Известного испанский художника создавшего эмблему конгресса. Символы борьбы за мир (голубь Пикассо, японский журавлик и «пацифик»)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ну, не буду особо рассказывать всем, какой сегодня срач подняли по поводу этого изображения

Символ мира обсирают именно за его.......пацифизм.И вообще, вокруг одни враги, и символом Победы должно быть что-то грозное, дабы врагинас ещё пуще боялись.

Ну, так докладываю - "враги" и без грозных символов нашей Победы уже успели себя перепугать до смерти и полной анти-русской истерии. Но нашим садо-мазо-поцреотам по всей видимости этого мало - надо испужать ещё сильнее и вглядить как можно дичее.

Но пост не об этом, а об истории самого символа, а также об одном испанском художнике и его голубях.

История домашних голубей столь древняя, что некоторые учёные считают их первой домашней птицей. Первоначально разводили их для еды. Но уже достаточно в древние времена люди заметили их склонность возвращаться домой и стали использовать их в качестве доставки почты. О том, что это было давно, мы можем быть уверены хотя бы прочитав Библию, где именно голубь трижды выпускаемый Ноем и принёс весть, что потоп закончился и вода спала. Ну, он эту весть принёс как раз тем, что не вернулся на ковчег. Собственно именно в те времена голуби и стали символизировать разные вещи связанные именно с мирными и божественными атрибутами и именно "почтовые" качества этой птицы постепенно стали символизировать добрую божественную весть и мир.

Мы пропустим разного рода значение голубя в Шумере, Вавилонии и прочих культурах, а вспомним близкое нам - значение голубя в культуре христианства, ибо мы, в общем и целом плод христианской культуры. Ровно как и ненавидимый многими развратный и безнравственный Запад.

Общим местом стало упоминание того забавного факта, что сами голуби ни на йоту не обладают теми качествами, которые они символизируют. Птица достаточно противная, злобная, жадная и драчливая. Единственное качество, которое у неё есть и в реальности, и в символичном значении - голуби моногамны, поэтому по праву символизируют долгую совместную супружескую жизнь и преданность. И вообще, любящие друг друга люди воркуют аки голубки.

В виде голубя описывается в Новом Завете третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Впервые этот образ появляется в описании крещения Христа:

«И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».

Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16

В Посланиях Отцов Церкви голубь также выступает атрибутом Святого Духа, а кроме того - Христа и Девы Марии. Как символ воплощения Святого Духа голубь присутствует в сценах:

Благовещенья;

Крещения Христа;

Крещения Св. Павла;

Чуда Пятидесятницы.

В этих сюжетах, а также в изображении Троицы голубь Святого Духа предстаёт с нимбом (обычно, восьмиугольным) и окружённый сиянием или языками пламени (ещё один из его образов). Для сцены Благовещения характерно сочетание символов голубя и лилии, принимающих на себя значения девственности, чистоты и непорочности (в силу этого голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением). В последствие Дух Божий в сцене Творения также представляется в образе голубя, благодаря чему, последний выступает иногда символом изначальных вод (вод творения).

Семь голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии:

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

Исайя 11:1-2

А теперь свернём с истории христианской символики голубя в современность. И тут мы вспомним одного великого испанского художника, полное имя которого звучит как Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.

Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира». Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.

ДЕТСТВО

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. В прошлом году на артрынке всплыла работа 1901 года с эстимейтом в $80 млн, «Ребенок с голубем», надо думать, в какой-то мере этот ребенок - он сам.

ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ

Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь - это , а черный, соответственно - . Позднее он вспоминал эту историю как один из самых ярких моментов своей жизни.


