Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В первые Матильда Кшесинская вышла на сцену Мариинского театра в четыре года. Балерина, которую Александр III назвал «украшением русского балета», участвовала в дягилевских Сезонах и стала светлейшей княгиней Романовской.

«Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта»

Матильда Кшесинская родилась в 1872 году в семье танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской. В восемь лет девочка поступила в Императорское театральное училище. Кшесинская с легкостью повторяла сложные па и старательно занималась у станка. Ее сравнивали с порхающей по сцене бабочкой - и уже в девять лет дали роль в балете Людвига Минкуса «Дон Кихот».

На старших курсах Кшесинская внезапно охладела к балету и даже решила бросить училище. Ее воодушевил танец итальянской балерины Вирджинии Цукки из балета «Тщетная предосторожность». Позже Кшесинская вспоминала: «Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться». Через два года она с блеском повторила кокетливый танец на выпускном концерте.

На выпускном вечере Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем Николаем, будущим Николаем II: сам Александр III пригласил ее за императорский стол со словами: «Будьте украшением и славой нашего балета». Вскоре наследник престола и юная балерина влюбились друг в друга. Их роман поощряла императорская чета, подарки для Кшесинской Николай покупал на деньги из специально созданного фонда.

Матильда Кшесинская. Фотография: wikimedia.org

Матильда Кшесинская. Фотография: marta-club.ru

Матильда Кшесинская. Фотография: wikiquote.org

В эти годы Кшесинская танцевала на сцене Мариинского театра. После ее дебюта в балете Петра Чайковского «Спящая красавица» придворный хореограф Мариус Петипа создавал партии специально для нее. Российские и европейские критики писали о ее безупречной технике и «идеальной легкости».

Цесаревич Николай старался не пропускать ни одного спектакля Кшесинской. Он подарил балерине особняк. Позже она вспоминала, как Николай танцевал в гостиной ее нового дома - исполнял партии Красной Шапочки и Волка из балета «Спящая красавица». Их роман закончился в 1894 году, когда умер Александр III. Через неделю после похорон император Николай II обвенчался с великой княжной Александрой Федоровной.

Матильда Кшесинская уехала на гастроли в Монте-Карло, затем в Польшу. В Варшаве ее ожидал триумф. «Газета Польска» писала: «Ее танец разнообразен, как блеск бриллианта: то он отличается легкостью и мягкостью, то дышит огнем и страстью; в то же время он всегда грациозен и восхищает зрителя замечательною гармонией всех движений».

Когда балерина вернулась в Россию, в Петербурге готовились торжества по случаю коронации Николая II. Специально для Матильды Кшесинской Мариус Петипа включил в парадный спектакль партию «желтой жемчужины».

«Первая звезда русского балета»

В 1899 году Матильда Кшесинская исполнила партию Эсмеральды в балете Петипа. После премьеры сам хореограф, обычно сдержанный в оценках, назвал Кшесинскую первой звездой русского балета.

Матильда Кшесинская. Фотография: rusiti.ru

Балерина тщательно готовилась к каждому выступлению. Накануне спектакля она отказывалась от визитов и приемов, соблюдала жесткий режим и диету. В день постановки все время проводила в постели, практически без еды и воды. Кшесинская репетировала без отдыха и занималась дополнительно с итальянским хореографом Энрико Чекетти. Она первой среди русских балерин исполнила на сцене особый балетный трюк - 32 фуэте подряд. Репертуар Кшесинской быстро расширялся.

«Из всех балетов более половины лучших принадлежат ей. Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим».

Владимир Теляковский, театральный деятель

Матильда Кшесинская поддерживала своих талантливых коллег. Именно она настояла, чтобы Мариус Петипа уделял больше внимания Анне Павловой . Перед премьерой Тамары Карсавиной Кшесинская подарила ей свой сценический костюм. С будущей «незакатной звездой» Вацлавом Нижинским балерина оттачивала поддержки.

Прослужив в театре 10 лет, Матильда Кшесинская устроила свой бенефис (хотя по правилам первый бенефис полагался через 20 лет работы). На торжественном ужине балерина познакомилась с двоюродным братом Николая II князем Андреем Владимировичем. Между ними вспыхнул роман. Осенью 1901 года влюбленные отправились в путешествие по Европе, а на обратном пути Матильда Кшесинская поняла, что ждет ребенка.

Балерина танцевала на сцене, пока удавалось скрывать беременность. В июне 1902 года у Кшесинской родился сын Владимир, а через два месяца она уже вернулась на сцену.

