История создания памятника императору Александру III. Памятник Александру III: достопримечательности, фото, видео, отзывы Памятник александру 3 на площади восстания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тяжелая фигура на лошади была установлена в 1909 году возле Николаевского (теперь Московского) вокзала, и сразу вызвал бурю возмущения.

Скандал разразился, как только во время торжественного открытия, с монумента сняли покрывало.

Были немногие, выражавшие восторги и восхищения, но в основном вид вызвал немилосердную критику.

Такими императоров в России не представляли ни разу.

Тяжеловесная бронзовая фигура, практически слитая воедино с такой же фундаментальной пародией на коня больше напоминала не помазанника божьего, а казачьего есаула после тяжелого похода.

Всё «это» стояло на гранитном пьедестале, больше напоминающем своей формой гроб.

Взгляд царя из под насупленных бровей, казался ничего не выражающим, надменным и тупым.

Скульптор Паоло Трубецкой создавал это чудо целых восемь лет, и только третий его проект был одобрен специальной комиссией.

По словам одного современника, в кругу близких он однажды сказал про свою работу: «Я изобразил одно животное на другом».

Что это было? Истинное отношение к Александру, или завуалированное самооправдание явного творческого провала?..

Памятник, а вернее, народная нелюбовь к нему, не давал покоя властям. Он простоял всего три года, когда Городская дума всерьез задумалась над его сносом.

По городу уже давно ходила легенда, что создавался он для того, чтобы быть установленным на уральских горах. Там, на границе Европы и Азии, его можно было видеть из проезжающих мимо поездов. Взгляд царя в этом случае значения не имеет, так как с такого расстояния не виден. А массивность фигуры как раз кстати – не сдует ветром.

После революции, с улиц города начали убирать памятники царям, но этот оставили специально.

Еще целых 20 лет его высмеивали на все лады. Каких только прозвищ ему не придумывали – «комод», «обормот», «скотина».

А одну кличку даже увековечили на постаменте. В 1927 году на граните высекли четверостишье Демьяна Бедного под названием «Пугало».

Двадцать лет, два раза в год, во время революционных праздников, фигуру маскировали нелепыми трибунами, на которых митинговали ораторы.

И, наконец, в 1937 году, его все-таки сослали во двор Русского музея.

Теперь монумент был виден через чугунную решетку, благодаря чему, был метко прозван в народе «узником». Оправдали перенос памятника тем, что он якобы мешал трамвайному движению, хотя к тому времени трамваи в том месте ходили уже тридцать лет и скульптуру не задевали.

В 1994 году его установили перед входом в Мраморный дворец.

Очень символично, что новым постаментом (старый разобрали на блоки при первом демонтаже) послужил пьедестал, на котором совсем недавно стоял «ленинский броневик».

Кстати, теперь памятник не вызывает такую бурю эмоций.

Не смотря ни на что, он являет собой образец русской монументальной скульптуры. А что касается взгляда императора, при ближайшем рассмотрении в нем можно увидеть совсем другое.

А для некоторых памятник стал не карикатурным изображением нелюбимого народом императора, а символом монументальности и незыблемости, которых сейчас очень не хватает.

Как добраться:

  1. От Дворцовой площади пройти мимо правого крыла Эрмитажа (где атланты). По Миллионной улице перейти Зимнюю канавку и идти, ни куда не сворачивая, пока на правой стороне не появится зеленый газон (заставленный машинами). На левой стороне миллионной улицы будет мраморный дворец, перед фасадом которого и установлен памятник Александру Третьему.
  2. От Спаса на Крови принять правее, вдоль ограды Михайловского сада, перейти 2-й Садовый мост. Вы окажетесь на юго-западном углу Марсова поля . С левой стороны будет грандиозный многоколонный фасад казармы Павловского полка (ныне – Ленэнерго). Пройдя вдоль всего здания (около 400 метров) Вы упретесь в Мраморный дворец.

Наиболее важная заслуга Императора Александра III (1845 - 1894) заключается в том, что за все годы его царствования Россия не вела войн, он доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при котором не было ни одной войны. За это он и получил свое прозвание "Миротворец". Другой значительной заслугой Императора является основание Великого Сибирского железнодорожного пути от Санкт-Петербурга до Владивостока.

25 ноября 1899 года Министерством финансов был объявлен конкурс на создание памятника Императору Александру III - Державному основателю Транссибирской магистрали. Окончание строительства дороги предполагалось в 1902 году и к этому же году намеревались приурочить открытие монумента на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), перед зданием Николаевского (ныне - Московского) вокзала. Заказчиками памятника были Император Николай II и члены царской семьи.

