Испанский танец фламенко. Что такое фламенко? Танец в испании фламенко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Испанцы все любят танцевать. Существует четыре стиля танца - современный, классический, фламенко и народный.

Танец фламенко - потомок древнеиндийский танцев, в Испании появился в 500-250 годах до н.э., когда индийские танцоры, прибывшие в Испанию через порт Кадис (Cádiz) чтобы развлекать королевскую знать. Почти через 1000 лет на испанскую землю пришли мавры и цыгане, которые привезли свои стили танцев. Слияние нескольких культур Иберийского полуострова (арабской, цыганской, иудейской, христианской) усовершенствовало уже существующий танец фламенко. Будучи народным видом творчества, мастерство фламенко передавалось от учителя к ученику и на бумаге не записывалось.

Танец Фламенко в паре

Этот музыкальный жанр родился в Андалусии, но по всей Испании встречаются исполнители фламенко - гитаристы (guitarristas), танцоры (bailarínes), певцы (сantantes). Фламенко - один из символов Испании, имеющий первостепенное значение для танцевальной культуры. Фламенко - народный одиночный танец, в котором жесты - это страстное и эмоциональное выражение чувств. Это танец внутреннего освобождения, танец для женщин с судьбой!

Довольно сухое и точное описание фламенко приведено в БЭС: "Танцы фламенко (аллегриас, солеарес, фарукка и др.) бытуют у цыган южной Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания или чередования ударов каблуков и носков, значительна роль рук. Кастаньеты используются редко и обычно женщинами. Танцы фламенко исполняются в сопровождении гитары, выкриков, хлопков в ладоши. Допускается импровизация, несравненно большая, чем в других народных испанских танцах."


Накал страстей порой настолько высок, что создается впечатление, что мужчина и женщина, танцующие на высоких каблуках, хотят затанцевать друг друга до изнеможения. Даже в странах Латинской Америки существуют жанры, представляющие собой смесь фламенко. Привезли их в Америку первые испанские эмигранты. Примером служат кубинские хабанеры . Разновидностей фламенко много: фанданго, малагенья, алегриас, солеарес, фаррука...

Фламенко - огненный танец

Севильяна - один из популярных в Андалусии танец. Танцеют в паре. Танцоры, в заданном гитарой ритме, хлопают в ладоши и при этом поют. В ходе танца партнеры постоянно то приближаются друг к другу, то отдаляются.

Сардана - народный каталонский праздник. Название его происходит от названия острова Сардиния, в Италии. Давно, этот остров входил в состав Арагонского королевства. Танцоры, их количество ограничено лишь размером площадки для танцев, берутся за руки. Образуя круг, совершают определенные движения, отбивая такт каблуками.

Чотис - танец жителей Мадрида. Очень медленный танец. Танцуется в паре, партнеры тесно прижимаются друг к другу. Движение в танце очень просты: три шага налево, три направо, поворот. Весь танец пара танцует на "пятачке".

Мунейра - танец, распространенный в Галисии. Его танцуют группой. Танцоры поднимают вверх руки и выполняют разнообразные быстрые прыжки.

Хота - танец, популярный во всей Испании. Самая известная хота в Арагоне. В каждой провинции танец имеет свои разновидности.

Пасодобль - танец, связанный с корридой. Многие знаменитые тореро имеют свой собственный пасодобль. Танцеутся в парах. Танцоры изображают тореро и его плащ, подчиняясь ритму музыкального сопровождения.

Алегриас (Alegrias) - веселый танец. Родина алегриас - город Кадис. Появление этого танца свяывают с победой испанцев над войсками Наполеона. Благодаря своему географическому положению, город долго был в асаде врага. Силы защитников были на исходе, уже казалось вот вот наступит поражение, но на помощь жителям с севера пришли аррагонцы и помогли им в решающий момент. Часто куплеты алегриас повествуют об этом событии. В алегриас много движений из арагонской хоты. Алегриас носит веселый, но вместе с тем немного жесткий и победоносный. Исполняется в мажорной тональности.

