История создания джаза. История джаза: от истоков к современности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ДЖАЗ . Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,

зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку

исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения,

среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым

грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали

использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные

от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда,

черные невольники находили утешение в музыке.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма.

В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши,

ударами по пустым ящикам, жестянкам -- всему, что находилось под рукой.

Вначале это была настоящая африканская музыка. Та, которую невольники

привезли со своей родины. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений

стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная

жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На

слух воспринималось то, что звучало вокруг -- музыка белых. А те пели, в

основном, христианские религиозные гимны. И негры тоже стали петь их. Но

петь по-своему, вкладывая в них всю свою боль, всю страстную надежду на

лучшую жизнь хотя бы за гробом. Так возникли негритянские духовные песни

спирячуэлс.

А в конце XIX века появились и другие песни -- песни-жалобы, песни

протеста. Их стали называть блюзами. В блюзах говорится о нужде, о тяжелом

труде, об обманутых надеждах. Исполнители блюзов обычно аккомпанировали

себе на каком-нибудь самодельном инструменте. Например, приспосабливали

гриф и струны к старому ящику. Лишь позднее они смогли покупать себе

настоящие гитары.

Очень любили негры играть в оркестрах, но и тут инструменты приходилось

изобретать самим. В дело шли гребенки, обернутые папиросной бумагой, жилы,

натянутые на палку с привязанной к ней высушенной тыквой вместо корпуса,

стиральные доски.

После окончания гражданской войны 1861 -- 1865 годов в США были распущены

духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в

лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец,

смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться

негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в

свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли

по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах.

Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере

исполнения спиричуэлс и блюзов -- их национальной вокальной музыки. На

своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности

негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали; музыкальные

школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных

музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по

слуху сочиняли.

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в

инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка -- джаз.

Основные особенности джаза -- это импровизационность и свобода ритма,

свободное дыхание мелодии. Музыканты джаза должны уметь импровизировать

либо коллективно, либо соло на фоне срепетированного аккомпанемента. Что же

касается джазового ритма (он обозначается словом свинг от английского swing

Качание), то один из американских джазовых музыкантов писал о нем так:

"Это чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение

легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения

всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя

фактически темп остается неизменным".

Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз

успел пройти огромный путь. Он распространился сначала в Америке, а затем и

во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли

белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи

Армстронг, Дюк Эллингтон, Бении Гудмен, Глен Миллер. Это певицы Элла

Фицджералд и Бесси Смит.

Музыка джаза повлияла на симфоническую и оперную. Американский композитор

Джордж Гершвин написал "Рапсодию в стиле блюз" для фортепиано с

оркестром, использовал элементы джаза в своей опере "Порги и Бесс".

Джазы есть и у нас в стране. Первый из них возник еще в двадцатые годы. Это

был театрализованный джаз-оркестр под управлением Леонида Утесова. На

многие годы связал с ним свою творческую судьбу композитор Дунаевский.

Наверное, вы тоже слышали этот оркестр: он звучит в жизнерадостном, до сих

пор пользующемся успехом фильме "Веселые ребята".

В отличие от симфонического оркестра в джазе нет постоянного состава. Джаз

Это всегда ансамбль солистов. И даже если случайно составы двух джазовых

коллективов совпадут, все-таки совсем одинаковыми они быть не могут: ведь в

одном случае лучшим солистом будет, например, трубач, а в другом окажется

какой-то другой музыкант.

Джаз – в этом слове скрыто не просто обозначение очередного музыкального стиля, здесь кроется целая история новой музыки, которая впервые зазвучала в начале XX века. Корни джаза можно найти гораздо раньше, однако свое развитие в качестве индивидуального стиля он получил сравнительно недавно. Он возник в США в то время, когда в стране происходило угнетение негритянского народа, гонения на этот слой населения, что во многом и выразилось в джазовых композициях.

Предыстория возникновения джаза

Еще в далеком XVII веке в Америку привезли первых рабов из Африки. Этих людей использовали на плантациях для самого тяжелого труда. Черные невольники практически не имели никаких прав, довольствуясь тем, что есть. Единственную долю утешения и радости они находили как раз в музыке.

