Хронология развития менеджмента в мире. Тест по основам менеджмента - тесты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

2. Кто стоял у истоков школы научного управления?

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

3. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

4. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и

имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

5. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций

менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

6. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

7. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

8. К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

9. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -

единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

10. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

11. Представители какой научной школы ратовали за по¬вышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

12. Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

13. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

14. Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

16. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

17. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об¬ласть знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в. ;

c. в XVIII в. ;

e. на рубеже XIX и XX вв. ;

18. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

19. Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

20. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А.Маслоу.

c. М.П.Фоллет;

21. Какое из утверждений, верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

22. Какими методами управления характеризуется период

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

23. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

24. Каковы основные составляющие "организаторских способностей"?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

25. Что включает в себя система управления в элементар¬ном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

26. Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

27. Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

28. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;d. социологом;

e. психологом;

34. На чем основываются административные методы уп¬равления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работа¬ющих;

35. Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

Задания по тестам курса «Основы менеджмента»

Вопросы к экзамену по курсу – в конце тестов. Вопросы читать внимательно.

ТЕСТ 1

1.1. Впервые менеджмент был определен как обес­печение выполнения работы с помощью других лиц:

а) Э. Мэйо;

б) М. Фоллет;

в) Л. Файоль.

1.2. У. Тейлор подчеркивал важность:

а) рационализации производственного процесса;

б) социальных гарантий для работников;

в) процесса обучения в организации.

1.3. Основоположником школы «человеческих отно­шений» является:

а) Ф. Тейлор;

б) Э. Мэйо;

в) А. Файоль.

1.4. Основоположником школы научного управленияявляется:

а) Э. Мэйо;

б) Ф. Тейлор;

в) Г. Герцберг.

1.5. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

а) поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

б) количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

в) поведенческий, количественный, системный,
ситуационный.

1.6. В административной функции А. Файоль выделил пять ее элементов:

а) предвидение, планирование, организация, координация, контроль;

б) предвидение, планирование, мотивация, организация, контроль;

в) предвидение, организация, мотивация, координирование, контроль.

1.7. Установление расценок должно основываться на
точном знании, а не на догадках. Это утверждение
принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Ф. Тейлору;

в) Э. Мэйо.

1.8. Эффект Хоторна берет свое начало эксперимента:

а) Ф. Тейлора;

б) Г. Герцберга;

в) Э. Мэйо.

1.9. Улучшение условий труда и повышение зарплаты не приводят автоматически к повышению произ­водительности труда, а требуется сплоченность людей, хорошие человеческие отношения членов коллекти­ва - это позиция:

а) Э. Мэйо;

б) Т. Лайкерта;

в) Г. Эмерсона.

1.10. Двенадцать принципов производительности:
точно поставленные цели, здравый смысл, компетентная консультация, дисциплина, справедливое отноше­ние к персоналу, оперативный и постоянный учет, диспетчирование, нормы и расписание, нормализация
условий, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за производительный труд принадлежит:

а) А. Файолю;

б) Г. Эмерсону;

в) Т. Лайкерту.

1.11. Главная задача каждого руководителя высшего
звена - отнюдь не получение в ближайшее время
высоких прибылей, чтобы добиться расположения акционеров, а обеспечение стабильного перспективно­
го развития фирмы на много лет вперед - это то, что
отличает:

а) западноевропейскую модель управления пред­
приятием;

б) североамериканскую модель;

в) японскую модель.

1.12. В истории менеджмента какой школы не существует:

а) классической;

в) школы человеческих отношений.

б/ адаптивной

1.13. Э. Мэйо пришел к выводу, что:

а) в качестве стимулов можно использовать не только деньги, но и социальные, психологичес­кие мотиваторы;

б) административный метод является наиболее эф­фективным;

в) для достижения целей организации необходи­мо работников стимулировать посредством эко­номического метода.

1.14. Основатель менеджмента Ф. Тейлор относится:

а) к классической школе;

б) к школе «человеческих отношений»;

в) к научной школе.

1.15. В японской модели менеджмента кружки ка­чества - это:

а) курсы, позволяющие повысить профессиональ­ные навыки сотрудников;

б) графический способ учета показателей предпри­ятия;

в) группа рабочих, собирающихся регулярно во внерабочее время для решения производствен­ных проблем, обмена опытом.

1.16. Какого подхода в истории менеджмента не су­ществует:

а) количественного;

б) системного;

в) качественного.

1.17. Среди различных подходов в истории менедж­мента наиболее молодым является:

а) ситуационный;

б) основанный на поведении человека;

в) системный.

1.18. Система «пожизненного найма» при приеме на работу присутствует:

а) в американской модели менеджмента;

б) в японской модели менеджмента;

ч) в западноевропейской модели менеджмента.

1.19. Важность управленческой роли администрато­ра подчеркивал:

а) Ф. Тейлор;

б) А. Файоль;

в) Э. Мэйо.

1.20. Продвижение по службе с учетом выслуги лет, оплата труда в зависимости от возраста и стажа рабо­ты в фирме, переподготовка и обучение внутри фир­мы, эволюционный характер инноваций - это черты:

а) североамериканской национальной модели ме­неджмента;

б) японской;

в) западноевропейской.


1.19. Английское слово «менеджмент» употребляет­ся, когда мы говорим:

а) управление;

б) управление в сфере услуг;

в) управление в рыночных условиях.

1.20. Менеджмент как наука появляется:

а) с появлением первых фабрик, заводов;

б) в конце XIX в.;

в) в начале XX в.

