Грибоедов где. Грибоедов Александр Сергеевич – биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1790, Москва - 30.1(11.2).1829, Тегеран; похоронен в Тифлисе], русский драматург, поэт, дипломат, литературный критик, пианист-импровизатор. Из дворянского рода. Учился первоначально дома, при содействии профессоров Московского университета, затем в Московском университетском благородном пансионе (1806) и на словесном отделении Московского университета (1806-08), позднее слушал лекции на этико-политическом отделении и был произведён в кандидаты права (1810); вплоть до 1812 года оставался в университете, изучая математику и естественные науки. В июле 1812 зачислен корнетом в Московский гусарский полк, в декабре того же года переведён в Иркутский гусарский полк. С ноября 1813 служил при штабе начальника Кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова; в марте 1816 вышел в отставку. В июне 1817 поступил на службу в Коллегию иностранных дел губернским секретарём, в декабре 1817 получил должность переводчика. В июле 1818 назначен секретарём при поверенном в Персии, в 1822 - секретарём «по дипломатической части» при главноуправляющем Грузией генерале А. П. Ермолове. В декабре 1824 избран членом Вольного общества любителей российской словесности. 22.1.1826 арестован по делу о восстании декабристов, 2.6.1826 освобождён с «очистительным аттестатом». После назначения генерала И. Ф. Паскевича (женатого на двоюродной сестре Грибоедова) командиром Отдельного Кавказского корпуса Грибоедов занимался «заграничными сношениями» с Турцией и Персией, участвовал в подготовке нереализованного проекта Российской Закавказской компании, внёс значительный вклад в подготовку Туркманчайского мира 1828 (в марте 1828 доставил текст договора в Санкт-Петербург, где Грибоедова принял Николай I, наградив чином статского советника и орденом Святой Анны 2-й степени с алмазами). Летом 1828 Грибоедов выехал в Персию в ранге полномочного министра Российской императорской миссии. В августе того же года женился на дочери поэта А. Чавчавадзе - Нине Александровне. Убит в Тегеране разъярённой толпой, ворвавшейся в здание российского посольства.

Литературная деятельность Грибоедова началась в 1814 году публицистическими статьями «Письмо из Брест-Литовска к издателю» и «О кавалерийских резервах» (журнал «Вестник Европы») и продолжилась переводом пьесы К. де Лессера «Молодые супруги» (1815). В 1816 выступил как литературный критик с острополемической статьёй «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора"», направленной против Н. И. Гнедича и косвенно против В. А. Жуковского, которая вызвала широкий резонанс. Вскоре Грибоедов сблизился с кругом П. А. Катенина и А. А. Шаховского, чьи литературные вкусы были далеки от «мечтательного романтизма» Жуковского и его единомышленников. Совместно с Шаховским и Н. И. Хмельницким написал комедию «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817), совместно с Катениным - комедию «Студент» (1817), в которой содержались откровенные насмешки над стилем К. Н. Батюшкова, Жуковского и В. Л. Пушкина, совместно с А. А. Жандром - комедию «Притворная неверность» (1818). Вместе с тем Грибоедов никогда не стремился к активному участию в борьбе литературных группировок, предпочитая независимость. Осенью 1823 он сблизился с П. А. Вяземским, убеждённым противником Шаховского и Катенина, и сочинил в соавторстве с ним водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1824), после чего, формально не порывая с Вяземским, оказался в числе ближайших приятелей его злейшего врага - Ф. В. Булгарина.

А. С. Грибоедов. Портрет работы И. Н. Крамского. 1873. Третьяковская галерея (Москва).