Предпочтение отдали проекту итальянского скульптора П.П. Трубецкого - сыну князя П.И.Трубецкого, служившего в русском посольстве во Флоренции, и американки Ады Винас. Приехав в Россию 1897 - 1906 годах, Паоло Трубецкой стал одним из членов-учредителей общества "Мир искусства". Сам он, как скульптор, создал несколько памятников: Л. Толстому и А.С. Пушкину, но прославился именно созданием памятника Александру III. П.Трубецкой был первым и наиболее последовательным представителем направления импрессионизма в скульптуре.

Для работы над памятником была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалёку от Александро-Невской лавры. В подготовительной стадии, которая длилась восемь лет, Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Великий князь Владимир Александрович видел в "модели Трубецкого карикатуру на его брата". Однако вдовствующая Императрица нашла вполне выраженным портретное сходство скульптуры и способствовала завершению работ над монументом. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с Императором. Моделью коня служил собственный конь Александра III.

По первоначальной идее по бокам постамента должны были размещаться сюжетные барельефы, изображающие покорение Сибири Ермаком и встречу жителями Сибири первого железнодорожного поезда. Но впоследствии скульптор от них отказался.

Отливка памятника осуществлялась в Петербурге итальянским мастером-литейщиком Э. Сперати, специально приглашенным из Турина. Монумент переводился в бронзу по частям: фигура Императора - в мастерской литейщика К.Робекки, а фигура коня - на Обуховском сталелитейном заводе.

Пьедестал более трёх меров в высоту был выполнен из валаамского красного гранита, по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

На Знаменской площади под памятник был создан сложный фундамент. Создание бронзового памятника Александру III обошлось казне в 1 200 000 рублей.

23 мая (5 июня н.ст.) 1909 года памятник был освящён и торжественно открыт. На церемонии присутствовал Император Николай II. Богослужение возглавлял митрополит Антоний (Вадковский). По желанию сына Александра III императора Николая II на постаменте создали надпись: "Любящий сын - возлюбленному отцу".

Мнения о памятнике были очень противоречивыми.

В городе бытовало мнение, что памятник Александру III предполагали установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, и потому он создан таким массивным и тяжеловесным. Считалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

При жизни Император Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался ещё более коренастым и громоздким. С.Ю. Витте писал о нём: "По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти".

В.В. Розанов в своей статье "Paolo Trubezkoi и его памятник Александру III " так описывает впечатление от памятника: «Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом. Конь не понимает, куда его понукают. Да и не хочет никуда идти. Конь - ужасный либерал: головой ни взад, ни вперед, ни в бок. "Дайте реформу, без этого не шевельнусь". - "Будет тебе реформа!"... Больно коню: мундштук страшно распялил рот, нижняя челюсть почти под прямым углом к линии головы. <...> голова у коня упрямая и негениальная, "как мы все", "как Русь", как "наша интеллигенция". - "Пустите к свету!" А хвоста нет, хвост отъеден у этой умницы. Между хвостом - или, лучше сказать, "недостатком хвоста" - и злой, оскаленной головой помещено громадное туловище с бочищами, с ножищами, с брюшищем, каких решительно ни у одной лошади нет, и Трубецкой... явно рисовал не лошадь, а черт знает что! "Вдохновение", бессознательность!.. Именно так и нужно было: ну, какой "конь" Россия, - свинья, а не конь. <...> Трубецкой <...> посадил упрямую, злую, почти ослиную голову ("уперлась вниз по-ослиному") на громадную полулошадь, полу... Бог знает что... Помесь из осла, лошади и с примесью коровы...
<...>"Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь"... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди...
<...>Упрям конь и ни под шпорами, ни под музыкой не танцует. На сем "чудище облом" царственно покоится огромная фигура, с благородным и грустным лицом, так далеким от мысли непременно кого-нибудь задергивать, куда-нибудь гнать. Хотя "ведь нужно же куда-нибудь ехать"... Между добрым, "благим предначертанием" Всадника и злым конем с раскрытою пастью есть какое-то недоумение, что-то несоответствующее. Конь, очевидно, не понимает Всадника, явно благого, предполагая в нем "злой умысел" всадить его в яму, уронить в пропасть. Конь так туп, что не видит, что ведь с ним полетит и всадник туда же, и, значит, у него явно нет "злого умысла", не может его быть.
<...> видя, что конь храпит, всадник принимает его за помешанную, совершенно дикую и опасную лошадь, на которой если нельзя ехать, то хоть следует стоять безопасно и недвижно. Так все это и остановилось, уперлось...»

