Художественная галерея "альбертина" в вене. Музей истории искусств, вена, австрия Какие музеи есть в вене

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

в нынешнем году празднует юбилей — 125 лет со дня открытия, и преподносит великолепный подарок: оцифрованные и выложенные в открытом доступе более 10 тысяч изображений экспонатов. Тициан и Караваджо, Тинторетто и Арчимбольдо, Босх и Ян ван Эйк — наслаждаемся прекрасными произведениями искусства.

Джузеппе Арчимбольдо, «Лето». 1563

Теперь вы можете создавать собственные подборки любимых картин, подбирать экспонаты для наглядности обучения истории искусств, размещать их в соцсетях, а то и просто «залипать» в электронной библиотеке Музея , разглядывая великолепные картины во всех подробностях.

Учтите, что основной язык сайта языках представлены лишь общие сведения о музее. Простое «пролистывание» превью 10 000 работ утомляет, к тому же полотна и скульптуры идут вперемешку. Поэтому для удобной навигации рекомендуем заполнять строку поиска — вносить имя интересующего художника на латинице. Так, нас заинтересовал Арчимбольдо, и поиск по слову Arcimboldo выдал превью всех его работ из коллекции, включая те полотна, которые только приписывают мастеру. Иллюстрация выше — деталь одной из картин мастера. И это далеко не предел детализации!

Мадонна в зелени (Мадонна на лугу или Бельведерская мадонна)
Рафаэль Санти
1505, 113×88 см

Музей истории искусств считается один из крупнейших в мире и стоит по своей значимости и богатствам коллекций в одном ряду с Эрмитажем и Лувром. В главном здании музея — 91 зал, где представлены собрания восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры. Но сердце музея — всемирно известная картинная галерея, в которой особое внимание уделено искусству эпохи Возрождения и барокко. Сотни и сотни шедевров: Дюрер, Рубенс, Рафаэль, Веласкес, а также самая богатая коллекция произведений Питера Брейгеля.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу
1565, 117×162 см

Деталь работы Квентина Массейса с сайта музея .

Питер Пауль Рубенс. Шубка. Портрет Елены Фоурмен (1636/1638)

Деталь одной из картин Рубенса из собрания венского музея

Джорджоне. Три философа
1504, 125.5×146.2 см

Драгоценные полотна и экспонаты собирались Габсбургами с XV века. Однако наступил момент, когда вдумчиво и изысканно составленные коллекции австрийского императорского двора перестали помещаться не только в Хофбурге, городской резиденции императора, но и в прочих зданиях, принадлежащих австрийской короне. В 1860-х вопрос о новых музеях стал активно обсуждаться, и Император Франц Иосиф I, привыкший получать все самое лучшее, приглашает известного архитектора Готфрида Земпера спроектировать новый комплекс для новой улицы Рингштрассе. Планируется не только расширить территорию города за счет Императорского форума — такое название Земпер дал своему архитектурному проекту, — но и выстроить отдельные музейные здания для императорских коллекций.

Ян Вермеер. Аллегория живописи
1660-е, 120×100 см

Ганс Гольбейн Младший. Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии
1536, 40×65 см

Огромный комплекс, задуманный автором зданий Дрезденской оперы и Дрезденской же картинной галереи, был воплощен лишь частично, но император Франц Иосиф I все-таки получил вожделенные музеи, куда и были перевезены богатые коллекции австрийского двора. Пространства музея пропитаны Ренессансом: от огромного полотна Михая Мункачи «Апофеоз Ренессанса», украшающего потолок над главной лестницей, до прекрасных фресок, выполненных Густавом Климтом, его младшим братом Эрнстом и другом Францем фон Мачу.

Питер Пауль Рубенс. Голова Медузы
1618, 69×118 см

Музей истории искусств — одна из жемчужин Музейного квартала австрийской столицы. Вернее, это две жемчужины: на площади Марии Терезии расположились целых два роскошных и практически похожих с виду здания, выстроенные в духе Ренессанса. Во втором здании расположен Музей естествознания, где разместилась огромная коллекция природных экспонатов, собранных семьей Габсбургов. Среди сокровищ 39 его залов — коллекция насекомых Игнаца Шинера, скелет диплодока, почти полный составной скелет Стеллеровой коровы и другие ископаемые и редкие находки.

