Иван шишкин интересные факты. Любопытные факты из жизни ивана шишкина Интересные факты жизни шишкина ивана

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Непревзойденный мастер пейзажной живописи, выдающийся художник, прославивший русское искусство, Иван Шишкин имел купеческое происхождение. Его родным городом была Елабуга, где он появился на свет в начале 1832 года. Уже в детстве Иван Шишкин был одаренным ребенком и проявлял склонность к рисованию.

В Императорской Академии художеств Петербурга в полной мере проявился его талант. Годы, проведенные в Европе, дали возможность живописцу развить свои творческие способности. Но его всегда вдохновляла родная природа — лес, поле, луг, поэтому он поспешил вернуться в Россию.

Шишкин воспитал немало учеников. За свою творческую жизнь Иван Иванович создал сотни произведений, многие из которых признаны шедеврами и украшают сегодня лучшие музеи России и Европы.

Уход из гимназии

Талантливейший русский пейзажист в подростковом возрасте был неуспевающим гимназистом. Арифметика не давалась совсем, нахватав неудовлетворительных оценок, Иван Шишкин вынужден был покинуть гимназию в Казани после четырех лет обучения. Да и самому Шишкину учиться там не хотелось, он мечтал о живописи.

Получение большой золотой медали

Иван Шишкин получил прекрасное художественное образование. Сначала он обучался в училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, а затем блестяще окончил Императорскую Академию художеств в российской столице.

Учился он настолько хорошо, что уже на первом году обучения стал обладателем двух малых серебряных медалей. Его пейзажи, запечатлевшие природу в окрестностях столицы, приносили ему успех. В дальнейшем Шишкин получил сначала большую серебряную медаль, а затем малую золотую. Спустя год, ему вручили большую золотую медаль академии за его пейзажи, написанные на Валааме, а к ней полагался пенсион для поездки в Европу на несколько лет.

Происшествие в Германии

Художник искренне любил русскую природу, об этом красноречиво свидетельствует его творчество. В Европе он тосковал по России, от тоски нередко прикладывался к вину. Однажды в мюнхенской пивной он услышал, как компания подвыпивших немцев оскорбительно отозвалась о русских.

Шишкин тут же разобрался с обидчиками при помощи кулаков и даже подвернувшегося под руку металлического прута. Скандал разразился грандиозный. Художника отдали под суд. Но, к удивлению многих, суд его оправдал. По воспоминаниям очевидцев, после оправдательного приговора из зала судебного заседания друзья вынесли Шишкина на руках.

Написание в соавторстве известной картины

Современники Шишкина говорили о нем, как о хорошем знатоке природы, имеющем о ней научные знания. Именно этим многие объясняли такую скрупулезную точность в изображении во всех его пейзажах.

Однако одну из самых известных своих работ «Утро в сосновом бору» художник создал в 1889 году в соавторстве со своим другом – художником Константином Савицким, который изобразил на полотне Шишкина семейство медведей.

Шишкин, как порядочный человек, подписал работу двумя именами. Но по желанию владельца художественной галереи Павла Третьякова, который приобрел картину, фамилия соавтора была удалена.

Звание академика и профессора

Шишкин быстро получил признание как выдающийся пейзажист. Он еще находился в Европе в пенсионерской поездке, когда Академией художеств в 1865 году ему было присвоено звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», это полотно раньше него прибыло в столицу России.

Работы Шишкина производили ошеломляющее впечатление. Иван Иванович ежегодно представлял свои работы на выставке передвижников, за одну из таких картин, полотно «Лесная глушь», в 1873 году ему было присвоено звание профессора столичной Академии художеств. С 1892 года художник стал руководить учебной пейзажной мастерской в Академии, кроме того, у него всегда было много учеников.

Общество аквафортистов

Принято считать, что Иван Шишкин был одним из лучших живописцев своего времени. Не все знают, что наравне с пейзажной живописью он увлеченно занимался гравировкой. В 70-м году 19 столетия художник стал активным участником кружка столичных аквафортистов, художников, гравировавших крепкой водкой на металле, это занятие Шишкин не оставлял никогда, чередуя его с пейзажной живописью, и считался одним из лучших граверов в Петербурге.

