Истинный патриотизм и героизм в понимании Л. Толстого

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа – победителя в войне 1812 года. Главный герой романа – русский народ. Как и в “Севастопольских рассказах”, так и в этом романе Толстой реалистически рисует войну в “крови, в страданиях, в смерти”. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе(уход населения из Смоленска и Москвы, голод), смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов). Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов.

Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества.

В романе “Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотиз- это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.

Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма- истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском. Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать.

Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма.

Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека, настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.

Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост:” Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”. Толстой рисует партизанские отряды Долохова и Денисова, рассказывает о крестьянине Тихоне Щербатом, который был незаменимым человеком в отряде и принимал участие в самых рискованных операциях. Благодаря огромному массовому патриотическому движению русских людей против французских захватчиков, враг был разгромлен и изгнан.

Толстой показывает, что патриотические чувства охватывают людей различных политических взглядов: передовую интеллигенцию (Пьер, Андрей), фрондирующего старого князя Болконского, консервативно настроенного Николая Ростова, кроткую княжну Марью. Патриотический порыв проникает и в сердца людей, казалось бы далеких от войны- Пети, Наташи Ростовых. Но это только казалось бы. Настоящий человек по мысли Толстого не может не быть патриотом своего Отечества. Всех этих людей объединяет чувство, которое есть в душе каждого русского человека. (Семья Ростовых, покидая город, отдает все подводы раненым, тем самым лишаясь своего имущества. После смерти отца Мария Болконская уезжает из имения, не желая жить на занятой врагами территории. Пьер Безухов думает убить Наполеона, прекрасно понимая, чем это может кончиться.)

Собравшись в Слободском дворце, купцы и дворяне для защиты России жертвуют своим имуществом. “Узнав, что граф Мамонтов жертвует полк, Безухов тут же объявил, что он отдает тысячу человек и их содержание”

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света. Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, “золотой молодежи” типа Анатолия Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и ни за что получать награды.

В разгар войны А. Шерер занята выбором достойного жениха. В ее салоне берут штраф за каждое произнесенное французское слово. Конечно, этим людям, далеким от народа, чуждо исконно русское патриотическое чувство. Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Объединяя людей по нравственному принципу, подчеркивая особую важность при оценке человека истинности его патриотического чувства, Толстой сближает самых разных по своему общественному положению людей. Они оказываются близкими по духу, поднимаются до величия народного патриотизма. И недаром в трудный период жизни Пьер Безухов, оказавшись на Бородинском поле приходит к убеждению, что истинное счастье – слияние с простым народом.(”Солдатом быть, просто солдатом. Войти в эту общую жизнь всем существом.”)

Таким образом, истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами. Победитель – русский народ. Подлинные герои – простые русские люди, которые совершили великое дело – победили “непобедимого Наполеона”.

1. Реализм Толстого в произведении “Война и мир”.
2. Истинный патриотизм:
а) Величие духовных сил русского народа в войне 1812 года;
б) Непоколебимая стойкость русской армии;
в) Капитан Тушин – народный герой;
г) Народный полководец М. Кутузов;
д.) Стихийный рост партизанского движения.
3. Истинный патриотизм русского дворянства.
4. Ложный патриотизм высшего дворянского общества.
5. Разгром и изгнание захватчиков – результат воли народа к победе.

Схожі твори:

