Изображение войны в романе Л. Толстого «Война и мир

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

(398 слов) В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой отобразил эпоху Наполеоновских сражений. В этом произведении автор излагает свои взгляды на войну и её влияние на людей.

Первая война, которую мы видим — битва 1805 года в Австрии против Наполеона. Наблюдаем мы её глазами князя Андрея Болконского. Этот молодой человек, движимый юношеским максимализмом, всей душой рвался в бой, чтобы стать героем. Однако в Австрии офицер не находит ничего, кроме смерти, грязи, крови. Его иллюзии, рассыпались в прах. То же самое происходит и с его представлением об истинном героизме. Встречая командира батареи Тушина, он видит в нём лишь глупого забитого человечка. Но в грянувшем сражении именно воля и ум этого военного сыграли решающую роль, батарея Тушина своими действиями спасла всю армию. Выслушивая выговор за потерю части орудий, капитан даже не думает оправдываться, чтобы не создавать неприятности своим товарищам. Андрей, который и выступил в его защиту, испытывает очень сложные эмоции. Разумом он понимает, что этот офицер — настоящий герой, но при этом его скромность и неловкость никак вяжутся с героическими образами в голове Болконского.

Финалом этого противостояния становится перелом в сознании князя. В битве при Аустерлице он ведёт солдат в атаку, совершает героический поступок, даже заслуживает восхищение Наполеона. Но, перейдя грань, отделяющую человека и небытие, и вернувшись обратно, Андрей Болконский меняется. Война для него — бессмысленное и кровавое копошение людей, которое ничего не значит в масштабе вселенной.

Через похожее проходит и Николай Ростов. Юноша, мечтающий о ратных подвигах, в первом сражении впадает в ужас от увиденной жестокости. Он даже бежит с поля боя. Но после, избавившись от детских иллюзий, он находит в себе храбрость сражаться за родину, совершая множество славных дел.

Уже в 1812 году начинается новая война. Французская армия вторгается в Россию, и снова вместо героической борьбы русского народа против захватчиков, Толстой показывает нам бессмысленное насилие. Для писателя в эти дни существует два противоположных лагеря. С одной стороны, стоит сверкающий высший свет, представители которого, ещё вчера восхищавшиеся гением Наполеона, с началом войны произносят пафосные речи о его ничтожестве, но при этом не делают ничего существенного, чтобы помочь своей стране. С другой стороны, мы видим самоотверженных людей, которые ежедневно рискуют своими жизнями, сражаясь за Отечество. Таков и простой русский народ — истинный герой романа, который в нужный час сплотился и пошел на смерть.

Толстой считал, что именно во времена тяжёлых испытаний люди показывают свои истинные лица. И часто можно наблюдать, как благородный человек на поверку оказывается трусом, а по-настоящему благородные черты проявляют простые, невзрачные люди.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Я родилась в Волгограде, с детских лет слышала рассказы взрослых о Сталинградской битве. Читая роман Л.Н. Толстого «Война и мир», я еще глубже поняла, что война для человечества – это не только памятники героям и красивые военные парады. Прежде всего, это катастрофа, приносящая людям горе и беды. Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война вечно будут в памяти каждого русского человека.

Огромная роль в сохранении нашего исторического наследия принадлежит литературе. Каждый из русских писателей по-своему рассказывает о сражениях, но цель создания произведений о героическом прошлом заключается не в изображении внешней красоты битв, а в утверждении мысли о том, что человек создан для мира, рожден для радости и наслаждения жизнью. Однако мир не является чем-то вечным, как солнце или воздух, сопутствующие человеку на протяжении всего его существования.

Роман-эпопея Л.Н. Толстого – это книга, где мир и жизнь преодолевают смерть и войну. Это книга, в которой рассказ об отдельных людях соединен с размышлениями о судьбах поколений, народов, всего мира.

Главная мысль романа – «мысль народная». Толстой показал, что героические дела совершают не какие-то необыкновенные люди, а простые, ничем не примечательные труженики, которых война сделала солдатами.

Рассказывая об артиллерийской батарее Тушина, автор намерено подчеркивает невзрачность героя: это «небольшой, сутуловатый человек» с «тоненьким голоском». И салютует он не как военный, а скорее как священник. Тем не менее, находясь в бою, капитан «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Поэтому солдаты самозабвенно верили Тушину, «все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах».

