История оркестра русских народных инструментов. Особенности инструментовки для оркестра русских народных инструментов Что такое состав русского народного оркестра

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.

И другие русские народные инструменты.

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Состав

Оркестр русских народных инструментов обычно включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей):

  • Трёхструнные домры : пикколо, малые (6―20), альтовые (4―12) и басовые (3―6)
  • Духовые инструменты:
    • Русского происхождения - свирели , жалейки , волынки , владимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра)
    • Европейские - флейты , гобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном), иногда включаются медные духовые.
  • Оркестровые гармоники - в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные - басовые партии. В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д.
  • Ударные инструменты:
    • Русского происхождения - бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п.
    • Европейские - литавры (первоначально Андреев планировал ввести в оркестр родственные им накры, однако этот инструмент из-за некоторого несовершенства своей конструкции быстро вышел из употребления), колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру)
  • Гусли клавишные и звончатые
  • Балалайки : примы (3―6), секунды (3―4), альтовые (2―4), басовые (1―2) и контрабасовые (2―5)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ КОНЦЕРТНЫЙ ОРКЕСТР САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: http://grko-spb.ru

Литература

  • Шишаков Ю. Н. Инструментовка для русского народного оркестра. - М.: Музыка, 2005

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Оркестр русских народных инструментов" в других словарях:

    Оркестр русских народных инструментов - имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге «Кружка… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио), ведёт своё начало от Великорусского оркестра, созданного в 1896 В. В. Андреевым на основе организованного им же в Петербурге… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Имени В. В. Андреева (с 1960 Русский народный оркестр имени В. В. Андреева Ленинградского телевидения и радио). Ведёт своё начало от Великорусского оркестра. В 1925 при Ленингр. радио был создан оркестр нар. инструментов, бульшая часть… … Музыкальная энциклопедия

    Жанр народная музыка Годы c 1945 Страна … Википедия

    Ансамбль, состоящий из национальных музыкальных инструментов (См. Музыкальные инструменты) в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по своему составу (например, из одних домр, бандур, мандолин и т.п.) и… … Большая советская энциклопедия

    Ансамбли, состоящие из нац. муз. инструментов в их подлинном или реконструированном виде. О. н. и. бывают однородными по составу (напр., из одних домр, бандур, мандолин и т. п.) и смешанными (напр., домрово балалаечный оркестр). Принцип… … Музыкальная энциклопедия

    - (от греч. ορχήστρα) большой коллектив музыкантов инструменталистов. В отличие от камерных ансамблей, в оркестре некоторые из его музыкантов образуют группы, играющие в унисон. Содержание 1 Исторический очерк … Википедия

    В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов … Музыкальный словарь

    Оркестр русских народных инструментов оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства Домр и балалаек, а также [гусли], [баяны], [жалейки] и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в начале 1880 х годов … Википедия

    Оркестр рус. нар. инструментов. Создан в 1887 В. В. Андреевым первоначально как Кружок любителей игры на балалайках (ансамбль балалаек в составе 8 чел.); первый концерт состоялся 20 марта 1888 в Петербурге. Коллектив с успехом… … Музыкальная энциклопедия


Анна Васильевна Козина

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №40», г. Новокузнецк

Русский народный оркестр как школа коллективной игры

Введение

В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народное музыкальное инструментальное исполнительство. Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе развивает музыкальность в ребёнке. Особая роль в народном инструментальном исполнительстве принадлежит различным формам ансамблевой игры. Коллективное музицирование в ДМШ помогает ребёнку лучше адаптироваться в социальной среде, воспитывает комуникативность, «чувство локтя», учит слушать других людей и вместе выполнять поставленные задачи. Подобные качества являются необходимыми в жизнедеятельности любого человека. В процессе коллективного музицирования наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся.

За время существования русских народных оркестров, исполнительство на русских народных инструментах стало неотъемлемой частью культурного богатства России. В связи с этим большое значение приобрела проблема приобщения детей к занятиям в оркестрах русских народных инструментов, которые становятся для них настоящей школой музыкального развития.

