Индусы и индийцы. Народы населяющие индию

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сингалы , или сингальцы, самоназвание — синхала, буквально «львиный род». Основное население Шри-Ланки, живут преимущественно в юго-западных и горных районах острова, экономически наиболее развитая часть населения. Проживают также в Сингапуре, Австралии, Новой Зеландии, Индии (около 10 тысяч). Общая численность 11810 тыс. человек.

Подразделяются на две субэтнические группы: прибрежные и горные (кандийцы). Имеются этнографические группы (каста родиев, киннара округов Канди и Курунегалы)

По антропологическому типу неоднородны. Основу физического облика составляет индо-средиземноморская раса большой европеоидной расы, с некоторой примесью веддоидной расы. Изредка встречается ярко выраженный монголоидный тип (возможно, связанный с малайскими группами населения).

Говорят на сингальском языке сингальско-мальдивской подгруппы индоарийской группы индоевропейской семьи. Язык сложился на основе одного из североиндийских диалектов. Имеется сильное расхождение между разговорным и литературным языками. Помимо известных диалектов имеются тайные говоры — гойи-басава (у сельского населения), калл-басава (среди профессиональных охотников) и родия (диалект касты). Письменность возникла в IX в.; современная графика сингальского языка происходит от системы письма южноиндийской грантхи.

Большинство сингалов буддисты (три секты — сиям-никая , амарапура-никая ирамання-никая ), имеется незначительное число христиан, главным образом, католиков. Сохраняется влияние индуизма и древних верований. Как наиболее характерные могут быть выделены демонический культ (вера в демонов, населяющих деревья, реки, горы, перекрёстки, заброшенные жилища, культ якка ношение амулетов и талисманов, церемонии изгнания демонов, магия), астрологический культ (божества-планеты и связанные с ними обряды бали), культ богов — покровителей (Вишну, Катарагама, Саман, Натха, Паттини; Будда выступает при этом как верховное божество). Примером синтеза нескольких культов является обожествление горы Адамов пик — Шрипада.

Этническое ядро сингалов составили индоарийцы, переселившиеся на Шри-Ланку из Индии в 1 тыс. до н. э. По преданию, первые правители сингалов принадлежали к «львиному роду» североиндийского царства Лала. Сын одного из правителей Лалы, Виджайя, прибыл в 543 г. до н. э. на остров, названный затем по имени их рода Синхаладвипа (отсюда — Цейлон). В этногенезе сингалов большую роль сыграли ведды , позднее — тамилы. Первые государственные образования появились на Шри-Ланке в последние века до н. э., одновременно с распространением буддизма . В XV в. сложилось государство Канди, которое сыграло большую роль в этнической истории сингалов, отстояв в XVI в. независимость в борьбе с португальцами, позднее — с голландцами, обосновавшимися на побережье острова. На рубеже XVIII — XIX вв. голландские колонизаторы были вытеснены англичанами, которые в 1815 г. аннексировали Канди. С падением Канди традиционная культура переживала застой, и начала возрождаться с середины XIX в. В 1948 г., после долгой борьбы, Шри-Ланка получила независимость, усилились процессы этнической консолидации сингалов.

Основное занятие — пашенное поливное рисоводство, на побережье — рыболовство. Значительная роль разведения кокосовых пальм, огородничество, садоводство. Развивается промышленное производство.

Пища — преобладает рис и овощи с подливкой карри.

Большинство сингалов — сельские жители. Сингальская деревня — гама — включает также окружающие рисовые поля, водоём, участки с фруктовыми деревьями, огороды, чену (земельные участки, подготовленные к посеву подсечно-огневым способом), пустоши и выгоны. Во главе сельской общины стоит деревенский староста — гамарал, а также (кроме засушливой области) деревенские советы гамасабха.

Жилище одноэтажное, каркасно-столбовое (каркас деревянный), глинобитное, строится на приподнятой прямоугольной платформе из утрамбованной глины, реже кирпича или камня. Двускатная крыша кроется матами из рисовой соломы, пальмовых листьев, тростника, или черепицей. Стены домов белят или красят охрой. Вдоль фасада идёт широкая крытая веранда, обнесённая балюстрадой или глинобитной стенкой. Потолка обычно нет. На полу в доме кладут плетёные циновки.

Значительную роль играет кастовая система. У сингалов насчитывается 25 основных каст, высшей из которых считается гоивансе (гоягама), земледельцы, которые составляют до 90% всего сингальского населения. В период царства Канди существовала разветвлённая система рабовладения — государственного и личного. Выделялись группы рабов — антоджато (наследственные), карамаранито (военнопленные и похищенные), дханнакито (проданные дети), саман дасавиопагото (добровольные, за преступление или долг). Члены касты гаттара (южные и западные районы) — потомки бывших рабов. В сингальской кастовой системе нет торгово-ростовщических каст (торговля и товарно-денежные отношения носили очень ограниченный характер) и брахманских групп (отдельные брахманы растворились в группах высшей касты земледельцев). Преобладают сельско-общинные отношения, деревни преимущественно экзогамны.

Система родства ирокезского типа. Семьи моногамны. Предпочитается кросскузенный брак. Ортокузенный и брак параллельных кузенов до недавнего времени рассматривался как кровосмешение. В ряде мест сохранились полиандрические браки, в прошлом распространённые среди сингалов (братская полиандрия). Более распространён патрилинейный брак типа дига, хотя известен и матрилинейный брак бинна.

