Историко культурный туризм кем работать. Историко-культурный потенциал россии как основа развития культурно-познавательного туризма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.

В России термин «туризм» определяется федеральным законом РФ от 24 ноября 1996 г. как «временные выезды граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой в стране временного пребывания деятельностью».

Давно выделился и стал самостоятельным такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Культурный туризм - это духовное присвоение личностью через путешествия и экскурсии богатств культуры в их подлинности. Его можно рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны.

Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор ресурсов для познавательного туризма может дать любая местность, но для его массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

  • · памятники археологии;
  • · культовую и гражданскую архитектуру;
  • · памятники ландшафтной архитектуры;
  • · малые и большие исторические города;
  • · сельские поселения;
  • · музеи, театры, выставочные залы и др.;
  • · социокультурную инфраструктуру;
  • · объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
  • · технические комплексы и сооружения.

Культурное самовыражение народа всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образует один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

Культурный туризм - наилучший способ знакомства с другой культурой. Гуманитарное значение культурного туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - одна из задач, которую в полной мере способен решать культурный туризм. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа. Туризм, таким образом, является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.

Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.

Несмотря на то, что практически любую информацию можно получить из печатных периодических изданий, художественной литературы и других источников, не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Потому регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.

Важными переменными, влияющими на привлекательность туристского направления для различных групп и категорий туристов, являются его культурные характеристики. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народа, как искусство, наука, религия, история и др.

Изобразительное искусство - один из важных элементов культуры, способный сформировать убедительный мотив к туристской поездке. Его повсеместное усиление связано с тенденцией выставлять на известных курортах (в помещениях гостиниц) произведения национального изобразительного искусства в целях ознакомления туристов с культурой региона.

Также популярны фестивали, широко представляющие разнообразные виды и элементы национального изобразительного искусства.

Музыка и танцы. Музыкальный потенциал региона является одним из привлекательных элементов культуры. В некоторых странах музыка выступает как основной фактор привлечения туристов. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тысячи участников. Многие курортные гостиницы знакомят своих гостей с национальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Аудиопленки с записями национальной музыки, продажа которых распространена в большинстве туристских центров, служат прекрасным средством знакомства туристов с культурой народа.

Этнические танцы - характерный элемент национальной культуры. Практически каждый регион имеет свой национальный танец. Знакомство туристов с танцами может происходить на специальных шоу, фольклорных вечерах, во время развлекательных программ.

Народные промыслы. Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками. Сувениры - хорошая память о стране. Все виды сувенирной продукции, а также другие необходимые туристу товары (туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны, и продаваться в удобно расположенных магазинах и других торговых точках. Мотивы покупки и свободной траты денег достаточно сильны во время путешествия, и потому туристские товары должны изготавливаться в ассортименте, пользующемся особым спросом у туристов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазинчики в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей. Эта форма торговли сувенирной продукцией является своеобразной достопримечательностью региона и вызывает немалый интерес у туристов.

История. Культурный потенциал региона выражен в его историческом наследии. Большинство туристских направлений бережно относится к своей истории как фактору привлечения туристских потоков. Наличие уникальных исторических объектов может предопределить успешное развитие туризма в регионе. Знакомство с историей и историческими объектами сильнейший побудительный туристский мотив.

Историческое наследие региона нуждается в продвижении на туристский рынок. Поэтому национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале местности.

Целесообразно проводить культурные мероприятия (фольклорные, фестивальные и др.), традиционные для мест туристского назначения и способные заинтересовать туристов из разных уголков мира.

Культурный туризм не только приносит доходы региону, но и дает местному населению основание гордиться своим уникальным наследием и предоставляет возможности делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рационального использования уникальных ресурсов для туризма.

Успешное развитие туризма, а следовательно, массовое привлечение потенциальных туристов зависит от действий, направленных на сохранение культурных, исторических и природных ресурсов местности. Реализация программы по использованию историко-культурного и природного потенциала региона в целях туризма решит одну из важнейших его проблем проблему сезонного колебания спроса - путем предложения разнообразных форм межсезонного туризма, которые предполагают использование элементов культуры.

Сегодня для развития культурного туризма необходим поиск и внутренних резервов с целью модернизации и ремонта, в первую очередь, инфраструктуры исторических поселений, их памятников, зданий путем выпуска акций, займов, привлечения инвесторов и пр. Необходима разработка законодательных норм по туризму, формирования системы управления, в том числе путем создания специального Фонда культурного туризма в рамках исторического региона с целью развития городской среды.

Развитие культурного туризма, как на региональном, так и на международном уровне должно соотноситься в будущем с разными типами исторических городов и сел с различными социокультурными и экономико-управленческими аспектами. Такой подход к поселениям, как и к природным территориям, позволяет выявить наиболее значимые и разнообразные варианты туристических маршрутов. Социокультурная типология населенных мест, исходя из их функциональных особенностей, различного образа жизни, может иметь следующие варианты:

  • · сельскохозяйственные;
  • · торговые;
  • · курортные;
  • · военные;
  • · поселения при монастырях и монастыри;
  • · поселения с компактным проживанием этнических групп.

Такие города и села в сочетании с природной средой, наличием памятников истории и культуры, дают основания к многоплановому развитию регионального и международного культурного туризма. При таком подходе возможно решение не целевых установок и интересов социальных групп туристов, что приведет к обогащению их профессионального и повседневного опыта, к развитию туризма в исторических городах и селах, а, следовательно, и решит часть экономических проблем поселений.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что культурный туризм действительно может явиться ресурсом регионального развития, так как имеет ряд очень важных характеристик, влияющих на мотивацию людей к путешествию в ту или иную точку мира. А также культурный туризм имеет большие перспективы для развития на всех уровнях, как на международном, так и на региональном.

В научной литературе, посвященной вопросам туризма, нет определения «культурно-познавательный туризм», а встречаются только определения «познавательный туризм», которые не отличаются особым разнообразием, хотя некоторые отличия все-таки имеются. М.Б. Биржаков : «включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко- культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране».

Наиболее лаконичное определение познавательного туризма сформулировала М.В. Ефремова - «этот вид туризма включает в себя путешествия и поездки с познавательными целями. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта» .

Сравнительный анализ всех приведенных выше определений понятия «познавательный туризм» позволяет заключить, что они не противоречат друг другу, однако лишь только в двух первых определениях предпринята попытка выделения объектов познания туристов.

Однако, на наш взгляд, определение «познавательный туризм» не совсем корректно в силу того, что целью познавательного туризма является знакомство с культурно-историческим наследием принимающей страны, т.е. с туристскими ресурсами, которые представляют собой «совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес» (Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области туризма», 1994 г.). В рамках Всемирной конференции по политике в области культуры были приняты рекомендации по приоритетному развитию культурного туризма во всем мире. В декларациях, принятых в Маниле (1980) и Мехико (1981), отражены принципы сотрудничества в области культуры и туризма. Подчеркивалась необходимость комплексного планирования с целью дальнейшего развития процесса демократизации культуры и туризма, а также сохранения культурного и природного наследия в условиях дальнейшего развития цивилизации.

Культурно-историческое наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества - совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно включает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т.п.