Фарукка (La Farruca) - захватывающий мужской танец, который первоначально был песней. Цыгане из Андалусии приняли фарукку и изменили на собственный манер. Этот танец является одной из современных форм фламенко и исполняется в минорном ключе. Первоначально, фарукка, танец для мужчин, но сейчас все чаще его стали исполнять женщины, одетые в мужской костюм. Фарукка - танец величавый, гордый, торжественный.

Сегидилья - танец из Ла Манчи. Относится к класическим танцам XVIII века. Руки женщины сплетают кружевные узоры своими плавными движениями. У мужчин движения отличаются строгостью, возвышенностью и четкой пластикой. Движения рук быстрые и проворные, они рассекают воздух, как удары меча, как стрелы молнии.

Специалисты говорят, что для любого танца Испании характерны невероятная ритмичность, эмоциональность и разнообразие движений. Это секрет его быстрого распространения по всему миру. На театральных сценах все больше стало постановок балетов, построенных именно на танцах из Испании.

В начале XV века на территории Андалусии зародилось искусство фламенко. Именно эта южная территория Испании стала местом сосуществования тогдашних изгоев – цыган, евреев и мавров. Эти народности сформировали свой уникальный мир, в котором смешались их культуры, в результате чего и появился «магический кристалл Андалусии» — именно так называют самобытный жанр фламенко.

Музыка и танцы для цыган – это воздух и вода, так не обходимые для жизни. Пластичность, гибкость, выразительность движений и темперамент, которые передаются из поколения в поколение, стали основой сегодняшнего фламенко.

Почему это искусство называется именно «фламенко», историки до сих пор ведут споры. Версий происхождения названия существует множество, например, есть мнение, что словом «фламенкос» обозначались цыгане, которые пришли на земли Испании через Германию, а со временем этим словом стали называться цыгане-исполнители или «певцы фламенко», считавшиеся эталоном музыкальности.

Согласно другой версии, слово «фламенко» произошло от латинского слова «flamma» («огонь», «пламя»), т.к. андалусские танцы и песни еще в те времена отличались огненным характером.

По еще одной гипотезе, название «фламенко» (так на испанском называется птица фламинго) связано именно с этой птицей, т.к. многие хореографические позиции имитируют позы величественного фламинго.

Но, несмотря на множество противоречивых версий, бесспорным фактом является то, что это искусство родилось в результате слияния музыкальных культур нескольких народов, каждый из которых потерял свою родину и утратил веру, но не утратил страсть и пылкости души, а также танец, песню и музыку, как жизненно необходимую часть бытия.

Развитие культуры фламенко

Назвать точную дату формирования фламенко, как вида искусства невозможно. Согласно историческим сведениям, достоверно можно сказать, что до начала XVIII века танец сопровождался только хлопками. XIX же век стал Золотой эпохой фламенко, когда исполнителей стали приглашать в дома знати и популярные таверны. А танец или песня стали сопровождаться виртуозом гитаристом.

Изначально, фламенко не выходило за пределы испанских домов, а вернее, за пределы patio – внутренних двориков, являвшихся традиционными местами общения соседей и членов семьи. Но постепенно, это искусство стало превращаться из закрытой в открытую культуру.

В местах временных цыганских поселений (они обычно располагались за городом) стали устраиваться открытые для всех желающих, фиесты фламенко. Постепенно без фламенко уже не обходилась практически ни одна таверна. Это искусство превратилось для исполнителей в ремесло, которым можно было зарабатывать на жизнь.

Первые café cantante (артистические кафе) с номерами фламенко появились в Севилье в 1842 году. С тех пор это искусство стало доступно для широкой публики. Между исполнителями начала расти конкуренция, способствовавшая развитию разнообразных исполнительских форм, стилей и жанров фламенко.

