил мне понятия о главных жизненных ценностях, привил чувство ответственности и научил сознавать собственную роль в этом мире. После его смерти мы с сестрами пережили очень трудные времена. Мама продолжала воспитывать меня, как и отец, в уважении и любви к людям. Только благодаря этой необыкновенной женщине нам удалось преодолеть все трудности...»

Валерий Гергиев поступил в знаменитую школу №5 города Орджоникидзе, где в свое время учились Е.Б. Вахтангов и П.Г. Лисициан. Вместе со своей сестрой Ларисой Валерий стал серьезно заниматься и музыкой. От родителей мальчик унаследовал волевой, решительный характер, невероятное трудолюбие и огромную работоспособность, качества лидера, как в организаторском, так и в творческом отношении.

Занятия в музыкальной школе, а затем в училище искусств по классу фортепиано (1968–1972) у Заремы Андреевны Лолаевой стали для Валерия Гергиева тем «начальным капиталом», который помог ему освоить разнообразные

навыки и знания, необходимые в профессии музыканта, а в дальнейшем позволили совершить стремительный взлет к вершинам музыкального искусства. Уже тогда опытный педагог Лолаева заметила одну характерную особенность своего ученика - инструментальное звучание фортепиано, словно это была оркестровая ткань, услышанная чутким и тонким мастером. Названная особенность стала во многом определяющей в музыкантской судьбе Гергиева.

Параллельно с фортепиано Валерий стал заниматься дирижированием в классе Анатолия Аркадьевича Брискина, главного дирижера Государственного Северо-Осетинского музыкального театра. Наставник Гергиева был воспитанником Ленинградской консерватории по классу дирижирования профессора И.А. Мусина. В молодом музыканте он сразу разглядел незаурядное дарование и, не скупясь, ответственно и требовательно делился своим опытом, приоткрывая Валерию тайны мастерства дирижерского искусства.

По окончании училища Валерий Гергиев продолжил свое музыкальное образование в Ленинграде. После Осетии, родины его предков, северная столица стала для него отныне духовной, музыкальной родиной. Поступление в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова в 1972 году стало для Валерия заслуженной, счастливой удачей, опровергая сложившееся мнение о дирижировании как привилегии зрелых лет. Ему было всего 19, но его мастерство за пультом оценили по достоинству - помог опыт, накопленный на занятиях под руководством А.А. Брискина. Гергиев был сразу принят на факультет симфонического дирижирования (что явилось исключительным случаем в практике поступления на это отделение после среднего музыкального специального образования) в класс легендарного педагога, профессора Ильи Александровича Мусина.

И.А. Мусин позже напишет: «Для меня Валерий никогда не был легким учеником из числа тех эффектных музыкантов, которые все схватывают на лету. Мне импонировала его углубленная, сосредоточенная манера работы над партитурой. Валерий напоминает мне скульптора, который выбирает не известняк, а гранит. Обстоятельно трудится он над партитурой. Не спешит выступать перед аудиторией, углубленно вынашивает новое для себя сочинение. И чем полнее он его постигает, тем более одухотворенным получается исполнение. Музыка для него - сама жизнь».

Освоенная школа дирижерского искусства во многом позволила Валерию Гергиеву достичь того уровня мастерства, которым отмечена его профессиональная жизнь. Первыми его вершинами стали победы - сначала на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров (1976, Москва, II премия и звание лауреата), а затем на престижном Международном конкурсе дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» (1977, Западный Берлин, II премия и звание лауреата), когда В. Гергиев, студент Ленинградской консерватории, опередил в пяти турах почти 70 молодых музыкантов со всего мира, подготовив 18 симфонических произведений. С 24-летним лауреатом встретился сам маэстро Герберт фон Караян! Перед финальным концертом, где Валерий как победитель конкурса получил право выступить с западноберлинским филармоническим оркестром, Караян провел с молодым дирижером целый час за интересной беседой, которая, как и заключительный концерт, навсегда осталась в памяти Валерия Гергиева.

Очень лестным стало для Валерия приглашение маэстро приехать на гастроли в Западный Берлин, но вынужденный отказ компенсировало неожиданное предложение: победителя конкурса студента 5-го курса Ленинградской консерватории Гергиева пригласили в Кировский театр.