Парный монумент Императору был установлен в другой части Транссибирской магистрали - в городе Иркутске. Сибирский монумент был уничтожен при советской власти.

После революции об основателе важнейшей транспортной артерии страны предпочитали не вспоминать. В 1919 году на мраморном постаменте памятника было выбито стихотворение Демьяна Бедного "Пугало". В 1927 году, к десятилетию Октября, монумент был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись " СССР ". В ночь на 15 октября 1937 года, под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту, монумент был разобран и передан на склад. Хотя к тому времени трамваи по площади ходили уже тридцать лет и скульптуру не задевали.

В 1939 году памятник передали Государственному Русскому музею. Монумент переместили в Михайловский сад. Во время блокады работники музея создали вокруг памятника защитные сооружения из бревен и мешков с песком. Во артобстрела памятнику пришлось пережить прямое попадание снаряда, но это прошло для него бесследно.

После Великой Отечественной войны в 1950 году из разобранного на блоки постамента изъяли три камня, которые были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову.

В 1953 году монумент был поднят и перенесён во внутренний двор Русского музея. Монумент был виден через чугунную решетку, благодаря чему, был прозван в народе "узником".
В 1980-е годы, в период ремонта корпуса Бенуа, статую убрали под дощатый колпак.
В 1990 году вновь открыли.
В 1994 году конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец (филиал Русского музея). Ранее в Мраморном дворце размещался музей В.И. Ленина, перед входом в который с 1937 года стоял броневик "Враг капитала" (ныне перемещён в Музей артиллерии и военно-инженерных войск). Новым постаментом памятнику Александру III послужил пьедестал "ленинского броневика". В данный момент памятник Императору является музейным экспонатом и внесен в федеральный реестр музейных ценностей.

В 2013 году министр культуры Владимир Мединский предложил вернуть памятник Александру III на историческое место. Из вероятных мест размещения памятника были названы также Конюшенная и Троицкая площадь.

После обсуждения в Законодательном собрании Санкт-Петербурга, перенос памятника на площадь Восстания был отвергнут, а перенос на Конюшенную посчитался несвоевременным.

Адрес: Мраморный дворец, Миллионная ул., 5/1.
Ближайшие станции метро: Невский Проспект (выход на Гостиный двор и Садовую улицу).


Двор Мраморного дворца. Фото 2014 г.

Памятник Императору Александру III во дворе Мраморного дворца. Фото 2014 г.

"...я увидел... массивного всадника, с знакомыми очертаниями лица, на замечательно некрасивой лошади" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Голова лошади.

Фрагмент памятника.

"Конь уперся... Голова упрямая и глупая. Чуть что волосы не торчат ежом... не хочет никуда идти" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника.

"Огромно, могуче, некрасиво, безобразно даже. И отрубленный хвост, - до чего нужен этот отрубленный хвост!.."
"...Зад, - главное, какой зад у коня!" (В.В. Розанов).

Фрагмент памятника. Лошадь.

"...не конь, а "чудище обло"...." (В.В. Розанов)

"Тут все мы, вся наша Русь от 1881 до 1894 года, - чаяния, неуклюжие идеалы, "тпрр-у", "стой" политики и публицистики, в которой и я так старался, бывало... Да и все мы, сколько нас!!.. Боже, до чего это верно! До чего это точно! " (В.В. Розанов).

"«Ничего не поделаешь, - говорит Всадник, - никуда не едет; одни либералишки, с которыми каши не сваришь»... Благородный, полугрустный, точно обращенный внутрь себя, взгляд Императора удивительно передает его фигуру, его "стиль", как я его помню; и удивительным образом это уловлено и передано в таком грубом, жестком материале, как бронза. Произошло это оттого, что взгляд Александра III был художественным центром его фигуры и, должно быть, до того выражал его душу, - ту "единую душу", которая сказывалась и в жестах, в манерах, в постановке шеи и груди, - что, смотря лишь на эти части фигуры в бронзе, вспоминаешь и его взор..." (В.В. Розанов).

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

Памятник Александру III, фрагмент.