Самоотверженность бойцов способствовала тому, что «действие забытой батареи Тушина… останавливало движение французов». Успехом этого дня армия была обязана подвигу капитана. В данном случае справедливы слова капитана Тимохина, произнесенные пере бородинской битвой: «Что себя жалеть теперь!» Люди отдавали жизнь за свободу своего Отечества, совершая бесчисленные подвиги. «Чудесный, бесподобный народ!» – говорил Кутузов, узнав, что солдаты, «готовясь к завтрашнему дню, к смерти, надели белые рубахи».

Сражение на Бородинском поле было одним из самых страшных в войне 1812 года. По тем данным, которые приводит писатель, русские потеряли 50 тысяч человек. Да, солдаты понимали, что они стали участниками не только великого исторического события, но и кровавой расправы над противником: «… к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка».

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: «Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородино, Горок, Семеновского…» Ужас гибели людей потрясает тем более, то Толстой сравнивает вид Бородинского поля в военное и мирное время.

Автор изображает, как война зачеркивает мирную жизнь людей, вынуждает их менять привычный уклад, покидать родные места. Сдача Смоленска – первый эпизод вынужденного переселения мирных жителей. Как же люди не хотели покидать свой город! «Народ беспокойно сновал по улицам», «слышался детский плач». Жители города чувствовали, что их ждут еще большие беды…

Действительно, вскоре начался обстрел города снарядами: «снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа».

Гибли люди, страдали их дома. Город охватывала паника. И только «к сумеркам канонада стала стихать… Прежде ясное вечернее небо все было застлано дымом… После замолкшего прежде страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая… шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров…» Да, в войне страдают не только солдаты и офицеры – беда ложится и на плечи мирных жителей.

В любви к Родине, патриотическом чувстве равны все те, кто принимал участие в войне. Толстой изображает, как представители передовой части дворянства переосмысляют свое отношение к народу, к Отечеству. Так, князь Андрей решил пойти на войну не для того, чтобы защитить народ от беды, а чтобы вернуться с поля сражения героем, подняться в собственных глазах, заслужить славу.

В битве под Аустерлицем Болконский поднял знамя и повел за собой солдат. Это был его первый подвиг, первый шаг к славе. «Вот оно!» – думал Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слушая свист пуль, очевидно, направленных именно против него. Внезапно ранение отвлекло его от мыслей о блестящей карьере… Он чувствовал, что его желание быть красивым героем терпит крах. После всего пережитого Болконский понял: наступил момент, когда нужно доказать, что ты достойный сын своей Родины.

Таким образом, война трагична для всего общества, ведь гибнут лучшие люди. Война не может быть привлекательной, как это показалось вначале Пьеру Безухову: «он взглянул впереди себя и замер перед красотой зрелища… Везде виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно…» Увидев войну в действительности, люди приходят к выводу, что цель войны – убивать, жестоко, бессмысленно. В своем романе Толстой обличает саму античеловеческую сущность войны и призывает всех людей относиться к ней нетерпимо.

В толстовском произведении показан народный суд над войной как явлением, резко враждебным человечеству. Роман-эпопея не только уходит в прошлое, но и оказывает мощное влияние на современную литературу. В духе традиций Л.Н. Толстого написаны «Живые и мертвые» К.М. Симонова, «Судьба человека» М.А. Шолохова. В этих произведениях развивается основная идея, высказанная Толстым: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь. Что вы делаете?»

В наш век трудно найти человека, который не читал бы «Войну и мир». По этой книге многие поколения читателей узнавали и будут узнавать, что такое настоящая Россия, что такое истинная жизнь, что такое подлинная война.

Изображая в своем романе «Война и мир» военные события, Толстой не только дает широкие полотна, рисующие такие яркие картины, как Шенграбенское, Аустерлицкое и Бородинское сражения, но широко показывает и каждого человека, вовлеченного в поток боевых действий. Главнокомандующие армиями, генералы, штабное начальство, строевые офицеры и солдатская масса, партизаны – все эти разнообразные участники войны показаны автором с поразительным мастерством в самых разных условиях их боевой и «мирной» жизни. При этом писатель, сам бывший участник войны на Кавказе и обороны Севастополя, стремится показать настоящую войну, без всяких прикрас, «в крови, в страданиях, в смерти», с глубокой и трезвой правдой рисуя и прекрасные качества народного духа, которому чужды показная храбрость, мелочность, тщеславие.

В «Войне и мире» дано изображение двух войн: за границей – в 1805-1807 годах, и в России – в 1812 году.

