Икеа что означает название. Смотреть что такое "IKEA" в других словарях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Раздел 1. IKEA: история самого известного европейского предпринимателя.

Раздел 2. Методы ИКЕА (The IKEA Way) . Раздел 3. О Группе компаний ИКЕА.

Раздел 4. Проблемы IKEA в Российских регионах. История вопроса.

Раздел 5. Принципы ведения бизнеса IKEA.

Кампрад принял единственно верное в данной ситуации решение - запустить покупателей на склад. Так IKEA нечаянно пришла к своей «коронной» формуле: магазин—склад. Именно с Kungens Kurva стиль работы организации определился окончательно и навсегда. Теперь каждый мебельный магазин IKEA - это своеобразный выставочный центр. Где показываются не только диваны и шкафы, но и любые мелочи быта: скатерти, занавески, покрывала, полотенца и подсвечники. Причем размещено все это так, как и должно быть в реальной жизни. Таким образом, посетитель магазина может осмотреть сначала десять детских комнат подряд, а потом двадцать пять столовых или гостиных и так далее.

Прикинув, как та или иная модель смотрится в настоящем интерьере, и выбрав подходящую, должен идти за ней на склад. В удобных упаковках он транспортирует мебельную единицу к себе домой и там самостоятельно ее собирает, читая понятные и толковые инструкции.Потребительская IKEA, как и любого другого глобального бренда, противоречива. Например, фирму уже давно заслуженно упрекают в навязанной стандартизации обстановки - ни о какой индивидуальности, о которой любят говорить в фирмы, и речи не идет. Многих, конечно, это раздражает. В организации, впрочем, хватает самоиронии, чтобы шутить на эту тему. Прежде чем открыть магазин в новой стране в фирмы всегда проводят небольшое исследование. Спрашивают, нравится ли покупателям их мебель. И всегда получают один и тот же результат - мебель IKEA абсолютно никому не нравится. Так было и в Италии, и в Германии, и в Российской Федерации , и в других странах. В организации знакомятся с этими результатами и открывают магазин. Как только он открывается, начинается бум.

В целом, в IKEA признают, что фирмы есть куда двигаться. В организации рассуждают так: человек покупает мебель не только себе, но и соседям. Себе он выбирает недорогую и функциональную мебель от IKEA. Ставит ее в спальни, кухни и детские комнаты. Туда, где он проводит большую часть своего времени, и туда, куда не принято пускать посторонних. А вот в гостиную, чтобы надуть щеки перед соседями, покупаются гарнитуры из красного дерева и кожаные диваны. Мы завоевали кухни и спальни, говорят в IKEA, теперь наша задача завоевать гостиные наших покупателей/

О Группе компаний ИКЕА

учредитель ИКЕА Ингвар Кампрад создал такую компанию и структуру собственности фирмы, которая гарантирует ее целостность и независимость. Поэтому с 1982 года Группа компаний ИКЕА принадлежит фонду.

Группа компаний ИКЕА контролирует все операции ИКЕА (деятельность промышленной группы Сведвуд, дистрибуцию и содержание складов), а также организации, владеющие магазинами в странах мира.

Фонду Stichting INGKA Foundation (Стичинг ИНГКА) принадлежит Группа компаний ИКЕА. INGKA holding B.V. - основатель всех подразделений, принадлежащий Группе компаний ИКЕА. Обе компании находятся в Голландии. Членами совета директоров являются: Йоран Гросскопф (председатель), Матиас Кампрад, Ларс-Юхан Ярнхеймер, Йоран Линдаль, Карл Вильхельм Рос, Бруно Винборг и Магдалена Гердер. Ингвар Кампрад отошел от дел по управлению Группой в 1986 году и сейчас является старшим советником.

В состав руководства Группы компаний ИКЕА входят: Микаэль Ульссон ( и генеральный директор), Ян Даффи, Сёрен Хансен, Пернилла Лопез, Хелен Дюпон,Торбьёрн Лёоф, Ноэль Вийсманс, Йоран Старк и Вернер Вебер.

IKEA Services B.V. и IKEA Services AB - это девять подразделений, находящихся в Голландии и Швеции, которые осуществляют поддержку всей деятельности Группы компаний ИКЕА. Подразделение Inter IKEA Systems B.V. предоставляет франшизы магазинам ИКЕА.

ИКЕА имеет магазины в 44 странах, большая часть из которых принадлежит Группе компаний ИКЕА (держателю франшизы). Около 40 магазинов ИКЕА в 15 странах мира управляются держателями франшизы, не входящими в состав Группы компаний ИКЕА.

KEA является одной из ведущих розничной сетью товаров для дома с 325 магазинами в 40 странах мира, которые посещают 734 000 000 человек в год. Только в Канаде 11 магазинов, которые посещают более 25 миллионов человек в год. В прошлом году IKEA.com сайты привлекли 904 000 000 посетителей. Организация была основанна в 1943 году, её бизнес- философия заключается в предоставлении широкого спектра продуктов хорошего дизайна и функциональности по таким ценам, по которым большинство людей может себе позволить.

1 млн. человек посещает ИКЕА ежедневно.

3,5 посещения в год для среднего приобретателя ИКЕА.

28 млн. стеллажей "БИЛЛИ" продано с 1978 г.

42 года - средний возраст потребителей ИКЕА.

60% посетителей ИКЕА - женьщины.

150 млн. фрикаделек ежегодно подается в ресторанах ИКЕА.

10 тыс. наименований продукции выставлено в ИКЕА.

365 млн. человек посетили ИКЕА в прошлом году (2007).