Смерть за мольбертом

Великолепный художник Иван Шишкин был поглощен творчеством до последних минут своей жизни. Достаточно сказать, что он автор 800 картин , не считая рисунков и гравюр. Он ушел из жизни внезапно в возрасте 66 лет в марте 1898 года, в тот момент, когда работал над картиной «Лесное царство». Рядом с выдающимся мастером в этот момент находился его ученик, который и стал свидетелем смерти наставника буквально за мольбертом. Медики дали заключение, что у художника отказало сердце, очевидно, это был инфаркт.

Перенос могилы Ивана Шишкина

Не все знают, что первоначально Иван Иванович Шишкин был похоронен на православном Смоленском кладбище в Петербурге. Когда в 30-е годы 20 столетия на территории Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры решено было создать некрополь деятелей искусств, сюда с разных петербургских кладбищ были перенесены захоронения выдающихся художников, композиторов и артистов. Перенесли сюда и могилу Шишкина. Это произошло в 1950 году. Однако, памятник с его могилы, стоявший на Смоленском кладбище, был утрачен, взамен был установлен новый. Удивительно, что на этом новом памятнике неверно указали дату рождения живописца, сделав его старше на целых два десятилетия. Почему ошибка не была исправлена – остается загадкой.

Никому, наверное, никогда не удавалось настолько реалистично и достоверно изображать природу, как Ивану Шишкину, знаменитому живописцу. Он настолько тонко чувствовал её, что умел переносить на холст все те мельчайшие детали, которые сложно заметить, но без которых картина не выглядела бы такой живой. В течение жизни Иван Шишкин создал множество великолепных полотен, которые по праву считаются настоящим национальным достоянием.

Факты из биографии Ивана Шишкина

  • Происходил великий художник из купеческого рода.
  • С 12 до 17 лет Иван Шишкин учился в гимназии, и предполагалось, что он пойдёт на государственную службу. Однако, он оставил этот путь, так и не закончив гимназию, и поступил в Московское училище живописи, а после этого продолжил обучаться в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
  • Отец его, человек весьма обеспеченный, благосклонно относился к увлечению своего сына живописью. Он охотно снабжал его книгами о художественном искусстве и поддерживал его финансово.
  • Шишкин настолько жаждал стать художником, что ему не хватало занятий в Академии. Изрядную долю свободного времени он, будучи студентом, проводил, рисуя картины самостоятельно.
  • О таланте Ивана Шишкина говорит и тот факт, что уже в первый же год обучения в Академии художеств он получил целых две серебряных медали за свои успехи. Позднее к ним прибавились ещё две золотые ().
  • Как особо отличившегося студента, Шишкина после окончания учёбы за государственный счёт отправили в поездку за границу. Он побывал сперва в Германии, а затем и в Швейцарии, и в общей сложности провёл в этом путешествии целых 5 лет.
  • На протяжении большей части жизни Иван Шишкин много путешествовал по России, причём с художественными целями - он искал красивые места и рисовал их.
  • В биографии Шишкина отмечается, что ему во время учёбы никак не давались точные науки, в частности, математика и физика.
  • Знаменитая его картина «Утро в сосновом бору», которую можно увидеть в том числе и на обёртках известных конфет, была создана им без медведей на ней. Медвежат на неё позднее дорисовал другой художник, Савицкий. И изначально на этом полотне было две подписи, Шишкина и Савицкого, но так как заказчиком картины выступал меценат Павел Третьяков, по приказу последнего подпись Савицкого была удалена ().
  • Во время пребывания в Германии Иван Шишкин был арестован по обвинению в драке. Услышав, как кто-то из местных жителей оскорбительно отзывается о русских, он не вытерпел и учинил драку, вооружившись подвернувшейся под руку железякой. Позднее живописца всё-таки оправдали и отпустили.
  • Шишкин просто невероятно дотошно относился к мельчайшим деталям. Так, он однажды критично отозвался о картине Репина, на которой был изображён сплав леса по реке, заявив, что на полотне изображены деревья той породы, что по воде сплавлять нельзя, потому что эта древесина набирает воду и портится.
  • Помимо художественного мастерства, Шишкин добился значительных успехов и в гравировке. Он был так называемым аквафортистом - мастером гравировки по металлу с помощью «царской водки».
  • В течение жизни Иван Шишкин создал более 800 картин.
  • В двух столицах, Москве и Минске, есть улицы, названные в честь Ивана Шишкина.
  • Великий художник скоропостижно скончался прямо за мольбертом, работая над очередной картиной.

