Художник машков картины. Илья машков картины

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Машков Илья Иванович (1881-1944) - русский живописец. В 1916 году один из самых авторитетных в то время критиков А. Бенуа писал о Машкове и Кончаловском: "Вот два здоровых, крепких, простых живописца. А от них люди до сих пор отворачиваются с негодованием. Одних коробит то, что изображают они такие "недостойные вещи", другие ужасаются какой-то грубостью приемов, третьи видят и здесь то самое озорство, которым все раздразнены и обозлены". Какие же "недостойные веши" писал Илья Машков? Гиперболизируя силу и добиваясь особой звучности цвета, он допускал в своих этюдах самые смелые колористические сочетания. Желтизна его лимонов просто ослепляла. Тыквы казались оранжевыми, как солнце. А алая мякоть арбузов напоминала живую плоть. Вся его мастерская была увешана этюдами, в которых он любовался не только самими очерченными черным контуром предметами, но и их формой, фактурой, тоном. Член "Бубнового валета", "Мира искусства", Общества московских художников и АХРР, Илья Машков, переосмысливая творчество Сезанна, кубизм, традиции русского лубка, всегда оставался неповторимым и самобытным. Созданные им в 1924 году натюрморты "Снедь московская. Хлебы" и "Снедь московская. Мясо, дичь" стали своеобразными эпическими символами московской жизни того времени. В них есть не только обобщенный образ, колорит, но, кажется, даже аромат той эпохи. После стольких лет голода и разрухи Россия начинала возвращать себе былую славу. Хотя для многих в то время натюрморты Ильи Машкова оставались мечтой, художественным мифом о сытой, беспечной жизни.

Илья Иванович Машков родился 17 июля 1881 года в станице Михайловской Хоперского округа Области Войска Донского (теперь это Урюпинсюш район Волгоградской области). Родители его занимались мелочной торговлей. Еще когда Илья учился в трехклассной приходской школе, у него проявился интерес к "изобретательству" разных механических приспособлений и к рисованию. Но уже в одиннадцать лет его отдали "в люди". Сначала он был "мальчиком" у торговца фруктами и бакалейными товарами, а затем служил у купца, владельца магазинов и заводов Юрьева в городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Позже Илья Машков вспоминал: "Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. 14 часов! Я все это ненавидел". Единственной радостью было для него копировать иконы, репродукции с картин, лубки и делать "торговые плакаты". По газетному объявлению он выписал себе ящик масляных красок. Но когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии Н. Евсеев поинтересовался у него, хочет ли учиться рисованию, он в ответ спросил: "А разве этому учатся?"

В 1890 году Илья Машков поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он учился у К. Горского, А. Корина, А. Васнецова и пристально изучал картины в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Уже в 1902 году, участвуя в выставке, Илья Машков был награжден премией имени С. Третьякова. Однако И. Машков в 1904 году ушел из училища и открыл частную студию живописи и рисунка, в которой преподавали А. Михайловский, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Кончаловский. Студия существовала до 1917 года, и через нее прошло более трех тысяч человек. В студии в разное время занимались такие известные в будущем художники, как Фальк, Татлин, Осмеркин, Мухина, Соколов-Скаля.

В 1905 году Илья Машков был повенчан первым браком с итальянской подданной Софией Аренцвари. Через четыре года у них родился сын Валентин.

В 1906 году Политехническое общество московских инженеров построило дом, над пятым этажом которого возвышалась башня, в которой и разместилась мастерская-студия Ильи Машкова, где он проработал до конца своей жизни. В 1907 году Машков познакомился с художниками А. Михайловским, который заинтересовал его творчеством старых мастеров, а потом и с П. Кончаловским, ставшим ему настоящим другом. В этом же году Машков возобновил свои занятия в училище, у Коровина и Серова. А в 1908-м - объехал семнадцать городов Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании.

Занимаясь в мастерской Серова и Коровина, Машков демонстрировал свои модернистские способности, даже когда писал женскую натуру, которую пытался изобразить цельными зелеными, красными и желтыми цветами. Никто, кроме К. Коровина, его не понимал. Когда у Серова спрашивали: "Что же это он делает?" тот только пожимал плечами и отвечал: "Говорит - доведу до реальной правды". В конце концов на одном из этюдов Машкова появилась пометка: "Выбыл".