Предельная экономия везде и во всем является генеральной стратегической линией организации с первых дней и в течение всего времени ее существования. Экономия начинается с разработки моделей будущей фирменной продукции, которую дизайнеры IKEA ведут в непосредственном контакте с производителями — во избежание многократных корректировок. Она продолжается по ходу поиска снабженцами наиболее подходящих по соотношению стоимости и качества вариантов сырья и материалов, их оптовой закупки для всей планируемой к выпуску партии, включает все процессы изготовления предметов торговли — почти всегда серийные и поточные, с максимальной оптимизацией и автоматизацией технологических операций. Наконец, она завершается уже в магазинах IKEA, где повсеместно распространена практика «складов самообслуживания», из которых покупатели самостоятельно забирают разобранную и упакованную в плоские коробки мебель.


Сам Ингвар Кампрад в одном из интервью раскрыл политику ценообразования в IKEA. Берется семья со средним и ниже среднего уровнем дохода. Подсчитывается, сколько она в состоянии потратить на обустройство дома и на каждую подушку или торшер в отдельности. Таким образом, узнается оптимальная стоимость каждого предмета. Далее специалисты фирмы создают его техническое описание и смотрят, какой поставщик сможет обеспечить его качественное выполнение в пределах сметы. Иногда менеджеры организации помогают производителю освоить новую технологию . Может быть, сегодня такая методика уже никого не удивляет, но, когда IKEA начинала, это казалось революцией.

IKEA в каком-то смысле еще и символ экономической стабильности. Утвержденные и опубликованные в сезонном каталоге цены на товары не меняются в течение года. Единственное что их может изменить — скидки в рамках регулярных распродаж, которые проводит организация.

IKEA прославилась умением изготовить продукт едва ли не из любых отходов других производств. К примеру, одна из систем хранения предметов обихода создана из переработанных молочных емкостей, для создания некоторых столиков используется красновато-коричневая сердцевина березы, с которой не работают другие производители мебели. Говорят, что в 1990-х годах IKEA выпустила серию картинных рамок, изготовленных исключительно из отходов завода Volvo... Такой подход фирма называет инновационным.


Экономность — элемент деловой стратегии фирмы и основное качество ее основателя. С благословения Ингвара Кампрада понятие роскоши в IKEA отсутствует. Топ-менеджеры летают на деловые встречи эконом-классом и останавливаются в недорогих отелях. Сам Кампрад пьет дорогие напитки из гостиничного мини-бара, если только впоследствии сможет заменить их более дешевыми, купленными в ближайшем супермаркете. Миллиардер якобы не гнушается журнальными талонами на бесплатную парковку и часто пользуется общественным транспортом. Неудивительно, что бесплатными моделями во время съемок ежегодного каталога IKEA выступают сотрудники организации.

Учредитель поражает окружающих внешней скромностью и поучает: «деньги портят человека. Они должны использоваться как ресурсы для инвестиций, а не как средство удовлетворения прихотей». В 2006 году шведская пресса назвала Кампрада самым богатым человеком планеты, перещеголявшим самого Билла Іейтса, однако запутанная система собственности IKEA не позволяет точно подсчитать активы шведского предпринимателя, потому сенсация не подтверждена документально.


Экономность Кампрада — не кокетство, заигрывание с народом — дескать, я ничуть не лучше вас. Это жизненное кредо и одновременно — часть философии IKEA. «Каждая крона — это крона», — любит приговаривать Кампрад, то есть « рубль бережет». По его мнению, многие приёмы дизайнеров — супермодных и современных — делают мебель дороже и, следовательно, недоступной для широкого приобретателя. Именно поэтому дизайнеры IKEA должны иметь представление о всей цепочке производства мебели — от идеи до доставки готового товара в магазин и оттуда — покупателю. Это помогает дизайнеру понять процесс ценообразования, а цены, в свою очередь, должны быть настолько низкими, насколько это возможно. Вот почему мебель IKEA продается в виде полуфабрикатов, которые монтируются покупателями дома. Это удешевляет складирование и транспортировку. Ради все той же экономии дизайнерские центры обслуживают все рынки IKEA. Заказы же на производство мебели размещаются по всему миру — там, где дешевле.

«Деловая философия IKEA определяется одним золотым правилом: относись к любой проблеме как к новой возможности. Проблемы дают потрясающие шансы. Когда нам запрещали покупать ту же мебель, что производилась для других, мы начали придумывать собственный дизайн, и у нас появился свой стиль. Когда мы лишились поставщиков в своей стране, перед нами открылся весь остальной мир», — вспоминает Кампрад.


Таким образом, на начальном этапе деятельности организация выжила благодаря тому, что извлекала из проблем новые возможности. С тех пор он считает проблемы двигателем прогресса и настораживается, когда существование IKEA кажется слишком уж безоблачным.

По мнению Ингвара Кампрада любой бизнес должен сохранять связь со своими корнями. Поэтому каждый сотрудник многотысячной разбросанной по всему миру «семьи» IKEA знает наизусть сагу о рождении фирмы. Ее штаб-квартира расположена не в фешенебельном Стокгольме, а в деревушке Эльмхульт, где в 1953 году был открыт первый мебельный павильон. Там же расположен музей, где можно узнать о вехах ее делового пути. Для IKEA историческое наследие — неотъемлемый компонент успеха корпоративной культуры и бизнес-философии, на котором воспитано не одно поколение менеджеров и простых работников.


