20Л. Общие положения технологии планирования
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.
Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-
ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.
В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.).
Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.
В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: 1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
398
К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Ниже приводится образец группового годичного плана тренировки.
Групповой годичный план тренировки
Группа занимающихся
I. Краткая характеристика группы занимающихся
Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по усмотрению тренера и врача
II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе но, что средствам тренировки отводится времени: 5 - много, 3 - сред не, 1 - мало)
Основные задачи Основные Месяцы
тренировки средства -i 1 1 1-i-i 1 1-i 1 1
тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII
Физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Волевая подготовка
400
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на! определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образцы месячного и недельного планов тренировки.
План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-
ства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.
Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны включать в себя:
данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды);
целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);
показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;
тренировочные и воспитательно-методические указания;
сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.
Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.
Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:
а) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, а в командных видах спорта - команды в целом; специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности;
6) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тен денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер жания, объема, интенсивности и чередования;
в) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).
20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах
Исходными данными для составления многолетних (перспективных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к
разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы. На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.
Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам - соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.
Составление перспективного плана не должно сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизменным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.
20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле
На основе перспективных планов составляются текущие (годовые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-
рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.
Планирование годичной тренировки и определение ее количественных показателей может иметь два варианта - помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.
Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с системой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл может состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными интервалами между ними, которые определяют набор и чередование периодов.
При планировании двух- и трехцикловой подготовки необходимо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицированных спортсменов. Использование же трех- и четырехциклового планирования сопровождается как ростом результатов на ближайигие 1-2 года, так и сокращением «спортивной жизни» спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии достаточных оснований для этого.
В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроциклов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм - весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировочного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Далее также распределяются общие объемы тренировочных нагрузок, частные объемы наиболее специфических и интенсивных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестирования, динамика спортивных результатов, сроки тренировочных сборов, основные направления восстановительных мероприятий.
Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической повседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.
При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:
Рациональное соотношение нагрузок различной преимуще ственной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;
Последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.
При планировании средств общей, специальной физической и технической подготовки рекомендуется придерживаться следующей наиболее целесообразной последовательности: в использовании средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через основные средства подготовки в избранном виде спорта; от широкого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцентом на совершенствование определенных двигательных способностей, играющих решающую роль в достижении высоких спортивных результатов.
При планировании средств специальной физической подготовки следует переходить от специальной выносливости к повышению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (быстрое напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к контролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа шагов для создания максимальной скорости); от проработки ведущих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и градиента силы при рабочих (в соответствии с параметрами соревновательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревновательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.
Одним из ведущих методических положений является планирование вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движений, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-
ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число занятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена.
20.4. Оперативное планирование
Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тренировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла.
Сталкивается с рядом проблем. Помимо сложностей (в виду отсутствия практики) в организации тренировочного процесса, приходится осваивать заполнение различной тренерской документации. Для того чтобы облегчить тренеру жизнь, мы решили написать ряд статей посвященных данной теме, в которых постараемся предельно просто объяснить все нюансы тренерской документации.
Какие именно документы должен заполнять тренер? Ответ на этот вопрос Вы узнаете в этой статье.
1.Самым главным документом тренера является Программа по виду спорта, по которой он будет работать. Каждый тренер самостоятельно составляет программу, причем для каждого года обучения, пишется отдельная программа. По какому бы виду спорта программа не была, она должна выдерживать определённую структуру. Подробнее об этом мы остановимся в следующей статье.
2.Календарно-тематическое планирование, составляется на основании программы по виду спорта.
3.Поурочный план-конспект, составляется исходя из календарно-тематического планирования.
4.Перспективный план работы, в котором отражается ожидаемый результат от спортсмена.
5.План воспитательной работы, предполагает проведения всевозможных мероприятий посвященных развитию личности ребенка. Ведь тренер, не только обучает виду спорта, но и развивает личные качества ребенка. Подобные беседы и мероприятия влияют на становление личности.
6.Журнал учета групповых занятий спортивной подготовки группы. В этом журнале заполняется расписание занятий группы, учебный план-график и ведется учет посещаемости.
7.Личные дела спортсменов изначально оформляются у секретаря, а после зачисления учащегося, их продолжает вести тренер. В личном деле спортсмена должны быть следующие документы: заявление о принятии в ДЮСШ, заявление на обработку персональных данных, копия свидетельства о рождении, личная карточка спортсмена, справки и приказы о присвоении разрядов, приказы о переводе на следующий год обучения.
8.Личные карточки спортсмена (хранятся в личном деле) заполняется тренером. В ней тренер отражает спортивные достижения учащегося, сдачи нормативов по физической подготовке и переводы из группы в группу.
9.Индивидуальный план работы (ВАЖНО! Ведется только для групп спортивного совершенствования). Заполняется помесячно на каждого ребенка.
10.Журнал по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в котором записываются инструктажи на начало учебного года с последующим повтором через полгода, также инструктажи при выезде на соревнования.
Хотя на первый взгляд, создается впечатление, что документов очень много, на самом деле большинство из них заполняются довольно просто.
ПРИМЕРНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В БОКСЕ
Боевая характеристика . Боксер имеет высокий рост. Быстр и подвижен в бою. В основном действует на дальней дистанции. Предпочитает атаковать прямыми ударами, наносит их резко и точно. Умело играет на изменении дистанции для дезориентации противника и хорошо выбирает моменты для неожиданных атак. Может вести бой как, наступая, так и отступая Энергичен и активен в бою. Волевые качества высоки, смел, решителен и стоек в трудных ситуациях. Физически хорошо развит. Опытный турнирный боец. К недостаткам следует отнести излишнюю напряженность. Пропускает удары в голову.
