История с азбукой железняков герои. Железников «История с азбукой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

История с азбукой

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой, и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели, и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

– Девочка, – говорю, – почему не идёшь домой? – Никакого внимания. – Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

– А мы с тобой, – говорю, – голодные. Не пора ли и нам домой?

– Нет, – отвечает. – Я домой не пойду.

– Что же, ночевать здесь будешь?

– Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

– Ты, – говорю, – если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он – раз-два! – «Скорая помощь», сирена – и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши» – и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

– Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

– Можешь ты сказать, – закричал я, – что у тебя случилось?!

– Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

– Ну и что же?

– А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

– Сильна ты обещать! – сказал я. – В один день всю азбуку! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

– Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

– Буквы учат целый год. Это непростое дело.

– У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

– Палки, – говорю, – это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. – Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. – Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

– А теперь, – говорю, – пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, пальцы подушечками.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит – засмеют. Но не бросишь же её руку – человек ведь…

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

– Слушай, – говорю, – старина. Как бы тебе это объяснить? Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

– Значит, не выучила? – он вызывающе посмотрел на сестру. – Нечего было обещать.

– Мы писали палки весь день, – с отчаянием сказала девочка. – А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной похо-дочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

– Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! – крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся. Тогда я догнал его.

– Слушай, – говорю, – ну чем она виновата? Наука – сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

– Я весь день на память письмо маме сочинял, – сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

– Боже мой, какая трагедия, – говорю. – Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

– Вот хорошо! – сказала девочка. – Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

– Ладно, – ответил Серёжа. – Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

– Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

– Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? – сказал Серёжа. – Надо учиться целый год.

– Значит, плакали ваши письма, – сказал мальчишка. – И плакала ваша Сибирь.

– Ничего не плакала, – ответил Серёжа. – У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

– Всё ты врёшь, – сказал мальчишка. – Ох и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

– Между прочим, его зовут Юркой, – крикнул я. – Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой.

Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Исторические корни Волшебной сказки автора Пропп Владимир

12. Генетика и история Данная работа представляет собой генетическое исследование. Генетическое исследование по необходимости, по существу своему всегда исторично, но оно все же не то же самое, что историческое исследование. Генетика ставит себе задачей изучение

Из книги Азбука Шамболоидов. Мулдашев и все-все-все автора Образцов Петр Алексеевич

Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил Аронович

Из книги Мировая художественная культура. XX век. Литература автора Олесина Е

Из книги Найдите, что спрятал матрос: "Бледный огонь" Владимира Набокова автора Мейер Присцилла

История рассказа Произведения малых форм традиционны для русской литературы, но национальный тип русского рассказа окончательно сформировался в XIX в. в произведениях И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, А. И. Куприна. Подлинный расцвет жанра

Из книги Расшифрованная «Белая Гвардия». Тайны Булгакова автора Соколов Борис Вадимович

История Цивилизация викингов - наиболее отдаленный момент, до которого американцы могут проследить свою историю. Викинги Исландии и Гренландии первыми открыли Винландию, названную ими так потому, что на берегу новой земли они обнаружили дикорастущий виноград. Как

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Поэтика. История литературы. Кино. автора Тынянов Юрий Николаевич

Из книги Скрипач не нужен автора Басинский Павел Валерьевич

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Из книги Английская Утопия автора Мортон Артур Лесли

История и водопроводчик Недавно мне посчастливилось принять участие в замечательном писательском мероприятии.Проект называется «Траектория чтения». Организован совместно РГГУ и издательством АСТ в 2009 году. Внутри проекта есть польская составляющая – цикл встреч в

Из книги Литература 2.0 [Статьи о книгах] автора Чанцев Александр Владимирович

2. История Кокейна Подводя итоги всему вышеизложенному, мы можем сказать, что страна Кокейн воплощает в себе наиболее сокровенные помыслы масс и выражает их в предельно конкретных и земных образах. Она, с одной стороны, связана с основной темой народной мифологии, а с