Диплом со званием классного художника Илья Машков получил только в 1917 году. Но еще в 1909 году он начал участвовать в профессиональных выставках - сначала в выставке "Нового общества художников", потом "Золотое руно" и "Салон". Участвовал он и в интернациональной выставке картин, скульптуры, гравюр и графики (рисунков), где его картины демонстрировались рядом с работами французских художников, в частности Ж. Брака.

Когда в 1910 году Илья Машков послал несколько своих картин в Париж на Осенний салон, там известный меценат Морозов по совету Матисса купил его натюрморт "Синие сливы". В этом же году несколько участников выставки "Золотое руно" решили провести в Москве выставку "Бубновый валет". Илья Машков был одним из организаторов. Он так объяснял цели нового объединения: "Нам хотелось, чтобы наша живопись была могучая, насыщенная обильным колоритом". Картина Ильи Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского", которая демонстрировалась на выставке, была расценена как программная. На ней, кстати, видно, что друзья очень увлекались спортом. Даже на фотографиях, сделанных в мастерской Машкова через десять лет, можно увидеть гири и гимнастические кольца.

В 1911 году Илья Машков участвовал в выставках картин "Мир искусства", в Салоне независимых (Париж), стал одним из организаторов, а потом и секретарем общества художников

"Бубновый валет", которое ставило перед собой задачу "распространения современных понятий по вопросам изобразительных искусств". Илью Машкова высоко оценила не только российская, но и зарубежная критика.

В 1914 году Машков совершил свою последнюю поездку за границу - побывал в Турции, Греции, Египте, а затем в Швейцарии, где много писал. Вернувшись в Россию, под впечатлением событий Первой мировой войны он создал серию лубков на стихотворные строки В. Маяковского.

В 1915 году Машков вступил в брак с Еленой Федоровой, которая под его руководством занималась живописью и участвовала в выставках "Мира искусства". В 1917 году, рецензируя одну из выставок "Мира искусства", критики писали: "Здесь царят Машковы, Кончаловский и целый ряд их единомышленников. Самое большое количество вещей выставил художник И. Машков и очень близкая ему по характеру творчества Е. Федорова-Машкова". Первым приобретением Павла и Сергея Третьяковых на выставке "Бубнового валета" были написанные Машковым в 1913 и 1914 годах натюрморты "Камелия" и "Тыква".

После Февральской революции 1917 года Илья Машков занимался организацией профсоюза художников, пробовал создать "Союз союзов" живописцев, граверов, скульпторов и т.д., был избран товарищем секретаря общества "Мир искусства" и действительным членом Московского художественного общества. Он преподавал на курсах и читал лекции в военной школе, а в 1918 году стал членом коллегии для организации отдела изобразительных искусств при Наркомпросе.

С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых Свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества), которые в 1920 году были преобразованы во Вхутемас, а в 1927-м - во Вхутеин. Он работал здесь до 1929 года главным мастером (профессором) индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А. Гончарова, Г. Лазарев, Ю. Меркулов и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.

Илья Машков активно участвовал в деятельности обновленного общества "Мир искусства". Особое оживление в его творчестве наступило в 1922 году, когда он написал несколько натюрмортов с фарфоровыми фигурками, "Натюрморт с веером", пейзажи с купальщицами и виды парков. В этом же году Илья Машков женился во второй раз - на Марии Ивановне Даниловой (Машковой), которая под его непосредственным руководством начала заниматься живописью, а потом стала помощницей в работе.

В 1924 году картины Машкова демонстрировались на выставках в Венеции и Америке. В 1925 году он стал действительным членом Общества живописцев и скульпторов "Московские живописцы", а потом вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), которая ставила главной своей задачей изображать быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда. Именно на VII выставке АХРР появились его натюрморты "Московская снедь. Хлебы" и "Московская снедь. Мясо, дичь".

Одна из газет писала: "Его выступление с "Московской снедью" произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов".

Илья Машков писал виды Крыма, потом ездил в Грузию и Армению, некоторое время жил у себя на родине на хуторе Михайловском, где создал несколько картин из народного быта, в том числе композицию "Колхозница с тыквами".

В 1935-1936 годах Илья Машков хотел возобновить преподавательскую деятельность и даже создал проект своей системы художественного образования, которая чем-то напоминала мастерские художников эпохи Возрождения. В это время он написал два варианта натюрморта "Советские хлебы", съездил в Крым, на Кавказ и начал работать над серией панно для банкетного зала гостиницы "Москва".

