Исторический и художественный анализ романа А.А. Фадеева "Молодая гвардия"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Исторический и художественный анализ романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»

Выдающимся прозаическим произведением военных лет и одним из лучших произведений всей советской литературы является роман А. Фадеева «Молодая гвардия». Уже тогда, когда главы романа в 1945 г. печатались на страницах «Комсомольской правды» и журнала «Знамя», и после его выхода отдельной книгой, и в первом своем варианте и во втором (1951) роман «Молодая гвардия» вызвал глубокий интерес миллионов читателей. Все интересно в этом романе: и история его создания, и художественный метод автора, сочетающий документальную достоверность с полетом поэтической мысли и философской глубиной.

Мысль о создании произведения, которое было бы посвящено деятельности героической комсомольской молодежи г. Краснодона, подсказал писателю Центральный Комитет комсомола (в мае 1943 г.). В творческой доработке романа исключительное значение имели выступления партийной печати с указанием на недостатки его первого варианта.

Закономерно, что именно А. Фадеев взялся за создание произведения, в основу которого были положены реальные подвиги и события из истории деятельности партийного партизанского подполья и комсомольской организации «Молодая гвардия» в г. Краснодоне. Живой опыт писателя, в юности участвовавшего на Дальнем Востоке, в Приморье, в подпольной партизанской борьбе против американо-японских интервентов, делал близкими А. Фадееву подвиги Лютикова, Проценко и «молодогвардейцев». Писательский опыт А. Фадеева, накопленный им в ходе Отечественной войны, также подвел его к теме «Молодой гвардии».

В 1941--1943 гг. в «Правде» было напечатано более десяти очерков и корреспонденции А. Фадеева с фронтов Отечественной войны. В них мы найдем и зарисовки подвигов советских воинов, и описание фашистских зверств. Первый военный очерк Фадеева был посвящен героям партизанской войны. В очерках А. Фадеева мы встречаемся с тем же принципом изображения реальных людей, который впоследствии был положен в основу романа «Молодая гвардия». Это принцип не внешней «беллетризации», а всестороннего раскрытия духовного мира описываемых людей, их идейного и психологического облика.

Роман «Молодая гвардия» предваряет также очерковая повесть «Ленинград в дни блокады». Автор назвал ее «Из дневника». По силе впечатления, которое производит эта очерковая повесть, ее можно поставить в ряд с другими литературными свидетельствами тех, кто пережил дни ленинградской блокады, потрясающие зимы 1941--1942 и 1942--1943 гг.

Так накапливались, формировались впечатления художника в годы Отечественной войны. И, наконец, все это, прекрасное и трагическое, вылилось, словно одним дыханием, в романе «Молодая гвардия». Было бы совершенно неправильно объяснять успех романа «Молодая гвардия» лишь его темой. Не только заражающая сила подвига «молодогвардейцев» одухотворила произведение Фадеева. Этот роман расширил и обобщил значение того, что было сделано советскими людьми в Краснодонском подполье. В героях «Молодой гвардии» Фадеев показал близкое и общее всем советским людям.

Советские люди свято чтут память юных краснодонцев. Наша молодежь видит в них образец патриотического служения Родине, воспитывается на их примере. И в этом большая заслуга А. Фадеева, создавшего своим романом поэтический памятник «молодогвардейцам». Немного можно найти в истории литературы примеров, когда художник силою своего слова дает словно новую жизнь реальным историческим героям. Мать Олега Кошевого Елена Кошевая писала: «Мое сердце переполнилось чувством большой материнской гордости. Роман Фадеева безукоризненно прекрасен, правдив». В этом же духе писали автору родные Володи Осьмухина: «Володя выведен так, как будто он рос и жил на Ваших глазах».

По объему введенного материала и охвату затронутых вопросов роман А. Фадеева -- это не только произведение о партизанском подполье, но и обо всем советском обществе. В нем представлены люди разных профессий: шахтеры, партработники, учителя, врачи, инженеры, колхозники, солдаты и офицеры. Охватить жизнь как можно многостороннее -- вот что составляет характерную сторону романа А. Фадеева, определяет его содержательность и многогранность. Идейная сила и обаяние книги Фадеева заключаются в том, что вопреки трагическому сюжету, вопреки мучительным страданиям, которые выпали на долю героев, вопреки их гибели роман «Молодая гвардия» звучит оптимистически, показывая моральную победу советских людей, их превосходство над теми, кто свою судьбу связал со старым, собственническим строем.

Весь стилистический строй романа подчинен показу возвышенного и прекрасного, которое является господствующим началом в жизни советских людей, в их идеалах и устремлениях. Идея возвышенного и прекрасного, торжествующая в романе, нашедшая тонкое выражение в его стиле, по-разному запечатлена то в одном, то в другом герое, но источник ее один. Этот источник -- прекрасный советский человек, коммунистическая этика, поэзия любви к Родине. В выражении внутренней красоты и человечности советских людей А. Фадеев прибегает к приемам лирическим, и патетико-эпическим.

Эмоциональную, экспрессивно-лирическую атмосферу романа с его драматическим сюжетом создают и авторские отступления, выдержанные в традиции Гоголя, и высокий слог, и поэтические гиперболы, и живописующие, красочные эпитеты, романтические метафоры, нередко построенные на контрастных сопоставлениях, и вся ритмико-синтаксическая структура фразы с многочисленными повторами, риторическими фигурами, градациями, создающими особую приподнятость всего повествования. Общую романтическую окрашенность придает роману подбор словесных образов, связанных с полетом птицы, с вольным орлом, орлиным взмахом крыльев, орлиным сердцем и т. д. «Мой орлик» называет своего сына -- Олега Кошевого-- мать. «Бог дал тебе крылья?,-- говорит Уле Громовой ее подруга. Выражение глаз у Ули -- это выражение глаз летящей птицы. Материнские руки сравнивает писатель с птицами, об орлином сердце говорит он в одном из своих лирических отступлений. В этих отступлениях звучит голос автора, подымающийся местами до торжественной патетики.

