Государственное устройство у гоголя.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Акустическая классификация:

1) Даёт характеристику не процессу, а результату;

2) Процесс изменения может измениться;

3) Может дать классификацию гласного и согласного в одной дихтомии;

4) Двучленна.

Акустическая классификация звуков русского языка построена на 9 парных акустических признаках:

1. Вокальность (гласность) – характерен для всех звуков, которые образуются с участием голоса – гласные, сонорные согласные. Невокальность – шумные согласные;

2. Консонантность – при образовании звука образуется затор в ротовой полости, который гасит силу звука – согласные. Неконсонантность – гласные;

3. Высокие – звуки с большой частотой колебаний – гласные переднего ряда, переднеязычные, среднеязычный «й». Низкие – звуки с малой частотой колебания – гласные непереднего ряда, губные и заднеязычные согласные;

4. Компактные – звуки, у которых дна из формант лежит близко к центру речевого спектра (100 гц), а другие не отстают от неё – гласные нижнего подъёма, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные согласные. Диффузные – или компактность далеко от центра, или показатели далеко друг от друга – гласные верхнего подъёма, губные и зубные согласные;

5. Бимольность (огубленность) – характеристика звуков, в которых присутствуют губные согласные (тут) и огубленность гласных. Небимольность – все остальные;

6. Диезность (палатализированность) – характеристика мягких согласных и закрытых гласных. Недиезность – все остальные;

7. Прерванность – свойственна звукам, при образовании которых ротовая полость хоть на миг полностью закрывается – смычные согласные. Непрерванные – все несмычные согласные и гласные. Характеристика носовых согласных представляет сложность: на спектограммах они не всегда чётко отличаются;

8. Резкость – воздушная струя натыкается на несколько препятствий, образуя завихрения, усиливающиеся при преодолении последующего препятствия. В итоге образуются специфичные обертоны – дополнительные гармоничные звуки, характеризующиеся как резкий: «р», «ч», «ц». Нерезкость – все остальные;

9. Звонкость – вокальные звуки и те, у которых есть хотя бы пониженная степень вокальности – гласные и звонкие согласные. Глухие – шумные глухие согласные.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Акустическая классификация звуков.:

  1. Классификация аномальных (побочных) респираторных звуков на основе классификации Американского общества изучения грудной клетки.
  2. 1) Позиционной меной согласных называется закономерные изменения звуков, обусловленных их позицией, то есть положением относительно других звуков и местом в слове.

Разделы фонетики

Фонетика уже давно стала хорошо разработанной дисциплиной. Она делится на:

1) Общая фонетика – занимается изучением природы звука речи как единства аккустическо-физиологических и лингвистических аспектов. Т.е. занимается изучением общих условий образования звуков речи, учением о слоге, общей теорией ударения, интонации и т.п.

2) Частная фонетика

1. Описательная фонетика – занимается изучением вышеперечисленных проблем в приложении к данному языку в синхроническом плане.

2. Историческая – в диахроническом плане.

Прикладные аспекты фонетики:

  • Обучение письму
  • Хорошее и четкое произношение (дикторы)
  • Ораторское искусство (публичная речь)
  • Обучение глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика)
  • Логопедия
  • Создание письменности для бесписьменных народов
  • Совершенствование орфографии старописьменных языков
  • Дря решения различных технических щадач (телеония и радиотехника) – степень разборчивости и понятности речи при передаче
  • Проблема распознавания речи
  • Криминалистика

2 билет: Методы фонетических исследований

1) артикуляционный (анатомо-физиологический ) – звук рассматривается как продукт работы произносительных органов человека. Исследует звук речи с точки зрения его создания: какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический ) – звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, выраженные органами речи. Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический ) – звук рассматривается в процессе функционирования и выполнения смысла различительной и строительной функций.

4) интроспективный – заглядывание в себя и анализ речи.

3 билет: Физиологическая база фонетики - артикуляция. Строение речевого аппарата.

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще:

Движущая сила

2. тело , колебания ко­торого дадут тоны и шумы

3. резонатор для оформления тембра звуков.