"...монумент Трубецкого, - единственный в мире по всем подробностям, по всем частностям, - есть именно наш русский монумент. И хулителям его, непонимающим хулителям, ответим то же, что простой Пушкин ответил на "великолепные" рассуждения Чаадаева: "Нам другой Руси не надо, ни другой истории".
Некрасивы наши матушки родные: и стары, и в болезнях, и без наряда, а ни на кого мы их не променяем. Вот и все". (В.В. Розанов)

Памятник Александру III. Вид со стороны набережной.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2015

“Мрачный”, “тучный”, “тяжеловесный”… Такими эпитетами награждали творение, о котором пойдет речь ниже – памятник Александру ІІІ. Только благодаря тому, что он понравился вдовствующей императрице Марии Федоровне, скульптуру не отправили в Сибирь.

На прямоугольном постаменте высотой около трех метров установлена бронзовая конная статуя. Массивный конь-тяжеловес, твердо стоящий на четырех ногах, понуро опустил голову. Грузный всадник, упирающийся одной рукой в бедро, спокойно и задумчиво смотрит вдаль. Окладистая борода, мужицкая папаха, крупное тело. В монументе нет ничего царственного, величественного. Скорей, это богатырь из старинных былин, дозором объезжающий свои владения. Заказывая памятник Александру III, семья Романовых явно видела его не таким.

Скульптор Павел Трубецкой, выигравший конкурс, работал в специально созданном павильоне. Моделью коня послужил тяжеловоз породы першерон, роль императора была отведена фельдфебелю Пустову, имевшему портретное сходство с государем. Бронзовую скульптуру Александра отлили в Италии. Ее выполнил известный итальянский литейщик Сператти в мастерских Робекки. Статую скакуна отлили на Санкт-Петербургском литейном заводе в Обухово. Автором проекта постамента стал архитектор Федор Шехтель. По его эскизам из красного гранита, привезенного с острова Валаам, был изготовлен прямоугольный пьедестал с высеченной надписью "ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ III ДЕРЖАВНОМУ ОСНОВАТЕЛЮ ВЕЛИКАГО СИБИРСКАГО ПУТИ".

Памятник, вызвавший неудовольствие императорского дома, сначала был установлен на Знаменской площади (теперь это - площадь Восстания). Открыли монумент в торжественной обстановке 23 мая 1909 года.

Дальнейшая судьба бронзового Александра очень неоднозначна и даже трагична. В 1927 году, при праздновании десятилетия революции, монумент использовали в качестве сценического реквизита: он был помещен в клетку, над ним поместили надпись “СССР”, серп и молот. В 1937 году, при ремонте площади Восстания, принимается решение о демонтаже монумента. Статую убрали в хранилище Русского музея. В 1939 году Александр был перемещен в Михайловский сад. В период блокады ленинградцы закрыли монумент мешками с песком и деревянными щитами, что позволило ему пережить разрушение от снаряда. В 1950 году часть постамента использовали при создании бюстов Героев Советского Союза. С 1953 года статуя располагалась во дворе Русского музея. На время реконструкции корпуса Бенуа, длившегося почти десять лет, монумент поместили под дощатое укрытие.

И, наконец, в 1994 году статуя Александра III заняла место перед входом в Мраморный дворец. Здесь она располагается до сих пор, несмотря на многочисленные споры.

В памятнике Александру III, установленному у Мраморного дворца, не сразу можно распознать памятник предпоследнему российскому государю. В нем ничего героического, великодержавного и помпезного. Скорее он напоминает фольклорное изображение какого-нибудь былинного богатыря, сидящего на исполинской лошади. Неслучайно этот памятник называют самой яркой антитезой Медному всаднику. Стремительный порыв и горделивое воплощение самодержавия в работе Фальконе контрастирует с приземленностью, подчеркнутой массивностью и основательностью в работе итальянского скульптора Паоло Трубецкого.

Сначала памятник был установлен на Знаменской площади Петербурга перед зданием Николаевского вокзала (нынешняя площадь Восстания) 28 января 1909 года. Скульптор трудился восемь лет, прежде чем был достигнут окончательный вариант статуи. Трубецкой создал 14 моделей, при этом две в натуральную величину, но только третья большая модель получила одобрение специальной комиссии и царской семьи.

Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока. Первоначально скульптор предполагал изваять монарха сидящим, но во втором туре предложил два варианта конной статуи императора. Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон - тяжеловесный и массивный, как раз под стать фигуре императора. Отливка памятника осуществлялась мастером-литейщиком Э. Сперати, которого специально пригласили из Турина. Пьедестал выполнен из валаамского розового гранита.

Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые живы и сегодня:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.

Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».