Питер Пауль Рубенс. Четыре части света (Четыре реки рая)
1615, 208×283 см

Если перейти через площадь, то мы попадем в сокровищницу произведений искусства, основу которой заложил австрийский эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614—1662). Будучи наместником Фландрии, эрцгерцог регулярно навещал знаменитый Брюссельский художественный рынок. За короткий срок Леопольд Вильгельм создал значительную художественную коллекцию, подобранную с большим вкусом и пониманием. Покидая Фландрию, эрцгерцог увез в Вену свои сокровища — картины голландских, итальянских, фламандских, немецких мастеров. Это собрание пополнялось веками. В 1918 году оба музея — истории искусств и естествознания, как и все коллекции Габсбургов, — были экспроприированы и стали собственностью государства.

Якопо Тинторетто. Купающаяся Сусанна
194×147 см

Сейчас Музей истории искусств состоит из нескольких экспозиций. Так, военная коллекция императоров выставлена в залах Нойбург (во флигеле замка Хофбург). Там же открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Отдельные собрания — в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука.

Безусловно, выложенная оцифрованная коллекция венского Музея истории искусств — большой вклад его сотрудников в популяризацию искусства. Однако ничто не может сравниться с посещением роскошных залов, где можно не только насладиться воочию произведениями искусства, но и ощутить прикосновение подлинной Истории. Музей — огромный, так что если будете в Вене, запланируйте отдельный день на его посещение.

Венский Музей истории искусства (Kunsthistorisches Museum) известен как один из наиболее значимых музеев в мире, обладатель исключительных по своей художественной значимости коллекций. Особенно ценится знатоками искусства его картинная галерея.

Адрес музея: Maria Theresien-Platz, Vienna (Мария-Терезиен Платц, Вена)
Ближайшее метро: Museumsquartier (линия U2)
График работы: с 10:00 до 18:00, Понедельник - выходной.
Обычный билет: - 12€, посетителям до 19 лет вход свободный при условии предъявления удостоверения личности.
Официальный сайт: khm.at

История создания и развития Венской картинной галереи неразрывно связана с историей правления императорского дома Габсбургов. Основу коллекции заложил ещё Максимиллиан I (1459-1519). При нём было составлено собрание портретов, прекрасно иллюстрирующее генеалогию этого древнего рода. Чуть позже, эрцгерцог Фердинанд II (1529-1595), исходя из собственных предпочтений, продолжил собирать портреты, а переехав в Богемию, в 1529-1563 годах начал собирать работы лучших художников того времени. Именно эта коллекция затем была перевезена в замок Амбрас, недлеко от Инсбрука. Одновременно с Фердинандом II, другой представитель династии, Рудольф II (1552-1612), живший в Праге, также поддался страсти коллекционирования художественных полотен, прибегая, иногда, не к самым честным способом приобретения картин. В частности, Рудольфу удалось присвоить коллекцию из замка Амбрас, после смерти своего дяди, Фердинанда II, а чуть позже – и самые ценные экспонаты, собранные его братом, Эрнстом.

Не принимая в расчёт этическую сторону давно минувших дел, необходимо отметить, что Рудольф II внес наиболее значимый вклад в формирование ценнейшей коллекции картин Kunsthistorisches Museum. Именно он, находясь в конце XVI века в Нидерландах, выкупил большое количество картин фламандских мастеров, в том числе крупнейшее в мире собрание работ Питера Брейгеля Старшего. Даже не смотря на то, что большое количество картин было украдено в 1648 году, уцелевшая часть коллекции сегодня считается наиболее ценной среди всего собрания Венского музея. Рудольф II стал первым Габсбургом, тонко воспринявшем творчество старых мастеров. После него коллекция, переходя от одного владельца к другому, только возрастала как в стоимости, так и в художественной ценности.