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией.

Артикуляция складывает­ся из трех частей:

1. из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”),

2. выдержки - когда органы “выходят на работу”[i] средней части

3. рекурсии - когда органы установились для данной артикуля­ции, и отступа

4. когда органы возвраща­ются в нерабочее состояние.

Весь речевой аппарат лингвистически, т. е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части :

1) всё, что ниже гортани

Гортань

3) всё, что выше гортани

Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи , выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диа­фрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образова­ния звуков в качестве движущей силы ; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Средний этаж - гортань - состоит из двух больших хря­щей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого об­ращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “адамовым яблоком ” или “кадыком ”.

Эти два хряща образуют остов гортани , внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулис­тые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к се­редине.

Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют - голосовыми связками . Голосовые связки очень мус­кулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться , I. Пространство между голосовыми связка­ми называется междусвязочной щелью ; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью . Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель , Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель.

Источником образования всего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата - надставная труба , ре­зонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны , а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва со­мкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки , где расположен хрящ надгортанника , и далее подразделяется на две выходные трубы - две полости: ротовую и носовую ; разделяет эти две полости нёбо , передняя часть которого твер­дая, это твёрдое нёбо ; задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо , иначе -нёбная занавеска, закан­чивающаяся маленьким язычком .

Если мягкое нёбо приподнято , а маленький язычок прижат к, задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или| н о с о в ы е з в у к и).

Полость носа - неизменяемый по объему и форме резо­натор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назаль­ный) тембр, например при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта , наоборот, может всячески менять свою фор­му и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгор­танника.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании англий­ского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (глав­ным образом нижняя губа; как при произношении слова тпру!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округ­ляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может обра­зовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]).

Язык - самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразде­ляемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно вы­делить кончик языка.

Различные части языка обладают разной степенью подвиж­ности: наибольшей подвижностью обладает кончик

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смы­каясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского [р] - это картавое, или увулярное, р ).

Надгортанник слу­жит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источ­ником струи воздуха, которая используется при образовании зву­ков речи как движущая сила; 2) гортань является источником го­лоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба - полости рта и носа - является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в по­лости рта при смыкании и сужении органов возникают различ­ные шумы.

4 билет: Акустика речи. Физические параметры акустических колебаний. Акустические характеристики звуков. Понятие форманты, их значения для гласных русского языка.

Общей теорией звука занимается раздел физики -акусти­ка (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебатель­ных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляе­мый действием какой-либо движущей силы и доступный для слу­хового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хло­панье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа вос­приятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук обра­зоваться не может.

1. Высота – высота звука зависит от числа колебаний голосовых складок в 1 сек. Измеряется в 1 Гц. (самая низкая частота, которую можно взять голосом – 43,2 Гц; высоким (детский) – 4000Гц; 500-4000Гц – основные частоты, на которых люди общаются; >90 - ультразвук).

2. Сила – определяется интенсивностью напряжения голосовых связок и величиной давления воздуха в подвязочном пространстве. Сила звука измеряется в Дб – децибелах (30 Дб – спокойное общение; 60 Дб – вспышка гнева; 60-80 Дб – крик).

3. Длительность – измеряется в секундах. Бывает долгой и краткой.

4. Тембр – голос приобретает силу и тембр в резонаторных областях. Все окружающие нас звуки является сложными, они состоят из одного составного тона определяющего гл. тональность и сопровождающуюся рядом гармоничных тонов – они имеют более высокие частоты. Для обертонов резонаторами являются околоносовые пазухи – нотные, верхне-челюстные и тд, а так как объем этих пазух постоянен, поэтому резонируют одни и те же группы обертонов, что придает голосу неповторимую окраску.

Составляющие, которые для образования того или иного звука – форманты .

Форманта – это зона частот, усиленная резонаторами, совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука. Для характеристики гласных обычно указывают 3 форманта. F1-основная – это форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом, остальные форманты в сочетании с основной определяет окраску звука и его тембр.