Начиная с 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Этот период его творчества многие исследователи называют "абрамцевским".

Свой творческий путь Илья Машков завершал, как говорят в таких случаях, на боевом посту: в 1942-1943 годах он писал и рисовал портреты участников Великой Отечественной войны и служащих госпиталя в Первом Московском коммунистическом госпитале в Лефортово и эвакуационно-сортировочном госпитале № 290.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Машков Илья Иванович (1881-1944)

Экспонированное на первой выставке "Бубновый валет" (1910) огромное полотно И. И. Машкова "Автопортрет и портрет Петра Кончаловского" ошеломило многих. В полуобнаженных фигурах музицирующих силачей с грубо размалеванными телами и шаровидными бицепсами присутствовала та доза эпатажа, к каковой русская публика в ту пору еще не привыкла. Картина и была задумана как манифест нового подхода, предлагаемого новым выставочным сообществом.

Скандальная слава вообще сопутствовала молодому Машкову - азартному и предприимчивому самородку, набравшемуся жизненного опыта "в людях" (работая в лавках у торговцев), прошедшему "университеты" в европейских музеях, но изгнанному в 1909 г. из стен МУЖВЗ. Впрочем, еще обучаясь, Машков с большим успехом учил сам - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве.

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). "Валеты" утверждали материальность мира и "низкого" предмета; щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе объединения.

В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники этого круга ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок. Машкову такое ремесло было родным с детства, и примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный ("Ягоды на фоне красного подноса", "Натюрморт с ананасом", оба 1908; "Портрет мальчика в расписной рубашке", 1909; "Автопортрет", "Портрет дамы с фазанами", оба 1911, и др.).

Яркое начало стало одновременно "звездным часом" художника - к середине 1910-х гг. его живопись утрачивает дерзкую стихийность, зато возникает вкус к фактуре вещей, и сами эти вещи делаются "избранными", драгоценными. Гиперболизм являет себя уже не только в масштабе полотен, не только в "богатырстве" плодов и грузности женских тел, но и в антикварном богатстве натюрмортных и интерьерных сюжетов ("Натюрморт с парчой", 1914; "Натюрморт с фарфоровыми фигурками", 1922, и др.).

Пристрастие к материальному миру, естественно, приводит Машкова в классический лагерь: в 1920-е гг., в ситуации противостояния "левых" и традиционалистов, он оказывается среди последних и, в отличие от друзей-"валетов", вошедших в 1928 г. в Общество московских художников, связывает свою судьбу с АХРР. В тематической программе АХРР существовала установка на одическое прославление прекрасного настоящего, куда вписывались съестные "апофеозы" художника ("Хлебы", "Снедь московская. Мясо, дичь", обе 1924). Академический идеал советской живописи выглядит сбывшимся в его натюрмортах 1930-х гг. ("Ананасы и бананы", 1938; "Клубника и белый кувшин",1943). Но слишком многое из созданного им в поздний период - ниже его возможностей, и, видимо чувствуя это, с середины 1930-х он подолгу живет в родной станице, уклоняясь от участия в общественной и художественной жизни столицы. Новое, триумфальное открытие живописи Машкова случится позднее, в связи с общим интересом к искусству 1910-х гг. И в сознании потомков он останется одним из самых ярких художников того времени.

Картины художника

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского


Автопортрет. 1911


Берег Невы. Вечер


Вид Генуэзской крепости в Судаке


Вид Москвы. Мясницкий район


Городской пейзаж


Дама с контрабасом


Женевское озеро. Глион


ЗАГЭС. Плотина на реке Куре и шоссе Военно-Грузинской дороги.


Зеркало и череп


Интерьер с женской фигурой


Италия. Неври. Пейзаж с акведуком


Московский вид, улица Мясницкая


Натурщицы


Натюрморт 1


Натюрморт с виноградом


Натюрморт с крабами


Натюрморт. Цветы в вазе (с подносом).