Лирика Грибоедова и отрывки незавершённых поэм почти не привлекли внимания современников: его опыты в этом роде («Кальянчи», 1820-21; «Давид», 1823; «Хищники на Чегеме», 1825; «Там, где вьётся Алазань...», 1826, и др.) принципиально не отличались от многочисленных в 1820-е годы сочинений в «библейском» и «восточном» стилях. В историю русской литературы Грибоедов вошёл как автор комедии «Горе от ума» [основной текст - 1824; 1-е издание, 1833 (с цензурными изъятиями); первые полные издания - 1858 (за границей), 1862 (в России); первые постановки: любительскими труппами - 1827-28, Кавказ; профессиональными труппами - 1831, Санкт-Петербург (январь), Москва (ноябрь)], в обсуждении которой приняли участие несколько поколений русских писателей (М. А. Дмитриев, А. А. Бестужев, О. М. Сомов, К. А. Полевой, В. Г. Белинский, А. А. Григорьев, И. А. Гончаров, Д. И. Писарев, Ф. М. Достоевский, Ю. И. Айхенвальд, М. О. Меньшиков и многих др.). Если потомки оценивали комедию, как правило, высоко, то современники (в том числе А. С. Пушкин, Вяземский, Д. В. Давыдов, А. А. Дельвиг) более сдержанно, поскольку созданный Грибоедовым образ культурной жизни московского дворянства оказался слишком далёким от реальности, а поведение главного героя воспринималось как не вполне адекватное: свои обличительные монологи он адресовал тем, кто ни согласиться с ним, ни понять его не мог. В «декабристской» среде, однако, видели в Чацком «героя века», образцового либерала, и именно это восприятие комедии оказалось востребованным во 2-й половине 19 и особенно в 20 веке.

Художественное своеобразие «Горя от ума» обусловлено стремлением Грибоедова к широкому синтезу выразительных возможностей классицизма и романтизма. С одной стороны, он учёл требование единства времени, места и действия, активнейшим образом использовал «говорящие» фамилии и ориентировался на традиционные сценические амплуа (резонёра, обманутого отца, хвастливого воина, комической старухи и др.). С другой стороны, с образом Чацкого, классического резонёра, не устающего негодовать на общественные нравы, соотнесены едва ли не все основные перипетии судьбы романтичного героя: одиночество (Чацкий противопоставлен не только консервативной Москве Фамусова, но и либеральной - Репетилова), странствие, изгнание и проклятие, воспоминания, крушение любви, которая понимается в полном соответствии с романтичной трактовкой конфликта идеала и действительности, и тому подобное. Исключительно сложной оказалась жанровая структура пьесы: традиция высокой комедии классицизма усложнялась взаимодействием с целым рядом иных форм, и в первую очередь с комедией салонной, которая наполнилась злободневным общественным содержанием. Первый монолог Чацкого представляет собой эпиграмматический цикл, а последующие в целом тяготеют к сатире, но при этом в них присутствуют и отдельные элегические мотивы; «сон» Софьи является пародией на баллады Жуковского, и т. д. Стиль комедии также отразил общее стремление Грибоедова к синтезу: салонная речь сочетается с просторечием, ирония - с патетической декламацией, краткие афористические реплики - с обширными монологами, точность высказывания - с приёмами словесной игры. Смысловая структура комедии - результат скептического переосмысления некоторых представлений, выдвинутых эпохой Просвещения (ум и чувство личного достоинства ведут человека не к счастью, а к горю).

Ряд литературных замыслов Грибоедов не успел реализовать (трагедии «1812-й год», «Грузинская ночь»). Из музыкальных сочинений Грибоедова сохранились 2 вальса (е-moll, As-dur).

Соч.: Полн. собр. сочинение / Под редакцией И. А. Шляпкина. СПб., 1899. Т. 1-2; Полн. собр. соч. / Под редакцией Н. К. Пиксанова. СПб., 1911-1917. Т. 1-3; Соч. в стихах. [Л.], 1967; Горе от ума / Изд. подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. М., 1987; Полн. собр. соч.: В 3 т. / Под редакцией С. А. Фомичева. СПб., 1995-1999. Т. 1-2.

