История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Роман Гончарова «Обломов» является одним из знаковых произведений русской литературы 19 века. Он входит в трилогию с двумя другими книгами писателя – «Обыкновенная история» и «Обрыв». История создания романа «Обломов» Гончарова началась задолго до появления замысла произведения – идея «обломовщины» как всеохватывающего социального явления появилась у автора еще до появления первого романа трилогии – «Обыкновенная история».

Хронология создания романа

Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». В произведении была описана странная эпидемия, основным симптомом которой была «хандра», больные начинали строить воздушные замки и тешить себя пустыми мечтами. Проявления схожей «болезни» наблюдаются и главного героя романа Обломова.

Однако сама история романа «Обломов» начинается в 1849 году, когда Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа».

В период написания главы писатель пребывал на родине, в Симбирске, где в патриархальном, сохранившем отпечаток старины быте Гончаров почерпнул множество примеров «обломовского сна», который изобразил сначала в напечатанном отрывке, а затем и в романе. В это же время у писателя был уже готов кратко набросанный план будущего произведения и черновой вариант всей первой части.

В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения. Писатель мало пишет, но много раздумывает над романом. В октябре 1852 года история «Обломова» прерывается на целых пять лет – Гончаров в должности секретаря при адмирале Е. В. Путятине отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие. Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

Прототипы героев романа «Обломов»

Обломов

Творческая история романа «Обломов» берет свое начало в жизни самого автора – Ивана Гончарова. Для писателя, по его словам, было важно изображать подлинную реальность, не уходя на «почву мыслителя».

Именно поэтому центрального персонажа – Илью Ильича Обломова Гончаров списал с самого себя. По воспоминаниям современников писателя, между автором и персонажем романа много общего – они оба родом из русской глубинки с патриархальным устаревшим бытом, оба медлительны и на первый взгляд ленивы, при этом обладают живым умом, художественным воображением и некой мечтательностью, о чем не скажешь по первому впечатлению.

Ольга

Прототип главного женского образа – Ольги Ильинской, Гончаров также почерпнул из собственной жизни. По версиям исследователей, прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова. Гончаров был влюблен в Е. Толстую – как Ольга для Обломова, так и Елизавета Васильевна была для него идеалом женщины, сердечности, женского ума и красоты. Переписка между Гончаровым и Е. Толстой представляет параллель с событиями романа – даже теория любви у создателя и героя книги совпадают. Автор наделял Ольгу всеми теми прекрасными чертами, которые видел в Елизавете Васильевне, перенося на бумагу собственные чувства и переживания. Как Ольге в романе не было суждено выйти замуж за Обломова, так и Е. Толстую ожидал брак с кузеном А. И. Мусиным-Пушкиным.

Прототипом замужней героини – Ольги Штольц становится Майкова – жена В. Н. Майкова. Екатерину Павловну и Гончарова связывала крепкая и продолжительная дружба, начавшаяся на одном из вечеров литературного салона Маковых. В образе Майковой писатель почерпнул совершенно другой тип женщины – непрерывно ищущей, стремящейся вперед, ничем не удовлетворяющейся, для которой постепенно семейная жизнь становилась тягостной и тесной. Впрочем, как указывают некоторые исследователи, после последней редакции романа «Обломов» образ Ильинской все больше походил не на Е. Толстую, а на Майкову.

Агафья

Второй важный женский образ романа – образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной, был списан Гончаровым с воспоминаний о матери писателя – Авдотье Матвеевне. По мнению исследователей, трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова.

Штольц

Образ Штольца является не только сборным персонажем немецкого типа, носителем иной ментальности и другого мировосприятия. В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. На данную связь указывает также то, что в черновых редакциях герой имеет два имени – Андрей и Карл, а в прижизненных изданиях в сцене первого появления персонажа его имя фигурирует как Андрей Карлович. Однако существует версия, что Штольц также является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

Выводы

История создания «Обломова» позволяет лучше понять идейный смысл романа, его внутреннюю глубинную и особую важность для автора. «Вынашивая» идею произведения более десяти лет, Гончаров создал гениальное произведение, которое и в наши дни заставляет задуматься об истинном смысле жизни, любви и поиске счастья.

Тест по произведению

Любой человек с претензией на грамотность знаком с именами Льва Толстого, Ивана Тургенева, Федора Достоевского и наверняка может привести в пример названия некоторых самых известных произведений этих авторов. Но кто написал "Обломова"? Кто был этот писатель? И почему герой его приобрел такую символическую популярность?

Детские и юношеские годы будущего писателя

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал "Обломова") родился в Симбирске, ныне он известен как Ульяновск, в 1812 году. Был сыном богатого купца. Но папа Ивана Алексеевича умер спустя семь лет после появления на свет мальчика, молодой Иван воспитывался крестным отцом, Николаем Трегубовым, либерально настроенным аристократом. Он открыл для Гончарова более широкие культурные горизонты и утонченный образ жизни.

Учился Иван Гончаров изначально в коммерческом училище с 1822 года, продолжалось обучение на протяжении восьми лет. Как затем вспоминал были самые несчастные годы в его жизни. Иван терпеть не мог низкое качество образования и методы суровой дисциплины. Единственным его утешением на тот момент было самообразование.

