Идейный смысл названия драмы островского гроза. Смысл названия пьесы «Гроза

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Драматург – человек более зависимый, чем писатель-прозаик. Он зависит не только от читателя, но и от зрителя, режиссера, актеров. Заставить аудиторию пеструю и разнообразную поверить в реальность происходящего на сцене – задача сложнейшая, решение доступно лишь мастеру высокого класса. А.Н. Островский был именно таким мастером. Его пьесы, созданные на историческом, фольклорном и бытовом материале составили основу национального репертуара. В пьесе «Гроза » отведено место народной трагедии.

Само название пьесы глубоко символично. Обычно его связывают с судьбой главной героини – Катерины , личности незаурядной. Это, конечно, верно. Но не в полной мере. Островский ощущал единство русской жизни в ее различных проявлениях. Душевное состояние человека, семья, общество, природа – все предстает под пером драматурга Островского как одно целое. А одно звено – отзовется во всей цепи. Сама тема грозы появляется в пьесе задолго до трагического финала.

Темное небо, дождь, удары грома – все это символические признаки напряженности. Можно без преувеличения сказать, что что почти каждый герой пьесы несет в себе искру. Раздваивается ли Варвара между видимой покорностью и потребностью вольного самовыражения. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» – эта позиция уязвимая, и в конце концов разрешается побегом из родительского дома. Ее брат Тихон обречен на мучительный выбор между почтительным страхом перед маменькой и любовью к жене: «Что же мне, разорваться что ли!» – в отчаянии восклицает он.

Любя Катерину, готовый простить ее, он не осмеливается перечить матери. Конфликтная напряженность отношений между матерью и детьми – следствие домашнего неблагополучия, грозящего обернуться окончательным. И действительно, зритель становится свидетелем распада семьи, казалось бы прочно державшейся на вековых устоях. В Савелии Диком временами говорит встревоженная совесть, многие его выходки проистекают от сознания внутреннего бессилия при внешней всесильности.

Конфликтность человеческих отношений распространяется и на мир природы. Действие пьесы разворачивается на высоком берегу Волги, а за рекой открывается сельский вид. Буря страстей в городе и тихая благодать на противоположной стороне. Для Катерины контрастность берегов соотносится с воспоминаниями о родительском доме, счастливом и беззаботном девичестве и настоящим положением в семье слабого мужа и деспотичной свекрови. Мы от нее слышим пророческие слова: «Где же сердцем отдохнуть могу, когда гроза взойдет?». Предчуствием грозы живут все. На глазах у всех Дикой кланяется оскорбленному им же мужику; раньше Катерина оправдывалась перед свекровью, теперь же кричит: «Пусть все знают!».

Жалуясь Кулигину на положение в семье, вызванное публичным покаянием жены, Тихон передает слова маменьки: «изменницу надо живую в землю закопать». Когда гроза действительно взошла, она прежде всего поразила женскую душу, возвышающуюся над остальными силой духа. Героиня, подобно громоотводу, приняла на себя всю мощь грозового разряда и вышла победительницей.

В XX веке традиции Островского оказались наиболее близки А.П. Чехову. Подобно своему великому предшественнику, он изображал жизнь на поверхности обыкновенную, но которая таит в себе огромную взрывоопасную силу. Бросая вызов обывательской самоуспокоительности, автор «Трех сестер», «Чайки», «Вишневого сада», конкретизировал энергию в образах – символах. И так же как Островский, выносил их в название пьесы, уже с самого начала настраивая аудиторию на драматический конфликт. Пьеса «Гроза » стоит у истоков такой традиции.

Где ты, гроза — символ свободы?

А. Пушкин

Знойный летний день... Кажет-ся, над землей нависла какая-то страшная зловещая сила, готовая все погубить. Земля, деревья, пти-цы, небо — все ждет освежающей грозы. Когда читаешь драму «Гро-за», тоже наступает такая мину-та, что ощущаешь, как сгущают-ся темные зловещие силы, как задыхается все живое, как трепе-щет и рвется к жизни, к свету Катерина.

Драма «Гроза» была написана Островским в период обществен-ного подъема, когда трещали ус-тои крепостничества и в душной, страшной атмосфере действитель-ности чувствовалось приближение «бури».