Исследователи утверждают, что более продуктивными являются коллективы и организации, движимые великой идеей, даже если их конечная цель — заработать денег. IKEA изначально руководствовалась высокой идеей, заключенной в слогане «Лучшая жизнь для многих». Ингвар Кампрад хотел, чтобы люди по всему миру смогли покупать красивую мебель и предметы интерьера, и это стремление превратилось в миссию. Британский журнал Icon написал: «Если бы не IKEA, для большинства людей современный дизайн в доме был бы недоступен». А самого Кампрада Icon назвал «человеком, оказавшим наиболее сильное влияние на вкусы потребителей». В Швеции говорят, что IKEA и Кампрад сделали для общества больше, чем многие политики...

Кампрад, так и не получивший высшего образования, создал отлично налаженный глобальный бизнес-механизм. Фирма охотно афиширует «занимательную статистику»: общая территория ее магазинов равна площади почти 600 футбольных полей, ее каталоги печатаются тиражом, превышающим тираж Библии, каждый десятый европеец может считать местом своего зачатия кровати производства IKEA. Фирма стала символом неплохого вкуса и стремления к лучшему, показателем долгожданной для многих принадлежности к благополучному среднему классу.

На проведение всевозможных акций фирма не жалеет ни средств, ни изобретательности. Первым покупателям новых магазинов она щедро раздает бонусы на сотни и тысячи долларов, регулярно проводит аукционы с неординарными творческими заданиями. Например, перед открытием нескольким покупателям предлагается пожить два-три дня в магазине, затем каждый из них пишет сочинение на тему «Почему именно я достоин приза». Так IKEA стала частью культурной жизни общества: ее акции привлекают толпы единомышленников, которые общаются и весело проводят время, ощущая свою принадлежность к единому микрокосму. На открытие магазина в Атланте в июне 2005 года собралось несколько тысяч людей — они привезли палатки, гриль, музыку и ожидали радостного события в карнавальной атмосфере. К сожалению, есть и «обратная сторона медали» — в моменты ажиотажа нередко возникала давка, приводящая к серьезным последствиям, но это лишь подтверждает, что ІКЕА-мания — настоящий фанатизм.

Неустанное культивирование «коренных» ценностей привело к тому, что все сотрудники фирмы — верные последователи ІКЕА-культа: они трудоголики, энтузиасты и «миссионеры». Корпоративная культура не совсем понятна посторонним. К примеру, сотрудников компании не смущает то, что топы не получают никаких привилегий и что высшее руководство всегда готово принять непосредственное участие в работе «низов». В организации регулярно проводятся «недели антибюрократии», во время которых менеджеры работают, например, продавцами-консультантами или кассирами. Генеральный директор Андерс Далвиг запросто сообщает: «Недавно я разгружал машины, продавал кровати и матрасы».

Между работниками существует жесткая . Каждый должен стараться стать лучшим, улучшая при этом работу всей фирмы. На стене одного из главных офисов IKEA в Хелсинборге висит гигантский плакат, на котором еженедельно отражаются темпы и объемы продаж, лучшие рыночные показатели по странам. продвигает принцип самосовершенствования и требовательности к себе.

Но основное — то, что организация признает право сотрудников на ошибки. В 1970-х IKEA открыла в Дании, который едва не разорился. На вопрос журналиста, будет ли уволен глава банка, Кампрад ответил: «Нет. Этот человек приобрел полезный опыт, почему же он будет применять его в другой организации?».


Несмотря на приверженность традициям, фирма пропагандирует и поощряет неординарные подходы. По словам самого Кампрада, «старается действовать не так, как принято. И до настоящего времени это приносило успех». IKEA, например, одной из первых стала использовать в своей рекламе изображения однополых пар.

Дальнейшее существование IKEA не назовешь безоблачным: стареющее население развитых стран не испытывает должного восторга от «простого и современного» дизайна, на рынке активно продвигаются соперники с аналогичной продукцией: итальянская Argos, датская Ilva. Кроме того, традиционной торговле угрожает бум интернет-шопинга. Однако этого IKEA не боится: ее магазины предлагают покупателю незаменимые ничем зрительные и осязательные ощущения и реальное удовольствие от времяпровождения. Остальным «угрозам» IKEA противопоставляет беспрецедентный эмоциональный отклик в сердцах миллионов покупателей по всему миру. А это, по словам руководства IKEA, гораздо важнее показателей рыночной доли.

IKEA (ИКЕЯ) - это

Ikea - Inter IKEA Systems B.V. Création 1943 à Älmhult (Suède) Fondateurs Ingvar Kampr … Wikipédia en Français


Кто-то делает великие научные открытия, кто-то дарит миру произведения искусства. У всех свой путь и своя судьба. Моим жизненным предназначением стало доказать людям, что привлекательные и качественные вещи вовсе не обязательно должны дорого стоить.

Эти слова принадлежат Ингвару Кампраду, человеку, которого в Швеции считают чуть ли не национальным героем. Основанная им компания – это прекрасный пример, что удобные вещи с хорошим дизайном могут стоить недорого. А бизнес-миссия – сделать повседневную жизнь обычных людей комфортнее – действительно работает на практике.

Сейчас IKEA - это нидерландская компания по производству и продаже мебели и товаров для дома (и кстати, одна из крупнейших в мире). Но благодаря шведским корням, IKEA для нас – это синоним скандинавского дизайна, лаконичности и продуманности.

Основатель компании Ингвар Кампрад родился в 1926 году в маленьком шведском городе Эльмхульт и с детства обладал незаурядным предпринимательским талантом. Правда это или нет, но говорят, что уже в возрасте 5 лет маленький Ингвар начал продавать спички. Учась в школе, понял, что если купить что-то дешевле, можно продать это чуть дороже, оставив себе небольшую выручку (прямо как кот Матроскин). Так началась продажа разных мелких вещей: семян, открыток, ёлочных украшений, карандашей и шариковых ручек. Мог ли тогда этот юный предприниматель представить, что это будет началом его успешной карьеры, а созданный им бренд будет иметь представительство почти в 40 странах мира?