Получение высшего образования и дебютные издания

А затем в Московском университете, в атмосфере интеллектуальной свободы и оживленных дискуссий, дух Гончарова процветал. Иван Алексеевич во время обучения знакомится с некоторыми ведущими умами своей эпохи, но не вступает ни в один из студенческих кружков, которые были полны веры в идеалы философии немецкого романтизма.

Гончаров остался равнодушным к идеям политических и социальных перемен, которые набирали популярность в то время. Основным его занятием становится чтение и перевод. В 1832 году были опубликованы две главы из произведения Эжена Сю, которые перевел Иван Алексеевич. Это стало его дебютным изданием.

Окончание учебы и начало взрослой жизни

После окончания обучения в 1834 году Гончаров служил на протяжении почти тридцати лет в качестве правительственного чиновника. Сначала он вернулся домой, чтобы войти в канцелярию Симбирского губернатора, а год спустя переехал в Петербург и начал работать переводчиком в Министерстве финансов.

В отличие от литературных соперников, таких как Тургенев или Гончаров был вынужден зарабатывать себе на жизнь, а не только надеяться на писательскую деятельность. Иван Алексеевич, конечно, стал членом литературного кружка, основанного в доме Майковых, даже писал стихи. Но вскоре вообще перестал баловаться поэзией. Многие из стихотворений Гончарова были включены в роман "Обыкновенная история" как сочинения Адуева. Верный признак того, что автор перестал принимать их всерьез.

Писательская карьера того, кто написал "Обломова". Фото автора произведения

Первая проза Гончарова начала появляться в "Подснежнике". Это сатирическая повесть "Лихая болесть", в которой он высмеивал романтический сентиментализм. Затем появилась светская драма с оттенком комедии, а наиболее значительным произведением того времени было эссе под названием "Иван Саввич Поджабрин". Так начиналась литературная карьера того, кто написал "Обломова".

Несмотря на то что писать Иван Алексеевич начал давно, первым его серьезным произведением становится "Обыкновенная история". Рассказывает она о столкновении между распадающейся русской знатью и новыми торговыми классами. Наиболее влиятельный критик того времени характеризовал роман как нападение на устаревший романтизм.

Наиболее популярное произведение, или Второй роман Ивана Алексеевича

А в каком году написан "Обломов"? Иван Алексеевич Гончаров начал свой второй роман в конце 1840-х годов, но процесс был медленным по многим причинам. В одна тысяча восемьсот пятьдесят пятом он принял должность цензора, совершил путешествия в Англию, Африку и Японию в качестве секретаря адмирала Путятина.

А сам роман "Обломов" впервые появился в журнале "Отечественные записки" в 1859 году. Он посвящен кризису среднего возраста главного героя. Отличительной чертой Ильи Ильича является ленивое отношение к жизни. Автор изобразил своего персонажа с сочувствием, хотя тот и был олицетворением знати.

Основные вопросы в произведении Ивана Алексеевича

Что в первую очередь интересует простого читателя? Это, прежде всего, то, о чем произведение, а не только то, кто написал. "Обломов" - это такой роман, в котором описывается судьба помещика Ильи Ильича, и на основе этого сюжета автор в своем творчестве рассматривает многие важные вопросы, с которыми сталкивается российское общество в девятнадцатом столетии. Это бесполезность многих землевладельцев и дворян в обществе, сложные отношения между членами различных классов общества, такие как Обломов и его слуга Захар.

Главный персонаж - молодой и щедрый дворянин, но кажется, что он вообще не в состоянии принимать важные решения или начинать какие-то значительные действия. На протяжении всего произведения он редко покидает свою комнату или постель. Более того, на протяжении первых приблизительно пятидесяти страниц Илье Ильичу очень лихо удается совсем не покидать ее.

Значение известного произведения

Иван Алексеевич Гончаров (тот, кто написал роман "Обломов") наверняка не предполагал, что его произведение станет настолько популярно, что наложит значительный отпечаток на русскую культуру. Более того, работа Гончарова добавит новые слова в русскую лексику. Имя главного героя станет часто использоваться для описания того, кто проявляет черты ленивой и апатичной личности, аналогичной персонажу романа.

Произведение вызвало единодушное признание не только у читателей, но и у критиков. Были такие, кто написал: Обломов - это последняя личность в ряду "лишних людей" после Онегина, Печорина и Рудина в распадающейся крепостнической России. Николай Добролюбов отметил, что в романе переведены на передний план и подвергнуты тщательному анализу очень важные проблемы той эпохи. Особый вид лени, приводящий к саморазрушению личности.

Последние годы жизни известного писателя и критика

Вот такие глобальные проблемы смог затронуть в своем произведении тот, кто написал "Обломова". Тем не менее Иван Алексеевич не был плодотворным писателем. Он опубликовал только три своих романа. Спустя десять лет после публикации романа "Обломов" выходит еще одно произведение под названием "Обрыв", которое тоже имеет значительный успех у читателей.