Лит.: Веселовский Ал. Очерк первоначальной истории «Горя от ума» // Русский архив. 1874. Кн. I; Щеголев П. Е. Грибоедов и декабристы. (По архивным материалам). СПб., 1905; Пиксанов Н. К. Грибоедов и Мольер. (Переоценка традиции). [М.], 1922; он же. Грибоедов. Исследования и характеристики. Л., 1934; он же. Творческая история «Горя от ума». М., 1971; Гершензон М. О. Грибоедовская Москва. 3-е изд. М., 1928; Литературное наследство. М., 1946. Т. 47-48; А. С. Грибоедов. 1795-1829. Сборник статей. М., 1946; Попова О. И. Грибоедов - дипломат. М., 1964; Bonamour J. А. S. Griboedov et la vie littéraire de son temps. Р., 1965; Нечкина М. В. Грибоедов и декабристы. 3-е изд. М., 1977; А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л., 1977; Гришунин А. Л. «Горе от ума» в литературно-общественном сознании XIX-XX вв. // Русская литература в историко-функциональном освещении. М., 1979; Лебедев А. А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980; Грибоедов в воспоминаниях современников. М., 1980; Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. Л., 1982; он же. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983; Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX - начало XX в.). Л., 1983; А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. Л., 1989; Kelly L. Diplomacy and murder in Tehran: А. Griboyedov and imperial Russia’s mission to the Shah of Persia. L., 2002.

А лександр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия!! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» - писал в дневнике Александр Грибоедов.

«Один из самых умных людей в России»

Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года , 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу - в Белоруссии.

Путевые записки секретаря русского посольства

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги» , по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.

Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах - так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

«Не комедия», запрещенная цензурой

На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» - он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.

В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову . Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила» .

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того - комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом - литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.

Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие - жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.

«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки... Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала... В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества... Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал».

Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа

Петр Каратыгин. Александр Грибоедов. 1858

Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе - генерала Ивана Паскевича; в Чацком - декабриста Ивана Якушкина.

Писатель-дипломат

В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.

В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений».

Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»

Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I . Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году - тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Грибоедов Александр Сергеевич (1795 - 1829), драматург, поэт.

Родился 4 января (15 н.с.) в Москве в семье офицера русской гвардии, дворянина. Получил разностороннее домашнее образование. Семи лет отдан в Московский университетский пансион. Одиннадцати лет Грибоедов - студент Московского университета. Окончив словесное отделение философского факультета, он поступил на юридическое отделение и получи. второй диплом - кандидата прав. В 1810 учится в естественно-математическом факультете, что было делом необычайным для дворянской молодежи. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее - персидский, арабский и турецкий. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку.

В студенческие годы общался с будущими декабристами: братьями Муравьевыми, Якушкиным. Впоследствии был близок с П.Чаадаевым. В университете проявляются и поэтические способности Грибоедова.

Начавшаяся война с Наполеоном меняет планы Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в гусарский полк. В военных действиях ему участвовать не пришлось. После окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.

В 1818 был направлен секретарем русской миссии в Персию, где провел свыше двух лет, много путешествуя по стране и ведя путевые заметки и дневник. По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами "Горя от ума". Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.

В имении своего друга Бегичева пишет последние два акта комедии, в Москве продолжает отделывать "Горе от ума", в Петербурге в 1824 работа была закончена.

Все попытки напечатать комедию не увенчались успехом, невозможной оказалась и постановка ее в театре. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Язык "Горя от ума" был назван жестким и неправильным. Восторженно встретили комедию декабристы, увидев в ней художественное обобщение своих идей и чувств.

В конце сентября 1825 Грибоедов снова прибыл на Кавказ, а в конце января 1826 был арестован по делу декабристов специально присланным из Петербурга фельдъегерем. Ермолов предупредил его о грозящем аресте, и писатель успел уничтожить опасные для него бумаги. На следствии Грибоедов придерживался полного отрицания своего участия в заговоре. Доказать что-либо царской следственной комиссии не удалось, он был освобожден.

После возвращения на Кавказ в 1826 Грибоедов выступает в качестве дипломата. В 1827 ему предписано ведать дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 принимает участие в подготовке Туркманчайского мирного договора, заключенного с Персией. Затем он получает назначение полномочным министром в Персию, рассматривая это назначение как "политическую ссылку".