В 1943 году семнадцатилетний Ингвар основывает IKEA, которая на тот момент специализируется на продаже канцелярских принадлежностей, кожгалантереи, рам для картин, часов, бижутерии и прочих мелочей. Кстати название образовано из инициалов его основателя (И.К.), а также первых букв названий Ельмтарюд (Е) и Агуннарюд (А), фермы и деревни, где он вырос.

Следующее десятилетие стало временем активной борьбы за место под солнцем. А это значило постоянное соревнование с конкурентами за внимание покупателей, снижение цен, появление узнаваемого дизайна, необходимость отстаивать качество продукции, открытие первого выставочного зала. Наконец, случилось на тот момент поистине невероятное нововведение – возможность покупать товар в плоской коробке для удобной транспортировки и сформировался принцип самостоятельной сборки. И уже к началу 60-х стало понятно, что IKEA отлично чувствует себя на рынке, завоевав любовь и уважение покупателей. К этому времени в компании работает уже порядка 100 человек!

В 1960–70-е гг. концепция ИКЕА обретает современные черты. Открываются новые и новые магазины (в самой Швеции, в Норвегии, Дании, Швейцарии, Германии, Канаде и даже в Австралии), появляются товары «Герои дня» - ставшие культовыми стул ОГЛА, стеллаж Билли, диван ПРИВАТ, кресло ТАЙТ и стул СКОПА. В это же время открываются первые рестораны и магазины шведских продуктов, где можно было купить полуфабрикаты по низким ценам.

В 1976 году увидела свет книга Игвара Кампрада "Заповеди торговца мебелью", в которой были обозначены основные моменты философии бренда и бизнес-идея.

Ассортимент - наше основное отличие. Мы должны предлагать широкий ассортимент красивых и функциональных товаров для дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить. В Скандинавии наш базовый ассортимент должен восприниматься как типичный стиль ИКЕА, за пределами Скандинавии - как типично шведский стиль.

Душа ИКЕА. Трудно ожидать, что в такой большой компании все сотрудники будут одинаково ответственными и увлеченными. Часть людей, конечно, воспринимают эту работу просто как средство к существованию - как любую другую службу. Мы должны проявлять заботу и воодушевлять друг друга. Работа никогда не должна быть просто средством к существованию. Без увлеченного отношения к работе пропадает третья часть человеческой жизни, и ее нельзя заменить ежевечерним просмотром программы новостей.

Прибыль создает ресурсы. Мы верим в тяжелый, самоотверженный труд, который приносит результаты. Прибыль - замечательное слово! Давайте с самого начала избавим его от драматического подтекста. Мы должны предлагать самые низкие цены в сочетании с хорошим качеством. Это заставляет нас более экономно подходить к разработке изделий, закупать их более эффективным способом и упорно снижать все виды расходов. Это - наш секрет. Это - основа нашего успеха.

Достигать хороших результатов ограниченными средствами. Эта старая идея актуальна сейчас как никогда. Мы неоднократно доказывали, что можно получить хорошие результаты, используя малые средства или очень ограниченные материальные ресурсы. Любой дизайнер может спроектировать стол, который будет стоить 5000 крон. Но только высококвалифицированный специалист может создать красивый и функциональный стол, который будет стоить 100 крон.

Простота - это одна из лучших наших традиций. Простые правила позволяют получить большую отдачу. Простота поведения дает нам силу. Простота и скромность характеризуют наши отношения друг с другом, с нашими поставщиками и клиентами. Мы избегаем роскошных гостиниц не только потому, что стремимся сократить расходы. Мы не нуждаемся в престижных автомобилях, громких титулах, сшитых на заказ униформах или других атрибутах высокого положения в обществе. Мы полагаемся на нашу собственную силу и волю!

Мы выбираем свой путь. Постоянно подвергая сомнению свои действия, мы можем находить новые решения. Отказываясь принимать шаблоны только потому, что так принято, мы добиваемся успеха. Мы осмеливаемся выбирать свой путь! Не только в жизненно важных вопросах, но и в решении каждодневных проблем.

Концентрация сил важна для нашего успеха. Мы не можем делать все, везде и сразу. Мы не должны допустить растекания нашего ассортимента. Мы все равно никогда не сможем удовлетворить все вкусы. Мы должны концентрироваться на своей специализации. Мы никогда не сможем одинаково активно продавать весь наш ассортимент. Мы должны сосредоточить свои усилия на самом главном. Мы не сможем завоевать все рынки сразу. Концентрация - само это слово означает силу. Используйте его в вашей повседневной работе. И это принесет желаемый результат.

Брать на себя ответственность - это наша привилегия. В каждой компании и в каждом обществе есть люди, которые предпочитают принимать самостоятельные решения, а не прятаться за чужую спину. Умение брать на себя ответственность не имеет никакого отношения к образованию, финансовому положению или рангу. Они нужны в любой системе. Они необходимы для прогресса. Именно они заставляют колесо вращаться. Совершать ошибки - это привилегия активных людей, которые умеют исправлять свои промахи и выбирать правильный путь. Используйте вашу привилегию - ваше право и вашу обязанность принимать решения и брать на себя ответственность.