Новым в вышеприведенном определении «культурно-исторического наследия» является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии и религиозные ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т.д. Конвенция но охране мирового природного и культурного достояния (ООН, 1972) отмечала лишь его материальные или физические аспекты. ВТО рекомендовала государствам - членам организации присоединиться к этой Конвенции и руководствоваться ее принципами, а также принципами Хартии культурного туризма, принятой на международном семинаре но туризму в 1976 г. по инициативе Международного совета по памятникам и историческим местам.

На основе этих принципов была предложена следующая классификация использования культурно-исторического наследия :

  • ? достояние, в основном представляющее интерес для туристов (фестивали, представления, памятники, районы, преимущественно посещаемые туристами, и т.п.);
  • ? достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места, посещаемые экскурсантами, заповедники и т.д.);
  • ? достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и пр.).

Таким образом, на наш взгляд, более правильно говорить не о познавательном туризме, а о культурно-познавательном, под которым понимаются поездки людей в целях ознакомления с природными ресурсами и историко-культурным наследием принимающей страны. Целью культурнопознавательного туризма является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. Культурно-познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте.

Познавая окружающий мир, турист соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобального человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.

Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси. Многие известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов, что способствовало развитию более тесных экономических и духовных связей народов.

Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей - потребность в познании.

Культурно-познавательный туризм может быть неспециализированным и специализированным.

Неспециализированный культурно-познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. По сути - это ознакомительные поездки, которые совершают десятки миллионов людей. Туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов, образ жизни наиболее известных мегаполисов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Это прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техника и быт,- Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт- Петербурга, Рио-де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами. Многие из этих достопримечательностей стали своего рода символами стран, в которых они находятся, и даже целых регионов. По результатам социологического опроса, проведенного среди итальянцев, англичан, испанцев и немцев, туристским символом Объединенной Европы является Эйфелева башня (табл. 5.16).

Специализированный культурно-познавательный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются: природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты); материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески); современный уклад жизни народов; современная архитектура и скульптура; градостроительное искусство; музеи и театры.

Туристские символы объединенной европы, %

Таблица 5.16

В настоящее время развитие культурно-познавательного туризма, как и общества в целом, невозможно вне концепции устойчивого развития. На Международной конференции, проведенной в Ванкувере (Канада) в 1990 г. были сформулированы следующие виды положительного воздействия туризма на устойчивое развитие территории (рис. 5.4).

Устойчивое развитие страны или отдельного региона, специализирующегося на культурно-познавательном туризме, предполагает планирование и управление развитием территории, что обеспечивает защиту природной и культурно-исторической среды, улучшение качества жизни местного населения, обеспечение туристам условий пребывания, соответствующих высоким международным стандартам.

Для устойчивого развития территории, специализирующейся на культурно-познавательном туризме, первостепенное значение имеют природные ресурсы и историко-культурное наследие, именно они являются основой успешного развития туристского бизнеса. Данные ресурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходным базисом для производства туристского продукта при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики территорий.

Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире. Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. На территории России находится 23 объекта из списка всемирного культурного и природного наследия, сформированного под эгидой ЮНЕСКО, в том числе 15 культурных и восемь природных объектов, из них шесть культурных объектов признаны шедеврами человеческого созидательного гения и три объекта - природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (см. Приложение 1).

Рис. 5.4.

Основу историко-культурного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать но их характеристикам следующим образом:

  • ? музеи и музеи-заповедники;
  • ? национальные парки;
  • ? исторические города и поселения.

Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии культурно-познавательного туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. Практически все зарубежные туристы, а также многие внутренние посещают Москву и Санкт-Петербург, что обусловлено наличием большого количества памятников, представляющих историческую и культурную ценность: Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Мариинский театр, Третьяковская галерея и т.п.

В 2013 году Эрмитаж посетило 2,8 млн туристов, 900 тыс. из которых - организованные иностранные путешественники; Русский музей - более

1.1 млн человек. Музеи московского Кремля в 2013 г. приняли 1,7 млн чел., Третьяковская галерея - 1,4 млн чел., московские музеи ежегодно посещает более 5 млн человек.

В России поставлены на государственную охрану не только памятники истории и культуры, но и особо ценные территории, где сохраняется весь историко-культурный и природный комплекс наследия, уникальные культурные и природные ландшафты (в настоящее время существуют более 140 музеев-заповедников и музеев-усадеб). Они организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, событиями, жизнью выдающихся личностей. Большая их часть сконцентрирована на территории Европейской части России. Так, например, более

2.2 млн туристов посетили в 2013 году государственный музей-заповедник «Царское Село» и свыше 1,1 млн гостей - «Павловск», но более всего туристов побывало в музее-заповеднике «Петергоф» - более 4,8 млн туристов. Владимиро-Суздальский музей-заповедник ежегодно посещают около 1,0 млн чел., музей-заповедник Ростовский кремль - около 0,2 млн чел. К числу популярных объектов туризма можно также отнести еще ряд наиболее известных провинциальных музеев-заповедников, расположенных в старинных русских городах, являющихся традиционными центрами туризма. К ним относятся: Новгородский музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник (0,5 млн посетителей), Александровская Слобода в городе Александров Владимирской области (0,4 млн посетителей), Рязанский музей-заповедник (0,2 млн посетителей).

Центральная Россия также привлекательна своими литературными музеями-заповедниками. Это музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» в Псковской области (163 тыс. посетителей в год), музей-заповедник Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» в Тульской области

(116 тыс. посетителей), музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы» в Пензенской области (196 тыс. посетителей).

Огромным интересом у зарубежных и отечественных туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, пользуется Русский Север, который известен среди туристов, прежде всего, благодаря музею- заповеднику Кижи в Карелии (158 тыс. посетителей в год), Кирилло- Белозерскому музею-заповеднику (156 тыс. посетителей), Соловецкому музею-заповеднику (39,8 тыс. посетителей).

В центральной части России сохранилось большое количество усадебных комплексов, которые представляют интерес как для туристов, путешествующих с культурно-познавательной целью, так и для инвесторов, вкладывающих финансовые средства в развитие туристской инфраструктуры.

Усадебные комплексы можно разделить на две основные группы: первая - объекты экскурсионного посещения, вторая - усадьбы, которые непосредственно могут быть использованы в целях туризма, нод гостиницы, пансионаты и т.п.

К первой группе относятся усадьбы, принадлежавших знаменитым людям и имеющие статус музеев-усадеб или историко-культурных и природных музеев-заповедников. Например, усадьба А.Н. Островского «Щелыково» (Костромская область), Н.А. Некрасова «Карабиха» (Ярославская область), Ф.И. Тютчева «Мураново» (Московская область), А.С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская область), Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульская область) и другие.

Ко второй группе относятся усадьбы, не представляющие особой исторической ценности и используемые неэффективно или совсем неиспользуемые. Например, усадьба Грузинских-Шорыгиных в деревне Михайловская (Владимирская область), усадьба Воротынских в селе Чернцы (Иановская область), усадьба Шишкиных-Нащокиных (Костромская область) и многие другие. В зоне «Ополья» расположены усадебные села Сима, Варварино, Ратислово и др., в Переславской зоне - села Веськово, Горки, Гагаринская Новоселка, Смоленское. В Тверской области большой интерес представляют усадьбы, в которых, по преданию, гостил А.С. Пушкин (Грузины, Малинники и др.). Наибольшей концентрации усадебные комплексы достигают но мере приближения к Москве. Всего в Центре России имеются десятки таких усадеб, которые можно сохранить и полезно использовать в целях дальнейшего развития культурно-познавательного туризма. Такие старинные усадьбы - при условии реставрации имеющихся памятников - составляют исключительно ценный потенциал для развития культурнопознавательного, сельского, этнографического, экологического туризма, то есть именно таких форм туризма, которые пользуются сейчас повышенным спросом на мировом рынке туристских услуг.

Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки. В настоящее время их насчитывается 40. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты. Это, прежде всего, такие национальные парки как «Кенозерский» (Архангельская область), «Русский Север» (Вологодская область), «Угра» (Калужская область), «Плещеево озеро» (Ярославская область). В отличие от музеев под открытым небом в национальных парках сохраняются не только отдельные памятники, а вся историко-культурная и природная среда. Так, например, национальный парк «Кенозерский» - это не только ценная лесная территория и озерный край, но и место, где сохранились деревянные церкви и часовни, обетные кресты, деревни с живой традиционной культурой.

Ресурсная база национальных парков позволяет туристам познакомиться с уникальными художественными и культурными ценностями, культурными ландшафтами, природными достопримечательностями, а также с разнообразными культурными мероприятиями (праздниками, фестивалями, концертами).

Особое значение в организации культурно-познавательного туризма играют исторические города и поселения. Исторические города и поселения - это населенные пункты, имеющие архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками истории и культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.

К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении, и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы, поскольку значительное количество памятников истории и культуры требует целенаправленного финансирования на срочную реставрацию либо хотя бы консервацию. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции в то время как инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне, необходимо проведение работ по благоустройству улиц и дорог.

Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия:

  • ? Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.
  • ? Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
  • ? Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
  • ? Категория IV- прочие исторические города.

Исторические города и тяготеющие к ним сельские поселения в сочетании с окружающей природой рассматриваются как основа историко- культурного потенциала Центра России.

Исторические города центральных областей России относятся к числу наиболее древних. Так, если в целом по стране исторические города, основанные или впервые упоминаемые в письменных источниках до конца XVII века, составляют около 50% от общего списка исторических городов РФ, то из 129-ти исторических городских поселений десяти центральных областей таких городов 95%.

По ценности историко-культурного наследия города Центра России распределяются следующим образом: к категории городов, имеющих наследие особой значимости, относятся 26 (20%), наследие выдающейся ценности - 37 (30%), ценное наследие - 66 (50%) (табл. 5.17).

Таблица 5.17

Группировка исторических городов Центра России по ценности историко-культурного наследия

1 - наследие особой

2 - наследие

3 - ценное наследие

значимости

выдающейся ценности

Владимирская область

Владимир, Гороховец, Муром, Суздаль

Александров,

Вязники, Юрьев- Польский, Киржач, пгг Боголюбово, пгг Мстера

Гусь-Хрустальный, Ковров Меленки, Покров, Судогда, пгт Ставрово

Ивановская область

Иваново, Кинешма, Плес, Шуя, Юрьевец, пгт Лух, пгт Палех, пгт Писцово, пгт Холуй

Вичуга, Гаврилов Посад, Кохма, Пучеж, Тейково, Фурманов, пгт Лежнево,

Калужская область

Калуга, Боровск

Козельск

Малый Ярославец, Медынь, Мещевск, Мосальск, Таруса, Юхнов

Костромская область

Кострома, Солигалич

Галич, Макарьев, Нерехта Чухлома, пгт Судиславль

Буй, Кологрив, пгг Красное- на Волге, пгт Сусанино

Окончание

1 - наследие особой значимости

2 - наследие выдающейся ценности

3 - ценное наследие

Московская область

Звенигород, Коломна, Можайск, Сергиев Посад

Верея, Волоколамск, Дмитров, Зарайск, Серпухов

Балашиха, Бронницы, Егорьевск, Истра, Кашира, Клин, Ногинск, Озеры, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Подольск, Руза, Чехов

Рязанская область

Рязань, Касимов

Михаилов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк

Смоленская область

Смоленск, Вязьма

Велиж, Демидов, Дорогобуж, Духовгцина, Ельня, Рославль, Сычовка, пгт Красный

Тверская область

Кашин, Осташков, Старица, Торжок

Тверь, Вышний Волочек, Калязин, Торопец

Бежецк, Белый, Весьегонск, Зубцов, Красный Холм, Ржев,

Тульская область

Тула, Белев, Богородицк,

Алексин, Венев, Плавск, Чекалин, пгт Епифань, пгт Одоев (с. Крапивна)

Ярославская область

Ярославль, Переславль- Залесский, Ростов, Рыбинск, "Гутаев, Углич

Мышкин, пгг Великое, пгт Борисоглебский

Гаврилов Ям, Данилов, Любим, Пошехонье- Володарск, (с. Заозерье)

В соответствии с ценностью историко-культурного наследия каждое из исторических городских поселений Центра России обладает тем или иным потенциалом для развития культурно-познавательного туризма. Возможность реализации имеющегося потенциала непосредственно связана с состоянием исторических городов - их общим обликом, состоянием исторических центров и других зон города, посещаемых туристами.

Естественное окружение исторических городов составляют старинные села, деревни, монастырские и усадебные комплексы, располагающиеся в соответствии с системой традиционного расселения, вдоль рек и древних направлений дорог.

Процессы депопуляции, затронувшие страну в целом, в наибольшей степени отразились на сельских районах, население которых сократилось по областям от 3 до 10 раз. Сейчас многих некогда богатых, старинных сел и деревень с каменными храмовыми комплексами, прекрасными образцами народного деревянного зодчества уже нет, а те, что остались, требуют особого внимания не только в силу своей историко-культурной или этнографической ценности, но и как исключительно важный потенциал для развития культурно-познавательного туризма.

Наряду с прославленными и менее известными городами, на территории Центра России сосредоточены сотни старинных сельских поселений. В настоящее время количество сельских поселений, в которых имеются памятники истории и культуры, состоящие на государственной охране, составляет более 1500.

Дошедшие до наших дней типы сел Центра России сложились, в основном, в XVIII-XIX вв., иод влиянием градостроительных преобразований Екатерининской эпохи и, затем, развились и оформились в период активного экономического развития XIX - начала XX вв.

Топонимика свидетельствует о древнейшем происхождении многих сел, особенно в зоне «Ополья»: дохристианские названия Мирславль, Игрищи, Ратницкое, Городище и др. относятся еще к временам существования Ростово-Суздальского княжества. Осью зоне «Ополья» является р. Нерль (Клязьминская), расположено множество живописных старинных сел и деревень, сохранились элементы традиционного жизненного уклада, хорошее состояние окружающей среды, широкие возможности использования местных экологически чистых продуктов садоводства, огородничества, животноводства и пр.

В них имеется богатый потенциал для организации культурно-познавательного туризма, в том числе конных маршрутов (например, по древнейшему пути, связывавшему Ростов и Суздаль (через села Угодичи, Ильинское, Аньково, Игрищи, Мирславль, Нерль и др.).

В северо-восточной части Центра России (Ярославская, Костромская и Ивановская области) преобладает тип богатых торгово-промышленных сел, застройку которых образуют развитые домовладения, состоящие из жилых, торговых, производственных и хозяйственных построек.