Однако в средине XIX века артистические кафе начали терять доходность, «выживали» лишь те заведения, в которых клиентам разрешалось самим выбирать репертуар. Таким образом, фламенко перестало быть душевным искусством, а стало простым бизнесом, держащимся на вкусах и предпочтениях тех, кто платит.

Большую популярность фламенко приобрело у богатой молодежи, которую, впрочем, восхищала только эстетическая сторона этого искусства, но никак не драма и боль, которые им движут. Фламенко стало частью развлекательной индустрии, продуктом массового потребления.

В начале ХХ века фламенко вышло на театральные сцены в виде профессиональных постановок, называвшихся ópera flamenco. Классические атрибуты фламенко – это танец и пение в сопровождении гитары, но постепенно гитара утратила свое традиционное значение, т.к. ее стали заменять оркестровым сопровождением. Выходя на более широкую аудиторию, фламенко было вынуждено адаптироваться под любую публику, стараясь ей понравиться.

Однако сохранилось в Испании и немало мест, где исполнители сберегли чистоту стиля и где продолжает звучать истинное «канте хондо».

Фламенко – крик души

Сегодня часто можно встретить объединение понятия «канте хондо» и «канте фламенко». Но исследователи фламенко не пришли к единому мнению о схожести или отличии этих понятий. Термин «Hondo» (андалузцы произносят «Jondo») используется для обозначения глубины (выразительности, эмоциональности) исполнения фламенко.

Чаще всего под пением хондо понимают манеру распевания фламенко различными исполнителями. «Канте фламенко» — это то, что поется, а «канте хондо» – это то, как поется и исполняется. Именно «канте хондо» считается первоисточником духа, трагичности и всеобъемлющего ощущения. Тогда как «канте фламенко» — это уже осовремененное искусство, которое уступает хондо по глубине чувств.

Основные атрибуты фламенко

Танец фламенко передает весь эмоциональный спектр исполнителя. В танце важно не столько мастерство танцора, сколько история, которую рассказывает исполнитель с помощью движений своего тела.

Самой характерной чертой фламенко является сапатеадо – ритмичное отбивание такта каблуками и подошвами ботинок по полу. Изначально сапатеадо исполняли только мужчины, а женское исполнение предполагало плавные движения рук. Сегодня различия между мужским и женским фламенко выражены не настолько ярко, хотя красота движений рук так и осталась женской прерогативой.

Кроме сапатеадо, обязательными элементами фламенко являются хлопки ладонями (пальмас) и щелканье пальцами (питос). Кастаньеты пришли в культуру фламенко позже, и сейчас используются наравне с традиционными приемами.

Костюм танцора фламенко состоит из темных брюк, широкого пояса, белой рубашки и короткой жилетки-болеро. Прообразом платья танцовщицы, называемого bata de cola, является традиционное цыганское платье, обычно длинное, украшенное многочисленными воланами и оборками. Если же женщина исполняет мужской фламенко, она надевает мужской костюм.

По своей сути, фламенко – танец одного исполнителя. Танцор не скован хореографическим сценарием, синхронностью движений и прочими «искусственными» условностями. Он всегда импровизирует, и в этом выражается дуэнде – игра с огнем, непостоянство, страсть, опасность, которые являются основой искусства фламенко.

Фламенко – испанский музыкальный стиль, сочетающий в себе пение (обычно в песнях мало слов), танец и музыкальное сопровождение (обычно танцуют под гитару, удары в ладоши и каблуками производятся согласно заранее определенному темпу).

Что такое фламенко.