Традиционная женская одежда сингалов — сари, в основном, привозные, имеющие два типа драпировки: общеиндийский и осари (в районе Канди). Сари носят с короткой обычно однотонной блузкой. Костюм редда (несшитая длинная юбка, драпирующаяся вокруг бёдер справа налево, и с небольшим воланом нижней полы сверху; во время работы её подвязывают) и хятти (короткая блузка, часто с рукавом — «фонариком»). Традиционно ранее носили много украшений — браслетов, колец, подвесок, шпилек для волос (кура). Женщины смазывают волосы кокосовым маслом. Девочки, до 14 лет не имеющие сари, носят платья европейского покроя. В настоящее время распространён и европейский костюм. Мужская одежда — саронг (несшитая поясная одежда, клетчатая или в полоску), в настоящее время в комплекте с европейской рубашкой, ремнём и пиджаком. Традиционные элементы мужского костюма, выходящие из употребления — наплечные накидки туппотия, металлические цепи — пояса хавадия, черепаховые гребни для волос. В древности мужчины на Шри Ланке носили передники — амуде (лоскут, или платок, сейчас употребляется рыбаками и земледельцами), диякаччия (носят сторожа, гонцы, спортсмены). Обувь — сандалии, ходят также босиком. Ритуальная одежда: буддийские монахи носят несшитые нижние юбки, рубашки без рукавов, несшитые одежды жёлтого или оранжевого цвета, сандалии, имеют при себе веер, зонт и чашу для подаяния (патрая). Особые костюмы с масками и украшениями носят исполнители ритуальных танцев. Выделяется мужской придворный костюм (являющийся также костюмом знатного жениха) — пышно повязанный поверх брюк саронг с поясом, рубашка и короткая куртка с пышными рукавами, четырёхугольная шапка.

Развиты художественные ремёсла — чеканка, резьба по дереву (ритуальные маски, кандийский архитектурный стиль), резьба по камню, фрески (храмовая роспись), скульптура, рукописи на пальмовых листьях, разрисованные ткани читра.

Развита литература: знамениты сингальские поэт Алагьяванна Мохоттала (XVI — XVII вв.), писатели Пиядас Сирисена (XIX — XX в.), Мартин Викрамасингх (ХХ в.). Народные танцы, в том числе в ритуальных масках, были занятием профессиональных групп оли, некстха, берава. Развиты классические кандийские танцы удекки, пантеру и вес (распространенные первоначально в центральный областях острова и носящие религиозный характер). Сохраняется четыре вида народного театра: колам (театр масок), сокари (театр пантомимы), надагама (народная драма) и рукада (кукольный театр).

Очень многие люди, в том числе авторы публикаций в СМИ, употребляют слова индус и индиец как синонимы.
Мне признаться, это режет слух и глаз, ибо такое использование не правильно, не каждый индус (местные говорят hindu) - индиец (английское слово indian) и наоборот, в чем каждый сомневающийся может убедиться лично, задав в Индии сикху в тюрбане или мусульманину в белой шапочке вопрос: Are you Hindu?, то есть: "ты индус?", возмущенный тон ясно даст вам понять, что вы ошиблись.

Так что всех подряд индусами называть не следует, если конечно у человека его религиозная принадлежность в прямом смысле не "на лбу написала" в виде его конфессии. Например, у шиваитов это может быть трипундра - три горизонтальных полосы пепла, у вайшнавов 1 или 2 вертикальных полосы краски или сандаловой пасты, подробнее про тилаки я уже писала . Если же вы увидели бинду - красную (желтую) точку в межбровье - то это не железный критерий отнесения к индуистам, так как бинду носят и .

Путанница отчасти оправдана исторически, поскольку для народов, живших по левую сторону Инд, во времена оны все жившие по правую были индусами. Но времена менялись, пришли иные народы со своими религиями и укладом жизни, и такое название устарело морально.
Дабы избежать неприятностей, давайте называть все своими именами. - жители республики Индия. - люди исповедующие . При этом индусы могут жить где угодно, а индийцы принадлежать к иной конфессии нежели индуизм.
Надо иметь в виду, кроме того, что индийцы это нация, а не национальность. Индия является федерацией и объединяет в своем составе множество национальностей: таких, например, как национальности с древней культурой - тамилы или керальцы на юге Индии, также существует множество племен и народностей, включая адиваси (то есть индийских аборигенов), а также есть родо-племенные образования, как например в Раджастане и Гуджарате. Про национальности, и Индии в этом разделе есть несколько статей.

Согласно БСЭ "Индийцы , термин, обозначающий всё население Индии независимо от национальной, религиозной, расовой или кастовой принадлежности (в том числе и выходцев , живущих в других странах). В России до конца 18 - начала 19 вв. по отношению к жителям Индии было распространено название "индейцы", или "индеи". После того как термин "индейцы", стал применяться в отношении коренного населения Америки, жителей Индии начали именовать заимствованным из английского языка словом "индусы". Но, поскольку индусами правильнее называть только последователей индуизма, отнесение этого названия ко всему населению Индии неправомерно, так как часть его исповедует другие - ислам, и др."
Википедия приводит следующие данные религиозного состава Индии "Более 900 млн индийцев (80,5 % населения) исповедуют индуизм. Другие религии, имеющие значительное количество последователей, это ислам (13,4 %), христианство (2,3 %), (1,9 %), буддизм (0,8 %) и джайнизм (0,4 %). В Индии также представлены такие религи как иудаизм, зороастризм, бахаи и другие. Среди аборигенного населения, которое составляет 8,1 %, распространён анимизм."
а
"Индусы, индуисты , приверженцы религии индуизма, распространённой в Индии, а также в некоторых других районах земного шара, куда эмигрировали индийцы (на некоторых островах Индийского океана, в странах Южной и Юго-Восточной Азии, в Африке, на Фиджи, в Гайане). При больших различиях сект индусов их объединяет ряд общих религиозных догм, особенностей культуры, быта, соблюдение кастовых ограничений (см. Касты). И. называют иногда всё население Индии (индийцев), однако такое применение этого слова неправильно."

