История произведения муму. История создания рассказа «Муму»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Двухкилограммовый мозг, женский голос и дурной смех. Обладателем всего этого был Иван Сергеевич Тургенев. Пожалуй, единственный русский прозаик, который от читателя почти ничего не требует. Он к нему уважителен, добр. Когда вы читаете Тургенева, у вас рождается ощущение, что вы находитесь на приеме у необыкновенно умного и приятного психотерапевта, который понимает все ваши проблемы, сам их испытывает. Но подходят ли дети пятого класса для приемов у такого психолога? Посмотрим, ибо перед нами произведение «Му-му», которое ребята проходят в 5 классе.

Реальная история произведения «Му-му» разыгралась недалеко от имения автора, так что все события, изложенные в нем, — далеко не вымысел. Соседка Тургеневых, Софья Герасимовна, стала прототипом деспотичной барыни. Это женщина отличалась нервным, даже истерическим характером, «прелести» которого вымещала на крепостных крестьян. В числе душ, принадлежащих дворянке, выделялся Герасим Орлов, который в жизни ничуть не глух, ни на одно ухо, и прекрасно говорит, хоть и не со всеми. И считался чуть ли не самым образованным из крестьян, много писал. Он был также силен, как литературный двойник, жил уединенно, вызывал уважение, а иногда и страх. Именно перу Герасима, тому, который реально существовал, принадлежат работы по изучению произведений Тургенева, даже перевод «Му-му» на различные языки.

Но вернемся к поместью, а в нем барыня Софья, для того чтобы лучше управляться со своими тремя сотнями душ, завела огромнейшую собаку, отличавшуюся свирепостью, вследствие чего она приносила крепостным тяжелые увечья. Не обошла она стороной и Герасима, укусив его несколько раз за причинное место. После чего Герасим будто онемел, и единственное, что мог произнести, было – «Му-му». От укусов собаки он пострадали и остальные крестьяне. Некоторые даже сошли с ума. Тогда Герасим решил действовать, заманив собаку в лодку, он попытался ее утопить, но в неравной борьбе сам погиб в воде. В отличие от жестокой действительности, в тургеневском произведении отношения дворника и собаки наполнены нежностью, безотчетной преданностью, которую герой выражает без слов, она видна во взгляде и поступках мужчины. Му-му отвечает ему тем же.

Почему Тургенев изменил финал Муму? Он был очень огорчен известием о смерти Герасима. Произведение стало благодарностью за всю помощь, полученную от этого простого работящего мужика. Финал рассказа был изменен для того, чтобы подчеркнуть и физическую силу, и силу духа главного героя.

Смысл названия

Почему Тургенев назвал рассказ «Муму»? Если рассматривать рассказ с точки зрения целей и задач автора, то он направлен против крепостного права. В те времена крепостное крестьянство хоть и было великой силой, но у этой силы не было никаких прав, оно было безмолвно, так же, как был безмолвен Герасим. Оно не противоречило приказам и молчаливо терпело жестокое отношение. Герой вобрал в себя все основные черты обычного работящего мужика, и это его «Муму» — единственное противоречие и единственное слово, которое он способен вставить «поперек» воли своей хозяйки.

Писатель проводит ужасающую параллель между положением человека и собаки: они одинаковы. Судьбу животного решил хозяин, так и участь самого Герасима целиком зависела от барской воли. Поэтому в названии скрыт намек на то, что главный герой – та же Му-му, только в человеческом обличии, и эту социальную несправедливость необходимо искоренить.

Жанр и направление

«Му-му» — это рассказ. Доказательством служит то, что в основе повествования лежит одна сюжетная линия, в действии участвуют всего лишь 4 героя: Герасим, барыня, Татьяна и Капитон. Объем произведения мал, что тоже соответствует жанру.

Тургенев творил в рамках направления, традиционного для его времени – классического реализма. Это подтверждает тот факт, что его история взята из реальной жизни, все герои имели прототипов в действительности.

Суть

О чем повествует Тургенев? Сюжет нам всем смутно знаком. Немой крепостной мужик Герасим приглянулся барыне, которая во время визита в деревню решила взять его в Москву, чтобы он убирал территорию. Несчастный крестьянин не прижился в большом городе, все избегали его, опасаясь грозной наружности. Он же влюбляется в крепостную девушку Татьяну, которая тоже дичится его, но все же принимает ухаживания, хотя все остальные смеются над неуклюжей парой. Однако помещица не хотела «женить убогого», поэтому выдает героиню замуж за пьяницу Капитона. Такова жизнь в доме барыни.

