Историко культурный туризм. Историко-культурный туризм и его значение в современном мире

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для класификации рекреационной деятельности (в данной работе понятия «рекреационная деятельность» и «туристическая деятельность» автор понимает как синонимы) существуют разные подходы. По цели или главным мотивациям путешествия предлагаются следующие виды туризма. По мнению американского учёного В.Смита (V.Smith), существуют шесть категорий туризма: этнический туризм ; культурный туризм ; исторический туризм ; экологический туризм ; рекреационный туризм ; деловой туризм. Украинский учёный Н.П.Крачило предложил шесть видов туризма: курортно-лечебный; культурно-развлекательный (туристические путешествия, проводимые с целью ознакомления с историко-культурными, археологическими и архитектурными достопримечательностями, посещения музеев, картинных галерей, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других объектов культуры); спортивный; познавательно-деловой; религиозный; промысловый. Русский учёный Н.С.Мироненко считает, что по главному мотиву рекреационная деятельность делится на следующие виды: лечебная ; оздоровительная и спортивная; познавательная (натуралистическая, культурно-историческая). Русский учёный В.А.Квартальнов считает, что мотивы в определённой степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя турпродукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов, и по цели путешествия предлагает следующие виды: отдых, досуг, развлечение; познание; спорт и его сопровождение; паломничество; деловые цели; гостевые цели. Он считает, что главная задача историко-культурного туризма состоит в том, чтобы познакомиться с достижениями культуры, науки и техники (музеи, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т.п.), посетить исторические места и сооружения.

Мы считаем, что класификация рекреационной деятельности должна быть многоуровневой. Туристические потребности основного уровня представлены ландшафтным туризмом, включая гуманитарные и природные ландшафты, который удовлетворяет потребности туристов в познании природы и культуры. Туристические потребности второго уровня – повышенного уровня, направлены на удовлетворение туристами подребностей в развлечениях. Специальный уровень туристической потребности включает любование памятниками культуры, курортно-лечебную деятельность, отдых, участие в конференциях, паломничество, научные экспедиции и т.д. Историко-культурный фактор является единственной постоянной аттрактивности во всех трёх уровнях туристических потребностей.

Мы считаем, что историко-культурный туризм представляет собой туристическую аттрактивность, которая определяется совокупностью факторов культуры и истории. По общем значению историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма. Например, в Италии, в 1991 г. 36% всех туристических посещений в Средиземноморский бассейн приходилось на него. Основные туристические ресурсы Италии – горы, озера и культурные и исторические ценности, в первую очередь, привлекают иностранцев, а не местных туристов. Среди главных мотивов прибытия в страну 45% иностранных гостей отмечают её культурно-исторические ценности, 43% – климат, 27% – природу и около 30% – комбинацию всех предыдущих .

Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержить следующие аспекты (табл.1):

Таблица №1.
Содержение историко-культурного туризма

Вид Содержение Уровни * Тип мотивов **
1. Туризм искусств и литературы известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д. специальный МЭ
МД
2.Исторический туризм памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, обородные стены и валы, места битв и сражений и т.п.) специальный МД
3.Туризм архитектурной культуры архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростации); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура специальный МД
4.Туризм тематических парков культуры искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные) повышенный
специальный
МД
МЭ
МТ
5. Туризм городской среды и культуры городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов основный
повышенный
МН
МД
6. Музейный туризм музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации специальный МД

*) уровни рекреационной деятельности.
**) По теории уровней требования человека (Abraham Maslow), мы предлагаем следующие типы мотивов рекреантов: мотив настроения(МН) – тоска по родным местам, знакомство с людьми, вера; мотив тела(МТ) – лечебная потребность, оздоровительная потребность, спортивная потребность; мотив души(МД) – познавательная потребность, потребность знаний, потребность удовольствий и любования; и мотив экономики(МЭ) – покупательная цель, торговая цель, деловая цель.

(1) Туризм по знакомству с искусством и литературой

Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, роман Н.Островского «Как закалялась сталь» не только был включен в «Список рекомендованных книг для школьников» министерства образования Китая, но и был важной причиной привлечения многих китайских туристов в Украину. Прекрасные стихитворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию. Известно, что китайский древний философ Лаоцзей написал пятитысячесловную книгу, которая называется «Канон нравственности». В этой связи возникла известная достопримечательность – «Тэйчжугун», находяющая в пригороде Саньмэнщя провинции Хэнань Китая, которая является местом написания этой книги Лаоцзеем. Древнекитайского философа Конфуция назвали «учителем человечества», его книга «Лунь юй» является частью основ «Этики». До сих пор родина Кунфуция – город Чюйфу провинции Шаньдун Китая является одной из самых популярных достопримечательностей Китая, и архитектурные ансамбли (включая Кунфу – место жительства Кунфуция, Кунмяо – храм Кун и Кунлинь – мавзолей Кун) были включены как культурные ландшафты в Список всемирного наследия ЮНЕСКО (UNESCO).