Необходимо отметить, что информация БСЭ совпадает с тем, как слова индус и индиец понимаются самими носителями.

Так, Свами в работе "Значение веданты для жизни индийцев" пищет "Когда говорят о нашей нации и религии, очень часто употребляют термин "хинду". Термин этот нуждается в некотором разъяснении как раз в связи с тем, что я подразумеваю под ведантизмом. "Хинду" - изначально - название, данное древними персами реке Синдху. В персидском языке санскритский "s" всегда переходит в "h"; таким образом Синдху стала Хинду. Как вам известно, греки затруднялись произносить звук "h" - они его выпустили совсем. Благодаря этому нас стали называть индусами, индийцами. От древнего значения слова "хинду" сегодня ничего не осталось: в прошлом оно употреблялось для обозначения народов, живущих по ту сторону реки Инд, но сегодня эти народы больше уже не принадлежат к одной религии. Среди них, помимо собственно индусов, есть магометане, парсы, христиане, буддисты и джайны. С одной стороны, всех их логично было бы называть индусами (в буквальном смысле этого слова), но разная их религиозная принадлежность не позволяет именовать их совокупно. Поэтому же трудно подобрать и общее название для нашей религии - ведь и она как бы составлена из различных верований, воззрений, обрядов, ритуалов, не охваченных единым названием, церковью, организацией. Единственное, в чем все эти секты сходятся наверняка, - вера в Священное писание - . По-видимому, ясно одно: никто не имеет права называться индусом, не признавая Веды как высший авторитет".

Шивайя Субрамуния Свами в глоссарии к "Танцу с Шивой" указывает: "индуист. Последователь индуизма. Традиционное название на - санатани, в ведические времена - арья, в настоящее время чаще используется термин хинду. Устаревшее русское название - индус (не следует путать понятия "индус", т. е. "последователь индуизма; индиец-индуист (не мусульма-нин или сикх)", и "индиец", т. е. "житель Индии").