Следующим представителем императорского дома, сделавшим очень многое для формирования художественной коллекции, стал эрцгерцог Леопольд Вильгельм (1614-1662). Его художественные предпочтения сосредоточились на венецианской живописи. Согласно описи, составленной незадолго до его смерти, коллеция живописи, собранная Леопольдом, составила более 1400 предметов искусства. Согласно завещанию эрцгерцога, все богатство отошло его внуку, императору Леопольду I. В его же руки попали и коллекции из Инсбрука и Вены. Перед молодым императором встала необходимость размещения весьма обширной коллекции, которая продолжала пополняться и позднее, во время правления Марии Терезии и императора Иосифа II.

Однако, вопрос с размещением сокровищ был решён только при эрцгерцоге Франце Фердинанде, выделившем для этих целей поместье Сталлбург (Stallburg) в Вене. Некоторое время собрание картин размещалось в замке Бельведер, где была предпринята вторая попытка систематизации и каталогизации уникальной коллекции. Здесь же, в 1776 году коллекция стала доступна для широкой публики. Наконец, в 1891 году в Вене было построено современное здание музея.

Сегодня пинакотека занимает весь второй этаж здания музея. Посетители могут увидеть работы ван Эйка, Дюрера, Рубенса, Рембрандта, Рафаэля и многих других художников. Первый же этаж полностью отдан под коллекции древнего искусства: отделы египетского и восточного искусства, отдел скульптуры, отдел прикладного искусства.

Вена - один из самых красивейших и старых городов мира. Ее история начинается еще во времена древних римлян. Вена помнит и нашествия римских легионов, и варварские походы, а после всего этого наступила рыцарская эпоха. Монгольская орда, Османская империя... Много воспоминаний хранит душа этого города. Современная Вена стала сосредоточением изысканности и величественности, роскоши и современности.

Музеи Вены как хранители прошлого

Художественно-исторический музей является кладовой исторических и культурных знамений, хранит бессчетное количество шедевров признанных гениев: Рубенса, Рембрандта, Тициана и др. Картины исполнения Шиле и Климта можно увидеть в красивейшем Бельведере, памятнике эпохи барокко.

Не только музеями общего характера славится Вена. В ней можно посетить обитель Зигмунда Фрейда. Его квартира была переделана в индивидуальный музей, куда входит также его рабочий кабинет вместе с приемной.

Современное искусство в Вене не осталось без внимания. Ему посвящен целый квартал - Музей современного искусства фонда Людвига, и другие. Экскурсии в Вене обязательно включают в себя посещение заведений, представляющих современное искусство.

Такое художественное направление, как графика, тоже нашло себя. С ним познакомиться можно в роскошном впечатляющем дворце-музее "Альбертина". Вена показывает самые разные жанры, и последняя упомянутая галерея вызывает особый туристический интерес.

Краткий обзор галереи

Музей расположился в центре Вены. Здание галереи - это бывший дворец, принадлежавший эрцгерцогу Альбрехту. Музей "Альбертина" в Вене является хранителем 65 тысяч рисунков и почти миллиона графических печатных произведений. Коллекционный охват - от поздней готики и до современного искусства.

Имя свое галерея получила от имени основавшего ее герцога - Альберта Саксонского-Тешенского.

История галереи

Правитель королевства Венгрии (с 1765-го по 1781-й) Альберт, который был герцогом, в 70-е годы 18-го века начал собирать коллекцию произведений графики. Хранил он ее в резиденции, которая расположилась во впечатляющем сооружении - королевском замке Братиславы. Галерея "Альбертина" была основана 4 июля 1776 года. Многие люди пытаются найти взаимосвязь между этим событием и провозглашением независимости Соединенных Штатов Америки, но это, к сожалению для них, простая случайность.

В 1795 году состоялся переезд художественной коллекции в нынешнее здание. Специально для галереи оно было перестроено, так как не соответствовало новому предназначению. 1822 год стал годом публичного открытия выставки. Посещать "Альбертину" могли не только дворяне, и входное условие было только одним - чтобы у посетителя была собственная обувь.

