Ингуши территория проживания языковая семья вероисповедание. Ингушский народ: годы испытаний и бесправия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Ингушетия - это географический центр Кавказа.
2. Владикавказ - столица Ингушетии до 1933 года.
3. Самый ранний христианский храм на территории России - храм Тхаба-Ерды.
4. Ингуши единственный народ на Кавказе, у которого не было князей.
5. Первый Герой России Сергей Сергеевич Осканов - ингуш.
6. Самое большое сельское поселение в мире - станица Орджоникидзевская Республики Ингушетия. Население 70 тысяч человек.
7. Ингуши являются последней нацией, принявшей ислам. До этого исповедовали христианство вперемешку с язычеством.
8. Первый чемпион мира по боксу с Кавказа - уроженец Ингушетии Ахмет Котиев. Защитил свой титул 5 раз (1998-2000гг)
9. Большинство ингушских свадеб происходит в результате организованых родителями сватовства и смотрин.
10. Казбек (инг. Баш-лоам перевод "тающая гора") - священная гора у ингушей. Первым ее покорителем является ингуш Иосиф Бузуртанов.
11. Бывший министр здравоохранения России Михаил Зурабов и губернатор Курганской области Олег Богомолов ингуши.
12. В Ингушетии нет домов престарелых.
13. Более 50 ингушей были представлены к званию Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны, но готовившаяся задолго до того депортация 1944 года сделала невозможным их присуждение. Причем представление происходило в начале войны.
14. С февраля 1919 по март 1920 Ингушетия была оккупирована армией генерала Деникина.
15. Почти все ингуши двуязычны, говорят на смеси ингушского и русского языков.
16. Главным праздником ингушей стал Мархаж (Ураза-Байрам). В этот праздник женщины дарят мужчинам носовые платки.
17. По закону ингушей зять никогда не видит тещу.
18. Как правило, ингуши не пунктуальны. Редкий ингушский рейс отправляется в назначенное время.
19. В Ингушетии нельзя ходить в шортах по улице.
20. Свадьбы в Ингушетии играют в воскресенье. Это единственный официальный выходной в неделю.
21. В Ингушетии есть свой "мужской" день. 1 марта - официальный праздник День Джигита. 23 февраля 1944 года ингушский народ был подвергнут геноциду, ингушских мужчин поздравлять не рекомендуется.
22. Ингуши в массе своей очень религиозны.
23. 98,5% ингушей мусульмане. Ингуши-христиане (бацбийцы) живут в Грузии.
24. Наличие храбрости и мужества не считается особой добродетелью. Замечается только ее отсутствие.
25. Ингуши очень консервативный народ.
26. Муж не может целовать, обнимать или же касаться своей жены на людях. Отец не может ласкать детей на людях, мать может.
27. Самоназвание ингушей "гIалгIай" имеет несколько вариантов перевода, среди которых "жители башен" и "люди бога".
28. Ингушкой была жена первого царя Грузии Фарнаваза.
29. Изображенный на флаге и гербе Ингушетии солярный знак (свастика) изначально был гербом тейпа Евлой.
30. В ингушском языке словосочетание "вей нах" значит "наши люди" и обозначает только ингушей.
31. До 1938 года ингушская письменность была на латинской основе. Serdalo - так называлась газета Сердало (Свет).
32. В ингушском языке двадцатеричная система счета. Например число 30 будет "двадцатьдесять".
33. Лучший роман о Кавказе написал ингушский классик Идрис Базоркин.
34. Ингуши - русское название народа, сами себя ингуши называют гIалгIай (халхай).
35. Ингушетия - ГIалгIай Мохк "Страна галгаев"
36. Ингушетия - самый маленький регион России.
37. В Ингушетии вас подвезут и не возьмут за это деньги.
38. Самое тяжелое ингушское оскорбление переводится как "дырка от задницы".
39. Переходить дорогу в Ингушетии очень опасно. Даже по "зебре".
40. На улицах ингушских городов нельзя встретить бомжа или пьяного в хлам человека.
41. Ингушки не курят.
42. За Руслана Аушева в 1993 году проголосовало 96% избирателей, это был поистине народный президент.
43. Русский князь Михаил Ярославич (1271-1318) был убит в ставке хана Золотой Орды на территории современной Ингушетии.
44. В Ингушетии, как и во многих регионах мира, распространено поверье, что убийство лягушек может вызвать дождь.
45. Ингуши пьют очень горячий чай и очень горячий мясной бульон, который называется "дил".
46. Статья 11 Конституции Ингушетии гласит: «Возвращение политическими средствами незаконно отторгнутой у Ингушетии территории и сохранение территориальной целостности Республики Ингушетия - важнейшая задача государства».
47. Улица генерала Осканова есть в каждом ингушском населенном пункте.
48. В ингушском языке есть слово обозначающее море, хотя выхода к нему Ингушетия сегодня не имеет. Также есть названия таких рек, как Волга, Дон и Нил.
49. Осетинские пироги это разновидность ингушских чапильгаш.
50. В старину видя в небе падающую звезду, ингуши говорили что она убежала замуж.
51. Замок Вовнушки, принадлежащий тейпу Оздой, считается одним из Чудес России.
52. Древний ингушский парламент назывался Мехк-Кхел и заседал в кол-ве 12 человек.
53. У ингушей не было князей, но есть слово означающее князь (аьл). Так называли достойных людей.
54. Добываемая в Ингушетии нефть самая чистая в мире, из нее делают авиационные масла.
55. В Ингушетии до сих пор похищают невест, хотя большинством старейшин это осуждается.
56. Горную Ингушетию называют страной башен.
57. Немногие знают, что знаменитые ингушские башни строились для защиты друг от друга, а не от внешних врагов.
58. Самая высокая ингушская башня достигает в высоту 31 метра. Это высота 12-этажного жилого дома.
59. Курорт "Армхи" считается одним из самых крупных горных курортов (1200м над уровнем моря).
60. В среднем за год в курорте Армхи 140 солнечных дней (в Давосе - 97), количество осадков - 570 мм (в Давосе - 632 мм).
61. На ингушской свадьбе в основных торжествах жених участия не принимает.
62. О человеке, держащем пост ингуши говорят "Он кормит солнце".
63. Вершиной ингушской этики является понятие "Эздел". "Эздий саг" - благородный человек.
64. Последний защитник Брестской крепости в ВОВ - ингуш Уматгирей Барханоев.
65. Первая пьеса Булгаковым поставлена в Ингушском драматическом театре, посвящена она жизни ингушей.
66. В 1892 году в Назрани Максим Горький работал наемным рабочим на прокладке железной дороги. Тогда написан рассказ "В ущелье" - его первое произведение.
67. Ингушетию называют одной из древнейших демократий на земле.
68. ХIонк (черемша) - лакомство и деликатес, национальное сокровище Ингушетии.
69. Все школы в Ингушетии - русские.
70. Большинство населения Ингушетии никогда не были в горах, где стоят знаменитые на весь мир фамильные ингушские башни и замки.
71. В Гражданской войне России в 1917-1922гг погиб каждый третий взрослый ингуш.
72. Когда чеченский лидер Джохар Дудаев обращался к своим гражданам на чеченском языке, многие чеченцы думали что он говорит по-ингушски и не понимали его. Дудаев был из ингушского тейпа ЦIечой.
73. Наличие большого кирпичного дома не говорит о богатстве. Ингушский дом может строиться десятилетиями.
74. Особое отношение к хлебу. Наступить на него считается недопустимым.
75. Дорога в Ассинском ущелье Ингушетии считается одной из самых живописных высокогорных дорог мира.
76. Ингуши очень добрый народ, но депортация 1944 года не будет прощена никогда.
77. Лифт - это редкое явление для жилого дома в Ингушетии. Да их практически и нет.
78. В Ингушетии нет ресторанов Макдоналдс.
79. В Ингушетии много одаренных людей. Например, ученый Магомет Сагов переехав в Норвегию благодаря своим открытиям стал одним из самых богатых людей этой страны.
80. В Кавказской войне ингуши три раза разбили войско имама Шамиля.
81. Федеральная автомобильная дорога "Кавказ" наиболее красива на ингушском участке.
82. Территория современной Ингушетии всего в 3,7 раза больше площади Москвы, вместе с Пригородным районом - в 5.
83. Ингуши большим преступлением считают мародёрство.
84. Серафимович, Ставский, Булгаков начинали свою литературную деятельность в Ингушетии.
85. Ингушетия жемчужина Кавказа и лучшее место на свете.