Машков Илья Иванович 17 июля 1881 (станица Михайловская Ставропольской губернии) - 20 марта 1944 (Москва), живописец, график.
Окончил церковно-приходскую школу. Первоначальное художественное образование получил в Борисоглебской гимназии у Н. А. Евсеева. В 1900–1909 учился в МУЖВЗ у Н. А. Касаткина, А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака, В. А. Серова и К. А. Коровина (курса не окончил). За этюд и рисунок был удостоен двух серебряных медалей. Сблизился со многими молодыми художниками - П. В. Кузнецовым, М. С. Сарьяном, К. С. Петровым-Водкиным, а также с мастерами будущего объединения «Бубновый валет» - П. П. Кончаловским, А. В. Лентуловым, В. В. Рождественским, А. В. Куприным.
В 1904 открыл собственную школу-студию в Москве, учениками которой в разное время были Р. Р. Фальк, П. П. Соколов-Скаля, В. И. Мухина, А. Д. Гончаров и другие (в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР).
С 1904 - участник выставок. В 1910 стал одним из основателей и постоянных участников выставок группы «Бубновый валет». В 1916 вошел в объединение «Мир искусства». Экспонент выставок «Золотое руно», Салона В. А. Издебского (1909–1910).
В 1918 принимал участие в праздничном оформлении улиц и площадей Москвы к первой годовщине Октябрьской революции. В 1918 работал в Коллегии ИЗО Наркомпроса. В 1918–1930 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских - Вхутемасе - Вхутеине. В 1924 вошел в АХРР, с 1927 - член Общества московских художников. Участник многих выставок советского искусства за рубежом - в Берлине (1922), Нью-Йорке (1924), Венеции (1924 и 1932), Торонто, Лос-Анджелесе (обе - 1925), Харбине (1926), Токио (1927), Берлине, Вене, Праге, Стокгольме, Осло, Копенгагене (передвижная, 1927–1928), Кельне (1929) и других.
В 1928 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1930-х совершил ряд творческих командировок - на Кавказ, в Крым. Подолгу жил и работал в станице Михайловская, где организовал Образцовый дом социалистической культуры.
Выставка произведений художника прошла в 2005 в Москве.
Машков - выдающийся мастер отечественной живописи первой половины ХХ века. В раннем творчестве (1900-е - 1910-е) испытал влияние П. Сезанна и кубизма, пользовался футуристическими приемами, обращался к традициям уличной вывески, народной картинки. Произведения этих лет отличаются нарочитой деформацией формы, чувственной конкретностью образа, экспрессивностью контурного рисунка, сочной пастозной манерой письма. В начале 1920-х отошел от принципов «Бубнового валета» в сторону классического искусства, стремясь в своих работах «к жизненной достоверности изображаемого, к более непосредственному воплощению материальной насыщенности мира».
Произведения Машкова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в.

Музеи: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Волгоградский музей изобразительных искусств и другие.

Краткая биография из каталога худ. выставки «15 лет РККА». Москва 1933 г.
Машков Илья Иванович (1881) сын крестьянина. Окончив приходскую школу, с 12 лет начал жить самостоятельно. В 1900г. выдержал конкурсный экзамен в Московское училище живописи, которое окончил в 1904 г. и тогда же начал вести художественно-педагогическую работу.
В 1906 г. организовал студию, подготовившую ряд известных художников-живописцев.
Принимал участие на многочисленных выставках, в том числе и заграничных. Один из основателей художественного объединения „Бубновый валет".
Был за границей, изучал искусство в Италии, Франции, Испании, Египте и др. странах.
После Октября руководил реорганизацией Высшей художественной школы, был профессором Вхутемаса - Вхутеина. В 1924 г. вступил в АХР, где вел большую общественно-педагогическую работу.
Картины приобретены Гос. Третьяковской галлереей, Гос. Русским музеем, Музеем Красной армии и другими музеями СССР.
Принимал участие на выставке к десятилетию РККА.
Заслуженный деятель искусств.
(Картины: «Член РВС СССР А. И. Егоров», «Партизан Торшин». Масло.)