В эти годы в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина. Он экспериментировал с классической балетной хореографией, делая ее более эмоциональной и раскрепощенной: «Движения тела не должны опускаться до банальной пластики… танец обязан отражать душу». Кшесинская, академическая балерина, с трудом привыкала к нововведениям, но все-таки участвовала в постановках Михаила Фокина «Эвника», «Бабочки», «Эрос».

В 1911 году Сергей Дягилев пригласил Кшесинскую солировать в его балетной антрепризе. За пять недель лондонских гастролей Кшесинская выступила девять раз - в «Спящей красавице», «Карнавале», «Лебедином озере». В 1912 году Кшесинская выступала с дягилевской труппой в Вене и Монте-Карло.

Светлейшая княгиня Романовская

Во время Первой мировой войны Матильда Кшесинская выступала на фронте и в госпиталях, участвовала в благотворительных концертах. Последний раз она танцевала в России в 1917 году - свой любимый номер «Русская» на сцене Петроградской консерватории.

Матильда Кшесинская с сыном. Фотография: media.tumblr.com

Матильда Кшесинская. Фотография: blogspot.com

Матильда Кшесинская. Фотография: liveinternet.ru

После Революции особняк Кшесинской заняли большевики. Все, что было в доме - несколько пудов столового серебра, украшения от Фаберже, ценные предметы интерьера, - разошлось по рукам матросов. Балерина совершила невозможное: подала на большевиков в суд и выиграла его. Но имущество и особняк ей так и не вернули. Летом 1917 года Матильда Кшесинская с сыном оставили Петербург и уехали сначала в Кисловодск к Андрею Владимировичу, а потом все вместе - за границу. Они поселились в Провансе, там у балерины был собственный дом. Во Франции Кшесинская и великий князь Андрей Владимирович поженились, и балерина получила титул светлейшей княгини Романовской.

В Париже Матильда Кшесинская открыла свою балетную студию. Ее ученицами стали дочери Федора Шаляпина, Марина и Дарья, и будущие звезды английского и французского балета - Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памела Мей. Кшесинская много работала и не оставила преподавание даже после того, как у нее начался артрит. Она продолжала заниматься со своими ученицами, когда уже сама ходила с тростью.

Балетная школа была единственным источником дохода Кшесинской: в конце 40-х годов балерина увлеклась игрой в рулетку и чуть не разорилась. Ее называли «мадам семнадцать»: она всегда ставила на это число. Объясняли это тем, что именно в 17 лет она познакомилась с Николаем II.

В 1958 году Матильда Кшесинская побывала на выступлении Большого театра, который гастролировал в Париже. Артистка вспоминала: «Хотя я не хожу больше никуда… я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций».

Кшесинская прожила почти 100 лет и скончалась за несколько месяцев до юбилея. Она похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На ее памятнике выбита эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская».

Матильда Кшесинская — фигура загадочная и неоднозначная. Кто же она была на самом деле? Талантливая балерина, фанатично преданная своей профессии, капризная вертихвостка, богачка и заядлая картёжница, femme fatale, с лёгкостью окрутившая мужскую половину династии Романовых, или тайный агент большевиков? Глядя на фотографии Матильды, трудно поверить, что ей приписывали столь многочисленные пороки и злодеяния. С другой стороны, их не так уж и просто диагностировать, руководствуясь только пожелтевшими от времени снимками.



Любопытно, что нет в ней и черт неземной красоты: низкорослая, крепко сложенная, темноволосая Кшесинская абсолютно неуловима; её манкость для мужчин нестандартна и оттого ещё более интересна. Посудите сами: если бы Матильда была длинноногой, большеглазой и белокурой, разве кого-то удивили бы её бурные любовные похождения с августейшими особами? Но, как это ни парадоксально, именно эта крепкая невысокая женщина очаровывала мужчин настолько, что они теряли рассудок и гордость.


Успешная с детства

«Малютка М.» (так называл её сам Николай II) родилась 19 августа 1872 года в семье балетных артистов; она была прямо-таки приговорена к сцене, на которой дебютировала, едва научившись ходить. А уж сколько времени девочка проводила за кулисами... В общем, вопрос «кем стать» даже не стоял для юной Кшесинской (как, впрочем, и для её многочисленных братьев и сестёр, с лёгкостью присоединившихся к знаменитой танцевальной династии).

Маля (это её домашнее имя) с малых лет привыкла к восторгу и обожанию. «Детство моё было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них», — вспоминала Матильда.