(2) Исторический туризм

Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интерестными местами для массовых туристов.

(3) Туризм архитектурной культуры

Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае.

(4) Туризм тематических парков культуры

Тематические парки (Theme Parks) являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней (Walt Disney) создал Диснейланд (Disneyland), открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» (The Universal Studio Tour) Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно.

Развитие тематических парков в Китае прошло две стадии. В конце 80-х годов прошлого века тематические парки были созданы по темам имитации древней культуры Китая, культуры других народов и разных стран мира. Главным тематическим парком стал «Прекрасный Китай», созданный в современном городе Шэньчжень. «Прекрасный Китай» занимает площадь 300 тыс. кв. метров, в его обустройство вложено 12,2 млн. долл. США. Он является самым крупным тематичеким парком по величине и оборудованию в мире с полным набором тематических экспозиций об истории, культуре, искусстве и древней архитектуре Китая. Он был открыт в сентябре 1989г., и в конце 1991г. уже полностью окупил все затраты. С 1990 по 1993г. «Прекрасный Китай» принимал по 447 тыс. иностранных туристов ежегодно. Большую популярность получили тематические парки «Окно мира» в городе Пекин и «На реке в День поминовения усопших» в городе Кайфин провинции Хэнань. В настоящее время тематические парки культуры как вид индустрии рекреации уже стали ведущей частью историко-культурного туризма Китая.

(5) Туризм городской среды и культуры

Города как места сосредочения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и фомируют туристический рынок первого класса для инострнных туристов.Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

(6) Музейный туризм

Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.

Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров.

2. Историко-культурный туризм и развитие туристических городов

Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах – ТРС (В.С. Преображенский, 1971) , подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов.

Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.

Мы считаем, что развитие городов как туристических центров должно включать семь функциональных систем.

(1) Система туристической аттрактивности. Включает настоящие достопримечательности, памятники и достопримечательности культуры, нравов, истории и т.п. города. Она должна в полной мере представлять характерные черты и культурное содержение города.

(2) Система обслуживания. Функция системы направлена преимущественно на качественное обслуживание рекреантов.

(3) Система транспорта. Функция данной системы проявляется в двух аспектах: она должна представлять туристам хорошие условия для посещения города и перемещений по городу; в тоже время транспортная система является важной планировочной особенностью города.

(4) Система знаков указателей. Система знаков является важной частью интернационализации города, включая проектирование знаков, систему их объяснения и систему объясняющих языков. Ситема объясняющих языков очень важна. В принципе, английский язык является основным для иностранных туристов. Кроме того, применительно к конкретной языковой атмосфере разных стран туристам нужен второй язык. Например, в странах СНГ можно использовать английский и русский языки как основные языки системы объяснения чтобы удовлетворить запросы иностранных туристов.

(5) Система контроля качества обслуживания.

(6) Система поддержки инфраструктуры города.

(7) Система страхования и личной безопасности туристов.

Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержение культуры.

Города, которые обладают характерными чертами истории и культуры, могут подразделяться на следующие модели развития:

(1) Комплексный центр

Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин – восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятии промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристичеких городах.

(2) Историко-культурный центр

Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Одесса – крупный центр рекреации – курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Одессы формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет Одессе становиться известным туристическим городом мира.

(3) Экономический центр

Важнейшей характерной черты данного вида туристических городов являются развитая экономика, совершенная инфраструктура, современный стиль жизни городов. Для них очень важной задачей является ускоренное развитие экономики и улучшения условий жизни населения. Города Шанхай и Шэньчжень в Китае стали лучшими примерами туристических центров такого типа. Иностранные туристы вспоминают их как сочетание «развитых городов» и «прекрасных мест туризма». В 1995г. министерство туризма Китая вместе с другими заинтересованными ведомствами организовало «Определение отличных городов туризма Китая», в результате чего в 1998г. утверждены первые 54 городов в звании «Отличных городов туризма Китая», а в 1999 г. – ешё 127 городов. Большинство «отличных городов туризма» являются развитыми экономическими центрами.

(4) Монофункциональные города культуры и истории

Такие города представляют собой высокую историко-культурную ценность. Другие функции – политические, экономические, научные и образовательные, транспортные, и т.д. в них развиты слабо или же отсутствуют. Обычно они являются музеями «под открытым небом», имеют большую ценность для познания эволюции человеческой культуры, и поэтому обладают большим преимуществом для привлечения иностранных туристов. Например, древний город Пинъяо провинции Шаньси был самым важным финансовым центром Китая 160 лет назад. Здесь в полной мере сохраняются древние стены и оригинальные здания древнего города. Величественные стены и здания города строили строго по системе ритуала. В 1997г. древний город Пинъяо был включен в «Список мирового наследия» ЮНЕСКО. В настоящее время он уже стал популярной достопримечательностью мира.