Особенный интерес представляют села Шуйской зоны (Дунилово- Горицы, Введенье-Пупки, Васильевское и др.) и приозерные села Ростовской зоны (Поречье-Рыбное, Угодичи). Доминантой всех сел является церковь или храмовый комплекс, состоящий из зимней и летней церквей.

В последние годы мировое сообщество придает особое значение охране памятников нематериальной культуры. Под эгидой ЮНЕСКО введена новая номинация памятников нематериальной культуры. Это - фольклор, народные художественные промыслы, бытовые традиции, ритуалы и т.д.

Из российских объектов в список особо ценных видов нематериального наследия включены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. Это пока единственный объект подобного рода в нашей стране. Однако Россия имеет большие возможности представительства в этой номинации в связи с сохранностью многих промыслов и производств, фольклорных традиций, других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

Значительный интерес для поездок с культурно-познавательными целями представляет богатая история и культура различных народов, проживающих в Российской Федерации. Этнографический туризм позволяет сформировать представление о национальном многообразии страны, особенностях культуры каждого народа, их национальных традициях, национальной кухне, исторических памятниках. Благодаря разнообразию языковых групп народов, культурных различий даже внутри одной большой нации (например, история и культура поморов или казаков, развивающихся в рамках русского народа) этнографический туризм в Россию также чрезвычайно интересен для зарубежных туристов. В столицах национальных республик, центрах автономий создаются национальные музеи, действуют театральные и концертные коллективы, важную роль играют архитектурные и этнографические музеи под открытым небом.

Особое место в мотивации поездок, связанных с посещением памятников истории и архитектуры, занимает институт паломников. Потоки паломников часто пересекаются с культурно-познавательным туризмом, поскольку и паломник, и турист посещают одни и те же объекты, чаще всего - монастыри и святые места. Многие из монастырей являются выдающимися памятниками архитектуры. Это Соловецкий и Валаамский монастыри на Русском Севере, Ипатьевский (около Костромы), Прилуцкий (около Вологды), Пафнутьев-Боровский, Шамординский, Оитина пустынь (Калужская область) Нилова пустынь (на Селигере, в Тверской области) и множество других. Их возрождение сделало эти места привлекательными для самых разнообразных групп населения. При этом важно отметить, что здесь сохраняются не только недвижимые памятники материальной культуры, но и живая традиционная культура, национальные святыни. Важное место в религиозном туризме занимают буддийские дацаны Бурятии, Тувы и Калмыкии, мусульманские святыни на территории республик, где традиционной религией является ислам и т.д.

В то же время следует подчеркнуть, что до настоящего времени в Российской Федерации сохраняется большая неравномерность в географии туристских поездок с культурно-познавательными целями. Ведущую роль в них играют Москва и Санкт-Петербург с их ближайшим дворцовым и усадебным окружением и соседними историческими городами. На музеи и музеи-заповедники Москвы и Санкт-Петербурга, а также Московской и Ленинградской области приходится 40% посещений музейных учреждений, а с учетом посещаемости соседних со столичными центрами музейных объектов (во Владимирской, Ярославской, Тульской, Псковской и Новгородской областях) - 47%, то есть почти половина музейных посещений России. За пределами этих ареалов существуют всего лишь отдельные очаги культурно-познавательного туризма, как правило, связанные с музеями-заповедниками (музеями-усадьбами) и в еще более редкой степени - с национальными парками.

География культурно-познавательного туризма в России может и должна быть гораздо обширнее, чем в настоящее время. Ведь вне сферы туризма остаются многие объекты историко-культурного и природного наследия, расположенные в регионах Российской Федерации.

  • Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: учеб, пособие. М.:ИД Ось - 89,2003.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие "культурный туризм", его основные характеристики и влияние на развитие региона. Характеристика ресурсов Ижевска для развития культурного туризма. Характеристика туристических ресурсов и тура Сибирского тракта для развития культурного туризма.

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Общее представление и классификация культурного туризма. Факторы, влияющие на его дальнейшее развитие в России. Характеристика объектов культурного наследия. Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоны "Золотое Кольцо Москвы".

    дипломная работа , добавлен 14.09.2010

    Культурный туризм и его влияние на развитие региона. Роль экскурсионного обслуживания в развитии культурного туризма в Хабаровском крае. Характеристика рекреационных и познавательных ресурсов; паспорт маршрута и сценарий обзорной экскурсии "Время–река".

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Культурный туризм как фактор развития региона, проблемы типологии и его генезис. Исследование теоретического аспекта музыкального фестиваля в системе культурного туризма и применение современных концепций по его совершенствованию в Хабаровском крае.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2012

    Сущность, классификации, мировой опыт и современное состояние событийного туризма в России. Основные направления и перспективы развития туристического отдыха в Ханты-Мансийском автономном округе. Управление в сфере социально-культурного сервиса региона.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие и виды паломнического и просветительского туризма. Объекты культурного наследия как ресурс для организации религиозного туризма. Анализ деятельности туроператоров внутреннего туризма в Вологде. Использование маршрута в качестве экскурсии-пленэра.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Культурно-познавательный туризм как ресурс развития исторических городов России. Оценка туристической привлекательности Тульской области. Мероприятия по развитию туризма в Тульской области с помощью турагентства "Ваш отдых", оценка их эффективности.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    История развития туризма. Изучение культуры античного периода. Походы и путешествия в эпоху средневековья. Открытия в XV-XVI веках. Проблемы сохранения объектов культурного наследия в России. Роль туризма в современном мире, многообразие его видов.

    дипломная работа , добавлен 20.03.2014

Историко-культурный туризм является самой активной частью среди всех факторов туристической аттрактивности. В современной интерпретации, культурный ландшафт имеет свойство универсальности, аутентичности и целостности как объект культурного и природного наследия. Историко-культурный туризм существует вместе с другими факторами, которые играет очень важную роль в развитии индустрии туризма.

Историко-культурный туризм, основанный на впечатлениях, как прямых, так и косвенных (опосредованных), в результате знакомства или изучения и познания чужой или своей собственной культуры и культурных артефактов, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, предлагает туристу истинные, подлинные (аутентичные, нестандартизированные массовые) впечатления. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.74.

Туризм является областью экономической деятельности, создающей условия для экспорта услуг всех отраслей, вовлеченных в создание туристского продукта. В этой связи историко-культурный туризм создает дополнительные возможности для экспорта услуг организаций и учреждений культуры, работающих с иностранными туристами.

Культурные артефакты - любой искусственно созданный объект, имеющий как определенные физические характеристики, так и знаковое и символическое содержание: (1) предметы, вещи, одежда, жилище, дороги и т. д., (2) феномены духовной жизни общества (научные теории, суеверия, произведения искусства, фольклор) - самоощущение человека внутри конкретной культуры - культурная идентификация, отождествление себя с определенной группой, этносом, нацией, расой, человечеством; восприятие традиций и ценностей чужой культуры, отношение к представителям чужой культуры и ее оценка, восприятие ценностей, традиций и обычаев этой культуры. Неприятие или непонимание (нежелание понимания) чужой культуры накладывает негативный отпечаток на межкультурные отношения и взаимодействие. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Питер, 2003. с. 407.

Для формирования туристической аттрактивности историко-культурный туризм должен содержать следующие аспекты (табл.1). Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с.79-81.