Гончаров планирует и четвертый роман, но мечты не материализовались. Вместо этого он становится критиком и делает многочисленные театральные и литературные обзоры. К концу своей жизни Иван Алексеевич написал необычные мемуары, в которых обвинил своих литературных соперников в плагиате его работ. Умер он в Петербурге 24 сентября 1891 года от пневмонии.

Так прошла жизнь замечательного писателя и критика Ивана Алексеевича Гончарова - того, кто написал роман "Обломов". Фото его известно теперь каждому школьнику. А произведения не только популярны, но и любимы среди широкого круга читателей.

Я окончательно постиг поэзию лени, и это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба.
И.А. Гончаров

«Обломов» – самое известное и значительное произведение Гончарова, первая психологическая монография в русской литературе. Работа над романом продолжалась более 10 лет. В 1849 году в «Современнике» была напечатана глава из будущего романа – «Сон Обломова» . В 1850 году была написана первая часть. Лишь в 1857 писатель вернётся к работе над «Обломовым», находясь в Мариенбаде, где в течение семи недель были написаны остальные три части романа. В 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках» , произведя сильнейшее впечатление на современников. Русский публицист П.А. Кропоткин писал в начале 20 века: «Впечатление, которое этот роман произвёл в России, не поддаётся описанию». Слово «обломовщина» сразу вошло в активный лексикон, так как оно, по словам критика Д.И. Писарева, «осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни».

Своим романом Гончаров закрыл в русской литературе тему «лишнего человека» , показав в образе Обломова героя, в котором комплекс «лишнего человека» был доведён до парадокса и абсурда: если прежние «лишние люди» духовно ощущали себя выпавшими из современности, то Обломов физически выпадает из действительной жизни, сумев идейно обосновать свою пассивность и апатию. Не случайно в первых четырёх главах представлены посетители Обломова, которые ведут как будто активный образ жизни. Однако это иллюзия, и существование их не менее бесполезно и бесцельно, чем существование самого Обломова. Судьбинский – чиновник до мозга костей. Волков – повеса, живущий между балами и театром с хорошенькими актрисами. Пенкин – пародия на современных Гончарову литераторов. Тарантьев – вымогатель и грубиян. Алексеев настолько безлик, что его не уважает даже Захар. Жизненные устремления этих героев не могут увлечь Обломова и не стоят того, чтобы подняться с дивана.

Кадр из к/ф "Несколько дней из жизни Обломова" (1979, реж. Никита Михалков). В роли Обломова - Олег Табаков

Судьба Обломова показана как череда неудач и разочарований. Любая попытка Обломова войти в активные отношения с жизнью заканчивается провалом. Его беда в том, что он живёт в изменившееся время и не может, подобно родителям, спокойно состариться в безмятежной Обломовке. Следуя традиции Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, писатель проводит героя через испытание любовью , заставляющей Обломова совершить временное восхождение и пережить новое падение – уже окончательное.

Мечтательная и романтичная Ольга Ильинская, пленённая духовным изяществом Обломова, задаётся целью вытащить его из халата, возродить его к деятельной жизни. Но надежда оказывается призрачной, и сам Обломов понимает это раньше Ольги. Эпилог любовной драмы – женитьба на Агафье Матвеевне Пшеницыной, с которой Обломов не только обрёл желанный покой, но и «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб своего существования…».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Иванович Штольц – «образец энергии, знания, труда», по словам Гончарова. Штольц расчётлив и успешен, но при этом искренне желает помочь своему другу детства. Безупречно-деятельного Штольца автор тоже испытывает любовью. Его во многом неожиданная женитьба на Ольге Ильинской приводит к тому, что героиня, как и Лизавета Адуева из «Обыкновенной истории», начинает испытывать тоску.

Уже первые исследователи романа пришли к выводу, что в «Обломове» автор показал типическую, коренную особенность русского национального характера. Действительно, у Обломова много предшественников в русской литературе: Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль», Лентул из комедии Крылова «Лентяй», пушкинский Дмитрий Ларин , гоголевские старосветские помещики , гоголевский Манилов . Драматичность и особенность судьбы Обломова объяснялась сменой эпох, изменившимся порядком вещей. Не случайно в финале романа буквальное выпадение героя из времени передано через сравнение: «…он скончался без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».

Первый роман Гончарова из трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» имел большой успех, принес автору известность и создал репутацию мастера в литературных кругах и во всей читающей России. Вскоре после публикации «Обыкновенной истории» Гончаров приступает ко второму роману – реализации замысла романа «Обломов». Писатель создает главу «Сон Обломова», в которой описывает детство героя в провинциальной деревне Обломовка, родовом поместье, где тот родился, намечает уже знакомый конфликт: столкновение молодого поместного дворянина с условиями жизни современного большого города – Петербурга. Эта часть произведения стала основной в будущем романе. Гончаров публикует «Сон Обломова» в сборнике при журнале «Современник» в 1849 г. и надолго останавливает работу над ним. Вероятно, это было связано с тем, что автор хотел избежать в будущем романе повторения старой коллизии, и он должен был осмыслить в новом свете драму человека, неспособного обрести полноценную жизнь в изменяющейся России. Отвлечению от романа способствовало также кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», занявшее 3 года (1852–1855). По окончании путешествия Гончаров написал книгу очерков «Фрегат Паллада», отразив в ней свои впечатления и мысли, и только после этого вернулся к продолжению работы над «Обломовым».

