Ивано николаевич крамской "неутешное горе". Иван крамской

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание картины Крамского «Неутешное горе»

Какая семья обошлась без потери близкого родственника? Кто не знает, как тяжело хоронить родного человека, зная, что больше его не увидишь, не дотронешься, не поговоришь с ним? Особенное горе матери, оно ни с чем не сравнится, нет утешения женщине ни в чем.
Куда бы она ни посмотрела, что бы ни увидела, все ей напоминает о ее малыше.
Некуда ей деваться от страшной тоски за своим ребенком.
Мучают мысли как о днях, проведенных с ним, так и о его возможном будущем, которого ни он, ни она уже не увидят.
Это все надрывает сердце.
На картине Крамского именно этот момент и изображен.
Что придает картине еще больший трагизм? Как она действует на зрителя?

Как пугающе выглядит эта еще не старая женщина.
Даже глядя на нее сердце не выдерживает того напряжения, которое просто рвет ее на части.
Сразу оживают те дни, когда и сам переживал нечто подобное.
И все же, с горем матери ничто не сравнится.
Автор картины лаконично описал все те моменты, которые показывают глубину этого чувства.
И сам портрет безутешной женщины явное доказательство этого.
Она как затухшая свеча, не только не лучится, озаряя все вокруг, но и изнутри погасла.
Нет ни одного лучика, который раскрывал бы ее.
Она вся как замуровалась в этом потоке горечи.
Глаза замерли страхом и безразличием.
«Как жить теперь», - казалось бы думает она.
И нет ответа этим тягостным мыслям.
Цвет кожи и волос показывают в каких адских страданиях прошли ее последние дни.
Стройная, красивая, не знавшая большой беды до сего момента, какой контраст той жизни, которая ее теперь ждет.
Даже когда на смену придут спокойные дни, она никогда не забудет своей потери.

Находясь в середине картины, женщина является сама олицетворением горя.
Все, что окружает ее, только усугубляет это впечатление.
Я заметил, как Крамской точно выписал все, что придает этому печальному моменту истины.
Маленький гробик ярко контрастирует с живыми цветами, которые стоят рядом.
Роскошная обстановка, великолепные картины на стенах, красивое платье героини, изысканной работы платок в ее руках такие маленькие и незначительные моменты по сравнению с чувствами матери, потерявшей ребенка.
Все кажется пустым, если сердце вырвано из груди.

И. Н. Крамской.Неутешное горе.1884г

Эта картина одна из самых знаменитых в творчестве художника.Она рассказывает о горе матери, которая потеряла ребенка. Трагический сюжет картины был близок художнику, который в 70-е гг. за короткий срок потерял двух своих сыновей.

Работал над картиной Крамской мучительно и очень долго. Вероятно, поэтому картина получилась, по словам Репина, «точно живая действительность».
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее», - писал Павел Михайлович Третьяков Крамскому.

«Совершенно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, - отвечал собирателю Крамской, - это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству."

В главной героине картины угадываются черты жены художника.
Картина кажется очень простой в исполнении. Единственная героиня полотна – мать умершего ребенка. На полотне мы не видим ни бурного выражения материнских страданий, ни сочувствующих родственников.

Мать стоит одна – она кажется потерянной и как будто окаменевшей от горя. Ее облик полон трагизма и – одновременно – удивительного достоинства. Кажется, ее взгляд устремлен внутрь самой себя. Волос, вчера гладко причесанных, сегодня, кажется, не касалась расческа. Женщина только что надела траурное платье. Глаза полны бесконечной тоски, они опухли, но слез уже нет. Смятый платок, мокрый от слез, женщина прижимает к губам.

Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском:
"Женщина в черном платье неопровержимо просто, естественно остановилась у коробки с цветами, в одном шаге от зрителя, в единственном роковом шаге, который отделяет горе от того, кто горю сочувствует, - удивительно зримо и законченно легла в картине перед женщиной эта взглядом лишь намеченная пустота.

Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. В глубине комнаты, слева, за портьерой приоткрыта дверь, и там - тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей"

В этой работе «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, - это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень.

Внешние атрибуты горя – яркие венки, цветы, приготовленные к погребению, и желтоватый отблеск свечей из-за приотворенной двери в соседнюю комнату. Картины в богатых рамах, портьеры, ковры и книги – все эти вещи, свидетельствующие о достатке семьи, отнесены Крамским на задний план, как несущественные.

Большая картина, висящая на стене, вполне конкретна - перед нами фрагмент «Черного моря» Айвазовского. «Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», - признавался Крамской. Эта деталь тоже несет на себе символический смысл, сближая жизнь человека с жизнью морской стихии, в которой бури сменяются штилями.

Яркий венок, положенный на гроб, резко контрастирует с траурным платьем убитой горем матери и кажется неуместным рядом с ним - этот диссонанс подчеркивает атмосферу потерянности, царящую в работе.