Главные дела ждут нас впереди. Великолепное будущее! Компания, которая считает, что она достигла своей цели, становится инертной и теряет жизнеспособность. Счастье не в достижении цели, а в стремлении к ней. Радость открытия должна вдохновлять нас и в будущем. Слово «невозможно» следует навсегда выбросить из нашего лексикона. Имейте в виду, что время - ваш самый главный потенциал. Вы можете сделать очень многое всего за десять минут. Но ушедшие десять минут вы никогда не сможете вернуть. Десять минут - это не только шестая часть вашей почасовой оплаты. Десять минут - это часть вас самих.

В 1980-е ИКЕА сделала серьезный рывок, осваивая новые рынки в США, Италии, Франции, Великобритании. В штате насчитывалось уже 10 000 сотрудников, а количество магазинов перевалило за 60. Появились новые товары, относящиеся к так называемой классике – КЛИППАН (диван с простой, но надёжной конструкцией и съёмным чехлом), ЛАКК (недорогой и практичный журнальный столик лаконичного дизайна), МОМЕНТ. ИКЕА начала обретать характерные черты, к которым мы привыкли сегодня – например, открылся клуб для покупателей под названием IKEA FAMILY, тираж каталога ИКЕА достиг 45 миллионов экземпляров. В 1986 году Ингвар Кампрад покинул руководящий пост и стал консультантом компании-учредителя INGKA Holding B.V.

В 1990-е, когда встала проблема экологичного и разумного потребления, группа компаний ИКЕА сформировала свою идею ответственного отношения к природе и социальным проблемам как необходимого условия для успешного ведения бизнеса. У ИКЕА появились собственные лесоперерабатывающие заводы и фабрики, образована промышленная группа Сведвуд, которая производит мебель и комплектующие из дерева, но вместе с этим соответствует высоким стандартам Лесного попечительного совета (Forest Stewardship Council, FSC). В компании даже появилась первая должность менеджера по работе с лесными хозяйствами, в обязанности которого входит контроль над соблюдением принципов разумного лесопользования.

ИКЕА продолжает расти, открывая новые магазины и завоёвывая всё новые и новые страны. А в ассортименте появляется больше товаров для детей – экологичных, ярких, прочных и безопасных. В 1997 г. ИКЕА создала свой первый интернет-сайт www.IKEA.com .

К началу нового тысячелетия группа компаний ИКЕА объединила более 50 000 служащих в 158 магазинах в 29 странах мира. В 2000 году открылся первый магазин в Москве. Вступил в силу единый кодекс поведения для поставщиков «Закупка товаров для обустройства дома. Методы ИКЕА». Этот документ определяет обязанности ИКЕА по отношению к поставщикам, а также регламентирует требования к поведению поставщиков относительно соблюдения законов, обеспечения условий труда на предприятиях, запрета на детский труд, а также разумного лесопользования и охраны окружающей среды. Сформирована организация под названием «Социальная инициатива ИКЕА», призванная сотрудничать с фондами "Спасем детей" и ЮНИСЕФ и с их помощью оказывать материальную поддержку нуждающимся людям во всем мире. В рамках этого проекта стала оказываться поддержка жертвам стихийных бедствий и катастроф в Индонезии, Шри-Ланке, Индии и Пакистане. ИКЕА внедрила собственную торговую марку, под которой магазины ИКЕА начали предлагать около 30% из 150 наименований продуктов. Главное для ИКЕА – высокое качество традиционных шведских продуктов, которые при этом продаются по низким ценам. Группа компаний ИКЕА и фонд WWF начали работу над проектами, целью которых является снижение выброса парниковых газов предприятиями ИКЕА и ее поставщиков. А также был опубликован первый отчет "Ответственность перед обществом и природой". В нем содержалась информация о социальной и экологической деятельности компании, представленная в точных фактах и цифрах.

Обозреватель сайт изучил историю шведской компании, которая сделала мебель доступной для самых широких слоев населения.

Мебель - важная часть создания домашнего уюта, и может показаться странным, что в начале XX века даже в развитых странах многие не могли себе позволить ее покупать. Хорошая мебель стоила довольно дорого, и ее могли приобрести в основном обеспеченные люди, остальные же довольствовались тем, что имели, или делали ее своими руками.

С такими обстоятельствами столкнулся молодой шведский предприниматель Ингвар Кампрад, который заинтересовался мебельным бизнесом в далеком 1948 году. Скорее всего, он и подумать не мог, что эта идея позволит ему в итоге создать всемирно известный бренд с оборотом более чем $30 млрд.

Ингвар Кампрад родился в 1926 году и провел детство на родительской ферме. Уже в раннем детстве мальчик славился своими предпринимательскими способностями. В пять лет Ингвар начал продавать соседям спички, узнав, что в Стокгольме их можно приобрести гораздо дешевле. Купить первую партию товара мальчику помогла тетя. Позже Ингвар скажет, что момент, когда он продал свою первую партию спичек, стал лучшим воспоминанием детства.

Вскоре выяснится, что это была лишь небольшая разминка перед его дальнейшими начинаниями. Биографы Кампрада говорят, что умение торговать передалось ему от родственников со стороны отца. Дед Ингвара имел свой небольшой бизнес - правда, в итоге почти прогорел и покончил с собой. Семейное дело пришлось восстанавливать бабушке, которая значительно повлияла на становление Ингвара и даже преподала ему несколько бизнес-уроков.

Необычно предприимчивый мальчик рос, и его цели все больше отличались от интересов сверстников. В школьные годы Кампрад большую часть времени искал новые способы заработать и совершенно не тратил полученные деньги на игрушки и сладости - вместо этого он их копил. Когда родные спрашивали мальчика, зачем ему столько денег, тот отвечал: «Чтобы расширить бизнес». В детстве Ингвар попробовал себя в разных сферах, начиная с продажи спичек и заканчивая рыбалкой.