«Ах, если бы никогда больше не переступал он порога этого дома! Если бы навеки осталось в сердце это слитное ощущение музыки, юности, неясного волнения первой любви!»-- говорит Фадеев о Кошевом в минуту его тяжелого разочарования в любимой девушке. В поэтический гимн превращается лирическое отступление, посвященное рукам матери, трудовым, бережливым, умелым рабочим рукам советской женщины: «... Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они погнушались!.. Я целую чистые, святые руки твои...»

Лиризм в различном стилистическом выражении преобладает в первых частях «Молодой гвардии». Роман открывается поэтической сценой, в которой дан образ девушки «с черными волнистыми косами», с «прекрасными, раскрывшимися от внезапно хлынувшего из них сильного света, повлажневшими черными глазами», девушки, которая любуется жемчужной белой лилией, отраженной в темной воде. Этот зачин вводит читателя сразу в атмосферу высокой поэзии, того миролюбивого чистого мира, в котором живут герои романа. Черная туча, охватившая полнеба, придвигается с запада. Но здесь пока еще все залито солнцем. Художник и то и другое видит и показывает одновременно. И щемящее чувство прихлынувшей любви к тому, что вот-вот будет смято и разрушено, выливается на страницы романа. Отсюда и это любование окружающим, это обилие оценочных эпитетов, отсюда задушевная интонация автора, который смотрит на своих героев глазами, полными любви.

Чем ближе к концу, тем все более строгим становится весь стиль повествования, почти освобождаясь от лирического аккомпанемента. Сами факты, простое изложение событий, нарастание драматической напряженности, которую Фадеев искусно подчеркивает концовками глав, -- все это тяготеет больше не к лирическому, а эпическому стилю (за исключением конца романа, связанного с трагической гибелью молодогвардейцев).

Эпическая интонация возникает всякий раз, когда автор хочет подчеркнуть масштабность, историческую значительность событий. Отсюда -- исторические параллели то с величественными трагедиями древних, то с великим переселением народов, то с фактами русской истории.

Фадеев изображает множество сцен и трагических, и радостных, и лирических, и пафосных, в которых наша жизнь предстает резко отличной от всего того низкого и бесчеловечного, что характеризует собственнический мир, звериный мир фашизма.

Фадеев воссоздал прекрасный облик своих героев. Писатель широко развернул их идейные горизонты, связав их интересы с интересами родного Донбасса, всей Советской страны. Автор сумел простыми и точными словами обрисовать шахтерский город, его дома, постройки, учреждения, школы, палисадники, улицы, парк с акациями и вишнями. Он вывел своих героев в бескрайнюю донецкую степь, затем развернул картину отступления, наконец,-- величественного наступления сталинградских войск. Фадеев перенес на страницы романа суровость донецкого края и его красоту.

Бережно собрав на месте события, драгоценные детали из жизни подпольной организации, ознакомясь с документами, расспрашивая родных и близких, писатель на основе богатого материала создал замечательные, точно высеченные из камня фигуры молодогвардейцев.

Та поэтическая, целомудренная дружба, иной раз переходящая в юношескую влюбленность, которая связывает этих героев,-- залог их силы, их коллективной спаянности. Это уже не просто школьная дружба, а дружба «по общности мысли», «по организации», по крови, которую каждый поклялся пролить «во имя освобождения Родины». Создавая образы своих юных героев, Фадеев показывает своеобразие каждого из них -- порывистого, смелого Сережку Тюленина, серьезного, спокойного «профессора» Земнухова, вдумчивую Ульяну Громову, рассудительного, трезвого Жору Арутюнянца, веселую, талантливую «Любку-артистку». И при всей несхожести характеров этой молодежи, для которой подвиг становится нормой поведения и исторической закономерностью, всех этих чудесных юношей и девушек объединяет моральная честность, душевная чистота, монолитность чувств и стремлений.

Большие трудности представляла работа над образом Олега Кошевого. Во втором варианте романа более всего углублен именно этот центральный образ произведения. Из рассказов матери писатель пришел к выводу, что Олег был меньше всего похож на своих сверстников. Он отличался скромностью, застенчивостью и даже известной замкнутостью. Одаренный, высоко интеллектуальный, культурный юноша, он привлекал всех своим духовным богатством.

В то же время в первом варианте романа А. Фадеев приписал Кошевому не свойственные его возрасту черты взрослости за счет недостаточного показа руководства молодежной организацией со стороны подпольного партийного штаба. «Правда» в статье ««Молодая гвардия» в романе и на сцене» указала на эту ошибку писателя:

«Партийная организация по сути дела целиком выпала из романа А. Фадеева. Автор не сумел проникнуть в жизнь и работу партийных подпольных организаций, изучить ее и достойно показать в романе. Но можно ли, не греша против действительности, против правды исторической и, стало быть, художественной, показать полностью комсомольскую организацию в отрыве от партийной? Нет, это невозможно. Такой пробел неизбежно поведет к ошибке. Так случилось с романом Фадеева» (1).

Образы коммунистов оказались в первом варианте романа нетипичными. Не была раскрыта писателем и связь деятельности подпольщиков Донбасса с освободительной борьбой всего народа, его вооруженных сил.

В переработанном варианте Фадеев исправил эти ошибки. Образы руководителей большевистского подполья -- Лютикова, Проценко, Баранова -- заняли в новом издании романа «Молодая гвардия» центральное место. В образе старого рабочего Лютикова показан прирожденный воспитатель, терпеливо пестующий молодежь, умеющий быть и строго требовательным и заботливо внимательным. В нем воплощена сила партийного и жизненного опыта. Лютиков действует отважно и осмотрительно. Он -- подлинная душа подпольной организации «Молодая гвардия». Оставаясь тщательно законспирированным, работая для вида у немцев, Лютиков говорит молодогвардейцам: «Надо дать понять каждому своему человеку, что за всеми нашими делами партия стоит». «Особенностью Лютикова, как и вообще этого типа руководителей,-- говорит о нем писатель,-- было неразрывное сочетание слова и дела. Умение претворить всякое слово в дело, сплотить совсем разных людей именно вокруг важного дела и вдохновить их смыслом этого дела и было той главной чертой, которая превращала Филиппа Петровича Лютикова в воспитателя совершенно нового типа. Он был хорошим воспитателем именно потому, что был человеком-организатором, человеком-хозяином жизни».