Пикассо вообще любил всякого рода бои - он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными - он часто писал сюжеты типа Кошка, раздирающая птицу . Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Он воспринимал мир животных таким, как он есть. Вот небольшая зарисовка конца 1940-х годов, от :

Горлицы сидели в одной клетке и часто проделывали то, что казалось актом совокупления, но яичек так и не появлялось. Пабло счел, что произошла ошибка, и обе птицы — самцы.
— Все так восхищаются животными, — сказал он. — Природа в чистейшем виде и все такое прочее. Что за чушь! Посмотри на этих горлиц: такие же педерасты, как любые два скверных мальчишки.
Он сделал две литографии их за этим занятием, одну напечатал в багрянистом цвете, другую в желтом. Потом сделал третью, наложив одну на другую, чтобы создать впечатление движения, которое они проделывали, когда так сказать совокуплялись.
(По книге Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо»)

ГОЛУБЬ МИРА


В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира». Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

«Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
(Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

По всему миру были распространены тысячи и тысячи афиш с голубками Пикассо, в Советском союзе его признали за видного коммунистического деятеля. Пабло Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…» Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир.

. .
Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем - дочку назвали , что по испански означает —голубка .

ГОЛУБЯТНЯ НА ВИЛЛЕ КАЛИФОРНИЯ

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над Менинами , и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И как в детстве, он играет с голубями. На этот раз - в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них - вариации одного и того же сюжета - распахнутое окно комнаты, за ним - свет и вид на море, в проеме - множество птиц. Его голуби. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.

В творчестве Пикассо

Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

В 1950 году на конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны» .

Эволюция изображения

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы , сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле (а не летящего), без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса . Экземпляры этой многотиражной литографии (547х697 мм) хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА. Канвайлер опубликовал её еще в 1949 г. , до выбора Арагона.

Франсуаза Жило рассказывает подробно: «В вольере Матисса среди множества экзотических птиц было четыре больших миланских голубя. В отличие от большинства голубей лапки у них были до самых кончиков покрыты перьями; казалось, на них надеты белые гетры. Однажды Матисс сказал Пабло: „Надо отдать их тебе, они напоминают тех, которых ты уже писал“. Мы увезли голубей в Валлорис. Одного из них ждал замечательный художественный и политический успех. В начале сорок девятого года Пабло сделал его литографию, добившись при этом блестящего технического результата. В литографии получить совершенно черный цвет не столь уж трудно, но поскольку в литографической краске содержится воск, то когда ее разбавляют водой для получения светло-серого цвета, она распределяется по камню неравномерно. И получается то, что по-французски именуется la peau de crapaud , крапчатая, будто жабья кожа, поверхность. Однако в этой литографии Пабло удалось сделать смесь, производящую впечатление очень прозрачного серого цвета с оттенками, которые явились изумительным tour de force . Примерно месяц спустя поэт и романист Луи Арагон, интеллектуальная „рабочая лошадка“ французской компартии , пришел в мастерскую на улице Великих Августинцев за обещанным рисунком для плаката, рекламирующего организованный коммунистами Всемирный конгресс сторонников мира, который вскоре открывался в зале Плейель. Просматривая папку с последними литографиями, Арагон увидел эту, голубь так походил на голубку, что ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с „голубкой“ уже начал появляться на парижских стенах. В бесчисленных оттисках вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира» .

«…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: „Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!“ » .

«Арагон забрал рисунок в полдень, а уже в пять часов вечера по всему Парижу были развешаны афиши с изображением голубки. (…) Возможно, Пикассо и сам не предполагал, какой силой обладает его „Голубка“, пока не увидел ее увеличенное изображение в зале Плейель, где проходил Конгресс. Она парила над залом в свете прожекторов, над толпой восторженных, объединенных одной надеждой людей» .

Биограф художника пишет: «Использование „Голубки“ в политических целях не отняло у нее ее совершенства. Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает „Голубке“ Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов» . Другой биограф уточняет, также подчеркивая намеренную непредвзятость награды: «Позднее в том же году Филадельфийский музей искусства, отложив политику в сторону, удостоил эту литографию Пикассо мемориальной медали Пеннела».

Варианты

Этот рисунок позже был развит художником в простой, графичный линейный рисунок.

Когда я впервые увидел «Голубку», я, как и многие,
вероятно, подумал, что рисунок неверен или, во всяком случае,
неестественен. Но потом по роду службы мне пришлось
приглядеться к голубям, я вдруг осознал, что Пикассо, этот
чудодей, схватил то мгновение, когда голубь складывает крылья
перед приземлением. Его лапки уже касаются земли, но сам он еще
в воздухе, в полете. Мгновение превращения движения в
неподвижность, полета в покой.