Предпосылки образования русского оркестра. Своеобразие идеи.

Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а орхестрой греки называли круглую площадку театра, на которой, совершая ритмичные движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже – сам «союз» музыкальных инструментов и исполнителей на них.

Русский народный оркестр сложился в конце XIX века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, усовершенствовал их и создал первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный, по художественным возможностям.

Развито было ансамблевое народно-инструментальное исполнительство и в современный Андрееву период. В последней трети XIX века в отдельных областях России имелись такие самобытные коллективы, как хоры рожечников, в некоторых селах весьма многочисленные по своему составу. И всё-таки, создание Андреевым русского оркестра было явлением уникальным, никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, столь доступного для начального освоения. Балалайка не только была потомком старинных русских щипковых инструментов, но и оказалась созвучна современной Андрееву музыкальной культуре, ибо в силу своей общедоступности, демократичности позволяла организовывать в массовых масштабах широкую сеть любительских оркестров. Главное же - балалайка оказалась необычайно удачно приспособленной для воплощения как стихии темпераментной русской пляски, задорной частушки, задушевной лирической песни, так и образцов классической музыки.

Трудности были связанны, прежде всего, с длительным и стойким предубеждением против балалайки в привилегированных классах царской России, и в среде интеллигенции. И хотя отдельные высококвалифицированные балалаечники, такие, как выдающийся русский скрипач и композитор, известный оперный певец-бас, композитор и дирижёр и другие, пользовались определённым признанием и в «просвещённой» части русского общества, но это являлось скорее исключением, нежели правилом.

Поэтому преодолеть вековые предрассудки, изменить общественный статус инструмента, иными словами, «соединить балалайку и фрак» могла только личность незаурядная. Именно такой личностью и был Василий Васильевич Андреев – неутомимый пропагандист русских народных инструментов, основатель первого русского народного оркестра, страстный публицист, тонкий музыкант, композитор, выдающийся балалаечник, дирижёр и общественный деятель.

Что такое оркестр русских народных инструментов. Инструментальный состав оркестра.

В состав русского народного оркестра, получившего наибольшее распространение, должны входить следующие инструменты: домры трёхструнные (малые, альтовые, басовые); балалайки (примы, секунды, альты, басы, контрабасы), баяны (стандартные, с готовыми аккордами в левой клавиатуре), ударные (по желанию в зависимости от надобности). В больших профессиональных, а иногда и в самодеятельных оркестрах, кроме названных инструментов, употребляются домра - пикколо (самый маленький и самый высокий по звучанию инструмент), домра меццо-сопрано (промежуточная между малой и альтовой), домра тенор (промежуточная между альтовой и басовой) и домра - контрабас, самый большой по размерам и самый низкий по настройке инструмент домровой группы, а также гусли и некоторые народные или симфонические духовые и ударные инструменты (свирели, жалейки, рожки, флейта, гобой, кларнет, литавры и т. д.). В начальной стадии организации оркестра эти инструменты не используются.

Чтобы обеспечить равновесие оркестровых групп и получить наилучшую звучность оркестра, рекомендуется соблюдать следующие численные соотношения инструментов в оркестре: таблица №1

Название инструментов

Количество участников

домры малые

домры альтовые

домры басовые

балалайки примы

балалайки секунды

балалайки альты

балалайки басы

балалайки контрабасы

по желанию

Общее количество оркестрантов

Наличие инструментов, их качество, а также исполнительские возможности участников оркестра вызывают иногда некоторые отклонения от рекомендуемых соотношений. Слабые исполнительские группы полезно иногда усиливать количественно.

Расположение оркестра .

Размещение инструментальных групп в оркестре имеет важное значение и для получения лучшего звучания, и для удобства управления оркестром во время репетиции и концерта.