Иван Иванович Шишкин (1832-1898) - русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Биография Ивана Шишкина

Иван Иванович Шишкин – известный русский художник (пейзажист, живописец, гравер) и академик.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи.

После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко.

В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика.

В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе - Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин - замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)].

Рожь Сосновый бор Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен - в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича - такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) - воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе - там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Интересные факты из жизни Ивана Шишкина

Шишкин и медведи

А знаете ли вы, что Иван Шишкин вовсе не в одиночку написал свой шедевр, посвященный медведям в лесу.

Интересный факт состоит в том, что для изображения мишек Шишкин привлек известного анималиста Константина Савицкого, который с задачей справился превосходно. Шишкин достаточно справедливо оценил вклад компаньона, поэтому попросил его поставить свою подпись под картиной рядом со своей. В таком виде полотно «Утро в сосновом лесу» и привезли Павлу Третьякову, который успел купить картину у художника в процессе работы.

Увидев подписи, Третьяков возмутился: мол, картину он заказывал Шишкину, а не тандему художников. Ну и распорядился смыть вторую подпись. Так и выставляют картину с подписью одного Шишкина.

Под влиянием священника

Родом из Елабуги был еще один удивительный человек – Капитон Иванович Невостроев. Был он священником, служил в Симбирске. Заметив его тягу к науке, ректор Московской духовной академии предложил Невостроеву перебраться в Москву и заняться описанием славянских рукописей, хранившихся в синодальной библиотеке. Они начали вдвоем, а потом Капитон Иванович продолжил в одиночку и дал научное описание всех исторических документов.

Так вот, именно Капитон Иванович Невостроев оказал на Шишкина сильнейшее влияние (как елабужане, они поддерживали связь и в Москве). Он говорил: «Красота, нас окружающая, – это красота божественной мысли, разлитой в природе, и задача художника – как можно точнее передать эту мысль на своем полотне». Именно поэтому Шишкин так скрупулезен в своих пейзажах. Его ни с кем не спутаешь.

Скажи мне как художник художнику…

– Забудьте слово «фотографическая» и никогда не соотносите его с именем Шишкина! – возмутился Лев Михайлович на мой вопрос о потрясающей точности шишкинских пейзажей.

– Фотоаппарат – это механический прибор, который просто фиксирует лес или поле в данное время при данном освещении. Фотография бездушна. А в каждом мазке художника – чувство, которое он испытывает к окружающей природе.

Так в чем же секрет великого живописца? Ведь глядя на его «Ручей в березовом лесу», мы явственно слышим журчание и плеск воды, а любуясь «Рожью», в буквальном смысле кожей ощущаем дуновение ветра!

– Шишкин как никто другой знал природу, – делится писатель. – Он прекрасно знал жизнь растений, в какой-то степени был даже ученым-ботаником. Однажды Иван Иванович пришел в мастерскую к Репину и, рассматривая его новую картину, где изображался сплав плотов по реке, поинтересовался, из какого они дерева. «Какая разница?!» – удивился Репин. И тут Шишкин стал объяснять, что разница велика: если построить плот из одного дерева, бревна могут набухнуть, если из другого – пойдут ко дну, а вот из третьего – получится справное плавучее средство! Его знание природы было феноменальным!

Голодным быть не обязательно

«Художник должен быть голодным» – гласит известный афоризм.

