Сюжет
Большую часть полотна занимает зеркало. Оно не только является предметом интерьера, придающим глубину картине, но активно участвует в сюжете. В его отражении мы видим то, что происходит с главной героиней в действительности: шум, игра огней, обращающийся к ней мужчина. То же, что Мане показывает как реальность, является миром грез Сюзон: она погружена в свои мысли, отрешена от суеты кабаре — словно окружающий вертеп совершенно ее не касается. Явь и сон поменялись местами.
Эскиз картины
Отражение барменши отличается от ее реального тела. В зеркале девушка кажется полнее, она склонилась к мужчине, слушая его. Клиент же рассматривает как товар не только то, что выставлено на стойке, но и саму девушку. Об этом намекают бутылки шампанского: им самое место в ведре со льдом, но Мане оставил их так, чтобы мы видели, как их форма похожа на фигуру девушки. Можешь купить бутылку, можешь бокал, а можешь и ту, кто эту бутылку для тебя откупорит.
Барная стойка напоминает натюрморты в жанре vanitas, который отличался морализаторским настроением и напоминал, что все мирское — проходяще и бренно. Фрукты — символ падения, роза — плотских утех, бутылки — упадка и слабости, увядающие цветы — гибели и увядающей красоты. Пивные бутылки с этикетками Bass говорят, что англичане были частыми гостями в этом заведении.
Бар в Фоли-Бержер, 1881
Электрическое освещение, так ярко и четко выписанное на картине, является, пожалуй, первым подобным изображением. Подобные лампы в то время только становились частью повседневности.
Контекст
Фоли-Бержер — место, отражавшее дух времени, дух нового Парижа. Это были кафе-концерты, сюда стекались прилично одетые мужчины и неприлично одетые женщины. В компании дам полусвета кавалеры выпивали и закусывали. На сцене тем временем проходило представление, номера сменяли друг друга. Приличные женщины в подобных заведениях не могли появиться.
Кстати, открывалось Фоли-Бержер под именем Фоли-Тревиз — это намекало клиентам, что «в листве Тревиз» (так переводится название) можно скрыться от назойливых взглядов и предаться веселью и наслаждениям. Здешних барменш Ги де Мопассан называл «продавщицами напитков и любви».
Фоли-Бержер, 1880
Мане был завсегдатаем Фоли-Бержер, но картину писал не в самом кафе-концерте, а в мастерской. В кабаре он сделал несколько эскизов, Сюзон (она, кстати, и правда работала в баре) и друг, военный художник Анри Дюпре позировали в студии. Остальное было восстановлено по памяти.
«Бар в Фоли-Бержер» стал последней большой картиной художник, который умер через год после ее завершения. Надо ли говорить, что публика увидела лишь нестыковки, недоработки, обвинила Мане в дилетантстве и считала его полотно как минимум странным?
Судьба художника
Мане, принадлежавший к высшему обществу, был enfant terrible. Он не желал учиться ничему, успехи были посредственными во всем. Отец был разочарован поведением сына. А узнав о его тяге к живописи и амбициях художника, и вовсе оказался на грани катастрофы.
Был найден компромисс: Эдуард отправлялся в плавание, которое должно было помочь юноше подготовиться к поступлению в морское училище (куда, надо сказать, он не смог попасть с первого раза). Однако из вояжа в Бразилию Мане вернулся не с задатками моряка, а с набросками и эскизами. На этот раз отец, которому эти работы понравились, был благосклонен к увлечению сына и благословил его на жизнь художника.
, 1863
Ранние работы говорили о Мане как о подающем надежды, но ему не хватало своего стиля, сюжетов. Вскоре Эдуард сосредоточился на том, что знал и любил больше всего — жизни Парижа. Прогуливаясь, Мане делал зарисовки сцен из жизни. Такие скетчи современники не воспринимали как серьезную живопись, считая, что подобные рисунки годны лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Позднее это станут называть импрессионизмом. А пока Мане вместе с единомышленниками — Писсарро, Сезанном, Моне, Ренуаром, Дега — доказывают свое право на свободное творчество в рамках созданной ими батиньольской школы.
, 1863
Некое подобие признания Мане появилось в 1890-х годах. Его картины начали приобретаться в частные и государственные собрания. Однако к тому времени художника уже не было в живых.
Вручают долгожданную вторую награду за портрет охотника на львов. Пертюизе. После чего Мане становится вне конкурса и может экспонировать свои картины, без какого либо разрешения жюри Салона.
Манне решается сделать нечто совсем необычное для художественного Салона, в начале 1882 года, где его картины будут фигурировать со специальной отметкой «В. К».
Верите ли вы в астрологию и предсказания звёзд? Миллионы людей доверяют прогнозам, которые составляют различные астрологи. Гуру среди таких предсказателей является Павел Глоба . Никто не знает больше о том, что сулят нам звёзды чем Глоба.
К нему, наконец, приходит долгожданная слава, но его болезнь прогрессирует просо неумолимо и он знает об этом и поэтому, его гложет тоска. Мане пытается сопротивляться тяжелой болезни. Неужели он не сможет пересилить болезнь?
Мане решает собрать все свои силы и волю, его еще рано пытаются похоронить. Его можно увидеть в кафе «Новые Афины», в кафе Бад, у Тортони, в Фоли-Бержер и у его приятельниц. Он все время старается шутить и иронизировать, веселится по поводу своих «немощей» и шутит по поводу своей ноги. Мане решает осуществить свою новую задумку: нарисовать сцену из повседневной парижской жизни и изобразить вид известного бара Фоли-Бержер, в котором за стойкой стоит прелестная девушка Сюзон, перед многочисленными бутылками. Девушку знают многие постоянные посетители бара.