К 1857 г. Гончаров вчерне закончил роман, весь следующий год писатель дорабатывал сочинение, а в 1859 г. читающая Россия знакомилась с одним из самых значительных прозаических произведений в русской литературе XIX в.– романом «Обломов». В этом романе автор создал образ национального героя своего времени в условиях смены векового уклада жизни российского общества, распада социальной структуры, изменения экономической и культурной ситуации в стране, общей духовной атмосферы. Роман «Обломов» был закончен, вместе с двумя другими вершинными произведениям предреформенного периода – драмой-трагедией «Гроза» А.Н. Островского и романом «Отцы и дети» И.С.Тургенева. Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 г. об освобождения крестьян от крепостной неволи явился революционным событием, разделившим русскую историческую жизнь на старое и новое время.

Выбор героем дворянина-помещика Илью Ильича Обломова обусловлен, прежде всего, историческими факторами, поскольку именно на поместном дворянстве отмена крепостного права сказалась более всего, главным образом на благосостоянии и перспективах. Однако Гончаров не ограничивается социальной стороной изображения событий, вовлекая в роман проблематику вечного характера, такие вопросы, как любовь, смысл жизни, душа человека и его выбор. Известный критик того времени Н.А.Добролюбов в хрестоматийной статье «Что такое обломовщина?» заметил, что герой Гончарова представляет собой «коренной, народный» характер русского человека. Таким образом, читая роман, нужно видеть в его герое и его жизни явление объемное и значение масштабное: индивидуально-психологическое, социальное, девушкой Ольгой Ильинской и вдовой-чиновницей Агафьей Матвеевной Пшенициной, сравнении с другом полунемецкого происхождения Андреем Штольцем, антиподом Обломова по характеру и жизнедеятельности, в комичных перепалках с крепостным слугой Захаром и другими персонажами, значимыми в разных сюжетных ситуациях. ??????

Г 1. Почему в прочитанном тексте Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 назван революционным событием? Раскройте вашу позицию. Для творчества каких еще известных вам писателей это событие имело важное значение? В каких известных вам литературных произведениях это событие нашло отражение (прямое или косвенное)?

Ж 2. Известно, что «Обломова» Гончаров, вдохновлённый романом с Елизаветой Васильевной Толстой, стремительно дописал за несколько недель: «Главная задача романа, его душа – женщина». Прочитайте фрагменты из 32 писем Гончарова юной красавице, которая предпочла немолодому известному писателю бравого ротмистра. Что нового вы узнали из них о личности Гончарова, о его жизненных и нравственных ценностях?

«…Я часто благословляю судьбу, что встретил ее: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве: мне все чудится, что ее кроткий карий взгляд везде следит за мной, я чувствую над своей совестью и волей постоянный невидимый контроль».

«Сияющий умом и добротой взгляд… мягкость линий, так гармонически сливающихся в волшебных красках румянца, белизны лица и блеска глаз».

«Я болен ею. Мне стало как-то тесно на свете жить: то кажется, что я стою в страшной темноте, на краю пропасти, кругом туман, то вдруг озарит меня свет и блеск ее глаз и лица - и я будто поднимусь до облаков».

«Чувствую, однако ж, что апатия и тяжесть возвращаются понемногу ко мне, а Вы, было, своим умом и старой дружбой расшевелили во мне болтливость»

«При Вас у меня были какие-то крылья, которые отпали теперь».

«Ах, сколько бы я исписал страниц, если б вздумал исчислять Ваши недостатки, сказал бы я, но скажу достоинства...»

«Прощайте же... не теперь, однако ж, а когда будете выходить замуж, или перед смертью моей или Вашей... А теперь... до следующего письма мой чудесней друг, моя милая, умная, добрая, обворожительная... Лиза!!! вдруг сорвалось с языка. Я с ужасом оглядываюсь, нет ли кого кругом, почтительно прибавляю: прощайте, Елизавета Васильевна: Бог да благословит, Вас счастьем, какого Вы заслуживаете. Я в умилении, сердца благодарю Вас за вашу дружбу...»

Если вас заинтересовала эта драматическая история, проведите самостоятельное исследование: «Является ли Е.В. Толстая прототипом Ольги Ильинской?»

Б Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Обломов».

На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту еще раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

1. Кто рассказывает историю жизни Обломова?

2. Каково полное имя главного героя? Сколько ему лет? Каково его образование? Каков род занятий?

3. Кто такой Захар? Как сложилась его судьба?

4. Кто такой Штольц? Откуда он знает Обломова?

5. Кто такая Ольга? Каково содержание письма Обломова Ольге? Чем завершается в романе её история?

6. Какого переезда боится Обломов? Почему и куда всё-таки Обломов переезжает?

7. Кто такая Агафья Пшеницына? Какую роль она сыграла судьбе Обломова?

8. Какую роль в сюжете романа играет Тарантьев? За что и когда Обломов дал ему пощёчину?