Проценко -- тип большевистского руководителя большого масштаба. В нем А. Фадеев воплотил черты несгибаемого коммуниста, бойца, принципиальность которого отражается в каждом его поступке, и в государственных делах, и в отношениях с женой Катей. Проценко показан человеком, глубоко и правильно разбирающимся в людях. Именно он предупреждает молодогвардейцев о Стаховиче, как о человеке, струсившем один раз, который может струсить еще и значит предать всех. В Маше Шубиной, подруге жены, Проценко угадал настоящего человека и помог ей найти свое место в общей борьбе с ненавистными оккупантами. Коммунист и патриот, твердый и умелый командир партизанского отряда -- таким предстает Проценко, полный душевного обаяния.

Большую галерею героев «Молодой гвардии», представляющих истинно человеческий, советский мир, А. Фадеев противопоставляет другому миру -- фашизму. Фашисты и предатели выведены в романе как «нелюди». Так, например, о кулаке Игнате Фомине, бывшем при Советской власти «человеком-невидимкой» и ставшем при немцах полицаем, Фадеев пишет: «...из всех людей, населявших город Краснодон, Игнат Фомин был самым страшным человеком, страшным особенно потому, что он уже давно не был человеком». Так же точно и гитлеровцы -- генерал фон Венцель, штурмфюрер Штоббе, вахмайстер Балдер, гестаповец Фенбонг и другие -- изображены в духе традиции М. Горького, развитой еще в романе «Мать» и особенно в его публицистике. Этот принцип типизации отрицательных героев позволяет широко пользоваться гротеском, пародией, памфлетом.

Все повествовательные элементы, образующие словесную ткань романа, изобразительные приемы, принципы композиции подчинены главной идее произведения: трагического столкновения низменного с возвышенным, наконец, идее победы прекрасного.

А. Фадеев стремится к всестороннему воспроизведению духовного мира человека, его переживаний, его восприятия действительности. Все это вплетается в общее настроение романа, насыщенного ощущением высокого и трагического, любви и гнева. В этом романе советская литература достигла значительной вершины, с которой по-новому открываются творческие возможности, заключенные в социалистическом реализме. Сочетание исторической документальности с величайшей обобщенностью, реализма в изображении характеров и событий с романтической окрыленностью характеризует «Молодую гвардию», в которой очень отчетливо ощущается традиция героической эпопеи Гоголя «Тарас Бульба».

Роман «Молодая гвардия», как в свое время «Разгром», обозначил собой новую ступень в развитии метода советской литературы, а также и новый этап в творчестве А. Фадеева.

Роман произвел неизгладимое впечатление не только на советского читателя. Он перешагнул и за рубежи, был переведен на многие иностранные языки. Героические образы «Молодой гвардии» стали воодушевляющим примером самоотверженной борьбы против империалистической реакции для трудящихся всего мира, которые учатся на примерах жизни юных краснодонцев и их старших товарищей мужеству и стойкости.

Замысел романа Фадеева «Молодая гвардия»

С начала нападения фашистов Фадеев работал с крайним напряжением сил. Как руководитель Союза писателей. Как член ЦК партии. Как фронтовой газетчик и публицист. Он не однажды выезжал в передовые войска, писал фронтовые очерки. Дважды побывал в осажденном Ленинграде и выпустил целую книжку очерков «Ленинград в дни блокады».

Вся его литературная продукция этого времени не поднималась, однако, над уровнем рядовых газетных и журнальных публикаций. Надо полагать, он и сам сознавал это. Но сил для творческих взлетов у него не было. И когда в августе 1943 года ЦК ВЛКСМ предложил ему написать книгу о краснодонском комсомольском подполье, материалы о котором были только что доставлены в Москву специальной комиссией, Фадеев встретил это предложение без всякого энтузиазма. Познакомиться с материалами он все-таки согласился. И когда начал их читать, не смог оторваться -- просидел над ними потрясенный целую ночь, до утра. Вслед за тем была его почти месячная поездка в Краснодон, десятки бесед в семьях погибших ребят, встречи с участниками и очевидцами событий…

Немедленно приступить к работе над книгой, которую он представлял себе как небольшую документальную повесть, ему в те дни не удалось. И кто знает, чем бы все это кончилось, если бы осенью 1943 года по очередному доносу, какие с 1937 года поступали на Фадеева в ЦК и другие органы не однажды, он не был вдруг снят со всех своих постов и оказался не у дел. Не менее трех месяцев понадобилось ему, чтобы оправиться от этого удара, который мог иметь и очень далеко идущие последствия. А когда, наконец, пришел в себя, то «…поступил так, как только и мог поступить в этих обстоятельствах… сел писать». Первые дни, недели, может быть, и месяцы (теперь это установить трудно) ничего путного из его писаний не получалось. Даже повесть, причем документальная, основанная на материале, который., по его же словам, настолько захватывал, что «сам материал можно читать не отрываясь», судя по черновикам, складывалась в эти дни и недели с огромным трудом.

Выручило Фадеева то, что в деятельности молодогвардейцев было очень много общего с его собственной подпольной деятельностью в 1918--1919 годах. Он читал и перечитывал краснодонские материалы, и вспоминались ему события тех далеких дней, и лица друзей юности, и восторг участия в великом деле, и острое ощущение риска, и страшная боль потерь. Многое из этого прямо вошло в роман «Молодая гвардия», который он стал строить на развалинах повести, когда после нескольких месяцев непрерывной работы почувствовал прилив творческих сил. А многое растворилось в том, что думают, чувствуют, переживают его юные герои и что он, естественно, домысливал, поскольку никакие документы этого открыть ему не могли. Не меньше, чем воспоминания юности, помогло писателю и то, что теперь он был свободен для творчества. Свободен от статей и от речей, от дежурных фраз и призывов и соответственно -- от постоянного политического надзора со стороны своего бдительного внутреннего цензора.