Индия – страна многонациональная. По этно-лингвистическому признаку отличается исключительным многообразием. В ходе проводимых каждые десять лет переписей были зафиксированы 1652 языковые формы: литературные и разговорные языки, диалекты, говоры. Однако языков с числом носителей более миллиона человек насчитывается не более 30.
На территории Индии распространены языки четырех семей: индоевропейские, преимущественно индоарийские, – 73,4%, дравидийские – 24,5%, аустроазиатские – 1,4% и тибетобирманские – 0,7%. Три четверти населения страны принадлежит к народам индоевропейской семьи. По численности эти народы различны. Население так называемого «хиндиязычного пояса», в состав которого включаются североиндийские штаты Раджастхан, Харьяна, Химачал Прадеш, Уттар Прадеш, Бихар, Мадхья Прадеш, Джаркханд, Уттаранчал и Чаттисгарх, составляет 45,5% всех говорящих на индоарийских языках. В то же время население этого «пояса» не сложилось в определенную этническую общность. Хотя в социальном общении и в средствах массовой информации, а также на официальном уровне все большее число представителей этого населения пользуется языком хинди (и частично урду), в сельских районах средством массового общения на бытовом уровне являются многочисленные диалекты хинди, порой значительно отличающиеся друг от друга, причем некоторые из них имеют литературную традицию, например, майтхили, авадхи, брадж и т. п.
В публицистике и научном обиходе хиндиязычное население иногда называется «хиндустанцами», но это название не имеет хождения среди самого населения. Развитию этнических процессов в данном регионе препятствует его разобщенность границами нескольких штатов, его относительная социально-экономическая отсталость и низкая географическая мобильность населения, а также межкастовые и межрелигиозные конфликты (особенно между индусами и мусульманами), которые принимают все более острые формы. Кроме того, в таких штатах, как Химачал Прадеш, Бихар и Мадхья Прадеш среди большинства хиндиязычного населения вкраплены другие, подчас значительные по численности этносы (бхилы, пахарцы, гонды, мунда и т. д.), отличающиеся от окружающего населения по происхождению, языку, культуре и жизненному укладу. За годы независимости представители верхних прослоек этих народностей разного происхождения (по принятой в Индии терминологии – «племен» или «адиваси») получили образование и доступ к политической жизни. Являясь носителями этнического самосознания, они выдвигают требования об автономии и самоопределении, получающие все более широкую поддержку соплеменников.
Упомянутые явления получили развитие лишь в независимой Индии. В колониальный период этно-национальные процессы были в значительной степени искажены и замедлены. Крупные по численности и относительно развитые народы были разобщены между административными единицами Британской Индии (президентствами и провинциями) и феодальными княжествами. Такое положение отвечало интересам колониальной администрации, которая не поддерживала усилия различных «туземных» организаций по развитию своих культур и языков, заботясь лишь о насаждении английского языка преимущественно среди элитарных групп индийского общества. До настоящего времени английский язык остается законодательно закрепленным средством межнационального общения на уровне государственного аппарата, крупного бизнеса, а также в культурном обмене, средствах массовой информации, в системе высшего образования, в армии, хотя по разным данным этим языком владеет 2–5% индийцев.
Официальным языком Индийского Союза по конституции объявлен хинди на алфавите деванагари (Статья 343). Центральное правительство и правительства хиндиязычных штатов принимают меры по расширению сферприменения этого языка, развитию его функциональных стилей (например, делового, юридического, научного). Этот процесс в целом развивается успешно, однако попытки искусственно ускорить его наталкиваются на сопротивление, особенно на юге страны.
В первые годы независимости под давлением национальных движений в различных этнических районах, пришедших на смену определенному единству в период национально-освободительной борьбы, правительство Индии осуществило мероприятия по ликвидации института феодальных правителей и интеграции княжеств с соседними территориями. В 1956 г. в соответствии с рекомендациями специальной парламентской комиссии правительство Дж. Неру осуществило радикальную реформу административно-политического деления на основе этно-лингвистического размежевания и создания так называемых лингвистических штатов. Эти шаги ускорили процессы национальной консолидации, поскольку лингвистические штаты, особенно те, что созданы по принципу «один штат – один язык», можно рассматривать как форму национальной государственности. Они имеют выборные законодательные собрания и управляются правительствами во главе с главными министрами. По Конституции Индии к компетенции штатов отнесено 66 вопросов политического, социально-экономического и административного характера. За центром оставлено 97 вопросов, и 47 вопросов находится в совместной компетенции центра и штатов.
Реформа 1956 г. не решила всех проблем этно-лингвистического размежевания. Формирование новых штатов продолжается до сегодняшнего дня.
В отличие от «хиндиязычного пояса» другие народы, говорящие на индоарийских языках, живут в более или менее четких этнических границах, совпадающих по большей части с границами штатов. На востоке страны это Западная Бенгалия, Орисса и Ассам, населенные соответственно бенгальцами, ория и ассамцами. На западе следует упомянуть о пенджабцах (штат Пенджаб), маратхах (штат Махараштра), гуджаратцах (штат Гуджарат) и конканцах (штат Гоа), говорящих на близком маратхи языке конкани.
На юге Индии, населенном народами, говорящими на языках дравидийской семьи, создано 4 штата: Андхра Прадеш, населенный телугу, Тамилнад – тамилами, Карнатака – каннарцами и Керала – малаяльцами.
Кроме перечисленных, в Индии проживают еще более десяти малочисленных народностей дравидийского происхождения и относимых обычно к категории «племен». Можно упомянуть о следующих: гонды, живущие в Андхре, Мадхья Прадеш, Ориссе и Махараштре; тулу (Карнатака, Керала и Махараштра) и ораоны, говорящие на языке курукх и населяющие смежные районы штатов Бихар, Мадхья Прадеш, Западная Бенгалия и Орисса. Эти народы разобщены территориально, а также существенными диалектными различиями и воздействием значительно отличающихся друг от друга культурных и религиозных комплексов окружающего иноязычного населения. У этих народов пока что не отмечено заметных стремлений к самоопределению или автономии, поскольку их консолидация затруднена перечисленными выше обстоятельствами, а также социально-экономической отсталостью. Правда, среди них появились группы, выступающие за сохранение традиционных ценностей, культуры, обычаев, религиозных взглядов (по преимуществу близких к анимистическим). Эти стремления находят поддержку у организаций по развитию «племен», созданных правительствами различных штатов.
Несколько особняком стоят курги – народность, говорящая на дравидийском языке кодагу и проживающая компактно в гористом районе штата Карнатака с центром в г. Меркара. Кургов отличает высокий уровень этнического самосознания, сохраняющийся от века в век уклад жизни, высокий уровень развития культуры.
Перечисленные этносы в лингвистических штатах проживают на компактных территориях и обладают довольно широкой автономией в области самоуправления. У каждой из них исторически сложились национальные языки и культуры. Предметом их гордости являются национальные герои, писатели, религиозные деятели, полководцы и святые. Многие народы являются наследниками древних и средневековых государств, которые сейчас рассматриваются как период их наивысшего расцвета, как своего рода «золотой век» этих народов, например, Маратхская конфедерация, империя Виджаянагар у телугу, империя Чола и тамилов, Ахомское государство у ассамцев и т. д.
Определенную роль в национальной жизни многих из перечисленных народов играют так называемые «малые традиции» индуизма, то есть этнически окрашенные разновидности этой религии со своим «национальным» пантеоном, культами и праздниками. У телугу распространен культ бога Вишвамитры, а среди бенгальцев – культ богини Кали или Дурги, а фестиваль «Дурга пуджа» отмечается бенгальцами как национальныйпраздник по всей Индии. В Ориссе популярен культ Джаганнатха. Ежегодно в его честь отмечается праздник «Джаганнатх ятра» (в европейской литературе его называют «колесница Джагернаута»). Маратхи поклоняются своим богам – Витхобе, Садобе, Кхандобе и другим, не входящим в пантеон большой традиции индуизма, но с энтузиазмом празднуют также фестиваль общеиндийского бога со слоновьей головой – Ганеши. Данные праздники в независимой Индии все больше приобретают характер не столько религиозного, сколько национально-культурного действия.
В то же время религиозные различия могут быть серьезным препятствием на пути этнической консолидации. Примером служат пенджабцы, среди которых различия между сикхами и индусами служили одной из причин затяжного и кровопролитного конфликта в штате Пенджаб.
Правительства этнически однородных штатов, как правило, проявляют большую заботу о развитии национальных языков и культур. Оказывается материальная и иная помощь литературным и культурным обществам. Создаются национальные киностудии и театральные общества, радиостанции, осваивается телевидение и видеотехника. Поощряется внедрение национальных языков в делопроизводство на уровне штата, в работу местных фирм и банков. В ряде штатов сформировались местные политические партии с националистическими программами, например, Телуту десам в Андхре, Каннада деша в Карнатаке, ДМК и АИАДМК в Тамилнаде, Асом гана паришад в Ассаме, Акали дал в Пенджабе. Шив сена в Махараштре выступает с откровенно шовинистических позиций. Деятельность подобных партий содействует дальнейшему оживлению национальной жизни в лингвистических штатах.