9. Кто из героев романа имеет предысторию?

Какие сложности при чтении текста романа вы испытывали? Преодолевали ли их? Как? Что показалось интересным? Не интересным? Что запомнилось больше всего?

Роман «Обломов». Анализ

Роман начинается с показа утра героя – Ильи Ильича Обломова. Автор подробно описывает внешний вид, характерные черты человека, который в течение нескольких часов никак не может встать с дивана. С момента пробуждения его тревожат два «несчастья»: из родового имения пришло письмо от управляющего о падении ежегодного дохода с хозяйства, к тому же хозяин дома требует, чтобы Обломов съехал с нанимаемой квартиры. Гончаров выстраивает сюжет романа таким образом, что именно эти неизбежные перемены в жизни определят все последующие события произведения и его финал.

В

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками.

Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память.

Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

1. Какие черты характера Обломова отражает интерьер? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного фрагмента.

2. О каких противоречиях личности Обломова свидетельствует данное описание? Докажите свою точку зрения. Для доказательства выделите в тексте эпитеты. Какие закономерности в использовании эпитетов вы заметили? Как указанная вами антитеза развивается на протяжении романа?

3. Какие значимые подробности (детали) кажутся вам наиболее важными в данном фрагменте? Почему именно эти? Объясните их роль.

4. Какие цвета присутствуют в описании? Сделайте вывод из проведенного наблюдения.

5. Описаны ли в данном фрагменте звуки и запахи? Раскройте свою позицию.

6. Согласны ли вы с мнением исследователя об особенностях изображения мира вещей у Гончарова: «… уравнивание, тесная связь, единство человека и окружающего мира. Это обусловлено особым чувством неразделённости природы и человека, макро- и микрокосмоса, одушевлённого и неодушевлённого.<···>человек в этом случае оказывается неразрывно связанным с миром природы, с миром окружающих вещей, становится частью этого мира.

Всё во Вселенной живёт единой, согласованной жизнью, как части одного целого. Поэтому-то предметы обстановки, отдельные детали внешности, животные так же важны писателю, как переживания, мысли и чувства персонажей... Не человек опускается до уровня бессловесной твари, мебели или домашней, а наоборот, мелочи быта поднимаются до человека. Человек слит с окружающей действительностью, отражается в ней, а она - в нём» (Е.В. Краснова)? Докажите свою позицию.

Если вы интересуетесь изобразительным искусством, расскажите, какому направлению в живописи присущи указанные особенности. Что это наблюдение привносит в понимание авторского замысла романа?

Д 2. Сопоставьте описание кабинета Обломова с описанием комнаты Плюшкина. Чем похожи описания? Объясните это совпадение. Чем различаются описания? Какой вывод об особенностях стиля авторов можно сделать? Спланируйте свою работу по выполнению задания: выделите параметры, по которым следует сопоставить фрагменты (общее впечатление, вызванное описанием; художественные детали, использованные авторами; особенности изобразительно-выразительных средств; ритмическая организация фрагментов; чьими глазами читатель видит интерьеры и т.д.). Внимательно читайте тексты, подчеркивайте ключевые слова.

Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.

Можно ли сделать вывод о традициях гоголя в творчестве Гончарова? Обоснуйте свою точку зрения.

Конечно, вы заметили, что герой не способен к активным, самостоятельным действиям, поэтому он не может отвести угрозу, нависшую над его спокойным, сонным существованием. Обломов все утро пытается написать письмо в деревню, однако оказывается от волнения не в состоянии изложить свои мысли. И ничего предпринять и решить относительно переезда герой тоже не может, по-детски желая, чтобы все устроилось само собой. Возникает вопрос: Обломов один такой особенный человек или представляет собой социально-психологический тип более распространенный?

В 1. Проанализируйте фрагмент романа

Прочитайте портрет Обломова. Как он характеризует героя? О каких противоречиях личности свидетельствует? Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

Выделите в тексте метафоры и сравнения. Раскройте их роль. Объясните, почему именно эти изобразительно-выразительные средства преобладают в описании внешности героя.

Какие художественные детали портрета вы считаете наиболее важными? Почему? Какие из них, по-вашему, имеют аллегорический смысл? Раскройте его и свяжите с содержанием романа.

Д 2. Какая художественная деталь, значимая для создания образа Обломова, встречается и в романе «Евгений Онегин» при размышлении автора о возможной судьбе Ленского? Объясните указанное совпадение.

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат

Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Г 3. Прочитайте стихотворение поэта пушкинской поры Н.М. Языкова, которого некоторые литературоведы рассматривают в качестве прототипа Обломова. Что дает основание к подобному утверждению? Разделяете ли вы эту точку зрения? Докажите свою позицию.

Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелён - и мир со мной:
Царей проказы и приказы
Не портят юности моей -
И дни мои, как я в халате,
Стократ пленительнее дней
Царя, живущего не к стате.