Уже в 8 лет она поступила в Императорское училище и с удовольствием пользовалась всеми доступными ей привилегиями. Пока другие воспитанники, разлученные со своими родными, жили при самом заведении, Кшесинская вместе с братом и сестрой получили право оставаться дома. Кстати, на занятия Матильда всегда приезжала на миниатюрном шарабане, запряжённом пони. Точь-в-точь, как принцесса из сказок.

Такое сравнение не случайно. Существует легенда, согласно которой семья Кшесинских принадлежала к богатому и знатному роду графов Красинских, но, увы, никаких документов, подтверждающих их дворянское происхождение, не осталось.

Зато сохранился красивый серебряный перстень, чуть потемневший от времени, но не ставший от этого менее притягательным. Он принадлежал кому-то из богатых предков Кшесинских. Разумеется, драгоценность не осталась без внимания кокетливой Мали, которая с удовольствием примерила его на свой крохотный пальчик. Именно тогда Феликс Иванович, отец Матильды, рассказал ей эту семейную легенду. Маля была в восторге от титула графини (пусть и утерянного!)

Матильда, несмотря на свою кажущуюся избалованность, была старательной ученицей; уже в 15 лет она стала брать уроки у именитого педагога и представителя французской школы Христиана Иогансона, который продолжал направлять Кшесинскую и после того, как та стала известной балериной. Маля умела нравиться людям — это неоспоримый факт.

Кстати, и свои любовные чары она стала применять довольно рано. В 14 лет коварная Матильда решила расстроить помолвку своего соседа по даче. Она пригласила его в лес собирать грибы и сама рискнула поцеловать юношу (довольно смело, не правда ли?). Сия пикантная картина открылась будущей невесте, и помолвка, разумеется, была расторгнута. Маля внутренне ликовала: нет, конечно, тот сосед ей был уже не нужен, зато она уверилась в своих силах раз и навсегда.

Первые триумфы и любовь с цесаревичем

Матильда была зачислена в труппу Мариинского театра сразу по окончании училища. В свой первый сезон старлетка станцевала в 22 балетах и 21 опере. Впрочем, таким впечатляющим дебют был не только благодаря её личному усердию, принадлежности к танцевальной династии и стараниям именитых педагогов. Всё дело в том, что уже на выпускном экзамене Матильда познакомилась с будущим императором Николаем II, который во многом поспособствовал её продвижению на большую сцену. Разумеется, та встреча была неслучайна. Ходили слухи, что чуть ли не все члены царской семьи, включая императрицу Марию Фёдоровну, подталкивали нерешительного и мягкотелого Николеньку к общению с жизнерадостной и раскрепощённой Матильдой. Если это было так, то их нехитрый эксперимент удался: цесаревич был действительно очарован, да и сама Маля пришла в восторг от такого влиятельного и знаменитого кавалера.

Что это — настоящая любовь с первого взгляда или холодный расчёт корыстной куртизанки? Недоброжелатели, конечно, выберут второе, но не всё так однозначно. Ведь возникшие отношения между молоденькой балериной и будущим императором ничуть не походили на сиюминутную искру: трепетное отношение к государю Кшесинская пронесла через всю свою долгую жизнь. Её Ники (так ласково называла Матильда свою первую серьёзную любовь) стал ориентиром и эталоном, черты которого она искала впоследствии в других мужчинах.



Отношения с Николаем были недолгими. Разумеется, Маля понимала, что их связь не вечна, но отгоняла грустные мысли о неизбежной разлуке. 7 апреля 1894 года всё закончилось: Николай объявил о своей помолвке с датской принцессой.

«Что я испытывала в день свадьбы государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всей душою и всем своим сердцем и кто искренне верит, что любовь существует», — писала Матильда.


Перед венчанием Кшесинская попросила у Николая оставить за собой право обращаться к нему на «ты» и просить помощи в случае необходимости. Император сдержал слово, но отныне находился на расстоянии.



Зато от прежней любви остался шикарный браслет с сапфирами и бриллиантами, на котором были выгравированы 2 даты: 1890 (судьбоносная встреча) и 1892 (первый приезд к Матильде домой).

Новый роман и купание в роскоши

Матильда, конечно, горевала, но она не собиралась ставить крест на своей личной жизни. От любовных мук петербургскую сердцеедку спас светлейший князь Сергей Михайлович. Сначала Матильда Феликсовна вдохновенно изображала Снежную Королеву, холодно принимая ухаживания и роскошные подарки от нового кавалера, но потом всё же решила сменить гнев на милость.

«Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила», — признавалась Кшесинская. Впрочем, она не раз подчёркивала, что Сергей Михайлович был для неё скорее покровителем и верным другом, нежели пылким возлюбленным. Но князя, кажется, ничуть не тревожило отсутствие взаимности с её стороны. Ему было важно только то, что рядом с ним его прекрасная Малечка. А её, впрочем, всё устраивало. Во-первых, Матильда всё равно оставалась приближённой к дому Романовых; во-вторых, Сергей Михайлович никак не ограничивал её свободу, и, в-третьих, его подарки были действительно царскими. Малечка хотела меха — князь приносил к её ногам самые дорогие вещи, желала драгоценности от Фаберже, ослепляющие своим блеском — он и тут не скупился ни на один её каприз. Миллионы роз — само собой разумеется. А ещё Сергей Михайлович подарил своей Малечке шикарную дачу под Стрельной, оборудованную электростанцией (огромная редкость по тем временам!). Но и это ещё не всё!

Кроме всех перечисленных благ, Матильда купила огромный участок земли на Петроградской стороне для дома, который заказала известному архитектору Александру фон Гогену.

«...Было проще и дешевле снести старый дом и на его месте построить новый, согласно последней технике. Я предпочитала строить новый дом в более красивой части города, а не среди дымящих фабричных труб, как за последние годы стало на Английском проспекте», — вспоминала впоследствии Матильда.


Кшесинская обставила свой особняк по последней парижской моде, заказывая всё, вплоть до дверных шпингалетов, из Франции. Самая лучшая прислуга — аккуратная и учтивая, самый талантливый повар, огромный погреб с изысканными винами и даже личная коровница, ежедневно подающая госпоже стакан свежего молочка. Да, Матильда Феликсовна любила жить на широкую ногу.

Карьера и власть

Впрочем, а умела ли наша героиня что-нибудь, кроме разбазаривания военного бюджета России? (Ни для кого не секрет, что именно на эти деньги шиковала Кшесинская). Возможно, кто-то удивится, но она не ограничивалась только влиятельным статусом фаворитки дома Романовых; Матильда действительно была талантливой балериной своего времени. Она тщательно следила за своей диетой, ежедневно взвешивалась, ложилась спать в 10 вечера, консультировалась с лучшими педагогами Санкт-Петербурга и долго тренировалась. Накануне выступлений Кшесинская проводила в постели целые сутки, дабы набраться сил, и всегда приезжала в театр за 2,5 часа до начала спектакля, чтобы настроиться на нужный лад и тщательно и безупречно наложить грим. Удивительно, но она продолжала танцевать даже на большом сроке беременности — настолько балерина была предана сцене.

Разумеется, Матильда Феликсовна была деспотична и не терпела конкуренции. Однажды она своевольно надела на выступление собственный наряд, проигнорировав все увещевания режиссёра Волконского. Возмущённый Сергей Михайлович тут же наложил штраф на излишне самостоятельную артистку (злопыхатели и завистники ликовали: наконец-то приструнят эту выскочку!), но не тут-то было. Одна жалоба покровителям — и Волконский не только отменил штраф, но и... оставил свой пост. Вот так беспощадно Матильда Кшесинская расправлялась с теми, кто не желал принимать её полностью.

Кшесинская обладала колоссальным влиянием, не зря балерину называли «генералиссимусом русского театра». Именно ей возили репертуар на утверждение, согласовывая каждый шаг. И не дай Бог кому-либо попасться на пути Матильды и отдать, например, её партии другим артисткам. С этого самого момента их карьеру можно было считать законченной.

Новая любовь длиною в жизнь

Матильда так и не смогла до конца полюбить своего покровителя Сергея Михайловича, в глубине души она ждала нового пылкого чувства и вдруг неожиданно балерина переключилась на... его брата Андрея. Ветреность или закономерность? Скорее второе. Князь Андрей Владимирович до боли напоминал ей Ники — и характером, и внешностью. Стоит ли говорить, что вспыхнувшее чувство на этот раз было взаимным? Любопытно, что Андрей был на 6 лет младше Матильды, но ни разница в возрасте, ни запреты его матушки никак не действовали на влюблённых.