3. Строительство центральной зоны рекреации и коммерции в туристических городах

(1) Центральная зона рекреации и коммерции

Строительство центральной зоны рекреации и коммерции – ЦЗРК (Center of recreational and commercial district - CRCD) значит, что каждый город должен располагать своим привлекательным кварталом, который полно выражает свой исключительный стиль культуры и жизни жителей данного города. ЦЗРК как важная часть функциональной структуры города должна стать ярким знаком туристического города и важным районом туризма. Другими словами, ЦЗРК должна быть многоаспектной, комплексной, многофункциональной. Она выделяется как красивая и интересная часть города, которая интересна приезжающим туристам и которая популярна как рекреацонная зона для местных жителей. Для туристических городов ЦЗРК является «душой города».

ЦЗРК туристических городов должна включать следующие необходимые элементы: а) пешеходная улица, а то и пешеходный квартал города, как улица Дерибасовская в Одессе (Украина); б) места развлечения как традиционной культуры, так и современной массовой для молодёжи; в) локальную торговную сеть; г) маленькие своеобразные бары; д) центры и площадки для выступлений, конкурсов, традиционных праздников, и т.д.

(2) Рекреационная зона вокруг городов

Формирование рекреационной зоны вокруг городов зависит от величины городов и определяется их влиянием на пригородную зону. Для развития туристических городов это объективный и необходимый процесс. Рекреационная зона вокруг городов формируется на стыке города и пригорода. С помощью строительства рекреационной зоны вокруг города можно значительно нарастить его туристический потенциал и обеспечить долгосрочное развитие города.

Литература

1. Smith V. Hosts and Guests / University of Pennsyvania Press. – Philadelphia, 1977.
2. Крачило Н.Г. География туризма. – К.: Виша школа, 1987. – 208с.
3. Мироненко Н.С. Рекреационная география, – М.: изд. Московского университета, – 1981. – 207с.
4. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320с.:ил .
5. Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия. // Известия РАН. - Серия географическая, 2001. - №1.
6. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Маркетинг в туризме. – М.: Финасы и статистика, 2000. – 160с. : ил.
7 Ван Циншен. Исследование (с примерами) системы координированности взаймосвязей между туристическими планированиями регионов и их реализацией. // Экономическая география (научный журнал), 1995. - №2. Чанша провинции Хунань, Китай.
8. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г., Этика: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – С.44-53.
9. Бао Дзиган. Первоначальное исследование размещения огромных тематических парков. // Географическое ислледование, 1994. - №3. – С.83-89. Пекин, Китай.
10. Преображенский В.С., Веденин Ю.А. География и отдых. – М.: Знание, 1971. – 48с.
11 Уй Сяоань. Туристические города и городской туризм. // Туристический журнал, 2001. - №6. – С.8-12. Пекин, Китай.
12. Одесса: Город – агломерация – портово-промышленный комплекс (под общей ред. Топчиева А.Г.). – Одесса: ДО БАХВА, 1994. – С.130-150.

В России термин туризм определяется Федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как "временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью".

Туризм - наилучший способ знакомства с культурой и историей других государств и регионов. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить - важные части восстановительной функции туризма, которые несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и историей страны обогащает духовный мир человека.

Культура и история являются фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды ученых, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного и исторического наследия, среди которых можно выделить:

Памятники археологии;

Культовую и гражданскую архитектуру;

Памятники ландшафтной архитектуры;

Малые и большие исторические города;

Сельские поселения;

Музеи, театры, выставочные залы;

Социокультурную инфраструктуру;

Объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

Технические комплексы и сооружения.

Особенности истории и культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура современная и прежних веков является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, истории народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие историко-культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень историко-культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального историко-культурного наследия.

Объекты наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. Но в истории и культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными историческими и культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Оценка историко-культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:

1. ранжированием их месту в мировой и отечественной культуре;

2. необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности историко-культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к историческим объектам определяется модой.

Важной характеристикой историко-культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание историко-культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Поэтому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его истории и культуре в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

В России термин «туризм»определяется федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Современный туризм отличается разнообразием форм, видов и разновидностей. Форма туризма связана с пересечением туристом государственной границы своей страны. Поэтому выделяют туризм внутренний (т.е. путешествия внутри своей страны) и туризм международный (поездки с туристскими целями в другие страны). Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на въездной (предоставление туристских услуг иностранным и иногородним туристам на территории какой - либо страны) и выездной (путешествия лиц, постоянно проживающих в другой стране).