Ночного неба президент,
Луна сияет золотая;
Уснула суетность мирская -
Не дремлет мыслящий студент:
Окутан авторским халатом,
Презрев слепого света шум,
Смеётся он, в восторге дум,
Над современным Геростратом.
Ему не видятся в мечтах
Кинжалы Занда иль Лувеля,
И наша слава-пустомеля
Душе возвышенной - не страх.
Простой чубук в его устах,
Пред ним, уныло догорая,
Стоит свеча невосковая;
Небрежно, гордо он сидит
С мечтами гения живого -
И терпеливого портного
За свой халат благодарит!

Н. М. Языков,1823

И Если вас заинтересовало творчество Языкова, подготовьте сообщение о нём. Подбирая материал из книг или интернета, выделяйте наиболее, на ваш взгляд, важное. Продумайте ваше выступление перед одноклассниками: что в жизни и творчестве Языкова могло бы их заинтересовать? Что является важным для изучения литературы? Обязательно проанализируйте свое выступление и выясните мнение одноклассников о вашем сообщении. Если в выступлении были недочёты, объясните себе их причины и продумайте план их устранения.

Сложность идеи романа состоит в том, что для его понимания нужно сочувственно отнестись и к герою, и глубоко проанализировать историческую ситуацию того времени в России. Следует также для истинного постижения смысла произведения обратиться к его вневременному пласту и вечным вопросам, в нем поднимаемым.

Г 1. Перечитайте тексты учебника об А.И. Гончарове (с.) и об истории создания романа «Обломов» (с.). Найдите в них характеристику времени, отображенного в романе. Дополните эту характеристику информацией, найденной самостоятельно в справочной литературе или интернете. Сформулируйте важнейшие особенности исторической ситуации в России 40-50-х годов XIX века. Докажите, опираясь на текст, что в романе «Обломов» отражена именно эта эпоха.

Г 2. Какие ещё периоды в истории России XIX века можно назвать переходными. Почему? В каких известных вам произведениях отражаются эти исторические периоды? В чём эти произведения можно сопоставить с романом «Обломов»?

В 1. Проанализируйте фрагмент романа – главу «Сон Обломова».

Работу над фрагментом проведите в форме научно-практической конференции. Распределите вопросы, проведите самостоятельное мини-исследование. Доложите о его результатах на конференции. Обязательно выделите ведущего, который будет направлять обсуждение, подведёт итоги.

Цель конференции -- на основе проведенных наблюдений над текстом объяснить, почему «Сон Обломова» Гончаров назвал «увертюрой всего романа».

Проблемы мини-исследований:

1) С какой целью писатели изображают сон героя? Дайте развернутый ответ, отметьте разные функции сна. Иллюстрируйте свой ответ примерами из известных вам произведений литературы.

2) Почему эта глава имеет название?

4) Однообразна ли в действительности жизнь в Обломовке? Почему автор подчёркивает её цикличность?

5) Каково значение мотивов сна и смерти в этой главе?

6) Какие образы героев в этой главе представляются вам наиболее важными? Почему?

8) Как в этой главе решается проблема воспитания? Почему в ней упоминаются Скотинины и Простаковы?

9) Какова роль сказочных и басенных мотивов в «Сне Обломова»?

10) Объясните на основе анализа текста, что имел ввиду Н.А. Некрасов, автор одного из первых отзывов на «Сон Обломова», когда метафорически называл мастерство Гончарова «художественным совершенством» его «пера-кисти »?

11) Согласны ли вы с позицией В.Г. Короленко: Гончаров «мысленно отрицал «обломовщину», но внутренно любил её бессознательно глубокой любовью»? Обоснуйте свою точку зрения.

Д 2. Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чем похожа «деревня, где скучал Евгений», на Обломовку, чем отличается? Именно это сопоставление позволит вам увидеть важнейшую особенность детства Обломова, определившую его жизненные идеалы и дальнейшую судьбу.XXVI. XXXVII.

А что ж Онегин? Кстати, братья!

Терпенья вашего прошу:

Его вседневные занятья

Я вам подробно опишу.

Онегин жил анахоретом;

В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал,

Плохой журнал перебирая,

И одевался...

Прогулки, чтенье, сон глубокий,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина:

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

В глуши что делать в эту пору?

Гулять? Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой?

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лед,

Того и жди, что упадет.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот W. Scott.

Не хочешь? - поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдет, и завтра тож,

И славно зиму проведешь.

Однако ни детство, ни дальнейшие обстоятельства его пребывания в Петербурге не дают полного объяснения характера Обломова и его совершенного бездействия. Так, героя в первый день событий в романе посещают разные люди. Трое из них представляют собой и своими занятиями возможные варианты жизни для Обломова (светская жизнь, служба и литераторство), двое – равнодушен к демонстрируемым посетителями соблазнам, а быть смиренным или наглым он не может, поскольку являет собой человека прекрасной души – доброго и незлобивого.??????

З 1. Восстановите фамилии героев романа, пропущенные в следующей критической статье:

Парад гостей перед возлежащим на постели Обломовым нарочито упорядочен: персонажи сменяют друг друга в строгом порядке, как в классицистской пьесе... Гости - по сути «внесюжетные персонажи», заменяющие собой описание «среды»... - светский успех (___________), чиновничья карьера (_____________), игра в «обличительство» (____________).