Тем временем Герасим спас щенка из воды. Он выходил его, выросла ласковая и красивая собачка. Но ее лай не нравился хозяйке дома, и она отдала приказ отнести и сбыть собаку с рук втайне от ее покровителя. Умное животное нашло путь домой, но и его возвращение не остановило упрямую помещицу. Она отдала крестьянину приказ избавиться от собаки. Тогда мужчина топит ее, но на этом запас его терпения исчерпывается. Он пешком уходит обратно в деревню и доживает жизнь в одиночестве.

Главные герои и их характеристика

  1. Барыня — хозяйка более трехсот крепостных душ. В произведении она предстает перед нами незамужней помещицей с непростым характером. Иногда с ней случаются нервные припадки. Важная деталь, нам не дается ее имя, — это часто используемый прием в произведении, когда автор обезличивает героя, давая понять, что в его роли может выступить кто угодно, такой же тираничный и пугающий.
  2. Герасим – глухой, но необыкновенно сильный крепостной мужик, ставший при барыне дворником в Москве. Обычно он был замкнут и иногда угрюм, даже по его лицу сложно определить, что он переживает. Наверное, его суровый характер, был таким же незыблемым, как и глухота. Несмотря на угрожающий внешний вид, он имел чувствительный и добрый характер, умел преданно и сильно любить. Например, он раз и навсегда полюбил Татьяну, просто не смог ее заменить. То же отношение у Герасима к Му-му. Вы можете найти более подробную характеристику героя .
  3. Татьяна – крестьянка, которая тоже служит в дворне. Это робкая, тихая, симпатичная девушка, которую отличает скромность. Этим она и привлекла Герасима. Героиня сначала относится к обожателю со страхом, ее смущает его грозный вид. Но когда ее сосватали за Капитона, Татьяна понимает, что немой дворник действительно заслуживал ее внимания, в отличие от мужа.
  4. Капитон Климов — дворовой пьяница, впоследствии муж Татьяны. Именно Татьяна была последней связью Герасима с людьми, которая оборвалась после того, как ее выдали замуж. Важно понимать, что это была прихоть барыни, которая привыкла решать все проблемы быстро, и не задумываясь о чьих-либо чувствах. Так и пьянице Капитону было все равно на чувства других людей, он был человеком никудышным. Во внешности у него выделялись желтые глазки и утиный нос. Сам себя он относил к людям образованным и считал, что его недооценили по достоинству.
  5. Темы

    Что воспевает Тургенев? Это, конечно же, сострадание. Герасим умел проявить милосердие и доброту, хоть его в этом всегда обделяли. Но, несмотря на жестокосердие помещицы и равнодушие дворни, он не разучился сопереживать чужому горю: жалел Татьяну, спас собаку и т.д. Это и есть главная тема рассказа. Все остальные описаны ниже:

  • Любовь и преданность. Герой полюбил Татьяну всем сердцем. После ее утраты он всю жизнь прожил один. То есть, это чувство, по Тургеневу, незаменимо: если мы теряем любимого, то эту утрату не восполнить. Только тогда можно говорить об истинной нравственности.
  • Человек и общество. Герасим не прижился среди людей и избегал их, потому что видел в их глазах отражение собственного недуга. Будучи непохожим на других, он стал изгоем, которого не брали в расчет. Именно из-за его немоты барыня не приняла в расчет его намерение жениться, ведь в ее мировоззрении он – убогий, значит, и плодить потомство ему не стоит. Но автор уравнивает в правах всех людей. Его Герасим добрее, милосерднее и сильнее, чем здоровые мужики, чей потолок – пьянство в кабаке.
  • Отношение к братьям нашим меньшим. По-настоящему нравственный человек хорошо относится к животным, умеет ценить их доверие и ласку, заботится о тех, кого приручил.
  • Город и деревня. Автор сравнивает городскую и деревенскую среду, выявляя ту, что лучше для физической и духовной жизни. Сельская местность идеализируется, там герой жил спокойно и удовлетворенно, а вот «мегаполис» заставил его осознать собственное одиночество, ведь в толпе жителей он так и не нашел родственную душу. Все горожане зациклены на себе и своих пороках, они равнодушны друг к другу.