Деловой туризм охватывает путешествия со служебными целями без получения доходов по месту командирования. Рекреационный туризм - это туризм с целью отдыха или лечения. Экологический туризм включает все формы природного туризма, при которых основной мотивацией служат наблюдение и приобщение к природе. Спортивный туризм подразумевает участие в спортивных мероприятиях или соревнованиях.

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид ту-ризма, как культурный, или познавательный. Культурный туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурного туризма яв-ляется историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, осо-бенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Мини-мальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требует-ся определенная концентрация объектов культурного насле-дия, среди которых можно выделить:

* памятники археологии;

* культовую и гражданскую архитектуру;

* памятники ландшафтной архитектуры;

* малые и большие исторические города;

* сельские поселения;

* музеи, театры, выставочные залы и др.;

* социокультурную инфраструктуру;

* объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;

* технические комплексы и сооружения.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает инте-рес. Природная любознательность туриста в отношении раз-личных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурный туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурного туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потен-циала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию все-гда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса раз-вития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эво-люции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и ту-ризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общест-ва. Самосознание и познание окружающего мира, развитие лич-ности и достижение поставленных целей немыслимы без приоб-ретения знаний в области культуры.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогаще-нию, расширению кругозора. Культура является одним из ос-новных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешест-вия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важ-ным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного ре-гиона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о турист-ских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникально-сти национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практиче-ски не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уни-кальными культурными комплексами и предлагать их на тури-стский рынок.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Со-храняется стабильность интереса туристов к таким объектам ми-рового культурного наследия, как египетские пирамиды, антич-ная архитектура и др. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно дли-тельный исторический период.

Несмотря на то что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художе-ственной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». По-тому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные програм-мы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Важными переменными, влияющими на привлекатель-ность туристского направления для различных групп и катего-рий туристов, являются его культурные характеристики.. Наибольший интерес у туристов вы-зывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к ту-ристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенден-цией выставлять на известных курортах (в помещениях гости-ниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие раз-нообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона явля-ется одним из привлекательных элементов культуры. В неко-торых странах музыка выступает как основной фактор при-влечения туристов. Известные музыкальные фестивали еже-годно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве ту-ристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой националь-ный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развле-кательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, вы-полненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Однако следует помнить, что сувенир, изготовленный не в стране посещения, а в другой, теряет для туриста свою значимость и воспринимается как подделка. Все виды суве-нирной продукции, а также другие необходимые туристу това-ры (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны, и продаваться в удобно расположенных мага-зинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свобод-ной граты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассор-тименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некото-рых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают из-делия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной дос-топримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объ-ектов может предопределить успешное развитие туризма в ре-гионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские ор-ганизации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Литература. Литературные памятники региона имеют бо-лее ограниченную по сравнению с другими элементами куль-туры привлекательность, но все же составляют существенный туристский мотив и основу организации разноплановых тури-стских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Доказано, что наличие или отсутствие определенного рода ли-тературы в стране указывает на состояние ее культурной и по-литической систем. В развлекательные программы для тури-стов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостиницы располагают прекрасно оборудо-ванными библиотеками. В рамках познавательного туризма рекомендуется организовывать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литератур-ных произведений.

Религия. Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивами к па-ломническому путешествию являются духовное стремление посетить религиозные центры и святые места, особо чтимые в конкретной религии, свершение культовых обрядов и т. д. Мо-тивация происходит либо из предписаний религии, либо из религиозных устремлений и убеждений человека. Индустрия и бизнес. Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для привлечении опреде-ленной категории туристов, особенно иностранных, интере-сующихся состоянием экономики другой страны, промышлен-ностью, производимой продукцией и т. п.

Агрокультура. Уровень развития сельского хозяйства мо-жет привлечь внимание фермеров и производителей сельскохо-зяйственной продукции, интересующихся агрокультурой ре-гиона. Например, Данию как мирового лидера в области сви-новодства ежегодно посещают фермеры из разных стран. Расположенные вблизи туристских центров фермерские хозяй-ства, предлагающие местные сельхозпродукты, являются важ-ным звеном в туристском обслуживании.

В программу специализированного тура следует включать различные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производ-ства, например в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство ту-ристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ана-насов и участие в их сборе.

Образование. Высокий уровень образования увеличивает стремление человека к знаниям. Влияние людей друг на друга формирует общемировой стиль жизни, воздействующий на развитие туризма. Жители одной страны, как правило, прояв-ляют интерес к системе образования другой страны. Поэтому учреждения образования (колледжи, университеты и др.) могут стать существенными привлекательными элементами культуры на туристском рынке. Всемирно известные университеты давно стали туристскими достопримеча-тельностями и самостоятельными объектами туристского по-каза. Помимо этого система образования является особенно-стью туристского потенциала и может успешно использоваться как элемент привлечения туристских потоков, в частности как основа обучающего туризма. Возможность получения пре-стижного образования привлекает студентов из разных регио-нов, что укрепляет сложившийся и устойчивый сегмент потре-бительского рынка.