Пожелания самого Караяна и уникальная школа Мусина вселяли уверенность, окрыляли молодого дирижера, перешагнувшего порог знаменитого театра в 1977 году. В. Гергиев был принят сначала в качестве дирижера-ассистента, а с 1978 года он стал дирижером Театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

Дебютом Валерия Гергиева в Кировском театре стал спектакль «Война и мир» (12.01.1978), отмеченный как первая, удачная работа в опере молодого дирижера с большим будущим. Сложнейшая партитура С. Прокофьева, чье творчество особенно дорого и близко Гергиеву среди композиторов ХХ столетия, оказалась для Валерия чем-то вроде счастливого талисмана на протяжении всей его творческой жизни. Музыкальный руководитель постановки оперы «Война и мир» Ю. Темирканов и его ассистент работали в идеальном творческом контакте. Яркая театральность, эпический размах, тончайшие нюансы прокофьевской музыки стали близки и понятны Валерию. С большим успехом он самостоятельно провел два спектакля.

По словам И.А. Мусина, «работа в Театре им. С.М. Кирова, возглавляемом Ю.Х. Темиркановым, создала благоприятные возможности для дальнейшего совершенствования мастерства Гергиева. В дирижерской манере его стало больше гибкости, более пластичным и разнообразным сделался жест, сильнее выявилась артистичность».

Под управлением В.А. Гергиева в театре в то время с успехом шли многие спектакли, среди которых премьеры балета «Гусарская баллада» Т. Хренникова, а также нескольких опер: «Манон Леско» Дж. Пуччини, «Дон Паскуале» Г. Доницетти, «Фауст» Ш. Гуно (возобновление).

Одной из наиболее удачных работ дирижера этого времени стала опера Р. Вагнера «Лоэнгрин» (возобновление).

Творческая деятельность Валерия Гергиева уже тогда не ограничивалась только театром. Его симфонический репертуар с каждым днем расширялся за счет выступлений с различными оркестрами по всей стране и за ее пределами.

Тогда же Гергиев возглавил студенческий оркестр Ленинградской консерватории, с которым выступал во многих концертах с различными симфоническими программами.

С 1981 по 1985 годы Валерий Абисалович параллельно с работой в Кировском театре руководил Государственным симфоническим оркестром Армении (ныне - Филармонический оркестр Армении). Под управлением Гергиева впервые в Ереване были исполнены многие шедевры мирового симфонизма, а также сочинения современных армянских композиторов.

В 1988 году Валерий Гергиев становится главным дирижером Театра оперы и балета имени С.М. Кирова. Новая должность была дополнена художественным руководством оперной труппой театра. Раскрыть новые возможности коллектива с богатейшими традициями, открыть его многогранные ресурсы, вывести на уровень ведущих мировых театров - именно это стало главной, первостепенной задачей нового главного дирижера и художественного руководителя кировской оперы Валерия Гергиева.

Свой первый сезон на руководящей должности (1988/89) Гергиев начал с обновления репертуара. Правда, премьерными спектаклями явились не новые постановки, а возобновленные старые. Восстановленная без купюр опера А. Бородина «Князь Игорь» и «Хованщина» М. Мусоргского в оркестровке Д. Шостаковича стали началом гергиевского периода в жизни труппы.

Дальнейший путь расширения репертуара театра маэстро обозначил тремя именами: Мусоргский, Чайковский, Прокофьев. Творчеству этих гениальных композиторов были посвящены и новые постановки, и впервые проводимые в нашей стране подобные оперные фестивали.

С началом 1990-х годов получила воплощение идея Валерия Гергиева о сотрудничестве Кировского театра с зарубежными оперными сценами мира. Началом совместной работы с театром «Ковент-Гарден» стал спектакль «Борис Годунов». Затем совместно с Лондонским королевским театром последовали новые постановки: «Отелло», «Война и мир» (в сотрудничестве также с Оперой де Бастий), «Огненный ангел».

Несколько позже и вплоть до сегодняшнего дня задуманное Гергиевым творческое сотрудничество с крупнейшими оперными театрами мира получило воплощение в совместных работах кировской, а ныне мариинской оперной труппы с «Метрополитен-опера», театрами Карло Феличе, «Ла Скала», «Шатле», Оперой Сан-Франциско, Новой Оперой Израиля. Подобных идей, ставших со временем неотъемлемой частью творческой деятельности и самого маэстро, и жизни Кировского театра, в арсенале Гергиева было великое множество.