Проблемы

  1. Против чего направлен рассказ? Без сомнения, против крепостного права . Пока люди от рождения становятся рабами, самодурства и жестокости их хозяев не победить никакими законами. Увы, само положение крестьян провоцировало своеволие помещиков, которые относились к человеку, как к скотине, не считаясь с его чувствами и мнениями. Пока господствует крепостное право на Руси, народ, ее опора и основа, будет страдать – таков посыл Тургенева.
  2. Безнравственность и порочность крестьян . Капитон компенсировал свое горе пьянством и дебоширством. Он отчаялся найти достойное применение своим силам, страдал от ощущения бессмысленности жизни, так что это трагический образ. В нем отразилась болезнь порабощенного и угнетенного народа – тяга к разврату и алкоголю. Это обратная сторона крепостного права.

Смысл

В образе главного героя заключен весь русский народ. Он изображается со всей своей честностью, порядочностью и болью. Герасим умел, и любить, и жалеть, и заботиться. Он трудился не покладая рук, даже если и знал, что его труд не оценят. Душа его была чистой и честной, даже после вех унижений и грязи, единственное, что он сделал, это закрылся от всех. Герасим был достойным человеком, именно эти качества Тургенев и воспевал. То есть главная идея рассказа в том, чтобы передать правящему классу (тогда читателями были только дворяне) всю глубину страдания народа, который кормит страну, а получает лишь жестокое и несправедливое отношение «хозяев».

Но есть и другая мысль, которая, как многие считают, является основной в произведении. Она и отвечает на частый вопрос: почему Герасим утопил Му-му? А дело в том, что Муму — это единственное слово, которое может сказать Герасим. Это все лучшее, что есть у него в жизни. Все добро, все счастье, единственное дорогое ему существо. Так вот, если не убить свое «Му-му» свободным человеком стать нельзя. Первый акт освобождения – это убить все, что ты любишь, что держит тебя. Если ты убил – ты свободен. Пока у Герасима есть Муму, он не может уйти от барыни, но и остаться он не в силах, потому что собаку у него отбирают. Эту дилемму немой дворник разрешает по-своему: он избавляется от всего, что любимо и важно, чтобы рискнуть жизнью (барыня могла наказать его за побег, как угодно) и покинуть дом, где его тиранят. Теряя любовь, он обретает независимость. Это сложнейшая тургеневская мысль, которую никакому ребенку в школе не объяснишь, убить душу, по Тургеневу, значит стать свободным. И лучшие любимые тургеневские герои не свободны.

Но независимость – не синоним счастья. Конечно, в уходе Герасима из Москвы в деревню мы видим протест героя против жестокости барыни, но финал произведения не жизнеутверждающий, а вовсе наоборот:

И живет до сих пор Герасим бобылем в своей одинокой избе; здоров и могуч по-прежнему, и работает за четырех по-прежнему, и по-прежнему важен и степенен. Но соседи заметили, что со времени своего возвращения из Москвы он совсем перестал водиться с женщинами, даже не глядит на них, и ни одной собаки у себя не держит.

Чему учит?

Произведение Тургенева учит тому, что не стоит употреблять свою власть во зло людям, мы – не боги, чтобы управлять чьими-то судьбами. Автор показывает, как далеко может зайти властный человек, если ему не перечить, а также то, насколько безразлично мы порой относимся к чужим жизням и ценностям. Эти пороки – равнодушие и деспотизм – нужно искоренить в себе.

Произведение учит нас и тому, что существуют добрые и светлые люди, которые, правда, из-за своей доброты и преданности теряют последнее. Таким образом, нужно быть сильными, когда это требуется, и быть слабыми с теми, кому это необходимо.

Критика

Мнения рецензентов разделились. Критики из правительственного журнала «Северная пчела» скептически отнеслись к истории, поведанной Тургеневым. Они упирали на то, что он сгустил краски и изобразил только крайности.