Задачи |
Средства |
1. Повысить общую и специальную выносливость |
В систематической тренировке широко использовать общеразвивающие упражнения, бегать на средние дистанции, играть в баскетбол, волейбол, грести на лодке. В специальной боксерской тренировке применять многораундовые условные бои, упражняться в нанесении ударов по мешку и груше |
2. Увеличить силу плечевого пояса и брюшного пресса |
Практиковать в тренировке упражнения с гирями, гантелями, на гимнастических снарядах, в метании легкоатлетических снарядов, в борьбе с партнером, гимнастические упражнения без предметов |
3. Уплотнить раунды активными действиями |
Стремиться в вольных боях действовать активно. Повысить общий темп боя с партнерами. Избегать пауз в бою, сочетать защиты с встречными и ответными ударами. Постоянно сохранять инициативу в бою. Подготавливать атаки финтами. Пользоваться контратаками для перехватывания инициативы боя у партнера |
4.Совершенствоваться в наступательной тактике |
В тренировочных боях всегда стремиться быть хозяином положения, удерживая инициативу боя в своих руках. Сковывать действия партнеров финтами, предупреждая и разрушая их атаки встречными ударами, заполняя паузы боя легкими прямыми ударами |
5. Совершенствоваться в умении наносить удары при отходах |
Упражняться с тренером в нанесении ударов по лапам на отходах сериями и с акцентом. Совершенствоваться в тактике нанесения ударов сериями на отходах при упражнениях с партнерами в условном и вольном бою |
6. Совершенствоваться в активной защите |
Стремиться улучшать умение защищаться в упражнениях с партнерами в условном бою. Обратить особое внимание на упражнения в защите головы в одностороннем условном бою |
7. Устранить излишнюю напряженность мышц в процессе боя |
При упражнениях с лапами под тщательным контролем тренера научиться мгновенно расслаблять мышцы после нанесения удара. При упражнениях в вольном бою и с боксерскими снарядами рационально соразмерять свои усилия |
8. Совершенствоваться в умении рассчитывать дистанцию в бою |
При упражнениях с партнерами посвящать отдельные из них исключительно дальней, средней и ближней дистанциям. Упражняться в придании резкости ударам с различных дистанций |
9. Совершенствоваться в умении легко передвигаться по рингу во время боя |
Посвящать отдельные раунды условного боя действиям с различных дистанций и переходам с одной дистанции на другую Упражняясь в «бою с тенью», посвящать отдельные раунды исключительно маневренным передвижениям. Контролировать свои действия в бою на дальней дистанции в плане умения пользоваться всем пространством ринга |
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ГОДИЧНОЕ)
Годовой план тренировки составляется в соответствии с календарем состязаний. Календарь, в свою очередь, должен составляться таким образом, чтобы не было противоречий с системой планирования по периодам (рис. 119).
Календарь должен строиться так, чтобы вначале было отведено время для постепенной подготовки к соревновательному периоду и чтобы после этого периода боксер получил основательный отдых. Если календарь составляется без учета периодизации тренировки, то неизбежно подготовка боксера будет случайной, что не содействует повышению спортивного мастерства.
Длительные промежутки, свободные от состязаний, боксер использует для активного отдыха и занятий по общефизической подготовке.
Подготовительный период
Непосредственно после длительного отдыха в переходном периоде наступает подготовительный. Основная цель его - постепенно подготовить боксера к интенсивной тренировочной деятельности и большим нагрузкам в соревновательном периоде.
Важнейшие задачи подготовительного периода тренировки боксера - развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости, совершенствование комплекса технических средств.
Подготовительный период делится на два этапа.
Первый этап направлен на достижение хорошей общей физической тренированности. В нем боксер широко использует упражнения, развивающие силу, быстроту, ловкость. Особое внимание уделяется развитию выносливость. Продолжительность первого этапа, в зависимости от физического состояния боксера, около двух месяцев.
Второй этап направлен на достижение специальной тренированности. Боксер, достигший высокой общей тренированности на первом этапе, имеет прочную основу для достижения специальной тренированности и обезопасит себя от перетренированности в соревновательном периоде.
Специальная тренированность достигается специальными боксерскими упражнениями для развития силы, быстроты, ловкости, выносливости, которые на втором этапе преобладают над общеразвивающими.
Соревновательный период
Соревновательный период - время основных состязаний. Активно участвуя в них, боксер сохраняет и совершенствует свою тренированность.
Соревновательный период состоит из ряда микропериодов, определяемых календарем состязаний. В каждом из них спортсмен готовится к состязаниям, участвуете них и отдыхает. Но на всем протяжении соревновательного периода боксер неуклонно совершенствует технические навыки, тактические приемы, развивает физические (силу, быстроту, ловкость и выносливость) и волевые (инициативность, уверенность, смелость, решительность и стойкость) качества.
Тренируясь систематически, боксер получает возможность подходить к началу каждой непосредственной подготовки к текущим состязаниям в отличном состоянии.
Секрет спортивного долголетия выдающихся мастеров любительского ринга заключается не только в их талантливости, но и в том, что в систематической тренировке они постоянно совершенствовали свое спортивное мастерство.
Тренируясь регулярно, рационально чередуя тренировочную работу и отдых, боксер перед каждым состязанием сосредоточивает свое внимание на тактической подготовке к бою с определенным противником, развитии быстроты реакции, способности вести бой неутомимо, в быстром темпе. В предсоревновательной тренировке он достигает нужного уровня боеспособности.
Основные средства предсоревновательной подготовки - специальные боксерские упражнения. Используются и общеразвивающие, но нагрузка в них должна быть такой, чтобы не мешать специальной тренировке и не подменять ее.
Переходный период
Этот период, являющийся как бы промежуточным между двумя большими периодами тренировки, в основном посвящен отдыху спортсмена. Продолжается он около месяца и отличается тем, что боксер сохраняет свою физическую подготовленность, придавая отдыху активный характер. Такой отдых дает боксеру возможность уверенно подойти к новому циклу тренировки.
Задача переходного периода - снять утомление, полученное боксером после „соревновательного периода в целом.