  • Образ Феліція в однойменній оді ДержавінаЗа словами В. Г. Бєлінського, Ода «Феліція» – одне з «кращих створінь Державіна, в якій видно російський розум і чується російська мова. Незважаючи на значну величину, ця ода пройнята внутрішньою єдністю думки, від початку до кінця витримана в тоні ». Дивно, що при такій високій оцінці критики даної оди сам поет не наважувався її надрукувати. Ода виявилася відомою завдяки знайомому Державіна, раднику президента Академії наук О.П. Козодавлева, який показував її декільком особам, в тому числі і Є. Р. Дашкової. Твір було надруковано в першому випуску «Співрозмовника любителів російської словесності», видання було пов’язано з посиленням боротьби Катерини II проти дворянської опозиції. В оді під ім’ям «киргиз-Кайсацкой” царівни Феліція Державін зобразив Катерину П. Ім’я Феліція взято поетом з «Казки про царевича Хлорі», написаної самою імператрицею для її онука, майбутнього імператора Олександра Павловича. Катерина II прихильно прийняла подарунок віршотворця, адже «Феліція» з її протиставленням доброчесного і мудрої імператриці слабким, порочним дворянам відповідала її власною програмою. Державін багато в чому проявив себе в цій оді як новатор. Перш за все порушив классицистическую нормативність, доповнивши оду сатирою. Завдяки цьому, про заслуги Феліція він говорить напівжартома, напівсерйозно. Новаторство поета полягала і в тому, що образ його головної героїні подається їм багатопланово: Феліція – освічена монархиня і в той же час – приватна особа. Автор ретельно виписує звички Катерини-людини, її спосіб життя, особливості характеру. Феліція не наслідує своїм наближеним, часто ходить пішки, вживає найпростішу їжу. У своїх вчинках вона не горда, в жартах і справах люб’язна, в дружбі приємна і тверда, байдужа до слави. Вираз «байдужість до влади» в даному контексті можна сприймати в прямому сенсі слова: Катерина відмовилася від титулів «Велика», «Премудра», «Мати вітчизни», піднесений їй в 176 7 році Сенатом і комісією з вироблення нового уложення. Імператриця, в зображенні Державіна, займається законодавчою діяльністю, не любить маскаради, але … Лагідності ходячи стезею, Милостива душею, Далі поет перераховує позитивні сторони царювання Катерини, підкреслює її справедливість у розв’язанні конфліктних ситуацій: лише їй підвладне творіння з темряви світла, лише вона одна здатна, «ділячи Хаос на сфери струнко, союзом цілість їх кріпити», творити з розбіжності згоду, а з пристрастей лютих – щастя. У заслугу Катерині ставиться і те, що вона нікого не ображає і не ображає, на дуріння дивиться крізь пальці, але зло суворо карає. Імператриця не здатна винищувати людей, як вовк знищує овець: Провини поблажливістю правиш. Як вовк овець, людей не тиснеш, Ти знаєш прямо ціну їх. Компліментарна манера викладу не заважає поетові показати конкретні справи правительки, її заступництво торгівлі та промисловості. Вона, за словами поета, той бог, який «брані усмирив», «сіра і убога покрив, одягнув і нагодував», «одно всіх смертних просвіщає, хворих покоит, зцілює, добро лише для добра творить», «дарував свободу в чужі області скакати, дозволив своєму народові сребра і золота шукати »,« велить любити торги, науки і щастя дому знаходити ». Поряд з компліментами, В оді «Феліція» Катерина отримала не менше повчань, ніж її вельможі. По відношенню до благородної покровительці наук і освіти Державін пропагує свій основний життєвий принцип, не раз акцентуючи увагу на тому, що цар повинен дотримуватися законів, єдині як для нього, так і для підданих. Ці закони, за словами Державіна, засновані на “божеською волі», а тому є загальнообов’язковими. Торкнувся поет і літературну діяльність Катерини: Феліція «просвічує людей» і пише «в казках повчання». Державін згадує казку, написану для онука, звертаючи увагу на її повчальний характер: Ти пишеш у казках повчання І Хлору в абетці повторюєш: «Не роби нічого злого, І самого сатира злого Брехуном нікчемним створиш ». Неоднозначне трактування викликає відоме визначення поезії, включене в оду: Феліція дивиться на поезію, як на «влітку смачний лимонад». Цілком можливо, що і Катерина мала подібний погляд на літературу, однак і сам Державін ставив перед поезією завдання бути приємною, приємним і корисною. При цьому він вважав, що понад усе діяльність на державному терені, а вірші, поезія – Це те, чим можна займатися «в години вільні». Успіх «Феліція» був повним і блискучим. Імператриця надіслала Державіну золоту, обсипані діамантами табакерку з п’ятьмастами червоних – «з Оренбурга від киргизької царівни». Сміливість поета виразилася в тому, що він порушив давню традицію і до царюючої государині – особі, про який було прийнято говорити з підлесливістю, – звернувся не тільки як до монархині, іншої як до приватної особи. Сподіваючись, що його почують, Державін зважився заговорити з самою імператрицею і висловити їй свою точку зору. Судячи поотклі-ку, імператриця почула в оді тільки компліменти на свою адресу.