У разных людей форманты могут варьироваться, но их соотношение остается.

Каждый гласный звук содержит в своем обертоновом составе две основные, относительно усиленные области частот , так называемые харакгерпетические тоны Гельмгольца, но которым наше ухо и различает один гласный звук от другого.

Есть и другие характерные области частот, в некоторых гласных их четыре-пять, но основные - две. Эти области частот, характеризующие звучание каждого гласного звука, носят название формант гласных . Каждый гласный звук характеризуется двумя такими главными областями усиления, причем одна из них обязана своим происхождением резонансу глотки, а вторая - резонансу ротовой полости. Именно этим и определяется необходимость при переходе от гласного к гласному перемещать язык из одной позиции в другую. Язык является тем основным артикуляционным органом, перемещение которого создает в ротовой и глоточной полостях нужные для образования формант объемы воздуха. Именно потому невозможно при едином положении языка произнести разные гласные. Единое положение языка создаст единые по своему объему полости в глотке во рту (следовательно, одинаковый их резонанс), форманты не смогут образоваться, и гласные не возникнут.

Формантные области для гласных русского языка по факту равны: а - 700 и 1000 гц, 0 - 535 и 780 гц, у - 300 и 650 гц, е - 440 и 1800 гц, и - 240 и 2250 гц.

Объемы глоточной и ротовой полостей находятся по величине в обратных отношениях и изменяются при произношении разных гласных в последовательности и-е-а-о-у.

Но и ротовая полость наименьшая по объему, так как спинка языка поднята к передней части твердого нёба. Эта малая полость резонирует на 3000 гц. Тут, в этой маленькой полости, образуется ротовая форманта гласного и. На гласном и глоточная полость, наоборот, наибольшая. Она резонирует на звук высотою в 400 гц, и в ней образуется глоточная форманта гласного и. Ротовая полость увеличивается при переходе от гласного и к гласному у в последовательности и-е-а-о-у. Глоточная же уменьшается при переходе от и к е и а, на о и у снова увеличивается.

Таким образом, переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей.

Артикуляторная и акустическая классификации звуков речи. Фонетическая классификация звуков речи Р.Якобсона, Г.Фанта и М. Халле.

Артикуляционная классификация очень удобна, проста и широко применима в языковедение, но недостаточно точна с акустической точки зрения. Однако просто уточнить артикуляторную классификацию акустическими данными, получаемыми с помощью приборов, окозалось невозможным.

На основании акустического анализа звука, точно установить, каким укладом речевых органов он произведен, невозможно. Один и тот же акустический импульс произведен разными артикуляционными способами.

Совокупность формант и межформантных областей дает спектр звука речи. (или основной) является форманта с наименьшей частотой, она дает основной тон звука и определяет качество звука в целом. Остальные форманты в сочетании с основной определяют окраску звука, его тембр.

Если учитывать только некоторые форманты звука, то можно попробовать акустическую классификацию связать с артикуляционной.

Якобсон, Фант и Халле предложили такую классификацию – УНИВЕРСАЛЬНУЮ , целью которой было учесть все возможные речевые звуки.

В основе этой классификации лежат 12 пар различительных или дифференциальных признаков . Этих признаков достаточно для описания звуков всех языков мира.

Универсальная классификация:

I признак ВОКАЛЬНОСТЬ – НЕВОКАЛЬНОСТЬ

к вокальным относятся гласные и сонорные согласные

к невокальным – шумные согласные

II признак КОНСОНАНТНОСТЬ – НЕКОНСОНАНТНОСТЬ

К консонантным – все согласные

К неконсонантным – все гласные

III признак ВЫСОКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ – НИЗКАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ

Высокая тональность – звук с большой частотой колебания

Низкая – звук с низкой частотой колебания.

Если звук речи создается низкими формантами, то затемнение будет внизу спектрограммы. Соответственно и высокие. Высокие звуки – гласные переднего ряда, зубные и передненебные согласные и средненебные звуки. Низкие – все остальные.