На первой встрече поражённый мужчина так засмотрелся на свою будущую избранницу, что случайно опрокинул на её баснословно дорогой костюм бокал вина. «Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло. Я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесёт мне много счастья в жизни», — вспоминала Матильда. И она оказалась права! День их знакомства —19 июля 1900 года — они будут отмечать 56 лет подряд, вплоть до смерти Андрея. Разве могла банальная вертихвостка и куртизанка так трепетно относиться к какому-либо мужчине? А вот Матильда Феликсовна могла. Правда, вряд ли кто-нибудь рискнёт назвать её банальной...

Именно от князя Андрея Кшесинская родила сына, правда, изначально отцом записали Сергея Михайловича (его терпение к Малечке было поистине безграничным!). Всё встало на свои места только в эмиграции, где влюблённые наконец обвенчались спустя...21 год после своего знакомства. Тогда же сын Володя получил своё истинное отчество, а Матильда — утерянный дворянский титул.

Жизнь в эмиграции

Революция 1917 года отчётливо расколола жизнь всех людей на до и после. Нетрудно догадаться, какая участь ожидала Матильду, фаворитку царской семьи и обладательницу баснословных богатств, если бы она вовремя не уехала с семьёй во Францию. Нет, конечно, Кшесинская, как и многие, до последнего прятала голову в песок, не желая верить в то, что озверевшая толпа сможет ниспровергнуть многолетние устои и прийти к власти, но когда над её головой стали пролетать пули и камни, то пришлось посмотреть на этот страшный мир иначе. Роскошный особняк был изуродован и разграблен, была зверски убита царская семья. Кстати, преданный Сергей Михайлович до последнего вздоха сжимал в руках золотой кулон с фотографией своей ненаглядной Малечки. Всё трещало по швам.

Вместе с Володей Матильда выехала в Кисловодск, где её уже ожидал Андрей. В феврале 1920-го они отплыли в Константинополь, затем в Италию, а оттуда — во Францию, которая стала их пристанищем на всю оставшуюся жизнь.

Великий князь Андрей Владимирович, Кшесинская Матильда и сын во Франции

В 1929 году Матильда Феликсовна открыла балетную школу. Её имя не затерялось среди других мастеров, поэтому к ней съезжались ученики со всего мира. Парадокс, но Матильда была успешной и везучей всегда. Ни войны, ни революции, ни смена власти существенно не отражались на её мироощущении.

Кшесинская со своей любимой ученицей Татьяной Рябушинской. Париж, конец 1920-х гг.

Удивительно, но сын Кшесинской, схваченный гестапо за участие в русском масонском кружке, был вскоре отпущен, — небывалая редкость по тем временам. Везучесть или тайные связи с властью? Очередная загадка, которую Кшесинская унесла с собой в могилу.

Единственной серьёзной потерей для Матильды стала смерть любимого супруга. «С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь», — написала Кшесинская в своих мемуарах.

Матильда Феликсовна умерла в 1971 году, не дожив 9 месяцев до своего 100-летнего юбилея. Эта женщина стала свидетельницей многих событий, сумев создать вокруг себя атмосферу таинственности и восхищения, а также показывая на своём примере, что можно быть успешной и счастливой всегда — от рождения и до самой смерти. Редкие качества, не так ли?

Интересные факты:

- Небезызвестная Александра Коллонтай с удовольствием щеголяла в Матильдиной шубке, утащенной из её особняка.
- Сын Кшесинской так и не завёл семьи, потому что мать всегда была для Владимира центром вселенной.
- В роду Матильды были долгожители: её дедушка скончался в возрасте 106 лет.
- Князь Андрей, Матильда и Владимир покоятся в одной могиле на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
- Мемуары Кшесинской вышли в России только в 1992 году.

Валерия Мухоедова

Из:

Люди, жившие в России в конце XIX - начале XX века, мало задумывались над тем, каким будет их образ в глазах далеких потомков. Потому жили просто - любили, предавали, совершали подлости и бескорыстные поступки, не зная, что сто лет спустя одним из них наденут на голову нимб, а другим будут посмертно отказывать в праве на любовь.

Матильде Кшесинской досталась удивительная судьба - слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, эмиграция, жизнь под немецкой оккупацией, нужда. А спустя десятилетия после ее смерти люди, считающие себя высокодуховными личностями, будут трепать ее имя на каждому углу, про себя проклиная тот факт, что она вообще когда-то жила на свете.

«Кшесинская 2-я»

Она появилась на свет в Лигове, под Петербургом, 31 августа 1872 года. Балет был ее судьбой от рождения - отец, поляк Феликс Кшесинский , был танцовщиком и педагогом, непревзойденным исполнителем мазурки.