Пестрая этническая картина сложилась на северо-востоке Индии, где проживают народы главным образом тибето-бирманской группы. Ландшафт этой местности в основном гористый. Горы покрыты густыми лесами. Средства сообщения до недавнего времени практически отсутствовали, а железных дорог нет и сейчас. Это определило раздробленность и изолированность существования групп населения. Кроме того, в колониальный период почти весь этот регион был практически отрезан от остальной Индии и развивавшихся там процессов: национально-освободительного движения, становления демократических институтов, складывания внутренних рыночных связей. Колониальные власти отделили этот регион так называемыми «правилами внутренней линии», которые ограничивали движение населения и товарообмен с другими районами со всеми вытекающими последствиями. Здесь особенно активно действовали западные христианские миссионеры. В результате значительная часть населения северо-восточных районов исповедует христианство, а местное духовенство пользуется большим, в том числе политическим, влиянием.
В первые десятилетия независимости в этих районах возникли сепаратистские движения, принявшие форму вооруженной борьбы партизанского типа. Этому содействовало наличие здесь больших запасов оружия, оставленного японской армией после ее капитуляции в Бирме в конце второй мировой войны, а затем – поддержка сепаратистов извне, со стороны некоторых держав. В течение длительного времени по решению центрального парламента северо-восточные районы контролировались индийской армией, выполнявшей и многие функции государственного управления. В то же время начиная с правительства Дж. Неру, индийские власти добились заметных успехов в нормализации обстановки в этих районах, вовлечения населения в общеиндийский политический процесс, в постепенную хозяйственную интеграцию. Сепаратистские настроения и вооруженные отряды здесь все еще существуют, но движение к политической стабильности становится доминирующим явлением.
Первым права штата на северо-востоке получил ранее входивший в состав Ассама район, населенный народностью нага, получивший название Нагаленд. Этот народ разделен на более чем 25 кланов, имеющих свой сложившийся бытовой уклад, верования и ритуалы, а также говорит на своем диалекте – ао, сема, коньяк, тангкхул, ангами и т. д. Эти диалекты сильно отличаются друг от друга, что затрудняет складывание общего языка. По свидетельству этнографов, в Нагаленде постепенно складывается общий наддиалектный нага-ассамский язык. Тем временем в качестве официального языка штата принят английский. Этническая консолидация среди нагов находится на начальной стадии, но ощущение общности судьбы достаточно сильно.
Другой народ тибето-бирманской группы – манипурцы населяют штат Манипур и говорят на языке мейтхеи, имеющем длительную литературную традицию. В отличие от нага большинство манипурцев исповедует индуизм вишнуитского толка. Этот штат ранее был феодальным княжеством и не включался в сферу действия«внутренней линии». Поэтому он в большей степени, чем соседние штаты, интегрирован с остальной Индией. Показательно, например, что местный стиль танцев «манипури» и местный театр популярны по всей стране.
Штаты Трипура и Мизорам населены соответственно трипурцами, находящимися под сильным влиянием бенгальского культурного комплекса, и народом мизо, самоназвание которого ранее было «лушеи» («охотники за головами»). Теперь это название перенесено только на их язык.
Народы аустроазиатской группы – санталы, хо, мунда, корку и другие – населяют в основном районы центральной и частично восточной Индии. Подобно дравидийским малым народам, они также не имеют своих административных единиц, оставаясь разобщенными. В 60–70-х гг. набирало силу движение за самоопределение санталов и создание так называемого «Санталистана» из смежных районов Бихара и Западной Бенгалии. В настоящее время это движение на спаде, возможно, потому, что среди этнически и политически активных санталов нет единства и его трудно достигнуть. Среди санталов работают миссионеры и часть этого народа приняла христианство. Другие части признают своей религией индуизм. Третьи остаются верными исконной анимистической вере. Попытки создать единый алфавит для языка сантали также не принесли результатов. В зависимости от языка окружающего населения сантальские издания используют алфавит деванагари, бенгальский или латинский. Отдельные группы этого народа постепенно ассимилируются в местном населении.
Значительную силу обрело движение аустроазиатских народов хо и мунда за создание штата Джаркханд на стыке штатов Бихар, Орисса, Западная Бенгалия и Мадхья Прадеш. Показательно, что наиболее активно с таким требованием выступали молодежные и студенческие организации этих народов, придававшие ему довольно острый характер. Проблема Джаркханда стала важным элементом политической жизни в упомянутых штатах. Однако события стали развиваться по другому сценарию. В 2000 г. индийский парламент принял решение о создании штата Джаркханд со столицей в городе Ранчи. В его состав вошли 18 дистриктов Южного Бихара. Южная часть нового штата – плато Чхота Нагпур, заселенное малыми народами и племенами, которые говорят на своих племенных языках.
Выступления малых народов за ту или иную форму автономии становятся одной из характерных черт этнической ситуации в современной Индии. Такое развитие событий представляется закономерным. Оказывает воздействие демонстрационный эффект экономического, политического и культурного развития национальностей, обладающих государственностью в виде лингвистических штатов. Субъектами такого воздействия, как правило, становится молодое поколение, представители которого получают образование, становятся более подвижными, политически активными, нетерпеливыми в достижении целей. Она опирается на поддержку и других слоев малых народов, которые постепенно вовлекаются в контакты с окружающим населением, в товарооборот и обмен идеями. В автономии они видят возможность ускорения развития своего народа и своего этнического района. Первыми на этом пути успеха добились непальцы-гуркхи округа Дарджилинг. Их борьба, принимавшая насильственные формы, привела в конечном итоге к созданию автономного горного округа в рамках штата Западная Бенгалия. По существу появилась новая форма административного устройства.
В штате Ассам молодежь народности бодо тибето-гималайской группы добивается автономии в виде выделения их этнической территории в отдельную единицу. Активисты этого движения также прибегают к вооруженному насилию, что создает в Ассаме напряженную ситуацию. Сходная ситуация складывается в северных районах штата Мизорам, где активисты тибето-бирманской народности хмар требуют превращения населяемого ими дистрикта в автономный.
Выше говорилось о том, что принцип «один штат – один язык» был осуществлен не везде, остались штаты полиэтнические. Речь идет не о наличии национальных меньшинств, возникших в результате подвижек населения или из-за несовершенства границ. Такие меньшинства присутствуют в большинстве штатов. Полиэтнические штаты возникли в исторических или традиционных границах. Штат Джамму и Кашмир сохранился в границах бывшего княжества. Он разделяется на три четко очерченных региона: Кашмирская долина с центром в г. Сринагар, населенная кашмирцами – народом отдельной дардской ветви индоарийской семьи, по религии в подавляющем большинстве мусульманами; расположенный южнее регион Джамму населен дограми – народом, говорящим на близком пенджаби языке догри. Самый северный регион Ладакх (центр – г. Лех), называемый часто «малым Тибетом», населен горными народами, говорящими на языках тибето-бирманской группы – балти, ладакхи, лахаули и исповедующими в основном буддизм ламаистского толка. В Джамму и Ладакхе активно действуют сторонники выделения их в самостоятельные административные единицы.
Созданный в 1970 г. на северо-востоке Индии штат Мегхалая включает в свои границы этнические территории двух народов примерно равных по численности – кхаси аустроазиатской группы и гаро тибето-бирманской группы. Эти народы проживают на своих исконных территориях, практически не смешиваясь. Они разделены на кланы, и среди них сохраняются значительные элементы матриархальных отношений. Показательно, что практически сразу же после создания штата возникли конфликты между кхаси и гаро, не нашедшие разрешения до настоящего времени. Трения вызваны спорами по поводу распределения постов в государственном аппарате и правительстве, мест в учебных заведениях, а также политическим соперничеством. При этом гаро жалуются, что более образованные кхаси оттесняют гаро на второй план.
Сикким, присоединившийся к Индии в 1975 г., также относится к числу полиэтнических штатов. Но он не делится на регионы. Его основное население – это народы тибето-бирманской группы бхотиа и лепча, а также более значительная по численности группа мигрантов из Непала.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что этническая ситуация в независимой Индии всегда была динамичной. Таковой она, очевидно, сохранится и в ближайшем будущем. Этническое разнообразие в этой стране следует оценивать на только по горизонтали, то есть по площади расселения тех или иных этносов. Эти этносы находятся в состоянии взаимодействия друг с другом. Но они различаются и по вертикали – по уровню экономического развития, по насыщенности национальной жизни, по объему реально достигнутой автономии. Поскольку эти вертикальные показатели различны, некоторые этносы полагают себя в чем-то ущемленными и вступают в борьбу за достижение равноправия.
В последние годы в этнических отношениях появился новый раздражитель. Экономическое развитие, более активное движение труда и капитала, расширение старых и создание новых промышленных центров привели к возрастанию географической мобильности индийцев. Прибывающие в тот или иной штат иноязычные мигранты создают конкуренцию местному населению на рынке труда. Возникает соперничество, одним из выражений которого стало появление лозунга предоставления преимущественных прав так называемым «сыновьям земли», коренному населению за счет ограничения прав пришельцев. Такой подход подпитывает националистические и шовинистические настроения.
Этнические проблемы в независимой Индии решаются в целом на демократической основе, но достижение гармонии, идеала полного этнического равноправия остается делом будущего.