На сегодняшний день испанский танец фламенко очень популярен. Многие истинные ценители фламенко придумали множество разветвлений и разновидностей в его стиле.
Он был сформирован благодаря богатому историческому наследию, которому подверглась испанская земля. Арабы, византийцы, индусы и греки, цыгане и испанцы на протяжении веков чеканили стороны и образы фламенко.
История фламенко уходит в далекое прошлое – около 500 лет назад. Но особую роль сыграли цыгане. В 15 в. они прибыли на Пиренейский полуостров из Азии. Поселившись в историческом регионе Андалусия, за многие годы византийские цыгане смешались с местным населением.
Так как цыгане славятся своим умением петь и танцевать, то частичка цыганской музыки и танца смешалась с испанской, что в итоге выросло в что-то похожее на сегодняшний фламенко. Но лишь спустя 3 столетия в данный стиль была добавлена гитара, без которой сегодняшний фламенко немыслим.
Испания всегда открыта для туристов и путешественников, которые неравнодушны к музыке, танцам и пению. Эта страна может поистине дивить своим шармом и обаянием, а древний фольклор может завлечь с головой в омут страсти и безумия, ведь фламенко это не просто танец, это фольклор, смешанный с музыкой, а также чувствами танцора и его душой.

Где можно увидеть фламенко в Испании.

Испания предоставляет возможность увидеть живое выступление танца (там же вы можете попробовать все разнообразие ):

  • 2 раз в год, фестиваль носит название «Биеналь дэ Фламэнко» (вход сободный). Длится фестиваль 28 дней. История данного фестиваля насчитывает 35 лет, но он уже успел получить популярность во многих уголках Земли как самый шикарный и грандиозный фестиваль фламенко в Испании;
  • помимо фестиваля в Севилье в местных таблао (таблао – бар, в котором исполняют танец фламенко) можно ознакомиться с фламенко в любое время года. Наиболее популярные таблао: Каса Ансельма (нач. в 24-00, ежедневно, вход свободный), Лос Галос (нач. в 20-00, ежедневно, вход 35 евро с чел.), Аудиторио Альварэз Куинтэро (нач. в 19-00, ежедневно, вход 17 евро с чел.).

В других городах испанский танец фламенко также популярен и пользуется спросом у туристов и путешественников:

  • в Хересе – фестиваль «Фиеста дэ ла Булерие» проходит 1 раз в год, дату нужно уточнять на сайте города;
  • в Кадисе – можно посетить местные таблао города, и ощутить всю прелесть фламенко;
  • в Барселоне – осенний фестиваль фламенко проходит в таблао Кордобес (мин. стоимость посещения 45 евро с чел.), где выступают самые лучшие каталонские исполнители фламенко;
  • в Гранаде – в местных таблао города;
  • в – в таблао Вилла Роса (мин. стоимость — 32 евро с чел.), таблао Коррал дэ ла Морэйа (мин. стоимость — 39 евро с чел.);
  • в Кордове – в местных таблао города.

Фламенко в пещерах Гранады.

Помимо фестивалей и таблао фламенко своими корнями глубоко уходит в , где местные цыгане танцуют замбру в пещерах горы Сакромонтэ. Гранада считается родиной Замбры, так как тут зародился этот танец, в котором тесно переплетаются мотивы гитары с пением.
Испанские цыгане в Гранаде уже на протяжении 5 веков хранят секрет исполнения настоящего фламенко, который держится в тайне и передается только от родителей к детям.
При большом желании истинные ценители фламенко могут посетить Гранаду и пещеры Сакромонтэ в сентябре из любой точки земного шара, ведь сегодня любая туристическая организация предлагает широкий ассортимент путевок и приятных скидок на туристические группы.
Находясь в Испании или же в Гранаде, посещение пещер с исполнением испанского танца фламенко будет бесплатным.