– И вправду, убеждение, что художник должен быть далек от всего материального и заниматься исключительно творчеством, прочно закрепилось в нашем сознании, – рассуждает Лев Анисов. – Вот, например, Александр Иванов, написавший «Явление Христа народу», был так увлечен своей работой, что порой черпал воду из фонтана и довольствовался коркой хлеба! Но все же это условие далеко не обязательно, и на Шишкина оно уж точно не распространялось.

Творя свои шедевры, Иван Иванович, тем не менее, жил полной жизнью и не испытывал больших материальных затруднений. Он дважды был женат, любил и ценил уют. А его любили и ценили красивые женщины. И это притом, что на людей, плохо его знавших, художник производил впечатление чрезвычайно замкнутого и даже угрюмого субъекта (в училище его по этой причине даже прозвали «монахом»).

На самом же деле Шишкин был яркой, глубокой, разносторонней личностью. Но лишь в узкой компании близких людей проявлялась его истинная суть: художник становился самим собой и оказывался говорливым и шутливым.

Слава настигла очень рано

Российская – да, впрочем, не только российская! – история знает немало примеров, когда великие художники, писатели, композиторы получали признание широкой публики только после смерти. В случае с Шишкиным все было по-другому.

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкин хорошо был известен за рубежом, а когда молодой художник учился в Германии, его работы уже хорошо продавались и покупались! Известен случай, когда владелец одной мюнхенской лавки ни за какие деньги не согласился расстаться с несколькими рисунками и офортами Шишкина, украшавшими его магазинчик. Слава и признание пришли к пейзажисту очень рано.

Художник полудня

Шишкин – художник полудня. Обычно художники любят закаты, восходы, бури, туманы – все эти явления писать действительно интересно. Но написать полдень, когда солнце стоит в зените, когда вы не видите теней и все сливается, – это высший пилотаж, вершина художественного творчества! Для этого надо так тонко чувствовать природу! Во всей России, пожалуй, было пять художников, которые могли передать всю красоту полуденного пейзажа, и среди них – Шишкин.

В любой избе – репродукция Шишкина

Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся!), что на своих полотнах он отразил именно их. Однако наш собеседник поспешил разочаровать. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Учась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, он писал московские пейзажи – посещал Троице-Сергиеву Лавру, много работал в Лосиноостровском лесу, Сокольниках. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк. Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Много работал Шишкин и за границей.

Впрочем, в последние годы жизни Иван Иванович нередко наезжал и в Елабугу и тоже писал местные мотивы. К слову, один из самых известных, хрестоматийных его пейзажей – «Рожь» – был написан как раз где-то неподалеку от его родных мест.

– Он видел природу глазами своего народа и был народом любим, – рассказывает Лев Михайлович. – В любом деревенском доме на видном месте можно было обнаружить вырванную из журнала репродукцию его работ «Среди долины ровныя…», «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу».

Библиография

  • Ф. Булгаков, «Альбом русской живописи. Картины и рисунки И. И. Ш.» (СПб., 1892);
  • А. Пальчиков, «Перечень печатных листов И. И. Ш.» (СПб., 1885)
  • Д. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв.» (т. II, СПб., 1885).
  • И. И. Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л., Искусство, 1984. — 478 с., 20 л. илл., портрет. — 50 000 экз.
  • В. Манин Иван Шишкин. М.: Белый город, 2008, с.47 ISBN 5-7793-1060-2
  • И. Шувалова. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художники России, 1993
  • Ф. Мальцева. Мастера русского пейзажа: Вторая половина XIX века. М.: Искусство,1999

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org ,

Если вы нашли неточности, или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы, и наши читатели, будем вам очень благодарны.

Получить признание после смерти - нередкое дело в мире творцов. Однако чаша сия миновала Ивана Ивановича. К кисти он тянулся с детства, так что родители называли его «мазилкой». Шишкин в юном возрасте бросил учебу в гимназии и посвятил себя рисованию. Свой выбор он объяснял так: «Чтобы не стать чиновником».