Африканцы отлично чувствуют ритм, благодаря чему умеют петь в такт. В те часы, когда им предоставлялся небольшой отдых, темнокожие рабы пели, аккомпанируя себе ударами по банкам, жестянкам, хлопая в ладоши и т.д. Именно так и возникли первые мотивы той музыки, которая в будущем будет носить название джаз.

История развития джаза

Развитие джаза – Новый Орлеан

В многонациональном городе Новый Орлеан происходило развитие разных культур, что привело и к развитию новой формы музыкального искусства. Период с 1900 по 1917 годы принято называть временем традиционного или новоорлеанского джаза.

В это время данный стиль приобретает особую популярность. Его поклонниками становятся не только темнокожие парни, но и белые американцы. Одним из известнейших исполнителей джазовой музыки становится Луи Армстронг, который и родился в Новом Орлеане.

Свинг – выразительное средство в джазе

С началом эпохи Свинга многие небольшие ансамбли перестроились в большие группы. Благодаря развитию этого выразительного средства, теперь джазовая музыка создает впечатление огромной внутренней энергии, которая находится в состоянии неустойчивого равновесия.

Бибоп – современный джаз

Еще один стиль, который постепенно развился в джазовой музыке. Он представляет собой достаточно быстрый темп, а также отличается сложными импровизациями, которые создаются благодаря изменению не мелодии, а самой гармонии.

Свободный джаз

Конец 50-х-начало 60-х годов стало временем свободного джаза, который предусматривал отступление от западного созвучия и ритма. Главный акцент отныне делался на поиски большей свободы самовыражения.

Упадок джазовой музыки

В конце 60-х годов XX века данный стиль музыки испытал упадок популярности. Несмотря на то, что многие исполнители пытались возродить этот стиль, приобщая современных слушателей к джазу, им это не удалось. Именно по этой причине чего джаз музыканты остались без работы, а большое количество джаз клубов было закрыто в этот период.

Возрождение

Однако время шло, и джаз постепенно возвращался. Сегодня он вызывает интерес среди слушателей со всех уголков планеты, независимо от того, какую национальность имеет человек. Джазовые традиции возрождались, стиль снова становился популярным.

Примечательно, что в джазе нет постоянного состава. Здесь всегда присутствует ансамбль солистов, что и отличает этот стиль от всех остальных.

Джаз развивался и в нашем государстве, появившись еще в 20-е годы XX столетия. Специальный оркестр был организован Валентином Парнахом. Спустя десять лет джаз начал приобретать особую популярность среди жителей СССР, во многом благодаря выступлениям ансамбля под руководством Леонида Утесова.

Джаз как отдельный музыкальный стиль живет и сегодня. У него есть множество поклонников, которые готовы многое отдать за то, чтобы он развивался и продолжал свое существование еще долгие годы.

Джаз – музыкальное направление, получившее начало в конце 19 – начале 20 века в Соединенных Штатах. Возникновение его – это результат переплетения двух культур: африканской и европейской. Это течение объединят в себе спиричуэлс (церковные песнопения) американских негров, африканские народные ритмы и европейскую гармоничную мелодию. Его характерные черты: гибкая ритмика, в основе которой лежит принцип синкопирования, использование ударных инструментов, импровизация, экспрессионная манера исполнения, отличающаяся звуковой и динамичной напряженностью, порой доходящей до экстатичности. Первоначально джаз представлял собой сочетание регтайма с элементами блюза. По сути он вылился из этих двух направлений. Особенностью стиля джаз в первую очередь является индивидуальная и неповторимая игра виртуоза-джазмена, а импровизация наделяет это течение постоянной актуальностью.

После того, как сформировался сам джаз, начался непрерывный процесс его развития и видоизменения, повлекший появление различных направлений. В настоящее время их насчитывается около тридцати.

Новоорлеанский (традиционный) джаз.

Под этим стилем обычно подразумевают именно тот джаз, который исполняли в между в 1900 – 1917 годах. Можно сказать, что его возникновение совпало с открытием Сторивилла (новоорлеанский район красных фонарей), который обрел свою популярность за счет баров и аналогичных заведений, где музыканты, играющие синкопированную музыку, всегда могли найти себе работу. Распространенные ранее уличные оркестры начали вытесняться так называемыми “сторивилльскими ансамблями”, игра которых все больше обретала индивидуальность по сравнению с их предшественниками. Эти ансамбли и стали впоследствии основоположниками классического новоорлеанского джаза. Яркими примерами исполнителей данного стиля являются: Джелли Ролл Мортон (“His Red Hot Peppers”), Бадди Болден (“Funky Butt”), Кид Ори. Именно они осуществили переход народной африканской музыки в первые джазовые формы.