А вы заете, что…

Испанский танец фламенко за свою многолетнюю историю существования оброс легендами, удивительными историями и интересными фактами. Из наиболее примечательных событий можно выделить следующие:

  • почти до конца 19 в. цыгане исполняли танец босиком;
  • послом всех цыган в ЕС является танцор Х. Кортэс;
  • гитара для фламенко сделана из кипариса;
  • удивительный звук от игры на гитаре получается благодаря коротким и сильным ударам гитариста о струны;
  • слова песни обычно исполнитель придумывает сходу, без особой подготовки и заранее спланированного контекста;
  • обычно гитарист во фламенко считается самым важным звеном и самым почитаемым среди всего коллектива танца;
  • почти 90 % гитаристов фламенко не знают нот;
  • существуют разновидности фламенко: фламенко-рок, -джаз и -поп;
  • до конца 18 века фламенко существовал только в узком кругу цыганских семейств;
  • в каждом испанском городе существует свой вид и форма фламенко;
  • самый крупный фестиваль, посвященный фламенко, проходит в Севилье;
  • в Барселоне в честь танца открыт ресторан и музей.

В мире существует немало танцев. У каждого народа свои ритмы и музыка. Но в современном мире вряд ли найдется человек, который никогда не слышал бы об испанском фламенко.

Женщина, танцующая фламенко

Пожалуй, самой известной в мире исполнительницей, с чьим именем ассоциируется фламенко, стала знаменитая Кармен. Жгучая красавица с яркой розой в длинных черных волосах. Ее образ стал символом танца на все времена.

Под чарующие звуки гитары, сопровождаемые душевным пением, танцует женщина. Ее пышные юбки развеваются в такт движениям. Ее руки извиваются, словно крылья сказочной птицы. Ее глаза полны страсти и огня. Ее сексуальность притягивает мужчин, словно свет фонаря мотыльков в ночной тьме. Она знает, как она красива, и гордится этим. Но эта женщина не из дешевок, она знает себе цену, и завоевать ее сердце сможет только лучший.

Фламенко - страсти, огня, выражение чувств и эмоций. В нем нет ничего наигранного или вымышленного. Он - сама жизнь. Исполнять его без вдохновения невозможно. Лучшие исполнители - те, кто вложил во фламенко свою душу, страсть и трепет тела.

Направления танца

Издавна выделяют два направления фламенко, которые отличаются друг от друга по стилистике. Древний cante hondo (в переводе означает глубокий) - это исторически сложившийся культовый танец. В нем выражается сакральная сущность мечущейся души.

Второе направление - cante chico (облегченный). Это современное фламенко, которое утратило духовную составляющую и стало танцем для всех. В обоих классах выделяется свыше 50 разновидностей, различия между которыми сможет понять лишь опытный специалист.

Истоки танца

Фламенко - это танец, зародившийся в глубокой древности. Его истоки берут начало в мавританской культуре. В XV веке в Андалузию хлынули потоки беженцев из Византии. Среди них были цыгане, евреи, негры и другие народы. Все они жили изгоями, людьми низшего сорта. Вся боль народа выплескивалась в рвущих душу музыке, песнях и в страстных танцах. Каждый народ внес во фламенко часть своего культурного наследия, частицу своей души.

В XVIII веке ситуация наладилась, гонения на цыган прекратились, танцоры вышли на площади и выступали в тавернах. Искусство, столько веков считавшееся сакральным и запретным, вышло на свободу, завоевав популярность. Испанское фламенко стало символом обретенной свободы.

Уже в XX веке к традиционным испанским и цыганским элементам органично приплелись кубинские мелодии, джазовые напевы. Танец дополнился элементами классического балета.

Слияние жанров

Испанский танец фламенко, по сути, не только зажигательные движения танцовщицы или танцора. Это симбиоз из музыкального сопровождения токе, традиционно исполняемого на гитаре, задушевного пения канте и непосредственно танца байле.

Фламенко - это байлаора, кантаора и тораора. В традиционном исполнении каждый из них может начать свою партию. А остальные поддерживают. Первым может выйти любой из троицы и задать тему. А оставшиеся подхватят ее музыкальной, танцевальной или песенной импровизацией. Когда на первый план выходит один из исполнителей, остальные держатся на втором плане, чтобы дать выступающему выплеснуть свои эмоции. Но в процессе выступления роли меняются. И лишь в конце они объединяются в апогее танца, объединенного общим огнем.