1. Туризм искусств и литературы

известные деятели литературы, театра, кино; произведения скульптуры; художественные промыслы; театры, студий и т.д.

2. Исторический туризм

памятники человеческой цивилизации и социально-экономической культуры; древние города, развалины древних городов; памятники военной культуры (крепости, оборотные стены и валы, места битв и сражений и т.п.)

3. Туризм архитектурной культуры

архитектурные ансамбли, дворцовые комплексы, культовые сооружения и храмы; малые архитектурные формы (здания, башни, арки, залы, пантеоны, мавзолеи, мемориальные пещеры, камни и обелиски); гидротехнические сооружения (плотины, каналы, гидроэлектростанции); портово-промышленная архитектура; рекреационная архитектура

4. Туризм тематических парков культуры

искусственные ландшафты (селитебные, рекреационные, спортивно-оздоровительные, промышленные, транспортные)

5. Туризм городской среды и культуры

городская среда и городская культура; панорамы городов; ландшафтно-планировочная организация и застройка городов

6. Музейный туризм

музеи, выставки, историко-культурные мероприятия и презентации

Туризм по знакомству с искусством и литературой. Известные деятели литературы и искусства и их произведения могут быть ведущим фактором привлечения иностранных туристов. Например, прекрасные стихотворения великого русского поэта А. Пушкина привлекают иностранных любителей литературы посетить Россию.

Исторический туризм. Исторические памятники не только являются целевыми местами работы специалистов, но и интересными местами для массовых туристов.

Туризм архитектурной культуры. Каждая страна или каждый народ имеет свои историко-культурные источники. Архитектурная культура как «застывшие исторические стихи», стили архитектуры весьма разнообразны. Как правило, разница стилей архитектуры разных стран и национальностей является главной причиной формирования потока иностранных туристов. Например, туристам из восточных стран нравятся стили архитектуры Венеции Италии, Москвы и Санкт-Петербурга, Киева. И наоборот, туристов из западных стран интересуют восточные стили архитетуры. Например, китайские города Щиань, древний город Пинъяо (провинции Шаньси), и древний город Даянь (провинции Юньнань) являются первоочередными целевыми местами иностранных туристов в Китае. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 83-85.

Туризм тематических парков культуры. Тематические парки являются искусственными рекреационными ресурсами, которые рождены творческой мыслью и создают особую атмосферу с одной темой или несколькими темами, чтобы привлекать туристов. В 1955 г. американец Валт Дисней Walt Disney создал Диснейланд Disneyland, открывая историю тематического парка в мире. Вслед за ним, в западных странах, особенно в Северной Америке и Европе, были созданы великолепные тематические парки, самым популярным среди которых стал парк «Экскурсия космической студии» The Universal Studio Tour Голливуда, и который привлекает около 10 млн. туристов ежегодно. Сапрунова В. Туризм. Эволюция. Структура. Маркетинг. М.: Ось-89, 1997.c. 95.

Туризм городской среды и культуры. Города как места сосредочения культуры, экономики и политики стран и регионов имеют своё преимущество и формируют туристический рынок первого класса для иностранных туристов. Их роль в историко-культурном туризме постоянно возрастает.

Музейный туризм. Музеи как места экспозиции историко-культурной квинтэссенции страны пользуются достаточно высокой аттрактивностью, особенно для иностранных туристов. Например, музей Гугун (Пекин, Китай), музей Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия), Лувр (Париж, Франция), Прадо (Мадрид, Испания) и т.д. являются всемирными достопримечательностями.Представленные шесть видов историко-культурного туризма формируют ядро культуры туристических центров. Исмаев Д. К. Основная деятельность туристской фирмы (на примере российского турбизнеса). М.: Книгодел: МАТГР, 2005. с. 52.

Историко-культурный туризм и развитие туристических городов. Историко-культурный туризм играет важную роль в формировании и развитии туристических городов. В территориальных рекреационных системах - подсистемы природных и культурных комплексов являются ядрами их туристической аттрактивности. В отличие от природных факторов, историко-культурный фактор сочетает характерные черты движимости и недвижимости и имеет свою историческую динамику. С повышением уровня культуры населения, историко-культурный туризм играет более важную роль в развитии туристических центров. Места сохранения памятников истории и культуры формируют туристические районы, узловыми, фокусными точками которых являются туристические города. Поэтому именно туристические города служат конечными целевыми местами туристов. Сенин В. С. Организация международного туризма. М.: Финансы и статистика, 1999. с. 86-88.

Современные города выполняют множественные функции: политические; экономические; научно-образовательные; транспортные; информационные; культурные; туристические. Для большинства городов мира характерна тенденция последовательного усиления туристических функций.

Город как туристическое целевое место, в первую очередь, должны обладать своим стилем. По требованиям туристического маркетинга, для выбора иностранных достопримечательностей туристов интересуют прежде всего именно города. Чтобы соблюдать постоянно сильную жизненную силу туристических городов, им надо поддерживать содержание культуры.

Города являются совокупностью центров культуры, политики, экономики, науки, образования стран или регионов. Такими, в частности, являются столичные города: Пекин, Москва, Киев, Париж, Рим и т.д. Для рационального развития этих городов, очень важной задачей является претворение в действительность принципов устойчивого развития, сохранять историко-культурные памятники и вместе с тем не ограничивать развитие экономики годода. Например, город Кайфин провинции Хэнань является известным туристическим городом Китая, имея славное звание «Древний город семи династий». В истории Китая здесь семь раз была столица Китая, особенно в период северной Сун (960-1027). Кайфин (тогда его называли Тунцзин - восточная столица) был одним из самых оживлённых, развитых и больших городов в мире. Чтобы сохранить памятники древнего города, городское правительство решило размещать новые предприятия промышленности преимущественно с новыми технологиями только в западной части города. Кайфин является удачным примером согласованности противоречивых интересов между экономическим развитием и охраной культурно-исторических памятников в туристических городах. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 107.

Историко-культурный центр. Города являются как местами сосредоточения историко-культурных памятников, так и мировыми известными центрами курортного туризма. Например, Сочи - крупный центр рекреации - курортного лечения и оздоровления, туризма, массового неорганизационного отдыха, которые по главным направлениям могут и должны выходить на международный уровень. Тем более, что глубокая атмосфера культуры Сочи формирует сильную аттрактивность города для иностранных туристов. Соединение культурных и природных (приморское положение, тёплый климат) ресурсов позволяет городу становиться известным туристическим городом мира.

Таблица 2. Классификация продуктов историко-культурного туризма по уровню и тематическому виду Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 109-111.

Уровень вид

Профессиональный

Специализи-рованный

Неспециализиро-ванный

Сопутствующий

Исторический

Научный туризм: конференции, экспедиции

Исторические, военно-патриотические туры

Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа

Этнографиический

Этнографические туры

Этнографическая экскурсия, анимационная программа, дегустация традиционной кухни

Архитектурный

Архитектурные туры

Архитектурная экскурсия

Археологический

Участие в раскопках

Археологические туры

Экскурсия к местам раскопок, захоронений

Фольклорный

Участие профессиональных коллективов в фестивалях др.

Фольклорные туры, посещение фестивалей

Фольклорный концерт, фольклорная программа

Религиозный

Паломничество

Религиозный тур

Экскурсия по святым местам

Для специализированного историко-культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур - с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.

Неспециализированный историко-культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.