1. Понятие чувства патриотизма.
2. Самоотверженность русского народа.
3. Патриотизм и героизм дворянства.
4. Антинародное настроение аристократии.
5. Роль Андрея Болконского в романе.

Патриотизм — особое чувство, живущее в душе человека. Это преданность и любовь к отчизне, своему народу, готовность к жертвам и подвигам во имя нее. Эти светлые чувства издревле присущи народным массам. Окрыленный чувством патриотизма, народ делал во истине удивительные вещи — поднимался на борьбу с врагами и побеждал, несмотря ни на преимущества врага, ни на условия боя. В основе этого чувства лежит преданность родному народу, стремление помочь ему, отдать все силы на его защиту. Историческая действительность говорит о том, что на русский народ, начиная еще со времен Киевской Руси, подвергался постоянным нападениям извне. И в таких случаях на защиту страны поднимались не только воины, но и простой народ. Создание Л. Н. Толстым романа-эпопеи, посвященного мужеству русского народа, также можно считать проявлением патриотизма. Вдвоем произведении автор признает решающую силу в историческом процессе именно за народом. В своем видении исторической действительности Толстой был наиболее близок взглядам русских революционных деятелей. Тем более что идея создания романа возникла у писателя под воздействием настроений 60-х годов XIX века, во время, когда начало формироваться движение революционных демократов.

Начиная свое повествование, Толстой описал во вступлении романа первые столкновения русских и французских войск в 1805 году. Были достаточно точно описаны Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, в которых русские войска потерпели поражение. Но и в описании проигранных битв писатель не забывает о мужестве солдат и командиров. С симпатией рассказывает автор о П. И. Багратионе, поведшем свои войска в битву под деревней Шенграбен. Есть еще один незаметный герой — капитан Тушин, человек простой и скромный, разделяющий жизнь и взгляды солдат. Начальство проявило свое недовольство касаемо неумения соблюдать парадный военный устав. Но в бою именно Тушин демонстрировал героизм, доблесть и мужество — с горсткой солдат он удерживал в течение длительного времени укрепления, несмотря на серьезный натиск со стороны противника, не ожидавшего «дерзости стрельбы четырех никем не защищенных пушек». С неказистой, некрасивой внешностью, но с прекрасной и чистой душой патриота предстает перед читателем Тимохин, «чья рота одна удержалась в порядке». При этом солдаты не видят смысла в сражениях на чужих территориях и не могут ненавидеть солдат вражеской армии, да и разобщенные офицеры не в состоянии донести до подчиненных необходимость ведения боевых действий.

Иное состояние возникает у солдат и офицеров, после того как армия Наполеона начинает движение в России. Эта война становится народной, освободительной, и в ней принимает участие вся великая страна. На поддержку российской армии становятся все чины и сословия: купцы и крестьяне, дворяне и мастеровой люд. «От Смоленска до Москвы во всех городах и деревнях русской земли» поднялись люди и пошли на своего врага. Девизом освободительного движения в России стало высказывание: «Лучше уничтожить, но не дать врагу». Купцы в ущерб своему делу стали отказывать в помощи французской армии.

Читатель может вспомнить поведение купца Ферапонтова. Он забывает от личных целях в трагическую для своей страны минуту, и это патриотическое чувство роднит простых людей и богатого купца: «Тащи все, ребята... сам запалю».

Подобным становится и патриотический порыв Наташи Ростовой накануне сдачи Москвы Наполеону. Такое чувство было свойственно дворянам, сохранившим национальные традиции. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — любимые герои писателя. Именно на примере двух семей — Болконских и Ростовых — Толстой показывает самоотверженность русского дворянства. Эти семьи как никакие другие были близки русскому народу, уважали и любили природу и культуру своей страны. Их национально-нравственные запросы во время трудных для страны событий и легли в основу слаженного патриотического порыва. Это и есть «скрытый патриотизм», выражающийся в действиях, а не в словах. Благодаря этому чувству понимали все, что сдача Москвы в руки врага не трусость и не предательство, а жестокая необходимость. «Под управлением французов нельзя было быть: это было бы хуже всего. Они уезжали и до Бородинского сражения, и еще быстрее после него».