Сложные ритмы

Музыкальный ритм фламенко сложно перенять или переложить на ноты. Каждый раз во время исполнения одна и та же мелодия может воспроизводиться быстрее и медленнее, добавляются переходы и переливы. Истинное искусство танца (Испания) фламенко передается от учителя к ученику.

Исполнители

Известным всему миру фламенко сделали известные исполнители. Как только были отменены гонения на цыган и испанцы узнали красоту жизнеутверждающего танца, он стал необычайно популярен. Уже в 1842 году была открыта первая школа фламенко в Севилье. Именно с этого времени танец стал индустрией, он утратил свою сакральность и таинственность.

На рубеже XVIII-XIX веков был известен исполнитель Сильверио Фронконетти, который нес это древнее искусство в массы. Его выступления всегда были полны страсти и огня. Но многочисленные последователи превратили фламенко из сакрального танца в спортивный, где техника исполнения стояла выше душевной глубины. Именно такой вариант и стал общепринятым во всем мире.

Но на родине, в Испании, остались истинные ценители. Там фраза «В нем нет огня!», сказанная об исполнителе фламенко, является «смертным приговором» для танцора. Известен случай, когда на одном из танцевальных конкурсов главный приз получила 80- летняя старушка. Она заткнула за пояс юных исполнительниц своим внутренним огнем и страстью, отразившимися в танце. Ведь, как говорят испанцы, танцевать нужно так, словно сама смерть держит тебя за плечо.

Процесс обучения

Фламенко - это очень популярный танец. Практически в каждом городе есть школы, где обучают ему. Не иссякает и поток желающих познать тайны мастерства. И в этом нет ничего удивительного, ведь именно фламенко раскрывает женскую сущность. Нельзя быть скромницей в жизни и с жаром исполнять движения на сцене. Начав обучение, женщина меняется внутренне, она освобождается от комплексов, познает себя, раскрывается, словно бутон. Начать обучение можно хоть в 6 лет, хоть в 86. Ограничений нет.

В Испании всем желающим предлагают пройти базовый курс фламенко для начинающих, состоящий из 10 занятий, которые проводятся по 2 раза в неделю. Познать основы танца можно менее чем за месяц, но чтобы стать профессионалом, понадобятся годы работы.

Хороший педагог, прежде всего, заставит женщину полюбить себя. Ведь только женщина, гордящаяся своей красотой, сможет достойно преподносить себя в танце.

Основная поза - поза полного довольства собой. Гордая красавица не знает комплексов, не видит в себе изъянов и уж точно не расскажет о них другим. После этого прорабатываются женственные жесты, шаги, повороты. Танцовщица - это королева, а зрители, с восхищением глядя на нее, видят в ней неземную женщину.

Почему стоит обучиться фламенко

Каждой девушке, независимо от даты рождения, стоящей в паспорте, стоит попробовать себя в фламенко. Обучение этому танцу раскрывает в женщине скрытые резервы. Уже после нескольких месяцев занятий она поймет, что в жизни нет места притворству и страхам. Женщина сильна и прекрасна, ее не сломить бытовыми сложностями. Она любит и любима.

К тому же регулярные тренировки значительно улучшают фигуру. Основное требование ко всем танцующим - ровная спина как символ несгибаемого характера. О сколиозе и сутулости можно забыть после первых занятий.

Важные элементы танца - отбивание дроби ногами. Оттачивание этих упражнений делает мышцы ног подтянутыми и упругими, а ноги стройными и красивыми.

Руки танцовщицы должны порхать словно крылья. Мастера учат изгибать их красиво и грациозно.

Регулярные занятия неизбежно повлекут улучшение фигуры, подтягивание всех мышц, улучшение их рельефа. Красивая осанка - еще один немаловажный плюс от занятий. Ну а уверенность в себе и избавление от комплекса неполноценности будут приятным бонусом.