  • Чечня Чечня : 1 296 (2010)
  • Тюменская область Тюменская область : 2994 (2010)
  • Ставропольский край Ставропольский край 2227 (2010)
  • Ростовская область Ростовская область 1520 (2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария 1271 (2010)
  • Московская область Московская область 1085 (2010)
  • Казахстан Казахстан : 15 120 (2009 г.)
    Киргизия Киргизия : 568 (1999 г.)
    Украина Украина : 455 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 88 (2009 г.)
    Латвия Латвия 36 (2010 г.)

    Узбекистан Узбекистан : 700 (оценкa 2016) Археологическая культура Кобанская Язык ингушский Религия ислам суннитского толка Родственные народы чеченцы , бацбийцы
    История Ингушетии
    Майкопская и Куро-араксская
    культуры
    Кобанская культура
    Мифология
    Средние века
    Дзурдзукетия
    Ингушетия в составе
    Российской империи
    Ингушский округ в составе Терской области (1860-1918)
    Ингушетия в годы
    Гражданской войны
    Терская советская республика (1918-1919)
    Северо-Кавказская
    Советская Республика (1918)
    Ингушетия в составе СССР
    Горская АССР (1921-1924)
    Ингушская автономная область

    (столица Ингушской области)

    Чечено-Ингушская АО (1934-1936)
    Чечено-Ингушская АССР (1936-1944)
    Депортация чеченцев и ингушей (1944-1957)
    Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957-1991)
    Чечено-Ингушская ССР (1991)
    Ингушетия в составе России
    Республика Ингушетия (с 1992)
    Магас
    Портал «Ингушетия»

    Этимология

    Этноним «ингуши» произошел от названия ингушского селения Ангушт , которое по свидетельству грузинского географа Вахушти Багратиони уже в XVIIl в. являлось крупным селением в Тарской долине (современный Пригородный район) .

    Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» - башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах .

    Антропологический тип

    Последние данные по гаплогруппам ингушей :

    • J2 - 87,4 %
    • L1с - 2,8-8,5 %
    • J1 - 2,8 %
    • G2a1 - 1,5 %
    • J2a - 1,5 %

    Анализ антропологического материала катакомбного обряда погребения лесостепной зоны бассейна Среднего Дона II-IX веков, установил наличие Y-хромсомных гаплогрупп: G2a (P15+), R1a1a1b2a (Z94+, Z95+, Z2124), (M267+) и J2a (M410+).

    С точки зрения авторов данного исследования катакомбный характер погребения, ряд краниологических показателей и иные данные, совпадающие с ранее исследованными образцами на Кавказе позволяют идентифицировать захороненных, как алан.

    Согласно тому же анализу только 5,8% ингушей могут считать себя потомками алан.

    Этническое самосознание

    По данным середины XIX века у ингушей отсутствовало единое этническое самосознание. В начале 1920-х годов лингвист Н. Яковлев отмечал, что в ингушском языке ещё нет понятия «народность». Ингуши идентифицировали себя по аулам проживания или родовым фамилиям. Хотя самоназвание «галгай» тогда уже существовало, но у ингушей не было названия для своего языка, который они именовали просто «наш язык». Крупный кавказовед А. Генко в 1930-е годы констатировал отсутствие у ингушей сознания этнического единства .

    История

    Древнейшая история

    На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов - кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII-IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья . Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки ), в античных - под именем «махли» .

    Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи » , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками .

    Средние века

    В средневековье племена предки современных осетин, а также частично ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев входили в племенной союз алан . Из всех племен, входивших в этот союз - одни только осетины сохранили официальный язык алан. По мнению ингушского историка Н. Кодзоева на территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании - город Магас .

    В 1238-1240 г.г. Весь Северный Кавказ был завоеван монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа , в частности, в горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров . Периодом формирования ингушского народа можно считать XIV-XV века.

    В XV веке ингуши предпринимают попытку спуститься на равнины . Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года , поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным , ингуши были вынуждены вновь бежать в горы .

    В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан , однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское , Цоринское , Джейраховское , Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину , где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    Русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии.

    В составе Российской империи

    Ингуши одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам, шахарам , приходят территориальные объединения - Лоамарой , Галашевцы и Назрановцы . В 1848 году ингуши, большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

    В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сел в горы и предгорья, на этих территориях основывались казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая . В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт , в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи , а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская , Даттыхская и Мужичий . Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали их ингушам в аренду. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши, проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю .

    В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .

    В СССР

    В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке - «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По прежнему функционировали мусульманские школы - медресе.

    В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

    В начале 90-х годов осетинская сторона выдвинули версию о том, что «вместо Пригородного района» в состав восстановленной Чечено-Ингушетии в 1957 году были включена Наурский и Шелковской районы Ставропольского края (до 1957 года эти районы входили в состав Грозненской области). Однако передача этих районов Чечено-Ингушетии не может рассматриваться как «компенсация» за Пригородный район .

    По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .

    С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году - на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек ,а по переписи 1989 года - 237 438 человек .

    С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .

    Новейшее время

    В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. Ингушетия). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. Нападение ингушей тщательно готовилось несколько месяцев. За день до нападения на территории Северной Осетии не осталось ни одного ингуша. В 6 часов 30 минут 31 октября вооружённые отряды, вошедшие на территорию Пригородного района из Ингушетии, у села Чермен разоружили пост внутренних войск МВД РФ, напали на пост ГАИ и поселковое отделение милиции. В течение нескольких дней после этого в Пригородном районе Северо-Осетинской ССР, в городе Владикавказе и прилегающих посёлках произошли вооружённые столкновения, в которых участвовали осетинские (в том числе и

  • Чечня Чечня : 1 296 (2010)
  • Тюменская область Тюменская область : 2994 (2010)
  • Ставропольский край Ставропольский край 2227 (2010)
  • Ростовская область Ростовская область 1520 (2010)
  • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария 1271 (2010)
  • Московская область Московская область 1085 (2010)
  • Турция Турция : 85 тыс. (2012 г.)
    Сирия Сирия : 35 тыс. (2012 г.)
    Иордания Иордания : 25 тыс.(2012 г.)
    Ливан Ливан : 20 тыс.(2012г.)
    Казахстан Казахстан : 15 120 (2009 г.)
    Киргизия Киргизия : 568 (1999 г.)
    Украина Украина : 455 (2001 г.)
    Белоруссия Белоруссия : 88 (2009 г.)
    Латвия Латвия 36 (2010 г.)