Получила развитие тенденция использования учреждений образования в туристских целях: организация и проведение конференций, деловых встреч, семинаров на базе колледжей, университетов и других учебных заведений.

Наука. Научный потенциал может выступать побудитель-ным мотивом для посещения региона, особенно теми, кто не-посредственно занят наукой или связан с этой областью дея-тельности. Туристские организации могут оказывать различ-ные услуги научным обществам (проведение встреч, семинаров, мероприятий, обеспечивающих получение научной информации, посещение научных объектов и пр.). В век науч-но-технической революции научные комплексы являются важ-ным ресурсом познавательного туризма.

К числу наиболее популярных научных объектов следует отнести специализированные музеи и выставки, планетарии, а также атомные станции, космические центры, заповедники, акванариумы и т. д. Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной облас-ти знаний, так и для массовых туристов.

Национальная кухня. Национальная кухня составляет важ-ный элемент культуры региона. Туристы любят пробовать на-циональные блюда той страны, по которой путешествуют. Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам национальные блюда, пояс-няют, из каких продуктов и как они приготовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, рестораны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагаемым меню, на-пример ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни, оформленный в национальных традициях с элементами фольклора.

Туристы считают питание важным элементом поездки, по-этому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, культура региона способна вызвать у по-тенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохране-ния популярности конкретного туристского направления.

Ведущую роль в координации и стандартизации мировой культурной и туристской деятельности играют ЮНЕСКО и ВТО. Проводимые этими международными организациями генеральные ассамблеи, конференции и другие мероприятия, в которых участвуют представители культуры и туризма веду-щих стран мира, являются действенным механизмом междуна-родного сотрудничества, а принимаемые ими решения - осно-вой для разработки практических рекомендаций на нацио-нальном уровне.

Особого внимания заслуживают конвенции и рекоменда-ции ЮНЕСКО по охране культурного, исторического и при-родного наследия, подчеркивающие важность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рамках Всемирной кон-ференции, определившей мировую политику в области культу-ры, приняты рекомендации о путях развития туризма на осно-ве охраны и использования культурного, исторического и природного наследия.

Памятники истории, культуры и природы являются на-циональным достоянием страны. Освоение территории для ту-ристских целей требует бережного подхода по принципу: «Сохрани - восстанови - не навреди».

Многие регионы богаты такими уникальными историче-скими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, ис-торические постройки, историко-культурные памятники и др. Они не должны оставаться застывшими образованиями. При организации уникальных территорий следует сочетать традици-онные формы деятельности, исторически сформировавшие эти территории, с инновационными видами, к числу которых отно-сится и туризм. Причем новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы.

При развитии туристской инфраструктуры важно не на-рушать исторический облик территории. Каждый вновь созда-ваемый туристский центр (объект) должен соответствовать на-циональным особенностям и традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасению ценнейших памятни-ков культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Необходимо осуще-ствлять охрану и восстановление памятников культуры и ис-тории рукотворного, природного и традиционного ландшаф-тов, которые также рассматриваются как непреходящие исто-рические ценности, национальное достояние.

Каждый регион обладает уникальным наследием. Для оп-ределения базы, необходимой для развития культурного ту-ризма в регионе, следует ответить на вопросы: «Какими ресур-сами (наследием) уникальна конкретная местность относи-тельно других территорий?» и «Каким образом ресурсы (наследие) конкретной местности могут быть использованы в целях туризма?».

Выделяют четыре принципа культурного туризма:

1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;

2) подчеркивание и выделение уникальности наследия ме-стности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и от-ветственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе ис-пользования уникального наследия местности.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но дает мест-ному населению основание гордиться своим уникальным на-следием и предоставляет возможности делиться им с туриста-ми. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, на-правленных на сохранение культурных, исторических и при-родных ресурсов местности. Реализация программы по ис-пользованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его про-блем проблему сезонного колебания спроса - путем предло-жения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Культурный туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

· Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурный туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурный туризм оказывает заметное влияние на миграционные процессы, постоянно увеличивающиеся в связи с появлением свободного времени у разных слоев населения. При миграции населения перемещается и их культура, привнося новые элементы в ту среду, куда они попадают. Взаимоотношения разных типов мигрирующей и местной культур, например, национальной и региональной, городской и сельской, их взаимопроникновение и мощность взаимодействия зависит не только от численности и социального состава населения, а так же от экономических и политических ситуаций в обществе. Поэтому при организации туризма в исторических городах и селах, необходимо проводить анализ и оценку взаимодействия разных типов культур и предвидеть последствия таких процессов. Как показал опыт, попытки перенесения и заимствования различных образцов культуры (социальных, экономических, архитектурных и др.) в иную социокультурную среду не всегда бывают успешными и вызывают конфликты.