Творчество:

Фотографии:

Выставки:

1917 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН «МИР ИСКУССТВА»
1919 г. Москва: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРИОБРЕТЕНИИ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ (за 1918 г.)
1920 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 1-я ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВА И НАУКИ
1921 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: 3-я ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО РАЙОННОГО ПОДОТДЕЛА ГЛАВМУЗЕЯ
1921 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ «МИР ИСКУССТВА»
1922 г. Выставки за границей: ПЕРВАЯ РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1922 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ «МИР ИСКУССТВА»
1923 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН
1924 г. Выставки за границей: XIV МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ИСКУССТВ
1924 г. Москва: ВЫСТАВКА КАРТИН, ОРГАНИЗОВАННАЯ РОССИЙСКИМ ОБЩЕСТВОМ КРАСНОГО КРЕСТА
1925 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ (Передвижная выставка русскогр искусства по Америке 1924-1925 гг.)
1925 г. Москва: VII ВЫСТАВКА АССОЦИАЦИИ ХУДОЖНИКОВ РЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ «РЕВОЛЮЦИЯ, БЫТ И ТРУД»
1926 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В ЯПОНИИ
1926 г. Ленинград: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1926 г. Москва: VIII ВЫСТАВКА АХРР «ЖИЗНЬ И БЫТ НАРОДОВ СССР»
1927 г. Выставки за границей: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА ИТОГОВ И ДОСТИЖЕНИЙ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ЗА 10 ЛЕТ
1927 г. Ленинград: ВЫСТАВКА НОВЕЙШИХ ТЕЧЕНИЙ В ИСКУССТВЕ
1927 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ГРУППЫ «БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ»
1928 г. Москва: ВЫСТАВКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К ДЕСЯТИЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
1929 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКОВ АХР ОТДЕЛ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ВЫСТАВКЕ
1929 г. Москва: XI ВЫСТАВКА АХР «ИСКУССТВО В МАССЫ»
1930 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРИОБРЕТЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМИССИИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ЗА 1928-1929 гг.
1931 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ТРЕТЬЯ ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА, ОРГАНИЗОВАННАЯ СЕКТОРОМ ИСКУССТВ НАРКОМПРОСА РСФСР
1931 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРЫМ И КАВКАЗ -ЗДРАВНИЦЫ СССР»
1932 г. Ленинград: ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА 15 ЛЕТ»
1932 г. Украинская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИИ ЖИВОПИСИ, РИСУНКА И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1933 г. Москва: ВЫСТАВКА «ХУДОЖНИКИ РСФСР ЗА XV ЛЕТ» (1917-1932). Живопись
1934 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ РОССИИ»
1935 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ПО КОЛХОЗАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1935 г. Украинская ССР: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ
1937 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА КАРТИН МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1937 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА «ИСКУССТВО И ТЕХНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ»
1937 г. Украинская ССР:
1938 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ ЗАГОРСКА
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ 1937 ГОДА
1939 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ, ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И ГРАФИКОВ
1940 г. Белорусская ССР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ МОСКОВСКИХ И ЛЕНИНГРАДСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1942 г. Москва: ВЫСТАВКА «ПЕЙЗАЖ НАШЕЙ РОДИНЫ»
1947 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ГОРОДАХ РСФСР
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1949 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, ПОСВЯЩЕННАЯ 300-ЛЕТИЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1956 г. Выставки за границей: 28-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ИТАЛИИ - XXVIII БИЕННАЛЕ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
1957 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ"

Персональные выставки
1935 г. Персональные выставки. МАШКОВ И.И.

Илья Иванович Машков — знаменитый русский художник. Родился в 1881 году в станице Михайловская-на-Дону. Один из самых ярких представителей русского авангарда . Работал в жанрах: реализм, кубизм, постимпрессионизм, лубок и т.д. Илья Машков также известен и как один из основателей объединения художников « ». Кроме того, был создателем и активным членом Общества Московских художников. Помимо этого, был членом объединений художников «Мир искусства», «Московские живописцы», «Ассоциация художников Революционной России». Принимал участие в многочисленных выставках в России и за рубежом.

Учителями Ильи Машкова были такие известные художники, как Валентин Серов, Константин Коровин, Аполлинарий Васнецов. В годы учёбы Машков отличался эксцентричным поведением, за что и был впоследствии исключён. Однако к тому времени он уже обзавёлся собственной студией и даже имел собственных учеников.

В настоящее время его авангард считается одним из ярчайших явлений в русской культуре и живописи. Картины И. И. Машкова находятся в самых известных музеях, среди которых Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге и другие. Стоит также сказать и о том, что картины этого художника являются необычайно дорогими. Так, например, его натюрморт «Цветы» был продан за 3.5 миллионов долларов, картина «Натюрморт c фруктами» была продана за 7.25 миллионов долларов.