При всем богатстве предоставленного Фадееву материала в нем было немало белых пятен. Почему, как убеждали документы ЦК ВЛКСМ и как говорили некоторые краснодонцы, провалилось партийное подполье? Что с ним произошло? Почему эвакуация города началась с таким запозданием и сопровождалась такой паникой, что многие видные руководители оказались во власти врага? Что помешало оккупантам, которые хозяйничали в городе семь месяцев, наладить добычу крайне необходимого им коксующегося угля, если молодогвардейцы в восстановлении шахт не участвовали и не могли его саботировать?

Используя право писателя на художественный домысел, Фадеев нашел не просто правдоподобные, а глубоко правдивые, подсказанные всем опытом первых лет войны ответы на вопросы, которые оставались для него открытыми. И прежде всего на вопрос о том, почему так много трагических ошибок совершали разного ранга руководители и на фронте, и в тылу, и на оккупированной врагом земле. В черновиках романа, которые писались, стоит еще раз подчеркнуть, без слишком строгой самоцензуры, есть и описания, и диалоги, и раздумья героев, и исповеди, ведущие к одной и той же мысли: большинство этих руководителей вольно или невольно, в силу обстоятельств, в такой мере оторвались от народа и народной жизни, настолько утратили всякую связь с ним, что и сами в него не верили и, в свою очередь, его доверием пользоваться не могли. Особенно остро эта мысль выражалась в диалоге Шульги с Лизой Рыбаловой (Елизаветой Алексеевной Осьмухиной), в исповеди Шульги и Валько перед казнью, при описании паники, в некоторых признаниях секретаря обкома Проценко.

До печатного варианта «Молодой гвардии» все это либо не дошло вовсе, либо дошло в сильно смягченном и отретушированном виде. Но и того, что прорвалось в роман, оказалось достаточно, чтобы через два года после выхода его в свет партийная печать подвергла его разгромной критике. Оттянуло эту критику лишь то, что партийным боссам в целом весьма импонировал созданный писателем образ поколения молодогвардейцев -- светлого, чистого, жадного к знаниям, беззаветно преданного идеалам революции. Не оценить пропагандистского значения этого образа они не могли.

Как это ни парадоксально, поколение молодогвардейцев в основе своей действительно было таким, каким предстает в романе Фадеева. Разумеется, никакой заслуги «вождя народов» и его команды в этом не было. Они воспитывали доносчиков и палачей, фанатиков и фанфаристов. И в какой-то мере преуспели в этой своей воспитательной деятельности. Но подавляющее большинство молодежи было обязано им только наивной и слепой вере в правое дело революции и в то, что дело это успешно делается.

Воспитывали их сами обстоятельства реального бытия. Очень многие из них росли в беднейших семьях, а в детстве своем пережили и страшный голод, когда люди вымирали целыми селами. И каждый шажок к лучшей жизни, к относительному достатку, который достигался каторжными усилиями их родных, был дЛЯ них залогом грядущего благополучия и счастья. Нищета сближала их друг с другом, приучала превыше всего ценить дружбу. Они сызмалу привыкали к труду и к самостоятельности. А невольный бытовой аскетизм возмещали жадным духовным насыщением: взахлеб читали книги, увлекались живописью и музыкой, спорили, мечтали.

В известной фадеевской характеристике этого поколения («самые, казалось бы, несоединимые черты -- мечтательность и действенность, полет фантазии и практицизм…») нет ни одной фальшивой ноты. И главное достоинство романа, быть может, до сих пор не оцененное в полной мере, состояло в том, что он открыл это уникальное поколение и для современников, и для будущего читателя.

Заканчивая «Молодую гвардию» в те дни, когда уже шла его публикация в «Комсомольской правде» и в журнале «Знамя», Фадеев писал с еще неведомой ему легкостью и внутренней свободой. Сдав в декабре 1945-го в обе редакции последние главы, он не усталость испытывал, а необыкновенный творческий подъем. В мае 1946 года он сообщал жене в одном из писем: «…я насочинял огромное количество рассказов, очень романтичных, с преодолением сил природы, с любовью, иногда с войной -- и все о юных, молодых людях,-- рассказов с чудесными названиями…»

Подвиг молодогвардейцев (по роману А. Фадеева "Молодая гвардия")

Пускай ты умер!...Но в песне смелых и

сильных духом всегда ты будешь живым

примером,призывом гордым к свободе, к

свету! Безумству храбрых поем мы песню!...

М. Горький

С детских лет мы настолько привыкли к именам Олега Кошевого, Любы Шевцовой, Ули Громовой и других малодогвардейцев, что порой не помним о том, что это ведь были наши ровесники! И уж совсем мы забываем о том, что это были не картинные герои, а живые, жизнелюбивые, с ребяческими недостатками и проказами мальчики и девочки, только что повзрослевшие, только что ставшие юношами и девушками. Да разве думали они о смерти, о героизме такой ценой? Наверное. Но так, как порой думаем мы, с тревогой и смутной надеждой: " А мы смогли бы? ". И, может быть, главный их подвиг в том, что они сумели повзрослеть, когда пришло время.

Не все они были пай-мальчиками и пай-девочками. Вот Сергей Тюленин, которого посетил директор школы с угрозой исключить из нее за озорство и хулиганство. Да, с ним пришлось хлебнуть родителям и учителям. Но, видимо, неплохие педагоги были в этой краснодонской школе (и в других тоже!), если смог этот "не то мальчик, не то маленького роста паренек" отойти от детства, пойти на шахту, а потом стать отчаянным подпольщиком. А Любка Шевцова разве не была озорницей?

Они были очень разными, эти люди, которым к войне исполнилось 16-17 лет. Прекрасно о них сказал поэт военного поколения Павел Коган:

Мы были всякими, любыми,

Не очень умными подчас,

Мы наших девушек любили,

Волнуясь, мучась, горячась.

Мы были всякими, но мучась,

Мы понимали: в наши дни

Нам выпала такая участь,

Что пусть завидуют они.

После войны из этого поколения осталось в живых всего несколько процентов. Может быть, эта молодежь вынесла на своих плечах самую большую тяжесть военной ноши. Почему же очень многие из этих молодых людей оказались готовыми к подвигу?