Более либеральные газеты и журналы оценили произведение высоко, оно принесло автору известность и уважение. Например, примечателен отзыв И. С. Аксакова, который хвалил образ Герасима:

В нём есть олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости, его удаления к себе и в себя, его молчания на все запросы…

Некоторых рецензентов творчество Тургенева насторожило, ведь он и сам дворянин, живущий за счет невольных крестьян, поэтому странно слышать от него, что крепостное право губительно для России.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Иван Сергеевич Тургенев свое произведение «Муму» написал под впечатлением событий, которые его волновали в тот период. Ведь все то, что волнует писателя, отображается на его творчестве. Выполнив анализ рассказа «Муму», нетрудно найти этому подтверждение. Тургенев был истинным патриотом, переживал за дальнейшую судьбу России. Поэтому сюжет, описанный в его произведении, – это вызов эпохе того времени, вызов крепостному праву. Рассказ «Муму» - не только повествование о событиях, которые происходили в русской деревне, это произведение, которое заставляет нас размышлять и думать.

В чем суть рассказа

Анализ произведения «Муму» показывает, что в образе дворника Герасима Тургенев символически показал русский народ, его прекрасные черты. Доброта, богатырская сила, любовь к труду и чуткость – такие качества человека вложил в образ Герасима, автор. Он дает Герасиму характеристику самого замечательного человека из всей прислуги. Тургенев представляет Герасима как очень сильного человека, который может много работать: «дело спорилось в его руках». Автор любит своего героя, ответственного и аккуратного, который постоянно в чистоте содержит весь хозяйский двор.

Да, он нелюдим, что подтверждает то, как описана его каморка, на которую он всегда навешивал замок. «Он не любил, чтобы к нему ходили» - пишет Тургенев. Любовь и сочувствие всегда брали верх над грозным образом Герасима. Его доброе сердце всегда было открытым.

Уважение к себе, к своему труду Герасим завоевал у всей дворни, несмотря на свой угрюмый вид. Пусть необщительный, но «он их понимал, в точности исполнял все приказания, но и права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице». Точно стараясь исполнять все приказы барыни, Герасим сохраняет чувство собственного достоинства. Анализ рассказа Тургенева «Муму» еще раз подтверждает тот факт, что Герасим не имел человеческого счастья. Ему, мужику из деревни, трудно жить в городе, там он не сможет общаться с природой. Он чувствует, что люди стараются обойти его стороной. Герасим полюбил Татьяну, но ее выдали за другого. Глубокое несчастье поселяется в душе Герасима.

Трагедия щенка

И в тот момент, когда ему так тяжело, появляется небольшая надежда на счастье – маленький щенок. Спасенный из реки Герасимом, он привязывается к нему так же, как и хозяин к щенку. Имя щенка – Муму. Муму всегда рядом с Герасимом, ночью сторожит дом, а утром прибегает его будить. Казалось бы, что человек нашел для себя отдушину, но в этот момент барыня узнает о щенке. Она хотела подчинить себе это маленькое существо, но щенок не повинуется ей. Не понимая того, как можно ее не послушаться, она распоряжается щенка убрать. Хозяин собаки закрывает ее в своей каморке, но лай ее выдает. И тут Герасим решается на решительный шаг – убивает своего единственного друга. Почему так случилось? «Почему Герасим утопил Муму? » – здесь более глубоко раскрыта эта проблема.

Сделав глубокий анализ произведения Тургенева «Муму», мы видим не только несчастного Герасима, но и в его лице несчастных крепостных, которые, будучи «немыми», надеются на то, что придет время, когда они смогут победить своих угнетателей.

Анализ произведения

Жанр произведения — рассказ. Главные герои: дворник Гера­сим, собачка Муму, барыня. Второстепенные персонажи: дворец­кий Гаврила, прачка Татьяна, башмачник Капитон. Эпизодичес­кие персонажи: дворня, приживалки-компаньонки старой барыни.

Завязка произведения начинается с рассказа о том, что в Москву к старой барыне из деревни привезен дворник Герасим. Развитие действия продолжается до встречи барыни и собачки, найденной Герасимом и выкормленной им. Сцена, когда Муму ос­калила зубы на барыню — это кульминация рассказа. Развязка наступает, когда Герасим утопил Муму и ушел в деревню.

В рассказе «Муму» с большой художественной правдой описы­вается жизнь крепостного, находящегося в полной зависимости от самодурства барыни.

Герасим был привезен из деревни и, следовательно, оторван от привычного крестьянского труда. Его чувства не принимаются во внимание, барыня по-своему распоряжается судьбой прачки Татьяны, которую Герасим полюбил и всячески оберегал. Даже собачку, единственную радость немого дворника, приказано унич­тожить.