К 17 годам Кампрад накопил неплохую сумму, после чего занял денег у отца и открыл свою компанию. IKEA - это аббревиатура, составленная из первых букв имени и фамилии предпринимателя и названий фермы и деревни, где он вырос. Шел 1943 год, по всему миру грохотала война, которая, к счастью, почти не задела Швецию. Сначала Ингвар наладил торговлю предметами первой необходимости. Первой моделью работы стала почтовая рассылка товаров. Молодой предприниматель вынужден был совмещать работу и учебу в коммерческой школе Геттерберга, в которой, как говорит он сам, многому научился.

Особым спросом в то время начинают пользоваться письменные принадлежности. Чтобы увеличить прибыль, молодой человек идет на рискованный шаг: берет в кредит 500 крон и заказывает на них шариковые ручки из Франции.

Когда товар наконец пришел, предприниматель понял, что его нужно поскорее сбыть, чтобы рассчитаться с долгом. Задача была не из легких, но Кампрад все же нашел способ завлечь на свою презентацию покупателей. Он дал в газету заметку, в которой пообещал угостить каждого посетителя чашкой кофе и булочкой. Воодушевленные предложением, люди буквально вламывались к нему на презентацию. Собралось больше тысячи гостей, и это была катастрофа. Молодой предприниматель понимал, что ему обязательно нужно угостить всех, иначе пострадает его имя. С огромным трудом, существенно потратившись, он все же сумел это сделать.

Презентация ручек прошла на ура, и товар был очень быстро распродан. Ингвар первым делом отдал кредит и больше никогда их не брал. Он стал размышлять о значении рекламы в привлечении покупателей - в дальнейшем она станет одним из главных факторов превращения его компании в империю. Другим последствием этой рекламной акции стало обязательное наличие ресторана в каждом фирменном магазине IKEA.

В 1945 году, после окончания коммерческой школы, молодого предпринимателя направляют на работу клерком в Ассоциацию лесовладельцев. Ингвар и здесь не стал терять времени: он добился у одного из руководителей права на продажу пил. Бизнес-модель не поменялась, молодой человек вынужден был самостоятельно развозить товар на продажу. Неоценимую помощь ему оказывали родственники, поддерживавшие все начинания Ингвара.

Через год Кампрада призвали в армию. Активный и очень исполнительный молодой человек быстро завоевал доверие командира части и получил разрешение чаще брать ночные увольнительные. Это позволило ему снимать небольшой офис и продолжать заниматься собственным делом.

В 1948 году Кампрад задумался о расширении своего бизнеса. Его осенило: мебель - вот то, чем так или иначе пользуются все. Проблема в том, что она тогда была достаточно дорога, а, чтобы заработать, нужно было сделать этот товар общедоступным. По словам самого Ингвара, последним аргументом в пользу работы в этом направлении стало то, что его конкуренты также пытались это сделать. В этом же году происходит расширение IKEA: глава компании, он же единственный работник, отчаявшись работать в стольких направлениях самостоятельно, наконец принял на работу первого сотрудника. К 1950 году в компании работало уже четыре человека.

Кампрад проводил все свое время в попытках найти дешевую мебель - вначале это были разнообразные мелкие производства, которые не могли заломить высокую цену. Его конкуренты тоже пытались снизить стоимость, но не могли предложить такие же цены, как у IKEA. Со временем подход Ингвара изменился, и он вместо перепродажи мебели начал покупать отдельные детали и собирать их на собственном маленьком заводе, что еще снизило цены. Тогда появилась знаменитая формула Кампрада - лучше продать 600 стульев недорого, чем 60 за большие деньги.

Вскоре поднялась волна недовольства, означавшая начало серьезной конкуренции. Сперва продукцию компании перестали допускать на мебельные ярмарки, где обычно представляли все новинки. Кампраду приходилось проникать на эти мероприятия хитростью, спрятавшись на заднем сидении автомобиля. Борьба против IKEA доходила до абсурда: однажды Ингвара оштрафовали за продажу продукции на выставке, которая происходила в его же собственном здании.

Кампрад не собирался сдаваться, и конкуренты поняли, что такими способами его не остановить. Они пошли на последний из возможных шагов, угрозами вынудив поставщиков объявить молодому предпринимателю бойкот. Но и это не помогло. Виной тому был оригинальный предпринимательский подход Кампрада, а также необычная популярность товаров компании в Швеции.

Такая известность стала возможна благодаря новшествам, которые Ингвар внедрил в бизнес. Первым из них стал рекламный буклет «Новости от IKEA», ориентированный на людей с небольшим доходом, - прообраз современных каталогов, который должен был привлекать клиентов. Первые несколько лет в буклете рекламировалась вовсе не мебель, а привычные ручки для письма.

Кроме того, выручала дешевизна продаваемой продукции и умение Ингвара договариваться с поставщиками - некоторые из них сотрудничали с молодым предпринимателем, несмотря на все запреты.

«Мебель для жизни»

IKEA — крупнейший в мире производитель мебели и предметов домашнего обихода. Компании принадлежит более 251 магазина по всему миру. История IKEA началась в 1943 году когда молодой предприниматель Ингвар Кампрад открыл первый магазин в небольшом городке Эльмхульт в Швеции. Имя IKEA — акроним, состоящий из инициалов основателя и первых букв названий фермы, где он вырос, и близлежащей деревни: «Ingvar Kamprad, Elmtaryd, Agunnaryd». Слово оказалось то ли случайно, то ли намеренно созвучно греческому oikia («дом») и финскому oikea («правильно», «верно»). IKEA— единственная розничная сеть, которая задает стиль жизни людей независимо от их культуры, достатка или религии.