Сейчас для нас это кажется странным, а в то время это было важно. Таким образом, галерея была открыта для многих. В скором времени герцог Альберт умирает, и коллекция, и здание передается эрцгерцогу Карлу, а после него - Альбрехту Фридриху Австрийскому и эрцгерцогу Фридриху Австрийскому. И в этот момент экспозиция начинает расширяться.

История галереи в 20-м веке

В 1919 году, в весеннее время, меняется владелец "Альбертины" - им становится Австрийская Республика. В следующем году произошло объединение сокровищ галереи с фондом печатной графики, которым владела королевская придворная библиотека.

В 1921 году и художественная коллекция, и здание официально получают название "Альбертина". Вена открывает новую эпоху в музейной сфере.

Масштабная реконструкция

Почти 8 лет эта художественная галерея в Вене была недоступна для посещения. Она реконструировалась с 1996-го по 2003-й. Несложно догадаться, какое место стало самым посещаемым всего спустя год. Правильно, "Альбертина". Вена давно не знала такого количества посещений одного заведения. Экспозиция музея очень богата.

Сегодня она включает в себя работы таких признанных мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Оскар Кокошка, Рембрандт, Альбрехт Дюрер, Густав Климт, Сезанн, Раушенберг. Часто проводят специальные выставки. Например, 2006 год запомнился экспозицией, посвященной Пикассо.

Парадные залы

В наше же время уже все экскурсии в Вене обязательно включают посещение "Альбертины" в свою программу. Но эта галерея является значимой не только потому, что выставляет художественные шедевры. Само здание также является памятником национальной культуры. По парадным залам, где жили Габсбурги, гуляла давным-давно любимая дочь императрицы Марии-Терезии, эрцгерцогиня Мари-Кристине, а после нее эти залы помнят приемного сына эрцгерцога Карла, победителя Аспернской битвы против Наполеона. Светящийся желтый, зеленый, бирюзовый цвета - это цвета прошедшей эпохи. Обстановка залов наполнена по максимуму подлинной мебелью, чтобы перенести посетителя на несколько сотен лет назад. Позолота состоит из особого "альбертинского золота", паркетные полы из розового и черного дерева просто поражают воображение.

Мекка настоящих ценителей искусства - это "Альбертина". Вена ждет каждого гостя, который хочет окунуться в мир шедевров и вдохновения, а также в былые эпохи и увидеть колоссальное количество мировых достопримечательностей.

Улицы, фасады зданий, национальная кухня - все это манит и притягивает. Невозможно не обогатиться духовно, находясь в этой мировой жемчужине-столице. Вена по праву считается одним из самых комфортным для проживания городов, что отмечают все приезжающие туристы. Оригинальность и красота сплетаются воедино в поражающих узорах, архитектуре и атмосфере. В Вену нельзя не влюбиться с первого взгляда. И вряд ли найдется хоть один человек, готовый с этим поспорить.

Содержание статьи

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ИСКУССТВА В ВЕНЕ (Kunsthistorisches Museum) – принадлежит к числу крупнейших музеев мира, в собрании которого хранятся прославленные шедевры западноевропейского искусства, был открыт 17 октября 1891. В настоящее время является собственностью государства, находится под его охраной, в ведении Министерства культуры.

Проект музея разрабатывали архитекторы Карл Хазенауер и Готфрид Земпер . Здание музея – одно из зданий-близнецов, входящих в музейный ансамбль, построенный в 1871–1891. Музей истории искусства и Музей естественной истории стоят по двум сторонам сквера, в центре которого расположен величественный монумент императрицы Марии-Терезии работы Цумбуша.

Главное здание музея включает 91 зал, где находятся собрание восточных и египетских древностей, коллекция античных памятников, произведения западноевропейской скульптуры, нумизматический кабинет, а также всемирно-известная картинная галерея.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

Художественное собрание Музея истории искусства первоначально было частной коллекцией австрийского Императорского Дома. Императоры, короли, эрцгерцоги из династии Габсбургов собирали произведения искусства, начиная с 15 в.