Визитная карточка художника

Эренбург далее пишет: «Пикассо потом сделал еще несколько голубок: для Варшавского конгресса, для Венского. Сотни миллионов людей узнали и полюбили Пикассо только по голубкам. Снобы над этим издеваются. Недоброжелатели обвиняют Пикассо в том, что он искал легкого успеха. Однако его голубки тесно связаны со всем его творчеством - с минотаврами и козами, со старцами и девушками. Конечно, голубка - крупица в богатстве, созданном художником; но ведь сколько миллионов людей знают и почитают Рафаэля по репродукциям одной его картины „Сикстинская Мадонна “, сколько миллионов людей знают и почитают Шопена только потому, что он написал музыку, которую они слышат на похоронах! Так что снобы напрасно смеются. Конечно, по одной голубке узнать Пикассо нельзя, но нужно быть Пикассо, чтобы сделать такую голубку» .

То, насколько голубка «прилипла» к художнику, обыгрывает известный советский анекдот :

Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают:
- Докажите, что вы Пикассо.
Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглашение, и ее не пускают.
- Я министр культуры СССР!
- Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать.
- А кто такой Пикассо?
- Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!

Голубки Пикассо

Голубки
Пабло Пикассо
всю площадь,
падло, обосрали!

Семён Беньяминов

Современный автор, анализируя популярность Пикассо в глубинном, даже низовом сознании народа, пишет, что эту популярность «тем более не объясняла его пресловутая „голубка мира“, внедряемая официозом, что народ этот официоз презирал, пародировал, высмеивал (косвенно, конечно, досталось и Пикассо, и его белому голубю: „Голубки Пабло Пикассо всю площадь…“)» . С иронией о нем вспоминает Георгий Данелия .

«Тысячи афиш с голубками распространились по всему миру. Энтузиазм коммунистов не знал границ». Пабло Неруда заявил :

Биограф художника пишет: «…она появилась на стенах зданий во многих городах по всей Европе, провозглашенная некоторыми как освященный веками символ мира и ставшая объектом насмешек и глумлений со стороны других как совершенно неуместная и абсурдная форма коммунистической пропаганды.(…) В последующие годы выполненные рукой Пикассо голуби мира буквально облетели весь мир. Варианты нескольких из его рисунков были воспроизведены на почтовых марках в Китае и в других коммунистических странах» .

Эренбург приводит примеры отношения к этому рисунку, во 2-й пол. ХХ веке ставшему пресловутым:

Из других примеров:

Имя

(Посвящается Пикассо)

Весенний вихрь кружит неверных женихов
И как листву кружит рой перьев голубой
Над кипарисом и над птицей голубой

Мадонна на заре рвала шиповник красный
Левкоев соберет к утру букет густой
Увьет им голубиц их голубь ждет прекрасный
Он нынче в небесах парит как Дух Святой

В лимонной рощице объятье долго длится
Так нам дано любить лишь на закате дней
Огни далеких сел трепещут как ресницы
Сердца стучат среди лимоновых ветвей

  • Свою дочь Пикассо назвал «голубкой» - см. Палома Пикассо.
  • Жоржи Амаду , коммунист, также назвал свою дочь этим именем.

Пабло Пикассо. Летящий голубь, 1952. 54,9 x 76,2 см. Литография. Частная коллекция

Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", в мае в Музее изобразительных искусств. При взгляде на эту работу сразу вспоминается Международный молодёжный фестиваль, открывшийся ровно 60 лет назад, 28 июля 1957 года, в Москве.
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил всего две недели и стал во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера оказалась легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Вся Москва была украшена эмблемами фестиваля, плакатами, лозунгами, иллюминацией. Символом фестиваля стал "Голубь мира", придуманный Пабло Пикассо.
Но оказывается, Пикассо считал голубя довольно жестокой и драчливой птицей. Просто он был большим голубятником и часто рисовал голубей. Одно из его изображений голубя и стало всемирно известным как "Голубь мира". А вообще-то, голуби всегда присутствовали в его жизни. Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.


Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло играл с голубями чуть не с младенчества. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.


Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

Одна из первых работ с изображением голубя написана в Париже, во второй приезд Пикассо во Францию.


Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция

В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.


Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). 200х185 см. Крафт-бумага, пастель. Центр Помпиду, Париж

Считается, что Пикассо в следующей картине запечатлел схватку двух его женщин. В какой-то момент Мари-Терез пришла в его мастерскую на улице Великих Августинцев, где он писал Гернику, и, застав там Дору Маар, потребовала, чтобы Пикассо выбрал одну из двух женщин. Тот отказался выбирать, предоставив им "побороться" за него. Женщины весьма темпераментно схватились друг с дружкой, и Пикассо впоследствии описывал этот эпизод как одно из самых ярких впечатлений его жизни. На картине белого голубя на кладке отождествляют с Мари-Терез, а черного, соответственно, с Дорой Маар.


Птицы в клетке, 1937. Конец 30-х и война (197-1945). 81,5х60,7 см. Частная коллекция

На следующей картине Пикассо - малыш с голубями, по-видимому, опять впечатления детства. Пабло знал, как его отец любит этих птиц, и уходя в классы, захватывал с собой голубя, чтобы быть уверенным, что отец точно за ним зайдёт.


Ребёнок с голубем, 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). 162х130 см.Холст, масло. Франция, Музей Пикассо в Париже

Следующее изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира 1949 года. Оно стало широко известным как "Голубь мира". Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал - Палома, что по-испански означает голубка.


Голубь, 1949. Послевоенный период (1946-1954). 54,6х69,7 см. Литография, USA, Chicago, Art Institute

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле, без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА.

Голубь в полёте стал вторым "голубем мира" - символом второго Всемирного Конгресса сторонников мира, 1950 года. На конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: "Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны".


Голубь в полёте, 1950. Послевоенный период (1946-1954). 52х67,5 см. Литография Australia, Canberra, National Gallery of Australia, USA, Chicago, Art Institute

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1955 году Пикассо купил в Каннах виллу Калифорния и переехал туда с Жаклин Рок. На балконе третьего этажа он устроил голубятню, как и его отец в его далеком детстве в Малаге.


Пикассо и голуби, Канны, 1955. Фото, Люсьен Клерг

В 1957 году Пикассо в течение недели рисовал серию из 9 ярких, жизнерадостных полотен. На них - распахнутое окно комнаты, солнечный свет и вид на море, множество его голубей.


Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 100х80 см. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

>
Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 129 x 97 см. Холст, масло. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

В общем, независимо от Пикассо, его голуби разлетелись по всему миру как вестники мира.


Два голубя с расправленными крыльями,1960. Поздний период (1954-1973). 59.7 x 73 см. Холст, масло

Источники информации
Википедия

Голуби всегда присутствовали в жизни Пикассо, и их повадки и характер Пикассо знал как никто не другой. Его отец, Хосе Руиса Бласко, был учителем рисования, и очень часто рисовал голубей. Чтобы приобщить сына к живописи, он просил сына дорисовывать лапки голубей. Позднее, Пикассо даже держал голубятни. Однако Пикассо знал, что по характеру голубь – довольно жестокая и своенравная птица. Так почему же именно Пикассо стал автором самого известного символа мира – “Голубя мира” ?

Отец Пикассо, Хосе Руиса Бласко, был учителем рисования и страстным любителем птиц. Он держал голубятню и специализировался на реалистичном изображении голубей. Когда Пабло научился держать в руках кисть, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. Его картина «Ребенок с голубем» , написанная им в 1901 году, скорее всего, вызвана переживаниями из детства, и в какой-то мере, мы можем представить, что ребенок на картине – это маленький Пабло.

Ребенок с голубем Пабло Пикассо

В дальнейшем, Пикассо напишет не одну картину, где цетральное место будет занимать именно голубь. Например, в 1937 году он написал работу «Птицы в клетке» . Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской в Париже. Белый голубь – это Мари-Терез Вальтер, а черный, соответственно – Дора Маар. Пикассо видел в голубе сильную, жестокую и своенравную птицу, несмотря на ее кажущуюся хрупкость и беззащитность.