Поднималось неудержимой могучей волной народное партизанское движение: «Дубина народной войны поднялась с всею своей грозной и величественной силою. «И благо тому народу... который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных ситуациях, с простотою и легкостью поднимет первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Показывает здесь Толстой много разных судеб: и судьбы партизанских отрядов Долохова и Денисова, и судьбу простого дьячка, объединившего своей волей настоящую лесную армию, и старостиху Василису, истребившую сотни врагов. Совершенно с другими чувствами описывает писатель поведение аристократии. Ясно видно презрение к человеческому классу, далеко ушедшему от родного народа. Бездушие, зависть, жестокость и скудоумие — ярчайшие характеристики завсегдатаев салона мадам Шерер. Придворные сплетни и сложные интриги, сплетни и карьерный рот составляют основные жизненные интересы этих людей. Именно эта бездушная толпа выступала против назначения на командующий пост «старика» М. И. Кутузова.

К этой категории антипатриотично настроенных людей относятся и Борис Друбецкой, и Берг, попавшие в армию только ради служебной карьеры, ради желания стать командующими над массами. Андрей Болконский характеризовал их такими словами: «Они заняты только своими маленькими интересами и ждут только минуту, чтобы получить лишний крестик или ленточку».

Этот герой занимает особенное место в общей композиции романа. Он долго и сложно ищет смысл своей жизни, но становится настоящим героем благодаря любви к родине.

Он стремится жить для других, чтобы «не для меня одного шла жизнь моя». В тяжелое военное время князь проявляет себя истинным патриотом и офицером, который бережет свою честь воина. Он завоевывает симпатии подчиненных ему солдат, которые ласково зовут его «наш князь», гордятся им и любят своего командира.

Но не только полевые сражения рождают героев. Пьер Безухов сражается с врагами в захваченной Москве. Он проявляет лучшие сои душевные качества и бросается на помощь девушке, армянке, именно из-за этого и попадая в плен. Он не мог оставаться равнодушным к чужим страданиям, и сам не понимая того, шел на героические поступки.

В этих образах, к которым автор относится с симпатией и любовью, и есть настоящие герои. Преодолеть сомнения и выстоять во время сражений им помогла невидимая сила, исходящая от сотен жителей российской земли, и имя этой силы — патриотизм.

«Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона , и Кутузова , и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.

Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.

Проблемы истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

В экстремальных ситуациях, в моменты вели­ких потрясений и глобальных перемен человек обязательно проявит себя, покажет свою внутрен­нюю сущность, те или иные качества своей нату­ры. В романе Толстого кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бес­полезной суетой - кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и стра­дания при сознании общего несчастья». Первые лишь Мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые - патриоты по сути - отдают жизнь во имя общей победы или оставля­ют на разграбление собственное добро, лишь бы оно не досталось неприятелю.

В первом случае мы имеем дело с ложным пат­риотизмом, отталкивающим своей фальшью, эго­измом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах: «...спо­койная, роскошная, озабоченная только призра­ками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором на­ходился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положе­ния». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят ко­рыстолюбие, выдвиженчество, службизм.

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афиш­ки», призывает жителей города не оставлять сто­лицы, а затем, спасаясь от народного гнева, созна­тельно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство со­четаются с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними дей­ствиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воз­званий и афиш, писанных тем ерническим язы­ком, который в своей среде презирает народ и ко­торого он не понимает, когда слышит его сверху».

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет слу­чая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, ко­торый, подобно другим штабным офицерам, дума­ет о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии». Навер­ное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах офицеров это жадное воз­буждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

О каких «других» лицах идет речь? Разумеет­ся, это лица простых русских мужиков, одетых в солдатские шинели, для которых чувство Родины свято и неотъемлемо. Истинные патриоты в бата­рее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам

Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». ЭКивое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не остав­ляй французам!» - кричит он русским солдатам.

А что делает Пьер? Он отдает свои деньги, про­дает имение, чтобы экипировать полк. И что за­ставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы? Все то же чувст­во обеспокоенности за судьбу своей страны, жела­ние помочь в общем горе.

Вспомним, наконец, и тех, кто покинул Мос­кву, не желая покориться Наполеону.Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Вот почему они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

Петя Ростов рвется на фронт, потому что «Оте­чество в опасности». А его сестра Наташа освобож­дает подводы для раненых, хотя без семейного добра она останется бесприданницей.