С приходом в 1988 году Валерия Гергиева на пост главного дирижера Кировского театра активизировалась концертная деятельность оркестра. Гергиеву удалось не только сохранить замечательные исполнительские традиции старейшего коллектива России, но и преумножить их, возрождая практику общедоступных Променад-концертов (1992–1995), Шереметевских музыкальных вечеров (2000–2003), а также постоянно включая в репертуар гастролей симфонические произведения.

Среди совместных работ главного дирижера Кировского театра с зарубежными оркестрами выделяются выступления с Роттердамским филармоническим оркестром. С 1995 года маэстро Гергиев является его главным приглашенным дирижером, и сотрудничество в исполнении разнообразных симфонических программ с успехом продолжается.

Валерий Гергиев - желанный гость за пультом многих прославленных оркестров и оперных коллективов, престижнейших музыкальных фестивалей. Его по праву считают одним из ведущих дирижеров мира. Он работает с известными музыкальными коллективами, такими как Венский филармонический оркестр, оркестр Берлинской филармонии, Лондонский симфонический оркестр, Королевский филармонический оркестр (Великобритания), Национальный оркестр Франции, оркестр Шведского радио, симфонические оркестры Сан-Франциско, Бостона, Торонто, Чикаго, Кливленда, Далласа, Хьюстона, Миннесоты, Монреаля, Бирмингема, дирижирует Всемирным оркестром мира.

С января 2007 года маэстро в течение восьми лет являлся главным дирижером Лондонского симфонического оркестра.

Известна и работа Гергиева со многими коллективами оперных театров. В 1991 году он осуществил постановку «Бориса Годунова» в Мюнхене, а в Сан-Франциско - «Войны и мира». На сцене Лондонского королевского театра «Ковент-Гарден» в 1993 году под его управлением была поставлена опера «Евгений Онегин». После успешных гастролей Кировской оперы, впервые выступившей на сцене «Метрополитен-опера», в 1994 году Гергиев дирижировал в нью-йоркском театре новой постановкой оперы «Отелло» с участием Пласидо Доминго, а в следующем сезоне 1995/96 - премьерным спектаклем «Пиковая дама», который западные критики назвали «одним из самых значительных музыкальных событий 1995 года».

С 1997 по 2002 год маэстро являлся главным приглашенным дирижером нью-йоркской «Метрополитен-опера» - такая должность была создана впервые в истории этого театра.

Несмотря на столь широкий размах деятельности, Валерий Гергиев продолжал работу по организации и проведению все новых фестивалей. Идею юбилейных торжеств, посвященных русским композиторам, в 1994 году по желанию Гергиева подхватил фестиваль «Римский-Корсаков в ХХ веке», раскрывший творчество композитора в проекции на мировую музыкальную культуру; в 2005 году - фестиваль Чайковского, включивший в свою программу оперы и балеты композитора, являющиеся важной составляющей репертуара театра. Весной 2005 года впервые в Мариинском театре состоялся фестиваль «Масленица», положивший начало возрождению русской народной традиции. Но главным достижением в ряду фестивальных событий на мариинской сцене, вершиной артистических стремлений маэстро стал ежегодный Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей», вдохновителем и душой которого с 1993 года является Валерий Гергиев.

Масштаб работы В.А. Гергиева в тот период, когда он являлся главным дирижером и художественным руководителем оперной труппы Кировского театра (1988–1996), колоссален. Под руководством маэстро осуществлялись новые постановки на кировской сцене, их число увеличивалось от сезона к сезону, организовывались и проводились многочисленные фестивали, следовали престижные гастроли с оркестром и оперной труппой Кировского театра, позволившие не только знакомить зарубежную публику с лучшими произведениями русской музыки, но и повышать исполнительский уровень оркестра, хора и, конечно, солистов, чьи имена стали известны всему миру.