Талант писателя создал яркие художественные образы. Барыня, одинокая и никому не нужная. «День ее, нерадостный и ненаст­ный, давно прошел; но и вечер был темнее ночи».

Наделенный необычайной силой, работоспособностью и добро­той дворник Герасим — такой же могучий, как русский народ, и такой же бесправный.

«Безответная душа» прачка Татьяна, которую некому защитить от самодурства барыни, молча принимает все удары судьбы,трудолюбивая, но такая же, как Герасим, покорная и бесправ­ная.

Приживалки ловят каждое слово барыни и стараются ей во всем угодить. Слуги и многочисленная дворня окружают старую барыню.

Подробно следует остановиться на образе главного героя — глухонемого дворника Герасима. Он привезен в Москву из дерев­ни, где работал в поле за четверых. Новое городское житье «креп­ко не полюбилось ему сначала». Всю положенную работу он вы­полнял в шутку за полчаса и поначалу «вдруг уходил куда-ни­будь в уголок… и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь». Но все-таки привык к городскому житью и обя­занности свои выполнял исправно. Среди дворни он пользовался уважением, граничащим с боязнью, воры за версту обходили дом барыни после того, как он поймал двух любителей чужого и стук­нул их лбами. Во всем любил строгость и порядок. Человек боль­шой физической силы, он и каморку обставил по своему вкусу — такой же, как и он, богатырской кроватью, дюжим сундуком, крепким столиком и прочным стулом.

Немой дворовый полюбил прачку Татьяну, но судьбой безот­ветной девушки по-своему распорядилась помещица. Со всей си­лой своего сердца несчастный Герасим привязался к спасенному им песику. Барыня велела истребить последнюю отраду крепост­ного человека. Немой бросил свою барыню и ушел из Москвы в далекий путь, в свою родную деревню. Обращает на себя внима­ние символический смысл немоты Герасима. Ничего не может ска­зать богатырь, не может себя защитить. Это символ всего просто­го русского народа.

План
1. Упоминание о старой барыне, жившей в одном из домов Москвы.

2. Жизнь Герасима в деревне до того, как его забрали в город.

3. Жизнь Герасима в городе, его занятия и взаимоотношения с окружающими.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

6. Герасим находит Муму.

7. Дворник растит собачку, ухаживает за ней.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАРГАСОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

РЕФЕРАТ
ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

РАССКАЗА И.С.ТУРГЕНЕВА

«МУМУ»
Выполнила:

Брагина Света,

ученица 5 класса
Руководитель:

Брагина Г.А., учитель

русского языка и

литературы

Каргасок

2011 год
Содержание


  1. Введение стр.3

  2. Основная часть

    1. Время написания рассказа «Муму» стр.4

    2. Отношение Тургенева к крепостному праву стр.5

    3. Написание рассказа и появление его в печати стр .7

    4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери стр.8

    5. Реальные события, положенные в основу рассказа стр.12

  3. Заключение стр.14

  4. Информационные ресурсы стр.15

1. Введение

Иван Сергеевич Тургенев - один из любимых детьми писателей, хотя он никогда не писал специально для детей. Идейность его рассказов, простота и изящество его языка, живость и яркость нарисованных им картин природы и глубокое чувство лиризма, которым пронизано каждое произведение писателя, очень располагают не только взрослых, но и детей.

Моё знакомство с Тургеневым началось на уроке литературы с чтения рассказа «Муму». Он поразил меня драматизмом излагаемых событий, трагизмом положения Герасима, печальной судьбой собачки.

Цель данной работы состоит в том, чтобы больше узнать о детских годах Тургенева, о реальных событиях , положенных в основу рассказа, о причинах его появления в печати, выяснить роль и значение Тургенева для своего времени как борца с крепостничеством.

Актуальность работы: данную работу можно использовать на уроках литературы в 5 классе.

3.
2.1. Время написания «Муму»

Главным вопросом эпохи 40-50-х годов 19 века был вопрос о крепостном праве.

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землёй и людьми- крепостными крестьянами. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначить им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле или отдавать ему часть заработанных денег.

Именно здесь, в таких условиях, автор «Записок охотника» написал свой знаменитый рассказ «Муму». Этим Тургенев доказал, что он не собирается отступать от своей главной темы- борьбы с крепостничеством, но будет её дальше развивать и углублять в своём творчестве. Из заключения Тургенев писал друзьям о своих дальнейших планах: «…буду продолжать свои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть в мире».