Изображая войну 1805-1807 годов, Толстой рисует различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников. Читатель видит героический переход отряда Багратиона, Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, талантливого полководца Кутузова и бездарного австрийского генерала Мака, мужество и героизм русских солдат и скверную работу военной «верхушки», честных и мужественных командиров и карьеристов, использующих войну для личного роста. Типичен для штабных офицеров Жерков, который после своего изгнания из главного штаба «не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и сумел пристроиться ординарцем к князю Багратиону».

Но, наряду с людьми типа Жеркова, Толстой показывает и настоящих героев, прекрасных в своей простоте, скромности, находчивости в минуту опасности, стойких и твердых в исполнении. С особой симпатией он показывает ротного командира Тимохина, рота которого «одна удержалась в порядке». Вдохновленная примером своего командира, неожиданно атаковав французов, она отбросила их, дав возможность восстановить порядок в соседних батальонах.

Рисуя картины сражений, Толстой показывает и моменты героических атак, и моменты неразберихи, как, например, под Аустерлицем. По рядам пронеслось «неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины, и войска стояли, скучая и падая духом». Сцены ранений, увечий, смерти дополняют общую картину сражений, показывая настоящее лицо войны.

Два самых ярких сражения в романе – Шенграбенское и Аустерлицкое – велись за пределами России. Смысл и цели этой войны были непонятны и чужды народу. Войну 1812 года Толстой рисует иначе. Здесь изображена народная война, которая велась против врагов, посягавших на независимость страны. Полумиллионная армия Наполеона, завоевавшая себе в Европе славу непобедимой, обрушилась всей своей грозной силой на Россию. Но она натолкнулась на мощное противодействие. Против врага сплоченно встали армия и народ, защищавшие свою страну, свою независимость.

Толстой показал, что не только армия, войско, но и весь народ встал на защиту «священной земли русской». Перед вступлением французов в Москву «все население, как один человек, бросая свое имущество, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства». И такое явление наблюдалось не только в Москве: "Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли… происходило то же самое, что происходило в Москве».
Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о каком-то дьячке, вставшем во главе отряда, о старостихе Василисе, побившей сотни французов: «партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собой сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и тогда трясли это дерево». Небольшие, но сильные духом отряды постепенно уничтожали врагов.

Война закончилась. Агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины - со стороны русских. Основную роль в победе Толстой приписывает народу, тем Карпам и Власам, которые «не везли сена в Москву за хорошие деньги, которые им предлагали, а жгли его», тому Тихону Щербатому из села Покровского, который в партизанской отряде Денисова был «самым полезным и храбрым человеком». Войско и народ, сплоченные в своей любви к родной стране и в ненависти к врагам-захватчикам, одержали решительную победу над армией Наполеона, внушавшей ужас всей Европе. Немаловажную роль в исходе войны сыграли и полководцы, и генералы, и другие руководящие личности. Им Толстой уделяет много внимания. Однако, вклад простых солдат в победу неоценим, и можно с уверенностью сказать, что именно народ вынес на своих плечах все невзгоды и горести войны, но нашел в себе силы для борьбы и сразил Наполеона.

Разделы: Литература

Класс: 10

Цели:

  • Выявляя отношение Толстого к войне, показать главную нравственно-эстетическую особенность изображения войны в романе;
  • Показать модель поведения героя;
  • Способствовать воспитанию уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности, национальной гордости, гражданственности и патриотизма; заинтересовать учащихся в изучении дополнительной литературы, посвящённой данной теме.
  • Ход урока

    (Эпиграф)

    Кто они? Зачем они бегут?
    Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут?
    И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?

    1. Организационный момент. (Учитель сообщает тему, цель, форму проведения урока)

    На доске записаны вопросы:

    1. Как Толстой оценивает войну?
    2. Как он её изображает?
    3. Как ведут себя на войне герои романа?

    Работа с текстом:

    1. Война и природа (переправа через Энс).

    2. Охота на человека (ранение Ростова под Шенграбеном).

    Т.1, ч. 2, гл.19.

    (Островненское дело)

    Т.3, ч.1, гл.14-15.

    3. Мирная деревенская жизнь и война (на плотине Аугеста).

    Т.1, ч. 3, гл.18.

    4. Маленький Наполеон и высокое небо (на Аустерлицком поле после боя).

    2. Зачитывается отрывок, рисующий боевое крещение Н. Ростова при переправе через Энс.

    Анализируем отрывок и делаем выводы.

    (Здесь мы видим противопоставление войны прекрасному миру природы: “Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце!”. А тут война: “Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность…”)

    - С точки зрения Богданыча, смерть человека – всего лишь “пустячок”, но мы можем так считать?

