Хореограф Борис Эйфман: биография, творческая деятельность. Театр балета Бориса Эйфмана: планы на новый сезон Борис Эйфман сейчас

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


17 па

Театр балета Бориса Эйфмана на гастролях в Лондоне


Борис Эйфман – человек-легенда. Он всю жизнь живет и ставит свои балеты вопреки: запретам, общественному мнению, конкурентам. Он доказал, что можно танцевать так, как хочется, а не так, как учили в академии. Эйфман создал балет, которому предстояло перевернуть представление о хореографии, а затем (вот где ирония судьбы) – стать частью учебника по истории балета. Сегодня Борис Эйфман – прижизненный классик. 15–19 апреля на сцене London Coliseum его театр показывает два балета: «Роден» и «Анна Каренина».

Генеральный партнер лондонских гастролей Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана – инвестиционная компания ВТБ Капитал, входящая в группу ВТБ.

Балет Эйфмана в цифрах и фактах разбирает корреспондент сайт

В пуантах и без пуантов

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана изначально назывался «Новым балетом». Он появился в 1977 году при Ленконцерте. Под свое начало Эйфман получил эстрадный коллектив, из которого стал готовить своих будущих артистов. Для Ленинграда того времени (да и для Советского Союза вообще) театр, который он создал, был абсолютно новаторским. Это была лаборатория одного автора – Эйфмана, экспериментатора, который сочетал в своих балетах хореографию академическую и беспуантовую под музыку мастодонтов рока групп Pink Floyd, Yes или таких креативных современников, как композитор Бела Барток.

И камни могут танцевать

Свой первый хореографический номер Борис Эйфман сочинил в 13 лет, зафиксировав его в тетрадку, которую он назвал «Мои первые спектакли». «Я начинаю эти заметки для того, – писал этот мальчик, – чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества». Уже тогда, в детстве, он смотрел на будущее дело своей жизни взглядом, свободным от систем и штампов, правил и обязанностей. Позже Эйфман, которого с первых же его постановок называют Треплевым от балета, то есть новатором и искателем новых форм (не случайно, наверное, в репертуаре его театра появился спектакль «Чайка»), скажет: «В принципе, ничего нового в технике танца создано уже быть не может. Сегодня вообще любая техника традиционна. Но я вижу балет 21 века. Он абсолютно свободен от всяких традиционных систем, от всяких навязчивых форм. Это мир, в котором могут появляться движения из классического танца, из танца модерн, движения спортсменов-гимнастов и инструкторов у-шу, движения мальчика, старика, беременной женщины, движения дерева или камня».

Киевский талисман

Самые первые гастроли «Нового балета» состоялись через месяц после его образования. В 1977 году театр поехал в Киев выступать на сцене Октябрьского дворца. Гастроли сопровождал скандал. В советский Киев привезли балет «Бумеранг», поставленный по мотивам «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта на музыку Джона Маклафлина, что было очень не по-советски. Артисты уже разминались перед гримом, когда до них дошла новость, что местные партийные руководители считают невозможным проведение антисоветского мероприятия в столице Украины. Тогда балерина Алла Осипенко, исполнявшая главную партию в «Бумеранге», заявила, что покончит с собой, если им не дадут выйти на сцену. Так «Бумеранг» показали киевлянам, которые поняли и приняли смелый, сложносочиненный язык хореографа-новатора. С тех пор в Театре Эйфмана Киев считают городом-талисманом. Сам Борис Яковлевич шутит: «Если публика Киева принимает спектакль, значит, он понравится зрителям и других городов».

Без маэстро

В первых зарубежных гастролях своего театра Борис Эйфман не участвовал. Коллектив уехал в Финляндию без маэстро, которому не дали разрешения на выезд за рубеж.

Триумф

В 1990-х годах Театр балета Бориса Эйфмана стал выезжать в Нью-Йорк, постепенно сделав гастроли в Америку регулярными. После первых гастролей балетный критик Анна Киссельгоф написала в «Нью-Йорк Таймс»: «Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это – Борис Эйфман».

Потрясти!