Многогранная деятельность Валерия Гергиева, его авторитет в кругу мирового музыкального искусства, завоеванный количеством и качеством дел, были направлены на достижение главной цели - укрепление славы и репутации Театра оперы и балета имени С.М. Кирова в мире современного музыкального искусства. Для Гергиева не было выбора - была неподдельная и искренняя преданность и России, где он родился, где создавали свои великие произведения русские композиторы, преданность Ленинграду - Санкт-Петербургу, центру российской культуры, с которым были связаны его образование и музыкально-художественные приоритеты, а также своему родному Кировскому театру, в 1992 году переименованному в Мариинский, в возрождение которого он верил без всяких оговорок, свято, всем сердцем. Менее 10 лет потребовалось В.А. Гергиеву для того, чтобы искусство Кировского театра приобрело высокую международную оценку и восторженное признание.

В 1996 году Валерий Гергиев Указом Президента РФ Бориса Ельцина был назначен художественным руководителем-директором Мариинского театра. С тех пор коллектив Мариинки обрел новую, еще более динамичную жизнь, о которой стало известно повсеместно. За прошедшие годы благодаря усилиям В.А. Гергиева, его художественному и административному таланту театр стал одним из ведущих коллективов мира, а мариинский оркестр заслужил единодушное признание критики как интерпретатор русской и западноевропейской классики.

Заданный маэстро Гергиевым сверхдинамичный темп творческой жизни труппы позволил театру в кратчайшие сроки невероятно расширить репертуарную афишу. Число премьерных спектаклей, поставленных за один сезон, достигало цифр 4, 6, а в 2004–2005 годах - 7 , в 2002–2003 годах - 9. И это только оперы!

В 2000-е годы заметно расширился и балетный репертуар театра, на сцене которого наряду с выдающимися спектаклями прошлых лет были восстановлены отреставрированные по сохранившимся балетным «стенограммам» классические постановки М. Петипа и балеты М. Фокина, появилась коллекция шедевров Дж. Баланчина, балеты на музыку Стравинского, а также новые хореографические версии «Щелкунчика» и «Золушки». За время руководства театром Валерию Гергиеву удалось вырастить в Мариинском плеяду певцов мирового уровня, с огромным успехом выступающих сегодня в оперных театрах по всему свету.

Новой гордостью оперной труппы театра стала Анна Нетребко. После исполнения ею одной из лучших своих ролей на мариинской сцене - партии Наташи («Война и мир», режиссер А. Кончаловский, 2000) о таланте Нетребко узнал весь мир. Эту партию певица исполняла на сценах мадридского театра «Реал», миланского «Ла Скала», Лондонского королевского оперного театра «Ковент-Гарден», на Московском Пасхальном фестивале и других сценах.

Развивая идею высокопрофессиональной артистической смены и преемственности традиций, в театре по предложению Валерия Гергиева создали Академию молодых певцов (1998) и Молодежный филармонический оркестр (1999).

Талантливая молодежь стала получать уроки мастерства в процессе каждодневной работы театра. Включаясь в слаженную систему театрального дела, академия и Молодежный оркестр сделались для Мариинки важным, необходимым подспорьем. География гастрольных выступлений труппы Мариинского театра под руководством В. Гергиева охватила Старый и Новый Свет. Имя Мариинского стало известно во всех странах Европы, в Латинской Америке и США, в Китае, Японии и Австралии.

Совместно с Михаилом Пиотровским, возглавляющим один из крупнейших музеев мира, Валерий Гергиев объединил в творческий союз два бесценных достояния не только российской, но и всей мировой культуры - Государственный Эрмитаж и Мариинский театр. Они осуществили ряд уникальных культурных акций, получивших большой общественный резонанс.

В 2003 году, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга и 220-летия Мариинского театра, В.А. Гергиев приветствовал гостей торжеств на XI фестивале «Звезды белых ночей», составив самую обширную праздничную программу.

В сезоне 2004/05 года В.А. Гергиев стал инициатором проведения мировой серии благотворительных концертов под названием «Беслан. Музыка во имя жизни». Под руководством маэстро состоялись концерты в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио, Риме и Москве.

В 2005 году, в канун празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, он организовал по образцу молодежных оркестров мира Объединенный молодежный оркестр стран-участниц Второй мировой войны, в который пригласил молодых талантливых музыкантов из оркестра Мариинского театра, а также оркестров стран СНГ, Европы и Америки.