Фламенко лечит проблемы подобного рода лучше любых психологов.

Одежда для танца

Фламенко - танец с цыганскими корнями. Одежда для танцовщицы напоминает традиционное платье представительницы кочевого народа. Юбка до пола выполнена из разноцветной материи. Она может быть многослойной или украшенной оборками и воланами. Во время движения танцовщица словно оказывается охвачена волнами собственного платья. Неотъемлемая часть танца - игра с подолом, который напоминает то безудержные морские волны, то языки обжигающего пламени. Это платье обязательно яркое, броское - никаких пастельных тонов!

Шаль с длинными кистями - еще один элемент женского костюма. Она может повязываться на талии, подчеркивая стройность силуэта, либо набрасываться на плечи. В этом случае она образует в движении силуэт парящей птицы.

Нередко выступают танцовщицы и с веером, буквально гипнотизируя зрителей и держа в напряжении до последнего момента. Каждый атрибут во время движения под музыку словно оживает, внося свои дополнения в рассказ испольнительницы.

Важная деталь костюма - обувь с каблуками, которыми исполнитель отстукивает ритм. В руках могут быть кастаньеты, которые издают щелчки и задают темп движениям и музыке.

Мужчины, исполняющие фламенко (фото в статье), одеваются в темные брюки с широким поясом и белоснежную рубашку. Можно дополнить наряд короткой жилеткой. Образ исполнителя лаконичен и строг. Это само воплощение мужественности и стати.

Важные элементы

Во время исполнения фламенко танцор не парит над землей, напротив, он уверенно стоит, как бы занимая твердую, жизнеутверждающую позицию. Это символ безопасности и защищенности. Он зянял свое место, оно принадлежит ему по праву, хотя бы на время танца.

В движениях каждой части тела проявляется рассказ о жизни, повествование о том, что волнует каждого в отдельности и всех вместе. Из грудной клетки исходят переживания, обиды, любовь и печаль. Плечи танцора говорят о навалившемся грузе ответственности и вековом угнетении. Кисти рассказывают о чувствах, это самая выразительная часть тела исполнителя. Широко расставленные локти словно позволяют ему занять твердую жизненную позицию, освободить для себя кусочек под небом. Позвоночник - это основа танца. Он символизирует несгибаемость характера, твердость духа и упорство.

Движения в фламенко несложны, их не так уж и много. Но каждое из них наполнено глубоким смыслом, таит в себе мудрость веков. Знающий язык танца может поведать миру свою историю, заставить сопереживать всех зрителей. Это путь, ведущий к внутреннему освобождению и радости, хотя внешне он наполнен грустью и болью.

Новые формы

На протяжении истории фламенко менялось, переживало взлеты и падения. И пусть сегодня ценители говорят, что этот вид искусства умер, но интерес к нему не угас. Напротив, появляются новые виды и течения, основанные на традиционном исполнении и дополненные современными формами. Так появились фламенко-поп, фламенко-рок, фламенко-джаз и джипси-румба. Каждый из них имеет право на жизнь и находит поклонников и последователей. Но остается фаворитом!

Новичку сложно разобраться в этих течениях. Но зато каждый может найти то, что ему действительно по душе. Главное - понять дух танца, постичь глубинный смысл движений и вложить чувства в исполнение каждого па.

Увидев объявление о наборе в школу фламенко, не стоит проходить мимо. Возможно, это сама судьба подает знак о том, что пора менять свою жизнь, раскрываться и лететь. А танец - это лучший способ сделать это красиво и достойно.