1.21. Какого принципа не существует:

а) плановости;

б) научной обоснованности;

в) предвидения.

1.22. Наиболее эффективное управление персоналом достигается, если:

а) применять экономический метод стимулиро­вания;

б) применять различные методы стимулирования;

в) применять административный метод.

1.23. Менеджмент - это:

а) наука и искусство;

б) наука, практика и искусство;

в) практика.

1.24. К административным методам управления мож­но отнести:

а) просьбу;

б) взыскание;

в) заботу о здоровом психологическом климате в
коллективе.

1.25. Насколько обязательно строить управление пред­приятием на принципах плановости, научной обосно­ванности, демократизации управления:

а) обязательно, так как управление, основанное на перечисленных принципах, основа для
процветания предприятия;

б) желательно учитывать принципы управления при руководстве фирмой;

в) необязательно, так как их использование неиз­бежно приведет фирму к бюрократизации, а возможно, и к краху.

1.26. Какого метода управления не существует?

а) социально-психологического;

б) материального;

в) либерального.

1.27. Принципы менеджмента- это идеи, которые следует принимать во внимание при управлении:

а) бюджетными организациями и учреждениями;

б) коммерческими организациями;

в) любой организацией.

11.28. Принцип умелого использования единоначалия и коллегиальности означает, что:

а) при выработке управленческих решений при­нимают участие не только руководители, но и специалисты, чьи знания могут оказаться по­лезными;

б) ответственность в организации строго распределена;

в) руководитель должен быть не только хорошим координатором, но и профессионально разбираться в тонкостях работы своих подчиненных.

1.29. Пренебрежение принципами менеджмента может привести предприятие:

а) к штрафам и другим экономическим санкциям;

б) к разумной экономии;

в) к угрозе существования.

1.30. Принцип демократизации управления предполагает:

а) обязательное участие работников организации в демократических выборах страны;

б) создание атмосферы партнерства и доверия,

по­вышение самооценки работника;

в) доверие и отсутствие контроля над деятельностью некоторых опытных специалистов.

1.31. Умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.
Это определение:

а) менеджмента;

б) маркетинга;

в) бухгалтерского учета.

1.32. Приказ относится:

а) к административным методам управления;

б) к экономическим методам управления;

в) к психологическим методам управления

1.33. Какого типа экономики не существует?

а) планового;

б) рыночного;

в) адаптивного.

1.34. Какого менеджмента не существует?
б) финансового;

в) стабилизационного.

1.3. Менеджер как профессия появляется в мире:

а) в 30-е гг. XX в.;

б) во второй половине XX в.;

в) в 20-е гг. XX в.

1.36. В современных рыночных условиях успех пред­приятия в большей степени зависит от:

а) количества произведенного товара;

б) качества маркетинговой деятельности;

в) работы планового отдела.

1.37. Как соотносятся понятия «риск» и «менеджер»?

а) риск- неотъемлемая часть деятельности менеджера;

б) понятия «риск» и «менеджер» не соприкасаются;

в) в деятельности менеджера нет места риску, поскольку он распоряжается, как правило, чужим имуществом.

1.38. Если государство оказывает помощь предпринимательству, осуществляет контроль над монополия­ми и само участвует в бизнесе, то такая экономика называется:

а) рыночная;

б) смешанная;

в) плановая.

а) руководителя производственного отдела;

б) администратора торгового зала;

в) верны ответы а) и б).

1.40. Действие единых цен, установление прейскуранта говорит:

а) о развитой рыночной экономики в современной Европе;

б) о процветании монополий;

в) о плановой экономике.

Тема 2 Тенденции

2.1. В классической школе научного управления рассматривалась деятельность

А. - топ-менеджеров

Б. акционеров

В.руководителей цехов

Г. бригадиров

2.2.Классическая школа не рассматривала вопросы

(отметьте не менее 2-х)

А. работы с кадрами

Б. мотивация работников

В. построения организации

Г.разрешения социальных проблем

Д. принципов менеджмента

2.3. К ученым, работавшим в административной школе управления не было

(отметьте не менее 2-х)

А. - А.Файоля

Б. М.Вебера

В. Ф.Тейлора

Г. супругов Гилбертов

2.4. В административной школе не рассматривались процессы

(отметьте не менее 2-х)

А. разрешения социальных проблем

Б. основных функций управления

В. психологической совместимости сотрудников

Г.процессного подхода к управлению

2.5. «бихевиористическая» школа изучала

А. методы налаживания межчеловеческих отношений

Б. отношений руководителя и подчиненного

В. поведения самого человека

2.6. Кого называют «отцом» школы человеческих отношений

А.Фоллетт

В.Мак-Грегора

Г. Саймона

2.7. Какие вопросы не рассматривались в теории школы человеческих отношений

А.конфликты

Б. формальные и неформальные организации

В. централизация и децентрализация власти

2.8. школа социальных систем не изучала

А. социальное взаимодействие внутри коллектива

Б. разделение труда

В. статус и роли сотрудников в организации

Г. неформальные структур

2.9. «новая школа управления»сформировалась под воздействием

(отметьте не менее 2-х)

А. экономико-математических методов

Б. развития вычислительной техники

В. глобализации

Г. развития миграционных процессов

2.10. Цель системного анализа

А. оценка внешней среды организации

Б.оценка эффективности деятельности организации

В. оценка эффективности деятельности организации при минимуме затраченных ею ресурсов

2.11. Учения об управлении можно разделить на

(отметьте не менее 2-х)

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.12. Управление как многоплановое, комплексное и изменяющееся явление изучают учения