    Узбекистан Узбекистан : 700 (оценкa 2016) Археологическая культура Кобанская Язык Ингушский Религия мусульмане-сунниты Родственные народы чеченцы , бацбийцы
    История Ингушетии
    Майкопская и Куро-араксская
    культуры
    Кобанская культура
    Мифология
    Средние века
    Дзурдзукетия
    Алания (Магас)
    Ингушетия в составе
    Российской империи
    Ингушский округ в составе Терской области (1860-1918)
    Ингушетия в годы
    Гражданской войны
    Терская советская республика (1918-1919)
    Северо-Кавказская
    Советская Республика (1918)
    Ингушетия в составе СССР
    Горская АССР (1921-1924)
    Ингушская автономная область

    (столица Ингушской области)

    Чечено-Ингушская АО (1934-1936)
    Чечено-Ингушская АССР (1936-1944)
    Депортация чеченцев и ингушей (1944-1957)
    Восстановление Чечено-Ингушской АССР (1957-1991)
    Чечено-Ингушская ССР (1991)
    Ингушетия в составе России
    Республика Ингушетия (с 1992)
    Магас
    Портал «Ингушетия»

    Этимология

    Этноним «галгай», как правило, связывается с термином «гала» - башня, крепость, и соответственно переводится как житель башни, крепости. В то же время по мнению некоторых исследователей самоназвание «галгай» утвердилось среди всех юго-западных вайнахов только в 1920-х годах .

    Видео по теме

    Антропологический тип

    Последние данные по гаплогруппам ингушей :

    • J2 - 87,4 %
    • L1с - 2,8-8,5 %
    • J1 - 2,8 %
    • G2a1 - 1,5 %
    • J2a - 1,5 %

    Этническое самосознание

    По данным середины XIX века у ингушей отсутствовало единое этническое самосознание. В начале 1920-х годов лингвист Н. Яковлев отмечал, что в ингушском языке ещё нет понятия «народность». Ингуши идентифицировали себя по аулам проживания или родовым фамилиям. Хотя самоназвание «галгай» тогда уже существовало, но у ингушей не было названия для своего языка, который они именовали просто «наш язык». Крупный кавказовед А. Генко в 1930-е годы констатировал отсутствие у ингушей сознания этнического единства .

    История

    Древнейшая история

    На основе культур северо-кавказской культурно-исторической общности сложилась древняя культура северокавказских автохтонов - кобанская, хронологические рамки которой принято определять XII-IV вв. до н. э.; между тем отдельные памятники датированы и более ранним периодом. В то же время развитие кобанской культуры на Центральном Кавказе продолжалось вплоть до раннего Средневековья . Именно с племенами кобанской культуры принято увязывать этногенез протоингушских этнических групп. В письменных грузинских источниках, описывающих события этого периода предки ингушей (племена кобанской культуры) известны под этнонимом «кавкасионы» и «дзурдзуки» (дурдзуки ), в античных - под именем «махли» .

    Возможно, с племенами кобанской культуры связан этноним «гаргареи » , о котором упоминает древнегреческий географ Страбон в своей «Географии» (I век н. э.) как о северокавказском народе, живущем рядом с амазонками .

    Средние века

    В средневековье племена предки современных ингушей, чеченцев, карачаевцев и балкарцев входили в племенной союз алан . На территории Ингушетии в районе Экажевско-Яндырского городища находилась столица Алании - город Магас .

    В 1238-1240 г.г. Весь Северный Кавказ был завоеван монголо-татарами, и включены в состав улуса Джучи . А в 1395 году объединение алан было окончательно уничтожено в ходе похода на Северный Кавказ Тамерлана , а оставшееся население переселилось в горы. Там одна из групп аланов, при участии местных племён, дала начало современным осетинам . Определённую роль аланы сыграли в этногенезе и складывании культуры и других народов Северного Кавказа , в частности, в горах происходило формирование ингушского народа на основе пяти обществ - шахаров . Периодом формирования ингушского народа можно считать XIV-XV века.

    В XV веке ингуши предпринимают попытку спуститься на равнины . Однако во второй половине XVI века, в результате похода кабардинского князя Темрюка в декабре 1562 года , поддержанного ногайцами и русским царём Иваном Грозным , ингуши были вынуждены вновь бежать в горы .

    В XVI веке началось проникновение ислама - через Чечню и Дагестан , однако окончательно он утвердился лишь в середине XIX века; вплоть до этого времени продолжали существовать языческие обычаи и обряды. Ингушские общества - Хамхинское , Цоринское , Джейраховское , Фяппинское(Кистинское) , проживавшие в горах, и Орстхоевское занимавшее предгорья, начали возвращаться на равнины в XVI-XVII веках, главным образом, на Тарскую долину , где в конце XVII века было основано селение Ангушт и на долину Сунжи. Переселение на равнины, в основном, завершилось к первой половине XIX века.

    Русские поселенцы и казаки близко познакомились с вайнахскими народами только в XVI столетии.

    В составе Российской империи

    Ингуши одними из первых среди народов Кавказа вошли в состав России в 1770 году, когда в местечке Барта-Бос был подписан известными старейшинами от самых влиятельных тайпов «Договор о единении основной части Ингушетии с Российским государством». В дальнейшем этот договор был перезакреплен новым «Актом о единении Ингушетии с Россией» в 1810 году. Материалы для новой истории кавказа с 1722 по 1803 гг.ч. I,СПб., 1869, С.122-123. В XIX веке у ингушей на смену тайповым союзам, шахарам , приходят территориальные объединения - Лоамарой , Галашевцы и Назрановцы . В 1848 году ингуши большей частью исповедовавшие язычество, подавляющим большинством приняли ислам после посещения Ингушетии суфистским миссионером - богословом Кунта-Хаджи Кишиевым. В горной Ингушетии язычество было вытеснено исламом окончательно только во второй половине XIX века.

    В конце 1840-х годов началось строительство цепи казачьих станиц на равнинной части Ингушетии. Ингуши изгонялись из равнинных сел в горы и предгорья на этих территориях основывали казачьи станицы. В 1845 году на месте села Эбарг-Юрт была основана станица Троицкая . В 1847 году основана станица Вознесенская на месте села Махьмад-Хите, в 1850 году Слепцовская на месте села Курай-Юрт, в 1859 году Карабулакская на месте села Ильдархагала, в 1860 году Фельдмаршальская на месте села Алхасты , Тарская на месте села Ангушт , Сунженская на месте села Ахки-Юрт , в 1861 году Нестеровская на месте села Гажар-Юрт, Воронцово-Дашковская на месте села Тоузен-Юрт , в 1867 году хутор Тарский на месте села Шолхи , а также непереименованные станицы на месте ингушских сел - Галашевская , Даттыхская и Мужичий . Позднее казаки последних трех станиц выселились из-за непригодности земель для обработки, и сдавали их ингушам в аренду. В мае 1888 году решением царских властей были выселены ингуши проживавшие в селе Гвелети на военно-грузинской дороге. В 60 годы XIX века часть ингушей, в большей мере жители ликвидированных сел, переселилась в Османскую империю .

    В 1860 году территория Ингушетии образовала Ингушский округ в составе Терской области . В 1870 году Ингушский округ был объединен с Осетинским во Владикавказский округ. В 1888 году Владикавказский округ был расформирован, на месте Ингушского округа был образован Ингушско-Казачий Сунженский отдел . В 1909 году Сунженский отдел был разделен на два округа - Сунженский и Назрановский . По переписи 1897 года в Российской империи численность ингушей составляла 47 409 человек .