Отбыв месяц в заключении и получив предписание ехать на жительство в свою деревню, Тургенев перед отъездом прочитал для друзей «Муму». «Истинно трогательное впечатление, - писал один из слушателей ,- произвёл этот рассказ, вынесенный им из съезжего дома, и по своему содержанию, и по спокойному, хотя и грустному, тону изложения».

Тургеневу удалось с помощью друзей напечатать рассказ. Он был помещён в третьей книжке журнала Н.А.Некрасова «Современник» за 1854 год. Полиция спохватилась уже после, когда рассказ был напечатан.

7.
2.4. Детские годы Тургенева в связи с биографией его матери
Почему Тургенев, дворянин по происхождению и воспитанию, восстал против крепостного права? Думается, ответ надо искать в биографии писателя, в его детских годах. Именно они оставили неизгладимый след от ужасов насилия и произвола.

Родился И.С. Тургенев 28 октября 1818 года в городе Орле , в богатой дворянской семье. Его детство прошло среди изумительной и неповторимой красоты средней полосы России в поместье Спасском - Лутовинове Орловской губернии.

Родители писателя были самые богатые помещики края. У них было свыше пяти тысяч крепостных. Шестьдесят семейств обслуживали господский дом. Среди них были слесари, кузнецы, столяры, садовники, писари, портные, сапожники, маляры, музыканты.

Отец- Сергей Николаевич, в молодости офицер кирасирского полка, красивый, избалованный, жил так, как ему хотелось, не заботился ни о семье, ни о своём обширном хозяйстве. Мать- Варвара Петровна, урождённая Лутовинова, женщина властная, умная и достаточно образованная красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И только глаза были красивы: большие, тёмные и блестящие.

В детстве и юности она перенесла много несправедливостей, и от этого её характер очень ожесточился. Чтобы понять это, надо рассказать немного её историю.

Варвара Петровна была сиротой. Её мать, бабушка писателя, после смерти мужа осталась без всяких средств к существованию и вынуждена была вновь выйти замуж за вдовца. У него уже были дети . Мать Варвары Петровны всю свою жизнь посвятила заботам о чужих детях и совсем забыла о родной дочери.

Варвара Петровна вспоминала: « Быть сиротой без отца и матери тяжело, но быть сиротою при родной матери - ужасно, а я это испытала, меня мать ненавидела». В семье девочка была бесправна. Отчим её бил, сёстры также не любили.

После смерти матери положение её стало ещё хуже. Не выдержав унижений и обид, пятнадцатилетняя девочка решила убежать из семьи отчима, чтобы найти приют у своего дяди- Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого, владельца богатого имения Спасское. Более семидесяти километров прошла она пешком. Но и у самого дяди ей не стало легче.

8.
И.И.Лутовинов был жестоким помещиком. Он безмерно угнетал своих крепостных. На свою племянницу он мало обращал внимания, но требовал от неё рабского подчинения. За малейшее ослушание грозил выгнать из дома.

Пятнадцать лет племянница терпела унижения и издевательства своего дяди. Девушка решила бежать.

Но внезапная смерть дяди неожиданно сделала Варвару Петровну владелицей многочисленных имений, нескольких тысяч крепостных крестьян, огромного денежного состояния.

Варвара Петровна стала одной из самых богатых невест в краю . Вскоре Варвара Петровна вышла замуж за Сергея Николаевича. Казалось бы, перенесённые в детстве и юности обиды, притеснения, унижения должны сделать человека более мягким, сострадательным, но может всё быть и по-другому. Человек может ожесточиться и сам стать деспотом. Именно это и случилось с Варварой Петровной. Она превратилась в злую и жестокую помещицу. Все дворовые её боялись, она своим видом приводила окружающих в страх.