Сегодня мы узнаем о страшных преступлениях сталинизма, о чудовищном размахе доносов, об обстановке подозрительности и недоверия, царившей в стране перед войной. И в то же время взлет героизма в войне, такая искренняя преданность Родине. Как совмещалось это?

Мне кажется, что истоком подвига молодогвардейцев и вообще молодежи того времени являлось следующее. Они были воспитаны на морали революции, одно из главных требований которой - готовность к самопожертвованию. Воспитанные в романтическом духе, стремящиеся жить по самому большому счету, привыкшие к прямоте в школьном комсомоле, они еще не успели запачкаться, столкнувшись с черной изнанкой жизни. А потому это удивительно чистые и цельные натуры. В то, во что они верили, они верили беззаветно.

Перед молодыми людьми, которые готовили себя к мирным делам на благо страны, с приходом в Краснодон немцев встал вопрос: что делать? Они понимают, что сидеть сложа руки преступно. И, наученные опытом отцов и дедов, создают подпольную организацию. Думается, один из главных корней их готовности к подвигу- преемственность поколений. Дети перенимают революционный опыт отцов. Олег Кошевой, став руководителем "Молодой гвардия", взял в качестве подпольного псевдонима фамилию покойного отчима Кашука, участника гражданской войны на Украине. Недаром в своей клятве они клялись перед лицом всего народа. Слова клятвы сразу крепко связали их. Фадеев пишет, что вчера они были просто школьниками, школьными товарищами, беспечными и озорными. Но с того дня, как они дали клятву, каждый из них словно простился с собой прежним.

Подвиги молодогвардейцев... Еще с седьмого класса остались у меня в памяти эти сцены. Вот Сергей Тюленин из ночной темноты бросает бутылки с зажигательной смесью в здание треста, где расположились немцы. Вот, затаив дыхание, прячется с листовками от полицейского Олег Кошевой. Вот Сергей Левашов и Любка вешают флаг... Как их описывает Фадеев, как любуется ими. "Они были точно созданы для того, чтобы проделать это вдвоем,- широкоплечий Сергей Левашов и Любка со своими сильными ногами и легкая, как огонь". Эти и другие их подвиги становятся еще более значительными, если мы вспомним, как они любили жизнь. Не успели с риском для жизни Сергей и Люба повесить флаг, как уже собираются захватить гитару. А как чудесно читает "Демона" Ульяна Громова, из глубины таинственных глаз которой струится "влажный сильный свет". "Добрый до наивности" силач Анатолий Ковалев мечтает стать гиревиком. Да разве расскажешь о каждом!...

Нет смысла перечислять и пересказывать подвиги молодогвардейцев. Они хорошо известны. Вся их жизнь - подвиг. И вершиной его явилась мученическая смерть, принятая гордо и мужественно.

Список используемой литературы

молодая гвардия фадеев роман

1. Роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия»

2. Выписки из газет:

3. Интернет

4. Слова М. Горького о романе « Молодая Гвардия »

5. Слова военного поэта Павла Когана

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания романа советского писателя Александра Фадеева "Молодая гвардия" (1946). Идеологическое значение книги. Реально существовавшие люди - главные герои сочинения: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов и Сергей Тюленин.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Характеристика романа Булгакова "Белая гвардия", роль искусства и литературы. Тема чести как основа произведения. Фрагмент из откровения И. Богослова как некая вневременная точка зрения на происходящие в романе события. Особенности романа "Война и мир".

    доклад , добавлен 12.11.2012

    Противоборство поколений и мнений в романе Тургенева "Отцы и дети", образы произведения и их реальные прототипы. Портретное описание главных героев романа: Базарова, Павла Петровича, Аркадия, Ситникова, Фенечки, отражение в нем отношения автора.

    реферат , добавлен 26.05.2009

    Литературное определение образа. Построение образной системы художественного произведения. Способы языкового воплощения системы образов. Стиль написания и изобразительные приемы романа "Портрет Дориана Грея". Образы главных героев, их языковое воплощение.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2011

    Изучение факторов, повлиявших на написание исторического романа "Унесенные ветром" американской писательницей Маргарет Митчелл. Характеристика героев романа. Прототипы и имена персонажей произведения. Исследование идейно-художественного содержания романа.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Жизненный путь известного чешского писателя Ярослава Гашека. История создания популярного романа "Похождения бравого солдата Швейка". Характеристика основных героев романа. Причины популярности произведения. Скульптуры солдата Швейка в Чехии и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2014

    История публикации романа "Улисс". Атмосфера скандальной известности вокруг авангардного текста. Краткий сюжет и замысел произведения. Способы повествования, читательское восприятие стиля романа. Джойсовская техника "потока сознания" на примере 4-й главы.

    реферат , добавлен 27.12.2012

    История написания романа, его проблематика и мотивная структура. Развитие сюжетных линий и их соотношение с основной идеей романа, система образов и роль снов. Концептуальная триада дом-город-космос, особенности ее применения в литературном произведении.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2016

    Замысел своего романа. Сюжет романа "Преступление и наказание", особенностях его структуры. Три этапа работы Достоевского. Ответ на главный вопрос романа. Идея любви к людям и идея презрения к ним. Идея двучастного замысла и его отражение в названии.

    презентация , добавлен 12.02.2015

    История создания и замысел произведения Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Особенности композиции, литературный жанр романа. Система образов, художественные особенности и содержание произведения. Основные проблемы, которые в нем затрагиваются.

Александр Александрович Фадеев (1901-1956) – русский советский писатель и общественный деятель родился в селе Кимры (ныне город Тверской области). В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), где прошли детство и юность Фадеева. С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.


В 1919-1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. В марте 1921 года Александр Фадеев получил тяжёлое ранение во время штурма мятежного Кронштадта. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Фадеев вёл большую работу в Союзе писателей, часто выезжал на фронт, был корреспондентом газеты «Правда», редактировал газету «Литература и искусство», был организатором журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.

В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». Летом 1943 года писателя пригласили в ЦК комсомола и показали документы о подпольной краснодонской организации «Молодая гвардия». Через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия».