Темпераментное, зажигательное фламенко никого не оставит равнодушным. Ноги сами будут двигаться в такт страстной музыки, а ладони отстукивать экспрессивный ритм

Культура фламенко сформировалась в южной части Пиринейского полуострова, в основном в Андалусии. В целом, культура фламенко включает в себя музыкальное искусство. В большой степени это гитарное, вокальное искусство, танцевальное, театральное и характерный стиль одежды. Термин «фламенко» тесно связан с культурой и бытом цыган, в Андалусии в течение 150 лет он и означал именно эту народность. Есть и другие версии этого термина: в испанском языке flamenco, кроме цыган, означало еще «фламандец» и «фламинго». Возможна версия происхождения термина и от латинского flamma - огонь. Очевидно, каждая трактовка частично соответствует истине, и, собранные воедино, они создают целостный образ всей культуры фламенко.

История возникновения танца

Долгое время единственными носителями культуры фламенко считались цыгане. Они прибыли в Испанию в 15 веке из Византии, и стали впитывать в себя местные традиции музыки и танца. А в Испании сильно было влияние арабской, мавританской культуры. Так, цыгане, впитав в себя испанские, арабские, еврейские традиции, и соединив их с собственной самобытной культурой, создали такое уникальное явление как фламенко. Они жили замкнутыми, обособленными группами, и длительный период фламенко было изолированным искусством. Но в 18 веке, с прекращением гонений цыган, фламенко «вышло на свободу» и сразу же завоевало популярность.

В 20 веке фламенко обогатилось кубинскими традициями, джазовыми вариациями. Движения испанского классического танца также стали использоваться в культуре фламенко. Сейчас фламенко пользуется заслуженной популярностью: его танцуют профессионалы и любители, регулярно проводятся фестивали фламенко, существуют многочисленные школы этого вида танца.

Что такое фламенко?

В основе всех испанских танцев лежит народное искусство. Танцы в стиле фламенко часто исполняются в сопровождении кастаньет, хлопков в ладоши - пальмас, ударов в перпуссионный ящик (кахон). Нельзя представить фламенко без традиционных атрибутов - длинного платья, веера, иногда шали, которую танцовщица то оборачивает вокруг своего стана, то раскручивает. Непременным моментом танца является игра танцовщицы с подолом своего платья. Это движение напоминает о цыганском происхождении фламенко.

Мелодия испанского танца довольно часто имеет музыкальный размер 3/4, но может иметь и двудольный размер 2/4 или 4/4. Для фламенко характерны движения сападеадо - выстукивание ритма каблуками, питос - щелчки пальцами, пальмас - хлопки ладонями. Многие исполнители фламенко отказываются от кастаньет, так как они не дают возможности в полной мере проявить выразительность рук. Руки в испанском танце работают очень активно. Они придают танцу экспрессивность и грациозность. Движение флорео - поворот кисти с ее раскрытием - просто завораживает. Оно напоминает цветок, который постепенно распускается.

Виды

Под общим названием фламенко объединено много испанских танцев, среди которых аллегриас, фаррука, гарротин, буллерия и другие. Существует множество стилей фламенко, различающихся ритмическим рисунком. Наиболее известные из них:

  • Палос
  • Фанданго
  • Солеа
  • Сегирийя

Стиль кантре фламенко включает в себя и танцы, и пение, и игру на гитаре.

Искусство фламенко, являясь синтетическим, объединяющим культуру востока и запада, оказало влияние на формирование музыкальных и танцевальных стилей по всему миру. Сформировались современные виды фламенко:

  • джипси-румба
  • фламенко-поп
  • фламенко-джаз
  • фламенко-рок и другие.

Особенности фламенко

Для танца и музыки фламенко характерны импровизации. Сложный ритмический рисунок, обилие мелизмов и вариаций, делают затруднительным точную нотную запись и запись танцевальных движений. Поэтому в искусстве фламенко важная роль отводится учителю, через которого самобытная культура передается из поколения в поколение. Фламенко оказало влияние на латиноамериканскую музыку, джаз. Современные балетмейстеры и хореографы видят в искусстве фламенко большой простор для самореализации и внедрения новых идей.



Рассказать друзьям