Культурный турист - условное понятие, потребитель туристского продукта, основанного на различных видах культурного туризма. В русском языке это может быть: (а) индивидуум, турист, обладающий навыками и привычками культурного человека по понятиям современности и традиций общества, бережно и с пониманием относящийся к объектам культуры и природы, стремящийся познать их, (б) участник туристской поездки, относимой по своим характеристикам и признакам к культурному туризму. В теории культурного туризма различаются три различных типа культурных туристов: (1) специальная категория культурных туристов-энтузиастов - 10-15%. Они специализируются в определенной области и путешествуют систематически с достаточной степенью повторности. Как правило, существует взаимосвязь между их профессиональной деятельностью и туристскими поездками; (2) постоянная категория культурных туристов - 30-40%. Они имеют достаточную мотивацию к культурному туризму в целом. Их наиболее привлекает культурный аспект туризма, хотя, как правило, у них есть и другие интересы, и в процессе отдыха они занимаются и другой деятельностью; (3) категория случайных культурных туристов - (45-60%). Они занимаются культурным туризмом спорадически из любопытства, однако составляют самую многочисленную категорию тех, кто посещает объекты исторического и культурного наследия. В период отдыха они посещают культурные достопримечательности в радиусе 50 км от постоянного места пребывания.

Историко-культурный туризм, в его классическом понимании, предусматривает знакомство туриста с новыми дестинациями, территориями, народами, архитектурой, бытом местного населения, религией или культами, т. е. новой или недостаточно известной или вовсе неизвестной культурой, представленной в виде материальных памятников культурного и природного наследия, в музейных коллекциях, городах и туристских исторических центрах, а также продуктах духовного творчества. Усиление взаимосвязи культуры и туризма базируется на роли культуры в реализации потребностей, положенных в основу туризма как явления, и роли туризма в удовлетворении культурных потребностей. Базисом выступают пять мотивационных признаков: (а) познание явлений и вещей, (б) коммуникация, (в) релаксация, (г) лечение и оздоровление, (д) социальный престиж. Культура обеспечивает туристам погружение в иное состояние общества, в котором живет народ другой страны, общества, города, региона, и на этой основе резкую смену впечатлений. Обеспечивается глубоко насыщенная интеллектуально-информационная составляющая туристской деятельности, весьма важная для современного человека, выступающего в роли туриста. Имеет место полезный эффект развлекательности и зрелищности явлений и образов, а также и последующий релаксационный эффект. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 117.

Среди подвидов историко-культурного туризма выделяется несколько уровней:

Профессиональный, основанный на контактах профессиональных исполнителей и участников творческих коллективов, артистов, художников. Обычно он осуществляется в рамках фестивалей искусств, творческих встреч и т. д.

Специализированный, направленный на удовлетворение потребностей туристов в части детального знакомства и изучения местных обычаев, истории и быта населения, фольклором иным культурным наследием.

Неспециализированный, программы основаны на потреблении культурных благ как сопутствующего этапа туристской поездки, но не являющиеся основой целеполагания туристской поездки, например, экскурсионная часть туристской программы, внеобрядовое посещение святых мест, культовых объектов с познавательными целями.

Сопутствующий, который является дополнительной и необязательной частью туристской программы (культурной программы). Обычно сопровождает деловой туризм, спортивный туризм и другие виды и подвиды туризма.

Культурный квазитуризм, туризм для местного населения (резидентов), чаще всего выступающего в роли экскурсантов и активно потребляющего культурный продукт.

В отношении покупок и торговли следует быть осторожным. Торговля - древнейший вид занятий человечества. Это часть культуры человечества, формирующаяся веками и тысячелетиями. Посещение местного рынка, восточного базара - интереснейшее занятие для туриста. Так, Дубай (ОАЭ) исторически на протяжении тысячелетий был центром на торговом пути между Юго-Востоком и Левантией. И в наши дни это крупнейший торговый центр, а туристский продукт дестинации во многом построен именно на торговле для туристов. Построены уникальные современные торговые центры, проводятся торговые ярмарки и фестивали, вводятся режимы льготного налогообложения для торговли, одновременно сохраняются и открытые рынки, занимающие целые уличные кварталы (рынок пряностей, рынок тканей, рынок золота, рынок электроники и многие другие). Если покупка не становится для туриста самоцелью, и он не втягивается в мелкооптовую торговлю, то она разумна и полезна. Вавилова Е. В. Основы международного туризма. М.: Гардарики, 2005. с. 121.

Историко-культурный туризм представляет собой сложный многопрофильный вид деятельности, в которую помимо традиционных составляющих инфраструктуры туризма (таких как туроператоры въездного туризма, гостиницы, авиаперевозчики, автотранспортные предприятия, специализирующиеся на обслуживании туристов, охранные предприятия) вовлечены многие другие организации и предприятия сферы услуг.

Для развития экскурсионной деятельности в местности должны быть следующие объекты:

археологические памятники, старые и новые,

достаточно сильно урбанизированные развитые города,

объекты сельской местности,

музеи, выставки, экспозиции. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, 2001. с. 87.

Особенности образа жизни и исторически сложившихся культурных традиций привлекают туристов в путешествия. Ознакомление с новой культурой обогащают кругозор и способствуют развитию личности.

Успех развития туристического культурного бизнеса зависит не столько от грамотного подхода к организации процесса, сколько в уникальности местности, народа и его обычаев и образа жизни.

Во многих государствах предлагаемые культурные ценности мало отличаются друг от друга, в этом случае стоимость туров заметно снижается относительно более уникальных государств.

В состав субъектов культурного туризма входят следующие подотрасли сферы услуг: музеи, музеи-заповедники и дворцы; художественные галереи и арт-центры; дирекции фестивалей и карнавалов; театры и концертные организации; цирки и концертные залы; культурно-развлекательные центры, ночные клубы; продюсерские центры; агентства по продаже театральных и музейных билетов, дирекция театрально-зрелищных касс; экскурсионные бюро; специально предназначенный для экскурсий автобусный парк, маломерный флот и речные прогулочные суда. Неотъемлемой частью культурного туризма являются также аутентичные предприятия общественного питания и привлекательные для некоторых туристов художественные галереи и антикварные магазины. Свой вклад в формирование продукта культурного туризма вносят многочисленные храмы различных конфессий, некоторые из которых являются объектами экскурсий со стороны туристов.

Простое перечисление подотраслей, вовлеченных в создание продукта историко-культурного туризма, показывает его значительную роль в экономике. Данное обстоятельство становится принципиально важным в условиях экономического кризиса. Там же, 2001. с. 89.

Типичное негативное явление в историко-культурном массовом туризме - навязывание стереотипа культуры - надуманного выхолощенного образа явления, упрощенного воспроизведения для быстрого освоения и непритязательного развлечения. Таковым может быть стереотип образа шотландца в клечатой юбке (килт), играющего на волынке с бутылкой вечного шотландского виски, или русского в шароварах, сапогах, папахе, с рюмкой водки и танцующим с медведем в обнимку. Нередко культивируется самообман при взаимном молчаливом согласии как производителя туристского продукта так и потребителя. Местная туристская индустрия создает некий образ явления или совокупности материальных предметов, за счет которой она и существует, при тайном согласии туристов увидеть и «съесть» предложенную фальшивку. Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. Минск: Новое знание, с. 91.