Предполагают, что в Индии живет не менее 200 народов; их общее число нельзя точно определить. Основная масса населения представлена 20 крупнейшими народами, насчитывающими десятки миллионов человек каждый. Они составляют свыше 80 % населения страны. Наряду с ними проживает до 150 более мелких племен и народов разного происхождения и разного уровня развития; их численность колеблется от нескольких тысяч до 3-4 млн. человек.

Большую часть народов Индии составляют индоевропейцы: панджабцы, раджастханцы, маратхи, бенгальцы и другие, занимающие северную, западную и отчасти восточную области страны. Дравидские народы населяют южные Индию (тамилы, телугу, каннара, малаяльцы). Малые этнические группы встречаются в горах, лесах и полупустынях. Несмотря на столь дробный и пестрый состав населения, все граждане Индии образуют единую нацию, согласно официальной точке зрения, выраженной в конституции, а бенгальцы, телугу, маратхи и другие являются лишь проявлениями культурного разнообразия единой индийской нации.

Исключительно многообразен и антропологический облик индийцев. Здесь встречаются представители всех трех больших рас земного шара - экваториальной, еворопеоидной и монголоидной. Экваториальная раса представлена негритосами, низкорослыми аборигенами Андаманских островов (мужчины -148 см ростом, женщины -138) с почти черной кожей, и темнокожими веддоидами, племенами южно-индийских гор (ченчу, кадары и др). Именно негроавстралоиды считаются древнейшими обитателями субконтинента. Черты европеоидной расы яснее всего выражены на северо-западе и севере: обитатели этих районов (кашмирцы, панджабцы и др.) характеризуются сравнительно светлой кожей, высоким ростом, наличием бороды и усов (индо-афганский тип). Монголоидная раса, в ее смягченном южно-монголоидном варианте - встречается в основном у горных народов северо-востока Индии (нага, кхаси и др.), с их прямыми волосами, плоским лицом, наличием эпикантуса. На территории Индии, в результате многовекового смешения разных рас образовалось несколько территориальных типов - североиндийский, дравидийский и др., а также многочисленные контактные и переходные антропологические типы и группы.