Открытие нового Концертного зала Мариинского театра стало еще одной знаменательной датой в истории российского театра. Это - единственный в России театрально-концертный комплекс высочайшего уровня, построенный в соответствии с современными достижениями строительной науки и изначально предназначенный для проведения концертных программ.

21 августа 2008 года в Цхинвале, на заполненной до отказа площади в центре города, Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в память жертв среди мирного населения в войне. На церемонии закрытия Олимпийских зимних игр в Ванкувере (2010) во время российской презентации он дирижировал оркестром, находящимся на Красной площади в Москве, по прямому телемосту.

В 2010 году Ученым советом СПбГУ Валерий Гергиев избран деканом нового факультета искусств СПбГУ. С 2013 года он является председателем Всероссийского хорового общества, а также руководителем Национального молодежного оркестра США, основанного в Нью-Йорке по инициативе Карнеги-холла. Он - учредитель благотворительного Фонда Валерия Гергиева.

В мае 2013 года воплотился великий проект руководителя Мариинки. Открылась новая сцена, Мариинский-2, оснащенная современными и совершенными технологиями, ознаменовавшая наступление новой эпохи в истории театра. Благодаря уникальным возможностям новой сцены Мариинский театр стал театрально-концертным комплексом, не имеющим аналогов в России.

Валерий Абисалович Гергиев первым в новейшей российской истории удостоен звания Героя Труда Российской Федерации (2013).

В 2014 году Детский хор России, созданный по инициативе В.А. Гергиева на базе Всероссийского хорового общества, впервые выступил с программой в Мариинском-2, а затем принял участие в церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи.

В 2015 году В.А. Гергиев оставил пост главного дирижера Лондонского симфонического оркестра и стал главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра. Сотрудничество с лондонским коллективом не прекратилось - работа над записью дисков продолжилась.

В мае 2016 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобожденной армией правительства Сирии при поддержке российских военных. Концерт был посвящен памяти казненного боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера, Героя Российской Федерации Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры от ИГИЛ.

Художественные достижения маэстро по достоинству оценены публикой, прессой, музыкальной общественностью в России и за рубежом. Обширная дискография дирижера включает оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.

В.А. Гергиев - Герой Труда Российской Федерации, народный артист России, народный артист Украины, народный артист Северной Осетии - Алании, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель Республики Казахстан, пятикратный лауреат Государственной премии Российской Федерации, лауреат премии Правительства РФ, премии Президента РФ, Государственной премии имени К. Хетагурова (Северная Осетия), обладатель почетного звания «Артист Мира ЮНЕСКО», обладатель титула «Дирижер года» по версии «International Classical Music Awards».

Он - лауреат многочисленных отечественных и зарубежных наград. Это - Всероссийская театральная премия «Золотая маска» (многократно), высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» (многократно), премия имени Д.Д. Шостаковича, специальная премия компании «Philips Electronics», российская оперная премия «Casta Diva», Царскосельская художественная премия, независимая российская премия в области литературы и искусства «Триумф», премия «Национальная гордость России», российская премия «За труды и Отечество», премия Шведской королевской музыкальной академии «Polar Music Prize», премия имени Герберта фон Караяна, премия Фонда американо-российского культурного сотрудничества (American-Russian Cultural Cooperation Foundation), премия «Record Academy Award» (Япония), приз «Academie du disque lyrique» (Франция), «Хрустальный приз» (Швейцария) и многие другие.

Награжден золотой медалью Героя Труда РФ, Благодарностью Президента РФ, орденами «За заслуги перед Отечеством III и IV степени, Дружбы, Александра Невского, Святого благоверного князя Даниила Московского III степени, Святого Месропа Маштоца (Армения), «Почётный кавалер» (Италия), «L’Ordre des Arts et des Lettres» (Франция), Почётного легиона (Франция), Восходящего солнца (Япония), Святого князя Владимира (Украина), Ярослава Мудрого V степени (Украина), Данакер (Республика Кыргызстан), Командорским знаком ордена Финского Льва (Финляндия), Крестом первого класса «За заслуги» (Германия), медалью «За доблестный труд» (Татарстан), званием Рыцаря ордена Нидерландского Льва (Нидерланды) и другими.

Почетный гражданин городов Санкт-Петербурга, Владикавказа, Беломорска, Тулузы и Лиона, почетный консул Люксембурга в Санкт-Петербурге, почетный дирижер Роттердамского филармонического оркестра.