Основополагающим вкладом в процесс формирования современного музея явилась деятельность эрцгерцога Фердинанда II (1529–1595), штатгальтера (губернатора) Богемии в 1547–1563 и правителя альпийских земель в 1564–1595, скомплектовавшего свою коллекцию в замке Амбрас по истинно музейным меркам. Впоследствии лучшие вещи из этого собрания были увезены в Вену.

Император Рудольф II (1552–1612) устроил в пражском Граде, куда он перенес столицу империи, картинную галерею и Кунсткамеру. Более всего Рудольф II восхищался произведениями Альбрехта Дюрера и Питера Брейгеля Старшего , составляющими сейчас гордость венского музея. Позже самые значительные вещи были перевезены в Вену, которая стала столицей империи австрийских Габсбургов, включавшей почти всю Центральную и Южную Европу в 16–17 вв., в том числе и Южные Нидерланды.

Основателем венского музея считают эрцгерцога Леопольда-Вильгельма (1614–1662). С 1647 по 1656 эрцгерцог был штатгальтером (губернатором) Южных Нидерландов. В Брюсселе, который в то время являлся центром торговли произведениями искусства, он приобретал живописные ценности. Из Англии после падения Карла I были привезены для аукциона обширные коллекции английской аристократии (герцога Бекингема, графа Эрандела), а также часть картин из собрания короля Карла I, которые были куплены Леопольдом-Вильгельмом. За короткий срок им была создана лучшая в Европе картинная галерея. В его коллекции были полотна Джорджоне , Тициана , Веронезе , Андреа Мантеньи , Тинторетто , Яна ван Эйка , Питера Пауля Рубенса , Якоба Йорданса.

Во время правления императрицы Марии-Терезии (1717–1780) было решено усовершенствовать картинную галерею: следуя идеям просвещения, художественные сокровища открыли для публики, и произвели новую систематизацию собрания. Для этого из всех принадлежавших императрице дворцов, резиденций, замков были привезены самые значительные в художественном отношении произведения искусства. Впервые в основу экспозиции был положен исторический принцип: картины были сгруппированы по национальным школам и развешаны в хронологическом порядке.

Императорские собрания были доступны публике и до официального открытия Музея истории искусства, но были рассеяны по разным местам. Императорская картинная галерея прежде находилась в замке Верхний Бельведер, собрание египетского, восточного, греческого и римского искусства, предметы эпохи Ренессанса из золота, бронзы и слоновой кости, а также произведения эпохи барокко – в замке Нижний Бельведер. Многие шедевры декоративного искусства, в том числе династические регалии и фамильные драгоценности Габсбургов, хранились в сокровищнице Хофбурга, императорского дворца. В нескольких залах Хофбурга выставлялись монеты и медали, а также коллекции минералов, раковин и других чудес природы, которые сейчас вошли в состав Музея естественной истории (Naturhistorisches Museum).

Еще до официального открытия Музея истории искусства императором Францем Иосифом (1830–1916) в 1891, различные его отделы были заново классифицированы и стали доступны для посетителей. Первой среди них была оружейная палата (Leibstrammer), мемориал австрийской военной славы, с доспехами и вооружением. Ныне военная коллекция (Waffen-Samlung) выставлена в Придворном, Охотничьем и Оружейном залах замка Нойебург, являющегося флигелем старого замка Хофбург. В Хофбурге же, в свою очередь, открыт Музей старинных музыкальных инструментов, Эфесский музей и другие экспозиции. Эти собрания, так же как и собрания в Шталбурге, в замке Шёнбрунн и в замке Амбрас близ Инсбрука, хотя и разрознены, но составляют единое целое достояние Музея истории искусства.

В 1918 венский музей, как и все габсбургские коллекции, был экспроприирован и стал государственным достоянием.

Здание музея сильно пострадало во время второй мировой войны, но памятники большей частью были вывезены и спрятаны в 1939. В 1959 музей был снова открыт для посетителей.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Наиболее значительной частью коллекции Музея является картинная галерея. Она считается четвертой по величине в мире и включает в себя живописные полотна исключительной ценности западноевропейских художников 14–18 вв.