Великий русский художник, прославивший русский авангард на весь мир, умер в 1944 году в Абрамцево. Похоронен на Новодевичьем кладбище, Москва.

Автопортрет и портрет Петра Кончаловского

Городской зимний пейзаж

Дама с контрабасом

Женский портрет. Минск

Натюрморт с веером

Натюрморт с самоваром

Натюрморт. Рыбы

Пионерка с горном

Портрет дамы в кресле

Илья́ Ива́нович Машко́в (17 июля 1881, Михайловская, Область Войска Донского - 20 марта 1944, Москва) - русский и советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1927-1929), входил в состав объединений «Мир искусства» (с 1916) и общества «Московские живописцы» (с 1925), в период 1924-1928 член Ассоциации художников Революционной России, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928).

Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области). Художник пишет: «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон.. из Проненского уезда, Рязанской губернии.. были государственными крестьянами». Родители занимались мелочной торговлей. Илья Машков был старшим из девятерых детей в семье.

В 1889-1892 гг. учился в приходских школах, в станице Михайловской и на хуторе Сычеве.

В 1892-1899 гг. - отдан родителями «в люди», вначале в станицу Филоновскую, в бакалейную торговлю, затем в г. Борисоглебск к купцу М. Е. Юрьеву. Рисовал вывески. Начал учиться рисованию у учителя Борисоглебской гимназии Н. А. Евсеьева.

В 1900-1905 и 1907-1910 годах учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л. О. Пастернака, Валентина Серова , Константина Коровина , Аполлинария Васнецова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, С. Д. Милорадовича. Во время учёбы отличался эксцентричным характером. Более всего любил работу с цветом, гиперболу, преувеличение, гигантизм. В 1904 г. оставил учение, на три года: в 1907 г. вновь его возобновил.

Как нуждающемуся ученику, ещё во время учения, Машкову был предложен «заработок в виде уроков по рисованию». С 1904 г. преподаёт; частные уроки художник давал вплоть до сентября 1917 года. Из тех. кто учился у него рисованию, Машков выделял немногих: «.. занимались серьёзно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман Татлин, Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв». У Машкова учились И. Клюн, В. Мухина и многие другие художники.

В 1905 г. женился на Софии Стефановне Аринцвари. В 1906 г. в этом браке родился сын, Валентин Ильич Машков (репрессирован в 1937 г.) .

В 1906 г. выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества, по адресу Малый Харитоньевский пер,. 4. Работал в этой мастерской до конца жизни.
В 1907 г. познакомился с художником П. П. Кончаловским.

В 1908 г. , с марта по август. путешествовал по Франции, Германии, Австрии, Англии, Испании и Италии. По возвращении из поездки продолжил учение. в мастерской К. а. Коровина. Пишет портреты и натюрморты.

В 1910 г. исключён из училища (МУЖВЗ).

С весны 1938 года художник подолгу жил в Абрамцеве. Период творчества этих лет, многие исследователи называют «абрамцевским».

В 1910 г. в выставке «Салон. Интернациональная выставка картин, скульптуры, гравюр, и рисунков» в Санкт Петербурге, Риге, Киеве и Одессе. Предствил на ней 10 работ. Участвует в «Осеннем салоне» в Париже. Натюрморт художника «Синие сливы» приобретён И. А. Морозовым. Пишет «Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского».

В 1911 году И. И. Машков вместе с П. П. Кончаловским участвует в создании общества «Бубновый валет». Стал секретарём общества. В 1911-1914 гг. представляет свои работы на всех выставках общества.

В 1914 г. участвует в Комиссии помощи «Художники - товарищи воинам». Делает серию «военных» лубков со стихами В. В. Маяковского.

В 1915 г. вступил в брак со своей ученицей, художницей Еленой Фёдоровной Фёдоровой. В 1915 г. для собрания Третьяковых были приобретены два натюрморта Машкова.

В 1916 г. вошёл в члены объединения «Мир искусства».

В апреле 1916 г. экспонирует более 70 работ на «Выставке современной русской живописи», ставшей самой большой прижизненной Экспозицией художника.

В 1917-1919 гг. после Февральской революции Машков занимался организацией профсоюза художников. После Октябрьской революции он преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →



Рассказать друзьям