Птицы в клетке Пабло Пикассо

В 1949 году к Пикассо зашел Луи Арагон, французский поэт и член коммунистической партии. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Ему понравилась литография Пикассо с изображением голубя. Литография получилась очень красивой и играла цветами и оттенками серого. Кроме того, это было изображение миланского голубя, подаренного Пикассо Анри Матиссом. В отличие от обычных голубей, у миланского голубя лапки были полностью покрыты перьями, что смотрелось очень красиво и необычно. Именно этого голубя Арагон решил сделать символом мира.

Многие задумаются, а почему именно голубь, а не лебедь или жаворонок? На самом деле, образ голубя уже давно воспринимается нами как символ надежды. Голубь появляется в мифах Древнего Рима, когда голубки богини любви Венеры свили свое гнездо в шлеме бога войны Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.

Голубь очень прочно связан с христианством, ведь именно он принес оливковую ветвь на корабль Ноя в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Кроме того, Голубь - символ Святого Духа. Это было официально принято отцами церкви на соборе в Константинополе в 536 г. По одной из легенд, к кардиналу, избранному Папой, прилетели в церковь два голубя и сели на его плечи. С тех пор Пап нередко изображают с двумя голубями на плечах. В мусульманстве голубь также очень почитается, поскольку он помог Магомету спастись от погони.

Сам Пикассо никогда не считал, что именно голубь должен стать символом мира, однако, он не стал возражать против выбора Арагона. Он лишь саркастически заметил: «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»

Несмотря на свои саркастичные высказывания о голубе, как о символе мира, Пикассо был борцом за мир. Будучи свидетелем гражданской войны на своей родине в Испании, он знал об ужасах войны не по наслышке. 26 апреля 1937 года баскский городок Герника подвергся авиабомбардировке самолетами фашистов и практически был полностью стерт с лица земли. При бомбежке было убито более 1600 человек. В том же году испанское правительство заказало Пикассо картину “Герника” (исп. Guernica), чтобы показать ее на Всемирной выставке в Париже. Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Это полотно об ужасах войны стало одним из самых громких высказываний Пикассо в защиту мира. Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию “Герники”, спросил: “Это вы сделали?”. “Нет” – ответил художник – “это сделали вы”.

Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем – дочку назвали Палома, что по испански означает -голубка.

После того, как голубка Пикассо была выбрана в качестве эмблемы Конгрессом, она стала символом мирного движения. Художник в последствии сделал еще несколько вариантов своей голубки мира. Из полноценного реалистичного изображения голубь был позже развит художником в простой, графический линейный рисунок, понятный всем, независимо от вероисповедания и культурных особенностей.

Конгресс движения за мир в Париже 1949 г.

Конгресс движения за мир в Вене

Конгресс движения за мир в Москве

Рисунок стал своеобразной вершиной «голубиного» ряда мирной символики, сыграв важную роль в пацифистской пропаганде 50-60 годов XX века. В международной политике слово “голубь” стало общепринятым названием-синонимом сторонников согласия и компромисса, мирных решений возникающих проблем; в отличие от “ястребов” - сторонников радикализма, крутых мер и “железной руки”.

Пикассо сыграл значимую роль в антивоенных выступлениях по всему миру. Главное высказываие, которое заключается во всех его картинах, посвященных войне, можно выразить его же словами: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны».

Если вы хотите научиться рисовать голубя мира в манере великого Пикассо, то на на нашей странице вы сможете найти . На самом деле, этот схематичный рисунок очень легко нарисовать. Попробуйте сами, и нарисуйте своего голубя мира в своем индивидуальном стиле!

История "Голубя мира" July 27th, 2017


Пабло Пикассо. Летящий голубь, 1952. 54,9 x 76,2 см. Литография. Частная коллекция