Раздел нидерландского искусства

15–16 вв. включает в себя произведения корифеев живописи Северного Возрождения – Яна ван Эйка (ок.1390–1441), Рогира ван дер Вейдена (1399 или 1400–1464), Гуго ван дер Гуса (ок.1440–1482), Питера Брейгеля Старшего (1525/1530–1569).

Ян ван Эйк : Кардинал Никколо Альбергати (ок.1431), Ювелир Ян де Леу (Лееува ) (1436).

Рогиру ван дер Вейдену принадлежит алтарный Триптих с распятием (ок.1440-1445), а Гуго ван дер Гусу – диптих Первородный грех и Оплакивание Христа (1475).

Огромную ценность представляет собой самое крупное в мире собрание картин Питера Брейгеля Старшего – половина всего сохранившегося наследия нидерландского художника 16 в. (15 работ). Наиболее значительные произведения живописца – пейзажи, первоначально входившие в цикл Времена года из шести картин (1565): Возвращение охотников (Зима ), Пасмурный день (Канун весны) , Возвращение стада (Осень ), а также две композиции на сельскую тему: Крестьянская свадьба и Крестьянский танец (ок.1568).

Фламандская живопись

в музее представлена коллекцией произведений Питера Пауля Рубенса (1577–1640), Якоба Йорданса (1599–1641), Антониса ван Дейка (1599–1641). Питер Пауль Рубенс : Алтарь Св. Ильдефонсо (1630–1632), Портрет Елены Фоурмен , обычно называемый Шубка (ок. 1638), Автопортрет (ок. 1639).

Якоб Йорданс: Праздник бобового короля (ок. 1638).

Антонис ван Дейк: Принц Рупрехт (с датским догом) , Принц Карл Людвиг Пфальцский (1631/1632), Портрет воина в золоченых латах (ок. 1624) и др.

Раздел голландской живописи

в музее невелик, но насыщен подлинными шедеврами Франса Хальса (1580/85–1666), Рембранта ван Рейна (1606–1669), Яна Вермеера Дельфтского (1632–1675), Герарда Терборха (1617–1681).

Франс Хальс: Мужской портрет (ок. 1654).

Герард Терборха: Дама, чистящая яблоко (1661).

Рембрант Харменс ван Рейн: Портрет матери художника (1639), Большой автопортрет (1652), Малый автопортрет (ок. 1657) и Портрет читающего Титуса (ок. 1656).

Позднюю картину Яна Вермеера Дельфтского В мастерской художника (ок. 1665) часто называют Аллегория живописи .

Раздел немецкого искусства

насыщен шедеврами эпохи Возрождения: Альбрехта Дюрера (1471–1528), Лукаса Кранаха Старшего (1472–1553), Ганса Гольбейна Младшего (1497–1543) и других.

Из восьми работ Альбрехта Дюрера следует выделить: Портрет императора Максимилиана I (1519), Мария с младенцем (1512) и одну из главных работ художника – алтарный образ Поклонение всех святых Троице (1511).

Лукас Кранах Старший: Охота на оленей Курфюрста Фридриха Мудрого (1529), Юдифь с головой Олоферна (ок. 1530).

Ганс Гольбейн Младший: Портрет Джейн Сеймур, королевы Англии (1536), Портрет молодого купца (1541).

Итальянская коллекция славится обилием имен и шедевров эпохи Возрождения, 17–18 вв.: Андреа Мантенья (1431–1506), Рафаэль Санти (1483–1520), Джорджоне (ок. 1477–1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1490–1576), Паоло Веронезе (1528–1588), Тинторетто (1518–1594), Микеланжело Меризи да Караваджо (1571–1610) и других.

Андреа Мантенья: Св. Себастьян (ок. 1460).

Рафаэль Санти: Мадонна в зелени (1505).

Среди нескольких картин Джорджоне (Джорджо да Кастельфранко) центральное место занимает картина Три философа (ок. 1508).

Тициан: алтарный образ Се человек (1543), Портрет Якопо де Страда (1567–1568).

Паоло Веронезе: Лукреция (1580).

Тинторетто (Якобо Робусти): Сусанна и старцы (ок. 1560).