В августе 1828 в Тифлисе Грибоедов женится на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, известного поэта А.Чавчавадзе. Оставив жену в Тавризе, выехал с посольством в Тегеран. Здесь он стал жертвой заговора и был убит толпой персидских фанатиков. Тело Грибоедова было перевезено в Тифлис и похоронено на горе святого Давида.

Русский драматург, дипломат и композитор Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года (по другим сведениям — 1790 года) в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование.

В 1803 году Александр Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году — в Московский университет. В 1808 году, окончив словесное отделение со званием кандидата, продолжал заниматься на этико-политическом отделении.

Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк.

В начале 1816 года, выйдя в отставку, поселился в Петербурге и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

Ведя светский образ жизни, вращался в театрально-литературных кругах Петербурга. Написал комедии "Молодые супруги" (1815), "Своя семья, или Замужняя невеста" (1817) в соавторстве с драматургами Александром Шаховским и Николаем Хмельницким, "Студент" (1817) совместно с поэтом и драматургом Павлом Катениным.

В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персию (ныне Иран). Не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли камер-юнкера Александра Завадского с офицером Василием Шереметевым, закончившейся гибелью последнего.

С 1822 года Грибоедов в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) занимал должность секретаря по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале Алексее Ермолове.

В Тифлисе были написаны первый и второй акты известной комедии Грибоедова "Горе от ума". Третий и четвертый акты были написаны весной-летом 1823 года в отпуске в Москве и в имении его близкого друга отставного полковника Степана Бегичева под Тулой. К осени 1824 года комедия была завершена, и Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Фаддеем Булгариным в альманахе "Русская Талия". Грибоедовское творение распространилось среди читающей публики в рукописных списках и стало событием русской культуры.

Грибоедов также сочинял музыкальные пьесы, среди которых популярны два вальса для фортепиано. Он играл на фортепиано, органе, флейте.

Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. В начале 1826 года он был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825 года. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден.

По возвращении на Кавказ осенью 1826 года он принял участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (1826-1828). Привезя в Петербург документы Туркманчайского мирного договора с Персией в марте 1828 года, Грибоедов был награжден и получил назначение полномочным министром (послом) в Персию.

По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе, где в августе 1828 года женился на 16-летней Нине Чавчавадзе — дочери грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе.

В Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом.

Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был убит.

Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек.

Прах Грибоедова был в Тифлис и предан земле на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы с надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Сын Грибоедова, окрещенный Александром, умер, не прожив и суток. Нина Грибоедова больше не вышла замуж и не снимала траурных одежд, за что ее называли Черной розой Тифлиса. В 1857 году она умерла от холеры, отказавшись покидать заболевших родных. Похоронена рядом с единственным мужем.

Грибоедов Александр Сергеевич знаменит лишь одним своим произведением «Горе от ума», но мало кто знает, что он не только талантливый русский писатель, но и государственный служащий, поэт, музыкант и драматург. Биография Грибоедова насыщена событиями: он был выдающимся деятелем культуры 19 века, но при этом отдал долгие годы и саму жизнь дипломатической службе на благо Российской империи.

15 января 1795 года (по некоторым данным) в семье богатого дворянина Сергея Грибоедова родился сын Александр. Несмотря на военную карьеру, Сергей Иванович не был образован, поэтому воспитанием и образованием сына занималась его жена – Анастасия Федоровна.

Ребенок был чрезвычайно умен и всему быстро обучался, например, уже в три года Саша говорил на трех иностранных языках, а в юношестве – уже на шести. Краткая биография Грибоедова также содержит упоминание о его происхождении из древнего польского рода.

В 1803 году Александр начинает получать официальное образование в Московском пансионе и по его окончании через три года переходит на словесное отделение университета. В 1808 году студент Александр Грибоедов получает степень кандидата словесных наук и поступает на юридическое отделение того же университета в возрасте всего 13 лет. Через два года ему присваивают степень кандидата прав, и Александр Сергеевич сосредотачивается на изучении естественных наук.