Из книги Мифы империи: Литература и власть в эпоху Екатерины II автора Проскурина Вера Юрьевна

3. История Гулливера Если у «Путешествий Гулливера» длинная и запутанная родословная, то у «Робинзона Крузо», рассматриваемого как утопия, дело обстоит много проще. Ранние утопии воспроизводили в том или ином виде картины общин; нечто от социального единства и

Из книги 50 великих фильмов, которые нужно посмотреть автора Кэмерон Джулия

9. Спеленутая история[*] (О «Жалитвослове» В. Вотрина) «По бумаге, коллективному свидетельству происшедшего, выходило, что на Горбатова напало облако-кабан, ибо имело клыки, как у вепря, горб и пятак. Горбатова оно застало в поле, где тот сеял рожь, находясь в состоянии

Из книги Кино Югославии автора Черненко Мирон Маркович

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября, первый школьный день. Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совсем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами ровно в десять раз больше её головы. Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит и неизвестно чего ждёт.

Девочка, - говорю, - почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

Может быть, потеряла что-нибудь?

Сидит как статуя, не шелохнётся. Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно. Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

А мы с тобой, - говорю, - голодные. Не пора ли и нам домой?

Нет, - отвечает, - я домой не пойду.

Что же, ночевать здесь будешь?

Не знаю.

Голос у неё жалобный, тоненький. Комариный писк, а не голос. Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось. Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

Ты, - говорю, - если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он - раз два! - «скорая помощь», сирена - и ты в больнице.

Решил напугать её. Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», - и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

Можешь ты сказать, - закричал я, - что у тебя случилось?

Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор. Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

Ну и что же?

А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

Сильна ты обещать! - сказал я. - В один день всю азбуку!

Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

Буквы учат целый год. Это непростое дело.

У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. Я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали. - Сейчас она


должна была заплакать.

Палки, - говорю, - это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. - Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. - Это буква «А». Она из трёх палок. Буква шалашик. Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

А теперь, - говорю, - пойдём к твоему брату, и я всё ему объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату. Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка и тёплая, а пальцы подушечками. Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит - засмеют. Но не бросишь же её руку - человек ведь... А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает

вид, что нас не видит.

Слушай, - говорю, - старина. Как бы тебе это объяснить?

Ну, в общем, чтобы выучить всю азбуку, нужно учиться целый год.

Это не такое лёгкое дело.

Значит, не выучила? - Он вызывающе посмотрел на сестру. - Нечего было обещать.

Мы писали палки весь день, - с отчаянием сказала девочка. - А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать. Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! - крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

Слушай, - говорю, - ну чем она виновата? Наука - сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели! А у тебя и руки опустились.

Я весь день на память письмо маме сочинял, - сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

Боже мой, какая трагедия! - говорю. - Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

Вот хорошо! - сказала девочка. - Мы живём в этом доме, за железной изгородью... Правда, Серёжа, хорошо?

Ладно, - ответил Серёжа. - Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос.

Серёжа, ну, что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

Выучить азбуку, знаешь, сколько надо учиться? - сказал Серёжа. - Надо учиться целый год.

Значит, плакали ваши письма, - сказал мальчишка. -

И плакала ваша Сибирь.

Ничего не плакала, - ответил Серёжа. - У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

Все ты врёшь, - сказал мальчишка. - Ох, и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случиться. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

Между прочим, его зовут Юркой, - крикнул я. - Есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца. А Серёжа ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих. А я спрыгнул на землю и пошёл домой. Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.

Выполните задания:

Определите жанр данного текста.

О чём рассказывается в тексте. Отметьте:

о дружбе Юры и маленькой девочки;

о том, как девочка пошла в школу;

о том, как девочка хотела помочь своему брату .

Разделите текст на части. Составьте план этого текста.

Какой пересказ можно сделать по этому плану (краткий; выборочный; подробный).

Какими качествами характера обладала девочка? Запишите.

Ответьте на вопрос: хотел бы я дружить с такой девочкой и почему?