Формируется типовой образ деятельности туристов, ориентированный на местное туристское производство туристского продукта - что надо посетить, что надо увидеть, что надо сфотографировать, что надо купить из сувениров. Для туристов специально генерируются обряды, которых не существует, плавучие красочные лодочные рынки на воде, которых уже давно нет и местным жителям они не нужны, и прочее на потребу массовому туристу-потребителю. Истинная культура остается невостребованной, незамеченной, непознанной, а полученные впечатления - весьма далекими от истинных или аутентичных. Туризм при этом становится неким конвейерным производством.

Историко-культурный туризм (historical & cultural tourism) – наиболее широко распространенный вид активного познавательного отдыха. Он включает в себя все виды туризма, направленные на познавательные и ознакомительные цели. Программы такого туризма основаны на интересе к природному и историко-культурному наследию человечества во всем его разнообразии. Турпродукт в этом случае предлагается в виде культурных впечатлений. Разновидностью историко-культурного туризма можно считать этнический и этнографический туризм, которые по своим целям (сохранить, не навредить) лежат близко к экологическому туризму.

Культура стран и народов является одним из основных элементов туристского интереса. Любознательность туристов в отношении различных городов, удаленных уголков мира и населяющих их народов – это один из наиболее сильных побудительных мотивов к путешествию. Поэтому туризм является наилучшим способом знакомства с другой культурой, с историей и бытом иных народов, с произведениями искусства. Знакомство с историей, культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека. Поездки людей в другие города и местности в своей стране обычно сопровождаются совершением экскурсий по достопримечательным местам, посещениями музеев, выставок, знакомством с памятниками искусства и архитектуры, с образовательными учреждениями. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора.

Основой историко-культурного туризма является исторический и культурный потенциал страны, включающий всю социо-культурную среду с особенностями ее строительной, хозяйственной и бытовой деятельности, с традициями и обычаями народа. У каждой страны и народа есть определенный запас интересных для туристов (аттрактивных) объектов культурного наследия, который сложился в ходе исторического развития территории.

Среди разнообразия этих объектов можно выделить:

Археологические памятники (древние стоянки, городища, захоронения и др.);

Культовую и гражданскую архитектуру (храмы, крепости, дворцы, дома);

Памятники ландшафтной архитектуры (поместья, усадьбы, замки, виллы);

Малые и большие исторические города-крепости;

Сельские поселения (поселки, деревни, хутора и др.);

Музеи, театры, выставочные залы и галереи и др.;

Этнографические объекты (костюмы, предметы быта, народных промыслов и

ремесел, изделия прикладного искусства и др.);

Объекты образования (университеты, библиотеки и др.);

Технические комплексы и сооружения (мосты, вокзалы, причалы, маяки,

порты, аэродромы, телевизионные вышки).

Культура народов, как известно, может иметь материальное и нематериальное (духовное) содержание. Историко-культурное наследие любого народа составляют не только произведения архитекторов и скульпторов, художников, музыкантов, писателей и ученых, но и духовное достояние – фольклор, исторические сказания, религиозные ритуалы и праздники, и другие этнографические аспекты. Чем больше индивидуальных черт может найти путешественник в познаваемой им культуре народа другой страны, тем более привлекательна она для туризма. Успех развития туризма в любой стране зависит не только от имеющейся современной инфраструктуры туризма, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

При посещении другой местности или страны туристы воспринимают историко-культурную среду на фоне природной основы, в сочетании с природными пейзажами, которые всегда находят отражение в народном творчестве. Историко-культурный познавательный туризм охватывает все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, нравах и обычаях других народов. Историко-культурный туризм, основанный на личных впечатлениях от познания своей национальной или иностранной культуры, является одним из основных и самостоятельных видов туризма, который предлагает туристу новые подлинные впечатления и способствует налаживанию межкультурных контактов.

В рамках историко-культурного туризма, на его границе с экологическим, лежит этнический туризм (этнотуризм), объектом интересов которого является культура малых этнических групп и народов, которые еще сохранились на Земле, не растворены процессами урбанизации и являются естественной частью ландшафтной структуры мира. Например, к таким народам относятся, прежде всего, исчезающие и малые этносы севера России и Канады, коренные жители Америки, Австралии и Океании, равно как и другие народы мира, интересные своей культурной самобытностью. По мнению А. И. Щукина (2005), именно разнообразие этнических форм, отличие их от окружения, образованного другой, доминирующей этнической группой, и представляет собой то, что порождает туристский поток и поддерживает его на всем протяжении существования этого вида туризма.

Этнический туризм может успешно сочетаться не только с экологическим, но и с деревенским, религиозно-паломническим и ностальгическим. Весьма перспективным это направление туризма может быть на территории Северо-Запада России и в Финляндии, где исторически в зоне контакта финно-угорских и славянских народов сформировалось особое этно-культурное пространство. В этом регионе проживают такие малые этнические группы как вепсы, ижорцы, карелы, водь, финны-ингерманландцы, саамы и другие интересные в этно-культурном отношении народы.

Таким образом, познавательная мотивировка туризма является важным средством создания культурных связей и международного сотрудничества. При этом, интерес к незнакомым культурам всегда должен сопровождаться уважением к чужим историко-культурным ценностям, иным традициям и обычаям, даже если они на первый взгляд могут показаться непривычными и трудными для понимания.

      Паломничество и религиозный и туризм

Паломничество и обычный интерес к религиозным святыням и объектам – это разные категории восприятия мира и потому они лежат в основе различных направлений туризма: паломнического и религиозного, которые в современном мире приобрели большую популярность.

Паломничество (англ.- pilgrimage) – хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество известно с древности и в той или иной форме принято в форме ритуала во многих религиях и языческих культах.

В христианской религии – это паломничество к святым местам Иерусалима, связанным с историей жизни Иисуса Христа: к Храму Гроба Господня и горе Голгофе, а для католиков – также в Ватикан, к собору Святого Петра на ежегодную публичную проповедь Папы Римского.

В исламе – это хадж мусульман к святым местам, связанным с жизнью и деятельностью пророка Мухаммеда в городах Мекке и Медине.

Родиной буддизма является северная Индия. Здесь, в местечке Лумбини родился Будда, а вблизи местечка Варанаси, в оленьем заповеднике Сарнатх возвышается храм-ступа с золотым изваянием Будды внутри. В этом месте, по преданию, Будда провозгласил свое учение, собрав первых последователей. В настоящее время сюда приезжают на поклонение буддисты со всего мира. У ламаистов практикуется паломничество в священный город Лхаса, к дворцу Потала, к буддийским монастырям, и другим священным местам, связанным с жизнью Верховного Далай-Ламы.

Миллионы паломников ежегодно совершают свои ритуальные путешествия, связанные с их внутренними религиозными убеждениями, отправляясь на религиозные праздники и церемонии, на поклонение к Святым мощам, Крестам и иконам. Поэтому паломничество религиозное несет глубоко духовный смысл совершения обряда, который определен верованием.