Во время войны с Наполеоном Александр Грибоедов служил в гусарском полку, но в сражениях не принимал участия. Он пребывал в русской армии в 1812–1815 годах, а затем вернулся в Петербург, оставив военную карьеру. Став действующим членом масонской ложи, бывший военный начинает заниматься литературной деятельностью, пишет первые произведения и поступает на дипломатическую службу, получая должность секретаря. В 1817 году состоялась знаменитая дуэль Александра Сергеевича Грибоедова с тремя участниками: Завадовским, Шереметьевым (погиб) и Якубовичем.

После четырех лет службы русский дипломат проживает некоторое время в Москве, занимается творчеством и публикуется в журналах. Грибоедов путешествует по России, в частности посещает Крым, а зимой 1826 года попадает под арест из-за связи с декабристами. После полного оправдания Александр Сергеевич возвращается к дипломатической службе, на которой и погибает в 1829 году.

Дипломатическая работа

В 1818 году Грибоедов получает первое дипломатическое назначение в Тегеран. Именно здесь он заканчивает несколько своих стихотворений и получает приглашение для первого визита к шаху.

Деятельность русского дипломата высоко оценивается историками, по мнению которых, именно ему Российская империя обязана заключением перемирия в персидско-русской войне.

Очередная, более длительная, на полтора года, поездка в Персию была осуществлена в январе 1820 года, после чего Александр Сергеевич попросил перевода в Грузию, просьба была удовлетворена, и именно там было написано его главное произведение – . После отпуска дипломат вновь становится секретарем русского посольства в Тифлисе, но уже через год покидает службу и возвращается в Москву, где прожил более двух лет.

В это время он был обвинен в связях с декабристами, а после оправдания вновь отправляется дипломатом в Персию, где, по прошествии пары лет, погибает в тегеранской резне 1829 года.

Творчество

Прозаик и литературовед Ю. Тынянов относит Грибоедова как литератора к младшим архаистам – направление начала 19 века в русской литературе, которое характеризовалось формированием литературного русского языка.

Главное в их произведениях – основа из традиционализма и национализма. Путь писателя был крайне плодотворный и начался в студенчестве: он писал стихотворения и пародии на уже известные повести.

После выпуска из университета он публикует первые произведения в журналах, а в 1815 году печатается первая комедия. Вообще этот жанр был любим Александром Сергеевичем, он изучал европейские комедии и писал на них пародии на русском, переделывая их на свой манер. Такие произведения нравились публике и часто ставились в театрах как отдельные пьесы. Краткое содержание любой его комедии содержало описание нескольких персонажей и остроумие автора. Кроме этого, литератором использовались черты и приемы пародии:

  • бытовой контекст;
  • утрирование;
  • описательные понятия без точности.

В центре произведения Александра Сергеевича всегда носитель классического сознания – жизненные знания переняты из книг, а события вокруг преломляются сквозь призму прочитанного. Реальная жизнь для героя не так интересна, как события в книге. Эта черта прослеживается во многих героях.

Интересно знать ! Замысел комедии «Горе от ума» долго вынашивался автором, но не мог приступить к ее созданию из-за постоянной занятости на службе. Однажды во время поездки верхом писатель упал с лошади и сломал руку. Такой вынужденный перерыв в работе и стал временем написания гениального произведения.

Помимо славы русского литератора Александр Сергеевич имеет также и известность в музыкальных кругах. Он является автором нескольких фортепианных пьес, пары вальсов, а также сонаты. Его музыкальные творения наполнены гармонией, стройностью и лаконичностью. К сожалению, его фортепианная соната не сохранилась, но она являлась самым серьезным и объемным произведением литератора. А вот вальс в тональности ми минор его авторства считается первым истинно русским музыкальным произведением.

Произведения

Мировую известность Грибоедов получил после публикации комедии «Горе от ума», но печататься он начал задолго до нее, а писать еще во время бытности студентом. Первыми изданными произведениями стали тексты «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору».