    (Нет! Мы понимаем, что убийство того, кому мучительно дороги солнце и жизнь, страшное преступление: “Страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление: “ Господи боже! Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня! – прошептал про себя Ростов”.)

    3. Читается отрывок ранения Ростова под Шенграбеном, анализируется. Делаются выводы.

    - Как ведёт себя Н. Ростов?

    (Писатель сопоставляет войну и охоту. Сначала у Ростова проявляется естественное человеческое чувство: “Ну, вот и люди, - подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. Они мне помогут!”.

    К раненому бегут люди, значит, они хотят помочь ему, это же люди!)

    - Но потом, что он начинает понимать? Зачем они бегут к нему?

    (“Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?”

    Теперь ему вспомнилась любовь родных, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможным. Но это война, это всё по законам войны, по законам Наполеона и ему подобных. Это всё нелепо, отсюда и нелепость войны, как действия противного естественным взаимоотношениям людей. Мы видим, как человек становится объектом своеобразной охоты: “Бежал он с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом”.)

    В описании Островненского дела Ростов напоминает уже не зайца, а охотника.

    Чтение отрывка

    (Здесь обратное отражение того, что пережил Ростов при переправе через Энс и под Шенграбеном. Раньше Ростов испытывал чувство ужаса перед боем, теперь от звуков выстрелов ему становится весело: “Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха”. Если раньше природа и война противопоставлялись друг другу, то теперь атака и радостное летнее утро сливаются в одно: “Через несколько минут солнце ещё светлее показалось на верхнем крае тучи, разрывая её края. Всё засветилось и заблестело, и вместе с этим светом, как будто отвечая ему, раздались впереди выстрелы орудий”.)

    Какое чувство теперь испытывает Ростов?

    (Теперь он испытывает азарт охотника: “Ростов, как на травило, смотрел на то, что делалось перед ним”. Когда Ростов был на охоте, ловил волка, он испытывал радость, но, взяв в плен француза, им овладевают другие чувства: “Лицо его, бледное и забрызганное грязью,… не вражеское лицо, а самое простое комнатное лицо”.

    Вывод: сопоставление войны и охоты просто чудовищно. Немыслимо сравнивать с травлей волка или зайца травлю человека, у которого комнатное лицо. Ростов задаёт себе вопросы, на которые не находит ответа: “Так только-то и есть всего то, что называется геройством? И разве я это делал для Отечества?” Его душевное состояние: “Но всё то же неприятное, неясное чувство нравственно тошнило ему”. Мы чувствуем острый контраст между чистым, светлым миром природы и делом людей, вызывающим нравственную тошноту. Это преступление смотреть на войну как на охоту, на забаву или на средство получения награды. Если война становится “страшной необходимостью”, лишь тогда её участники бывают справедливы и правы, когда они берутся за оружие, чтобы освободить свой народ, свою родную землю.

    4. Читается отрывок – на плотине Аугеста. Анализируется.

    - На плотине Аугеста совершается бессмысленное массовое убийство людей.

    Почему бессмысленное?

    (Потому что сражение под Аустерлицем уже и так проиграно: “Государь ранен, сражение проиграно”. Здесь мы видим избиение русских. Толстой употребляет слово “толпа”, чтобы показать чувство уже не одного человека, а человеческой массы, охваченной страхом смерти. Картина бессмысленного уничтожения людей противопоставлена картине мирной деревенской жизни: “На узкой плотине Аугеста, на которой столько лет мирно сиживал в колпаке старичок-мельник с удочками.., - на узкой плотине теперь между фурами и пушками… толпились обезображенные страхом смерти люди, давя друг друга, умирая, шагая через умирающих и убивая друг друга для того только, чтобы, пройдя несколько шагов, быть точно так же убитым”.)

    Вывод: Здесь противопоставление войны и мира, жизни и смерти, добра и зла. Толстой противопоставляет природу и жизнь войне. Он считает, что эта война ненужная, никчемная, не имеющая цели. Он показывает, что народ воюет, не зная за что! При большой опасности люди подобны животным, ими управляет инстинкт самосохранения.

    5. Зачитывается отрывок об Аустерлицком сражении. Анализируется.

    Почему сражение было проиграно?

    Почему Кутузов заранее знал об этом?

    Почему Наполеон кажется Болконскому “маленьким, ничтожным человеком”?

    Какое значение в жизни князя Андрея имело небо Аустерлица?