Основное содержание периода - физическая подготовка, в которой используются упражнения неинтенсивного развлекательного характера. Они выполняются со специальными боксерскими упражнениями без партнера, не требующими больших напряжений. Боксерские упражнения служат лишь для поддержания боевых навыков боксера.
В переходном периоде значительно снижается общая нагрузка, благодаря чему снижается и состояние тренированности. Но тем значительнее будет ее повышение в подготовительном периоде.
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (МЕСЯЧНОЕ)
Оперативное планирование тренировки - это разработка и осуществление системы тренировки к конкретным состязаниям. К такой тренировке боксер приступает обычно за месяц, сосредоточивая внимание на задачах предстоящего турнира или матчевой встречи.
Перед ее началом тренер составляет общий план тренировки, в котором отражается содержание всей работы. Чтобы подготовка была действительно всесторонней, она должна содержать упражнения физической, технической, тактической и психологической подготовки боксеров
В общем плане обычно предусматривается подготовка боксеров к определенному сроку с учетом характера состязания (командная встреча, турнир и т. д.) и особенностей соперников (если они заранее известны). Планируются содержание тренировки по дням, интенсивность и задачи занятий на каждом этапе подготовки.
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕДЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ
В предсоревновательной тренировке принято планировать занятия по недельным циклам, в которых рационально чередуются тренировка и отдых.
Установившейся традицией у спортсменов стали тренировки через день (например, тренироваться по понедельникам, средам и пятницам, а активно отдыхать по вторникам, четвергам и субботам; воскресенье - выходной день).
Этот простейший, повторяющийся цикл тренировки дает возможность спортсмену один день тренироваться с полной нагрузкой, а другой - последующий - восстанавливать свои силы. Так, постепенно увеличивая нагрузку в занятиях, спортсмен достигает нужной тренированности.
Мастера спорта, стремящегося к высшим достижениям в боксе, уже не может удовлетворить та ритмичная тренировка через день, которая раньше в какой-то мере обеспечивала ему нужную подготовленность к состязаниям.
При современных требованиях к боксеру для трудной турнирной борьбы нужны новые, увеличенные, нагрузки. Поэтому к ритмичному чередованию тренировочных занятий в недельном цикле добавляются дополнительные для достижения большего совершенства в спортивном мастерстве боксера.
Определяя количество и последовательность занятий в цикле по их содержанию и задачам, следует сохранить ритмичное чередование трех основных занятий в неделю. Дополнительные занятия по общей физической подготовке на воздухе или по индивидуальному совершенствованию в технике должны иметь меньшую нагрузку и не мешать восстановительным процессам в организме после больших нагрузок в основных занятиях недельного цикла.
В практике предсоревновательной тренировки принято определять содержание дней недели по следующей направленности:
Понедельник - боевая практика
Вторник - физическая подготовка
Среда - совершенствование техники
Четверг- отдых, баня
Пятница - боевая практика
Суббота - физическая подготовка
Воскресенье - отдых
Недельное планирование может быть очень вариативным, никогда не следует возводить план тренировки в догму. Постепенно уменьшая объем и повышая интенсивность нагрузки, нужно подходить индивидуально к каждому боксеру, сообразуясь с его самочувствием и данными врачебного контроля.
Боксеры совместно с тренерами должны вести график недельной тренировки.
Упражнения |
Дни недели |
||||||
Общая физическая подготовка |
|||||||
Упражнения на дороге Ходьба на лыжах Гимнастика Борьба Упражнения с гирями Баскетбол Волейбол Спринтерский бег Прыжки Метания Физическая работа |
|||||||
Специальная подготовка |
|||||||
Вольный бой Условный бой «Бой с тенью» Упражнения: с лапами с мешком с грушей |
В соответствующих графах боксер отмечает дозировку каждого упражнения. В числителе указывает количество времени, а в знаменателе - интенсивность упражнений по трехбалльной системе (малая интенсивность - 1 балл, средняя - 2, большая - 3).
ПОСТРОЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ БОКСЁРА
Чтобы лучше организовать тренировку, сделать ее разнообразной и эффективной, используются различные формы занятий.
Основными формами служат: 1) утренняя зарядка, 2) теоретические занятия (собеседования); 3) общая физическая подготовка; 4) тренировка на дороге; 5) специальная физическая подготовка; 6) совершенствование техники; 7) боевая практика.
Эти занятия имеют различные содержание, объем и интенсивность, в зависимости от этапов и задач тренировки.
УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА
С утренней зарядки начинается трудовой день боксера, независимо от периода тренировки. Зарядка - необходимое гигиеническое средство, имеющее целью возбудить после сна функциональную деятельность организма спортсмена.
В обычные дни боксер проделывает зарядку дома. В этом случае она содержит комплекс упражнений, составленный таким образом, чтобы вовлечь в работу все группы мышц тела, постепенно возбудить деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
В период подготовки к состязаниям боксер проделывает утреннюю зарядку на прогулке.
Физическая нагрузка на организм во время утренней зарядки должна быть небольшой. Основная нагрузка дается в часы общей физической и специальной тренировки: в середине дня (перед обедом) и вечером (перед ужином), т. е. в то время, когда проходят и состязания на первенство.
Не следует смешивать утреннюю прогулку с тренировкой на дороге, которая относится к общей физической подготовке и проводится не утром, а днем, дает большую физическую нагрузку и преследует цель выработать выносливость.
Утренняя прогулка - это зарядка повышенного типа. Она проводится летом и зимой по ровной дороге или тропинке. Костюм для прогулки должен быть легким, не стесняющим движений.
Прогулка начинается с ходьбы. Далее выполняются упражнения типа зарядки, возбуждающие функциональную деятельность организма. Можно проделывать на ходу без большой.нагрузки движения, имитирующие боксерские удары. Прогулка продолжается 30-40 мин. и заканчивается легким бегом и спокойной ходьбой.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Современный уровень достижений в любом виде спорта очень высок. Поэтому активная деятельность спортсмена стала теперь немыслима без глубоких знаний в вопросах, связанных с его тренировкой и участием в состязаниях.