В мировой истории монументов памятник считается образцом гротескного решения образа. Надо отметить, что при жизни Александр III отличался недюжинной физической силой и исполинским ростом: 193 см. Он голыми руками ломал монеты и гнул подковы, а с годами сделался тучным и громоздким. С. Ю. Витте писал о нём: «По наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти».

После революции 1917 года памятник подвергся массовой критике. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот… В 1927 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники. В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад. Как тогда говорилось, он стал «узником Русского музея». Во время блокады памятнику пришлось пережить прямое попадание артиллерийского снаряда, но, к счастью, это прошло для него бесследно, так как сотрудники музея, как могли, засыпали памятник песком, обшили досками и сверху укрыли бревнами.

После Великой Отечественной войны несколько камней из постамента памятника были использованы при создании бюстов героев Советского Союза и памятника Римскому-Корсакову. В 1953 году монумент был поднят и перенесен во внутренний двор Русского музея. В 80-е годы в период ремонта корпуса Бенуа статую убрали под дощатый колпак и лишь в 1990 году освободили из этого укрытия.

В 1994 году конный монумент Александру III был установлен у Мраморного дворца. И, как оказалось, загадку про комод и бегемота в городе по-прежнему помнят.

Как добраться

Памятник Александру III находится перед восточным фасадом Мраморного дворца. Добраться до Мраморного дворца можно следующим образом. От станции «Невский проспект»/»Канал Грибоедова» или «Гостиный двор» пройти по Невскому до канала Грибоедова, повернуть направо и пройти по набережной канала Грибоедова мимо собора Спаса на Крови до моста через реку Мойку. Повернуть налево, пройти минуту по набережной Мойки и свернуть направо в Аптекарский переулок, который приведет вас на Миллионную улицу. Мраморный дворец будет располагаться справа.

Памятник основателю Сибирской железной дороги, предпоследнему российскому императору Александру III, внешне ничем не напоминает статую члена властвующей царской семьи. Несмотря на это, сотни туристов посещают его ежегодно, вспоминая стих, который появился вслед за монументом:

Стоит на площади комод,
На комоде - бегемот,
На бегемоте - обормот,
На обормоте - шапка.

История возникновения памятника

Еще до окончания работы по строительству Транссибирской магистрали в 1916 году Александр III, ее основатель, стал чуть ли не живой легендой. В честь этого торжественного события Николаем II и другими членами императорской семьи было решено возвести памятник. Автором ожидаемого величественного монумента стал миланский скульптор П.П. Трубецкой.

Работы по моделированию и созданию монумента длились с 1899 по 1909 год. Специально вблизи Александро-Невской лавры был построен павильон, где автор П. Трубецкой создавал модели-прототипы будущего памятника. После открытия весной 1909 года архитектурное сооружение обсуждалось больше других городских событий.

Еще бы, вместо царственного мужественного императора люди увидели обычного простолюдина, совсем не похожего на державного основателя Великого Сибирского пути. Несмотря на это, памятник продолжал в прямом смысле радовать горожан своим видом до 1937 года, когда его демонтировали и убрали в запасники Русского музея. Лишь в 90-е годы XX века интересная статуя Александра III возвысилась у входа в Мраморный дворец.

Интересное в истории памятника

Помимо множества насмешливых стишков, памятник Александру III окутан многочисленными историями и интересными фактами:

  • Князь Владимир Александрович, брат АлександраIII, еще в процессе строения монумента усмотрел в модели карикатуру на облик своего брата и хотел отказаться от услуг итальянского скульптора. Но вдова императора Мария Федоровна настояла на завершении работы.
  • В начале военных действий 30-40-х годов XX века, чтобы сохранить скульптуру, сотрудники Русского музея всеми силами пытались вырыть яму и опустить бронзовое сооружение в нее, но из-за тяжести монумента ничего не получилось. Тогда появилась идея просто засыпать статую песком, обшить досками и укрыть бревнами. Несмотря на все проделанные манипуляции, памятник стал единственным местом, куда прямо попал артиллерийский снаряд. Что интересно – постамент выстоял и полностью уцелел.
  • Несколько раз памятник планировали переместить, но все неудачно. В 2013 году тогдашний министр культуры В. Мединский предложил перенести архитектурное строение на Троицкую или Конюшенную площадь.

Ходят слухи, что скоро памятник все-таки переедет на свое прежнее место - Знаменскую площадь (площадь Восстания). Однако официальных заявлений на этот счет сделано не было и сам монумент сегодня можно найти возле Мраморного дворца.



Рассказать друзьям