Писатели Михаил Шолохов (справа) и Александр Фадеев во время Великой Отечественной войны. 1942 год. Фото: РИА

Фадеев позже он признавался читателям: «Я очень охотно взялся за роман, чему способствовали некоторые автобиографические обстоятельства, собственную юность я тоже начинал в подполье в 1918 году. Судьба так сложилась, что первые годы юности проходили в шахтёрской среде. Потом пришлось учиться в Горной академии». Остро чувствуя «связь времён» Фадеев с вдохновением взялся за работу. Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году. Сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев садится за написание.

В 1946 году роман «Молодая гвардия» вышел в свет, вызвав огромный читательский интерес. Фадеев был удостоен Сталинской премии первой степени.

Главная мысль романа – несовместимость двух социальных систем: мира социализма и нового немецкого порядка. Символично начало «Молодой гвардии».

Стайка девушек на берегу (реки, любующаяся, несмотря на раскаты орудийных выстрелов, речной лилией, небом, донецкой степью, воспоминание о безоблачных мгновениях детства – всё это сливается в единый образ довоенной жизни, которая кажется прекрасной и невозможной из-за приближения фашистских войск. С приходом фашистов мир советских людей остаётся, он лишь уходит внутрь, теперь живёт в душах людей, в их памяти. Недаром усатый майор говорит: «Нет, брат, шалишь! Жизнь идёт, и наши ребятишки думают о тебе (фашизме), как о чуме или холере. Пришёл – и уйдешь, а жизнь своим чередом – учиться, работать. А он-то думал! – издевался майор. Наша-то жизнь навеки, а он кто? Прыщ на гладком месте, – сковырнул, и нет его!..».

В романе воссоздаются действительные события, сохранены подлинные фамилии большинства действующих лиц – коммунистов, молодогвардейцев, их родственников, хозяек явочных квартир (Марфа Корниенко, сёстры Кротовы), командира ворошиловградского партизанского отряда Ивана Михайловича Яковенко и других. В книге приводятся стихи Олега Кошевого (в главе 47) и Вани Земнухова (в главе 10), текст клятвы (в главе 36) и листовок молодогвардейцев (в главе 39).

Кроме того, в романе много вымышленных (часто – собирательных) персонажей и сцен, например, образы полицая Игната Фомина, подпольщика Матвея Шульги, молодогвардейца-предателя Евгения Стаховича, хотя в той или иной степени они находят своих прототипов.

Трагические страницы описывают арест и гибель героической молодёжи Краснодона. «Молодогвардейцы» выслежены немецко-фашистскими властями, схвачены, заточены, подвергнуты нечеловеческим пыткам. Но даже тогда, когда истерзанных девушек и мальчиков грузовые машины увозили к шахте № 5, где их ожидала смерть, даже тогда они нашли в себе силы петь «Интернационал». «Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф», – пишет Фадеев.

Книгу свою он закончил необычно: поимённым перечнем погибших. Их было пятьдесят четыре человека. «Друг мой! Друг мой!.. Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе...». Эти строки взяты Фадеевым из его же собственного письма к другу, написанного в юности.

«Молодая гвардия» если и не единственная, то, во всяком случае, одна из лучших книг о том поколении людей, которые родились после гражданской войны и росли в те годы, когда социалистический строй только набирал силы. Великая Отечественная война застала их на пороге самостоятельной жизни, она словно хотела испытать, чего стоили нравственные и духовные качества, приобретённые этим первым социалистическим поколением в условиях новой действительности.

Но образ этого поколения интересен не только сам по себе. Семнадцатилетних молодых людей отличают особые качества. В этом возрасте люди впервые по-настоящему начинают раздумывать о смысле жизни, о назначении человека на земле, о своём месте в рядах человечества. Они особенно восприимчивы и к тем идеям, которыми живёт общество. И если им выпадает на долю быть участниками решающих сдвигов в жизни страны, именно их участие в процессе обновления наиболее полно выражает надежды всего человечества.

После выхода в свет «Молодой гвардии» Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина. Фадеев объяснял: «Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел».


Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б). Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю «Молодую гвардию» на старую…».


По роману снят двухсерийный фильм, снятый режиссёром Сергеем Герасимовым в 1948 году (в первой редакции) по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1964 год была выпущена новая редакция фильма.




В 2015 году режиссёр Леонид Пляскин снял двенадцатисерийный военно-исторический телевизионный художественный фильм «Молодая гвардия» .

И хотя появляются всё новые книги о Великой Отечественной войне, роман Фадеева и сегодня остаётся в строю, и ему, несомненно, суждена долгая жизнь.

· Ещё до того, как роман стал достоянием читателей, в Краснодоне был создан музей «Молодая гвардия». Он появился потому, что Краснодон стал местом паломничества сотен, а затем тысяч и миллионов взволнованных и потрясённых разыгравшимися в нём событиями читателей, потому что миллионы людей хотели знать о героях комсомольского подполья все подробности их жизни, борьбы, трагической гибели.


· В Москве установлен памятник писателю А. А. Фадееву (1973), созданный скульптором В. А. Федоровым по проекту М. Е. Константинова и В. Н. Фурсова). Это целая скульптурная композиция: писатель с книгой в руке, окружённый героями своих романов «Разгром» (две конные скульптуры бойцов гражданской войны Левинсона и Метелицы) и «Молодая Гвардия» (пять комсомольцев-подпольщиков).