А. эффективные

Б. одномерный

В. синтетические

2.13. Какого элемента нет в теории «7-S»

А.стратегия управления

Б. структура организации

Г. процесс организации

Д. контроль

Е. стиль управления

Ё. Квалификация персонала

2.14. Теория «Z» Уильяма Оучи не включает в себя такие компоненты как

А.долгосрочный наем кадров

Б.групповое принятие решений

В. централизация управления

Г. оценка кадров и «ступенчатое» продвижение по карьере

2.15. Принцип _________________ означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношения прав и ответственности между руководителем и коллективом

А. баланса власти

Б. научности

В. системности и комплексности

Г.демократического централизма

Д. единоначалия и коллегиальности

2.16. Дракер предложил как одну из задач решаемых в процессе управления управление по________________________необходимо не только реагировать на негативную ситуацию задним числом, но и разрабатывать ряд мер по недопущению такой ситуации)

А. по результатам

Б. антикризисное управление

В.по целям

Тема 3 Организация как система

3.1. Организация конгломеративного типа представляет собой:

а) организацию с функциональной структурой;

б) организацию с дивизиональной структурой;

в) организацию, в структуре которой совмещены
элементы различных структур.

3.2. Синонимом бригадной формы организации тру­да является:

а) функциональная форма организации труда;

б) ячеистая форма организации труда;

в) венчурная структура.

3.3. В каком случае структура фирмы станет линейно-штабной?

а) если будет создана рабочая группа для решения какой-то проблемы;

б) если будут созданы при руководителе подразделения для консультирования его по некото­рым вопросам;

в) если произойдет деление фирмы на несколько
филиалов.

3.4. При какой структуре руководитель в большей степени загружен?

а) линейной;

б) матричной;

в) проектной.

3.5. Штабными полномочиями на промышленном предприятии обладает:

а) технолог;

б) руководитель предприятия;

в) психолог.

3.6. Предложения штабных подразделений в организации носят:

а) обязательный характер для основной части работников;

в) обязательный характер для всех работников.

3.7. Какой тип организационной структуры способствует развитию у работников фирмы предприимчи­вости и инициативы:

а) матричная;

б) функциональная;

в) дивизиональная.

3.8. Наличие в организации матричной структуры говорит о том, что:

а) работники не могут самостоятельно осуществлять свои функции;

б) организация существует в постоянно изменяющейся среде и должна оперативно реагировать
на изменения;

в) руководитель старается максимально переложить ответственность на своих подчиненных

3.9. Какого этапа планирования организационных структур не существует?

а) деление организации по горизонтали на подразделения, соответствующие важнейшим направ­лениям деятельности предприятия;

б) установление соотношения полномочий различных должностей;

в) плановое повышение квалификации работников.

3.10. Дивизиональная структура ориентирована на:

а) регион, потребителя, товар;

б) рынок, потребителя, товар;

в) рынок, регион, товар.

3.11. Дивизиональная структура является разновидностью:

а) адаптивных структур;

б) бюрократических;

в) штабных.

3.12. Организационная структура предприятия:

а) выбирается советом директоров и не подлежит
изменению;

б) может претерпевать изменения, чтобы лучше
адаптироваться к внешней среде, строить успешные коммуникации;

в) может быть изменена по настоянию профсоюза.

3.13. Изменения в организационной структуре не­посредственно приводят:

а) к повышению заработной платы некоторых работников;

б) к перераспределению обязанностей и полномочий;

в) к сокращению персонала.


3.14. Матричная организационная структура имеет
наибольшее сходство:

а) с проектной структурой;

б) с функциональной структурой;

в) с региональной.

3.15. Недостатком матричной структуры является:

а) ее высокая вертикаль;

б) подрыв принципа единоначалия;

в) высокие издержки, связанные с управлением.

3.16. Функциональная структура наиболее подходит
для:

а) предприятий, функционирующих в условиях
неопределенности;

б) предприятий, выпускающих товары первой необ­ходимости либо не имеющих себе заменителей;

в) предприятий, относящихся к малому или сред­нему бизнесу.

3.17. Проектная организационная структура - это:

а) временные структуры, создаваемые для реше­ния конкретной задачи;

б) постоянно работающая целевая группа в функ­циональной структуре;

в) синоним матричной организационной структуры.

3.18. Можно выделить основные структуры управ­ления:

а) линейная, матричная;

б) линейная, линейно-функциональная, матричная;

в) линейная, штабная.

3.19. Наилучшая организационная структура:

а) функциональная, так как достигается четкое раз­деление труда, исполнительность, дисциплина;

б/ матричная, так как способна быстро адаптиро­ваться к изменениям в окружающей среде;

в) это структура, выбираемая в соответствии с це­лями, стратегией организации, корпоративной
культурой.

3.20. Организация должна состоять из:

а) хотя бы двух человек;

б) трех или более человек;

в) более десяти человек.

3.21. Какой организации не существует:

а) формальной;

б) неформальной;

в) адаптивной.

3.22. Выберите верное определение организации:

а) группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения совместных целей;

б) группа людей, совместно определяющая цели;

в) группа вместе работающих людей.

3.23. Внешняя среда характеризуется:

а) сложностью, непредсказуемостью, подвижностью;

б) сложностью, масштабностью, предсказуемостью;

в) стабильностью, предсказуемостью, управляемостью.

3.24. Как называется наиболее общая цель

организации?

а) задача;

в) миссия.

3.25. Выберите верное определение цели:

а) цель - это задача, которая стоит перед рабочим коллективом;

б) цель - это конечный результат, к которому стремятся работники;

в) цель - норма, установленная руководством фирмы.