Технологическая карта урока

Предмет:

Литературное чтение (уроки слушания)

Класс:

1

Тема раздела

Букварный период

Тема изучения

Л. Пантелеев «Буква ты»

Цель

Создать условия для ознакомления с содержанием юмористического произведения Л. Пантелеева, выявления особенностей рассказа («веселый», «грустный» и т. д.), для развития умений формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения, сравнивать рассказы, одинаковые по теме, но разных авторов;

Формировать читатель ские навыки.

Воспитывать уважение к взрослым.

Планируемые результаты обучения

предметные

метапредметные

личностные

научатся воспринимать на слух рассказ, сравнивать произведения одинаковые по теме, но разных авторов.

Знакомятся с содержанием юмористического произведения, выделяют особенности рассказа, различают виды текстов, выбирают текст, соответствующий поставленной учебной задаче

Принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия.

Оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока :

Урок изучения нового материала

Формы организации деятельности учащихся

фронтальная, индивидуальная работа

оборудование

Для учителя

Для учащихся

Учебник, презентация

Учебник, рабочие тетради, шаблоны для построения обложек.

Содержание урока

Этап урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.

    Контролирует подготовку учащихся к уроку

    Вводит в тему урока, организует работу по повторению изученного материала:

Отгадайте загадку: чёрные птички на каждой страничке молчат, ожидают - кто их прочитает?

Сколько букв в русской азбуке? Попробуем их назвать хором.

Я рада, что вы, ребята, так хорошо знаете все 33 буквы. Они - ваши верные друзья и помощники.

    Создание проблемной ситуации:

Работа с книгами о детях и мо делями .

На доске модели обложек , книги А. Барто «В школу», В. Железникова «История с азбукой».

    Рассмотрите модели обложек. Что можете рассказать о произведениях по этим моделям?

Вспомните и назовите произведения, которые подходят к моделям.

Ребята, с какой проблемой мы столкнулись?

Что нужно сделать, чтобы решить проблему?

Организуют рабочее пространство

Отгадывают загадку.

Называют буквы.

Отвечают на вопросы учителя.

( Оба произведения о детях: а) стихи, б) рассказ.)

(а) Стихи о детях: А. Барто «В школу»;

б) Рассказ о детях: В. Железников «История с азбукой». )

Нужно познакомиться с этим произведением, определить жанр, выяснить героев.

Работа со слайдами презентации. (слайд 1, 2)

На доске изображается «кластер»

Слайд 3

Формулирование темы и целей урока

    Организация работы по формулированию темы и постановке задач урока.

Учитель, обращая внимание учащихся на «кластер», подводит к формулированию целей.

Обращаются к «кластеру»

Определить: грустный или весёлый, чему учит, отвечать на вопросы, определить жанр, составить обложку, определить название.

Происходит дополнение кластера.

Работа по изучению нового материала.

Используется приём «Чтение с остановками».

1 часть читается до слов:

«…Наконец я придумал всё-таки….»

Как звали главную героиню?

Сколько ей было лет?

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

2 часть читается до слов:

«…А ну, сударыня, почитайте мне что-нибудь…»

Подтвердились ваши предположения?

Обращаясь к девочке, он называет её сударыня. Как это понять? Что это значит?

3 часть

Учитель читае рассказ до конца.

    Понравился рассказ? Какое настроение появилось у вас после прослушивания рассказа? Почему?

    Каким можно назвать автора произведения, который учил Иринушку?

Как вы думаете, какое название дал автор Леонид Пантелеев своему произведению?

Определите жанр произведения.

Отвечают на вопросы.

Сударыня - обращение к женщине. В контексте данного рассказа звучит ободряюще.

терпеливым

Физминутка

Первичное закрепление.

С. 13 в рабочей тетради.

Моделирование обложки

Ребята выполняют задание №2, №4.

Ученики моделируют обложку.

Затем индивидуальные работы ребят сравниваются с образцом.

Индивидуальная работа

Слайд 5.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель обращается к кластеру, определяя, на какие вопросы не получен ответ.

Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным?

Высказывают свои мнения.

Слайд 6

Урок построен на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Используются приёмы: «кластер», «чтение с остановками».

Список литературы:

    З агашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Альянс-Дельта, 2003.

    Литературное чтение: уроки слушания: учебная хрестоматия для учащихся 1 класса / авт.-сост. Л.А. Ефросинина.-М.: Вентана-Граф, 2013.

    http://biblioman.org

Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

Данный урок внеклассного чтения по программе Посашковой Е.В. «Вдумчивое чтение» . Эта программа привлекла меня в первую очередь целью - сформировать думающего читателя, которому необходимо чтение как средство развития и самообразования. Кроме того, в данной программе я увидела возможности для реализации системно-деятельностного подхода в обучении, который лежит в основе программы развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, по которой работаю с 1993 года.

Тема урока : В.К. Железников «История с азбукой». Рассказ.

Цели урока:

  • создать условия для формирования первичных представлений учащихся о произведении В.К.Железникова «История с азбукой»,
  • для формирования умения отвечать на вопросы по содержанию и по художественному анализу произведения;
  • для воспитания у школьников чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Личностные: эмоционально воспринимать поступки героев литературного произведения; иметь первоначальные представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;

метапредметные: регулятивные - осуществлять действие по образу и заданному правилу; познавательные - осознанно воспринимать содержание литературного произведения, понимать фактическое (познавательное, нравственное) содержание текста; коммуникативные - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;

предметные: научиться правильно называть произведения (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получить возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация, выставка книг, листы для групповой работы, рабочая тетрадь «Читательский портфель» для 3 класса .

Подготовительная работа

За две недели до занятия в Уголке чтения помещается задание: прочитать произведения В.К.Железникова. За неделю до занятия учитель предлагает ребятам выполнить задание на выбор: подготовить устный рассказ о необычной истории в 1 классе (период изучения букваря), поработать с толковым словарём (найти объяснение слов: азбука, рыцарь, пионервожатый, чудак, чучело) или составить список произведений про азбуку.

Ход урока

1. Оргмомент. Актуализация знани й

Учитель: У меня в руках три предмета: журнал «Мурзилка», книга и диск с фильмом. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Дети высказывают предположение, что эти предметы может объединять автор.)

2. Введение в тему. Рассказ учителя об авторе с использованием презентации

Учитель: Да, ребята, вы правы. Объединяет автор - Владимир Карпович Железников. Он родился 26 октября 1925 года. После окончания Литературного института имени М.Горького писатель начал работать и публиковаться в журнале «Мурзилка». Первая книга В.К.Железникова «Разноцветная история» вышла в 1960 году. Потом было много книг, и одной из самых знаменитых стала книга «Жизнь и приключения чудака», в которой автор рассказал о пионервожатом.

А кто из вас узнал и может объяснить, кто такой пионервожатый. (Ответы учеников.)

По этой книге был снят фильм «Чудак из пятого «Б». Фильм очень понравился зрителям, а его главный герой Боря со смешной фамилией Збандуто очень полюбился ребятам.

Откройте «Читательский портфель» на стр. 36 и прочитайте информацию об авторе.

А книге «Чучело» предшествовал киносценарий, написанный В.К.Железниковым. Интересно, что сначала повесть «Чучело» была напечатана в журнале «Пионер» под названием «И всего-то несколько дней». Почему автор сменил заголовок? Может быть, когда вы прочитаете книгу, вы сможете ответить на этот вопрос? Главную героиню повести и фильма считают чудачкой.

А кто может объяснить значение слова чудак, чудачка?

Герои книг В.К.Железникова - мальчишки и девчонки, за чудачеством которых скрывается благородство, доброта, сострадание, забота о слабых и беззащитных. Они не могут пройти мимо несправедливости и горя, они остро чувствуют чужую боль и умеют помочь в трудную минуту.

С таким героем мы сегодня и познакомимся в рассказе «История с азбукой».