    (Военный совет, ночь накануне сражения. Кутузов знает, что сражение будет проиграно, потому что та диспозиция, которую зачитывали на военном совете, его не удовлетворяла, он хотел высказать своё презрение к ней и делал это в виде сна: “ Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю… Кутузов… положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал”. Князь Андрей тоже был не согласен с этой диспозицией, но он стремился к славе (как и Наполеон). Его возмущало, что Кутузов не может прямо высказать об этом государю: “Но неужели нельзя было Кутузову прямо высказать государю свои мысли”. Но Кутузов понимал, что государь уже утвердил эту диспозицию, а перечить государю нельзя, да и он уже не изменит своего решения, поэтому Кутузов знал, что сражение будет проиграно – план был не составлен не так как надо, а Кутузов был мудрым человеком. Но мнение Кутузова императора не интересовало.

    Князь Андрей идёт на войну, чтобы вырваться из светской и семейной жизни. Но у него есть и другая причина, о которой он никому никогда не скажет: он мечтает о славе, о подвиге. На военном совете он хочет высказать свой план, но не делает этого и его охватывает неясное, тревожное чувство: “ Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?”. И, наконец, представляется ему… Я не знаю, что будет потом не хочу и не могу знать: но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват”. Мечта о подвиге, о славе особенно волнует Болконского под Аустерлицем.

    Видя наступающего противника, Андрей говорит: “Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело”.)

    Но что начинает происходить?

    (Мы видим, что под воздействием паники бросается в бегство Апшеронский батальон, падает никем не подхваченное боевое знамя. Кутузов требует остановить бегущих, голос его дрожит “от сознания своего старческого бессилия”.

    - Почему отодвигаются на задний план мечты князя Андрея о славе?

    (Эта сцена сразу отодвигает мечты о славе князя Андрея, потому что сейчас им овладевают иные чувства, “чувствуя слёзы стыда и злобы, подступившие ему к горлу”, он бросается под пули, поднимает знамя, останавливает бегущих, увлекает за собой в атаку. Но тут движение обрывается, князь Андрей падает раненый в голову: “Как со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову”.

    Он падает на спину: “ он раскрыл глаза, надеясь увидеть, чем кончилась борьба, … , но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже кроме неба, - высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нём серыми облаками”.

    Картины природы вливаются в монолог князя Андрея: “Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так… Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”.)

    Теперь перед Андреем открылась новая жизнь. Он понял суетность своих честолюбивых мечтаний, понял, что в жизни есть нечто гораздо более значительное и вечное, чем война и слава Наполеона. Это “нечто” - естественная жизнь природы и человека.

    Мечты о славе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом нового, высокого понимания жизни, раскрывшегося перед ним “бесконечных и светлых горизонтов”.

    Сначала для князя Андрея Наполеон был кумиром, он очень его интересует: “Но расскажите, как он, что?”.

    Князь Андрей тоже мечтает прославиться, как Наполеон, но князь Андрей в мечтах о славе зашёл слишком далеко: “И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец, представился ему”. После неба Аустерлица он разочаровался в Наполеоне, он теперь для него “маленький, ничтожный человек”.

    (Потому что он понял, что слава это ещё не всё, что происходит в жизни. Его поразило, что на поле, где он лежит раненый, где слышатся стоны, много убитых, Наполеон доволен, он счастлив, что победил. А князь Андрей не согласен, что можно быть счастливым и радостным там, где трупы и стоны: “Бонапарте, объезжая поле сражения… рассматривал убитых и раненых”. Теперь Наполеон для Андрея “в эту минуту казался столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками”.

    Во второй встрече с Наполеоном он не стал говорить с ним, он думал о ничтожности величия: “Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить их живущих”.)

    Познав величие вечного, доброго и справедливого неба, князь Андрей в бреду представляет себе тихое семейное счастье в Лысых Горах: “Он уже наслаждался этим счастьем, когда вдруг явился маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение”.

    Вывод: безупречное властолюбие, жажда власти и почестей в сочетании с тупым равнодушием к людям, по трупам которых можно спокойно шагать к власти, это всё теперь делает для Андрея Наполеона “маленьким, ничтожным человеком”. Даже Толстой не раз повторяет, что Наполеон “маленький”, “малый ростом”. Таких “маленьких Наполеонов”, стремящихся к власти, к славе в романе много.

    Используемая литература

    1. Золотарева И.В., Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по Русской литературе XIX века. 10 класс, 2-ое полугодие. М.: “Вако”, 2002, 368 с.
    2. Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе: к учебнику Ю.В. Лебедева. “Русская литература XIX века. В 2 ч. 10-й класс”.- М.: Экзамен, 2005. – 255 с.


    Рассказать друзьям