К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже хорошо знали и ценили за рубежом.

Позже, с 1862 по 1865 год, художник жил за границей. В основном, в Германии. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу. И уже в то время его работы пользовались бешеной популярностью у местных жителей.

Иван сам писал в воспоминаниях: «Где и куда ни пойдёшь, везде показывают - пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?»

Кутила и задира

Молодость у Ивана Ивановича проходила довольно бурно. Ночные посиделки с друзьями за бутылочкой-другой не всегда заканчивались мирно.

Современники вспоминают о поединке, случившемся в одном из кабаков Мюнхена. Художник, отдыхавший с приятелями, услышал как за соседним столиком два молодых немца отпускают уничижительные шутки по поводу России. Надо отметить, что, обучаясь за границей, Шишкин очень тосковал по родине. «Отчего я не в России, которую так люблю?», - писал он.

Поэтому шпильки в адрес нашей страны не прошли безнаказанно. Иван потребовал извинений, а, не дождавшись, ринулся в атаку.

Свидетели потом путались в показаниях: кто-то утверждал, что русский художник отправил в нокаут семерых, другие божились, что поверженных было не меньше дюжины. Еще бы, ведь Шишкин орудовал попавшимся под руку тяжёлым тележным шкворнем. Шкворень этот, изрядно погнувшийся, был предъявлен в суде в качестве доказательства вины русского.

Однако до наказания дело не дошло, пострадавшие признали свою неправоту, и живописец-патриот был оправдан. Рассказывают, что приятели вынесли Ивана Ивановича из здания суда на руках, чтобы отправиться отмечать победу в ближайшую пивную.

А были ли медведи?

Мало кто знает, что самую популярную, благодаря изображению на обертке советских шоколадных конфет, картину «Утро в сосновом лесу» Шишкин написал вовсе не сам, а в соавторстве со своим другом, известным анималистом Константином Савицким. Именно его кисти принадлежат фигуры медвежат. Подпись на полотне также была двойная.

Медведей нарисовал вовсе не Шишкин. Фото: репродукция

Картину купил знаменитый собиратель живописи Павел Третьяков. Однако у Третьякова с Савицким были непростые отношения, и коллекционер заявил: «Я покупал только картину Шишкина - Савицкого не покупал!» Вторую подпись он распорядился смыть. С тех пор картину так и выставляют - в единоличном авторстве Ивана Ивановича.

Кстати, многие неверно называют картину «Три медведя», поскольку на ней изображено четыре медвежонка. Просто в СССР продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией этой работы, а в народе конфеты прозвали «Три медведя».

Трагическая любовь

Личная жизнь живописца складывалась поистине трагично, несмотря на то, что он был женат два раза, и оба - по любви.

Первой его супругой стала Евгения Васильева, сестра талантливого пейзажиста Фёдора Васильева, которого Шишкин опекал и учил азам мастерства. К сожалению, Евгения Александровна умерла в апреле 1874 года. А немного спустя скончался и их маленький сын.

Надломленный горем, художник на некоторое время бросил творчество и уехал в деревню, где пристрастился к алкоголю.

Однако смог вернуться к жизни, и уже в 1875 году на 4-й Передвижной выставке представил ряд картин, в том числе, «Родник в сосновом лесу».

Через какое-то время Шишкин женился во второй раз. На Ольге Антоновне Лагоде, своей ученице, художнице-пейзажистке. Но и на этот раз счастье было недолгим - жена умерла в возрасте тридцати одного года, оставив вдовцу двух дочерей.

Смерть за мольбертом

Умер Иван Иванович, как и положено творцу, за работой. Это случилось 8 марта 1898 года. Художнику было 66 лет, и он был полон творческих планов. Шишкин сидел за мольбертом и работал над своей новой картиной «Лесное царство».

По свидетельствам помогающего ему ученика, делая какой-то штрих, художник вдруг как будто зевнул, а затем голова его беспомощно опустилась на грудь...