Девушки.
Индия. Индийцы. Начало ХХ в.

Женщины из купеческой семьи.
Индия. Тамилы. Первая четверть ХХ в.

Девушки.
Индия. Сингалы. Первая четверть ХХв.

Дети с бамбуковыми ведрами (непальцы)

Тамильская женщина, девушка и ребенок

Мерварт А.М.
Мерварт Л.А.
Крестьянки из окрестностей Коломбо
Шри-Ланка (Цейлон), первая четверть XX в., сингалы, тамилы
Мерварт А.М.
Мерварт Л.А.
Группа мужчин в повседневной одежде (непальцы)
Индия, Дарджлинг, начало XX века
Три вождя (ратемахатмая) кендийской области в праздничных костюмах
Шри-Ланка (Цейлон), первая четверть XX в.
Мерварт А.М.
Мерварт Л.А.
Благополучная домохозяйка из простой, но совсем небедной городской семьи обдумывает покупку.
Индия, Снатенков В.
Служащий офиса-сикх
Индия, Снатенков В.
Молодая замужняя женщина в гуджаратском костюме.
Индия, Снатенков В.
Индийский военный-сикх
Индия, Снатенков В.
Успешная самостоятельная женщина-служащая (секретарша-клерк или медсестра).
Индия, Снатенков В.

Около 8% населения Индии относятся к племенным группам. Под племенами обычно подразумеваются компактные этнические группы проживающие в джунглях или сельской местности, ведущие примитивный (по меркам современной цивилизации) образ жизни. Считается, что эти племена являются потомками самых древних и коренных обитателей Индии и по этой причине их называют «адиваси», то есть «изначальные жители». Наибольшее количество «адиваси» проживает в штате Орисса, а также Раджастан, Махараштра, Джаркханд, Мадхья-прадеш, Андхра-прадеш, Чаттисгарх, Гуджарат, Бихар и Западная Бенгалия.

Большая часть индийских племен придерживаются древних верований с элементами магии (иногда черной), поклонения племенным богам и духам, почитания шаманов и вождей и осуществлением жертвоприношений (животных).Во многом уклад жизни племенных групп не менялся на протяжении тысячелетий, что представляет безусловный интерес для этнологов.

Племена Ориссы

В Ориссе живет более 60 различных племенных сообществ - потомков исконных обитателей этих мест ещё доарийской эпохи. Многие из них до сих пор живет в лесах и горах далеких районов штата и пребывают в отдалении от цивилизации. Раягада - это племенная область Ориссы, по количеству племен занимающая 3-е место в Индии. Каждое племя имеет обособленный язык, социальную структуру и религиозные ритуалы. У местных племенных групп высоко развиты артистические способности, что наглядно отображается в нательных рисунках, всевозможных украшениях, орнаментах и настенных картинках. Музыка и танец у здешних народов являются неотъемлемой частью различных церемоний и сезонных фестивалей. Саоры,живущие в окрестностях Таптапани, занимаются сельским хозяйством; их глиняные жилища красиво разукрашены, имеют резные двери и перегородки. Дальше к югу живут Койа, их женщины по обычаю должны выходить замуж за довольно молодых мужчин. Доминируют в Ориссе Кондхи, у которых бытовали человеческие жертвоприношения до 19 в. В настоящее время человеческое жертвоприношение заменено на жертвоприношение животных, предлагая кровь великой богине, представленной в виде бруска дерева или в виде камня, чтобы обеспечить изобилие почвы. Члены племени по сей день используют древние виды оружия, такие как стрелы, для защиты себя и жилища от дикий животных. Кондхи славятся знанием лекарственных растений и изготовлением красивых металических украшений. Племя Бондас (голые люди) тибетского - бирманского происхождения, составляют приблизительно 6000 членов. Представители этого племени живут на отдаленных холмах и держатся изолированно. Женщины Бонда носят мноочисленные ожерелья из бусин, медных и серебряных пластин, бреют головы и украшаются листьями кокосовых пальм. Встретить представителей этого племени можно на местном еженедельном рынке по четвергам.

Племена Гуджарата, округ Кач

Кач населяют полукачевые общины, занимающиеся разведением верблюдов и овец. Скотоводческие общины Катча составляют джаты, бхарвады, содхи и рабари. Мужчины тут пасут стада, а женщины, дети и старики занимаются домашним хозяйством и ремеслами. Ремесла не только служат средством существования жителей Каяа. Здесь каждая община гордится своим отличительным творчеством, удивительной вышивкой тканей, художественной мебелью, одеждой, обувью и посудой. Кожаные изделия с яркими тесемками и вышивкой изготавляют мужчины народа Мегвал. Лоскутные покрывала и верблюжьи седла делают женщины Бхарвады. Серебрянные изделия создают Содха. Богато расписанные керамические блюда, используемые на празднествах, изготавляются мужчинами из общества Кумбхар. Роган, уникальная техника затейливого лакового рельефа на ткани, характерен для селения Нируна. Поселки представителей народа Рабари легко узнать по характерным круглым жилищам бхунга из глины и тростника с конической крышей. Эти круглые жилища строят из белой глины, покрывают рельефным орнаментом и украшают массой крошечных зеркал, которые обеспечивают освещение. Маленькие окна в массивных стенах украшены медными апликациями. Толстые стены, крошечные окна и тростниковые крыши обеспечивают отличную теплоизоляцию в суровых условиях пустыни, а круглая конфигурация способствует циркуляции воздуха внутри. Рабари славятся своим мастерством, их яркие краскидополняют суровую красоту здешних мест. Жители продают свои изделия в лавках Ахмедабада, Мумбаи и Дели. Женщины рабари одеваются в черное и дополняют одежду серебрянными украшениями. Они также носят татуировки в виде павлинов и верблюдов. Мужчины рабари всегда носят лишь белые, с красивой вышивкой на спине складчатые куртки. Такое одеяние дополняют красные и белые платки и массивные тюрбаны. Девушки рабари носят лучшие фамильные украшения и начинают шить, как только оказываются в состоянии держать иголку.