    В СССР

    В 1923 году был введён ингушский алфавит на основе латиницы, разработанный Заурбеком Мальсаговым. 1 мая 1923 года вышла первая газета на ингушском языке - «Сердало». Появились новые школы в селах Гамурзиево , Базоркино , Яндаре . По прежнему функционировали мусульманские школы - медресе.

    В 1944 г. Чечено-Ингушская АССР была ликвидирована, а ингуши принудительно выселены в Казахстан и Среднюю Азию по обвинению в сотрудничестве с нацистами. В ссылке в Казахстане погибло до 1/3 ингушей [ ] . Территория Ингушетии была разделена между вновь созданной Грозненской областью и Грузией.

    В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была частично восстановлена. Пригородный район, часть которого впоследствии была включена в состав города Орджоникидзе (Владикавказа), был оставлен в составе Северной Осетии . Вместо утерянных таким образом земель, в качестве компенсации за Пригородный район, Чечено-Ингушетии были приданы три района Ставропольского края - Наурский , Шелковской и Каргалинский . Однако ингуши эти чуждые им казачьи районы не заселили, и при разделе ЧИАССР оставили их в составе Чечни полностью. По всесоюзной переписи 1959 года численность ингушей составила 105 980 человек .

    С момента возвращения ингуши выступали за возвращение отторгнутых территорий, за создание собственной государственности. Апогея эти выступления достигли в 1973 году - на митинге в Грозном организованном ингушами с требованием возвращения Пригородного района. По данным всесоюзных переписей численность ингушей продолжала расти: так общее число ингушей в СССР в 1979 году составило 186 198 человек ,а по переписи 1989 года - 237 438 человек .

    С 1988 года в Ингушетии создаются неформальные организации, появляются различные движения («Нийсхо», «Даькъасте», «Народный Совета»), ставившие своей целью создание ингушской государственности в составе Российской Федерации с возвращением всех отторгнутых во время депортации территорий. Формально ингуши были реабилитированы в правах 26 апреля 1991 года, когда на 1 съезде Верховного Совета РСФСР был принят закон «О реабилитации жертв политических репрессий» . Этот закон стал своего рода катализатором для восстановления исторической и социальной справедливости и для других миллионов граждан бывшего Советского Союза .

    Новейшее время

    В 1992 году принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (см. ). В октябре-ноябре осетино-ингушский конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии перерос в вооружённые столкновения. По данным прокуратуры России за время боевых столкновений в результате конфликта погибло 583 человека (350 ингушей и 192 осетина), 939 человек были ранены (457 ингушей и 379 осетин), ещё 261 человек пропал без вести (208 ингушей и 37 осетин) , от 30 до 60 тысяч ингушей были вынуждены бежать из Владикавказа и Пригородного района в Ингушетию .

    В 1995 году была основана новая столица Ингушетии - город Магас .

    Язык

    Демография

    Ингуши традиционно являются одним из самых

    Известно, что ингуши и чеченцы – один народ, разделенный в силу исторических и социально-политических причин. Тем не менее, за недолгий период своего размежевания чеченцы и ингуши успели накопить немало отличий.

    Истоки

    В современной этнологии чеченцев и ингушей принято объединять общим термином – «вайнахские народы» (чеч. «вайнах», ингуш. «вейнах» – «наши люди»). Именно так идентифицируют себя представители двух кавказских этносов.
    Чеченцы и ингуши не создали своей письменности, в связи с чем их история изучалась по летописям соседних народов. Зачастую эти сведения были обрывочны и не всегда объективны. Тем не менее, сегодня ученые с полной уверенностью могут сказать, что чеченцы и ингуши являются одними из древнейших жителей Кавказа, принадлежащих к вайнахской языковой группе нахско-дагестанской семьи.
    Предков ингушей (самоназвание галга́и) историки находят среди племенного союза аланов, учувствовавшего в Великом переселении народов.

    Антрополог Виктор Бунак уверен, что среди ингушей древний кавказский (или кавкасионский) тип сохранился «более чем у кого-либо из других северокавказских народов».
    Вот как ингушей описывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «По наружному своему виду ингуш сухощав, строен, среднего роста, с резкими чертами и быстрыми глазами на бледном, смуглом лице; цвет волос по преимуществу черный, нос орлиный, движения торопливы и порывисты».
    Чеченцы (самоназвание но́хчий), по одной из гипотез, на исторической сцене появились раньше ингушей. Некоторые исследователи, в том числе антрополог Валерий Алексеев, считают чеченцев потомками хурритов, живших во 2 тысячелетии до нашей эры в северной Месопотамии.
    В армянских источниках VII века чеченцы упоминаются как «нахча матьян» («говорящие на языке нохчи»). В документах XVI-XVII столетий можно встретить племенные названия чеченцев – ичкеринцы, ококи, шубуты. В русском языке слово «чеченец» стало транслитерацией терминов бытовавших в среде соседних народов – «цацане», «шашены», «чачане».
    Внешний облик чеченцев согласно словарю Брокгауза и Ефрона такой: «высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз варьирует от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый».
    Генетические исследования показали, что современные чеченцы и ингуши хоть и относятся к одной и той же гаплогруппе, в этническом плане неоднородны. Генетик Хусейн Чокаев, опираясь на последние данные исследований, пишет, что общий предок значительной части чечено-ингушского этноса - это представитель субгруппы J2a4b (М67), которая зародилась на территории современной Турции примерно 11,8 тыс. лет назад. Носителями такого гаплотипа были, в том числе, карийцы, минойцы и пеласги. Но если ингуши соответствуют группе J2a4b (М67) на 87%, то чеченцы только на 58%.

    Размежевание

    Со временем чеченцы большей частью расселились по правым притокам Сунжи и Терека. В равной степени местами их проживания стали горы, предгорья и равнины. Ингуши сосредоточились к западу от чеченских поселений, главным образом в верховьях Сунжи.
    Первые признаки разделения единого вайнахского этноса, по мнению исследователей, наметились после 1770 года, когда ингуши приняли российское подданство. Вхождение в состав империи привнесло свои особенности в жизненный уклад этого народа. Размежевание между ингушами и чеченцами еще больше усилилось во время Кавказской войны, с перерывами продолжавшейся с 1817 по 1864 годы.
    В годы войны именно Чечня стала главным оплотом сопротивления и очагом военно-религиозного движения мюридизма. Согласно этому учению нравственное и политическое возрождение ислама было возможно лишь после свержения иноверного русского ига. Мюридистская пропаганда Кази-Муллы, Гамзата и Шамиля дала богатые всходы на чеченской почве, в то время как ингуши остались в стороне от «войны за веру».
    После окончания Кавказской войны обжитые ингушами места для приграничного спокойствия были заселены казаками, которые оставались там вплоть до прихода на Кавказ Советской власти. В 1921 году на территории бывшей Терской и части бывшей Кубанской областей Российской империи возникла Горская АССР, а в 1936 году на карте появилась Чечено-Ингушская АССР.
    После распада Советского Союза чеченцы и ингуши снова пошли разными дорогами: в Чечне активизировались радикальные течения, призывавшие к независимости, а Ингушетия решила остаться в составе России. В новой ситуации граница между Чечней и Ингушетией перестала быть условной и со временем разделила два субъекта федерации – Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