Памятник молодогвардейцам в Москве (фрагмент памятника А. А. Фадееву)

В фонде Ставропольской краевой библиотеки для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского имеются книги Александра Фадеева и о нём, в том числе и в адаптированных форматах:

Аудиокниги на флеш-картах

Горький, Максим. Детство. В людях. Мои университеты. Собр. соч. в 8 т. Т.6, 7 [Электронный ресурс] / М. Горький; читает С. Раскатова. Молодая гвардия: роман / читает М. Иванова; Разгром: роман / А Фадеев; читает В. Сушков. Чапаев: роман / Д. Фурманов; читает В. Герасимов. – М.: Логосвос, 2014. – 1 фк., (82 час.6 мин)

Тынянов, Юрий Николаевич. Пушкин [Электронный ресурс]: роман / Ю. Н. Тынянов; читает В. Герасимов. Кюхля: повесть / Ю. Н. Тынянов; читает С. Кокорин. Молодая гвардия: роман / А. А. Фадеев ; читает В. Тихонов. Я пришёл дать вам волю: роман / В. М. Шукшин. Любавины: роман / В. М. Шукшин. Рассказы / В. М. Шукшин. До третьих петухов: повесть-сказка / В.М. Шукшин; читают: М. Ульянов, В. Герасимов, И. Прудовский, О. Табаков. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2013. – 1 фк., (66 час.42 мин.). – Загл. с этикетки диска. – С изд.: БД СКБСС.

Фадеев, А. А. Молодая гвардия. Разгром. [Текст]: романы / А. А. Фадеев. – М.: Детская литература, 1977. – 703 с. – (Библиотека мировой литературы для детей).


Молодёжной подпольной организации под названием «Молодая гвардия » (1942-1943), многие члены которой были казнены немецкими военными.

Большинство главных героев романа: Олег Кошевой , Ульяна Громова , Любовь Шевцова , Иван Земнухов , Сергей Тюленин и др. - реально существовавшие люди. Наряду с ними, в романе действуют и вымышленные персонажи. Кроме того, автор, использовав известные ему имена фактически существовавших юных подпольщиков, наделил их литературными чертами, характерами и действиями, творчески переосмыслив образы этих персонажей.

Существуют две редакции романа.

«Молодая гвардия» было вторым по издаваемости произведением детской литературы в СССР за 1918-1986 годы: общий тираж 276 изданий составил 26,143 млн экземпляров .

История создания

Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году. [ ]

Сразу после окончания войны Фадеев взялся за написание художественного произведения о Краснодонском подполье, потрясенный подвигом совсем юных мальчиков и девочек, старшеклассников и недавних выпускников местной школы.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалеку от города шахты N5 было извлечено несколько десятков трупов замученных оккупантами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»

Писатель в Краснодоне собирал материал, исследовал документы, беседовал с очевидцами. Роман был написан очень быстро, вследствие чего содержал массу неточностей и ошибок, которые самым серьёзным образом позднее сказались на судьбах многих реальных живых людей упомянутых на страницах романа. Впервые книга вышла в свет в 1946 году .

Вторая редакция романа

Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе он недостаточно ярко отобразил «руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии. Против произведения были выдвинуты серьёзные идеологические обвинения в газете «Правда », органе ЦК КПСС , и, предположительно, от самого Сталина .

В биографии писателя приводятся слова Сталина, сказанные, согласно одной из легенд, Фадееву лично :

Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали ещё идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге - могла.

Фадеев сел переписывать роман, добавив в него новых персонажей-коммунистов, и в 1951 году вышла вторая редакция романа «Молодая гвардия».

Значение книги

Книга была признана необходимой для патриотического воспитания подрастающего поколения и вошла в школьную программу, что сделало её обязательной для прочтения. До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная история организации. Героев фадеевского романа посмертно награждали орденами, в их честь назывались улицы разных городов, проводились митинги и сборы пионеров , клялись их именами и требовали жестокого наказания виновных предателей.

Далеко не все события, описанные автором, происходили на самом деле. Несколько человек, являющиеся прототипами персонажей, представленные в романе предателями и вследствие этого обвиненные в предательстве в реальной жизни, настаивали на своей невиновности и были позднее реабилитированы. .

Фадеев пытался объяснить:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

По воспоминаниям выжившего молодогвардейца Георгия Арутюнянца Фадеев говорил ему:

Вас, конечно, прежде всего интересует вопрос, почему в романе кое-где нарушен историзм, возможно, совмещены роли отдельных героев, а некоторые совсем не показаны...

Нет, нет, вы не смущайтесь, - отреагировал на выражение моего лица Александр Александрович, - Это вопросы естественные. Многие из ребят, кого вы так близко и хорошо знали, могли оказаться в книге связанными с событиями, в которых они не участвовали, и, наоборот, не оказаться там, где они были на самом деле. Все это может вызвать у очевидцев этих событий недоумение. Но вот послушайте, что я вам скажу...

Очень хочу, чтобы вы правильно поняли меня, - говорил Александр Александрович. - Я не мог и не ставил перед собой задачу описать историю «Молодой гвардии» день за днем или эпизод за эпизодом. Это сделают потом историки, не оглядываясь на роман. В образах молодогвардейцев мне хотелось показать героизм всей советской молодёжи, её огромную веру в победу и правоту нашего дела. Сама смерть - жестокая, страшная в пытках и мучениях - не смогла поколебать духа, воли, мужества юношей и девушек. Они умирали, удивляя и даже пугая врагов. Такова была жизнь, таковы факты. И это должно было стать лейтмотивом романа...

Перед вами я не открою секрета, - продолжал Александр Александрович, - если скажу, что глубоко полюбил этих простых, замечательных ребят. Меня восхищала в них непосредственность, искренность, неподкупная честность и верность своему комсомольскому долгу. Потому-то кое-кого я написал такими, каким хотел бы видеть в жизни. Я был поражен Сережей Тюлениным, Любой Шевцовой, я полюбил Олега, Улю, Земнухова. И знаю, что, обобщая отдельные черты своих героев, я этим самым делал как бы шаг в сторону от истории, пусть небольшой, заметный только вам. И все-таки шел на это сознательно...

Расследования по роману

После распада Советского Союза исследования подпольного движения в Краснодоне были продолжены:

В 1993 году в Луганске прошла пресс-конференция специальной комиссии по изучению истории «Молодой гвардии». Как писали тогда «Известия» (12.05.1993), после двух лет работы комиссия дала свою оценку версиям, почти полвека будоражившим общественность. Выводы исследователей сводились к нескольким принципиальным моментам. В июле-августе 1942 года после захвата немцами Луганщины в шахтерском Краснодоне и окружающих его поселках стихийно возникли многие подпольные молодёжные группы. Они, по воспоминаниям современников, назывались «Звезда», «Серп», «Молот» и т. п. Однако ни о каком партийном руководстве ими говорить не приходится. В октябре 1942 года Виктор Третьякевич объединил их в «Молодую гвардию». Именно он, а не Олег Кошевой, согласно выводам комиссии, стал комиссаром подпольной организации. Участников «Молодой гвардии» было едва ли не вдвое больше, чем признавалось позднее компетентными органами. Воевали ребята по-партизански, рискованно, неся большие потери, и это, как было отмечено на пресс-конференции, в конечном счете привело к провалу организации.