Мать, Юлия Доминская , была уникальной женщиной: в первом браке она произвела на свет пять детей, а после смерти супруга вышла замуж за Феликса Кшесинского и родила еще троих. Матильда в этом балетном семействе была самой младшей, и, по примеру родителей и старших братьев и сестер, решила связать свою жизнь со сценой.

В начале карьеры за ней закрепится имя «Кшесинская 2-я». Первой была ее сестра Юлия, блистательная артистка Императорских театров. Брат Иосиф, также прославленный танцовщик, после революции останется в Советской России, получит звание Заслуженного артиста Республики, будет ставить спектакли и преподавать.

Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Фото: Commons.wikimedia.org

Иосифа Кшесинского обойдут репрессии, но судьба его, тем не менее, сложится трагично - он станет одной из сотен тысяч жертв блокады Ленинграда.

Маленькая Матильда мечтала о славе, и упорно трудилась на занятиях. Педагоги Императорского театрального училища говорили между собой, что у девушки большое будущее, если, конечно, она найдет состоятельного покровителя.

Судьбоносный ужин

Жизнь русского балета времен Российской империи была похожа на жизнь шоу-бизнеса постсоветской России - одного таланта было мало. Карьеры делались через постель, и это не очень-то и скрывалось. Верные замужние артистки были обречены быть фоном для блистательных талантливых куртизанок.

В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь - на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством.

Балерина Матильда Кшесинская. 1896 год. Фото: РИА Новости

«Этот экзамен решил мою судьбу», - напишет Кшесинская в мемуарах.

После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола - Николаем.

Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, считается верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин - потребление «беленькой» в компании приятелей.

Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», - писала о том вечере Кшесинская.

Пассия «гусара Волкова»

Их роман не был бурным. Матильда мечтала о встрече, но наследник, занятый государственными делами, времени на свидания не имел.

В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий «гусар Волков». Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе.

Визиты «гусара Волкова» стали регулярными, и о них знал весь Петербург. Дошло до того, что однажды ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, которому поступил строгий приказ доставить наследника к отцу по срочному делу.

У этих отношений не было будущего. Николай хорошо знал правила игры: перед обручением в 1894 году с принцессой Алисой Гессенской , будущей Александрой Федоровной, он расстался с Матильдой.

В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Верить ей или нет, личное дело каждого. Роман с наследником престола дал ей такое покровительство, которого быть не могло у ее соперниц по сцене.

Надо отдать должное, получая лучшие партии, она доказывала, что заслуживает их. Став примой-балериной, она продолжала совершенствоваться, брала частные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти.

32 фуэте подряд, которые сегодня считаются фирменным знаком русского балета, Матильда Кшесинская стала выполнять первой из русских танцовщиц, переняв этот трюк у итальянок.

Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 г. Фото: РИА Новости

Великокняжеский любовный треугольник

Ее сердце недолго было свободным. Новым избранником снова стал представитель дома Романовых, великий князь Сергей Михайлович , внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.

Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. В 1901 году за Кшенсинской стал ухаживать великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Соперником стал его сын - Великий князь Андрей Владимирович , двоюродный брат Николая II. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды.

«Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», - пишет Кшесинская.

Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь. Почему? Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала - завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.

Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.

Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула - такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.

У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография - до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном.

Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Хозяйка русского балета

В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.

Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский , однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.

Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем».

«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре - из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, - писал Теляковский в воспоминаниях. - Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди , приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Отстреленный нос

В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко.

Откуда взялось все это великолепие? Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны.

Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала.

Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым , который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную.

Сказке конец

Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже.

Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.

К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».

Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Фото: РИА Новости

Светлейшая княгиня на приеме у Мюллера

В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Этот шаг был скорее вынужденным - прежняя безбедная жизнь осталась позади, нужно было зарабатывать на хлеб. Великий князь Кирилл Владимирович , объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».

В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера . Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу.

В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.

Здание музея Октябрьской революции - также известен как особняк Матильды Кшесинской. 1972 г. Архитектор А. Гоген, Р. Мельцер. Фото: РИА Новости / Б.Манушин

«Я плакала от счастья»

В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году.

«В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…», - писала Матильда. Наверное, главной ее любовью на всю жизнь так и остался балет.

Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери.

Надпись на памятнике гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Отнять у Матильды Кшесинской прожитую жизнь не сможет никто, как никто не сможет переделать историю последних десятилетий Российской империи по своему вкусу, превращая живых людей в бесплотных существ. А те, кто пытается заниматься этим, не знают и десятой доли тех красок жизни, которые познала маленькая Матильда.