    Религия

    Господствующая религия ингушей и чеченцев – ислам суннитского толка. Впрочем, степень его влияния на оба народа разная. Несмотря на то, что ислам в Северный Кавказ начал проникать еще со времен нашествия Чингисхана, большинство жителей Чечни прияли его только в XVIII столетии. В период Кавказских войн через мюридистское движение ислам настолько укрепился в Чечне, что породил там настоящий религиозный фанатизм.
    В Ингушетии ислам адаптировался лишь к середине XIX столетия, однако не пустил там глубоких корней. До недавнего времени немало ингушей все еще оставалось во власти древних домусульманских верований, неотъемлемой частью которых был культ семьи и предков. Этот культ обязывал чтить свои святыни, такие как очаг и надочажную цепь. Возле очага готовили пищу, обсуждали важные вопросы, совершали обряды. Надочажная цепь также сохранила связь с традициями. Когда в ингушский дом входил посторонний человек и хватался за надочажную цепь – он попадал под покровительство хозяина, а если к ней прикасался кровник, то он избавлялся от мести.
    Современная Ингушетия в значительной степени живет в русле политической и религиозной свободы, что оказывает влияние и на вероисповедание. Если в Чечне официально признан лишь суфийский ислам, то в Ингушетии большое число сторонников салафизма, который многими воспринимается как радикальное течение ислама.
    В отличие от ингушей на религиозное сознание чеченцев оказала влияние напряженная социально-политическая обстановка последних десятилетий, из-за чего салафизм не прижился в общественном пространстве Республики. В свою очередь, особенно среди молодежи, растет интерес и стремление к истинному исламу, в строгом соблюдении всех предписаний Корана и религиозных обрядов.

    Традиции

    По мнению этнографов, чеченская культура в большей степени, чем ингушская утратила связь с традиционными ритуалами характерными для вайнахов. Так, ингушей возмущает чеченский обычай давать гостю суп, а не специальное мясное блюдо из баранины, куриного или индюшачьего мяса, что практиковалось испокон веков.
    Тоже самое можно сказать и о семейных взаимоотношениях. Ингушский мужчина обычно не знакомится со своей тещей, они не видятся на сватовстве, не пересекаются на семейных торжествах и других мероприятиях. Ингуши очень гордятся эти фактом и считают, что их семьи гораздо крепче чеченских.
    Есть отличия и в свадебных обрядах. К примеру, если у чеченцев после показа гостям невеста весь день находится в отдельной комнате, то у ингушей принято, чтобы молодая до вечера стояла в углу главного зала и принимала подарки. Ингушки нередко свадебному платью предпочитают национальные наряды, чеченки в этом плане более современны.
    Жизненный уклад чеченцев и ингушей в значительной степени определяется тейповой (клановой) структурой. Ингушские тейпы приято называть еще и «фамилиями». Если чеченский тейп может насчитывать сотни фамилий, то ингушский чаще всего ограничивается несколькими десятками, при этом ингушские фамилии чаще всего имеют доисламские корни, тогда как чеченские преимущественно мусульманские.
    Ингушский тейп обычно экзогамен. Браки внутри тейпа конечно встречаются, однако не приветствуются. Чеченцы напротив предпочитают создавать браки внутри своего тейпа, чтобы прочнее сохранять родовые связи.
    В Чечне тейпы подчиняются крупным военно-политическим объединениям – тукхумам. Всего их девять. У ингушей такого деления нет. В вайнахской среде ингушей традиционно называют «десятым тукхумом», подчеркивая тем самым близость двух соседних народов.
    На данный момент в мире насчитывается около 1 млн. 700 тыс. чеченцев. Кроме Чечни они проживают в Ингушетии, Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской области, Северной Осетии, за рубежом их больше всего в Турции, Казахстане, Франции, Австрии, Бельгии.
    Общая численность ингушей около 700 тыс. человек. Помимо России они также живут в Киргизии, Украине, Белоруссии, Латвии, Турции, Сирии, Иордании, Ливане.

    Введение. История и жизнь ингушского народа

    Ингуши, имеющие собственное наименование "галгаи", являются аборигенами Кавказа, присутствие которых в горах и на равнинах устойчиво фиксируется с 1-го тысячелетия до н.э. Этот народ входит в балкано-кавказскую семью большой европеоидной расы. Общее самоназвание "вайнахи" (в пер.: "наш народ"), схожесть языка и обычаев объединяет его с живущими рядом чеченцами. К уникальным шедеврам ингушской культуры, дошедшим до сегодняшнего дня, можно отнести самобытный фольклор, жемчужиной которого является героический нарт-орстхойский эпос вайнахов, оригинальные типы башенного, склепового и культурного строительства, специфичные женские украшения и головные уборы, изделия декоративно-прикладного искусства, содержащие самобытный орнамент из узоров эпохи поздней бронзы. Впрочем, как и сохранивший отголоски древнего Урарту ингушский язык, относящийся к нахско-дагестанской семье кавказо-иберийских языков. Ингуши исповедуют Ислам суннитского толка, который под влиянием Дагестана и Чечни с XVI до первой половины XIX века постепенно становится здесь доминирующей религией. Монгольское нашествие в ХIII-ХIV в.в. заставило ингушей уйти в горы. Их возвращение на равнину происходило после распада Золотой Орды в XV-XVII в.в. В это время появились первые ингушские поселения в Тарской долине и бассейне реки Камбилеевки, в верховьях и по среднему течению реки Терек. Не позднее XVII века появилось здесь селение Ангушт (ныне село Тарское Пригородного района РСО-А), от которого произошло официальное российское наименование народа — ингуши. С XVI -- XVII века кавказский перешеек становится объектом стратегических интересов России, Турции и Ирана. Ингуши стремились к союзу с северным соседом. Первый договор c Россией был подписан ими на окраине с. Ангушт в 1770г., второй — в 1810 г. Вслед за тем появились многочисленные казачьи поселения (станицы) и российские оборонительные укрепления, которые возникали как на месте ингушских сел, изменив их прежние названия, так и на стратегически важных участках Северного Кавказа. К таковым можно отнести крепость Владикавказ, основанную в 1784г. в 4-х км от ингушского села Заурово. Это все сопровождалось бесцеремонным вытеснением местного населения с обжитых мест. Прибытие в регион генерала А.Ермолова, главноуправляющего в Грузии и командира Отдельного Кавказского корпуса (1816 - 1827 гг.), вызвало стихийное сопротивление горцев, в том числе и ингушей. Причинами тому были строительство системы российских укреплений, сопровождающееся насилием и уничтожением среды обитания (вырубка вековых лесов, разорение аулов, массовые убийства, вытеснение аборигенов в горные теснины, лишение горцев средств к существованию и пр.). Это и стало поводом для начала многолетней Кавказской войны (1817г.). Освободительная борьба горских народов велась под флагом газавата - священной войны мусульман. С 1834 по 1859 г.г. вплоть до своего пленения во главе повстанцев находился имам Шамиль, создавший военно-теократическое государство - имамат. Окончательное завоевание Северного Кавказа Россией в 1864 г. завершилось массовым отселением горцев, в том числе около трети ингушей, в Турцию и Малую Азию к единоверцам. Позднее перед российскими наместниками была поставлена задача полностью освободить Северный Кавказ от коренного населения. Заметим, что массовое выселение горцев предпринималось также в начале и в середине XX века.