Последняя работа художника хранится в «Русском музее». Фото: репродукция

Ученик бросился на помощь к своему учителю, но тот уже был мертв. Прибывший доктор констатировал смерть от разрыва сердца.

Последней завершенной работой художника стала величественная композиция «Корабельная роща», которая хранится в «Русском музее».

Про кого из отечественных живописцев можно сказать: «Самый русский художник»? Конечно же, это Иван Иванович Шишкин. Биография мастера - жизненный путь талантливого человека, не обременённого психологическими или психическими патологиями, то есть тем, что движет многими представителями мира искусства. Ведь талант, по мнению многих, - это некое отклонение от нормы, своеобразная аномалия. Однако про Ивана Шишкина так не скажет даже самый глубокий психоаналитик.

Мироощущение художника

Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены - яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Его талант развился на благодатной и чистой почве

Как выглядит биография Шишкина художника? С самого рождения - хорошая семья, православные традиции, доброта, забота и бережное отношение к каждому существу, встретившемуся на пути. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.

Биография и картины художника будут рассмотрены в этой статье в несколько непривычном ракурсе. Нами движут большая любовь и уважение к мастеру. Его жизнь и творчество лишены скандалов и загадок.

Раннее признание и популярность

Слава сама нашла Ивана Ивановича, причём пришла к нему она довольно рано, не заразив опасной Вероятно, глубокий внутренний мир, патриархальное воспитание, высокая нравственность и духовность создали ему крепкий иммунитет. А ведь эта болезнь - слава - погубила очень многие жизни и разрушила целые судьбы.

«Утро в сосновом лесу»

Прекрасным и честным был Иван Шишкин. Биография его - это описание личности, редкой по своим душевным качествам. Интересна в этой связи история со знаменитой картиной «Утро в сосновом лесу». Полотно было написано в соавторстве с Константином Аполлоновичем Савицким. Савицкий предложил идею. Он хотел нарисовать пейзаж с медвежьим семейством.

Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Для Шишкина мрачная природа - нонсенс. На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца, или много открытого неба, или водоём, или дорога. «Утро…» полностью лишено всего этого. Случайность? Мрачное настроение? Ничуть не бывало! Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться, только находясь в полной безопасности. Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Медведицу и двух медвежат нарисовал Савицкий, а третьего, того, что справа, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин.

Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, но он потребовал вымарать подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович. Краткая биография благородного человека, способного идти на компромисс, показана на примере истории с этой картиной. Ведь Иван Иванович писал её для Савицкого и подбирал пейзаж для фона, соответствующий замыслу друга, ведь сам он не любил такие глухие места. Третьяков решил судьбу картины по-своему. У него были какие-то свои трения с Савицким.

Детство

Как мало кто из художников Иван Иванович разбирался в тонкостях изображения природы. Откуда черпал свои знания Шишкин? Биография художника тесно и неразрывно связана с Центральной частью России, с её лесами, полями и реками. Он родился в Елабуге в купеческой семье. А купечество в те времена было уважаемым сословием - образованным и культурным.

Отец Ивана Ивановича любил книги, увлекался историей, даже написал книгу о родном крае. Будучи богатым и успешным предпринимателем, он немалые средства тратил на благотворительность, будь то строительство церкви или

Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Ведь биография Шишкина не является тайной и не имеет белых пятен. Всё чисто и прозрачно, как лучи солнечного света на его пейзажах. Не будучи сложной и не претерпевая резких взлётов и падений, биография Шишкина, художника и человека, отнюдь не была безмятежно счастливой и ровной.

Профессиональное образование

Иван Иванович получил хорошее образование. Он учился в Москве в Училище живописи и ваяния, потом - в Санкт-Петербургской Академии художеств. Эти учебные заведения давали прекрасные фундаментальные знания в сфере искусства и архитектуры. Они стали успешным стартом для многих талантливых людей. Не стал исключением и Иван Шишкин.

Биография художника показывает, что к изучению ремесла он относился серьёзно и добросовестно. Профессиональное образование дало художнику понимание того, что живописная картина - это сложно построенная умение обращаться со светом и тенью, видеть всё, но запечатлевать на полотне только характерное и основное.