В настоящее время паломники всех верований и конфессий путешествуют при организационной помощи специальных паломнических служб, создаваемых религиозными центрами. Религиозное паломничество как вид особой деятельности, как религиозный обряд регулируется религиозными правовыми нормами. Такое паломничество – это путешествие, нередко достаточно дальнее, возможно в зарубежные страны, где паломники должны пересекать государственные границы, соблюдать правовые нормы, как страны пребывания, так и международного общения. Можно считать, что паломничество – это один из наиболее ранних видов организованного туризма. Он содержит все признаки туризма и туристского продукта: планирование, транспортная перевозка, размещение, питание, торговля, сопровождение, охрана. В Петербурге создана турфирма "Подворье-тур", которая специализируется на паломническом и религиозном туризме.

Религиозный туризм , в отличие от паломничества, это скорее культурно-познавательное направление туризма, окрашенное религиозными предпочтениями путешественников. Религиозный туризм по ряду черт можно отнести к историко-культурному направлению . Особенностью такого туризма является избирательная религиозная мотивировка, интерес к памятникам культового зодчества, храмам и монастырям, чудотворным реликвиям, желание приобщиться или принять участие в богослужениях и церковных праздниках, погрузиться в атмосферу религиозных таинств.

Под религиозным туризмом можно понимать не только путешествие, обусловленное формальной приверженностью туриста к той или иной религии и желанием расширить свои знания о данной конфессии, но и тематические путешествия, в ходе которых происходит знакомство с другими религиями и верованиями, религиозными центрами и святыми местами христианства, ислама, буддизма, индуизма, иудаизма и др., с их архитектурным воплощением. Например, при посещении такого поликонфессионального города как Санкт-Петербург, который в рейтинге ЮНЕСКО занимает 8 место в мире по привлекательности, туристы могут познакомиться с разнообразной архитектурой и убранством храмов, принадлежащих большинству известных мировых религиозных направлений. В этом городе представлено большое разнообразие старинных и новых действующих православных и католических церквей, протестантских соборов. Неизменный интерес туристов вызывают исламская мечеть, буддийский храм и иудейская синагога, церковные здания баптистов, иеговистов и другие молельные дома. Храмовые комплексы и церковные святыни С.-Петербурга привлекают и отечественных, и зарубежных верующих.

      Другие виды туризма

Как мы видим, разнообразие видов туризма, обусловленных мотивацией и целевыми установками достаточно велико. Границы между разными видами туризма весьма условны и все они существуют в сложной взаимосвязанности мотиваций и организационных форм.

Среди наиболее распространенных направлений нельзя не упомянуть получивший широкое развитие конгрессный туризм. Этот вид туризма связан с тематическими научными путешествиями и экскурсиями, которые обычно устраиваются после проведения какого-либо крупного Международного научного форума (Конгресса, Съезда, Саммита, Симпозиума или Конференции). Этот вид туризма можно отнести и к научному туризму , но в другой организационной форме.

Оздоровительный или санаторно-курортный туризм является одной из древних и широко распространенных форм путешествий людей с целью лечения и оздоровления. Это – путешествия с целью проживания и лечения в других климатических условиях, с применением оздоровительных свойств Солнца, воздуха, воды, пищевых продуктов и др. (например, на берегах морей и озер, у целебных источников минеральных вод или месторождений лечебной грязи, с употреблением молочных продуктов, кумыса, вина, особых овощей и фруктов). Для санаторно-курортного туризма характерно использование особой инфраструктуры – транспорта, зданий и сооружений для отдыха, лечебных корпусов и процедурных помещений, медицинского сопровождения и обслуживания. Это осуществляется на базе имеющихся во многих странах мира санаториев и домов отдыха, лечебных стационаров, приближенных к местам, благоприятным для того или иного вида лечения и оздоровления людей.

Ностальгический туризм – оформился как самостоятельное направление во второй половине XX в., после Второй мировой войны в связи с возрастанием открытости мира. Возникновение этого направления в России обусловлено распадом СССР и облегчением пересечения государственных границ, возможностью воссоединения семей и стремлением побывать на местах проживания своих предков, или желанием восстановления через много лет своих детских впечатлений о местах бывшего проживания. Так или иначе, группы иностранных туристов из Финляндии и Швеции, Германии и Японии и других стран приезжают в Россию, чтобы побывать на местах былых боев или былого проживания, чтобы воскресить воспоминания о прошлом.

Шоппинг-туризм – также получил широкое распространение в мире в последние десятилетия. Поездки за рубеж и в другие регионы страны за покупками, не только с целью их самостоятельного непосредственного использования, но и для перепродажи, стали распространенным бизнесом. Челночные путешествия в Турцию или Китай способствуют насыщению рынка ширпотребом. Широкой известностью пользуются шоп-туры в Грецию с целью покупки качественных шуб («шубные туры»).

Шопинг-туризм – это широко распространенный вид туризма во многих странах, который может сочетаться с любыми другими видами путешествий, не являясь основным по мотивации, а дополняя познавательные туры в экзотические страны (например, специальные поездки в магазины и на восточные базары).

Завершая рассмотрение основных направлений и видов туризма, необходимо подчеркнуть, что их различия отражают разнообразие общественного сознания и многообразие мира в целом. Существует такое понятие как молодежный туризм , который характерен для развитого социального общества как стиль жизни молодых людей. Считается, что у молодых людей до 25 лет, пока они в начале своего жизненного пути не завели семью и детей, больше возможностей для путешествий, перемены мест и образа жизни, они должны посмотреть мир и познакомиться с жизнью других народов. Это поможет им выбрать правильный путь в жизни и сформировать свои собственные жизненные принципы. Именно в путешествиях расширяется видение мира, формируется кругозор молодого человека. В общении с друзьями по путешествию происходит совершенствование физического и морального облика туриста, становление его личности, его гражданской позиции.

Особенно это касается студентов, которые имеют относительно продолжительные каникулы для отдыха и путешествий в зимнее и летнее время. Кроме того, некоторые студенческие группы осуществляют путешествия в сопровождении преподавателей в форме учебных практик. Организацией льготного режима для путешествий молодежи занимаются международные молодежные организации. Например, Международная организация молодых путешественников (Federation of International Youth Travel Organisation), созданная в 1951 г. со штаб-квартирой в Копенгагене, функционирует под эгидой ЮНЕСКО. В ее функции входит организация путешествий для молодежи и студентов. Сведения об этой организации можно найти на сайтах Internet.

Контрольные вопросы и задания

    Приведите примеры типизаций в страноведении и туризме.

    Назовите основные признаки типизаций стран, применяемые в природном и социально-экономическом страноведении.

    Какие типы стран по уровню развития туризма вы можете назвать?

    В чем заключаются различия между этими типами?

    Приведите примеры известных вам типов, направлений туризма.

    Каковы цели и мотивации туризма?

    Из каких составляющих складываются туристские (рекреационные) ресурсы?

    Приведите примеры и сравните туристские ресурсы двух стран (по выбору).

    Какие виды туризма наиболее перспективны для развития в России?

    Какие мотивации лежат в основе экологического туризма?

    Приведите примеры видов туризма близких к экологическому туризму.

    Перечислите основные положения Кодекса экотуриста.

    Какие существуют разновидности и модели сельского туризма?

    Какие мотивации лежат в основе историко-культурного туризма?

15. В чем состоит различие между паломничеством и религиозным туризмом?

16. Покажите на карте места религиозного паломничества основных мировых

17. Приведите примеры иных видов туризма и поясните их мотивации.

18. Приведите примеры международных туристских организаций.

19. Покажите на карте мира и дайте характеристику наиболее известных центров

международного туризма.



Рассказать друзьям