IV признак ДИФФУЗНОСТЬ – КОМПАКТНОСТЬ

Если у звука одна из формант лежит близко к центру речевого спектра (около 1000Гц), а другая не отстоит от нее очень далеко, то это звук компактный . Звук диффузный , если хотя бы одного из этих свойств нет.

Диффузные звуки – гласные вертикального подъема (и), губные и зубные согласные.

Компактные – гласные неверхнего подъема (у), согласные передне-, средне- и задненебные.

V признак БИМОЛЬНОСТЬ – НЕБИМОЛЬНОСТЬ

Бимольные – гласные (о, у), согласные после губных гласных.

Небимольные – а, э, и, ы

П˚ или П˳ - огубленость

VI признак ДИЕЗНОСТЬ – НЕДИЕЗНОСТЬ

Повышенные звуки

Недиезность – пат, тот

Диезность – пять, тетя (гласная между двумя мягкими согласными)

VII признак ПРЕРВАННОСТЬ – НЕПРЕРВАННОСТЬ

Смычные, кроме носовых все гласные, щелевые согласные и носовые согласные

VIII признак РЕЗКОСТЬ – НЕРЕЗКОСТЬ

Ц, ч, р все остальные

IX признак ЗВОНКОСТЬ – ГЛУХОСТЬ

Все вокальные

(гласные и сонорные звуки +шумные)

X признак НАПРЯЖЕННЫЙ – НЕНАПРЯЖЕННЫЙ

XI признак РОТОВОЙ – НЕРОТОВОЙ (НОСОВОЙ)

XII признак ГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ – НЕГЛАТАЛИЗИРОВАННЫЙ

  1. Эта классификация строго дихотомична, каждый звук можно описать с помощью наборов + и –
  2. Классификация хорошо корреспондирует артикуляцию
  3. Эта классификация позволяет преодолеть различия между согласными и гласными. Они описываются одним и тем же наборов терминов.

Все звуки в процессе речи встречают в отношении друг с другом.

Отметим сразу, что единой классификации, которая учитывала бы все возможные артикуляционные признаки звуков, не существует. Мы остановимся на таких классификациях, которые (не уводя в теоретические глубины) и позволяют увидеть языковые закономерности, и помогают в практической речевой деятельности.

Классификация по степени сонорности (звучности) позволяет, во-первых, разделить все звуки на гласные (вокальные, образуются только тоном) и согласные (консонантные). Во-вторых, по степени участияв звукопроизводствеголоса (тона) и шума все звуки русского языка можно разделить на четыре группы: 1) только тон = полные гласные (например: а, о, у, ы ) и редуцированные, ослабленные гласные, которые произносятся в безударных слогах (например: α – в первом слоге в слове вода, ъ – в последнем слоге слова мама, ь – в последнем слоге слова поле, ); 2) много тона + немного шума = сонорные (звучные) согласные (например: м, н, р, л ) и их мягкие варианты; 3) мало тона + много шума = шумные звонкие согласные (например: д, з, г, б, ж и их мягкие варианты,звук дзЛИГА («отец бы» – [атедзбы ]); 4) шум = шумные глухие согласные (например: т, с, к, п, ш, х ) и их мягкие варианты.

В основу артикуляционной классификации согласных звуков положено четыре признака: 1) способ образования (тип преграды воздушной струе – смычка или щель – и то, как именно преодолевается эта преграда), 2) место образования (взаимодействие пассивного и активного органов речи), 3) звонкость / глухость (участие в образовании звука голосовых связок), 4) твердость / мягкость звука (добавочная артикуляция: мягкость – это результат особой артикуляции, когда передняя часть языка приподнимается по направлению к твердому нёбу, мягкие звуки – палатализованные (от лат. palatum – нёбо), а твердость – когда задняя часть языка приподнимается по направлению к мягкому нёбу). Существуют разные формы представления классификации звуков. Чаще всего это таблицы с разным количеством ячеек, что зависит от дробности квалифицирующих признаков. Представим здесь таблицу А. А. Реформатского – М. В.Панова.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ЗНАЧКАМИ – НАДСТРОЧНЫМИ И ПОДСТРОЧНЫМИ)