3.26. Социальная ответственность организации - это отклик организации на проблемы общества и оказание помощи в их разрешении. Что может быть приме­ром социальной ответственности?

а) оказание посильной финансовой помощи обществу;

б) ответственность, гуманность в поведении организации по отношению к членам общества, лю­бая помощь;

в) соблюдение законов работниками организации.

3.27. Какую цель обычно организация перед собой не ставит?

а) выживание;

б) приумножение прибыли;

в) сокращение производства.

3.28. Четкое разделение труда:

а) желательно для любой организации;

б) необходимо для любой организации;

в) не всегда обязательно для организации.

3.29. Наличие в организации должностных инструкций позволяет:

а) четко распределить полномочия и зоны ответственности;

б) расширить предприятие, открыть филиал;

в) повысить квалификацию работников.

3.30. Какие качества должны быть развиты у менеджера?

а) коммуникабельность, решительность, ответственность;

б) терпение, усидчивость, пунктуальность;

в) медлительность, осторожность, исполнительность.

3.31. Делегирование полномочий - это:

а) отказ от полномочий;

б) передача полномочий;

в) превышение полномочий.

3.32. Первоначальное значение слова «стратегия»:
а) искусство ведения боя;

б) искусство вести переговоры;

в) искусство убеждать.

3.33. Поставщики, конкуренты, потребители, местные органы управления - это:

а) факторы внутренней среды;

б) факторы внешней среды прямого воздействия;

в) факторы внешней среды косвенного воздействия.

3.34. Анализ внешней среды организации производится с целью:

а) определить угрозы и возможности, с которыми
сталкиваются организации;

б) определить сильные и слабые стороны организации;

в) определить ресурсный потенциал организации

3.35. Какие из перечисленных ниже факторов относятся к факторам внутренней среды организации:

б) цели, задачи, технология, структура, персонал;

в) потребители, поставщики, местные органы управления.

3.36. Множество соподчиненных целей в организации называется:

а) вереницей целей;

б) системой целей;

в) деревом целей.

3.37. Считается, что организация добилась успеха, если:

а) получила дополнительную прибыль;

б) достигла своей цели;

в) выпущенный ею товар пользуется спросом у потребителей.

3.38. Идеальная модель организации менеджмента
на предприятии с позиции Лайкерта включает:

а) доверие и уверенность в подчиненных;

б) контроль и мотивацию работников;

в) умелую организацию работы.

3.39. Как соотносятся понятия «менеджер» и «предприниматель » ?

а) слова-синонимы;

б) не пересекаются;

в) предприниматель может быть менеджером.

3.40. Производительность труда в организации имеет:

а) денежное выражение;

б) количественное выражение;

в) верны оба ответа.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Кто стоял у истоков школы научного управления?

a. А. Файоль;

b. Д. Гетти;

c. М. Фоллетт;

d. Э. Мейо.

e. Ф. Тейлор;

2. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

a. школы научного управления;

b. классической или административной школы;

c. школы науки управления и количественный подход;

d. школы поведенческих наук.

e. школы человеческих отношений;

3. Какой тип управления характерен для организаций, сопротивляющихся изменениям и имеющих негибкие оргструктуры и устойчивые задачи?

a. эдхократический;

b. иерархический;

e. механистический;

4. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

a. М. Фоллетт;

b. А. Файоля;

c. Д. Гетти;

d. Ф. Тейлора;

5. Какую цель обычно организация перед собой не ставит:

a. выживание;

b. сокращение производства.

c. приумножение прибыли;

6. Какова основная современная тенденция в развитии организаций?

a. разукрупнение организаций;

b. снижение значимости иерархий;

c. ускорение в развитии организаций.

d. снижение организованности;

7. К чему следует отнести потребителей продукции?

a. к факторам непосредственного окружения организации;

b. к факторам общего внешнего окружения организации.

c. к факторам внутренней среды организации;

8. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления -единоначалие?

a. школы человеческих отношений.

b. школы научного управления;

c. классической или административной школы;

d. школы науки управления или количественный подход;

e. школы поведенческих наук;

9. Какой уровень управления организацией должен вырабатывать и проводить политику взаимодействия с внешней средой?

a. все уровни.

b. низовой;

c. высший;

d. средний;

10. Представители какой научной школы ратовали за повышение заботы руководителей и подчиненных?

a. административной школы;

b. школы науки управления или количественный подход.

c. школы поведенческих наук;

d. школы человеческих отношений;

e. школы научного управления;

11. Какое государство является родиной менеджмента?

a. Германия.

b. Франция;

d. Россия;

e. Англия;

12. Известные научные подходы в менеджменте хронологически расположены так:

a. поведенческий, ситуационный, количественный, системный;

b. поведенческий, количественный, системный, ситуационный;

c. количественный, ситуационный, поведенческий, системный;

13. Менеджмент-это:

a. наука, практика и искусство;

b. наука и искусство;

c. практика и управление.

14. Какие подсистемы можно выделить в системе управления организацией?

a. структурно-информационную, информационно-поведенческую и саморазвития.

b. формальную и неформальную;

c. нормативную и маркетинговую;

d. административную и производственную;

15. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие классической, или административной школы управления?

a. Э. Мейо.

b. Ф. Тейлор;

c. М. Фоллетт;

d. А. Файоль;

e. Д. Гетти;

16. Когда менеджмент выделился в самостоятельную область знаний?

a. в средние века.

b. в середине XX в.;

c. в XVIII в.;

e. на рубеже XIX и XX вв.;

17. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

d. четыре;

18. Что такое менеджмент?

a. главный принцип управления;

b. теория и практика управления;

c. исключительно теория управления;

d. исключительно практика управления.