Времена меняются, меняется мода на стили в танце, темы, хореографические решения. А Эйфман продолжает гнуть свою линию. «Сегодня СМИ, – рассуждает он, – много говорят о кризисе мировой экономики, о глобальных социальных проблемах, экологии. Но для меня основным проблемным полем остается духовный мир современного человека, переживающий, к сожалению, достаточно печальные времена. Мы наблюдаем, как утрачиваются важнейшие нравственные и гуманистические ценности, как идеи творчества, преображения действительности вытесняются культом потребления. И балет, вне всякого сомнения (равно как и другие виды высокого искусства), является той светлой силой, которая способна противостоять этим негативным процессам. Конечно, нельзя в одночасье изменить мир и людей вокруг. Но можно потрясти их, вызвать в душах живой отклик. И уже это будет важной победой».

Замкнуть каре

Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Лондоне в апреле 2014 года со спектаклями «Анна Каренина» и «Роден» станут четвертым визитом коллектива в столицу Великобритании за его 37-летнюю историю.

Костюмная драма

Для спектакля «Анна Каренина» художник Слава Окунев создал 177 костюмов (включая мужские, женские костюмы, костюмы солистов и артистов кордебалета). Ольга Шаишмелашвили для постановки «Роден» разработала 282 костюма.

12 тонн балета

В Лондон все декорации, реквизит, костюмы и световое оборудование для спектаклей «Анна Каренина» и «Роден» транспортируются на двух грузовиках. Объем грузов для каждой машины – 120 кубических метров. Вес грузов для каждого спектакля – около шести тонн. Итого на Туманный Альбион приехали 12 тонн Театра Эйфмана.

И снова Анна

Балет «Анна Каренина», поставленный на музыку П. И. Чайковского, публика впервые увидела в Санкт-Петербурге в 2005 году. Этот спектакль – один из самых успешных спектаклей театра. В центре внимания – любовный треугольник Анна – Вронский – Каренин. Остальные персонажи толстовской драмы остались «за кулисами». Анну Борис Эйфман трактует как женщину-оборотня, которая для чужих – светская дама, а для самой себя – изъеденная страстями, гибнущая душа.

Учитель и ученица

Премьера балета « » на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне состоялась в Санкт-Петербурге в ноябре 2011 года. Балет посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.

Обувают!

Обувь в театре балета – расходный материал. Каждая солистка театра использует за год 4 пары пуантов фирмы Gaynor Minden (итого: 40 пар в год на театр). Каждая артистка кордебалета использует за год 8 пар пуантов фирмы Grishko (итого: 160 пар в год на театр). Помимо этого каждый танцовщик труппы использует в месяц 2 пары мягкой обуви марок Sansha и Grishko. Получается, что всего в год театр «протанцовывает» 1320 пар.

Вытянуть в линию

В Театре Бориса Эйфмана все танцовщики необычно для балета высоки. Женщины в труппе – от 172 см, мужчины – от 182 см. «Балет для меня, – поясняет Эйфман, – это прежде всего линии. Они должны быть тонкими и вытянутыми».

Минус 3 кило

Постановки Бориса Эйфмана очень затратны для танцоров с точки зрения физиологии. Сложная хореография, которую сравнивают с акробатикой, большой рост и вес артистов, поддержки, непрерывное нахождение солиста на сцене – все это приводит к тому, что за один спектакль артист, исполняющий главную партию, теряет от полутора до трех килограммов веса. Можно представить, как худеют артисты во время ежедневных длительных репетиций!

Живой звук

Спектакли Бориса Эйфмана, как правило, идут под фонограмму. Исключение – премьера спектакля «Реквием» в Санкт-Петербурге, которая состоялась в 70-летнюю годовщину полного освобождения Ленинграда от блокады. Премьера прошла на сцене Александринского театра в сопровождении оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова. Спиваков, по словам самого музыканта, без колебаний согласился на это мероприятие, в том числе потому, что его мать была блокадницей.

20 минут оваций

Самые длинные, рекордные овации коллектив Эйфмана получил в 1990 году на гастролях в Японии с балетом «Пиноккио». Крайне сдержанная в эмоциях публика по окончании спектакля устроила овации длиной в 20 минут.