СПОСОБ АРТИКУЛЯЦИИ

МЕСТО АРТИКУЛЯЦИИ

переднеязычные

среднеязычные

заднеязычные

передненебные

средненебные

средненебные

задненебные

ссмычные

взрывные

аффрикаты

щелчковые

взрывно-боковые

дрожащие

В таблице встречаются и требующие пояснения звуки. Так, она показывает, что в русском литературном языке есть непривычные, «странные» звуки: мягкий звук [ж’]: произношение таких слов, как езжу, жужжит, брезжит и др. может быть как с долгим [ж], так и с долгим [ж’]; фрикативный («украинский») [г] – знак γ. Он всегда произносится вместо [х] перед звонкими шумными согласными: [т’е γ бы ] «тех бы», [и γ бы ] «их бы»; альвеолярные шумные согласные (почти как в английском!): в словах подшить , поджать звуки [т] [патшыт’] и [д] [паджа т’] оказываются не зубными, а передненебными, приобретая это качество перед шумными переднязычными согласными.

Обратим еще внимание на среднеязычный средненебный щелевой звук j (йот). К нему не применима характеристика мягкий/твердый – он не имеет дополнительной артикуляции, но сам образуется в средней части нёба; это звук палатальный (не палатализованный), чаще всего – звонкий: [j ама ], [jo ш ], [стат j а ]. Но в эмоциональной речи он может быть глухим (в таблице глухой йот обозначен ç): например, Стой! звучит с глухим йотом на конце, который, потеряв звонкость, приобрел особое напряжение. Глухим бывает в русском языке и звук [р]: так, на конце слова театр мы чаще всего произносим [р] без участия голоса: глухой [р] обозначен в таблице особым знаком ŗ– неслоговой р .

О некоторых «непривычных» звуках уже шла речь выше. Так, выделяется две группы щелчковых звуков, различающихся местом образования. К переднеязычно-зубному [͡дн] ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ РУКОПИСНАЯ ЛИГА, о котором мы уже говорили, добавим [д’н’] дни , [тн] относить , [т’н’] отнять .Щелчковыйгубно-губной [б’м’] мы произносим, например, в слове обмякнуть . О звуке [͡дз] тоже уже упоминалось (отец бы ), добавим к нему звук [д’ж’] – дочь бы – это звонкие слитные смычные звуки (аффрикаты), они выступают на месте глухих аффрикат [ц] и [ч] перед звонкими шумными согласными.

Как видим, артикуляционная классификация согласных звуков расширяет список известных нам звуков русской речи и демонстрирует взаимодействие различных артикуляционных признаков.

Классификация гласных звуков строится обычно на двух признаках: позиции языка в ротовой полости и положении губ при произнесении звука.

При произнесении гласных звуков язык меняет форму и объем ротовой полости, занимая разные положения, которые характеризуют как горизонтальные и вертикальные. По степени приподнятости той или иной части языка (вертикальное положение) определяется такая характеристика гласного звука, как подъем: наиболее простое подразделение – на три подъема: верхний (и, у и др. ), средний (э, о и др.)и нижний (разные а : ä – как в слове пять , «нормальное русское» а – как в слове там , напряженный – как в слове мал ). По той части языка, которая поднята при произнесении звука, определяется такая характеристика гласного, как ряд. Выделяют обычно три ряда: передний (и, э и др.), средний (ы, а и др.)и задний (у,о и др.). Классификация гласных звуков учитывает не только те звуки, которые легко могут быть произнесены изолированно и при этом распознаны как таковые, но и редуцированные (ослабленные) (α, ъ, ь, иᵉ, ыᵊ ), «закрытые» ударные звуки (ȅ, ÿ, ä ). Известно, что, если вырезать из речевого потока безударный гласный звук и предъявить это звучание человеку, он далеко не всегда сможет ответить на вопрос, какой звук был предъявлен. Качество гласного звука зависит от позиции в слове: количества слогов, места ударения, твердости и мягкости окружающих гласный звук согласных, от многих акустических характеристик соседних согласных.