Все инструменты высоких регистров и ведущие мелодию должны располагаться на переднем плане, непосредственно перед дирижёром и по бокам от него, а инструменты, обладающие более низким регистром, аккомпанирующие – на втором плане, примерно в порядке фортепианной клавиатуры, то есть басы слева; средние и более высокие регистры справа.

Общее расположение оркестра должно производить и внешне впечатление хорошо организованного и дисциплинированного коллектива, расположенного вокруг стоящего в центре дирижёра правильными концентрическими полукольцами.

Дирижёр и оркестр.

«Много лет тому назад зимним вечером я блуждал после концерта по заснеженным улицам Страсбурга, полупьяный от музыки, полный восхищения дирижёром, который только что открыл мне симфонию Брамса. Пробираясь сквозь толпу, выходившую из зала, я уловил отрывок разговора, который никогда уже не мог забыть:

Превосходный концерт, - пробормотал чей-то неприятный голос.

Ерунда, - самонадеянно заявил собеседник, и его убеждённость пригвоздила меня к месту.

Оркестр чудесный. Но меня удивляет, почему это перед ним всегда торчит дирижёр?

Вот именно об этом и я спрашивала себя на протяжении всей симфонии Брамса, - отвечал неприятный голос с самодовольным смешком».

Так пишет в начале своей книги «Я – дирижёр» Шарль Мюнш. Возможно, недоуменный вопрос, возникший у дамы и господина, так возмутивший Ш. Мюнша – в то время ещё молодого музыканта, время от времени приходит в голову и другим слушателям, случайно попавшим на концерт. В самом деле, какова истинная роль человека во фраке, возвышающегося над оркестром и возбуждённо размахивающего руками в то время, когда звучит музыка? Ведь музыканты, по всей вероятности, хорошо знают то, что они играют, и, наверное, могли бы обойтись и без дирижёра? До сих пор мы говорили только об оркестре. Поговорим теперь и о его дирижёре. Дирижёр – руководитель коллектива «оркестр», государства «оркестр». Его первая обязанность – следить за тем, чтобы в этом коллективе текла деятельная и строго организованная жизнь: чтобы музыканты «не разошлись» - вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе, вовремя вступали после пауз и т. д. (долгое время задачу дирижёра только так и понимали). Он должен направлять игру музыкантов в отношении ритма и темпа; подавать им сигналы к вступлению. А также всё время поддерживать единый для всех оркестрантов ритм. Однако было бы ошибкой сводить задачу дирижёра только к этой внешне направляющей роли. Роль его отчасти похожа на роль режиссёра. Дирижёру нужно самому понять и почувствовать замысел музыкального произведения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов исполнения своих намерений. Дирижёр должен вдохнуть жизнь в молчаливые нотные знаки, заключённые в партитуре. При этом он обязан правильно истолковать музыку, ведь он выступает как посредник между музыкой и теми, кто её слушает, между композитором и публикой. Неумелый, бездарный или же «злонамеренный» (как говорил Вагнер) дирижёр может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении.

Конечно, никакой, даже самый превосходный дирижёр не сделает плохую музыку хорошей. Но всецело в его руках раскрыть слушателю сокровища хорошей музыки или же – зарыть их, исказив замысел композитора.

Заключение.

Русский народный оркестр сложился в конце прошлого века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, оставшиеся до того в силу исторических условий в первобытном состоянии, усовершенствовал их и создал из них первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный по своим художественным возможностям.

Воспитание искусством – это особая нравственная практика человека, которая формирует жизнеспособную личность, меняя характер отношения ребёнка к культуре, природе, человеку, самому себе. Не секрет, что, декларируя роль художественного творчества и его влияние на формирование духовного пространства ребёнка, мы на деле получаем отчуждённого от художественного наследия человека, не способного или не желающего общаться с искусством. Кризис в дополнительном образовании можно наблюдать по большому отсеву детей на начальной ступени обучения, по снижению статуса музыкального и художественного образования среди подростков. Одной из причин отчуждения людей друг от друга является подмена действительности реальной действительности виртуальной. У большинства детей – свой собственный мир, компьютер, наушники в ушах и телефон в руках.