Свое слово

На сегодняшний день в репертуаре Театра балета Бориса Эйфмана спектакли «Чайковский», «Я – Дон Кихот», «Красная Жизель», «Анна Каренина», «Чайка», «Онегин», «Роден», «По ту сторону греха», «Реквием». Не случайно в этом списке нет «Жизели», «Лебединого озера» или «Спящей красавицы». Кредо Эйфмана – не брать в работу уже ранее кем-то поставленные балеты. В данный момент хореограф работает над созданием спектакля «Ночь нежна» по мотивам романа Ф. С. Фицджеральда.

Санкт-Петербургский академический театр балета Бориса Эйфмана - вот официальное название феномена, родившегося в 1977 году и ставшего явлением по тем временам уникальным. Однако тут были и свои трудности. Авторский театр одного хореографа так же, как авторское кино, с трудом мог существовать в советской реальности. Однако он возник вопреки всем преградам. И с этого момента началась история нового балетного искусства. Не имея постоянных репетиционных точек и реквизита, с маленькой труппой энтузиастов, которая сначала называлась просто ансамблем балета, Эйфман сумел с первым же спектаклем добиться того, на что у признанных режиссёров уходили многие годы.

Балет «Двухголосие» до сих пор вспоминают в театральной среде как настоящее потрясение. Затем последовали другие постановки, направленные на молодёжную аудиторию. Смелые хореографические решения, свободные от клише, сопровождались музыкой Pink Floyd, Гершвина, Шнитке, что привело к диссидентскому ореолу вокруг фигуры хореографа. И это же привлекло в театр Бориса Эйфмана широкие массы зрителей, прежде равнодушных к искусству балета.

Особенности хореографии Эйфмана

Благодаря врождённому чувству движения и инстинкту к сочинительству Борис Эйфман создал совершенно новый танцевальный стиль, который в зарубежной прессе не раз называли «балетом будущего». Сочетание авангардистских пластических приёмов с традициями русской классики, на которой вырос хореограф, вызывает оглушительный успех. Это не просто балет - это микс свободного танца, классики и дионисийских мистерий, истории и современности…

Театр для Эйфмана не просто место работы. Это главное дело его жизни, к которому режиссёр относится с соответствующей серьёзностью. «Это мое земное предназначение», - утверждает

Сюжеты и идеи

Узнаваемые сюжеты - визитная карточка, которой за долгие годы сумел обзавестись театр Бориса Эйфмана. Большинство его постановок сюжетны, и часто основой балета становятся литературные произведения и биографии людей искусства. Эйфман трактует знакомые истории по-новому, и они открываются зрителю с совершенно неожиданной стороны. «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Дон Кихот», «Братья Карамазовы» (балет «По ту сторону греха») - художник взрывает рамки знакомых со школьной скамьи произведений, вырываясь в область неизведанного, превращая хрестоматийный сюжет в модернистское произведение искусства. Его балеты рассказывают о сегодняшнем дне, а не о минувшем.

Хореограф-психоаналитик

Со свойственным ему психологизмом Эйфман берётся за трактовку биографий гениальных творцов и просто выдающихся исторических деятелей. Поставлены балеты по мотивам жизни Чайковского, Ольги Спесивцевой («Красная Жизель»), Павла Первого. Архетипические черты героев вытаскиваются наружу и зачастую возводятся в абсолют.

Художник исследует проблемы власти и человечности, борьбы и подчинения, проводит сюрреалистические эксперименты, возводящие элементы обыденной жизни в ранг высокого искусства. Каждый раз Эйфман обращается в своих балетах к течению самой жизни - концепция «искусства для искусства» чужда ему. Бориса Эйфмана называют хореографом-философом и даже хореографом-психоаналитиком - так точно он препарирует порывы человеческой души, преобразуя их в движения тела.

Репертуар

За годы своего существования театр балета Бориса Эйфмана представил публике более сорока постановок. Стоит рассказать о некоторых из них, ставших наиболее значимыми ступенями творческого развития художника.