Отношение к ремеслу

Некоторые дилетанты утверждают, что картины Шишкина - это своего рода фотографии того времени.

Если хронологически рассмотреть картины, которые написал Шишкин Иван Иванович, краткая биография, даже не краткая, а полная прослеживается в его работах. В них нет политики и социальной направленности. Это очевидно. В его картинах - чуткое отношение к деталям. Отсюда и достоверность, и жизнь на его картинах. Судите сами.

Осталось свидетельство о разговоре, состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Репиным. Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело?» Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. Одни срубы разбухают, другие - тонут, а третьи - отталкивают воду. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна, их которых сделаны плоты. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Если использовать цвета, соответствующие лиственнице, которая в воде тонет, то от картины будет ощущение недостоверности, дисгармонии.

Именно точность в деталях и сделала картину «Утро в сосновом лесу» такой знаменитой. Там всё точно и честно. Поэтому его картины так любимы и популярны. Их спокойная гармония никогда не вызывала споров и конфликтов.

Любителям «жареных» фактов и будуарных секретов незачем копаться в личной жизни художника. Там всё честно и чисто. Биография Шишкина, его душевные переживания, взлеты и падения - всё это есть в его картинах. За свою жизнь, а прожил Иван Иванович 66 лет, он написал несколько сотен картин.

Художник полудня

Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно. Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов или закатов, в грозу, бурю или туман. Иван Иванович выбирал такое время суток, когда тень практически отсутствует, и выразительность и достоверность достигаются иными способами. Прожив все детство в Елабуге, впитав в себя красоту и покой любимого края, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Характерна в этом смысле «Рожь».

«Рожь»

Она написана в Елабуге в 1878 году. Полуденное солнце не создаёт тени, но мы явственно ощущаем порывы ветра сквозь духоту летнего дня. Они только начали трепать тяжёлые колосья. Через несколько минут разразится гроза, которая смочит землю, и зерно не осыплется.

Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане - засохшая сосна? Так в реальной жизни не бывает. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни? Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Не согласен с такой судьбой и художник, но он пытается смириться, ищет способ, как научиться жить в новой реальности. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Что впереди? «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой?», - думал Иван Шишкин. Биография художника зашифрована в его творениях. Это несомненно.

Попытка начать новую жизнь

После череды трагедий с близкими Иван Иванович попытался утопить горе старинным способом. Однако опускать руки было не в его характере. Постепенно он справился и начал жизнь сначала. Биография Шишкина содержит сведения о втором его браке, но и он закончился трагедией. Молодая жена умерла. Больше Иван Иванович не искал спутницу жизни. Помогать растить и воспитывать двух девочек от первого брака приехала сестра второй жены.

Картины как отражение обстановки в стране

Родился Иван Иванович Шишкин 13 января 1832 года, а умер 8 марта 1898 года. Судя по его рисункам, это было самое прекрасное, самое спокойное, самое сытое и безмятежное время для нашей страны, лишь изредка омрачавшееся, но, в общем и целом, богатела и процветала. Это было в те годы, когда обычные студенты, имеющие хорошую успеваемость, получали государственную стипендию и обучались частично в России, частично - в Италии, Франции, Германии или других странах. Так же было и с Шишкиным.

Картина-прощание

Как прожил свою жизнь Иван Шишкин? Биография краткая и пронзительная читается в его последней работе-завещании «Корабельная роща». не ломающийся под ударами судьбы, и до конца жизни сохранивший в своём сердце свет и христианское смирение, не пустив в него мрак и тень обид и разочарований.

Пройдут сотни лет, и люди, глядя на картины Шишкина, будут узнавать, как выглядела наша планета, когда на ней ещё были леса и неосвоенные территории. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Художник Шишкин, биография и творчество которого неразрывно связаны с Россией, писал не только отечественные пейзажи. У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Он часто приезжал к ней, и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи.



Рассказать друзьям