Могила балерины Матильды Кшесинской и Великого князя Андрея Владимировича Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в городе Сент-Женевьев-де-Буа парижского региона. Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

Отнюдь не красавица, ростом всего 153 сантиметра, с короткими, пухлыми для балерины ногами – такой была главная сердцеедка дореволюционной России, в чьи сети угодили два великих князя и цесаревич Николай. Балерина Матильда Кшесинская брала тем особым очарованием, которое не оставляет равнодушным ни одного мужчину. 31 августа великой танцовщице исполнилось 145 лет. Вспомним 11 малоизвестных фактов из биографии Матильды.

1. Тринадцатый ребенок

Мать Кшесинской Юлия Доминская тоже когда-то была балериной, но покинула сцену, посвятив себя семье. В двух браках (первый муж Юлии скончался) она родила 13 детей. Матильда была самой младшей – тринадцатой.

2. Командовала режиссерами

В Мариинском театре Матильда начинала как «Кшесинская 2-я». «Кшесинской 1-й» звали ее старшую сестру Юлию. Но уже скоро Матильда стала самой влиятельной балериной страны. Она сама решала, кто выйдет с ней на сцену, запросто могла забрать себе чужую роль, выгнать выписанную из-за границы танцовщицу со словами: «Не дам, это мой балет!»

Как-то раз Матильда без разрешения сменила неудобный костюм для выступления на собственный. Тут уж руководство не выдержало – балерину оштрафовали. Впрочем, найти управу на балерину так и не удалось.

«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? - писал в дневнике директор императорских театров Владимир Теляковский. - Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину».

3. Поставила рекорд

Матильда первая среди русских балерин исполнила на сцене 32 фуэте подряд. До нее кружиться так могли лишь итальянские балерины Эмма Бессон и Пьерина Леньяни, выступавшие на сценах Петербурга. С тех пор 32 фуэте подряд считаются фирменным знаком классического балета.

4. С Николаем свел император Александр

С цесаревичем Николаем балерина познакомилась на своем выпускном концерте. Ему было 22 года, ей всего 18. Историки считают, что именно отец Николая подтолкнул тогда будущего императора к балерине. Николай в то время страдал от любви к немецкой принцессе Аликс. Однако Александр III был против брака и, чтобы как-то отвлечь сына от душевных терзаний, пригласил к столу Матильду.

«Государь обратился ко мне: „А вы садитесь рядом со мною“. Наследнику он указал место рядом и, улыбаясь, сказал нам: „Смотрите только не флиртуйте слишком“. Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась…», – писала Матильда. В своих дневниках балерина называла цесаревича «Ники» и исключительно на «ты».

Однако в 1894 году отец Николая все же дал добро на свадьбу сына с немецкой принцессой, и роман с Матильдой подошел к концу. Впрочем, и после расставания бывшие влюбленные остались хорошими друзьями.

5. Крутила роман сразу с двумя

После разрыва с Николаем Матильда утешалась в объятиях великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. В это время она родит сына Владимира. Мальчику дали отчество Сергеевич, однако кто из князей на самом деле был отцом ребенка, доподлинно неизвестно.

6. Князь погибал с портретом Матильды

Маля – так ласково звал Кшесинскую князь Сергей Михайлович. Рассказывают, в 1918 году во время казни большевиками великий князь сжимал в руке медальон с портретом Матильды.

7. Обслуживал сам Фаберже

Кшесинская была богатейшей женщиной России. Ее возлюбленный, Сергей Михайлович, имея доступ к военному бюджету, не скупился на наряды и украшения балерины. Украшения на заказ Матильды делал сам Фаберже.

В ее сокровищнице был и уникальный гребень. Он, по легенде, выполнен из золота 1000-й пробы, которой и в природе не существует. Нашел украшение в одной из экспедиций на Белом море Николай Гумилев. А вскоре вещица попала к балерине. Многие верили, что именно благодаря сказочному гребню сбываются все желания Кшесинской. К сожалению, во время революции украшение бесследно исчезло.

8. Ее дворцу завидовали даже в Зимнем

Явно не на зарплату балерины в конце 1890-х годов Кшесинская купила загородный дворец в Стрельне, где построила собственную электростанцию. А ведь тогда электричества не было еще даже в Зимнем дворце.