    Военно-стратегическим целям России отвечал начавшийся тогда территориальный передел, раздробивший земли с оставшимся на них ингушским населением. К 1870 г. большая часть ингушской земли вместе с северо-осетинской территорией была включена в состав Владикавказского округа; из большей части нынешних Пригородного и Сунженского районов был создан Сунженский казачий округ; горный южный участок ингушской территории отошел к Тифлисской губернии. Позже, в 1888 г., при объединении Сунженского округа и ингушской части Владикавказского округа был образован Сунженский отдел Терской области. В 1907г. из него была выделена отдельная административная единица — Назрановский округ. Доведенный до отчаяния ингушский народ активно поддержал Октябрьскую революцию 1917 года и в этот период, по признанию белогвардейского генерала Деникина, "оказался вершителем судеб Северного Кавказа". В период гражданской войны была разрушена почти половина ингушских сел и аулов, погиб каждый четвертый их житель. С приходом большевиков давние надежды обретения национальной самостоятельности стали получать конкретные очертания. На съезде народов Терской области 17 ноября 1920г. была провозглашена Горская АССР (ГАССР) со столицей в г. Владикавказе. Узаконенная Декретом ВЦИК РСФСР от 20 января 1921г., она включала 6 административных округов: Балкарский, Ингушский, Кабардинский, Карачаевский, Осетинский, Чеченский, а также существующие в виде самостоятельных административных единиц города Владикавказ и Грозный. Республика вскоре распалась на ряд новых территориальных образований. Последними перед упразднением ГАССР 7 июля 1924 г. выделились Сунженский округ, а также Северо-Осетинская и Ингушская автономные области (АО). Между ними были распределены промышленные и хозяйственные объекты г. Владикавказа, в котором разместились и их административные центры.

    Репрессии тоталитарного режима, от которых пострадали миллионы невинных людей, с особой жестокостью прокатились по Стране Советов с конца 20-х и в 30-е годы. Ингушский народ в этот период потерял лучших и наиболее активных своих представителей, в их числе оказался видный государственный деятель того времени Идрис Зязиков. Для этого времени характерно начало продолжавшейся вплоть до середины 80-х годов лицемерной национальной политики, направленной на искоренение "малых" народов. Последовательно разрушалась продекларированная ингушская государственность. 1 июня 1933 г. город Орджоникидзе (бывш. Владикавказ) полностью передается под юрисдикцию Северо - Осетинской автономной области. Спустя полгода, 15 января 1934 г. решением Президиума ВЦИК, принятым в нарушение всех конституционных норм путем телефонного опроса. Ингушская и Чеченская области были объединены в Чечено-Ингушскую АО со столицей в г. Грозном, которая затем в 1936г. была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР. Тяжелый удар пришелся и по древней ингушской культуре. Как и в отношении ряда других этносов СССР национальная письменность с традиционной графики решением центральных властей была переведена на кириллицу. Постепенно стали сокращаться объемы и уровень национального просвещения. Недоступными, а часто под запретом, для новых поколений оказались многие произведения национальных авторов, описывающие историю народа. Государственный воинствующий атеизм подвергал людей жесточайшим преследованиям за приверженность национальным традициям и обычаям, в том числе и за их религиозные убеждения. В те времена изучение и распространение Ислама находилось под строгим запретом.

    С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. основная часть мужского населения ЧИАССР ушла в действующую армию и героически сражалась на фронтах. Четверым ингушам было присвоено звание Героя Советского Союза и еще 12 из них были представлены к этой высокой награде. После наметившегося перелома в войне новыми репрессиями вновь заявила о себе прежняя, сталинская национальная политика. Теперь она прикрывалась нелепыми обвинениями неповинных жителей в пособничестве врагу. И хотя в ЧИАССР не было ни одного оккупированного неприятелем села, 23 февраля 1944 г. в 5 часов утра силами войск НКВД и Красной Армии началась тотальная депортация ингушей и чеченцев. В этот день в Казахстан, Среднюю Азию и Сибирь было отправлено около 650 тысяч человек обеих национальностей. Непригодные к транспортировке — немощные старики, больные, инвалиды, беременные женщины и их близкие, жители труднодоступных селений подлежали уничтожению. Так были сожжены заживо жители ингушских селений Таргим, Гули и Цори Пригородного района! Все имущество бывших жителей республики и средства производства были конфискованы или уничтоженны. Указом ПВС от 7 марта 1944г. ЧИ АССР была ликвидирована, а ее территория распределена между вновь образованной Грозненской областью, Грузинской ССР, Северо-Осетинской АО и Дагестанской АССР. Всеми средствами стирались следы проживания здесь депортированного народа: из литературы, из истории убиралось любое упоминание о нем, разравнивались кладбища, могильные памятники шли на строительство, безжалостно сжигались ценнейшие книги и рукописи. Сотни тысяч граждан получили клеймо "изменника родины". В их числе оказались и фронтовики, частично отозванные с полей сражений, частично вернувшиеся после окончания войны к своим сосланным семьям. По приблизительным оценкам эта чудовищная акция стоила жизни каждому второму из 90 тысяч депортированных ингушей. Оставшихся в живых тоталитарный режим обрек на бесправное существование в тяжелых условиях ссылки, ограничив в передвижении, получении образования, трудоустройстве, соблюдении своих национальных и религиозных традиций. Тем самым на многие годы затормозилось поступательное развитие этноса, лишившегося как минимум целого поколения интеллигенции, специалистов по различным отраслям знаний . XX съезд КПСС выступил с разоблачением культа личности Сталина. После него вышел Указ ПВС СССР от 16 июля 1956г. "О снятии ограничений по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны". С него и началось стихийное самовольное возвращение на родину депортированных, проходившее в тяжелейших условиях для людей. Ведь этот, как и все последующие законодательные акты вплоть до ноября 1989г., не снимал с народа несправедливых обвинений и не предусматривал ни компенсаций ущерба, ни возвращения на прежнее место жительства. Президиум ЦК КПСС 22 декабря 1956 г. поступила записка, подписанная крупными партийными руководителями А.Микояном, К.Ворошиловым, Г.Маленковым, Л.Брежневым и Н.Беляевым. В ней говорилось, что в бывшую ЧИАССР самовольно вернулось более 11 тысяч депортированных. Пригородный район к тому времени был заселен 33 тыс. жителей, в т.ч. 23,5 тыс. осетин. Следствием этой записки явился Указ Президиума Верховного Совета СССР "О восстановлении Чечено - Ингушской АССР в составе РСФСР (9 января 1957 г.) и Указ Президиума Верховного Совета РСФСР "О восстановлении Чечено - Ингушской АССР и упразднении Грозненской области" (9 февраля 1957 г.).Тем не менее, руководство Северо-Осетинской автономной области воспротивилось возвращению Пригородного и части Малгобекского районов восстанавливаемой ЧИ АССР, обещая создать все условия для ингушей, живших в этих районах до депортации. По его настоянию было принято решение не включать эти районы в состав воссоздаваемой ЧИ АССР, а, в качестве компенсации, присоединить к последней притеречные районы Грозненской области - Наурский, Шелковской и Каргалинский. Также, видимо, не случайно не была возвращена узкая часть Малгобекского района, связывавшая республику с родственной по вере и схожей по судьбе Кабардино-Балкарией. Однако, ингушам, возвращающимся из ссылки на родину в Северную Осетию, решениями местных и союзных властей создавались разного рода запреты на жительство, препятствующие, в первую очередь, их прописке. И все-таки, несмотря на унижения и бесправие, на земле предков обосновались десятки тысяч ингушей. По этим причинам многие из ингушей оказались не зарегистрироваными по месту их постоянного жительства (не прописаны). Парадоксально, но граждане ингушской национальности, прожившие там не одно десятилетие, в местных государственных органах никогда не числились и на сегодняшний день формально не являются североосетинскими жителями со всеми вытекающими последствиями.