Возникает диспропорция между уровнем технического взлёта и падения нравственно-духовных критериев людей. Одно из действенных средств, сохранения человеческого в человеке, проявляется на уровне межличностного общения в процессе коллективного музицирования и концертного исполнения. Оркестр народных инструментов в музыкальной школе является первой ознакомительной ступенью в профессиональном коллективном музицировании.

Большинство выпускников ДМШ и ДШИ выберут в своей жизни профессии не связанные с искусством, но тот опыт который они приобретут в детской музыкальной школе, воспитательный эффект искусства не станет для них предметом сожаления о бесцельно потраченном детском времени.

Список литературы:

1. Барсова об оркестре. - М.: Музыка, 19с.

2. Блок русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

3. Гнатюк развития оркестрового исполнительства ДМШ в Новосибирской области . - Кемерово: КемГУКИ, 20с.

4. Илюхин народный оркестр. - М.:Музыка, 1970.-140с.

5. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М.:Музыка, 1987.-190с.

6. Козина современного школьного оркестра.- Кемерово: Кем ГУКИ, 2006.-120с.

7. Польшина оркестра русских народных инструментов на рубеже 19-20 веков: Лекция к курсу «История исполнительства на русских народных инструментах». - М.: Музыка, 1977.-21с.

8. Попова жанры. - М.:Музыка, 19с.

9. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

От автора
Первая часть пособия посвящена инструментальному составу русского
народного оркестра; в ней даются описания народных инструментов (домр, балалаек, гуслей, баянов и других видов гармоник, народных духовых и ударных инструментов), а также сведения о составах оркестров и о внешнем виде партитуры.
Автор сердечно благодарит членов кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, а также товарищей А. Александрова, П. Алексеева, Г. Голанцева, А. Илюхина, П. Куликова, М. Маранцлихта, В. Хватова и других за предоставленные ими сведения и ценные критические замечания, которые немало помогли автору при написании данного пособия.
Г. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ
Оркестры и ансамбли русских народных инструментов пользуются широкой популярностью среди русского народа. Самодеятельные народные оркестры имеются при многих клубах и домах культуры. В больших городах существуют профессиональные оркестры русских народных инструментов.
Как для самодеятельных коллективов, так и для профессиональных оркестров создается оригинальная литература, делаются переложения различных произведений русской, зарубежной музыки, а также советских композиторов. Однако репертуар народных оркестров все еще недостаточен и создание для них новых произведений и переложений—почетная задача советских музыкантов.
Датой рождения русского народного оркестра можно считать 1888 год, когда впервые выступил «Кружок любителей игры на балалайках» под управлением Василия Васильевича Андреева. Основатель русского народного оркестра В. В. Андреев (1861 — 1918) усовершенствовал народную балалайку и создал целую группу балалаек от примы до контрабаса.

Позднее В. В. Андреев ввел в состав оркестра группу трехструнных
домр (также усовершенствованную им), гусли, свирели, жалейки (брелки), бубны и накры.
В 1908 году Г. П. Любимовым, совместно с С. Ф. Буровым, была сконструирована четырехструнная домра. С этого времени параллельно существуют андреевские трехструнные домры и четырехструнные домры Любимова.

После Великой Октябрьской революции в составы русских народных оркестров все чаще стали вводиться баяны и другие народные инструменты, а также инструменты симфонического оркестра.
В настоящее время в инструментальный состав русского народного оркестра входят домры, балалайки , гусли, баяны и другие виды гармоник, народные духовые и ударные инструменты. Однако не все виды народных инструментов одинаково
широко распространены в составах русских народных оркестров. Некоторые используются в большинстве оркестров, а другие применяются лишь в немногих из них.

  • СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
    • Общие сведения
    • Глава первая. ДОМРЫ
      • Общие сведения
      • Группа трехструнных домр
        • Малая домра
        • икколо домра
        • Меццо-сопрановая домра
        • Альтовая домра
        • Теноровая домра
        • Басовая домра
        • Контрабасовая домра
      • Группа четырехструнных домр
        • Домра прима
        • Домра пикколо
        • Домра альт
        • Домра тенор
        • Домра бас
        • Домра контрабас
    • Глава вторая. БАЛАЛАЙКИ
      • Общие сведения
      • Группа балалаек
        • Балалайка прима
        • Балалайка секунда
        • Балалайка альт
        • Балалайка бас
        • Балалайка контрабас
    • Глава третья. ГУСЛИ
      • Гусли клавишные
      • Гусли щипковые
      • Гусли звончатые
  • ГАРМОНИКИ, БАЯНЫ, ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
    • Глава первая. ГАРМОНИКИ
      • Общие сведения
      • Баян (с готовыми аккордами)
      • Правая клавиатура баяна
      • Левая клавиатура баяна
      • Соотношение правой и левой клавиатуры баяна
      • Выборные баяны
      • Оркестровые гармоники
      • Тембровые гармоники
    • Глава вторая. НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Общие сведения
      • Рожки (владимирские)
      • Свирель
      • Жалейка
      • Брелка
      • Кувычки (кугиклы)
    • Глава третья. НАРОДНЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Накры
      • Ложки деревянные
      • Трещотки
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • Составы русских народных оркестров
    • Струнный состав
    • Струнный с баянами состав
    • Большой состав

Инструментов в народном оркестре. В нее входят домры пикколо (присутствуют не в каждом оркестре), малые (обычно их насчитывается от 6 до 20), альтовые (от 4 до 12) и басовые (редко бывает больше 3-6). Домра – это струнный щипковый инструмент, который пришел на Русь во время завоевания ее монголо-татарами. Особой популярностью домры пользовались у скоморохов. Современный инструмент насчитывает 3-4 струны, а звукоизвлечение происходит при помощи медиатора.

Духовые – здесь в народном оркестре имеется целый «выводок» различных, непохожих друг на друга интереснейших инструментов. Это различные жалейки, способные своим пронзительным звуком создать настроение в любом зале, свирели, чье тонкое и нежное звучание приближает их к блокфлейтам и владимирские рожки, обладающие интересным звуком, но в настоящее время, к сожалению, почти не используемые. Также в группу русских духовых входят волынки.

Европейские духовые тоже применяются, чтобы разнообразить звук народного оркестра. Это флейты, гобои (их тембр очень похож на русские духовые, поэтому они особенно распространены), порой можно встретить медные инструменты.

Гармоники – одна из важнейших групп инструментов в народном оркестре. Обычно в него входит от двух до пяти , из которых половина занимается мелодией, половина – басовой партией. Можно встретить также различные необычные варианты , региональные разновидности.

Ударные инструменты, как и духовые, делятся на русские и европейские. К русским относят бубенцы, трещотки, бубен и другие. Среди европейских ударных в оркестре присутствуют литавры, колокольчики и так далее. Литавры – это несколько круглых чаш, от двух до семи, сверху на них натянута мембрана, а внизу иногда бывает отверстие.

Гусли – самый струнный щипковый народный музыкальный инструмент из известных на Руси, первые упоминания о нем датируются 6 веком. Бывают нескольких типов гуслей, различаются они по количеству струн и форме резонатора. В современных оркестрах обычно применяют прямоугольные гусли.

Балалайки – важнейшая струнная щипковая группа в народном инструменте. Балалайка имеет треугольный или овальный деревянный корпус-резонатор, а также гриф, с натянутыми на нем струнами. В оркестре используется несколько типов балалаек: примы (от 3 до 6 штук), секунды (обычно 3-4 инструмента), альты (2-4 на оркестр), басовые (1-2 балалайки) и контрабасовые (от 2 до 5). Наверное, балалайки различаются по размеру более всех других инструментов: если прима имеет длину порядка 60-70 см, то контрабас-балалайка достигает 1,7 м.