  • 1997 год - «Красная Жизель» - балет, увековечивший трагическую историю русской балерины Ольги Спесивцевой, затянутой в водоворот революционного террора и прошедшей через одиночество эмиграции. Постановка отличается необычайно выразительной экспрессивной пластикой. Эйфман отмечает важность этого балета в его творческом восхождении.
  • 1998 год - «Мой Иерусалим» - театральное действо, затрагивающее вечные темы человеческого бытия. В отличие от большинства эйфмановских постановок, балет не имеет чёткой сюжетной линии. Зритель отмечает, что особенность его в том, что в нём используется современная техно-музыка (еврейская, христианская, мусульманская религиозная), а также этно-музыка и отрывки из Моцарта.
  • 2005 год - «Анна Каренина» на музыку Чайковского. Балет сосредоточен лишь на одной сюжетной линии романа - любовном треугольнике, что, по мнению театралов, позволило Эйфману добиться максимального психологизма и мощного эмоционального воздействия.

  • 2011 год - «Роден» - масштабное высказывание о трагичности судьбы гениев, о том, что принесено в жертву ради создания великих шедевров. Снова и снова Эйфман обращается к борьбе, отчаянию и безумию, ещё ожидающему многих людей искусства. Оживший камень, окаменевшая плоть - всё смешалось на сцене театра.
  • 2014 год - «Реквием» (музыка Моцарта и Шостаковича). Это ещё один нетипичный для хореографа балет, создававшийся в два этапа. Один акт был поставлен в 1991 году. Он представлял собой философское размышление о человеческой жизни под музыку Моцарта. Но через двадцать три года Эйфман вернулся к балету, добавив в него ещё один акт - посвящение А. А. Ахматовой. Премьера обновлённого балета была приурочена к празднованию юбилея освобождения Ленинграда - празднику, знаменующему победу жизни над смертью.
  • 2015 год - Up & Down - пластическая интерпретация романа Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна». Именно в этой постановке психоаналитический талант Эйфмана достиг пика. Оригинальные сюрреалистические решения вытаскивают из глубин подсознания героев их страхи и мании, и всё это на фоне блистательных джазовых аранжировок.
  • 2016 год - «Чайковский. PRO et CONTRA» - итог многолетнего творческого осмысления личности композитора. Сложная сюжетная линия повествования передаёт предсмертные воспоминания Чайковского, перед глазами зрителя проносится вся его жизнь.

Борис Эйфман - знаменитый советский и российский хореограф, Народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета.

Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман. Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию. Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, иммигрировал в Калифорнию.

Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдавии, Кишинев. Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши. Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.

Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя. Проработав в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени на хореографическое отделение. С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.

Балет

Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.


После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени Вагановой.

Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.


Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.

Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, Эйфман первым предложил публике "беспуантовый балет", танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.


Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года детище Эйфмана носит иное название - Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

Под новым названием артист также продолжал экспериментировать с постановками. Например, в 1998 году Борис Эйфман поставил «Мой Иерусалим», в котором наряду с этно-композициями и религиозной музыкой использует партии на техно-музыку, написанную знаменитыми в этой области коллективами Future Sound of London, Wahnfried и Reload.


В 2015 году у театра появился официальный сайт, где размещена информация о труппе и репертуаре, фотографии и новости театра, а также контактная информация.

Личная жизнь

Когда Борис Эйфман был молод, артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с красавицей-актрисой .


Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова. Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии. Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.

Борис Эйфман сейчас

22 июля 2016 года Россия отметила юбилей, посвященный 70-летию знаменитого советского и российского хореографа, Народного артиста Бориса Эйфмана. Через пять дней после собственного юбилея Борис Эйфман получил государственную награду Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».


Следующий год также оказался для артиста праздничным. В 2017 году 40-летний юбилей отмечало детище артиста - Театр балета Бориса Эйфмана. В течение всего года в театре проводились мероприятия, посвященные этому событию.

Труппа подготовила праздничную программу и гастролировала с этим специальным концертом. Две недели артисты театра Эйфмана выступали на исторической сцене Большого театра, давали концерты в городах России, но этим праздничные гастроли не ограничились. Труппа также дала концерты в Северной Америке и Китае.


Запланированных концертов и мероприятий оказалось так много, что организаторы продолжили радовать зрителей специальной программой и в 2018 году. Финальный спектакль-концерт юбилейной программы «Вчера, сегодня, завтра» Борис Эйфман назначил на 13 февраля 2018 года. Как завершение цикла гастролей местом действия выбран родной Санкт-Петербург, а сцену предоставляет Александринский театр.