Важным при рассмотрении развития культурного туризма в исторических регионах становится анализ взаимоотношений между городом и селом, где город выступает ядром культурного региона и источником культурных инноваций (технологий, методов, моды и пр.) Село остается в этом смысле на вторичном положении, хотя здесь всегда существовала собственная культура. В связи с развитием урбанизации и, в том числе, туризма сельские территории и их население оказались в сложной ситуации.

Культурный туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

· Экономические аспекты.

Для многих стран мира культурный туризм в исторических поселениях и местах превратился в существенный источник увеличения доходов и роста национальной экономики. Туристический оборот, в сравнении с остальными видами деятельности в таких регионах показал достаточно высокий уровень стабильности, даже во время экономических кризисов: происходило лишь снижение его темпов и перестройка географии туристских потоков. Это свидетельствует о том, что этот вид жизнедеятельности становится привычной потребностью у большей части населения многих регионов. Культурный туризм, по мнению ряда экспертов, стал третьей по значению статьей мирового экспорта, уступив место вывозу нефти и оружия.

Опыт многих развитых стран показывает, что в качестве источников финансирования региона используются валютные отчисления в городской бюджет в виде арендной платы и дивидендов от строительства, реконструкции и использования помещений под туризм, налог на проживание в частном секторе, объекты питания, торговли, развлечений и спортсооружений, экскурсии и пр. Услуги. Культурный туризм -- как капиталоемкая область, требует привлечения иностранного капитала. Чем больше памятников, культурных и природных ценностей имеется в поселении, чем больше услуг определенного качества может быть предложено туристам, тем на более длительный срок они здесь остаются. Показатель выгоды от таких туристов (за счет пользования гостиницами и питания) во многом превосходит те, которые получают от прибывающих в город лишь на один или два дня. Поэтому одной из проблем, решение которой влияет на экономическое развитие, является расширение спектра особенностей и достопримечательностей поселения: реконструкция и ремонт старых зданий местной стилистики и качественное строительство новых, благоустройство территории, развитие сети гостиниц, ресторанов с разными национальными кухнями, расширение индустрии развлечений, включая праздники, фестивали, концерты, выставки и т. д.

· Природно-ландшафтные аспекты.

Очевидно, что развитие исторических городов и сел взаимосвязано с освоением природных компонентов и формированием ландшафтов. Они складывались веками. Поэтому при разработке зон и схем развития туризма, как и при организации экскурсий и зон отдыха, необходимо иметь в виду особенности его освоения, исходя из природных особенностей определенного историко-культурного региона, этнических и социальных элементов культур. Следует учесть зависимость типа культурного ландшафта от приемов и традиций ведения сельскохозяйственных работ в разных регионах и в разные периоды истории, а также социально-культурный и природный контекст ландшафта: эстетический, т. е. влияющий на самочувствие и настроение людей, хранящий и создающий определенный тип восприятия людьми природы, мира и собственной родины. Кроме того, он является индикатором, определяющим качество и уровень культуры региона в разные периоды истории.

Природно-ландшафтные характеристики являются важными составляющими элементами культурной среды поселений как для туристов, так и для местных жителей. Осторожное внедрение в природную и культурную среду ограниченными группами туристов по специальным программам, четкая организация таких потоков с учетом жизнедеятельности местного населения, строительство небольших государственных и частных отелей, вписывающихся в природу, что является и более экономичным в пользовании, использование зелени и природных особенностей в проектировании городских пространств.

· Градостроительные и архитектурные аспекты.

При работе на уровне генерального плана региона с целью развития культурного туризма выбираются наиболее цельно сохранившиеся исторические места. Как правило, к ним относятся: торговые площади с ратушами, соборные и церковные площади, монастырские комплексы, кварталы жилой застройки, сады и парки, отдельные памятники архитектуры. Именно такие территории и зоны застройки являются наиболее притягательными для туристов и включаются в систему показа и коммерческого освоения. И если в прошлые века на многих центральных площадях происходила торговля продуктами питания или предметами быта, то сегодня с целью развития культурного туризма и получения прибыли именно исторические центры поселений вместе с торговыми лавками, ресторанами, домами, площадями превратились в «предметы» и «продукты» торговли и прибыли. То есть в этот процесс сегодня включена культурная среда исторического региона. В таких зонах можно увидеть не только прошлое страны, но и современные образцы народного и профессионального искусства, ремесел, археологии, техники и новых технологий. Такие места отдыха и паломничества туристов стали коммерчески выгодными для городов.

При организации туристических маршрутов учитываются индивидуальные условия восприятия города и села: силуэтное и панорамное восприятие исторического места и памятников (с горы, холма, моста и пр.); восприятие системы архитектурных доминант вдоль небольшого открытого пространства (реки, пруда, поля и пр.), или сооружения в конце улицы, на площади, в ряду жилой застройки, а также сквозь застройку и зелень. В этой связи необходимо при работе над планом благоустройства и развития региона учитывать такие видовые точки и организовывать специальные зоны и площадки для остановки и временного отдыха.