Тучи сгущаются в драме в пер-вом же действии, хотя внешне пока все спокойно.

Здесь, в городе Калинове, всем заправляют люди жестоких нравов, скрывающие свои по-роки под маской благочестия и религиозности. Такой яв-ляется и Кабаниха, которая придерживается в жизни ста-рой морали, старых традиций. «Ханжа... Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — отзывается о ней Кулигин. Действительно, Кабанова давно уже подавила личность своего сына, Тихона, не дает жизни и Катерине, зато со странницей Феклушей, которая ее хвалит, восхищается ею, разделяет ее взгляды, Кабаниха без труда находит общий язык.

Фигура Дикого представляет собой образ безнравствен-ного человека, для которого целью жизни являются день-ги. Он самый богатый в городе, и это позволяет Дикому жестоко издеваться над бедными мужиками и домочадца-ми, самодурствовать. Однако Дикой пасует перед людьми, имеющими большую власть и более значительный, чем у него, капитал. В лицемерии, ханжестве, жадности и нена-висти к людям Дикой сродни Кабанихе.

Именно против этого «темного царства» восстают моло-дые силы: Катерина, Кудряш, Варвара. И главный конф-ликт «Грозы» — это столкновение пробуждающейся свет-лой личности с догмами, деспотизм, фальшью и духотой, душевной черствостью мира кабаних и диких.

Не зря Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве», поскольку величие ее характера заклю-чается в целостности и внутренней гармонии, в способнос-ти всегда и везде быть самой собой, ни в чем себе не изме-няя. Кого не привлечет нравственная красота этой девуш-ки, воспитанной в атмосфере любви и свободы! Теперь же она задыхается в доме Кабановых, который кажется ей «тюрьмой», «неволей». Ее душа требует простора, воли, любви, а не жестокости и лицемерия свекрови Кабанихи. «Какая я была резвая! — говорит Катерина Варваре. — Я у вас завяла совсем».

Катерина — религиозная натура, но ее глубокая и сво-бодная вера отличается от внешней религиозности Каба-нихи, у которой никогда не вырвется из сердца, как сти-хия, крик души: «Отчего люди не летают!» Материал с сайта

Катерина протестует против такого существования, она не хочет смириться с ним и покориться давлению ханже-ства, лицемерия, несправедливости, но как бороться с ними — не знает. «Лучше умереть», — говорит она.

Протест Катерины, выразившийся в ее гибели, чем-то сродни грозе — сильной и страшной стихии природы. И пусть Катерина погибла, а кабановы и дикие еще ходят по земле — все равно придут новые поколения людей, кото-рые сумеют понять трагедию героини как призыв к очис-тительной и грозной буре, смывающей с лица земли ложь, невежество, деспотизм. И эти поколения уже будут способ-ны бороться за свое счастье!

Драма А.Н.Островского "Гроза" одно из самых известных произведений писателя. В нём присутствует множество тем: и любви, и свободы, и крепостничества. И, конечно, главная мысль, которая красной нитью проходит через всё произведение отражена в названии пьесы.

Гроза - это и природное явление, и нависшая над городом опасность, и символ эпохи.

С самого начала повествования, в первом действии, мы слышим разговор двух героев о нравах Калинова. Кудряш и Кулигин являются второстепенными персонажами, но несмотря на это они несут важную смысловую нагрузку. Их беседа завязана вокруг Дикого. Этот герой одарён автором говорящей фамилией, действительно, ему как будто чужды человеческие понятия. Этот герой своеобразная гроза для всех домашних, а также для дворовых людей, внезапный его гнев держит в страхе всю округу.

Ещё один эпизод, в котором присутствует Дикой и один из героев, которые первыми появляются на сцене, Кулигин. В этом эпизоде Кулигин просит денег у Дикого для постройки часов и громоотвода, герой хочет сделать что-то полезное и хорошее, хоть как-то пошевелить закостенелое общество. Но он получает отказ, оказывается глупость и недальновидность Дикого ещё более глубока, чем нам может показаться, он категорически против сооружения, ведь гроза, по его мнению, посылается людям в наказание, а часы и вовсе не нужны (отсутствием часов автор, вероятно, подчеркивает то, что развитие Калинова отстаёт, образование отсутствует и до сих пор царят грубые крепостные порядки).