Мастер спорта, как человек, достигший высокого совершенства в избранном виде спорта, должен много знать из области физической культуры и смежных наук, чтобы уверенно и правильно решать задачи тренировки. Он должен знать основы гигиены спорта, правила соревнований, до тонкости разбираться в технике и тактике бокса. Ему необходимо понимать те функциональные изменения, которые происходят в организме под влиянием тренировки. Он обязан хорошо знать средства и методы спортивного совершенствования.
Самостоятельная работа спортсмена над литературой - прямое выражение принципа активности в тренировочном процессе.
Групповые занятия с тренирующимися боксерами проводятся систематически, для повышения их спортивно-технической грамотности, привлечения их внимания к вопросам текущей тренировки. На них разбираются вопросы, связанные с организацией и содержанием тренировки, просматриваются и обсуждаются хроникальные фильмы, изучаются особенности будущих соперников, рассматриваются вопросы тактической подготовки некоторых участников команды, разбираются факты нарушения дисциплины.
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЁРА
Эти занятия занимают большое место в тренировке боксера. Они помогают ему всесторонне решать задачи тренировки, способствуют общему физическому развитию и повышают общефизическую тренированность.
Занятия по общей физической подготовке строятся на материале гимнастических спортивно-вспомогательных упражнений. Чем разнообразнее будут занятия, тем лучших результатов достигнут спортсмены.
Как уже отмечалось, содержание каждого тренировочного занятия определяют задачи, которые ставит тренер в дни планируемой им тренировки. В связи с этим он использует необходимые упражнения для развития силы, быстроты, ловкости и выносливости.
Занятие по общей физической подготовке может быть, например, полностью посвящено той или иной спортивной игре; либо построено на легкоатлетических упражнениях, гребле, тяжелой атлетике; либо быть комбинированным: различные упражнения могут в нем чередоваться в определенной последовательности.
Занятия по общей физической подготовке различны по продолжительности и интенсивности. В свободное от состязаний время они используются довольно широко, но по мере приближения состязаний уступают место занятиям по совершенствованию техники бокса и боевой практике. На заключительном этапе предсостязательной тренировки общеразвивающие упражнения должны содействовать успешному проведению специальных боевых упражнений. Их нагрузка, интенсивность зависят от плана тренировки на каждый день недели (один день может быть посвящен в основном упражнениям в вольном бою, другой- совершенствованию техники, третий - исключительно физической подготовке, четвертый - отдыху и т. д.), состояния тренированности боксера, самочувствия, индивидуальных особенностей.
ТРЕНИРОВКА БОКСЁРА НА ДОРОГЕ
Большой популярностью у боксеров пользуется так называемая тренировка на дороге. Этот вид занятий по физической подготовке сформировался во время длительных прогулок, когда боксер начал перемежать ходьбу с бегом на длинные дистанции для выработки выносливости и бегом на короткие дистанции для выработки быстроты. В дальнейшем традиционная боксерская прогулка приняла комбинированный характер.
Теперь в тренировке на дороге используются самые различные упражнения, выполняемые на ходу (для развития быстроты, ловкости, силы). Но главное назначение тренировки на дороге - выработка выносливости, необходимой для состязаний.
Лучшее место для тренировки - ровная мягкая проселочная дорога, позволяющая боксерам выполнять различные упражнения для ног, построенные на передвижениях, подобных передвижениям боксера на ринге (рис. 120).
Начинается тренировка со спокойной ходьбы, постепенно втягивающей организм в интенсивную работу. Затем боксер выполняет упражнения для ног, делая быстрые шаги во всех направлениях. В сочетании с шагами он имитирует движения удара и защиты. Упражнения проделываются и во время легкого бега мелкими шагами, с поворотами в различные стороны. Они отлично развивают специфическую ловкость боксера.
Последующая часть занятий может содержать быстрые рывки в беге на 30-50 м, прыжки, метание камней, гимнастические упражнения, борьбу, толкания с партнером, упражнения с набивными мячами. Основным упражнением в тренировке служит бег на 1-2 км (в зависимости от периода тренировки).
Тренировка заканчивается спокойной ходьбой.
Общая продолжительность тренировки 40-60 мин. Время проведения ее и длительность зависят от служебной занятости и степени тренированности занимающихся.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БОКСЁРА
Особенность этих занятий состоит в том, что в них полностью отсутствуют боевые упражнения с партнером в перчатках и преобладают специальные имитационные упражнения и упражнения в нанесении ударов по снарядам. Дополнительно (в незначительном количестве) применяются общеразвивающие упражнения (со скакалкой и набивным мячом).
Цель таких занятий - предоставить боксеру возможность тренироваться с большой физической нагрузкой, исключив нервное напряжение, обычно вызываемое упражнениями в перчатках с партнером.
ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БОКСЁРА
Групповая разминка
Упражнения с ходьбой по кругу 10 мин.
Борьба с партнером в стойке 1 раунд
«Бой с тенью» 1 »
Имитационный бой с партнером без ударов (упражнения в финтах) 1 »
Постановка ударов по снарядам
Упражнения с тренером - удары по ляпам (атаки и контратаки с последующим развитием их сериями ударов) 2 раунда
Слитное нанесение ударов по мешку, соразмеряя силу ударов 1 раунд
То же по груше 1 »
Произвольные упражнения с пневматической грушей 1 »
Упражнения с предметами
Упражнения со скакалкой в быстром темпе (с непрерывными изменениями способов прыгания) 1 раунд
Упражнения с партнером - перебрасывание набивного мяча различными способами 5 мин.
Упражнения без предметов
Для развития силы, на растягивание и расслабление (стоя, сидя, лежа) 10 мин. ..
20Л. Общие положения технологии планирования
Технология планирования процесса спортивной подготовки - это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих на конкретный отрезок времени конкретные задачи, подбор, компоновку и порядок задействования наиболее целесообразных средств, методов, организационных форм, материально-технического обеспечения занятий, а также составление конкретной тренировочной документации. Она определяет стратегию, тактику и технику организации процесса спортивной подготовки.