В рамках проекта «Кто есть кто в современном мире» Международным Объединенным Биографическим Центром признан «Человеком века» (2009). Валерий Абисалович является футбольным болельщиком. Среди российских клубов он поддерживает санкт-петербургский «Зенит» и владикавказскую «Аланию».

Валерий Гергиев – дирижер Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров. Несколько десятилетий остается бессменным худруком Мариинского театра. Талант музыканта восхищает, Гергиеву удалось открыть русскую музыку западному зрителю.

Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Единственного сына Гергиевы назвали в честь летчика-испытателя , который первым совершил беспересадочный перелет через Северный полюс. Родители – осетины по национальности, отец Абисал Заурбекович Гергиев командовал батальоном во время войны.

К сожалению, когда Валерию исполнилось 13 лет, отца не стало. Детей воспитывала мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева. У Гергиева есть две сестры – Лариса, которая стала признанной пианисткой, оперным режиссером, получила звание Народной артистки России, и Светлана.

В 7 лет Тамара Тимофеевна привела сына в музыкальную школу, где уже занималась старшая дочь. Самого Валерия больше занимала игра в футбол, поэтому мальчик беспокойно поглядывал в окно, слушая преподавателя. Педагог наиграл мелодию и попросил мальчика повторить ритм. Валерий Гергиев повторил. Преподаватель не сдавался и попросил сделать то же самое еще раз – мальчик решил импровизировать. Учитель вынес вердикт: у Валерия нет слуха, пусть лучше занимается футболом. Позднее, вспоминая тот случай из детского периода собственной биографии, знаменитый дирижер скажет, что попытался усовершенствовать музыкальный ряд, а педагог этого не понял.


Мать добилась, чтобы сына зачислили в музыкальную школу, где тот быстро стал лучшим учеником. Уроки музыки и дворовые игры не мешали Валерию хорошо учиться в обычной школе – мальчик участвовал в математических олимпиадах. До смерти отец успел научить сына всегда идти к собственной цели и выполнять обещания, а еще любить семью.

В 1972 году Валерий Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию и проучился там 5 лет в классе Ильи Александровича Мусина, создателя ленинградской дирижерской школы. По словам музыканта, жизнь в общежитии стала первой школой жизни. Там же Валерий влюбился в русскую классику и , это была любовь с первой ноты, которую дирижер пронес через жизнь.

Музыка

Впервые Валерий Гергиев громко заявил о таланте еще в студенческие годы. Юноша участвовал в международном фестивале им. Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил гран-при. Затем была следующая победа – на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.


После окончания консерватории Валерий Гергиев работал ассистентом дирижера в Кировском театре. Через год, в 1978 году Валерий впервые встал за главный пульт. Дирижерским дебютом Гергиева стала опера «Война и мир». Затем четыре года Гергиев руководил оркестром в Армении, а в 1988 году стал главным дирижером Кировского театра. В первый год на новой должности Валерий Гергиев организовал тематический фестиваль по произведениям Модеста Мусоргского. В дальнейшем проведение таких мероприятий стало традицией.

Для постановки русских оперных шедевров маэстро приглашает режиссеров и сценографов с мировым именем. Фестиваль 1990 года Гергиев посвятил творчеству , 1991 – , а 1994 – а. Следующий фестиваль состоялся в 2006 году в Лондоне и был приурочен к столетию со дня рождения .

В 90-х Валерий Гергиев часто гастролировал за рубежом. В 1992 году музыкант дебютировал в Метрополитен-опере как дирижер оперы «Отелло». В 1995 году Гергиева пригласили дирижировать в филармоническом оркестре в Роттердаме. Как приглашенный дирижер Гергиев сотрудничал с коллективом до 2008 года.

В 2003 году дирижер основал благотворительную организацию «Фонд Валерия Гергиева», которая помогает в проведении музыкальных, образовательных и просветительских проектов. По инициативе музыканта основан и действует ряд международных музыкальных фестивалей.

2007 год начался для Валерия Гергиева с перемен. 1 января дирижер возглавил Лондонский симфонический оркестр. Критики и коллеги характеризовали творчество музыканта как яркое и эмоциональное, всегда с неординарным прочтением. На закрытии зимней Олимпиады-2010, проходившей в Ванкувере, Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Гергиева и – 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.