Истинные патриоты в романе Толстого не ду­мают о себе, они чувствуют потребность собствен­ного вклада и даже жертвы, но не ждут за это награды, потому что несут в душе неподдельное святое чувство Родины.

Патриотизм
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» назван эпопеей, потому что охватывает исторические события, происходившие с 1805 по 1821 год. Таким образом, действие романа занимает продолжительный отрезок времени. Более того, в нем участвуют более 200 персонажей, в том числе и всемирно известные полководцы. Автор изображает и Наполеона, и Кутузова, и Багратиона, и Раевского, и даже царя Александра I на фоне Отечественной войны 1812 года. Здесь же задействованы любые социальные слои России: крестьяне, дворяне, приближенные царя, провинциалы, купцы. Неудивительно, что этот роман произвел неизгладимое впечатление на мировую общественность.
Главной темой эпического произведения Толстого стала тема героизма русского народа в период войны с Наполеоном. Независимо от социального положения, люди становились на защиту своей страны и сплоченно воевали против вражеского нашествия. Одним из самых достойных полководцев, которого автор показывает во всей красе, был, конечно же, Кутузов. Но что же обычные люди? Как они повели себя в трудные для всей нации времена? В романе «Война и мир» мы видим, что социальное разделение происходит не по классовому признаку, а по уровню гуманности и нравственности.
Такие герои, как Андрей Болконский рисуются истинными патриотами своей страны, даже совершая порой ошибочные шаги. Ведь никто не может быть идеальным. У всех свои достоинства и недостатки, маленькие капризы и прихоти, но при этом нравственно зрелого человека выдают смелость, решительность и готовность совершенствоваться. Андрей - выходец из уважаемой семьи с хорошим состоянием и княжеским титулом. Несмотря на это, он презирает высший свет с его интригами и великосветскими балами. Такой жизни он предпочитает службу в армии. Если изначально война ему видится чем-то восторженным и героическим, то к концу своей жизни он понимает, что смысл бытия в мире, а не в войне. Таких, как он, к сожалению, немного в романе, как и в реальной жизни.
Не отстает от друга и Пьер Безухов - человек неуклюжий и на первый взгляд не привлекательный. Получив большое состояние в наследство от отца, он мог бы прожигать жизнь, посещая светские рауты и не выходя за рамки своего комфорта. Однако со временем мы видим, что в этом персонаже просыпается патриотический дух. Он не может оставаться в стороне. Несмотря на то, что Пьер человек не военный по натуре, он хочет внести свой вклад в освобождение народа. Автор характеризует его, как истинно русского человека, который не может жить частными интересами и тянется к народу. Свой посильный вклад в освободительную войну вносят и Наташа Ростова с Марьей Болконской. Обе они не поддаются всеобщей панике покинуть Москву, а, наоборот, остаются, чтобы помогать раненным.
Таким образом, мы видим, что передовые слои дворянства, наравне с простым народом прониклись духом патриотизма. Возьмем, к примеру, купца Феропонтова, который бесплатно раздавал свой товар русским солдатам, чтобы как-то поддержать в них боевой дух и улучшить их положение. Или же простого мужика Тихона Щербатого, который организовывал крестьянские отряды, чтобы помочь основной армии. Но все же самым героическим поступком жителей Москвы стало сожжение столицы и части Смоленска. Люди собственноручно сожгли все то, что создавалось веками, и по крупицам было собрано их предшественниками, лишь бы не отдать свою страну врагу. Вот где истинный патриотизм! Вот, что автор хотел донести до современного читателя спустя века!
Я думаю, когда Толстой работал над своим гениальным романом, он в душе восхищался народным духом, несокрушимостью нации и силой ее нравственного воспитания. Защищая свои дома, семьи и города, русские люди показали удивительную стойкость духа и способность к самопожертвованию. Своим характером и силой противостояния они вызвали у французских захватчиков поначалу удивление, а затем страх. Нет в русской литературе другого произведения, настолько убедительно изображающего мощь и величие русского народа. Поэтому, можно смело утверждать, что тема патриотизма в романе «Война и мир» на самом первом месте.



Рассказать друзьям