Мать Тургенева была очень неуравновешенной и противоречивой натурой. Основными чертами её натуры являлись эгоизм, деспотичность, презрение к бедным. И в то же время она обладала чертами одарённой личности и своеобразным обаянием. Когда она говорила с крестьянами, она нюхала одеколон, потому что её раздражал «мужицкий запах». Многим из своих крепостных она искалечила жизнь: одних угнала на каторгу, других - в глухие деревни на поселение , третьих – в солдаты. Зверски расправлялась со слугами с помощью розг. За малейшую провинность их секли на конюшне. О жестокости Варвары Петровны сохранилось немало воспоминаний, как её сына, так и его современников. Близкий Тургеневу литератор Павел Васильевич Анненков вспоминал: «Как женщина развитая, она не унижалась до личных расправ, но подверженная гонениям и оскорблениям в молодости, озлобившим её характер, она была совсем не прочь от домашних радикальных мер исправления непокорных или не любимых ею подвластных. …Никто не мог равняться с нею в искусстве оскорблять, унижать, сделать несчастным человека, сохраняя приличие, спокойствие и своё достоинство» 3 .
Ужасной была и судьба крепостных девушек. Варвара Петровна не давала им выходить замуж, оскорбляла.

В домашней обстановке помещица старалась подражать коронованным особам. Крепостные люди различались между собой придворными званиями: у неё был министр двора, министр почты. Корреспонденцию Варваре Петровне преподносили на серебряном подносе. Если барыня была довольна полученными письмами, все радовались, если же наоборот, то все, затаив дыхание умолкали. Гости спешили покинуть дом.


Варвара Петровна была страшна в гневе, могла разозлиться из-за малейшего пустяка. Писатель, будучи мальчиком, вспоминал такой случай. Однажды во время прогулки барыни в саду два крепостных садовника, занятые делом, не заметили её и не поклонились ей, когда та проходила мимо. Помещица страшно возмутилась, и на другой день провинившиеся были сосланы в Сибирь.

Ещё один случай вспоминал Тургенев. Варвара Петровна очень любила цветы, особенно тюльпаны. Однако её страсть к цветам очень дорого обходилась крепостным садовникам. Раз как-то кто-то вырвал дорогой тюльпан из клумбы. Виновника не нашли и за это высекли на конюшне всех садовников .

Другой случай. У матери писателя был один крепостной талантливый мальчик. Он очень любил рисовать. Варвара Петровна отдала его учиться живописи в Москву. Вскоре ему заказали расписать потолок в одном московском театре. Когда помещица об этом узнала, она вернула художника в деревню и заставила его писать с натуры цветы.

« Он писал их,- рассказывал сам Тургенев,- тысячами- и садовые, и лесные, писал с ненавистью, со слезами… они опротивели и мне. Бедняга рвался, зубами скрежетал - спился и умер». 4

Жестокость Варвары Петровны простиралась и на её любимого сына. Поэтому не добром вспоминал Тургенев свои детские годы. Его мать знала только одно воспитательное средство- розгу. Она не представляла, как можно воспитывать без неё.

Маленького Тургенева пороли в детстве очень часто. Тургенев впоследствии признавался: « Драли меня за всякие пустяки, чуть не каждый день». 5

Однажды какая-то старая приживалка что-то насплетничала Варваре Петровне на её сына. Тургенев вспоминал, что мать без всякого суда и расспросов тотчас начала его сечь. Секла собственными руками, и на все его мольбы сказать, за что его наказывают, приговаривала: сам знаешь, сам догадайся, сам догадайся, за что секу.

Мальчик не знал, за что его секут, не знал, в чём признаваться, поэтому сечение продолжалось три дня. Мальчик готов был убежать из дома, но выручил его немец- гувернёр. Он поговорил с матерью, мальчика оставили в покое.

В детстве Тургенев был искренним, бесхитростным ребёнком. За это ему часто приходилось расплачиваться . Тургеневу было семь лет, когда в гости к Варваре Петровне приехал известный в то время поэт и баснописец И.И.Дмитриев. Мальчика попросили прочитать одну из басен гостя. Он охотно это сделал, но в заключение к великому ужасу окружающих сказал, что его басни хороши, а И.А.Крылова – гораздо лучше. По одним источникам за это мать его лично высекла розгою, по другим - мальчика на этот раз не наказали.

Тургенев не раз признавался, что в детские годы его держали в ежовых рукавицах и матери своей он боялся как огня. Он с горечью говорил , что ему нечем помянуть его детства, ни одного светлого воспоминания.

С детских лет Тургенев возненавидел крепостное право и давал себе клятву никогда и ни при каких обстоятельствах не поднимать руки на человека, хоть в чём-нибудь зависимого от него.