Картина «Бар в Фоли-Бержер
» — это произведение необычайной смелости и живописной тонкости: белокурая девушка стоит за стойкой бара, сзади нее большое зеркало, в котором отражается большой зал заведения с сидящей в нем публикой. У нее на шее украшение на черной бархатке, ее взор холоден, она околдовывающее неподвижна, она безразлично смотрит на окружающих.
Этот сложный сюжет полотна продвигается с большим трудом. Художник бьется над ним и многократно переделывает. В начале мая 1882 года Мане дорисовывает картину и становится счастливым созерцая ее в Салоне. Над его картинами больше никто не смеется, всего его картины рассматривают с большой серьезностью, о них начинают спорить как о настоящих произведениях искусства.
Свое последнее произведение «Бар в Фоли-Бержер» создал как будто прощался с жизнью, которой столь дорожил, которой так восхищался и о которой много думал. Произведение впитало в себя все то, что художник так долго искал и находил в ничем непримечательной жизни. Лучшие образы сплелись воедино, чтобы быть воплощенными в этой молодой девушке, которая стоит в шумном парижском кабаке. В этом заведении люди ищут радости контактируя с себе подобными, здесь царит кажущееся веселье и смех, молодой и чуткий мастер открывает образ юной жизни, которая погружена в печаль и одиночество.
Трудно поверить, что это произведение было написано умирающим художником, которому любое движение руки доставляло боль и страдание. Но даже перед смертью Эдуард Мане остается настоящим бойцом. Ему пришлось пройти сложный жизненный путь, прежде чем он обнаружил подлинную красоту, которую всю свою жизнь искал и нашел ее в простых людях, найдя в их душе внутреннее богатство, которому он отдал свое сердце.
Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.
Эдуард Мане написал свою картину “Бар в “Фоли-Бержер” под конец своей жизни, будучи уже очень больным человеком. Несмотря на свой недуг, он создал картину, которая отличается от всех предыдущих его работ.
В основном его работы недвусмысленны и лаконичны. “Бар в “Фоли-Бержер”, напротив, заключает в себе ряд загадок, которые не дают покоя неравнодушному наблюдателю.
На картине изображена девушка-продавщица бара в знаменитом до сих пор кафе-варьете “Фоли-Бержер” (Париж, ул. Рише, 32).
Здесь художник любил проводить время, так что обстановка ему была очень знакома. Вот так кафе выглядит в реальности:
![](https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/04/IMG_2651.jpg)
![](https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/04/IMG_2649.jpg)
Девушка реальная и зазеркальная
Главная загадка заключается в разнице между тем, как выглядит бар и продавщица на переднем плане картины по сравнению с их отображением в заднем зеркале.
![](https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2017/04/IMG_2645.jpg)
Обратите внимание, насколько задумчива и даже грустна девушка-продавщица. Кажется, что у нее даже слезы стоят в глазах. В обстановке варьете ей полагается скорее улыбаться и флиртовать с посетителями.
Это, кстати, и происходит в отражении зеркала. Девушка слегка наклонилась к покупателю-мужчины и судя по незначительной дистанции между ними, их разговор носит интимный характер.
![](https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image12.jpg)
Необычная подпись картины
Бутылки на барной стойке также отличаются по своему расположению от отображенных в зеркале.
Кстати, дату написания картины и свою подпись Мане поставил прямо на одной из бутылок (самая левая бутылка розового вина): Manet. 1882.
![](https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image13.jpg)
Что же Мане хотел нам сказать с помощью этих загадок? Почему девушка перед нами даже фигурой отличается от той, что отображена в зеркале? Почему предметы на барной стойке изменяют свое расположение в отражении?
Кто позировал Мане?
Художнику позировала реальная продавщица по имени Сьюзон из кафе “Фоли-Бержер”. Девушка была хорошо знакома Мане. За 2 года до написания оригинала картины, он нарисовал её портрет.
Это было обычной практикой для художников: иметь портрет модели на случай её отказа позировать. Чтобы всегда была возможность закончить картину.
![](https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/01/image-4.jpeg)
Возможно, Сьюзон поделилась с Мане своей жизненной историей, и Мане решил изобразить ее внутреннее состояние и ту роль кокетки, которую она вынуждена играть за барной стойкой?
А может перед нами запечатлено происходящее в настоящем времени, а в отражении – прошлое девушки, поэтому и изображение предметов отличается?
Если продолжить эту фантазию, можно предположить, что в прошлом девушка слишком сблизилась с изображенным господином. И оказалась в положении. Известно, что продавщиц в подобных варьете называли девушками, которые “подают и напитки, и любовь”.
Господин, конечно, не стал разрывать из-за девицы свой законный брак. И как часто бывает в таких историях, девушка оказалась одна на руках с ребенком.
Она вынуждена работать, чтобы как-то выживать. Отсюда печаль и грусть в ее глазах.
Рентгеновский снимок картины
![](https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/09/image14.jpg)
Еще одну необычную и скрытую деталь картины мы можем разглядеть благодаря рентгеновскому снимку. Видно, что в изначальной версии картины девушка держит руки скрещенными на животе.