Чикагский джаз.

В 1917 году начинается следующий важный этап развития джазовой музыки, ознаменованный появлением в Чикаго переселенцев из Нового Орлеана. Происходит формирование новых джазовых оркестров, игра которых вносит в ранний традиционный джаз новые элементы. Так появляется самостоятельный стиль чикагской школы исполнения, который разделяется на два направления: хот-джаз чернокожих музыкантов и диксиленд белых. Основные особенности данного стиля: индивидуализированные сольные партии, изменение хот-инспирации (первоначальное свободное экстатичное исполнение стало более нервозным, полным напряжения), синтетичность (музыка включала в себя не только традиционные элементы, но и регтайм, а также известные американские шлягеры) и изменения в инструментальной игре (изменилась роль инструментов и исполнительские приемы). Фундаментальные фигуры этого направления (“What Wonderful World”, “Moon Rivers”) и (“Someday Sweetheart”, “Ded Man Blues”).

Свинг – оркестровый стиль джаза 1920-30 годов, вылился непосредственно из чикагской школы и исполнялся биг-бендами ( , The Original Dixieland Jazz Band). Для него характерно преобладание западной музыки. В составе оркестров появились отдельные секции саксофонов, труб и тромбонов; банджо заменяет гитара, тубу и сазофон – контрабас. Музыка отдаляется от коллективной импровизации, музыканты играют строго придерживаясь заранее расписанных партитур. Характерным приемом стало взаимодействие ритм-секции с мелодическими инструментами. Представители этого направления: , (“Creole Love Call”, “The Mooche”), Флетчер Хендерсон (“When Buddha Smiles”), Benny Goodman And His Orchestra, .

Бибоп – модерн-джаз, получивший свое начало в 40-х годах и представлявший собой экспериментальное, антикоммерческое направление. В отличие от свинга, это более интеллектуальный стиль, в котором большое внимание уделяется сложному импровизированию и акцент делается больше на гармонию, нежели на мелодию. Музыка данного стиля также отличает очень быстрый темп. Ярчайшими представителями являются: Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Макс Роуч, Чарли Паркер (“Night In Tunisia”, “Manteca”) и Бад Пауэлл.

Мейнстрим. Включает в себя три течения: Страйд (северо-восточный джаз), стиль Канзас-сити и джаз Западного побережья. Горячий страйд царствовал в Чикаго, ведомый такими мастерами как Луи Армстронг, Энди Кондон, Джимми Мак Партланд. Для Канзас-сити характерны лиричные пьесы в блюзовом стиле. Джаз Западного побережья развивался в Лос-Анджелесе под руководством , и вылился впоследствии в кул-джаз.

Кул-джаз (прохладный джаз) возник в Лос Анжелесе в 50-х годах как противоположность динамичному и импульсивному свингу и бибопу. Основоположником данного стиля принято считать Лестера Янга. Именно он ввел необычную для джаза манеру звукоизвлечения. Для этого стиля характерно использование симфонических инструментов и эмоциональная сдержанность. В этом ключе оставили свой след такие мастера, как Miles Davis (“Blue In Green”), Gerry Mulligan (“Walking Shoes”), Dave Brubeck (“Pick Up Sticks”), Paul Desmond.

Avante-Garde начал развиваться в 60-е годы. Этот авангардный стиль основан на отрыве от первоначальных традиционных элементов и характеризуется использованием новых технических приемов и выразительных средств. Для музыкантов этого течения на первом месте стояло самовыражения, которое они осуществляли посредством музыки. К исполнителям данного течения относят: Sun Ra (“Kosmos in Blue”, “Moon Dance”), Alice Coltrane (“Ptah The El Daoud”), Archie Shepp.

Прогрессив-джаз возник параллельно с бибопом в 40-х годах, но отличало его саксофонная техника стаккато, сложное переплетение политональности с ритмичной пульсацией и элементами симфоджаза. Основоположником этого направления можно назвать Стэна Кентона. Яркие представители: Гил Эванс и Бойд Райберн.