Главная героиня произведения Катерина живет с мужем в доме его матери Кабанихи. Кабановы, такова их говорящая фамилия, и она не требует лишних разъяснений. Свободолюбивая Катерина томится под гнётом этой жестокой женщины, настоящей грозы для всего своего дома. Лишь благовоспитанность и мудрость Катерины позволили ей долгое время продержаться под её властью, но только внешне, внутренне же героиня всегда остаётся свободной.

Многое в жизни Катерины связано с грозой. Она боиться этого природного явления, падает в обморок, её интуиция подсказывает ей, что должно произойти что-то, что решит её судьбу. И она признается в своём поступке с Борисом, и понимает: больше жить в доме Кабановых она не может. Ведь Кабаниха стала грозой не только для неё, но и для сына. Он бежит из дома, чтобы провести на свободе несколько дней.

Что касается Катерины, то и саму её можно назвать грозой для устаревших устоев калиновцев. В финале она как будто бросает вызов рабству и угнетению, которое царит в городе. На протяжении всего действия чувствуется напряжение, гроза нависла над самодурами Калинова.

Многое указывает на то, что власти Кабанихи и Дикому угрожает опасность. Кудряш отказывается подчиняться им, а в конце исчезает вместе с Варварой, которая также только создаёт видимость подчинению Кабанихе, но на деле же занимается тем, что считает нужным.

И, конечно, слова Кулигина в конце пьесы утверждают в мысли о том, что недолговечна власть Диких и Кабановых, гроза надвигается на них. Кулигин напоминает им, что телом Катерина может принадлежать им, но душой она свободна.

Смысл названия этой пьесы очень многозначителен. Много раз она встречается как природное явление, находит отражение в образах и характерах персонажей и сама словно является действующим лицом. Вся атмосфера произведения отражена в названии замечательной и до сих пор популярной и любимой пьесы А.Н.Островского "Гроза".

Смысл заглавия, названия пьесы Островского Гроза

А.Н. Островский является одним из самых выдающихся писателей XIX века, его произведения рассказывают нам о борьбе человечности, доброты, отзывчивости с подлостью, алчностью и злобой. Автор в каждом своей книге показывает добрых, наивных героев, сталкивающихся с жестокой реальностью мира, которая приводит их к полнейшему разочарованию в жизни, убивает всё хорошее, что в них есть.

"Гроза" - вершина творческих исканий драматурга. Ведь эта пьеса положила начало такой монументальной теме, которую в последствии не раз как основную в своих произведениях использовали различные писатели современники и последующих веков. Что же так впечатляет читателей на протяжении трех веков?

Катерина в переводе с греческого значит "чистая", Островский повествует нам о том, как прогнившие до самых костей люди вокруг угнетают ее и загоняют в угол, потому что чувствуют в ней силу и понимают, она для них начало конца.
Эту хрупкую, наивную девушку не назовешь волевой или сильной, она не совершила подвига, напротив, ее поступок можно воспринять, как слабость, но смерть героини стала протестом против существующего порядка, своим примером она развязала руки всем угнетенным. Ее образ - "лучик света", символ борьбы с жестокими, эгоистичными людьми, ломающими жизни всех вокруг, то есть с "темным царством".

В последние дни, недели своей жизни Катерина жутко боялась грома, считая, что на ее голову снисходит божье наказание за грехи, она была настолько непорочная, что не понимала, гроза пришла убить не ее, молнии и гром раскалывают на части мир тех, кто обижал ее, мраку пришел конец.

Катерина сыграла роль солдата, который бежит впереди всех с флагом, призывая бороться, роль солдата, который пробуждает силу и сопротивление в душах. Ведь после ее смерти запротестовали все молчавшие и терпевшие до этого. Кабанов наконец-то осознал и понял, в случившемся виновата его мать тиран, но и его совесть не спокойна, потому что он не смог предотвратить трагедии. Кудряш и Варвара решают бежать, оставить позади Дикого и Кабаниху, жизнь которых станет невыносимой, если им будет некого притеснять и не на кого будет вылить свою грязь.