Предметом планирования тренировочно-соревновательного процесса являются его содержание, формы и результаты, намечаемые на основе объективных закономерностей развития спортивных достижений и направленного формирования личности спортсмена. Определяются цели и задачи на различные периоды трени-
ровочного процесса. На основе анализа динамики нагрузки за предыдущий год (или годы) устанавливают величину тренировочной нагрузки, ее объем и интенсивность. Определяются средства, методы, контрольные нормативы и другие показатели.
Основная задача при разработке плана тренировки состоит в том, чтобы с учетом уровня подготовленности спортсмена, его возраста, спортивной квалификации, стажа занятий избранным видом спорта, календаря спортивных соревнований, особенностей вида спорта, условий проведения учебно-тренировочного процесса определить показатели моделируемого состояния спортсмена в планируемый период времени, наметить оптимальную программу тренировки.
Планирование на разных этапах многолетней спортивной подготовки осуществляется в следующих формах: 1) перспективное (на ряд лет); 2) текущее (на один год); 3) оперативное (на месяц, неделю, отдельное тренировочное занятие).
К документам перспективного планирования относятся учебный план, учебная программа, многолетний план подготовки команды, многолетний индивидуальный план подготовки спортсменов.
Учебный план определяет основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность прохождения материала, содержание основных разделов, объем часов по каждому разделу, длительность каждого занятия.
Как правило, учебный план делится на два основных раздела: теоретический и практический.
В качестве примера в таблице 35 представлен учебный план для учебно-тренировочных групп ДЮСШ по волейболу.
Учебная программа составляется на основе учебного плана и определяет объем знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены занимающимися.
В этом документе раскрываются наиболее целесообразные формы и методы педагогической работы, дается основное содержание учебного материала по теории и практике для определенного контингента занимающихся (ДЮСШ, СДЮСШОР, секций коллективов физической культуры и др.).
Программа, как правило, состоит из следующих разделов: 1) объяснительной записки; 2) изложения программного материала; 3) контрольных нормативов и учебных требований; 4) рекомендуемых учебных пособий.
Многолетний (перспективный) план подготовки спортсменов (командный и индивидуальный). Он составляется на различные сроки в зависимости от возраста, уровня подготовленности спортсменов, их спортивного стажа. Для спортсменов младшего возраста целесообразно составлять групповые перспективные планы на 2-3 года. Для квалифицированных спортсменов необходимо разрабатывать как групповые, так и индивидуальные планы на 4 и Даже 8 лет.
В перспективный план должны быть включены лишь основные показатели (без излишней детализации), опираясь на которые можно было бы правильно составить годичные планы.
Основное содержание перспективного плана подготовки спортсмена, команды включает следующие разделы: 1) краткая характеристика занимающихся (спортсмена, команды); 2) цель многолетней подготовки, главные задачи по годам; 3) структура многолетнего цикла и сроки его макроциклов; 4) основная направленность тренировочного процесса по годам многолетнего цикла; 5) главные соревнования и основные старты индивидуального календаря, планируемые результаты в каждом году; 6) контрольные спортивно-технические показатели (нормативы) по годам; 7) общее число тренировочных дней, занятий, дней соревнований и отдыха по годам подготовки; 8) общие и специфические параметры тренировочной нагрузки; 9) система и сроки комплексного контроля, в том числе и диспансеризации; 10) график учебно-тренировочных сборов и места занятий.
398
К документам текущего планирования относятся план-график годичного цикла спортивной тренировки, план подготовки команды на год и годичный план (индивидуальный) подготовки на каждого спортсмена.
План-график годичного цикла спортивной тренировки является организационно-методическим документом, определяющим со-, держание работы на учебно-тренировочный год, а также наиболее целесообразную методическую последовательность прохождения материала по периодам и месяцам на протяжении годичного цикла тренировки, количество часов на каждый раздел работы и распределение временных затрат на прохождение материала разделов по неделям в течение года.
В качестве примера в таблице 36 представлен фрагмент плана-графика тренировочного процесса по волейболу для учебно-тренировочной группы ДЮСШ по волейболу.
Годичный план подготовки (командный и индивидуальные). Он состоит из следующих разделов: краткая характеристика группы занимающихся, основные задачи и средства тренировки, их примерное распределение по отводимому времени, примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности, распределение соревнований, тренировочных занятий и отдыха, контрольные нормативы, спортивно-технические показатели (спортивные результаты), педагогический и врачебный контроль.
Ниже приводится образец группового годичного плана тренировки.
Групповой годичный план тренировки
Группа занимающихся
I. Краткая характеристика группы занимающихся
Возраст, спортивный разряд, уровень спортивных достижений в пре дыдущем году, уровень физической, технической, тактической и воле вой подготовленности). Основные недостатки в подготовленности. Со стояние здоровья, уровень физического развития и другие данные по усмотрению тренера и врача
II. Основные задачи тренировки, основные средства тренировки, их при мерное распределение по отводимому времени (в баллах условно обозначе но, что средствам тренировки отводится времени: 5 - много, 3 - сред не, 1 - мало)
Основные задачи Основные Месяцы
тренировки средства -i 1 1 1-i-i 1 1-i 1 1
тренировки IX X XI XII I II HI IV V VI VII VII
Физическая подготовка
Техническая подготовка
Тактическая подготовка
Волевая подготовка
400
Оперативное планирование включает в себя рабочий план, план-] конспект тренировочного занятия, план подготовки к отдельным соревнованиям.
Рабочий план определяет конкретное содержание занятий на! определенный учебно-тренировочный цикл или календарный срок (например, на месяц). В этом документе планируется методика обучения и спортивного совершенствования в соответствии с требованиями программы и плана-графика годичного цикла спортивной тренировки. В нем в методической последовательности излагается теоретический и практический материал каждого тренировочного занятия. В таблицах 37, 38, 39 приводятся образцы месячного и недельного планов тренировки.