Развитие культурного туризма в любом регионе приводит к изменению его инфраструктуры, к перепрофилированию его социальных и пространственных сред, ориентируя их на рекреацию, отдых, торговлю, музеи и выставки. Повсеместно оказывается достаточно интересным и привлекательным посещение музеев. Демонстрируются не только статичные, но и динамичные композиции: ярмарки, театральные представления, игры и пр. Такого типа музеи являются важными составляющими элементами поселений, способствуют сохранению и развитию региональных черт городской и сельской культуры, частично, между тем, и финансовые проблемы.

Развитие культурного туризма в исторических городах и территориях влияет на изменения архитектуры. При этом можно наблюдать ориентацию на: реконструкцию (или реставрацию) и новое современное строительство. В первом случае ставится задача сохранения облика памятников, осторожного внедрения в плоть исторического объекта с целью его приспособления в туристических целях (выставки, магазины, гостиницы и пр.). Благодаря их использованию, они становятся доступны для постоянного осмотра населением.

При новом строительстве в центрах исторических городов строительство осуществляется в трех направлениях: восстановление копии здания какого-либо прошедшего периода, строительство новых сооружений разных стилистических направлений ХХ в.: конструктивизм, постмодернизм, хай-тек, де конструктивизм, пост функционализм и пр.; формирование региональных, локальных образцов с использованием местных элементов народной и классической архитектуры.

Последние два направления являются проявлением наиболее значимых современных течений в культуре, т. е. развития глобальных мировых процессов, унифицирующих особенности городской среды и поиск собственной идентичности. И именно в объектах туристического использования чаще всего встречаются столь противоречивые направления в архитектуре. Каждое из них имеет право на жизнь, с осторожным внедрением в ткань исторического города и соблюдением качества строительства.

· Организационно-управленческие аспекты.

Организационно-управленческие аспекты развития культурного туризма достаточно важны и требуют специального рассмотрения. Это касается как отечественного, так и зарубежного туризма. В такую деятельность должна входить организация соответствующего муниципального управления в историческом регионе, которая бы координировала деятельность местных туристических и гостиничных предприятий и анализировала бы оценку туристических ресурсов и рынка, выбирала и формировала тур запросы, вела рекламную работу и пр. Необходима организация коммерческих бюро с целью лицензирования частных лиц, заинтересованных в приеме приезжего населения и т. д. Все это становится крайне актуальным, например для малых городов, которые владеют значительным культурным потенциалом и туристическим продуктом, но до сих пор мало используемым. Однако для развития туризма требуется проведение определенной инвестиционной политики, в т. ч. и западных партнеров.

Сегодня для развития культурного туризма необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды.

Развитие культурного туризма, как на региональном, так и на международном уровне должно соотноситься в будущем с разными типами исторических городов и сел с различными социокультурными и экономико-управленческими аспектами. Такой подход к поселениям, как и к природным территориям, позволяет выявить наиболее значимые и разнообразные варианты туристических маршрутов. Социокультурная типология населенных мест, исходя из их функциональных особенностей, различного образа жизни может иметь следующие варианты: сельскохозяйственные, торговые, курортные, военные, поселения при монастырях и монастыри, поселения с компактным проживанием этнических групп и др. Такие города и села в сочетании с природной средой, наличием памятников истории и культуры, дают основания к многоплановому развитию регионального и международного культурного туризма. При таком подходе возможно решение не целевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию в ту или иную точку мира. А также культурный туризм имеет большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.

Интернет-туризм - одна из разновидностей туризма, в котором. Интернет служит главным или единственным средством передвижения туриста

последнее время в развитие туристического бизнеса большое влияние оказывают. Интернет-технологии и все чаще во всемирной паутине можно найти разнообразные сайты (страницы), посвященные развитию туристической индустрии, туристическим фирмам, анимации, а также туристическим зонам, пансионатам, базам отдыха, отели, сельским усадьбам. Конечно, наиболее эффективно используют преимущества. Интернета туристические фирмы и агентства для рекламы и предоставления туристических услуг, а потому неудивительно, что именно продажа туристических услуг (продажа туров, бронирование авиабилетов, гостиниц) в первой пятерке по объемам продаж в. Интернете. Такие показатели обеспечиваются тем, что. Интернет имеет много преимуществ и возможностей для развития туристического бизнеса, в частностиа:

1. Возможность оперативного как размещение, так и поиска в. Интернете информации о"горящие"туры, места в гостиницах, билеты

2. Возможность бронирования через. Интернет туров, мест в гостиницах, билетов, а также скидки при бронировании и заказе через. Интернет

3. Экономия средств при использования электронной почты при сотрудничестве с иностранными партнерами, туроператорами, отелями, транспортными компаниями

4. Возможность быть в центре информации например, новые туры, скидки, политическая и экономическая стабильность в выбранных странах, новости законодательства по туризму в различных странах

Кроме того, виртуальные туристы через социальные сети и различные форумы могут обмениваться субъективными впечатлениями и фотоизображениями своих путешествий, а соответственно другие пользователи выбираю ют или отвергают направление возможной перспективной путешествия в тот или иной напря.