Темой этого выступления стала связь времен, поэтому роли в концерте достались актерам труппы разных лет - и нынешним звездам театра, и даже ученикам Академии танца, где преподает Эйфман.

Проекты

  • 1980 - «Поединок»
  • 1981 - «Покорение стихии»
  • 1982 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1984 - «Двенадцатая ночь, или Что угодно»
  • 1986 - «Интриги любви»
  • 1987 - «Мастер и Маргарита»
  • 1990 - «Человеческие страсти»
  • 1994 - «Дон Кихот, или Фантазии безумца»
  • 1997 - «Красная Жизель»
  • 1998 - «Мой Иерусалим»
  • 1999 - «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»)
  • 2001 - «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру»
  • 2005 - «Анна Каренина»
  • 2009 - «Онегин»
  • 2013 - «По ту сторону греха»
  • 2017 - «Вчера, сегодня, завтра»

Б ориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях - и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества» . В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические. Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня - Академия русского балета имени Вагановой). Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня - Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского . «Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Язык тела - это очень древний, очень мудрый и уникальный инструмент самовыражения, познания и общения. Создание нового типа балетного спектакля - цель моей творческой сознательной жизни.

Борис Эйфман

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня - Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) - первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов. Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина - британского гитариста, играющего джаз-фьюжн. После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман - человек, который осмелился».

Борис Эйфман. Фотография: eifmanballet.ru

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет» . «Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство. Ощущение было, что не сегодня - завтра всё прикроют», - говорил Борис Эйфман.

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность. Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно - негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

Судьба Мастера - главная тема балета. Видя его страдания, мы не можем не вспоминать и о многолетнем вынужденном молчании самого Булгакова (не случайно Мастер впервые появляется в спектакле с завязанным накрепко ртом), и о судьбе его произведений, часть которых не переиздается более 60 лет.

Арсен Деген, балетный критик

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли - в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них - спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Чайковский, Пушкин, Фицджеральд

Борис Эйфман называет свои спектакли «психологическим балетом». В 1993 году на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории прошла премьера балета «Чайковский». Композитор в постановке Бориса Эйфмана - это человек внутренних противоречий, он находится в постоянном поиске себя. Отзывы зрителей и критиков после премьеры были противоречивы: одни посчитали, что Борис Эйфман показал сложнейший духовный мир гения, другие - что он исказил биографию великого композитора.

Эйфман создал самый сложный из своих балетов. Во-первых, достигнуто полное единство замысла. Картины сменяют друг друга без длиннот, с ясностью идет рассказ о постоянной борьбе, которую ведет с собой композитор.

Жерар Маннони, балетный критик

В 2009 году вышел спектакль Бориса Эйфмана «Евгений Онегин. Online». Хореограф и ранее обращался к произведениям русских классиков. Он говорил, что спектакль завершил трилогию, предыдущими частями которой были «Анна Каренина» по роману Льва Толстого и «Чайка» по Чехову . «Энциклопедия русской жизни» на музыку Петра Чайковского и советского рок-композитора Александра Ситковецкого - это авторская интерпретация пушкинского сюжета. Второе действие спектакля происходит в современной России. Муж Татьяны - генерал - становится современным олигархом. А Татьяна отвергает ухаживания Онегина, опасаясь власти влиятельного мужа.

Уважаемый Борис Янкелевич!

Большое спасибо за то, что вы делаете для культуры! Ваши работы необыкновенны, они позволяют людям, крайне далеким от балета, полюбить этот вид искусства!

Я видела девять ваших постановок, любимого «Родена» - трижды. Я ездила за вами в Питер и Канны, посылала друзей в Ригу и Алма-Ату – и все были в абсолютном восторге.

Последний из идущих сейчас спектаклей – «Русский Гамлет» - решилась посмотреть в Москве, в Большом. И у меня к вам личная просьба. Пожалуйста, если вы когда-нибудь еще решите приехать в с гастролями в административную столицу нашей родины, никогда, никогда, никогда не берите сцену Большого.

Я понимаю, что это может быть важно для статуса – но куда же больше? Кому и что докажет эта строчка? Вы и ваши подопечные – на такой высоте, которая не нуждается в подтверждении этими бирюльками.