3. Антиципация

Кто знает значение слова азбука? Каким синонимом можно заменить это слово? О ком и о чём данный рассказ? Какие герои будут в рассказе писателя? Выскажите свои предположения.

4. Работа с рассказом «История с азбукой» В.К.Железникова

Наверное, какое-то необычное событие вдохновило писателя на создание этого рассказа.

А какие необычные истории были в вашей жизни, когда вы читали Азбуку, Букварь? (Ребята рассказывают истории, подготовленные дома.)

5. Комбинированное чтение рассказа В.К.Железникова.

(Рассказ читают учитель и хорошо читающие ученики.)

6. Беседа после первичного восприятия

Что тронуло в рассказе?

Подтвердились ли ваши предположения перед началом чтения?

Какой эпизод в рассказе показался грустным? Какой - радостным?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

7. Составление характеристики главного героя

Выполнение задания №1 на стр.38 в «Читательский портфеле» . Своё мнение школьники подтверждают словами из текста (выборочное чтение).

Можно ли главного героя назвать рыцарем? Кто такие рыцари?

8. Словарная работа

Все ли слова в тексте вам понятны? Объясните, что значат выражения: «сидит как статуя», «утиной походочкой», «впутываться в чужие дела», «сочинять на память», «весело на душе».

В содержании рассказа есть одна загадка от автора: «всемирно известное имя». О каком имени идёт речь? И почему оно всемирно известно?

(Дети находят в тексте, что речь идёт об имени Юра. А всемирно известным его сделал первый космонавт мира - Юрий Алексеевич Гагарин, т.к. в тексте автор даёт подсказку, упоминая фамилии первых космонавтов: Гагарина и Титова.)

10.Творческое задание

Давайте ещё раз вспомним, что значит слово азбука? Каким синонимом можно заменить это слово?

А могли бы мы заменить слово азбука в названии рассказа? «История с алфавитом»? «История с букварём»? Есть много произведений о буквах, об алфавите (азбуке). Готовясь к этому уроку, какие вы нашли?

(Ученики показывают свои списки книг, в названиях которых есть слово азбука.)

Можно ли рассказ В.К.Железникова отнести к этому списку? Почему?

Выскажи своё мнение, как можно по-другому назвать рассказ?

Учитель: Я тоже хочу высказать своё мнение. На мой взгляд, В.К.Железников в своём рассказе говорит не только о том, как важно быть грамотным и знать азбуку. Мне кажется, что для автора важнее показать читателям азбуку добра в поступках своих героев. Научить вас взаимовыручке, взаимопомощи. Этому тоже нужно научиться. Эти умения очень важны в жизни. Мы с вами на внеурочных занятиях по этике тоже затрагивали тему добрых поступков. Вы всегда говорили, что нужно помогать друг другу, своим родителям, бабушкам. А нужно ли помогать незнакомым людям? Кому и как мы можем помочь?

(Дети высказывают предложения сделать малышам из соседнего детского сада снежную горку во дворе, ребятам из детского дома собрать в подарок библиотеку книг, школьникам Донбасса выслать школьные принадлежности, принимать активное участие в объявленных в городе акциях.)

Все предложения ребят учитель записал, чтобы подробно обсудить их на внеурочном занятии по этике.

11. Работа в группах

(Данный этап урока нацелен на умение работать с текстом).

Как можно текст данного рассказа разделить на части? Посоветуйтесь в группах, на сколько частей можно разделить текст и дайте название каждой части.

12. Представление результатов работы каждой группы

После выступления каждой группы с результатами работы ребята пришли к выводу, что текст делится на три смысловые части и выбрали для этих частей заголовки:

1. Встреча с девочкой в школе - «Грустная первоклассница».

2. Разговор героев рассказа во дворе школы - «Наука - сложное дело!»

3. Разговор героев рассказа во дворе дома - «Отличное настроение».