Племена Андаманских и Никобарских островов

Среди населения Андаманских островов встречаются преимущественно люди-негрито, которые по мнению ученых являются самыми древними жителями планеты. Негрито - обобщенное обозначение австралийских и азиатских пигмеев, средний рост которых часто менее 150 см. Считается, что эти люди обладают уникальной врожденной способностью к биолокации, т.е способностью на значительном расстоянии определять нахождение того или иного животного подобно радару. На Никобарских островах живут представители пигмеев, которые, возможно, являются прямыми потомками первых колонизаторов Азии, прибывших из Африки. Эти люди познакомились с цивилизацией относительно недавно. Многие из них до сих пор не носят никакой одежды, одевают только в набедренные повязки.

Племена Северо-Востока

На Северо-Востоке Индии живут разнообразные народы, ведущие племенной образ жизни. Лишь в штате Аруначал Прадеш таких народов 26, а в Нагаленде 16. Десятки других населяют штаты Ассам, Манипур, Мизорам, Мехгалаю и Трипуру. Зачастую они бывают географически изолированы в пределах одного региона высокими горными хребтами, реками и ущельями, поэтому сохраняют выраженную культурную и языковую обособленность. Народ Ади из Аруначал Прадеша славится умениями в постройке отличных тростниковых мостов через реки. Манипурские Тханкулы - известные ткачи, производящие характерные красные и белдые ткани с шелковистым отливом. Народ Ванчи не использует одежды, лишь украшения из бисера и серебра. Племя Черау из Мизорама любит музыку и танцы. В их танце женщины танцуют между быстро передвигаемых бамбуковых шестов. Коньяки из Нагаленда танцуют танец воинов в красочных нарядах с перьями калао, клыками кабана и разукрашенных тростниковых шапочках. Представители народа Апатани занимаются выращиванием риса и рыболовством. Тут носят пучок волос на лбу, скрепляя его медной заколкой. Мужчины и женщины имеют татуировки на лице, а у женщин в нос с двух сторон вставлены огромные черные бамбуковые кольца. Представителей племени Ниши легко узнать по характерным черно-белым перьям птицы калао, которые они втыкают в соломенные шляпы, пучку волос на люу, сумкам из медвежьей шкуры.

Западный Раджастан

Представители кочевого народа бхопа в Западном Раджастане сохраняют традицию устного творчества в виде песен. Длинный раскрашенный свиток - нечто вроде комикса - пестрит картинками с изображением драматических событий из жизни марварского героя, храброго воина Пабуджи. Мужчина бхопа развертывает этот свиток и начинает песенное повествование-балладу на фоне соответствующих рисунков, которые подсвечиваются, а его жена в это время оживляет рассказ выразительными танцами.

Племена Чатисгарха, округ Бастар

Округ Бастар в штате Чатисгарх населен преимущественно племенными народами и малыми общинами ремесленников. Жизнь среди природы насыщает их исскуство красотой, динамизмом и живостью. Рисунки зверей, птиц и растений украшают многие бытовые и ритуальные предметы из глины, дерева, металла и хлопковой пряжи. Железные светильники с лиственными орнаментами и изображениями птиц и зверей, необычные бронзовые статуэтки божеств-хранителей, медные гребешки с резными изображениями божеств - предмет специализации бастарских кузнецов. Гончары создают интересные ритуальные фигурки из глины: мифических животных, лошадей, слонов. Материалом служит красная и черная глина с речных берегов, которая славится своей пластичностью. Деревянные трости, игрушки и предметы культа вырезаются из корней и стволов пород с мягкой древесиной. Трости производят волшебный свист, призванный отпугивать зверей и злых духов в лесу.

Племена Карнатаки, округ Кодага

Кодавы, населяющие округ Кодагу, представляют собой этническую группу с собственным языком курги. Кодавы гордятся воинскими традициями, и в вооруженных силахстраны немало генералов из числа местных уроженцев. Мужчины здесь носят традиционные купайя - длинные черные халаты, завязанные на поясе красно-золшотичтым кушаком, а женщины надевают сари с плиссировкой сзади в виде курги. Интересны свадьбы кодавов, где новобрачных благословляют не священнослужители, а старшие родственники.

Племена Ассама, округ Шиллонг

Племя Кхаса занимает господствующее положение в районе Шиллонга. Считается, что его предки были из Юго-Восточной Азии. Сейчас большинство кхаса исповедуют христианство, следствие деятельности миссионеров в 19 в. Тем не менее сохраняются многие исконные обычаи, главенствует матриархальная социальная структура. Земельная собственность может наследоваться только по женской линии, а младшая дочь в семье занимает особое положение как хранительница очага и традиционных ритуалов.



Рассказать друзьям