План-конспект тренировочного занятия составляется на основе рабочего плана. В этом документе детально определяют задачи, содержание и средства каждой части занятия, дозировку упражнений и организационно-методические указания.
План подготовки к отдельным соревнованиям (командный и индивидуальный) должен моделировать программу предстоящих соревнований (чередование нагрузок и отдыха) и включать сред-
ства для достижения максимальной работоспособности (на данный период тренировки) и формирования чувства абсолютной уверенности в своих силах.
Все тренировочные планы независимо от их типа (командные и индивидуальные годичные и оперативные и т.д.) должны включать в себя:
данные о тех, на кого рассчитан план (персональные данные о спортсмене или общая характеристика команды);
целевые установки (главные цели периода, на который составляется план; промежуточные цели для отдельных этапов; частные цели, относящиеся к различным видам подготовки);
показатели, поддающиеся количественному измерению и характеризующие тренировочные и соревновательные нагрузки и состояние спортсменов;
тренировочные и воспитательно-методические указания;
сроки соревнований, контрольного тестирования, спортивно-медицинских обследований.
Периодически сравнивая фактическое изменение контролируемых показателей с планируемыми, можно своевременно обнаружить отклонения в применении средств и методов тренировки. Одновременно можно оценить эффективность применяемых средств и методов, анализируя их влияние на организм спортсмена.
Научно-методическими предпосылками к планированию подготовки в каждом виде спорта должны являться следующие знания:
а) для многолетних и годичных макроциклов - индивидуальные особенности развития спортивной формы отдельного спортсмена, а в командных видах спорта - команды в целом; специфические особенности долговременной адаптации организма к данному виду мышечной деятельности;
6) для отдельного этапа (мезоцикла) - принципиальные тен денции в динамике состояния спортсмена в связи с задаваемой тренировочной нагрузкой, в том числе в зависимости от ее содер жания, объема, интенсивности и чередования;
в) для микроцикла - целесообразные формы сочетания ближних тренировочных эффектов нагрузок различной величины и преимущественной направленности (сроки и полнота восстановления специальной работоспособности организма в зависимости от объема, интенсивности и направленности задаваемых нагрузок).
20.2. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах
Исходными данными для составления многолетних (перспективных) планов являются оптимальный возраст для достижения наивысших результатов, продолжительность подготовки для их достижения, темпы роста спортивных результатов от разряда к
разряду, индивидуальные особенности спортсменов, условия проведения спортивных занятий и другие факторы. На основе характеристики спортсмена, цели и задач многолетней подготовки определяются спортивно-технические показатели по этапам (годам), планируются основные средства тренировки, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, количество соревнований. Отмечаются те стороны подготовленности спортсмена, на которых следует сосредоточить основное внимание тренера и спортсмена, чтобы обеспечить выполнение запланированных показателей.
В перспективном плане следует предусмотреть этапы подготовки, преимущественную направленность тренировки на каждом из них, основные соревнования на этапе. Количество и продолжительность соревнований зависят от структуры многолетней подготовки в данном виде спорта, календаря спортивно-массовых мероприятий и других факторов.
Перспективные многолетние планы подготовки составляются как для группы спортсменов (3-го и 2-го разрядов), так и для одного спортсмена (достигшего 1-го разряда и более высоких результатов).
Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основные направления подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований к различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам - соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.
Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер совместно со спортсменом на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение спортсменом разделов группового плана) с учетом его индивидуальных особенностей.
Составление перспективного плана не должно сводиться к механическому воспроизведению нескольких годичных планов, с неизменным повторением из года в год одних и тех же задач одного и того же содержания. Следует отразить тенденцию возрастающих из года в год требований к различным сторонам подготовленности спортсмена и предусмотреть последовательное изменение задач тренировки, величин тренировочных нагрузок, контрольных нормативов и других показателей в каждом году подготовки. Перспективный план всегда должен носить целеустремленный характер.
20.3. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле
На основе перспективных планов составляются текущие (годовые) планы тренировки спортсменов. В них более подробно перечисляются средства тренировки, конкретизируются объемы тренировочных нагрузок, сроки спортивных соревнований. Плани-
рование годичного цикла осуществляется с учетом особенностей периодизации тренировки в соответствии с закономерностями развития спортивной формы.
Планирование годичной тренировки и определение ее количественных показателей может иметь два варианта - помесячный и понедельный. Поэтому при графическом изображении плана подготовки тренер выделяет двенадцать месячных вертикальных колонок или 52 вертикальные колонки, соответствующие числу недель в годичном цикле.
Структура годичного плана (число и последовательность макроциклов, периодов и мезоциклов) уточняется в связи с системой индивидуального календаря соревнований спортсмена или команды в каждом конкретном виде спорта. Годичный цикл может состоять из нескольких макроциклов, чаще всего из двух или трех, что диктуется числом главных стартов и временными интервалами между ними, которые определяют набор и чередование периодов.
При планировании двух- и трехцикловой подготовки необходимо учитывать, что введение дополнительного законченного макроцикла в пределах одного года часто приводит к улучшению спортивных результатов, особенно у молодых квалифицированных спортсменов. Использование же трех- и четырехциклового планирования сопровождается как ростом результатов на ближайигие 1-2 года, так и сокращением «спортивной жизни» спортсменов. Поэтому такую структуру можно рекомендовать при наличии достаточных оснований для этого.
В годичный план подготовки вначале вводят календарную сетку, состоящую из порядковых номеров недель и названий месяцев. Следующей операцией является нанесение на эту сетку главных соревнований, а затем определение границ макроциклов, входящих в состав годичного плана периодов и основных этапов (мезоциклов), обеспечивающих достижение состояния спортивной формы в необходимые сроки главных стартов. После этого наносится индивидуальный календарь соревнований, а для команд по спортивным играм - весь игровой календарь. Затем следует распределение общих показателей тренировочного процесса по каждой неделе или месяцу макроцикла. Далее также распределяются общие объемы тренировочных нагрузок, частные объемы наиболее специфических и интенсивных средств (до 5-9 показателей): сроки контрольного тестирования, динамика спортивных результатов, сроки тренировочных сборов, основные направления восстановительных мероприятий.