Чрезвычайно важно и положение губ при произнесении гласных звуков, так как в ряде случаев именно оно позволяет различать звуки. Этот признак определяется как огубленность (округление губ, вытягивание их трубочкой) и неогубленность (в других терминах – лабиализованность / нелабиализованность). Произнесите долгий звук и , а затем, не прекращая произнесения и не меняя положения языка, вытяните губы трубочкой: вы услышите звук, похожий на французский или немецкий – ü , но в русском языке вы тоже произносите похожий звук, например, в словах тюль , чуть-чуть … Получается, что звук и отличается от звука у , когда он попадает между двумя мягкими согласными, именно огубленностью (в фонетике этот звук часто так и называют «и огубленный»).

Как и классификацию согласных звуков, классификацию гласных можно представить в виде таблицы. Но простая таблица – три подъема и три ряда – не позволяет показать все разнообразие гласных звуков. Представим 25-тиклеточную таблицу (ее, в частности, использовал в своих лекциях М. В. Панов) и включим в нее примеры: покажем звуки в составе слов. Огубленные звуки выделены в таблице жирным шрифтом.

ТАБЛИЦА ПРИЛОЖЕНА В РУКОПИСИ СО СПЕЦ.ЗНАЧКАМИ

передний

передне-средний

средне-задний

[л’ик], [л’ицó]

[рык], [мылъ]

[лунá], [угъл]

верхне-средний

[п’ȅт’], [т’ȅн’и]

[л’иᵉтáт’], [п’иᵉт’и]

[шыᵊкαлáт]

[л’éс], [д’éлъ]

[т’öт’ь]

[гълαвá] ъ

[дαмá][дóмъ]

средне-нижний

Имеет ли артикуляционная классификация гласных звуков какое бы то ни было практическое значение? Безусловно, имеет. Во-первых, мы видим, что наше представление о звуковом составе слова, во многом сформированное под влиянием письменной формы речи, далеко не всегда совпадает с его реальным составом. Во-вторых, если мы проложим непрерывную линию, соединяющую крайние заполненные ячейки таблицы, то получим некую фигуру, схематично напоминающую форму языка: в его передней верхней части окажутся сконцентрированными так называемые закрытые звуки, произносимые между мягкими согласными, а в нижней части окажутся самые напряженные гласные – здесь языку нужны особые усилия для совершения движения. Эти знания особенно полезны при обучении иностранным языкам, в которых именно вокализм (система гласных) создает особые трудности.

В целом, знание артикуляционных классификаций помогает нам вывести в светлое поле сознания наши автоматические навыки. Как утверждал в своих лекциях М. В. Панов, очень важно научиться изолированно артикулировать те звуки, качество которых зависит от окружения, поскольку то, что человек сумеет произнести отдельно, он без особого труда сумеет услышать, «запомнить слуховое ощущение». А развитие фонетического слуха – одно из условий успешности при целенаправленной работе над своей речью.

Заметим, что при рассмотрении артикуляционных классификаций особого пояснения потребовали те звуки, появление которых в слове, во-первых, факультативно, а во-вторых, такие, которые не воспринимаются говорящими на русском языке как особые звуки: мы не замечаем их особых качеств, отождествляя их с «привычными». Эти особые качества вызваны окружением звука, его позицией в слове, что выявляет фонетические закономерности языка. Знание о таких закономерностях и понимание особенностей нашего представления о звуковом составе родного языка требуется при рассмотрении звука в лингвистическом аспекте – в теории фонемы.

Прежде чем обратиться к лингвистическому аспекту звука речи, остановимся кратко на понятии артикуляционной базы языка – важного для понимания различий в звучании разных языков. Артикуляционная база – это набор позиций и взаиморасположений органов речи, свойственный тому или иному языку. Это, собственно, те навыки говорения, которые приходится преодолевать, перестраивать любому человеку, пожелавшему выучиться чужой (иностранной, или даже диалектной) речи.