Кампрад основал IKEA в 17 лет на деньги, подаренные отцом за успешную учебу. В свое время дед Ингвара не смог погасить кредит за ферму и застрелился. Несчастье оставило глубокий след в душе мальчика. С тех пор он стремился заработать всеми доступными средствами. В пять лет закупал в Стокгольме спички и развозил их по деревне на велосипеде. Подростком — продавал все, что пользовалось спросом; рыбу, ручки, рождественские открытки, семена, бумажники, рамки для фотографий, часы, ювелирные украшения, нейлоновые колготки. Сначала он вел бизнес из сарая на родительской ферме, позже начал рассылать заказы по почте, доставляя их на железнодорожную станцию в фургоне молочника. Тогда же Ингвар вступил в пронацистское Новое шведское. Когда в 1994 году история открылась, Кампрад не стал прятаться за PR-машиной, а публично извинился перед сотрудниками IKEA еврейского происхождения, назвав в книге «Сага об IKEA» свой поступок «самой большой ошибкой в жизни».

В 21 год Кампрад продавал мебель и всякую всячину в первом магазине IKEA в городке Эльмхульт на юге Швеции. В 1951 году вышел первый каталог продукции (до 1963 года тексты писал лично Кампрад), а с 1953 года основным товаром стала мебель. Конкуренция заставила его выставить мебель в магазине, чтобы покупатели смогли посмотреть, потрогать и оценить ее качество. В 1955 году Ингвар занялся дизайном мебели. В этом направлении Швеция была признанным лидером в мире. Его успехи испугали местных производителей, и они «убедили» поставщиков Кампрада прекратить с ним работать, Ингвар переключился на Польшу. Польские компании могли поставлять недорогие комплектующие в плоской упаковке для сборки готовой мебели на месте. Так родилась IKEA, какой ее знают сегодня.

Работы шведских дизайнеров 1950-1960-х годов — это современный светский утилитарный стиль, как правило, дорогой. Кампрад разрушил миф о дороговизне скандинавского стиля и вывел его на массовый рынок по доступным ценам для молодых людей, которые обустраивают свой первый дом. Благодаря Кампраду покупка мебели стала более демократичной. И сейчас, по статистике, каждый десятый европеец был зачат в кровати IKEA.

Сегодня годовой оборот IKEA превышает 15 миллиардов долларов, в компании работают 104 тысячи человек. Контролирует всю структуру голландский частный холдинг, принадлежащий семье Кампрад. Фонд с капиталом в 36 миллиардов долларов — гарантия от возможного поглощения компании. По оценке журнала Economist, это богатейшая благотворительная организация в мире. Структура компании плоская, как ее коробки с мебелью: здесь запрещены титулы и привилегии, никто не носит костюмы, топ-менеджмент летает эконом-классом, а во время «антибюрократических недель» высшее руководство компании разгружает грузовики и сидит за кассой. IKEA дважды включали в «100 лучших компаний для работающих матерей», а в 2006 году компания заняла 96-е место в рейтинге журнала Fortune «100 лучших работодателей».

IKEA - шведская производственно-торговая группа компаний, являющаяся одним из крупнейших в мире ритейлеров по продаже товаров для дома и мебели. Оборот компании за 2016 год превысил 36 млрд евро. Компания длительное время входит в число «Лучших мировых брендов» (средняя позиция в рейтинге - 26 место), а в последнем рейтинге «Самых дорогих брендов мира» IKEA заняла 55 место со стоимостью бренда 18,08 млрд. долл. США.

Основателем компании IKEA является шведский бизнесмен Ингвар Кампрад. Он родился в семье фермеров, и все детство провел, работая в сельском хозяйстве. Члены семьи Кампрада и до него пытались вести бизнес, но особых дивидендов он не приносил. Зато, благодаря этому, уже с детства Ингвар неплохо ориентировался в торговле. В юности он пробовал торговать спичками и рыбой.

В 1943 году, вложив все свои сбережения и одолжив деньги у отца, семнадцатилетний Кампрад открывает магазин IKEA , название которого является аббревиатурой, составленной из начальных букв его имени и фамилии и названий фермы и деревни, где он родился и вырос. На выбор специализации магазина повлияла ситуация в стране. Найти хорошие и недорогие хозяйственные вещи, предметы первой необходимости и мебель было практически нереально.

История логотипа IKEA, изображение: ikea.com

Деятельность Ингвар Кампрад начал с продажи мелких хозяйственных вещей , а первой основной моделью работы компании стала почтовая рассылка.

Одна из первых рекламных акций компании едва не оказалась на грани провала. Молодой Кампрад решил взять небольшой кредит и заказать во Франции шариковые ручки, которые в то время были в Швеции в дефиците. Для быстрой продажи товара он пообещал каждому пришедшему на презентацию кофе и булочку. Это предложение привлекло более тысячи людей, что значительно превысило планы молодого бизнесмена. Сильно потратившись и вложив немало сил, он выполнил обещание. Презентация была успешной, и товар быстро продался.

Видео: удивительная история основателя компании ИКЕА.

Этапы развития компании

Первые шаги

До 1948 года магазин IKEA был ориентирован на продажу мелких хозяйственных принадлежностей. В этот период Кампрад задумался о расширении бизнеса. Для расширения ассортимента он решил выбрать мебель, которая всегда имеет стабильный спрос. А в тот период недорогая мебель вовсе считалась дефицитным товаром. Расширение компании началось с увеличения штата. До этого периода в магазине работал только сам Кампрад. В 1948 году он нанял первого сотрудника . К 1950 г. штат компании уже насчитывал 4 человека.