Приятели Обломова (____________ и ____________) своего рода «двойники» героя… Неспособность Обломова к действию повторена и в (________________) - «человеке без поступков», и в (_____________), который «мастер был только говорить... но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места - словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход, оказать распорядительность, быстроту - он был совсем другой человек: тут его не хватало».

З 2. Представьте, что вам необходимо дописать эту статью. Ответьте на приведенные ниже вопросы и оформите ответы в виде продолжения статьи.

1. Почему так много гостей приходит к Обломову? Почему все они хотят поднять героя с дивана?

2. Какие средства психологизма использует Гончаров для создания образов этих героев? Иллюстрируйте свой ответ текстом.

3.Есть ли что-то общее между этими персонажами? Какие композиционные особенности 2-5 главы первой части романа помогают сравнить героев? Как результат проведенного вами сравнения помогает осознать одну из главных авторских идей романа?

4. Есть ли общие черты у Обломова и его посетителей? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Объясните аллегорический смысл фразы, которую Обломов адресует гостям: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

6. Какие сцены «Мертвых душ» Н.В. Гоголя напоминает «парад гостей» Обломова? Сделайте вывод из данного наблюдения.

3. Выполните задание, аналогичное заданию 1 – статья завершена.

Авторская мысль, вызвавшая к жизни «демонстрацию» гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучала в одной из позднейших реплик(_______________): «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Степанов... не пересчитаешь, наше имя легион!» Краснощекова Е.А.

Гончаров подводит читателя к пониманию того, что поднять Обломова с дивана способна какая-то большая перемена в жизни, высокая цель, и вводит в действие романа приятеля Ильи Ильича – Андрея Ивановича Штольца и чистую, чудную девушку, которую полюбит герой, – Ольгу Ильинскую.

В 1. Проанализируйте фрагмент романа – первое появление Штольца, сопровождающееся открытой авторской характеристикой.

Сформулируйте жизненные принципы Штольца. Проанализируйте: какие из них он действительно реализует в ходе развития действия романа, от каких отступает. Почему? Как в этом проявляется авторская позиция?

Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных

отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими

потребностями духа.

Он шел твердо, бодро… стараясь тратить каждый день, как

каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного

времени, труда, сил души и сердца.

Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как

шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой.

Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась

скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью,

и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания

приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь.

Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его

постоянною задачею… "Мудрено и трудно жить просто!" - говорил он часто себе и торопливыми взглядами смотрел, где криво, где косо, где нить шнурка жизни начинает завертываться в неправильный, сложный узел.

Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не

подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его

оптический обман, то или другое отражение лучей и красок на сетке органа

зрения или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта.

Так же тонко и осторожно, как за воображением, следил он за сердцем.

Здесь, часто оступаясь, он должен был сознаваться, что сфера сердечных

отравлений была еще terraincognita.

Страсти, страсти все оправдывают, - говорили вокруг него, - а вы в

своем эгоизме бережете только себя: посмотрим, для кого.

Для кого-нибудь да берегу, - говорил он задумчиво, как будто глядя

вдаль, и продолжал не верить в поэзию страстей, не восхищался их бурными

проявлениями и разрушительными следами, а все хотел видеть идеал бытия и

стремлений человека в строгом понимании и отправлении жизни.

Е 2. Согласны ли вы с мнением литературоведов: «Обломова Гончаров показывает, а о Штольце рассказывает», «Штольца можно пересказать, Обломова – ни в коем случае»? (П. Вайль и А. Генис) Обоснуйте свою точку зрения.

Г 3. Как характеризует Штольца его отношение к Обломову: «В нем дороже всякого ума … честное, верное сердце! Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи. Не обольстит его никакая нарядная ложь, и ничто не совлечет на фальшивый путь; пусть волнуется около него целый океан дряни, зла, пусть весь мир отравится ядом и пойдет навыворот - никогда Обломов не поклонится идолу лжи … Таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!» Отвечая на вопрос, обратите внимание не только на содержание высказывания Штольца, но и на его речевое оформление.

Е 4. Согласны ли вы с утверждением: «За Штольцем не стоит многовековой уклад, ему не сопутствуют ни, ни традиции, ему не свойственны сомнения и не присущи противоречия. Это человек без прошлого» (Л.С. Гейро)? Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

Е 5. Можно ли назвать Чичикова предшественником Обломова? Обоснуйте свою точку зрения. Это задание можно выполнить письменно или устно (по вашему выбору).

Е 6. С кем из критиков в оценке образа Ольги Ильинской вы согласны? Обоснуйте свою точку зрения.

Н.А. Добролюбов: «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни».

А.В. Дружинин: «Она сближается с ним (Обломовым) из любопытства, нравится ему от нечего делать… Гончаров отдал большую долю интриги комическому элементу. Его бесподобная, насмешливая, бойкая Ольга с первых минут сближения видит все смешные особенности героя, но обманывается только в своих расчетах на твердые основы характера Обломова».

И.Ф. Анненский: «Ольга - одна из русских миссионерок… В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг. Миссия у нее скромная - разбудить спящую душу… Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту».