Караваджо (Микеланджело Меризи): Мадонна с четками (ок. 1607) и Давид с головой Голиафа (ок. 1606).

Коллекция испанской живописи.

Главным украшением являются работы Диего де Сильва Веласкеса (1599–1660). Придворный живописец испанских королей писал многочисленные портреты короля, его детей, придворных: Портрет инфанты Маргариты -Терезии (1659), Портрет короля Филиппа IV (1652–1653).

ОТДЕЛ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Египетское собрание венского музея – не только одно из самых больших в мире, но и одно из старейших. В Вену начали стекаться произведения древнеегипетского искусства еще до общеевропейского интереса к Египту, который возник после военного похода Наполеона в 1798. Самый древний экспонат был приобретен еще в 16 в., а к первой четверти 19 в. коллекция насчитывала почти 4000 предметов. В 20 в. основные поступления происходили за счет археологических исследований австрийских ученых, в особенности, в некрополе пирамиды Хеопса в 1912–1929. Венская коллекция имеет огромное значение, благодаря прекрасным образцам скульптуры всех периодов истории Древнего Египта . Это глубоко реалистичные портреты фараонов, скульптуры, знакомящие нас с важными сановниками, и скрупулезные изображения животных. В залах собрание рельефов, архитектурных фрагментов, статуэток из камня, бронзы, дерева и других материалов, саркофагов и предметов погребального обряда, папирусов, скарабеев, амулетов, украшений.

Музейные залы, в которых расположилась эта коллекция, переносят нас в мир Древнего Египта не только из-за богатейшего собрания, но и благодаря декоративно-отделочным работам, которые блестяще имитируют внутреннее убранство храмов той эпохи. Архитекторы использовали три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 до н.э.), а также декорировали залы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

ОТДЕЛ АНТИЧНОГО ИСКУССТВА

Античная коллекция включает себя греческие, этрусские и римские ценности, а также сокровища эпохи Великого переселения народов раннего Средневековья, найденные при археологических раскопках. С 16 в. собирались монеты, медали, резные камни. В 18 в. были объединены разрозненные коллекции, разбросанные по территории огромной Империи Габсбургов, а археологические экспедиции 19 в. значительно обогатили этот раздел музея предметами скульптуры и архитектуры.

Жемчужиной отдела античности является серия уникальных камей. Камея Птолемеев (274–270 до н.э.), выполненная из девятислойного оникса – шедевр эллинистической глиптики изображает портреты супружеской четы династии Птолемеев. Гемма Августа (конец 1 в. до н.э.) – двухслойный оникс римской работы поражает своей многофигурной композицией. Часто ювелиры последующих эпох использовали произведения своих предшественников: итальянские мастера 16 в. украсили драгоценной оправой античную камею Орел (27 до н.э.).

Скульптура представлена статуями, выполненными из мрамора, бронзы: Голова Аристотеля (4 в.до н.э.), Саркофаг амазонок (4 в.до н.э.), найденный в 16 в. на Кипре.

Интересна большая коллекция золотых и серебряных вещей эпохи Великого переселения народов, найденных в 18–20 вв. в Европе: украшения тончайшей работы, декорированные драгоценными камнями, разнообразные вазы и кубки.

КУНСТКАМЕРА

Экспозиция этого отдела продолжает коллекцию искусства раннего Средневековья, охватывает весь период европейского Средневековья, Возрождения, эпохи барокко, рококо – вплоть до начала 19 в. Ядро этого отдела сформировано в 16–17 вв. Группа наиболее значительных экспонатов происходит из казны немецких королей и императоров Средневековья, т.н. «императорской сокровищницы». Предметы из этой «золотой кладовой» ярко выражают религиозную направленность средневекового искусства, одновременно продолжая многие традиции античного мира, Древнего Востока, Германии: Кувшин в форме грифона (12 в.). Музей обладает двумя превосходными образцами средневекового искусства: Мадонна из Крумау (ок. 1400), Мадонна скульптора Рименсшнайдера (ок. 1500). Прикладное искусство в этом разделе – это разнообразные чаши, кубки, часы, выполненные из хрусталя, золота, драгоценных камней и жемчуга вычурных, роскошных форм. Наиболее известный экспонат – Солонка Бенвенуто Челлини (1500–1572), изготовленная автором (1540–1543) из золота, частично покрытого эмалью, эбенового дерева для французского короля Франциска I. В кунсткамере выставлены шпалеры тончайшей работы, вытканные из шерсти и шелка в первой половине 18 в. Поражают изяществом, изысканностью и виртуозностью исполнения небольшие по размерам статуэтки и сложнейшие скульптурные композиции из слоновой кости 17 в.