    Требования по восстановлению прав ингушского народа с начала 70-х годов стали проявляться открыто в формах митингов и народных съездов. Они, прежде всего, касались возвращения прежней государственности и этнической территорий. Широкий резонанс имели серьезные по тем временам акции: письмо старых коммунистов в ЦК КПСС "О судьбе ингушского народа" (1972г.), а также массовый митинг 16-18 января 1973 г. в Грозном. Эти идеи повсюду встречали активную поддержку подавляющего большинства ингушей. В Северо - Осетинской АССР им противостояла резко негативная реакция осетинского руководства, подогревающего антиингушские настроения. В 1981 г. там прокатилась провокационная истерия, сопровождавшаяся призывами расправы с ингушами, закончившаяся относительно спокойно. С годами накал межнационального противостояния возрастал, хотя часто имели место проявления добрых взаимоотношений, о чем свидетельствовало большое число смешанных осетино-ингушских браков. Середина 80-х годов в СССР ознаменовалась началом эпохи демократических преобразований. С принятием Съездом народных депутатов СССР 14 ноября 1989 г.. декларации "О признании незаконными, преступными всех актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", а особенно после выхода 26 апреля 1991 г. Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", снимавшего с незаслуженно пострадавших народов все обвинения, для ингушского народа ясно обозначилась перспектива скорого восстановления исторической справедливости. Однако постепенно отношения между ингушским и осетинским населением в СО АССР становятся все более напряженными. После спровоцированной 19 апреля 1991 г. в с.Куртат стычки из-за огорода руководство Северной Осетии потребовало введения во Владикавказе и Пригородном районе режима чрезвычайного положения. Этот акт оказался безрезультатным, так как был направлен, в основном, на усмирение ингушей. Несомненно он стал одним из детонаторов осетино - ингушского конфликта 1992 г. (см. ниже).

    Республика Ингушетия (РИ) появилась на карте России после 4 июня 1992г. с принятием Верховным Советом РФ Закона "Об образовании Ингушской Республики в составе РФ", который был утвержден VII съездом народных депутатов РФ. Ингушский народ, наконец, получил долгожданную государственность. При этом границы Ингушетии с Чеченской республикой и Северной Осетией определены не были. В мае 1993г. вышла декларация Чрезвычайного съезда народов Ингушетии "О государственном суверенитете Ингушской Республики", а 27 февраля 1994 г. всенародным референдумом Ингушетии "О государственном суверенитете Ингушской Республики", а 27 февраля 1994г. всенародным референдумом была одобрена Конституция республики, подтверждены полномочия Президента и Вице-президента, избрано Президента и Вице-президента, избрано Народное Собрание. Позже была утверждена государственная символика — Герб, Гимн и Флаг. Республика Ингушетия располагается на возвышенности в северной части Большого Кавказа. Ее административным центром является город Назрань, вблизи которой начато строительство столицы - города Магас. Западная граница Ингушетии с Республикой Северная Осетия — Алания, а также ее восточные рубежи с Чеченской Республикой определены неточно. Приблизительно вся площадь РИ составляет 2682 кв. км. Основные реки — Терек, Асса, Сунжа. Главные наземные транспортные пути — автомобильная и железнодорожная магистрали "Ростов-Баку", Военно-Грузинская дорога. Воздушные сообщения обеспечивает аэропорт в Cлепцовске. Руководителем республики является Президент, высший орган законодательной власти — однопалатный парламент (Народное Собрание) из 27 депутатов, высший орган исполнительной власти — Правительство РИ. На начало 1995 г. численность населения составляла 279,6 тыс. чел., из которых городских жителей 82.9 тыс. чел., сельских — 196,7 тыс. чел. . По итогам частичной переписи населения на 20 августа 1992 г.. этнический состав республики был следующим: ингуши — 85,9%, русские — 7,5%, чеченцы — 4,9%, другие — 1,6%. В 1995 г. естественный прирост жителей Ингушетии составил 1,81%, отрицательное сальдо миграции населения равнялось 0,09% всего населения за счет жителей неингушской национальности при среднем уровне миграции 1407 чел. Значительную долю среди проживающих в республике составляют вынужденные переселенцы из РСО-А и Чеченской республики. Прожиточный минимум изменялся со 154,8 до 269,8 тыс.руб. Медицинское обслуживание населения осуществляют 9 больниц, 5 диспансеров, 19 амбулаторий, 50 медпунктов, мощности которых явно недостаточно. По сравнению с соседними регионами положение жителей РИ в 1995г. представляется самым неблагополучным (см. табл.).

    Показатели Ингушетия Сев. Осетия Дагестан Каб.- Балкария
    Плотность населения, чел./кв.км. 81,2 38,5 62,4
    Денежные доходы на 1 жителя в мес., тыс.руб. 144,3 344,6 232,7 300,4
    Денежные расходы на 1 жителя в мес., тыс.руб. 78,8 182,1 81,6 186,4
    Продолжительность жизни, лет 59,1 70,7 72,8 70,7

    Экономику республики, как и другие регионы РФ, лихорадит отсутствие финансовых средств. Плановое федеральное финансирование поступает неполностью, с опозданием на полгода и больше, при этом задолженность госбюджета измеряется десятками, а то и сотнями миллиардов рублей. Практически не возмещается ущерб, причиненный ингушскому народу депортацией 1944г. и последними конфликтами. Тем не менее, в 1995г. отмечена тенденция к подъему практически во всех отраслях народного хозяйства. Существующая второй год первая в России Зона экономического благоприятствования "ИНГУШЕТИЯ", регистрационные и налоговые средства от которой перечисляются как бюджетная ссуда в развитие республики, обеспечивает дополнительный приток ресурсов, в т.ч. на строительство новых объектов . Учреждение Республики способствовало активному возрождению науки, культуры и образованию. Благодаря усилиям энтузиастов практически на пустом месте начали работу драматический и кукольный театральные коллективы, танцевальные и фольклорные ансамбли, филармония, библиотеки, краеведческий, архитектурно-исторический и художественный музеи, стало подниматься национально-декоративное искусство. Начато строительство учебного Центра искусств. Расширяют деятельность Ингушский научно-исследовательский институт и Ингушский государственный университет. В 1995-96 учебном году в профтехлицее и двух профтехучилищах обучалось по 12 специальностям свыше 1000 человек. Приняли в свои стены первых учащихся Горский кадетский корпус и школа-лицей. Ощутимые изменения происходят в общественной жизни. На начало июня 1996г. в Ингушетии зарегистрировано 72 общественных и религиозных организации. Здесь активно действуют местные мусульманские и православные религиозные общины, объединения женщин, ветеранов, вынужденных переселенцев и других слоев населения, а также отделения общероссийских организаций и политических партий.

    Наряду с изложенными позитивными факторами образование Республики Ингушетия резко активизировало осетино-ингушское противостояние.