Гроза, несущая смерть темному царству, прежним ужасным устоям - вот главный смысл и значение пьесы Островского.

У Александра Николаевича избитая и банальная тема борьбы добра со злом показана в совершенно уникальном свете и воспринимается достаточно остро. Я считаю это очень важное произведение, которое стоит прочесть каждому.

Подвиг - очень глубокое слово, скрывающее в себе так много. Для обычных гражданских людей оно не совсем понятно. Однако, военнослужащие и спасатели знают ему цену. Так как ежедневно сталкиваются с опасностью, очень часто лицом к лицу со смертью

  • Подколесин в пьесе Женитьба Гоголя сочинение

    В произведении Гоголь создает образ крупного чиновника, но обычного и нерешительного человека. Решив жениться, тот собирается кардинально изменить свою жизнь, но боится этого, что создает ряд комических ситуаций.

  • Пьеса «Гроза» появилась в печати в 1859 году, когда вся Россия ожидала отмены крепостного права. Современники произведения увидели в нем некий призыв к обновлению жизни. В своей пьесе А.Н. Островский выступил новатором в выборе сюжета и героев произведения. Он одним из первых обратился к проблемам патриархального «темного царства». Добролюбов так говорил о драме Островского: «…Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства…» Центральное место в произведении занимает конфликт представителей «темного царства» и их жертв.

    Название пьесы - «Гроза» - безусловно, очень символично. Этому природному явлению посвящено практически все четвертое действие произведения. Впервые слово «гроза» мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: « …Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихон, уезжая на ярмарку, стремится избавиться от страха, бессилия и зависимости.

    Гроза, обычное природное явление, вызывает у жителей Калинова природный, дикий ужас. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. Калиновцы считают грозу нечто сверхъестественным, данное им как наказание. И лишь один механик-самоучка Кулигин не боится грозы. Он пытается вразумить толпу, говорит, что в этом явлении нет ничего сверхъестественного: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!…У вас все гроза!…Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Во избежание несчастных случаев Кулигин предлагает горожанам сделать громоотвод. Но сам он прекрасно понимает, что жители Калинова просто не услышат его - они слишком привыкли бояться и во всем искать угрозу и опасность для себя. Дикой выражает мнение всех жителей города: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»

    У каждого в городе есть своя гроза. И Катерина панически боится грозы, ожидая ее как справедливого наказания от Бога. По ее мнению, гроза была предвестником высшего возмездия за ее грехи: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…»

    Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина, как человек глубоко религиозный, не может найти успокоения. Не выдержав давления собственной совести и гнета окружающих, она решается на самый тяжкий грех – самоубийство.

    Борис, племянник Дикого, искренне полюбил Катерину. В нем, как и в его возлюбленной, есть душевная чистота. Но, как человек, смирившийся со своим духовным рабством, этот герой не способен на активные действия. А Катерина, как светлая, мечтательная душа, не может существовать в чуждом ей, удушливом, темном обществе. На мой взгляд, даже если бы Борис увез Катерину из Калинова, судьба ее сложилась бы трагично. Она не смогла бы жить под тяжестью груза своего греха.

    Гроза присутствует и в жизни других жителей города. Для Кабановой и Дикого гроза появляется в лице Кулигина и Катерины. Эти герои свидетельствуют о том, что близятся перемены, которые косные люди Калинова отказываются принимать. Дикой и Кабаниха не знают, как укрыться от грозы, подсознательно боясь грядущих перемен. Кабаниха - это воплощение деспотизма и ханжества. Она поедом ест своих ближних, докучает им жалобами и подозрениями.
    Кабаниха и не скрывает, что хочет иметь неограниченную и полную власть над ними. Все старое для нее хорошо, все молодое и новое для нее плохо. Марфе Кабановой кажется, что если рухнут старые устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
    Дикой в пьесе изображен ограниченным самодуром, который бросается на всех, как собака. Постоянная брань этого героя – форма его самоутверждения, а, кроме того, оборона от всего враждебного и непонятного.