Музей истории искусств находится в самом центре прекрасной столицы Австрии на площади Марии Терезы, и является одним из архитектурных элементов ансамбля Maria Theresien-Platz, который включает также Музей Естествознания, замечательный парк и памятник императрице. Авторство этого потрясающего проекта принадлежит архитектору Земперу.

Помимо залов с археологическими находками, античными памятниками и художественными произведениями, музей истории искусств включает и картинную галерею, которая имеет статус мирового значения.


Предметы искусства, которые сейчас находятся в Вене и являются национальным достоянием, начали собирать еще в 15 веке Габсбурги в Императорском доме Австрии. Особенно значительный вклад был сделан Фердинандом II, формировавшем свои коллекции в замке Амбрас. Также неоценимую лепту внес Рудольф II, ведь он в Пражском граде открыл галерею и Кунсткамеру, самые известные экспонаты которых позже были перевезены в Вену. Знаменитые произведения Дюрера и Брейгеля находятся сейчас в венском музее истории искусств именно благодаря Рудольфу.


Основателем же самого музея называют Леопольда-Вильгельма, галерея которого считается одной из самых содержательных и обширных.

Венский художественный музей был открыт в 1889 году и успешно функционировал вплоть до Второй Мировой войны. Тогда само здание достаточно сильно пострадало, но практически все ценности удалось спасти, так как они были заранее вывезены и спрятаны. Вновь доступным для публики музей стал в 1959 году.


Осмотр всех экспонатов может занять не один день. В основном корпусе музея насчитывается 91 зал. Ниже представлены основные коллекции, которые там размещены:

1. Египетская и Ближневосточная коллекция

Тут собрано более чем 17 тыс. предметов, датируемых от 3500 г. до н.э.
Коллекция разделена на 4 части:
  • погребальный культ
  • история культуры
  • скульптура и рельеф
  • развитие письменности

2. Коллекция Греческого и Римского искусства

Насчитывает более 2500 предметов, и охватывает период 3 тысячелетия, начиная с Бронзового века и заканчивая ранним Средневековьем. Разделена тематически на три части:
  • уникальные античные камеи
  • сокровищница
  • коллекция ваз

3. Картинная галерея

Является ключевой в здании музея, начинает свою историю еще в доме Габсбургов и включает огромное количество мировых шедевров. Условно произведения можно разделить на такие периоды:
  • Венецианская живопись 16-го века
  • Фламандская живопись 17-го века
  • Ранняя нидерландская живопись
  • Живопись немецкого Ренессанса

4. Кунсткамера

Является колыбелью музея. Открыта вновь 1-го марта 2013 года после 10 лет реставрационных работ. В 20 залах собрано более 2000 поистине потрясающих и уникальных экспонатов.

5. Коллекция монет

Входит в пятерку наибольших коллекций монет в мире. Насчитывает около 700 тысяч предметов за период трех тысячелетий, и включает в себя купюры помимо монет, а также разнообразные предметы, которые служили бартером до изобретения денег.

6. Библиотека

Насчитывает 256 тыс. единиц, 36 тыс. из которых имеют историческое значение.

7. Коллекция исторических музыкальных инструментов

Уникальная коллекция инструментов периода Ренессанса и Барокко, а также инструменты многих известных музыкантов. Многие из них можно не только посмотреть, но и послушать.

8. Коллекция оружия и доспехов

Лучшая документированная, и одна из самых полных и обширных коллекций в западном мире. Те, кто интересуются данной тематикой точно оценят.



Рассказать друзьям