Полезный совет

Впервые идея создать народный оркестр пришла в голову В.В. Андрееву, мастеру игры на балалайке. После концерта в Санкт-Петербурге в 1888 году он отправился выступать и в другие русские города, а затем и за границу. Оркестр назывался «Великорусским» и пользовался большим успехом. Вскоре потенциал народных инструментов оценили и композиторы, а в СССР народный оркестр и вовсе присутствовал почти во всех клубах, домах культуры и учебных музыкальных заведениях.

Связанная статья

Современные академические оркестры народных инструментов включают как народные музыкальные инструменты, так и инструменты симфонического оркестра. Набор инструментов зависит от исторического прошлого страны, в которой развивался оркестр.

Инструкция

Состав и принцип организации оркестра народных инструментов определенной страны зависит от особенностей музыкальной культуры данного народа. В их состав входят народные инструменты в исторически подлинном или реконструированном виде. Оркестры народных инструментов разделяют на однородные, состоящие из одних домр, балалаек, бандур, и смешанные, состоящие из различных инструментов.

Оркестры народных инструментов исполняют переложения классических произведений, обработки народных песен и музыку, написанную специально для них композиторами. Оркестры, получившие свое развитие из народного творчества, являются востребованными на больших сценах по всему миру.

Первым профессиональным оркестром народных инструментов в России считается Великорусский оркестр, образовавшийся из кружка любителей игры на балалайках, который после Октябрьской революции в Оркестр народных инструментов имени В.В. Андреева.

Современный оркестр русских народных инструментов традиционно включает в себя такие , как трехструнные домры, духовые инструменты (свирели, волынки, жалейки русского происхождения, а также флейты и гобои происхождения), баяны, ударные инструменты (бубенцы, трещотки, ложки, бубен русского происхождения, а также литавры и колокольчики европейского происхождения), гусли и, конечно же, балалайки (примы, секунды, альтовые, басовые, контрабасовые).

Прообразам украинского оркестра народных инструментов считают ансамбли троистых музык, в состав которых входило трое исполнителей – скрипач, цимбалист и бубнист. В советское время на Украине наследовали традиции российского оркестра народных инструментов, так называемого андреевского оркестра. В основу современного оркестра украинских народных инструментов входит группа струнно-смычковых инструментов, аналогичных по составу данной группы в симфоническом оркестре. Также сюда входят деревянные духовые музыкальные инструменты – флейта и гобой, струнно-щипковые (бандуры и кобзы), ударные инструменты, применяемые и в симфоническом оркестре. В некоторых оркестрах используют также цимбалы и баяны.

На территории России и Украины в прошлом веке получили распространение «неаполитанские» оркестры, основу которых составляли мандолины и гитары.

Оркестр - термин греческого происхождения, обозначающий большой музыкально-инструментальный коллектив. Понятие о составе оркестра возникло во времена Баха и было связано с унификацией музыкального искусства, породившей основные современные музыкальные структуры: симфонический, струнный, народный и духовой оркестры.

Инструкция

Основным сообществом инструментальных семейств является симфонический оркестр. Это довольно большой коллектив, исполняющий преимущественно академическую музыку (классику, изучаемую студентами музыкальных учреждений) западноевропейских композиторов 17-19 вв. Изначально, с появлением в Европе классической симфонии в 18 веке, в его состав входили духовые медные, струнные (смычковые) и ударные инструменты. Со временем увеличивалось разнообразие представителей каждой группы.

В состав малого симфонического оркестра (до 50 исполнителей) входят: флейты, кларнеты, гобой, валторны, фаготы, трубы и литавры – обычно по 2 инструмента каждого вида. А также не более 20 представителей струнных: скрипки (первые – 5, вторые - 4), альты – 4 единицы, контрабасов – 2, виолончели - 3.



Рассказать друзьям