    Я думаю, что невозможно долго существовать на земле с такими представлениями о мире, какие были у калиновцев. Только в невежественном, темном, необразованном обществе могла пользоваться уважением и почетом странница Феклуша со своими байками про чудные страны на свете, «где все люди с песьими головами…за неверность…»
    Эта героиня является заступницей «темного царства». Феклуша угадывает желание сильных и с лестью утверждает: «Нет, матушка, - говорит Феклуша Кабанихе, - оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хотя бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно».

    В жизни Тихона Кабанова - своя гроза: сильное давление и страх перед матерью, измена и смерть жены. Любовь, сыновнее и материнское чувство не существуют в «темном царстве» Калинова, они вытравлены произволом и ханжеством, бездушием. И только у трупа Катерины Тихон осмеливается перечить матери и даже обвиняет ее в смерти жены.

    Я считаю, что для понимания трагической природы «Грозы» многое дает название этой пьесы. Гроза символически выражает идею произведения и непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы. У каждого героя пьесы своя нравственная «гроза». Грядут перемены. Они неизбежны, потому что их требует время и новые люди, которым стало тесно в душном «темном царстве» самодуров.

    Где ты, гроза - символ свободы?

    А. С. Пушкин

    Пьеса А.Н. Островского «Гроза» была написана под впечатлением писателя от поездки в 1856 году по реке Волге. Когда пьеса была напечатана и поставлена в театре, современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь напечатана она была в 1860 году, когда все ждали отмены крепостного права.

    В центре пьесы - острый конфликт между хозяевами жизни, представителями «темного царства», и их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа Островский рисует невыносимую жизнь простого народа. У Островского часто состояние природы соотносится с состоянием души героев. В начале пьесы природа тиха, спокойна и безмятежна, такой же нам кажется жизнь купеческой семьи Кабановых. Но постепенно природа становится другой: набегают тучи, где-то слышен гром. Приближается гроза, но только ли в природе? Нет. Гроза ожидается и в обществе, в этом царстве деспотизма. Что же такое гроза у Островского?

    Это название многозначно. Первым о грозе говорит сын Кабанихи Тихон: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихон боится и не любит свою мать, он ведь тоже несчастный человек. Гроза воспринимается героями как наказание, ее боятся и ждут одновременно, потому что тогда станет легче. «Гроза-то нам в наказание посылается», - поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины.

    Образ Катерины - это самый яркий образ в пьесе Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве». Катерина очень искренняя, настоящая, свободолюбивая. Она верит в Бога, поэтому считает грехом свою любовь к Борису. Она искренне думает, что заслуживает наказания и должна раскаяться: «Я и не знала, что ты так грозы боишься», -говорит ей Варвара. «Как, девушка, не бояться! - отвечает Катерина. - Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».

    Если в природе гроза уже началась, то в жизни она еще только приближается. Гроза - это символ освобождения от «темного царства», которое уже началось. Расшатывает старые устои разум и здравый смысл изобретателя Кулигина; протестует Катерина, хотя и неосознанно, но она не хочет мириться с такими условиями жизни и сама решает свою судьбу. Она бросается в Волгу, чтобы сохранить право на свободу в жизни и в любви. Так она одерживает нравственную победу над «темным царством». Во всем этом заключается главное значение реалистического символа - символа грозы.

    Однако он не только положителен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Любовь должна приносить радость, но у Катерины это не так, ведь она замужем.

    Гроза также проявляется в самом характере героини - она неподвластна никаким условностям и ограничениям. Она сама рассказывает, что еще в детстве, когда ее кто-то обидел, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге. Мечтательная, честная, искренняя, добрая Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу мещанского общества. Ее поступок так же, как и гроза, нарушал спокойствие провинциального городка, принес свободу и обновление жизни.

    Современники видели в пьесе протест против угнетения личности в условиях крепостничества, для них был важен социальный подтекст. Однако смысл названия глубже. Островский протестует против всякого оскорбления личности, против подавления свободы.

    Злободневный смысл драмы ушел, но пьеса «Гроза» осталась актуальной и в наши дни, потому что образ Катерины, бесспорно, вызывает сочувствие у читателей и зрителей.



    Рассказать друзьям