19. Кто из данных представителей был родоначальником «школы человеческих отношений»?

a. А. Маслоу.

b. Р. Оуэн;

c. М.П. Фоллет;

d. Э. Мэйо;

20. Какое из утверждений верно характеризует понятие менеджмент:

a. менеджмент - это управление хозяйственной деятельностью;

b. менеджмент - это государственное управление;

c. менеджмент - это общественное управление;

d. менеджмент - это управление предприятием по найму;

21. Какими методами управления характеризуется период

управление менеджмент механистический тейлор

a. анархическими;

b. административно-командными;

c. бюрократическими;

d. «военного коммунизма»?

22. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

a. административный, производственный, финансовый;

b. предварительный, функциональный, стоимостной;

c. формальный и неформальный.

d. промежуточный и конечный;

23. Каковы основные составляющие «организаторских способностей» ?

a. умение работать с людьми, воздействовать на них.

b. контактность, стрессоустойчивость, доминантность;

c. лидерство, способность вести за собой;

d. способность влиять на людей, разрешать конфликты;

24. Что включает в себя система управления в элементарном виде?

a. принципы, методы и функции управления;

b. субъект, объект управления и связи;

c. совокупность объектов управления.

d. совокупность органов управления;

25. Что изучают при фотографии рабочего дня?

a. потери рабочего времени;

b. способы выполнения задач.

c. методы работы руководителя;

d. структуру затрат времени;

26. Какого метода менеджмента не существует:

a. материального и административного;

b. социально психологического и экономического;

c. либерального и морального.

27. Группа экономических методов менеджмента включает в себя методы:

a. трудовые нормативы;

b. нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом;

c. финансирование и кредитование;

d. внутрифирменного планирования;

e. экономического стимулирования;

28. Какие методы управления направлены на организацию процесса производства и управления и основываются на правовом обеспечении управления:

a. организационно - распорядительные;

b. экономические;

c. социально - психологические.

29. Что означает профессионализм менеджера?

a. знание технологии отрасли;

b. опыт практической работы в отрасли;

c. работу на постоянной профессиональной основе.

d. управленческую подготовку;

30. Основные формы воздействия на коллектив:

a. убеждение, как метод воспитания и формирования личности;

b. повышение и активизация творческой инициативы членов коллектива;

c. установление в коллективе благоприятного морального климата;

d. использование критики и самокритики.

e. планирование социального развития коллектива;

f. развитие и сохранение различных методов, традиций и ритуалов, сформировавшихся внутри коллектива;

31. Какая функция находится в центре круга самоменеджмента?

a. постановка целей;

b. планирование;

c. самоконтроль;

d. работа с информацией.

e. организация трудового процесса;

32. Кем , прежде всего , должен быть менеджер?

a. экономистом.

b. специалистом данной отрасли;

c. специалистом по управлению;

d. социологом;

e. психологом;

33. На чем основываются административные методы управления?

a. на штрафных санкциях.

b. на законодательных и нормативных актах;

c. на экономических интересах объектов управления;

d. на воздействии на социально-бытовые условия работающих;

34. Каковы общие методы управления?

a. воспроизводственные и маркетинговые;

b. законодательные и нормативные.

c. административные, экономические и социально-психо логические;

d. сетевые и балансовые;

35. Что такое самоменеджмент?

a. организация личной работы руководителя;

b. способность и возможность системы планировать и организовывать свою деятельность;

c. самостоятельность в деятельности менеджера.

36. На чем основываются социально-психологические методы управления?

a. на воздействии на сознание и социальные условия.

b. на морально-психологическом климате;

c. на законодательных и нормативных актах;

d. на материальном интересе работников;

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Эволюция управленческой мысли. Вклад в развитие теории научного управления представителей классической школы менеджмента. Историческое значение термина "менеджмент". Теоретические взгляды Ф.У. Тейлора. Особенности производства в фирмах США и Японии.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2013

    Управление хозяйственной деятельностью, социально-экономическими явлениями и процессами. Понятие менеджмента и его роли в общественном развитии. Предмет науки управления. Элементы системы менеджмента. Принципы, функции и методы управления, их взаимосвязь.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Эволюция управленческой мысли. Возникновение, формирование и содержание различных школ менеджмента: классическая, психологии и человеческих отношений, науки управления. Разнообразие моделей менеджмента. Развитие менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2003

    Основные подходы к управлению, определившие эволюцию управленческой мысли в ХХ-м веке. Достижения школы научного управления и принципы, сформулированные Тейлором и его школой. Концепции административной школы и ее вклад в развитие управленческой мысли.

    реферат , добавлен 03.12.2008

    Предпосылки возникновения и причины зарождения науки управления в России как общей системы менеджмента хозяйственных организаций. Эволюционное развитие управленческой мысли в России: теоретические разработки и эффективное функционирование организаций.

    реферат , добавлен 19.06.2014

    Анализ научной школы управления. Направления развития менеджмента в XXI в. Биографическая справка из жизни Г.Ф. Тейлора. Основной вклад в науку управления ученого, оценка трудов. Командный стиль управления, системный подход. Современные школы управления.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2013

    Характеристика основных этапов развития менеджмента. Анализ управленческих действий Петра I. Изучение особенностей возникновения, формирования и содержания отечественных школ управления. Исследование роли М.М. Сперанского в развитии менеджмента в России.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Основы методологии научного управления. Вклад Фредерика Тейлора как основателя школы научного управления в развитие менеджмента. Эволюция управленческой деятельности и менеджмента. Научный менеджмент Фредерика Тейлора. Критика школы научного управления.