Возможно, после реставрации гримерки и прочие помещения для артистов сделали удобными. Но то, что происходит в зале, - чистое унижение зрителя. Вашего зрителя. Тех, кто пришел смотреть ваши работы, а не за статусом главной сцены страны.

Понимаю, что это всё быт и мелочи, но из них складывается общее впечатление. И если артисты балета привыкли пренебрегать любыми лишениями и вживаться в роль или следовать тому, что должно, то простым людям сложно просидеть два часа, не пописав. Они будут больше озабочены тем, как бы себя уговорить не обмочиться, чем действием второго акта. А туалетных кабинок в Большом – мало. На некоторых этажах так просто по одной на особей каждого пола.

Или вот стулья. Есть, например, барные. Вы же видите со сцены, кто к вам ходит. Вы себе хорошо представляете бабушку, которая должна 2 часа сидеть на барном стуле? Это стулья третьего ряда лож. Есть еще кресла в ярусах повыше (от второго), они неплохи, но узки – и с моим размером (40-42) там нормально, а вот люди солидной комплекции туда не помещаются, ну разве что как квашня в кастрюлю, вытекая через края.

Это, правда, не всегда принципиально, потому что у многих мест видимость сидя – около 20%, стоя уже хотя бы 80%. То есть сидя вам мешают уже даже спинки впереди стоящих кресел, а когда в них садятся люди – то всё. Два часа нужно стоять. Хотя билет у вас формально сидячий. Правда, стоять тоже выйдет не всем, потому что в тех же проклятых ярусах высота до потолка около 175 см. Так что стоять людям среднего роста придется на чуть согнутых ногах. Как тренировка это бы подошло отлично, но как просмотр балета – уже не очень.

Особенно не очень было двум моим соседкам. Их места находились строго за колоннами. Номинал стоимости билета – 3000 рублей. У перекупщиков – 6500 (почти у всех одинаково, купить по номиналу невозможно; не верите – проверьте). Но даже, допустим, произошло чудо и те две милые дамы купили на вас билет по 3000 рублей. И видели штукатурку колонн. Как у Большого хватает совести продавать такие билеты – не знаю. Там кресла вмонтированы в пол, их нельзя подвинуть и невозможно не знать, что с них ничего не видно. В интернете есть схемы зала с примерным ограничением видимости с каждого места. Почему нельзя было это исправить во время реставрации, видимо, эти люди будут отвечать перед каким-то другим судом.

Зрители разделены на страты по уровню нищебродства. У кого билеты от 17 000 (в перекупке) – тем, пожалуйста, не через парадный, сюда нельзя, вам в 6 или 16 подъезд, это сбоку. Обсудить толком ничего нельзя в антракте – узкие коридорчики, очереди в пресловутый туалет, присесть некуда. Спрашиваю у гардеробщицы: «можно взять плащ с собой, холодно как-то». Она: «конечно, у нас тут и кондиционеры хорошо работают, накиньте». Подходим ко входу в зал, билетерша: «я тут главная и я вас не пускаю!». Это прямая цитата. Как таких сотрудников допускают до работы с людьми – не знаю. И с таким настроением – к вам на балет.

Поход на ваши работы в Александринку – праздник. Не считая необъяснимой манеры закрывать ложи до третьего звонка, чтобы надо было побегать за билетером с единственным ключом и поуговаривать его открыть, всё остальное просто прекрасно.

В Москве тоже есть вменяемые залы, где не надо толкаться через магнитные рамки, продираться к местам с получерного входа, выслушивать нотации сотрудников, приходить с запасной табуреткой и, на всякий случай, не пить накануне. И там достаточно большие сцены, и есть свет, и обзор со всех мест – нормальный. Не надо чуда – пусть просто будет видно.

Если вы еще решитесь приехать, пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, выберите другой зал для выступления. Мы, ваши поклонники, вытерпим всё: простоим часы на холодной брусчатке, выслушаем всё застарелое хамство церберов старой закалки у входа, потерпим толкучку, заплатим втриторога. Но если всего этого нелепого унижения можно как-то избежать – давайте избежим.



Рассказать друзьям