Сайт «Молодая гвардия» приводит массу интересных материалов, документов и свидетельских показаний, в том числе оставшихся в живых людей-прототипов фадеевских персонажей, с целью выяснения действительной роли в событиях многих людей, которые были описаны в книге как предатели, и того, кто на самом деле руководил организацией.

Александр Александрович Фадеев – автор известного романа «Молодая гвардия». Он описывает действия одноимённой тайной организации, существовавшей во время Великой Отечественной войны в период оккупации. Это происходило в Украинском городе Краснодоне, который стал известен после публикации романа.

Первая редакция романа была выпущена через год после войны. Фадеев А.А. ездил в город, где происходили события, разговаривал с людьми. Он был очень вдохновлён смелостью молодых людей и быстро написал книгу. Однако она была раскритикована и признана идеологически вредной по той причине, что роль коммунистической партии была практически не описана в ней. Спустя пять лет А.А. Фадеев выпустил доработанный вариант, в котором учёл все необходимые требования.

Писатель сделал главными героями реально существовавших людей, а также добавил вымышленных. События, которые представлены вниманию читателей, частично реальны, а отчасти выдуманы. Автор упоминал, что он писал художественный роман, чтобы отразить главную идею, а потому некоторые личности в книге делали то, чего в реальности не совершали, и наоборот, некоторые их подвиги не описаны. Таким образом, роман представляет собой переплетение событий реальных и выдуманных, что нисколько не умаляет его ценности, ведь автору удалось донести самое главное.

Членами тайной организации по большей части были молодые люди, совсем недавно бывшие детьми. Девушки и парни хотели защитить своих родных и свою родную землю. Их организация подразделялась на несколько групп, каждая из которых выполняла свои функции. Все они имели целью разрушение планов врага. Не обошлось в их группе без предателей, были люди, которым недоставало смелости. Но в большинстве своём эти ребята показали пример глубокого патриотизма, отваги, желания спасти не только близких, но и свою Родину. Они боролись до конца, до последней минуты своей жизни. Их имена навсегда вошли в историю, их подвиги навсегда останутся в сердцах и в памяти людей.

Произведение относится к жанру Проза. Оно было опубликовано в 1943 году издательством Детская литература. Книга входит в серию "Русская классика (Эксмо)". На нашем сайте можно скачать книгу "Молодая гвардия" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 4.24 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» был написан сразу же после войны в 1946 году. О Великой Отечественной войне написано огромное количество как художественной, так и документальное литературы.

Чем дальше уходит от нас война, тем больше споров и разночтений вызывают все время появляющиеся какие-то новые факты о роли в ней СССР. Но как бы то ни было, ВОВ - страшная трагедия именно Советского Союза и советских людей.

Время, когда народ, граждане страны, показали ни с чем несравнимое мужество, беспримерный патриотизм и нечеловеческую выносливость в борьбе с врагом.

Это произведение относится именно к тем книгам, которые на историческом материале отображают отношение молодого поколения ко Второй Мировой войне, геноциду и апартеиду, фашизму в целом.

Идея романа

Сам автор романа, как истинно советский человек и патриот, старался показать читателю свое отношение к фашизму. Объяснить, что нет ничего дороже Родины и ее законов, ради Отечества с радостью и гордостью отдаст жизнь любой настоящий гражданин.

Несомненно, здесь присутствует и советская идеология, но все же роман имеет огромное воспитательное значение, а пример молодогвардейцев, вошел в историю не только , но и всей истории СССР, как символ мужества и стойкости.

Тематика романа

События романа происходят в Краснодоне, оккупированном немецкими войсками. Часть жителей покинула родной город, а часть осталась и активно борется с врагом. В районе действует организованный . А в самом городе молодые люди - комсомольцы, вчерашние школьники ведут свою партизанскую войну, не собираясь сидеть сложа руки.

В городе есть и явные враги советской власти, они работают на фашистов и всячески стараются разоблачить бывших партийных деятелей, военных, пытаются разоблачить связных партизан. Обстановка в городе еще накаляется после многочисленных арестов и казней людей, преданных советской власти.

В это непростое время организации удалось связаться с партизанской организацией через их связную Любовь Шевцову, специально оставленную в городе для работы под прикрытием.

Теперь работы у молодых людей прибавилось: они расклеивали листовки, выпускали сводки , приговорили к казни и привели приговор в исполнение в отношении полицая, помогли бежать советским военнопленным, принимали участие и в военных стычках с фашистами. Действовали всегда отважно и не старались щадить себя.

К сожалению, именно их юная бесшабашность и привела к трагедии. Ребята совершили один неосторожный шаг и полиция, которая прилагала все усилия для их поимки, вышла на их след. Хотя руководитель партизанского движения в городе Лютиков и отдал приказ всем немедленно покинуть город и район, но, может быть, из-за своей молодой беспечности подпольщики не сделали этого.

Начались аресты и пытки. Комсомольцы держались очень стойко. Лишь один из первых арестованных Стахович не смог выдержать мучений и начал давать показания. Аресты продолжались, были схвачены и почти все члены «Молодой гвардии», и группа взрослых работников подпольной организации вместе с Лютиковым. Хотя пытки были воистину изуверскими, все держались стойко, и больше никто не выдал своих товарищей.

Все подпольщики были казнены - сброшены заживо в заброшенную шахту. Имена героев-молодогвардейцев Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, стали символом мужества и стойкости, символом величайшей любви к своей Родине, за которую не жаль и жизнь отдать. На их примере учились и воспитывались многие поколения молодых людей.



Рассказать друзьям