В 2014 году Валерий Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству . Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Бизе-Щедрина.

Но главное достижение Гергиева – Мариинский театр, который музыкант возглавляет уже 20 лет. Валерий Гергиев стал художественным руководителем и директором «Мариинки» в 1996 году и делал все возможное и невозможное, чтобы труппа стала лучшей в мире.


С труппами собственного театра худрук проводит 250 дней в году. За годы, проведенные в нем, Гергиев воспитал многих певцов мировой величины, обновил репертуар, включив произведения русских классиков. Валерий Гергиев тесно сотрудничает с . Музыканты вместе дают концерты, проводят музыкальные фестивали, а также выезжают на мастер-классы по музыкальным учебным учреждениям России.

5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом оркестр «Мариинки» дал концерт «С молитвой о Пальмире». Дирижировал Валерий Гергиев.

Народный артист РФ, лауреат государственных премий, многократный обладатель премий «Золотая маска» и «Золотой софит», других престижных наград Валерий Гергиев остается верен музыке и родному театру.

Личная жизнь

У Валерия Гергиева были увлечения в молодости, в основном оперными певицами. Но мать каждый раз просила сына подумать, какой та будет матерью и женой, поэтому дирижер не спешил к кардинальным переменам в личной жизни.

С будущей женой Валерий познакомился в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Осетинка Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе, попала в число лауреатов и, сама того не ведая, завоевала сердце маэстро. Роман вспыхнул сразу, но первое время молодые встречались тайно. Наталья была вдвое моложе Валерия.


В 1999 году влюбленные поженились – свадьбу праздновали во Владикавказе с размахом. На торжество съехались более тысячи гостей из разных уголков России и СНГ. Через год в семье родился первенец Абисал. В 2001 году появился на свет второй сын Валерий, а в 2003 году – дочь Тамара. Семейные фото маэстро нередко появляются в сети.

Журналисты писали, что у Валерия Гергиева есть внебрачная дочь Наталья, которая родилась в 1985 году от связи с филологом Еленой Остович.

Валерий Гергиев сейчас

Сейчас Валерий Гергиев ведет активную творческую деятельность. Осенью маэстро провел дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», участниками, прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».


В декабре Валерий Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провели заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале . Все подробности творческой жизни дирижер освещает на официальном сайте .

Проекты

  • Фестиваль «За мир на Кавказе» во Владикавказе
  • «Миккели Фестиваль» в Финляндии
  • Фестиваль Красного моря в Эйлате
  • Киров–Филармония
  • Роттердам Филармоник
  • Московский пасхальный фестиваль
  • «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге

Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дебютом в театре стала «Война и мир» Прокофьева (1978). В 1988 году Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, в 1996 стал его художественным руководителем-директором, приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Чайковского, в 1991-м – 100-летию Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Римского-Корсакова. В программах фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не звучавшие сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева – в 2016-м.

Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999мвозрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение «Кольца» на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008). Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017– во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия – Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD.

Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими

оперными театрами и фестивалями мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года после кончины основателя коллектива Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня – почетный дирижер коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени Чайковского. Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра Валерий Абисалович Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году — Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

После этого Гергиев был приглашен в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр) на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева "Война и мир".

За рубежом маэстро дебютировал в 1990-х годах: в 1991 году — в Баварской государственной опере ("Борис Годунов" Модеста Мусоргского), в 1993 году — в Ковент-Гардене ("Евгений Онегин" Чайковского), в 1994 году — в Метрополитен-опере ("Отелло" Джузеппе Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Гергиев продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами.

В 1995-2008 годах Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (в настоящее время — почетный дирижер), в 2007-2015 годах — Лондонского симфонического оркестра.

С сезона 2015/2016 маэстро является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра .

Валерий Гергиев — основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых "Звезды белых ночей" (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), "Гергиев-фестиваль" в Роттердаме, фестиваль в Миккели, "360 градусов" в Мюнхене. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль "Мариинский NEXT", в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Он является сопредседателем оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

С целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования в 2003 году был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев — народный артист РФ (), лауреат Государственных премий РФ в области литературы и искусства (за ,



Рассказать друзьям