В этой глубоко личной картине Крамской рассказывает, как много сил надо человеку, чтобы продолжать жить после большого горя. Художнику удалось добиться в картине ощущения глубокого трагизма и удивительной психологической убедительности и при этом избежать почти неминуемых в таком сюжете внешних мелодраматических эффектов.

Http://maxpark.com/community/6782/content/970175

Рецензии

это гениальная картина. соль в том, что в лице героини нет горя, вообще ничего нет кроме взгляда вникуда, потому что всё, на что может наткнуться взгляд стало бессмысленным. это то самое состояние человека, когда исчез смысл, все прочные стены рухнули, все законы перестали работать, ничто не важно больше. великий шедевр, ни у кого больше не видел такого понимания ключевых событий в человеческой душе, только у Крамского.

Иван Николаевич Крамской вошел в отечественную живопись как новатор, реформатор и популяризатор.

Краткая биография

Крамской И. Н. родился в 1837 году в Острогожске в семье писаря.

Окончил с отличием училище в этом же городе, живописи учился и работал подмастерьем в иконописной мастерской, но всего лишь год. В 16 лет уехал из родного города и путешествовал в течение трех лет по России, практикуясь в мастерстве живописца, акварелиста и ретушера у харьковского фотографа.

В 1857 году Крамской поступает в не имея никакого специального образования. Однако обучение в Академии так и не закончил, так как возглавил "бунт четырнадцати" и в виде протеста против существующих традиций учреждения вышел из состава студентов, прервав обучение.

В 1863 году начинает работать в Обществе поддержки художников в качестве преподавателя. Стоит во главе группы сподвижников, которые организуют Артель художников, а затем и Товарищество передвижных выставок.

И. Н. Крамской: характеристика творчества

Основным жанром, в котором работал И. Н. Крамской был портрет, порою стоящий на грани с бытовым жанром. Художника интересовали в его персонажах черты человека-гражданина, с богатством и достоинством его внутреннего мира, с его чувствами и переживаниями, надеждами и стремлениями. Крамской был мастером психологической характеристики.

Преданный своему делу и обладавший огромной тягой к живописи, трудолюбием и неуемной работоспособностью, И. Н. Крамской ушел из жизни за мольбертом, работая над портретом доктора Рауфхуса. Прожил он всего полвека, но оставил потомкам богатое художественное наследие. Многие из полотен мастера хранятся в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

История создания самого драматичного полотна

Семейная жизнь Крамского была трагичной. Очень быстро он потерял двух младших сыновей. В результате трагических переживаний художника и было им написано драматичное полотно. "Неутешное горе" Крамского, по словам И. Е. Репина, была "живой действительностью". Источники утверждают, что в чертах главной героини просматриваются черты жены автора Софьи Николаевны.

Для "Неутешного горя" Крамской очень долго выбирал композиционное решение. Он нарисовал несколько его вариантов, но остановился на самом простом и лаконичном. В целом работа продолжалась четыре года.

Полотно Крамского "Неутешное горе": описание

Большую часть холста занимает в рост выполненная фигура скорбящей женщины в траурном платье, с платком в руке, которым она прикрывает рот. Слез уже нет, но взгляд устремлен в одну точку. Фигура словно застыла в своей скульптурности. Есть что-то схожее с изображением матери на полотне Крамского и монументом Матери-Родины, скорбящей о своих сынах.

У ног женщины рассыпаны, будто возложены к монументу, цветы. Каждый из них является не просто цветком - символом. символизирует огромную всепоглощающую любовь, желтые нарциссы - символы смерти в юношеском возрасте, но одновременно и возрождения. Нарциссы еще символизируют возможность безумия, к которому, по мифологии, может привести долгое вдыхание их аромата, а также обманутые надежды. Зеленые стебли распустившихся и еще не пустивших бутоны растений символизируют вечную жизнь. Продолжая описание картины Крамского "Неутешное горе", необходимо обратить внимание на то, что женщина стоит возле коробки с цветами и венком, готовой, видимо, для церемонии похорон. Венок круглой формы также означает вечность и бессмертие. А вплетенные в него розовые, белые и светло-желтые розы - нежность, непорочность и чистоту, заботу любящей женщины - в данном случае матери.

Героиня находится в простой бытовой обстановке, что еще более подчеркивает реальность происходящего. Она стоит на самом краю картины, едва не ступая за ее пределы в сторону пустоты и пугающей неизвестности. Такая же черная пустота зияет и за спиной матери - на заднем плане за портьерой. Символ душевной опустошенности, тьмы, заполнившей сердце женщины, невидение позитивного будущего - только черное горе, боль и тоска после трагедии ожидают ее впереди!

Колорит полотна Крамского "Неутешное горе", как и ее настроение, мрачная. Использованы цвета коричневой и серой гаммы.

Полотно Крамского "Неутешное горе" - одно из самых драматически насыщенных произведений мастера.



Рассказать друзьям