Если мнения в классе разделились, проведите дискуссию или конференцию. Все точки зрения участников обязательно должны быть аргументированы текстом романа. Необходимо выделить ведущего, который будет направлять обсуждение и подведёт итоги.

В 7. Проанализируйте фрагмент романа – сцену свидания Обломова и Ольги.

Обломов пошел в обход, мимо горы, с другого конца вошел в ту же аллею и, дойдя до середины, сел в траве, между кустами, и ждал.

«Она пройдет здесь, - думал он, - я только погляжу незаметно, что она, и удалюсь навсегда».

Он ждал с замирающим сердцем ее шагов. Нет, тихо. Природа жила деятельною жизнью; вокруг кипела невидимая, мелкая работа, а все, казалось, лежит в торжественном покое.

Между тем в траве все двигалось, ползало, суетилось. Вон муравьи бегут в разные стороны так хлопотливо и суетливо, сталкиваются, разбегаются, торопятся, все равно как посмотреть с высоты на какой-нибудь людской рынок: те же кучки, та же толкотня, так же гомозится народ.

Вот шмель жужжит около цветка и вползает в его чашечку; вот мухи кучей лепятся около выступившей капли сока на трещине липы; вот птица где-то в чаще давно все повторяет один и тот же звук, может быть зовет другую.

Вот две бабочки, вертясь друг около друга в воздухе, опрометью, как в вальсе, мчатся около древесных стволов. Трава сильно пахнет; из нее раздается неумолкаемый треск...

«Какая тут возня! - думал Обломов, вглядываясь в эту суету и вслушиваясь в мелкий шум природы. - А снаружи так все тихо, покойно!..»

А шагов все не слыхать. Наконец, вот... «Ох! - вздохнул Обломов, тихонько раздвигая ветви. - Она, она... Что это? плачет! Боже мой!»

Ольга шла тихо и утирала платком слезы; но едва оботрет, являются новые.

Она стыдится, глотает их, хочет скрыть даже от деревьев и не может.

Обломов не видал никогда слез Ольги; он не ожидал их, и они будто обожгли его, но так, что ему от того было не горячо, а тепло.

Он быстро пошел за ней.

Ольга, Ольга! - нежно говорил он, следуя за ней.

Она вздрогнула, оглянулась, поглядела на него с удивлением, потом отвернулась и пошла дальше.

Он пошел рядом с ней.

История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция.

«История о том, как лежит и спит ленивец Обломов

и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,

не бог весть какая история...»

1. Замысел романа «Обломов.

Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но произведение создавалось медленно. В 1849 году в журнале «Современник» была опубликована одна глава из романа «Сон Обломова» , в котором дал изумительную по яркости и глубине картину патриархальной помещичьей жизни. Но основная часть романа была написана почти 10 лет спустя, в 1857 году , в Мариенбаде (Германия), где Гончаров лечился на минеральных водах. За это десятилетие автор не только тщательно обдумал весь план произведения, но и все сюжетные ходы и детали. Впоследствии писатель отмечал, что он «написал в течение 7 недель почти все 3 последних тома «Обломова». Гончаровым была проделана колоссальная работа. Он писал до изнеможения. «Я так заработался, так много сделал в эти два месяца, что другой в две свои жизни не написал столько».

В 1858 году «Обломов» был закончен , а полностью опубликован лишь в 1859 году.

2. Тема, идея романа.

Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Идея - показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу . «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде вре­мени в... кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и ещё частные, индивидуальные у каждого обстоятельства ».


3. Проблематика

1) В своем романе писатель показал, какое пагубное влияние оказывают крепостнические порядки на жизнь, культуру, науку . Следствие этих порядков - застой и неподвижность во всех областях жизни .

2) Условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие .

3) Деградация личности и распад личности.

4) Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе , любви , о гуманизме .

Время, изображенное в романе «Обломов», около 40 лет.

4. Художественные достоинства романа «Обломов» :

1) Представлена широкая картина жизни России.

2) Особое внимание уделяется описанию внутреннего состояния героев: внутренний монолог персонажей и передача переживаний посредством жеста, голоса, движений.

3) Полнота раскрытия характера персонажей достигается путем повторяющейся детали (у Обломова - халат и домашние туфли).

5. Структура романа:

1 часть - Обломов лежит на диване.

2 часть - Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него.

3 часть - Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся.

4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру - Агафье Матвеевне Пшеницы ной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».

«Вот и все. Никаких внешних событий, никаких препятствий…не вмешиваются в роман. Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории . ()

6. Композиция

Все действия развертываются вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц.Действия в романе мало. Место действия в романе – Петербург.

1. Экспозиция - первая часть и 1,2 главы 2 части - затянута, очень подробно показаны условия формирования характера Обломова.

2. Завязка 3 и 5 гл. 2-й части - знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени.

3. Кульминация - 12 глава 3-й части. Илья Ильич объясняется в любви к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву отношений.

4. Развязка – 11, 12 главы 3 части, в которых показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В 4 главе романа - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Отношения Ольги и Штольца.

В эпилоге 11 глава 4 часть, Гончаров говорит о смерти Обломова, судьбе Захара, Штольца и Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».



Рассказать друзьям