Для журналиста, как представителя общественно-значимой профессии, важно выработать толерантное отношение к таким звуковым особенностям чужой речи, которые (на бессознательном уровне) могут вызывать неприятие или казаться комичными. В обиходе часто употребляют такие неприязненные характеристики, например, иностранной речи, как «лающий язык», «квакающая речь»; как «приятный» или «неприятный» воспринимается и так называемый иностранный акцент. Новажно понимать, чтоартикуляционная база родного языка, формируя у нас чрезвычайно устойчивый навык фиксации органов речи при произнесении звуков, фиксации, доведенной до полного автоматизма, влияет и на наше восприятие чужой, непривычной речи. Заметим здесь кстати, что осуждаемыми в русскоязычной среде оказываются и речевые навыки носителей местных (территориальных) говоров. При этом часто содержание речи ускользает от «орфоэпического пуриста»: так сильно неприятие чужой произносительной манеры.

Отметим основные особенности артикуляционной базы русского языка: артикуляция русских согласных звуков происходит в ротовой полости (практически не задействованы гортань и гортанная часть глотки, как это имеет место в кавказских языках); отсутствуют зубно-губные сочетания (типичные для английского языка); ассимиляции (уподобление) имеют регрессивное направление (предыдущий звук уподобляется последующему); в речевом потоке возможно быстрое переключение с одного типа артикуляции на другой (например, твердые согласные могут соседствовать с мягкими); ротовая полость образует большое пространство для образования гласных (самый «передний» звук и , а самый «задний» звук – у ); отсутствуют звуки-дифтонги, двойные гласные, нечто среднее междуа и е (типичные для прибалтийских языков); в то же время в позиции после мягких согласных все гласные (кроме и ) имеют дифтонгоидный характер, то есть звучат как у о , и е , и а (что в иностранном акценте проявляется до сочетания полных звуков, например: имя Лёня звучит как [Л’уóн’а ], имя Лена звучит как [Л’иéна ]; русские согласные различаются по участию голоса и не различаются по силе выдоха и мышечной напряженности (как, например, в корейском язык: со слабым [t] означает луна , а с сильным [t] – дочь ); слоговые границы не имеют четкой выраженности; отсутствует чередование сильных и слабых слогов; специфична русская словесная ритмика – ударение: четко выражен ударный слог и редуцированы (ослаблены) остальные слоги в слове.

В русском языке выделяют более сорока самостоятельных звукотипов – образов звуков, которые для носителя языка, с одной стороны, объединяют акустически и артикуляционно похожие звуки, а с другой – различают разные слова, являются смыслоразличителями (в разных языках это количество разное – от 20 до 80 звукотипов; как видим, русский язык занимает по этому показателю достойное серединное положение).