«Ненависть к крепостному праву - уже тогда жила во мне,- писал Тургенев,- она, между прочим, была причиной тому, что я, выросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом - но до «Записок охотника» было далеко. Я был просто мальчик – чуть не дитя». 6

В дальнейшем, пережив суровые годы детства, получив образование и став писателем, Тургенев всю свою литературную и общественную деятельность направил против гнёта и насилия, царивших в России. Свидетельством этому явились замечательные антикрепостнические рассказы. Большинство из них вошло в книгу «Записки охотника».

2.5. Реальные события, положенные в основу рассказа
К ним близок по содержанию и рассказ «Муму». Материалом для написания послужил действительный случай, который произошёл в Москве на Остоженке в доме № 37.

Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, когда-то живший в их доме.

Однажды, объезжая свои имения, Варвара Петровна заметила крестьянина богатырского сложения, который на расспросы барыни ничего не мог ответить: он был немым. Ей понравились оригинальная фигура, и Андрей был взят в Спасское дворником. С этого времени он получил новое имя- Немой.

«Варвара Петровна щеголяла своим гигантом дворником,- рассказывала В.Н.Житова.- Одет он был всегда прекрасно и, кроме красных кумачовых рубашек, никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддёвка или синий армяк. В Москве зелёная блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признавали тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками». 7

Немой дворник Андрей, как и Герасим, нашёл и приютил у себя бездомную собачку. Привык к ней. Но собачка не понравилась барыне, и она приказала её утопить. Немой исполнил приказание барыни и продолжал спокойно жить и работать у барыни. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой смерти служил ей и, кроме неё, никого своей

госпожой признавать не хотел. Очевидица рассказывала, что после того трагического конца его любимицы, Андрей ни одной собаки никогда не приласкал.

В рассказе «Муму» Герасим показан как бунтарь. Он не мирится с причинённой ему барыней обидой. В знак протеста он уходит от жестокой барыни в деревню пахать родную землю.

Сохранилось донесение царского чиновника из секретной переписки цензурного ведомства того времени. В нём чиновник говорит о том, что читатели, прочитав рассказ, исполнятся состраданием к крестьянину, угнетаемому помещичьим своенравием.

Этот документ подтверждает великую художественную выразительность и идейную силу тургеневского произведения.

И.А.Аксаков видел в Герасиме своеобразный символ- это олицетворение русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости… Писатель был уверен, что он (Герасим) со временем заговорит. Эта мысль оказалась пророческой.

3. Заключение

Сделаем следующие выводы:


  1. Человек, перенёсший в детстве страдания и боль, вступая во взрослую жизнь, ведёт себя по-разному: кто-то, как Варвара Петровна, становится злым и мстительным, а кто-то, как Тургенев – чутким к страданиям человека, готовым помогать людям не только словом, но и делом.

  2. Увиденные в детстве унижения, оскорбления человеческой личности и достоинства сформировали в будущем писателе отвращение к крепостному праву. Хотя Тургенев не был политическим борцом, но с помощью своего литературного таланта , общественной деятельности он боролся с крепостническим произволом.

  3. В «Муму» сталкиваются две силы: русский народ, прямодушный и сильный, и крепостнический мир в лице капризной, выживающей из ума старухи. Но Тургенев даёт этому конфликту новый поворот: у него герой совершает своеобразный протест, выразившийся в его самовольном уходе из города в деревню. Возникает вопрос, на чём держится крепостное право, почему мужики-богатыри прощают господам любые прихоти?
4. Информационные ресурсы

  1. Большой учебный справочник. Русские писатели ХIХ века. М.: Дрофа,2000

  2. Жизнь и творчество Тургенева И.С.: Материалы для выставки в школе детской библиотеки сост. и вступительная статья Н.И.Якунина, М.:Детская литература, 1988

  3. Житова В.Н. Из воспоминаний о семье И .С.Тургенева. Литература 5 класс под ред. Г.И.Беленького- М.:Мнемозина, 2010

  4. Наумова Н.Н. И.С.Тургенев. Биография. Пособие для учащихся. Л.: «Просвещение»,1976

  5. Орешин К. История рассказа «Муму» Смена № 491 ноябрь 1947г. [Электронный ресурс]/ Режим доступа:Smena- online. ru> storiya-Rasskaza-mumu

  6. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28т. Письма. М.-Л., 1961 Т.2

  7. Тургенев в школе: Пособие для учителей/ сост. Т.Ф.Курдюмова.- М.: Просвещение,1981- 175с.

  8. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. Фотографии. М.: Детская литература,1982, 511с.


Рассказать друзьям