Разделы плана, отпечатанные на развернутом листе, делают этот документ наглядным и очень удобным в практической повседневной работе тренера. Такая форма планирования позволяет осуществлять его анализ на ЭВМ.
При разработке годичных планов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения:
Рациональное соотношение нагрузок различной преимуще ственной направленности - от избирательных на ранних этапах подготовительных периодов к комплексным на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периодов;
Последовательное или комплексное совершенствование двигательных качеств, лежащее в основе проявления технико-так тического мастерства, уменьшения влияния лимитирующих фак торов за счет волнообразного характера динамики тренировочной нагрузки, изменения соотношения ее компонентов, объема и интенсивности работы и отдыха.
При планировании средств общей, специальной физической и технической подготовки рекомендуется придерживаться следующей наиболее целесообразной последовательности: в использовании средств общей физической подготовки - от развития общей выносливости в различных видах тренировочной деятельности к специальной и силовой выносливости через основные средства подготовки в избранном виде спорта; от широкого использования средств, развивающих двигательные качества и укрепляющих уровень здоровья спортсмена, - к выполнению специфических для избранного вида спорта упражнений с акцентом на совершенствование определенных двигательных способностей, играющих решающую роль в достижении высоких спортивных результатов.
При планировании средств специальной физической подготовки следует переходить от специальной выносливости к повышению скорости передвижения, быстроты и темпа движений (быстрое напряжение и быстрое расслабление в работе мышц) к контролю над быстрыми движениями (сочетание длины и темпа шагов для создания максимальной скорости); от проработки ведущих мышечных групп с большими амплитудами движений при значительных усилиях до повышения мощности движений и градиента силы при рабочих (в соответствии с параметрами соревновательной деятельности) амплитудах и траекториях движений; в специальных и основных упражнениях избранного вида спорта (прыжки, метания, комбинации и т.д.) от упрощенных условий к усложненным, соревновательным и превышающим соревновательные в отдельных элементах движений, комбинаций и в целом.
Одним из ведущих методических положений является планирование вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам: число и темп повторений, амплитуда и свобода движений, длительность и интенсивность выполнения упражнений, величина отягощений и сопротивлений, смена мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), время (рано ут-
ром до завтрака, днем, вечером), продолжительность и число занятий, музыкальное, световое, шумовое и т.п. сопровождение занятий, а также разнообразие в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена.
20.4. Оперативное планирование
Этот вид предполагает планирование тренировки на определенный мезоцикл, микроцикл, отдельное тренировочное занятие. Оно осуществляется на основе годичного плана. В спортивных школах наиболее широкое распространение получило планирование тренировки на один месяц. В месячном плане конкретизируются основные положения годичного плана. Наиболее подробно приводятся подбор средств тренировки, динамика объема и интенсивности тренировочных нагрузок, контрольные нормативы. При составлении оперативных планов необходимо, чтобы направленность тренировочных занятий четко соответствовала задачам, решаемым в данный отрезок определенного тренировочного цикла.
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПЛАНА СПОРТСМЕНА ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Доктор педагогических наук Е.Б. Мякинченко Доктор педагогических наук, профессор М.П. Шестаков Кандидат педагогических наук А.С. Крючков
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центр спортивной подготовки сборных команд России», Единый отраслевой аналитический центр Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Абалян Доктор педагогических наук, доцент Т.Г. Фомиченко
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Москва
TECHNIQUE OF DESIGN OF INDIVIDUAL TRAINING PLAN OF ELITE ATHLETE
E.B. Myakinchenko, Dr.Hab. M.B. Shestakov, professor, Dr.Hab. A.S. Kruchkov, Ph.D. Centre of sport training of Russian national teams, Unified branch analytical centre
A.G. Abalyan, associate professor, Ph.D.
T.G. Fomichenko, associate professor, Dr.Hab.
Ministry of sport, tourism and youth policy of the Russian Federation, Moscow
Key words: planning, training plan, test.
The present research was dedicated to trainers and experts for methods help in designing team and individual plans of training elite athletes. The paper covers the answers to the most typical questions arisen in trainers and employees of complex research groups while filling in a form.
The adduced in the paper units of the Plan are an official document prepared and defended in the Expert Council of the Russian Ministry of Tourism in the beginning of each season.
In order the Plan realized its mission of managing athlete"s training, besides the abovementioned, it is to contain full range of used means of training with an indication of methods and forms of its use; models of basic types of training classes; models of microcycles on basic training stages.
Along with planning the view of really executed training loads is important as well as its comparison with the Plan and the data of tests of preparedness components.
Ключевые слова: планирование, тренировочный план, тестирование.
Введение. Планирование индивидуальной подготовки спортсмена высокого класса в годичном макроцикле подготовки - обязательный компонент учебно-тренировочного процесса.
Основным нормативным документом, регламентирующим деятельность тренера при составлении индивидуального тренировочного плана спортсмена - кандидата в спортивные сборные команды, является Приказ № 369 от 08 июня 2009 г. Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации «Об утверждении Порядка разработки и представления общероссийскими спортивными федерациями в Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации программ развития соответствующих видов спорта». В Порядке, в частности, указаны требования к составлению «Целевой комплексной программы подготовки российских спортсменов к Играм Олимпиады (Олимпийским зимним или летним играм, летним или зимним Паралимпийским, Сурдлимпийским играм)» (далее - ЦКП) для видов спорта, включенных в программу Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр. На основе этих требований каждая организация, осуществляющая подготовку спортсменов к участию в крупнейших международных соревнованиях, разрабатывает ЦКП, далее утверждаемую Минспортту-ризма России.