Н. В. Гоголь всегда считал литературу социаль-но-преобразующей, просветительской силой. Имен-но поэтому в поэме «Мертвые души» он стремится продолжить пушкинские традиции сатирического обличения в романе «Евгений Онегин». Особое ме-сто в произведении занимает обличение пороков чиновничества. Можно отметить, что Гоголь дости-гает новых вершин в развитии этой темы. Если срав-нить чиновничество в «Ревизоре» и «Мертвых ду-шах», то становится ясным, что автор создал уже не только отдельные образы-символы, но великолепный собирательный образ бюрократии губернского горо-да NN. Комизм, юмор «Ревизора» перерастает в иро-нию и сарказм в поэме. Изображению мира чинов-ников посвящена частично первая глава, в которой Чичиков, приехав в город, начинает налаживать нуж-ные связи. Павел Иванович «отправился делать ви-зиты всем городским сановникам». Автор дает крат-кое, но емкое и яркое описание каждого из этих «от-цов города», например губернатор «имел на шее Анну,... впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». Гораздо более подробно чиновники описаны в главах 7-10. В этом мире бю-рократии царят две силы: взяточничество и казнок-радство. Главный герой поэмы возвращается в го-род и решает оформить в палате совершение куп-чей. Это позволяет Гоголю дать широкую картину нравов чиновников. При этом он пользуется излюб-ленными приемами иронии, гиперболы и алогизма. В «присутственных местах», куда вошли Чичиков и Манилов, «шум от перьев был большой и походилна то, как будто бы несколько телег с хворостом про-езжали лес, заваленный на четверть аршина иссох-шими листьями». Попытавшись выяснить, где мож-но совершить купчую, Павел Иванович сразу же стал-кивается с типичной для такого рода мест волоки-той. Найдя, в конце концов, крепостную экспедицию, Чичиков знакомится с чиновником, если так можно выразиться, средней руки. Автор так описывает Ива-на Антоновича Кувшинное Рыло: «...это был уже че-ловек благоразумных лет, не то что молодой болтун и вертопляс». Как мне кажется, интересно сопоста-вить, как чиновники дают взятку в комедии «Реви-зор» лицу вышестоящему и как Чичиков дает взятку чиновнику, хотя и ниже его по чину и положению, но от которого в определенной степени зависит реше-ние дела. Хлестаков берет деньги легко, говоря, что берет их Бзаймы, постепенно увеличивая называе-мые суммы, Иван Антонович, прозрачно намекнув, что хотя проситель и знаком с председателем пала-ты Иваном Григорьевичем, но тот «не один; бывают и другие». Получив от Чичикова так называемого «барашка в бумажке», делает вид, что бумажку «не заметил и накрыл тотчас ее книгою». Всё происхо-дит весьма обыденно, привычно, по неким уже сложившимся правилам. Сарказм автора, по нашему мнению, проявляется и в том, что председатель па-латы прекрасно обо всём осведомлен. Отдав прика-зания и уладив дела Чичикова, он даже с гордостью говорит: «Все будет сделано, а чиновным вы никому не давайте ничего, об этом я вас прошу. Мои прияте-ли не должны платить».

Столь же колоритен и.«чудотворец»-полицмейстер. Его описание - одно из самых ярких в поэме. При этом можно отметить, что этот образ напомина-ет одновременно и городничего, и полицмейстера из «Ревизора». Н. В. Гоголь пишет, что «полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель е го-роде. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался как в собственную кладовую». Всего в нескольких фразах автору удалось мастерски воспроизвести всю картину жизни в этом губернском городе. Кажется что можно поверить Собакевичу, который характеризует чиновников так: «Это все мошенники: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет». В целом же эта социальная группа предстает, несмотря на от-дельные яркие персонажи, как некий безликий мо-нолит, весьма успешно расправляющийся с чужими.

Гоголь выделяет у каждого из чиновников не-кую черту, позволяющую запомнить этот образ (на-пример, прокурор, который подмигивает глазом, о котором больше, кажется, и сказать-то нечего). Все персонажи представляют собой, можно сказать, ча-сти единой бюрократической машины. Они превра-щают службу а средство получения незаконных до-ходов, а часто и в досуг, ведут жизнь праздную, практически лишенную каких-либо духовных запросов длинные вечера заполняются преимуществен-но карточной игрой. Опять-таки вспоминается город-ничий Сквозник-Дмухановский, который говорил, что в карты он не играет, так как для него важнее дела государственные. Все притязания чиновников на просвещенность Н. В. Гоголь развенчивает всего од-ной фразой: «Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Мос-ковские ведомости», кто даже и совсем ничего не чи-тал». Хотя миру бюрократии и уделяется места мень-ше, чем изображению помещиков, но автор создал картину яркую и многогранную.

Вероятно, отнюдь не случайно одним из после-дних эпизодов в поэме «Мертвые души» является сцена похорон прокурора, который «пришел домой, стал думать, думать... и ни с того, ни с другого умер». Какого поистине убийственного сарказма полны стро-ки автора о том, что «тогда только с соболезновани-ем узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал».

Н. В. Гоголь в обличении пороков чиновничества достиг высот типизации, которых никто из его предшественников не достигал. Продолжателем гоголев-ской традиции в раскрытии этой темы стал в дальнейшем М. Е. Салтыков-Щедрин.



Рассказать друзьям