13. Домашнее задание

Каждая группа на уроке разделила текст на три части, а дома пофантазируйте и придумайте четвёртую часть - продолжение рассказа. Или выполните задание №3 на стр.38 из рабочей тетради «Читательский портфель» . (Вспомни того, кто помогал тебе в трудную минуту. Расскажи об этом.)

14. Рефлексия урока. «Свободный микрофон»

Представьте, что у вас в руках микрофон, выскажите свои впечатления об уроке, закончите предложения.

Сегодня я узнал(а)… Было интересно...

Я понял(а), что… Я умею…

Теперь я могу… Я попробую…

Я почувствовал(а), что… Меня удивило…

Я приобрёл(а)… Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Используемая литература:

1. Посашкова Е.В. Программа по внеурочной деятельности «Вдумчивое чтение» для обучающихся начальной школы. Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.

2. Посашкова Е.В. «Вдумчивое чтение» в 3 классе с использованием учебного пособия «Читательский портфель». Центр дистанционных образовательных проектов, г.Екатеринбург.

3. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Методическое пособие/Урал.гос.пед.ун-т. - Екатеринбург, 2013г.

4. Посашкова Е.В. Учебное пособие «Читательский портфель для обучающихся 3 класса». - Екатеринбург: Литстудия, 2013.

(После уроков)

После уроков я зашёл в первый класс. Я бы не стал к ним заходить, но соседка поручила присмотреть за её сыном. Всё-таки первое сентября — первый школьный день.

Заскочил, а в классе уже пусто. Все ушли. Ну, хотел повернуться и идти. И вдруг вижу: на последней парте сидит какая-то кнопка, из-за парты её почти не видно. Это была девочка, а совеем не мальчик, которого я искал. Как полагалось первоклашкам, она была в белом переднике и с белыми бантами, ровно в десять раз больше её головы.

Странно, что она сидела одна. Все ушли домой и, может быть, уже едят там бульоны и молочные кисели и рассказывают родителям чудеса про школу, а эта сидит неизвестно чего ждёт.

— Девочка, — говорю, — почему не идёшь домой?

Никакого внимания.

— Может быть, потеряла что-нибудь?

Молчит и сидит, как статуя, не шелохнётся.

Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошёл к доске, придумываю, как расшевелить эту «статую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал первоклашку, который пришёл из школы и обедает.

Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жуёт, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка.

— А мы с тобой, — говорю, — голодные. Не пора ли и нам домой?

— Нет, — отвечает. — Я домой не пойду.

— Что же, ночевать здесь будешь?

Я оглянулся на свою картину, и в животе у меня заурчало. Есть захотелось.

Ну её, эту ненормальную. Вышел из класса и пошёл. Но тут меня совесть заела, и я вернулся.

— Ты, — говорю, — если не скажешь, зачем здесь сидишь, я сейчас вызову школьного врача. А он раз-два: «скорая помощь», сирена — и ты в больнице.

Решил напугать её.

Я этого врача сам боюсь. Вечно он: «Дыши, не дыши», — и градусник суёт под мышку. Холодный, как сосулька.

— Ну и хорошо. Поеду в больницу.

Честное слово, она была ненормальная.

— Можешь ты сказать, — закричал я, — что у тебя случилось?!

— Меня брат ждёт. Вон во дворе сидит.

Я выглянул во двор.

Действительно, там на скамейке сидел маленький мальчик.

— Ну и что же?

— А то, что я ему обещала сегодня все буквы выучить.

— Сильна ты обещать, — сказал я. — В один день всю азбуку?! Может быть, ты тогда школу закончишь в один год? Сильна врать!

— Я не врала, я просто не знала.

Вижу, сейчас она заплачет. Глаза опустила и головой как-то непонятно вертит.

— Буквы учат целый год. Это непростое дело.

— У нас папа с мамой уехали далеко, а Серёжа, мой брат, сильно скучает. Он просил бабушку, чтобы она написала им от него письмо, а у неё всё нет свободного времени. А я ему сказала: вот пойду в школу, выучу буквы, и напишем маме и папе письмо. А он мальчикам во дворе рассказал. А мы сегодня весь день палки писали.