    реферат , добавлен 28.07.2010

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

Студента _4 __ курса

Специальности Экономика и управление предприятиями АПК

заочной формы обучения Куру Светланы Александровны ____________________

(фамилия, имя, отчество)

шифр _07ЭЗАп12

группа __Э75 __

1. С чем было связано возникновение практики управления?

а) с появлением общения

б) с возникновением письменности

г) с возникновением производства

д) с возникновением первобытнообщинного строя

2. Когда менеджмент выделился в самостоятельную об­ласть знаний?

б) в XVIII в.

в) на рубеже XIX и XX вв.

г) в середине XX в.

д) в средние века

3. Чье учение стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента?

а) А. Файоля

б) Ф. Тейлора

в) М. Фоллетт

г) Д. Гетти

4. Какое государство является родиной менеджмента?

а) Франция

б) США

в) Россия

г) Англия

д) Германия

5. Представители какой научной школы в качестве основ­ного объекта исследования имели эффективное использова­ние человеческих ресурсов?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

г) школы поведенческих наук

6. Представители какой научной школы впервые описали принцип управления - единоначалие ?

а) классической или административной школы

б) школы научного управления

в) школы науки управления или количественный подход

г) школы поведенческих наук

д) школы человеческих отношений

7. Где преимущественно следует использовать понятие "менеджмент"?

а) в естественных системах

б) в предпринимательских, корпоративных структурах

в) в социально-экономических системах

г) в иерархических структурах

д) во всех управленческих структурах

8. Кто стоял у истоков школы научного управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

9. Кто из ученых внес наибольший вклад в развитие клас­сической, или административной школы управления?

а) А. Файоль

б) Д. Гетти

в) М. Фоллетт

г) Ф. Тейлор

д) Э. Мейо

10. Что такое менеджмент?

а) теория и практика управления

б) главный принцип управления

в) исключительно теория управления

г) исключительно практика управления

11. Представители какой научной школы ратовали за по­вышение заботы руководителей о подчиненных?

а) школы поведенческих наук

б) школы человеческих отношений

в) школы научного управления

г) административной школы

д) школы науки управления или количественный подход

12. Исследования ученых какой школы базировались на использовании данных точных наук?

а) школы человеческих отношений

б) школы научного управления

в) школы науки управления и количественный подход

г) классической или административной школы

д) школы поведенческих наук

13. Сколько существует основных подходов в развитии управленческой науки?

а) четыре

14. Каково соотношение понятий "управление" и "менед­жмент"?

а) понятие "менеджмент" шире

б) понятие "управление" шире

в) понятие "менеджмент" значительно шире

г) эти понятия - синонимы

15. Какие подсистемы можно выделить в системе управ­ления организацией?

а) формальную и неформальную

б) административную и производственную

в) нормативную и маркетинговую

г) структурно-информационную, информационно-поведен­ческую и саморазвития

16. На чем основываются экономические методы управления ?

а) на материальных интересах объектов управления

б) на воздействии на социальные условия работающих

г) на хозяйственном расчете

17. Что такое принципы управления?

а) основные методы управления

б) закономерности управления

в) основные правила управления

г) основные функции управления

18. Что такое управление?

а) специфическое взаимодействие субъекта и объекта управления

б) воздействие субъекта на объект управления

в) подчинение объекта субъекту управления

19. Каковы общие методы управления?

а) административные, экономические и социально-психо­логические

б) воспроизводственные и маркетинговые

в) сетевые и балансовые г) законодательные и нормативные

20. Что включает в себя система управления в элементар­ном виде?

а) принципы, методы и функции управления

в) субъект, объект управления и связи

г) совокупность объектов управления

21. Что такое субъект управления?

а) орган, осуществляющий управленческие воздействия

б) любой орган в системе управления

в) орган, воспринимающий управленческие воздействия человека

22. На чем основываются социально-психологические ме­тоды управления?

а) на материальном интересе работников

б) на законодательных и нормативных актах

в) на морально-психологическом климате

г) на воздействии на сознание и социальные условия

23. Что такое методы управления?

а) закономерности управления

б) основные правила управления

в) управленческие законы

г) способы воздействия субъекта на объект

д) методы работы менеджеров

24. На чем основываются административные методы уп­равления?

а) на законодательных и нормативных актах

б) на экономических интересах объектов управления

в) на воздействии на социально-бытовые условия работа­ющих

г) на штрафных санкциях

25. Кто впервые ввел понятие "принципы менеджмента"?

а) А. Файоль

б) Ф. Тейлор

в) М. Фоллетт

г) А. Маслоу

д) П. Гетти

26. Какие методы управления получили у нас в последние годы наибольшее развитие?

а) административные

б) экономические

в) социально-психологические

г) балансовые

д) сетевые

27. Что такое процесс управления?

а) последовательная деятельность менеджера

б) совокупность непрерывных, взаимосвязанных функций

в) совокупность принципов и методов управления

28. Что такое функция управления?

а) управленческая деятельность

б) обособленный вид управленческой деятельности

в) должностная обязанность менеджера

29. Каковы основные содержательные теории мотивации?

а) А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) постановки целей, партисипативного управления

30. Какова роль координации в процессе управления?

а) формировать структуру организации

б) распределять полномочия между органами

в) обеспечивать взаимодействие и согласованность звеньев

г) обеспечивать связь между подразделениями

31. Какую информацию называют невербальной?