Сначала ставка в компании была сделана на дешевую мебель , которую делали на мелких производствах. Позже подход был изменен: было решено закупать детали и самостоятельно собирать мебель. Таким образом, удалось значительно снизить цены и завоевать популярность у клиентов.

В 1958 году в г. Эльмхульт был открыт первый фирменный магазин IKEA. Здесь впервые в Швеции можно было опробовать мебель перед покупкой. Такой маркетинговый ход в разы повысил популярность магазина.

Из-за сложностей с поставщиками, которым конкуренты запрещали вести бизнес с IKEA, в конце 50-х И. Кампрад столкнулся с нехваткой товара для продажи. Для решения проблемы он решил закупать товар за границей. Все необходимые товары он нашел на заводах в Польше и организовал своевременные поставки в Швецию.

К началу 60-х годов в Швеции работали уже несколько магазинов IKEA и Ингвар Кампрад начал задумываться о выходе на зарубежные рынки. Начать было решено с Норвегии и в 1963 году открылся магазин в Осло. А к концу 1960-х первый магазин IKEA открылся в Дании.

В это же время в продуктовую линейку магазинов была добавлена посуда. Также для снижения очередей была проведена работа над оптимизацией количества и размещения касс.

В 1973 году для оптимизации налогообложения центр компании был перенесен в Данию.

Начало активной экспансии

Фото: pixabay

В 70-х годах компания начинает активную экспансию стран Западной Европы: были открыты магазины в Швейцарии, Германии, и Франции. В конце семидесятых миру был представлен труд Ингвара Кампрада«Заповеди торговца мебелью», ставший обязательной для прочтения книгой для всех сотрудников компании.

В начале 1980-х открылись первые магазины IKEA в Саудовской Аравии, Китае и Кувейте.

А в 1985 году бренд вышел на рынок США. Первый магазин был открыт в Филадельфии. У Ингвара Кампрада были сомнения относительно американского рынка, но благодаря популярному в то время культу хиппи, демократичные и оригинальные магазины IKEA быстро стали популярными.

Параллельно с завоеванием новых рынков компания расширяла и продуктовый ряд. В 1980-х IKEA представила свой первый диван.

В 1986 г. Ингвар Кампрад покинул пост главы компании и стал консультантом управляющего фонда Stiching INGKA Foundation. Генеральным директором стал Андерс Муберг, работавший заместителем Кампрада.

В начале 1990-х началась экспансия стран Восточной и Южной Европы. Первые магазины были открыты в Венгрии и Польше, чуть позже компания пришла в Словакию и Чехию. В 1996 магазины бренда открылись в Испании. Также в этот период был создан свод правил, регламентирующий работу в компании.

Работа через Интернет

Магазин IKEA стал одним из первых крупных ритейлеров, который начал работу в Интернете. Сайт компании, рассказывающий о ее философии, заработал в 1997 году.

В 1999 году объем продаж компании составил €6 млрд. 20% от объема обеспечивали магазины в США и Азии. В связи с этим было принято решение активизировать работу на этих рынках.

С начала 2000-х годов IKEA активно работает над развитием азиатских магазинов и Интернет-торговлей. Первый магазин в Японии был открыт в 2006 г. и сеть стала быстро развиваться по стандартной технологии. Китайский рынок, на который возлагаются большие надежды, покорился не сразу. Первые магазины, открытые в начале 2000-х, приносили убытки. Только после изменения концепции для этого рынка китайская сеть магазинов начала развиваться. На сегодня она насчитывает около 10 магазинов.

Видео: посмотрите своими глазами как налажено производство в компании ИКЕА.

IKEA в России

Первые попытки IKEA выйти на российский рынок датируются концом 1980-х. Ингвар Кампрад лично вел переговоры и планировал создать в СССР целый комплекс по производству мебели. Но конечного соглашения так и не было достигнуто.

К российскому направлению в компании вернулись в конце 1990-х, а в начале 2000 года в Химках открыли первый магазин . Инвестиции в проект составили около $200 млн. В первый день гипермаркет посетило около 30 000 человек. Открытие второго магазина привлекло более 50 000 посетителей.

К 2008 году в России было 11 магазинов бренда, а в 2017 году их стало уже 14.

В сентябре 2016 года IKEA запустила крупнейшую в России мебельную фабрику. Объем инвестиций в этот проект оценивается в €50 млн.

Основные конкуренты

В мировом масштабе у шведского ритейлера практически нет конкурентов. В отдельных регионах и направлениях с IKEA конкурируют JYSK, Metro Group, Leroy Merlin и Hoff. Прямым конкурентом можно считать только JYSK, работающий в том же сегменте, что и IKEA. Metro Group, Leroy Merlin и Hoff имеют более широкий товарный ассортимент, чем шведский ритейлер, поэтому конкурируют с ним частично.

IKEA сегодня

Сегодня IKEA формально является нидерландской компанией. Смена страны регистрации была сделана в 2012 году для оптимизации налогообложения.

За 2016 год выручка компании составила 36,4 млрд евро. На сегодняшний день компания управляет 389 магазинами по всему миру, которые за год посещает более 900 млн. посетителей. В IKEA работает 183000 сотрудников.

Приоритетное направление развития компании - онлайн-продажи. IKEA развивает современную технологическую платформу, которая должна стимулировать рост продаж в этом сегменте.

Также существенные надежды полагаются на рынок Китая, который до сегодняшнего дня освоен не до конца и имеет значительный потенциал для роста.



Рассказать друзьям