Сейчас она должна была заплакать.

— Палки, — говорю, — это хорошо, это замечательно! Из палок можно сложить буквы. — Я подошёл к доске и написал букву «А». Печатную. — Это буква «А». Она из трёх палок. Буква-шалашик.

Вот уж никогда не думал, что буду учителем. Но надо было отвлечь её, чтобы не заплакала.

— А теперь, — говорю, — пойдём к твоему брату, и я ему всё объясню.

Мы вышли во двор и направились к её брату.

Шли, как маленькие, за руки. Она сунула мне свою ладошку в руку. Мягкая у неё ладошка, пальцы подушечками, и тёплая.

Вот, думаю, если кто-нибудь из ребят увидит — засмеют. Но не бросишь же её руку — человек ведь...

А этот печальный рыцарь Серёжа сидит и болтает ногами. Делает вид, что нас не видит.

— Слушай, — говорю, — старина. Как бы тебе это объяснить. Ну, в общем, чтобы выучить азбуку, нужно учиться целый год. Это не такое лёгкое дело.

— Значит, не выучила? — Он вызывающе посмотрел на сестру. — Нечего было обещать.

— Мы писали палки весь день, — с отчаянием сказала девочка. — А из палок складываются буквы.

Но он не стал её слушать.

Сполз со скамейки, низко опустил голову и поплёлся утиной походочкой.

Меня он просто не замечал. И мне надоело. Вечно я впутывался в чужие дела.

— Я выучила букву «А». Она пишется шалашиком! — крикнула девочка в спину брату.

Но он даже не оглянулся.

Тогда я догнал его.

— Слушай, — говорю, — ну чем она виновата? Наука — сложное дело. Пойдёшь в школу, сам узнаешь. Думаешь, Гагарин или Титов в один день всю азбуку одолели? Тоже ой-ой как попотели. А у тебя и руки опустились.

— Я весь день на память письмо маме сочинял, — сказал он.

У него было такое печальное лицо, и я подумал, что зря родители не взяли его, раз он так скучает. Собрались ехать в Сибирь, бери и детей с собой. Они не испугаются далёких расстояний или злых морозов.

— Боже мой, какая трагедия, — говорю. — Я сегодня приду к вам после обеда и всё изображу на бумаге под твою диктовку в лучшем виде.

— Вот хорошо! — сказала девочка. — Мы живём в этом доме, за железной изгородью. Правда, Серёжа, хорошо?

— Ладно, — ответил Серёжа. — Я буду ждать.

Я видел, как они вошли во двор и их фигурки замелькали между железными прутьями забора и кустами зелени. И тут я услышал громкий, ехидный такой мальчишеский голос:

— Серёжка, ну что, выучила твоя сестра все буквы?

Я видел, что Серёжа остановился, а сестра его вбежала в подъезд.

— Выучить азбуку, знаешь сколько надо учиться? — сказал Серёжа. — Надо учиться весь год.

— Значит, плакали ваши письма, — сказал мальчишка, — и плакала ваша Сибирь.

— Ничего не плакала, — ответил Серёжа. — У меня есть друг, он уже давно учится не в первом классе; он сегодня придёт к нам и напишет письмо.

— Всё ты врёшь, — сказал мальчишка. — Ох и силён ты заливать! Ну, как зовут твоего друга, как?

Наступило молчание.

Ещё минута, и должен был раздаться победный, торжествующий возглас ехидного мальчишки, но я не позволил этому случится. Нет, это было не в моём характере.

Я влез на каменный фундамент забора и просунул голову между прутьями.

— Между прочим, его зовут Юркой, — сказал я, — есть такое всемирно известное имя.

У этого мальчишки от неожиданности открылся рот, как у гончей, когда она упускает зайца.

А Серёжка ничего не сказал. Он был не из тех, кто бил лежачих.

А я спрыгнул на землю и пошёл домой.

Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и всё. Отличное было настроение. Даже петь хотелось.



Рассказать друзьям