Хард-боп является разновидностью джаза, корни которого уходят в бибоп. Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия – в этих городах и родился этот стиль. По своей агрессивности он очень напоминает бибоп, но преобладают в нем все же блюзовые элементы. Характерными исполнителями являются Zachary Breaux (“Uptown Groove”), Art Blakey и The Jass Messengers.

Соул-джаз. Этим термином принято называть всю негритянскую музыку. Он основывается на традиционном блюзе и афроамериканском фольклоре. Эту музыку характеризуют остинатные басовые фигуры и ритмично повторяющиеся сэмплы, за счет чего она получила широкую популярность среди разных масс населения. К числу хитов данного направления относятся композиции Рэмси Льюиса “The In Crowd” и Харриса-МакКейна “Compared To What”.

Грув (он же фанк ) является ответвлением соула, только отличает его ритмическая сосредоточенность. В основном музыка этого направления имеет мажорную окраску, а по структуре представляет собой четко прописанные партии каждого инструмента. Сольные исполнения гармонично вписываются в общее звучание и не слишком индивидуализированы. Исполнители этого стиля Ширли Скотт, Ричард «Грув» Холмс, Джин Эммонс, Лео Райт.

Фри-джаз получил свое начало в конце 50-х годов благодаря стараниям таких мастеров-новаторов как Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор. Его характерными чертами являются атональность, нарушение последовательности аккордов. Этот стиль часто называют “свободным джазом”, а его производными являются лофт-джаз, модерн-криэйтив и фри-фанк. К музыкантам этого стиля относятся: Joe Harriott, Bongwater, Henri Texier (“Varech”), AMM (“Sedimantari”).

Криэйтив появился за счет получившего широкое распространение авангарда и экспериментализма джазовых форм. Подобную музыку сложно охарактеризовать определенными терминами, поскольку она слишком многогранна и сочетает в себе множество элементов предшествующих течений. К первым последователям этого стиля относятся Ленни Тристано (“Line Up”), Гюнтера Шуллера, Энтони Бракстона, Эндрю Сирилла (“The Big Time Stuff”).

Фьюжн объединил в себе элементы практически всех существующих на тот момент музыкальных течений. Наиболее активное его развитие началось в 70-е годы. Фьюжн представляет собой систематизированный инструментальный стиль, который отличают сложные тактовые размеры, ритм, удлиненные композиции и отсутствие вокала. Этот стиль рассчитан на менее широкие массы, нежели соул и является его полной противоположностью. Во главе этого течения стоят Ларри Корэлл и группа Eleventh, Тони Уильямс и Lifetime (“Bobby Truck Tricks”).

Эйсид-джаз (groove jazz» или «club jazz) возник в Великобритании в конце 80-х г. (расцвет 1990 – 1995гг.) и соединил в себе фанк 70-х годов, хип-хоп и танцевальную музыку 90-х годов. Появление этого стиля было продиктовано распространенным использованием джаз-фанковских сэмплов. Основоположником считается ди-джей Джайлс Питерсон. Среди исполнителей этого направления Melvin Sparks (“Dig Dis”), RAD, Smoke City (“Flying Away”), Incognito и Brand New Heavies.

Постбоп начал развиваться в 50-60-х годах и по структуре напоминает хард-боп. Отличает его наличие элементов соула, фанка и грува. Зачастую, характеризуя это направление, проводят параллель с блюз-роком. В этом стиле творили Хэнк Моблин, Хорас Силвер, Арт Блейки (“Like Someone In Love”) и Ли Морган (“Yesterday”), Уэйн Шортер.

Смус-джаз – современный джазовый стиль, возникший из течения фьюжн, но отличается от него намеренной отполированностью звучания. Особенностью данного направления является широкое использование электроинструментов. Известные исполнители: Майкл Френкс, Крис Ботти, Ди Ди Бриджуотер (“All Of Me”, “God Bless The Child”), Ларри Карлтон (“Dont Give It Up”).

Джаз-мануш (цыганский джаз ) – джазовое направление специализирующееся на гитарном исполнении. Соединяет в себе гитарную технику цыганских племен группы мануш и свинг. Основоположниками этого направления являются братья Ферре и . Наиболее известные исполнители: Andreas Oberg, Barthalo, Angelo Debarre, Бирели Ларген (“Stella By Starlight”, “Fiso Place”, “Autumn Leaves”).

Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов, которые появлялись по мере освоения новых моделей ритмов и гармоник.

Характерные особенности джаза


Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:

  • Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
  • Ритмичная пульсация музыки – бит.
  • Комплекс отклонения от бита – свинг.
  • Постоянная импровизация в композициях.
  • Богатство гармоник, ритмов и тембров.

Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:

  • Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
  • Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
  • Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах.

В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.

Возникновения джаза, регтайм (1880—1910-е)

Считается, что джаз возник в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты Америки еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Подобная консолидация привела к появлению унифицированной африканской культуры в Америке, включившей в себя и музыкальную культуру. Лишь в 1880—1890-х годах в результате появилась первая джазовая музыка. Этот стиль был вызван мировым спросом на популярную танцевальную музыку. Так как африканское музыкальное искусство изобиловало подобными ритмичными танцами, именно на его основе зародилось новое направление. Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм. Регтайм привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. Так, главный представитель этого стиля Скотт Джоплин, является автором элемента «3 против 4» (перекрестное звучание ритмических схем с 3 и 4 единицами соответственно).

Новый Орлеан (1910—1920-е)

Классический джаз появился в начале ХХ века в южных штатах Америки, а конкретно – в Новом Орлеане (что логично, ведь именно на юге была распространена работорговля).

Здесь играли оркестры африканцев и креольцев, творящие свою музыку под влиянием регтайма, блюза и песен чернокожих рабочих. После появления в городе множества музыкальных инструментов от военных оркестров стали возникать и любительские коллективы. Самоучкой был и легендарный новоорлеанский музыкант, создатель собственного оркестра, Кинг Оливер. Важной датой в истории джаза стало 26 февраля 1917 года, когда оркестр «Original Dixieland Jazz Band» выпустил первую собственную граммофонную пластинку. В Новом Орлеане были заложены и основные черты стиля: бит ударных инструментов, мастерское соло, вокальная импровизация слогами – скэт.

Чикаго (1910—1920-е)

В 1920-е годы, названные классиками «ревущие двадцатые», джазовая музыка постепенно входит в массовую культуру, лишаясь титулов «позорная» и «неприличная». Оркестры начинают выступать в ресторанах, перемещаются из южных штатов в другие районы США. Центром джаза на севере страны становится Чикаго, где получают популярность бесплатные ночные выступления музыкантов (в ходе таких шоу происходили частые импровизации и сторонних солистов). В стилистике музыки появляются более сложные аранжировки. Иконой джаза этого времени стал Луи Армстронг, переехавший в Чикаго из Нового Орлеана. Впоследствии стили двух городов начали объединили в один жанр музыки джаз – диксиленд. Главной чертой этого стиля стала коллективная массовая импровизация, которая возвела главную идею джаза в абсолют.

Свинг и биг-бэнды (1930—1940-е)

Дальнейший рост популярности джаза вызвал спрос на крупные оркестры, игравшие танцевальные мелодии. Так появился свинг, представляющий характерные отклонения в обе стороны от ритма. Свинг стал главным стилевым направлением того времени, проявившись в творчестве оркестров. Исполнение стройных танцевальных композиций требовало более слаженной игры оркестра. Джазовые музыканты должны были участвовать равномерно, без особых импровизаций (кроме солиста), поэтому коллективная импровизация диксиленда ушла в прошлое. В 1930-е годы произошел расцвет подобных коллективов, которые были названы биг-бэндами. Характерной чертой оркестров того времени является соревнования групп инструментов, секций. Традиционно, их было три: саксофоны, трубы, ударные. Наиболее известны джазовые музыканты и их оркестры: Гленн Миллер, Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон. Последний музыкант знаменит своей приверженностью негритянскому фольклору.