Литератор несколько раз сотрудничал с другими писателями, создавая совместные произведения («Притворная неверность», «Своя семья»), а также состоял в дружеских отношениях с . Помимо этого он общался и переписывался со многими литературными деятелями того времени.

Знаменитое произведение «Горя от ума» стало известно публике в 1824 году, а впервые вышло в печать без цензуры в 1862 году и сегодня считается пиковым творением драматургии в России, до сих пор не потерявшим актуальности. Краткое содержание его известно всем: пьеса рассказывает о любви Чацкого к Софье Фамусовой и жестоком разочаровании, постигшем главного героя, когда он ближе узнает русское общество.

Через четыре года после создания своей знаменитейшей комедии автор погибает, поэтому все, что задумывалось после нее, либо не опубликовано, поскольку было не доработано и представляло собой лишь наброски, либо утеряно. Известны лишь созданные им в это время сцены из драм: «1812 год» и «Родамист и Зенобия».

Несмотря на мастерское раскрытие комедийных сюжетов, анализ всех произведений Александра Сергеевича показывает, что он умел создать по-настоящему высокую трагедию, а его прозаические произведения свидетельствуют о его развитии как самобытного и талантливого во всех жанрах автора.

Полезное видео: А.С.Грибоедов — краткая биография

Гибель

В 1828 году в городе Тифлисе писатель женится на прекрасной Нине Чавчавадзе, которой было лишь 15 лет. Отношения империи и Турции в это время серьезно обостряются, и требуется опытный дипломат в русскую миссию в Тегеране. На эту должность избирается Грибоедов, которого отправляют туда служить.

Интересно знать ! Существует легенда, что во время венчания Александр Сергеевич уронил кольцо – этот знак считался дурным предзнаменованием для будущей семьи.

Прибыв в Персию и оставив молодую жену в Тебризе (позже она вернулась в Грузию самостоятельно), Александр Сергеевич отправился в Тегеран по долгу своей дипломатической службы.

Они должны были представиться Фетх Али-шаху и выполнить свои обязательства – убедить шаха выплатить контрибуцию за поражение в русско-персидской войне, но обстановка в городе была слишком тревожной.

Дело в том, что одним из итогов победы русских над персами была гарантия свободного переселения желающих армян на их родину – в Армению, которая стала частью Российской империи. Персы были обозлены на русских из-за необходимости не только выплачивать им деньги, но и потерять часть населения. Ситуация достигла накала, когда в русском посольстве попросили убежища казначей шахского двора и несколько женщин, родственниц шаха. Правитель был обеспокоен возможной утечкой информации (по слухам, евнух еще и обокрал его) и потребовал выдать ему беглецов, на что Грибоедов ответил отказом. Тогда правительство Тегерана решило использовать самое верное средство – исламских фанатиков и настроило их против русских.

Подогреваемая ненавистью к иноверцам и завоевателям тысячная обозленная толпа исламистов 11 февраля 1829 года начала штурм русского посольства. Несмотря на оборону, посольство было взято, и 37 русских представителей вместе с 19 жителями Тегерана были убиты, погиб Грибоедов вместе со своими людьми. Выжил лишь секретарь Иван Мальцов, который стал свидетелем всех событий. О чрезвычайной жестокости нападающих может сказать тот факт, что Александра Сергеевича смогли опознать лишь по шраму на руке, оставшемуся после дуэли, так сильно было обезображено тело.

Полезное видео: интересные факты о Грибоедове

Вывод

Александр Сергеевич Грибоедов был похоронен в Тифлисе в горном гроте недалеко от храма Святого Давида. Вдова установила там большой памятник, а могилу посетил в 1829 году Пушкин. Сам конфликт был улажен богатыми подарками императору Николаю I: внук шаха прибыл лично и привез среди прочего знаменитый крупный алмаз «Шах», который и стал ценой за жизнь 37 русских дипломатов.

Вконтакте



Рассказать друзьям