Эта литография Пабло Пикассо экспонировалась на выставке "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", в мае в Музее изобразительных искусств. При взгляде на эту работу сразу вспоминается Международный молодёжный фестиваль, открывшийся ровно 60 лет назад, 28 июля 1957 года, в Москве.
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов проходил всего две недели и стал во всех смыслах прорывным событием для советской молодёжи и самым массовым за всю историю проведения. Он пришёлся на середину хрущёвской оттепели, его атмосфера оказалась легкой и непринужденной. На улицах Москвы иностранцы свободно общались с москвичами, для посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Вся Москва была украшена эмблемами фестиваля, плакатами, лозунгами, иллюминацией. Символом фестиваля стал "Голубь мира", придуманный Пабло Пикассо.
Но оказывается, Пикассо считал голубя довольно жестокой и драчливой птицей. Просто он был большим голубятником и часто рисовал голубей. Одно из его изображений голубя и стало всемирно известным как "Голубь мира". А вообще-то, голуби всегда присутствовали в его жизни. Пикассо рисовал своих голубей не столько для защитников мира, сколько исходя из собственного личного отношения к этим птицам. На фотографии Пикассо в своей квартире на улице Великих Августинцев в Париже.


Пикассо и голубь, Париж, 1945. Фото Джеймс Лорд

Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло играл с голубями чуть не с младенчества. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки.


Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

Одна из первых работ с изображением голубя написана в Париже, во второй приезд Пикассо во Францию.


Ребенок с голубем, 1901. Голубой период. 73х54 см. Холст, масло. Частная коллекция

В период сюрреализма голуби тоже появлялись на его картинах.


Женщина с голубями, 1930. Период сюрреализма (1925-1937). 200х185 см. Крафт-бумага, пастель. Центр Помпиду, Париж

Считается, что Пикассо в следующей картине запечатлел схватку двух его женщин. В какой-то момент Мари-Терез пришла в его мастерскую на улице Великих Августинцев, где он писал Гернику, и, застав там Дору Маар, потребовала, чтобы Пикассо выбрал одну из двух женщин. Тот отказался выбирать, предоставив им "побороться" за него. Женщины весьма темпераментно схватились друг с дружкой, и Пикассо впоследствии описывал этот эпизод как одно из самых ярких впечатлений его жизни. На картине белого голубя на кладке отождествляют с Мари-Терез, а черного, соответственно, с Дорой Маар.


Птицы в клетке, 1937. Конец 30-х и война (197-1945). 81,5х60,7 см. Частная коллекция

На следующей картине Пикассо - малыш с голубями, по-видимому, опять впечатления детства. Пабло знал, как его отец любит этих птиц, и уходя в классы, захватывал с собой голубя, чтобы быть уверенным, что отец точно за ним зайдёт.


Ребёнок с голубем, 1943. Конец 30-х и война (1937-1945). 162х130 см.Холст, масло. Франция, Музей Пикассо в Париже

Следующее изображение голубя было выбрано Луи Арагоном в мастерской Пабло Пикассо для плаката Первого Всемирного Конгресса сторонников мира 1949 года. Оно стало широко известным как "Голубь мира". Свою дочь, родившуюся в это же время, Пикассо тоже назвал - Палома, что по-испански означает голубка.


Голубь, 1949. Послевоенный период (1946-1954). 54,6х69,7 см. Литография, USA, Chicago, Art Institute

Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле, без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА.

Голубь в полёте стал вторым "голубем мира" - символом второго Всемирного Конгресса сторонников мира, 1950 года. На конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: "Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны".


Голубь в полёте, 1950. Послевоенный период (1946-1954). 52х67,5 см. Литография Australia, Canberra, National Gallery of Australia, USA, Chicago, Art Institute

Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1955 году Пикассо купил в Каннах виллу Калифорния и переехал туда с Жаклин Рок. На балконе третьего этажа он устроил голубятню, как и его отец в его далеком детстве в Малаге.


Пикассо и голуби, Канны, 1955. Фото, Люсьен Клерг

В 1957 году Пикассо в течение недели рисовал серию из 9 ярких, жизнерадостных полотен. На них - распахнутое окно комнаты, солнечный свет и вид на море, множество его голубей.


Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 100х80 см. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

>
Голуби, 1957. Поздний период (1954-1973). 129 x 97 см. Холст, масло. Spain, Barcelona, Picasso Museum (Музей Пикассо в Барселоне)

В общем, независимо от Пикассо, его голуби разлетелись по всему миру как вестники мира.


Два голубя с расправленными крыльями,1960. Поздний период (1954-1973). 59.7 x 73 см. Холст, масло

Источники информации
Википедия



Рассказать друзьям