Матильда Кшесинская. Пси-портрет August 4th, 2017

Продолжая страсти по , не могу пройти мимо Матильды - составной части скандалов нашего городка. (правда же на фото она похожа на Юльку Робертс? ).
Вот ведь какая цепочка выстраивается: царебожники с иконами святого, чуть ли не приравненного к Иисусу Николая II «Кровавого», монархисты всех мастей и направлений, сватающие зачастивших к нам детей лейтенанта Шмидта членов императорской семьи, журналисты и блогеры, постоянно обсасывающие грязное белье семьи Романовых, еврейский Учитель с Матильдой, на коего ополчились царебожники и подняли во нь й до небес, и прочие политмархиналы муслякающие слово «империя». Даже потомки большевиков, вырезавших эту самую семью вроде как не против. Окно Овертона, ей-богу. Общая цель вроде понятна - реставрация империи в форме монархии. Ну а кто на престол первый? Понятно дело потомки царя-божка. Не брат-сестра седьмой воды на киселе. А потомок и желательно прямой. Кто? Анастасия или ее дети в идеале. Но и внебрачная линия подойдет. Главное чтоб ДНК билась. Ау-у, Матильда!!

Матильда Кшесинская
по состоянию на 01.05.1893 г.,
эта дата выбрана не случайно, поскуольку по утверждениям в период 1892-1894 г.г. у нее был роман с Романовым

Космические характеристики
Вирусоноситель. Нынешнее воплощение на Земле по счету второе, произошло с соблюдением стандартных процедур
Цвет души темный, исходная цивилизация Орион. Задача прибытия на Землю: Для реализации проекта
Имеет ли каналы связи? : Да, 1, Вирусоносители. Режим работы канала: содействие, помощь
Трактовка космических характеристик: Предыдущее воплощение на Земле: мужчина, 1735-1776, Англия, приближенный ко двору, но не имел родового титула. Был богат, и мог влиять на людей. Умер насильственной смертью. Был зарезан дома наемным убийцей.
Толкование: На тот период проявляла высокую активность в жизни и была весьма довольна своим положением. Ее творческий потенциал был средним, хотя и хорошо задействовался. Интеллектуальные способности средние. И хотя была сообразительной и достаточно умной, но имела все же ограниченные кругозор и способности к обучению.
Весьма эмоциональна. При этом негативные эмоции были сильнее позитивных, но хорошо скрываемы. Завистлива, жестока, высок уровень ненависти, мстительна, капризна.
Энергетика чакр в условных единицах по возрастанию от 0 до 9
Муладхара: 7
Свадхистана: 8
Манипура: 8
Анахата: 6
Вишудха: 6
Аджна: 4
Сахасрара: 1
Трактовка энергетических характеристик: Энергетические характеристики говорят о ней как о весьма приземленной, стремящейся к власти, богатству и чувственным удовольствиям. Она была не способна на сильное чувство и самопожертвование для других, а мечтала править и манипулировать людьми. Она умела и могла влиять на людей словом, делом и телом.
Изначально думал больше написать, но че-то не смог. Неприятие ощущаю. Гадкость какую-то. Посему не стал

Итак, можно с уверенностью сказать, что это еврейка польского происхождения. Что бы иного не писали. Управлялась она самим Сатаной в общем подсознательной типа программой через умных советчиков и воспитателей, прячущихся в тени. А не просто одаренная, блЪдь, натура. Фильм о ней подтверждает ее происхождение. Если кто сомневается - смотрите голивуд и ток-шоу. Все позитивки - евреи или на худой конец негры в их компании.
Вся ситуация с Кшесинской выглядит классическим случаем Эсфири с мечтой о следующем Пуриме. В тот раз не вышло, но гипотетический наследничек остался. Почва под новый праздник готовится.
С другой стороны, островитяне могут подсуетиться и подпихнуть детей от Анастасии, названной лже-Анастасией, сказав "сори, ошибочка с Настей вышла Не признали сразу . Она настоящая, а это ее сынуля-внучуля." Не смогла она в тот раз охмурить наследника престола, взялась за великих князей. Хреновая из нее Эсфирь получилась. Поэтому нужон был внебрачный отпрыск фамилии. Последний раз такой отпрыск Русь крестил, через обезлюдивание. Владимиром кличут. Тоже канонизированный, но не освятившийся.

Интересно, что экспрокурор с фамилией похожей на польскую, скажет о прямом наследнике ее кумира с подтверждением ДНК-анализа? А уж поляки- то как возрадуются... Покруче чем попав в



Рассказать друзьям