Исторический туризм (историко-культурный туризм)

Исторический туризм (историко-культурный туризм) - это разновидность туризма, целью которого является посещение местности, связанной с историей и историческим наследием

Ряд регионов богат такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические здания, историко-культурные памятью тки. При организации уникальных территорий следует сочетать традиционные формы деятельности, исторически сформировали эти территории, с инновационными видами, к числу которых относится и туризм. Причем, новые виды д ияльности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся хозяйственные, социокультурные и природные процессы. При развитии туристской инфраструктуры важно не нарушать исторический облик территории. К женю вновь создаваемый туристский центр или объект должен соответствовать национальным особенностям, традициям и одновременно иметь свой неповторимый облик. Создание природно-исторических парков должно содействовать спасения ценнейших памятников культуры и истории как целостных архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов. Собственно, культурную, историческую и природное наследие в историческом туризме принято делить на следующие категориигорії:

* достояние используемый в основном туристами (фестивали, памятники);

* достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, заповедники);

* достояние используемый в основном местным населением (гражданские сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки)

Примером нового подхода к развитию традиционных форм туризма являются рекомендации по повышению уровня историко-культурного содержания тура путем включения в его программу знакомства с местными п памятниками, даже если речь идет об организации краткосрочной экскурсии или специализированный тур. Каждый регион имеет уникальную историческое наследие. Выделяют четыре принципа исторического туризма: 1) акты вне содействие в сохранении наследия местности-культурного, исторического и природногоо;

2) подчеркивания и выделения уникальности наследия местности относительно других регионов;

3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;

4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности

Исторический туризм не только приносит доходы региона, но и дает местному населению основание гордиться своей уникальным наследием и возможности делиться ею с туристами. Если общество будет это учитывать. Уват, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма. Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сб ереження культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона с целью туризма решит одну из важнейших и ого проблем - проблему сезонного колебания спроса, путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, предусматривающих использование элементов культурури.

Журнал National Geographie Traveller определил лучшие и популярные у туристов мировые памятники истории. ТОП-10 исторических памятников мира:

1. Долина. Вахау,. Австрия

2 канала в. Онтарио,. Канада

3. Гент,. Бельгия 4Никко,. Япония

5. Грац,. Австрия

6. Гамла. Стан,. Швеция

7. ЗКС-ан-Прованс,. Франция

8. Потсдам,. Германия

9. Дижон,. Франция

10. Мендоса,. Аргентина

Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.

Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:

  • 1. Собственно культурные достопримечательности - объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
    • - материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
    • - материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства - культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
    • - повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.

Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.

Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.

Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:

  • - культурное наследие,
  • - современная (традиционная инновационная) культура.

Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:

  • - стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт - организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
  • - культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.

Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:

  • - материальная культура (артефакты) - материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
  • - нематериальная культура - творческая практика (в т. ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
  • - живая культура - традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.

Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:

  • - высокая культура (искусство) - жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
  • - популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).

К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.

Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:

Исторический туризм -- этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.

Архитектурный туризм -- дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.

Малые архитектурные формы -- ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.

Гидротехнические сооружения -- каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.

Портово -- промышленная архитектура -- для любителей морской тематики и достижений для её развития.

Рекреационная архитектура.

Туризм парков культуры - преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно - спортивных).

Туризм городской среды -- панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.

Музыкальные и танцевальные фестивали -- замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.

Сельский туризм -- полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.

Туризм искусств и литературы -- известные дома -- музеи писателей, художественные театры и галереи.

2. Практики потребления культурных благ туристами.

Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это - культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя - туриста.

Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.

Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.

Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов.

В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.

В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:

  • - археологические памятники;
  • - гражданская и культовая архитектура;
  • - памятники ландшафтной архитектуры;
  • - исторические города;
  • - исторические сельские поселения;
  • - театры музеи, выставки и пр.;
  • - объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
  • - технические сооружения и комплексы.

Культурно - исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях.

В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:

  • 1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
  • 2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма - ознакомление с историей города, региона, страны.

Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли.

Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам.

Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.

При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.

Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:

  • 1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
  • 2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
  • 3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
  • 4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности.

Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:

Социально-культурные аспекты.

Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.

Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение -- ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение.

Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.

В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:

  • - обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
  • - культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».

Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма - аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления - изучением.

Культурный туризм - это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов.



Рассказать друзьям