а) письменную

б) словесную

в) бессловесную

г) управленческую

д) устную

32. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

а) определение критериев решения проблемы

б) формулирование проблемы

в) признание проблемы

г) оценка альтернатив

д) разработка альтернатив

33. Назовите первую функцию процесса управления?

а) мотивация

б) организация

в) планирование

г) контроль

д) координация

34. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

а) Д. Мак Клелланда

б) ожидания, справедливости, Портера-Лоурера

в) А. Маслоу, Ф. Герцберга

35. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?

а) признания и самоутверждения

б) физиологические потребности

в) безопасности и защищенности

г) самовыражения

д) принадлежности и причастности

36. Какая функция управления обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных?

а) планирование

б) организация

в) координация

г) мотивация

д) контроль

37. Какие функции управления называют общими?

а) производство, маркетинг, финансы

б) планирование, организация, мотивация, контроль, ко­ординация

в) предпринимательство, производство, инновации, ин­формация

38. Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?

а) пропорциональность, непрерывность, параллельность

б) планирование, организация, контроль

в) научная организация труда и управления

г) распределение ответственности, полномочий

39. Что такое коммуникационные сети?

а) соединение участников коммуникационного процесса

б) совокупность управленческой информации

в) информация и коммуникации в управлении

г) совокупность участников процесса коммуникации

40. Какая из перечисленных коммуникационных сетей ха­рактеризуется наибольшей централизацией власти?

а) "кружок"

б) "цепочка"

в) "колесо"

г) "вертушка"

41. Каковы основные составляющие любой организации?

а) внутренняя и внешняя среда

б) оргструктура и кадры

в) люди, задачи, управление

г) организационная культура и ресурсы

42. К чему следует отнести организационную культуру?

а) к факторам внутренней среды организации

б) к факторам непосредственного окружения организации

в) к факторам общего внешнего окружения организации

43. Что характеризует норма управляемости?

а) трудоемкость работ менеджера

б) двойное подчинение

в) высокий уровень конфликтности

г) перегруженность главного менеджера

64. В какой организационной структуре функциональные подразделения лишены властных полномочий?

а) в линейно-функциональной

б) в линейно-штабной

в)в матричной

г) в региональной д)в продуктовой

65. Какой уровень управления комбинированной организа­ционной структуры отражает особенности конкретной орга­низации?

а) все уровни

б) низовой

в) средний

г) высший

66. Какая современная организация основана на участии работников в управлении?

а) ориентированная на рынок

б) предпринимательская

в) многомерная

г) эдхократическая

д) партисипативная

67. На каком уровне находится высшее руководство на схеме предпринимательской организации?

а) на среднем

б) на высшем

в) на низовом

г) на всех уровнях

68. Кто такой менеджер?

а) профессиональный управляющий в условиях рынка

б) любой работник аппарата управления

в) профессиональный управляющий в любой социальной сфере

69. На сколько уровней подразделяют менеджеров?

б) на три

в) на четыре

г) на пять

д) на шесть

70. Что такое стиль управления?

72. Что такое самоменеджмент?

а) способность и возможность системы планировать и орга­низовывать свою деятельность

б) организация личной работы руководителя

в) самостоятельность в деятельности менеджера

73. На чем основывается научная организация труда?

а) на использовании исследований и передового опыта

б) на строгом соблюдении дисциплины, регламента

в) на использовании опыта других менеджеров

г) на четком разделении труда

74. Что означает профессионализм менеджера?

а) управленческую подготовку

б) знание технологии отрасли

г) работу на постоянной профессиональной основе

75. Каковы основные составляющие "организаторских спо­собностей"?

а) лидерство, способность вести за собой

б) контактность, стрессоустойчивость, доминантность

в) способность влиять на людей, разрешать конфликты

г) умение работать с людьми, воздействовать на них

76. Кем прежде всего должен быть менеджер?

а) психологом

б) специалистом данной отрасли

в) специалистом по управлению

г) социологом

д) экономистом

77. Какое утверждение правомерно для лидера?

а) он ведет за собой

б) он командует

в) он просто существует

г) он организует работу

д) он управляет

78. Руководители какого уровня основную часть рабочего времени должны заниматься решением оперативных задач?

а) всех уровней

б) среднего уровня

в) высшего уровня

г) низового уровня

79. Какой стиль деятельности менеджера должен преобла­дать в начальный период формирования трудового коллектива?

а) демократический

80. Какой стиль следует использовать менеджеру, чтобы достичь результатов в экстремальных условиях?

а) все стили управления

б) либеральный

81. С какой функции должна начинаться организация лич­ной работы (самоменеджмент) руководителя?

а) с работы с информацией

б) с организации трудового процесса

в) с постановки целей

г) с планирования

д) с самоконтроля

82. Какая функция находится в центре круга самоменед­жмента?

а) планирование

б) постановка целей

в) организация трудового процесса

г) самоконтроль

д) работа с информацией

83. Какие существуют виды самоконтроля менеджера?

а) предварительный, функциональный, стоимостной

б) промежуточный и конечный

в) административный, производственный, финансовый

г) формальный и неформальный

84. Что изучают при фотографии рабочего дня?

а) структуру затрат времени

б) методы работы руководителя

в) потери рабочего времени

г) способы выполнения задач

85. Какие коллективы называются формальными?

а) образовавшиеся на любом предприятии

б) образовавшиеся стихийно

в) созданные руководством

г) созданные на основе симпатии работников

86. Что такое власть?