Бибоп (1940-е)

Отход свинга от традиций раннего джаза и, в частности, классических африканских мелодий и стилей, вызвал недовольство в среде знатоков истории. Биг-бэндам и свинговым исполнителям, все больше работавшим на публику, начала противопоставляться джазовая музыка маленьких ансамблей чернокожих музыкантов. Экспериментаторы ввели сверхбыстрые мелодии, вернули долгую импровизацию, сложные ритмы, виртуозное владение сольным инструментом. Новый стиль, позиционировавший себя как эксклюзивный, стали называть бибоп. Иконами данного периода стали эпатажные джазовые музыканты: Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Бунт чернокожих американцев против коммерциализации джаза, стремление вернуть этой музыке камерность и уникальность стали ключевой точкой. С этого момента и от этого стиля начинается отсчет истории современного джаза. В это же время в малые оркестры приходят и руководители биг-бэндов, желающие отдохнуть от больших залов. В ансамблях под названием комбо такие музыканты придерживались свинговой манеры, но получали свободу для импровизации.

Кул-джаз, хард-боп, соул-джаз и джаз-фанк (1940—1960-е)

В 1950-х годах такой жанр музыки как джаз стал развиваться в двух противоположных направлениях. Сторонники классической музыки «охладили» бибоп, вернув в моду академическую музыку, полифонию, аранжировку. Кул-джаз стал известен своей сдержанностью, сухостью и меланхоличностью. Главными представителями этого направления джаза стали: Майлз Дэвис, Чет Бейкер, Дэйв Брубек. А вот второе направление, напротив, стало развивать идеи бибопа. Стиль хард-боп проповедовал идею возвращения к истокам музыки чернокожих. Вернулись в моду традиционные фольклорные мелодии, яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и импровизация. В стиле хард-бопа известны: Арт Блэйки, Сонни Роллинз, Джон Колтрейн. Данный стиль развивался органично вместе с соул-джазом и джаз-фанком. Эти стили приблизились к блюзу, сделав ключевым аспектом исполнения ритмику. Джаз-фанк, в частности, был представлен Ричардом Холмсом и Ширли Скоттом.

Джаз- течение в музыки, которое было основано в США в штате Новый Орлеан, затем постепенно распространилось по всему миру. Наибольшей популярность эта музыка пользовалась в 30-е годы, именно на это время выпадают годы расцвета этого жанра, который совместил в себе европейскую и африканскую культуру. Сейчас можно услышать много поджанров джаза, такие как: бибоп, авангардный джаз, соул-джаз, кул, свинг, фри-джаз, классический джаз и многие другие.

Джаз соединил в себе несколько музыкальных культур и конечно прибыл к нам из африканских земель, это можно понять по сложному ритму и стилю исполнения, однако этот стиль больше напоминал регтайм, в итоге соединив регтайм и блюз, музыканты получили новое звучание, которое назвали - джаз. Благодаря слиянию африканского ритма и европейской мелодичности мы теперь можем наслаждаться джазом, а виртуозное исполнение и импровизация делают этот стиль неповторимым и бессмертным, так как постоянно вносятся новые ритмические модели, придумывается новый стиль исполнения.

Джаз всегда был популярен среди всех слоев населения, национальностей и он до сих пор интересен музыкантам и слушателям во всем мире. А вот первопроходцем в слиянии блюза и африканского ритма был Художественный Ансамбль Чикаго, именно эти ребята добавили в африканские мотивы джазовые формы, что вызвало необычайный успех и интерес у слушателей.

В СССР Джаз тур начинается зарождаться в 20-е годы (как и в США) и первым создателем джаз-оркестра в Москве является поэт и театральный деятель Валентин Парнах, концерт этого коллектива состоялся 1 октября 1922 года, что и принято считать Днем Рождения джаза в СССР. Конечно же отношение советской власти к джазу было двусторонним, с одной стороны они как бы не запрещали этот жанр музыки, но с другой стороны, джаз подвергался жесткой критике, все-таки мы переняли этот стиль у запада, а все новое и чужое во все времена строго критиковалось властями. На сегодняшний день в Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, имеются клубные площадки, куда приглашаются известные во всем мире джаз-бэнды, исполнители блюза, соул- певцы, то есть, для почитателей этого направления музыки всегда найдется время и место насладиться живым и неповторимым звучанием джаза.

Конечно же современный мир меняется, так же изменениям подвергается и музыка, меняются вкусы, стили и техника исполнения. Однако с уверенностью можно утверждать, что джаз - это классика жанра, да, влияние современных звуков не обошло стороной и джаз, но тем неменее вы никогда не перепутаете эти ноты ни с какими другими, потому что это джаз, ритм, который не имеет аналогов, ритм, имеющии свои традиции и ставший мирвой музыкой (World Music).



Рассказать друзьям