    Осетино-ингушский конфликт активизировался с образованием РИ. Появился субъект, законно претендующий на Пригородный и часть Малгобекского районов Северной Осетии, а главное, в отличие от ЧИАССР, остро заинтересованный в них. Помимо восстановления исторической справедливости, эти территории на треть увеличили бы площадь молодой республики, а ее равнинную часть — почти вдвое. Именно земля стала главной причиной жесткого противостояния. К тому же в высказываниях отдельных руководителей РИ порою не хватало выдержки. Ее несформировавшиеся органы подчас принимали решения, выходящие за рамки своей компетенции. Осетинская сторона не спешила выполнять постановления федеральных органов РФ по реализации указанных выше законодательных актов о территориальной реабилитации и принимала свои решения, противоречащие вышестоящим, подкрепляя их организованными массовыми выступлениями населения, созданием крупных вооруженных формирований, в т.ч. незаконных: национальной гвардии и ополчения. Это положение проявлялось в виде многочисленных фактов накопления вооружений, в частоте появления разного рода провокационных высказываний и заявлений, явном всплеске преступности на национальной почве и т.п. Федеральные власти должным образом не реагировали на раздувание шовинистических страстей в регионе, несмотря на сообщения средств массовой информации в 1990-92 г.г. и действующее чрезвычайное положение. Постепенно центр отказался от прежних планов и со второй половины 1992 г. решение по территориальной реабилитации стало поэтапно откладываться до лучших времен. Конфликт назревал. Повод для его начала представился 24 октября 1992г. после принятия непродуманного решения объединенной сессии Назрановского, Сунженского, Малгобекского районных советов РИ и депутатской группы Пригородного района СО о создании отрядов самообороны в ингушских селах Пригородного района. Оно было явно незаконным, хотя отсутствие реакции североосетинских властей на участившиеся случаи нападений на ингушей требовало принятия срочных мер. Прозвучавший в ответ резкий ультиматум Верховного Совета СО не допускал каких-либо переговоров. Предложения ПВС РФ от 26 октября о мирном решении спорных вопросов повисли в воздухе. Уже 30 октября осетино-ингушский конфликт перешел в решающую фазу. В этот день с обстрела ингушских сел Камбилеевское и Октябрьское начались активные вооруженные действия. Телефонная связь в зоне конфликта оказалась прерванной. Во Владикавказе важные объекты укрывались мешками с песком, спешно уничтожались некоторые архивы. Затем прозвучали выстрелы в с. Дачное, где отрядам местной ингушской самообороны противостояла бронетехника национальной гвардии СО, местная милиция и жители-осетины. На выручку к родственникам из Назрани (РИ) в с. Чермен на автомашинах, частично защищенных металлическими листами, кинулась вооруженная толпа, представленная осетинскими СМИ как танковая колонна. Российское военное командование не сумело вовремя оценить обстановку и предпринять решительные шаги по прекращению беспорядков. Мало того, армией была произведена раздача осетинскому населению 642 единиц боевого оружия, а также усилены североосетинские силы 57-ю российскими танками. 1 ноября в 5 ч. 40 мин. начался массированный артобстрел ряда ингушских сел Пригородного района. По не опровергнутым данным в трагические дни стихийно организованным и разрозненным группам ингушей до нескольких десятков человек каждая, вооруженных стрелковым оружием, противостояла хорошо подготовленная североосетинская армейская группировка, в которой оказалось немало беженцев из Южной Осетии — граждан Республики Грузия. Она включала бронетанковую бригаду "ИР", осетинскую гвардию, ОМОН МВД СО, народное ополчение, 2 казачьих полка. Действия осетинских сил велись под фактическим прикрытием федеральных соединений: дивизии "Дон", 2-х военных училищ, гарнизона г. Владикавказа, 2-х полков Псковской авиадесантной дивизии, спецназа. Исходя из размеров произошедшей трагедии, не может быть речи о миротворческом характере этой военной операции. Существует версия, что действия военных имели целью втянуть в этот конфликт чеченцев, что подтверждается фактом совершения 10 ноября внезапного броска десантных частей в сопровождении тяжелых танков и бронетехники из горячей зоны через Ингушетию к границам Чечни. За период драматических событий, продолжавшихся по 5 ноября, зарегистрировано 583 погибших (350 ингушей и 192 осетина) и около тысячи раненых . До сих пор нет сведений о 181 ингушах, пропавших без вести. В селах Пригородного района число разрушенных ингушских домов более чем в 3 раза превысило число осетинских . В результате произошедшей, по словам Президента РФ Б.Н.Ельцина , "этнической чистки" практически все ингушское население С.Осетии (60-70 тыс. человек) было вынуждено оставить свои жилища и спасаться в других регионах. Состав жертв и разрушений, многочисленные показания свидетелей, фото - кинодокументы, другие доказательства рисуют картину изощренного издевательства, варварского истребления беззащитных детей, стариков, женщин, разграбления и уничтожения их имущества, убедительно свидетельствуют о том, что указанные действия можно квалифицировать как геноцид по отношению к ингушскому населению . Серьезной экспертизы жертв конфликта не производилось. События осени 1992 года старательно замалчиваются. До сих пор не обнародованы материалы судебных расследований, отсутствуют официальные сведения, касающиеся того периода. В целях нормализации положения в зоне конфликта уже 2 ноября 1992 г. Указом Президента РФ было введено чрезвычайное положение и назначена Временная администрация (ВА), базирующаяся во Владикавказе. Безуспешность попыток восстановления мира потребовала принятия президентского Указа в феврале 1995 г., отменяющего чрезвычайное положение и вместо ВА создающего Временный Государственный комитет (ВГК) со значительно большими полномочиями. Однако и этот шаг не дал ощутимого результата — конфликт тлеет до сих пор. (В августе 1996г. ВГК упразднен с принятием новой структуры Правительства РФ — Прим.авт.). В период с 1993 по 1994 г.г. было совершено немало серьезных преступлений , в т.ч. остающееся нераскрытым с 13 августа 1993г. убийство Главы Временной администрации Виктора Поляничко. В очередной раз власти продемонстрировали свою беспомощность в г. Владикавказе 19 мая 1994г. Тогда во время стоянки экстремистами были захвачены шестеро ингушей, сидевших в автомашине. В сопровождении советника Главы ВА полковника Ю.П.Горева они ехали для получения медицинской помощи из пос. Карца Пригородного района РСО-А. До сих пор не выяснена судьба этих людей, среди которых оказались ветеран Отечественной войны и несовершеннолетняя девочка.

    Чеченская трагедия началась 11 декабря 1994г. с вводом федеральных войск на территорию Чеченской Республики Ичкерия. При этом немалыми человеческими жертвами сопровождалось передвижение основной группы войск из С.Осетии через Ингушетию, против которого активно протестовало местное население. Тяжелая бронетехника, разворотившая плодородный слой полей по трассе своего пути, причинила урон сельскому хозяйству республики. Актом вандализма можно назвать случай, произошедший 14 декабря 1994г. в с. Плиево Назрановского района. Военнослужащие, въехав ночью на бронетехнике на территорию кладбища, где похоронен один из первых героев России С.С.Осканов, разрушили ограждения, исковеркали могилы. Кроме того, они кощунственно осквернили находящийся там молитвенный дом, выломав окна и двери, разрушив мебель, изорвав молитвенные коврики, превратив само помещение в туалет. Развернувшиеся вскоре, непосредственно у границ Ингушетии, полномасштабные боевые действия вызвали более мощные, чем в 1992г., потоки вынужденных переселенцев и лавину противоправных действий со стороны федеральных войск. Несомненно, что чеченская война в судьбе ингушского народа стала еще одним крупным ударом, масштабы которого еще предстоит выяснить. Помимо огромных человеческих жертв, в этой республике стерты с лица земли и разграблены музеи, архивы и библиотеки, хранившие основную часть исторических реликвий и культурных ценностей ингушского этноса. В составе чеченских вынужденных переселенцев значительную долю составляют ингуши, среди которых немало оказавшихся там после конфликта в С.Осетии.

    Г.А.Искандяров, Фонд Развития Мусульманских народов, г.Москва, e-mail: [email protected]



    Рассказать друзьям