а) возможность влиять на других

б) специфическое воздействие на подчиненных

в) совокупность способов воздействия на подчиненных

г) любое влияние на людей

87. На чем основана законная власть?

а) на вознаграждении

б) на вере в права руководителя

в) на положительном примере

г) на принуждении

д) на вере в знания руководителя

88. Какие существуют формы влияния менеджеров на под­чиненных?

а) убеждение, участие

б) формальное, неформальное

в) экспертное, законное

г) системное, ситуационное

89. С помощью чего можно определить микроклимат в трудовом коллективе?

а) хронометража

б) социограммы и социоматрицы

в) фотографии

г) самофотографии

д) самонаблюдений

90. Какие конфликты называются дисфункциональными?

а) между функциональными подразделениями

б) нарушающие выполнение функций

в) мешающие решению проблемы

г) снижающие групповое сотрудничество

91. Какой из межличностных методов разрешения конф­ликтов можно считать наиболее эффективным?

а) метод компромисса

б) метод принуждения

в) метод уклонения

г) метод решения проблемы

д) метод сглаживания

92. На какой ступени развития неформальный коллектив организационно сплачивается для борьбы с внешней опасно­стью?

а) на первой

б) на третьей

в) на пятой

г) на четвертой д) на второй

93. Использование какой формы власти является наибо­лее затратным?

а) основанной на принуждении

б) законной власти

в) экспертной власти

г) власти примера

д) основанной на вознаграждении

94. Для какой формы власти весьма нежелательны оши­бочные решения менеджера?

а) для власти примера

б) для власти, основанной на принуждении

в) для власти, основанной на вознаграждении

г) для экспертной власти

д) для законной власти

95. Что такое харизма?

а) власть примера

б) экспертная власть

в) законная власть

г) власть, основанная на вознаграждении

д) власть, основанная на принуждении

96. Какая власть наименее гуманна?

а) власть примера

б) основанная на принуждении

в) основанная на вознаграждении

г) законная власть

д) экспертная власть

97. Что такое убеждение исполнителя?

а) воздействие на исполнителя

б) передача точки зрения

в) беседа с подчиненным

98. Какой метод разрешения конфликтов предусматрива­ет принятие точки зрения другой стороны?

а) метод принуждения

б) метод компромисса

в) метод сглаживания

г) метод уклонения

д) метод решения проблемы

99. Какой метод разрешения конфликтов требует исполь­зование власти, подавления инициативы подчиненных?

а) метод сглаживания

б) метод компромисса

в) метод принуждения

г) метод уклонения

д) метод решения проблемы

100. Как называют конфликт, при котором два руководи­теля предъявляют к одному работнику противоречивые тре­бования?

а) внутриличностным

б) межличностным

в) между личностью и группой.

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления (2.1.).

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, школа психологии и человеческих отношений и школа науки управления (или количественная школа). Самые убежденные приверженцы каждого из этих направлений полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические открытия школ на практике доказали, что многие ответы на вопросы управления были лишь частично правильными в ограниченных ситуациях. И тем не менее, каждая из этих школ внесла значительный и ощутимый вклад в данную область. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Наша цель - помочь вам оценить эволюционный характер управленческой мысли и признать, что приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда успешны в других. Следует понять, что школы пересекаются в вопросах теории и практики, и что в рамках одной организации вы найдете элементы всех этих подходов.

Научное управление (1885 -1920)

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Об этом написано в Примере 2.1. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние, непродуктивные движения и, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы. Тейлор, например, обнаружил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено, если рабочие будут пользоваться лопатой-совком емкостью до 21 фунта (ок. 8,6 кг - прим. ред.). По сравнению с более ранней системой это дало поистине феноменальный выигрыш.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и

его современники фактически признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами плакировали свою работу.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.

Классическая, или административная школа в управлении (1920 -1950)

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управлении организацией. В отличие от них, авторы, которые считаются создателями школы административного управления, более известной как классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля3.Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии4. Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством Алфреда П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс»5. Следовательно, их главной заботой была эффективность в более широком смысле слова - применительно к работе всей организации.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией6. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример 2.2. представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

Принципы управления Анри Файоля

1. Разделение труда. Специализация является есте

ственным порядком вещей. Целью разделений

труда является выполнение работы, большей по

объему и лучшей по качеству, при тех же усилиях.

Это достигается за счет сокращения числа целей,

на которые должны быть направлены внимание и

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавай, приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия - там возникает ответственнее!?».

3. Дисщтлина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Установление этих соглашений, связывающих фирму и работников, из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрия. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.

4. Единонанате. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Edw-icmeo направления. Каждая груяпа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных интересов обиам. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.

8. Централизащии Как и разделение труда, централизация валяется естественным порядком вещей. Одяако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрали-задней. Это проблема определения меры, которая обеспечит лучшие возможные результаты.

9. Скалярная ипь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, - вниз, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы езде большей ошибкой поддерживать зту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место - для всего и все на своем месте.

11. Справедливость. Справедливость-это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который дзржится за место, безусловно предпочтительней чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит н не держится за свое место.

13. Ишщшвгшва. Иниц5!атива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Поведенческие науки (1950 - го настоящее время)

Школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Многие в начале XX века серьезно ставили под сомнение тогда новую фрейдовскую концепцию подсознательного. Более того, поскольку те, кто интересовался психологией, редко интересовались управлением, существовавшие тогда скудные знания о человеческом сознании были никак не связаны с проблемами трудовой деятельности. Следовательно, хотя авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фахтор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой.



Рассказать друзьям