По поручению Экспертного совета по вопросам организации, подготовки и участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх Минспорттуризма России, сотрудниками Единого отраслевого аналитического центра (ЕОАЦ), созданного в ФГБУ «Центра спортивной подготовки сборных команд России», для стандартизации форм индивидуальных планов, а также для организации научно-методического обе-
спечения подготовки российских спортивных команд разработана Форма индивидуального плана (далее -«Форма»). Указанная Форма представлена только в электронном виде в формате МС Excel.
Форма была направлена Минспорттуризма России в спортивные федерации (Союзы) по зимним видам спорта. Как показала практика, ее заполнение вызвало много вопросов и проблем, не всегда связанных с плохим владением тренерами компьютерной техникой в целом и компьютерной программой MC Excel в частности.
Даная статья предназначена для тренеров и специалистов с целью методической помощи в составлении командных и индивидуальных планов (далее -«План») подготовки спортсменов высокого класса. Помимо этого в статье рассматриваются ответы на наиболее типичные вопросы, которые возникали у тренеров и сотрудников комплексных научных групп (КНГ) при заполнении Формы.
Основная часть. Создание Плана основывается на теории и принципах программно-целевого планирования и управления - одного из видов управления, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей, в нашем случае - достижение необходимого спортивного результата в определенный временной срок. Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели-пути-способы-средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. Поставив перед собой определенную цель, тренер разрабатывает программу действий по ее достижению.
Типовая структура плана должна включать: характеристику проблемы, основные цели и задачи, систему мер, ресурсное обеспечение, механизм реализации, организационный аспект, способы управления и контроля за ходом ее реализации, а также оценку ожидаемой эффективности от реализации плана.
Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т. е. правил разработки плана. Основными из них являются: научность, обеспечение эффективности подготовки, пропорциональность и сбалансированность тренировочных нагрузок, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей:
Принцип научности реализуется в том, что планы должны разрабатываться с использованием законов биологии, то есть опираться на закономерности адаптации организма спортсмена к тренировочным нагрузкам и учитывать результаты анализа тенденций и прогнозы развития конкретной спортивной дисциплины;
Принцип повышения эффективности требует, чтобы результаты выполнения планов достигались при минимально необходимых затратах сил спортсменов и финансово-организационных ресурсов всей системы спортивной подготовки, а также минимизации рисков получения травм,
ухудшения показателей здоровья и развития явлений перетренированности;
Принцип пропорциональности и сбалансированности параметров тренировочных нагрузок заключается в их оптимизации в единой системе учебно-тренировочного процесса для достижения спортивного результата с учетом соотношения факторов подготовленности, определяемых моделью соревновательной деятельности;
Принцип согласования (преемственности) кратко-, средне- и долгосрочных целей при составлении тренировочного плана должен обеспечить последовательное и целесообразное развитие способностей спортсмена для достижения состояния оптимальной готовности к моменту главных стартов.
На основе вышеперечисленных принципов
основными методическими положениями, на базе которых была разработана Форма, являются:
1. Наличие модели соревновательной деятельности. План должен базироваться на точном знании того, от чего зависит спортивный результат в данной дисциплине. Эти знания, в свою очередь, позволяют тренеру создать Модель соревновательной деятельности спортсмена. Модель должна быть описана в биомеханических, физиологических и психологических (а не педагогических!) терминах и выражена в измеряемых величинах (модельных характеристиках). Основная задача модели - позволить определить детерминанты результата в процессе целевой соревновательной деятельности и установить взаимосвязи между ними (между элементами модели). Чем выше квалификация тренера, тем более детализированной может быть модель.
2. Наличие прогноза динамики состояния. Планироваться должны не объем и интенсивность средств подготовки, а динамика изменения компонентов подготовленности (КП) спортсмена, которые позволяют достичь планируемых параметров функционирования Модели соревновательной деятельности. Другими словами, те параметры состояния спортсмена, от которых зависит спортивный результат в главном старте (стартах).
3. Наличие анализа предшествующего периода тренировки. План на год строится на основе детального анализа выполненных спортсменом нагрузок и произошедших под их влиянием изменений в КП. Поэтому кроме плана, тренер должен иметь отчет о выполненных нагрузках и результаты этапных и текущих обследований в виде таблиц и графиков.
4. Наличие конкретных задач. Для каждого этапа, мезоцикла подготовки или для запланированного учебно-тренировочного сбора (УТС) ставится абсолютно конкретная задача по изменению (сдвигу) КП на конкретную величину. Обязательно должны быть предусмотрены средства
контроля за тем, в какой степени будет решена задача вывода организма спортсмена на новый уровень по всем запланированным КП.
5. Планирование наиболее эффективных средств тренировки. Для включения в план отбираются только те средства подготовки и их сочетание в рамках отдельного тренировочного занятия, микро- и мезоцикла, которые однозначно и эффективно решают задачи по изменению (сдвигу) КП на заданную величину.
6. План должен быть нагляден. Он должен легко читаться и отражать заложенную в нем логику по изменению главных КП, включая техническую, тактическую и реализационную. Для этого он должен быть представлен не только в цифровом, но и в графическом виде.
За планирование всех разделов подготовки спортивной сборной команды отвечает главный тренер. Непосредственно разработкой плана занимается старший тренер по виду спорта и личные тренеры ведущих спортсменов. К участию в разработке планов обязательно привлекается руководитель КНГ, который обязан оказывать научную и научно-методическую помощь каждому тренеру. Надо отметить, что в ряде случаев и руководители КНГ, не знающие специфики видов спорта, затрудняются с выполнением данной работы. Процесс планирования, разработка планов - обязательны не только для российских, но и для иностранных тренеров. Посл
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст
ДОРОДНОВ А.Г., ЛАТУХОВ С.В., ТУПИЕВ И.Д. - 2011 г.
АБИЕВ Р.Д., РАБАДАНОВ М.Н. - 2008 г.