Известный художник леонардо да винчи. Кратко о творчестве леонардо да винчи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В эпоху Возрождения было много гениальных скульпторов, художников, музыкантов, изобретателей. Леонардо да Винчи сильно выделяется на их фоне. Он создавал музыкальные инструменты, ему принадлежит множество инженерных изобретений, писал живописные полотна, скульптуры и многое другое.

Его внешние данные тоже поражают: высокий рост, ангельская внешность и необычайная сила. Познакомимся с гением Леонардо да Винчи, краткая биография расскажет его основные достижения.

Факты из биографии

Родился он неподалеку от Флоренции в небольшом городке Винчи. Леонардо да Винчи был незаконным сыном известного и богатого нотариуса. Его мать – обычная крестьянка. Так как у отца не было других детей, то в 4 года он забрал маленького Леонардо к себе. Необычайный ум и приветливый характер мальчик демонстрировал с самого раннего возраста, и он быстро стал любимцем в семье.

Чтобы понять, как развивался гений Леонардо да Винчи, краткую биографию можно представить следующим образом:

  1. В 14 лет он поступает в мастерскую Вероккио, где учится рисунку и скульптуре.
  2. В 1480 году он переезжает в Милан, где основывает Академию художеств.
  3. В 1499 году он уезжает из Милана и начинает переезжать из города в город, где строит оборонительные сооружения. В этот же период начинается его известное соперничество с Микеланджело.
  4. С 1513 года он работает в Риме. При Франциске I он становится придворным мудрецом.

Умер Леонардо в 1519 году. Как он считал, ничего из того, что он начинал, не было доделано до конца.

Творческий путь

Творчество Леонардо да Винчи, краткая биография которого была изложена выше, можно разделить на три этапа.

  1. Ранний период. Много работ великого живописца были незакончены, такой является «Поклонения Волхвов» для монастыря Сан-Донато. В этот период были написаны картины «Мадонна Бенуа», «Благовещение». Несмотря на свой юный возраст, живописец в своих картинах уже демонстрировал высокое мастерство.
  2. Зрелый период творчества Леонардо протекал в Милане, где он планировал сделать карьеру инженера. Наиболее популярным произведением, написанным в это время, была «Тайная вечеря», тогда же он начал работу над «Мона Лизой».
  3. В поздний период творчества была создана картина «Иоанн Креститель» и серия рисунков «Потоп».

Занятие живописью всегда дополняло науку для Леонардо да Винчи, так как он стремился зафиксировать реальность.

Изобретения

Вклад в науку Леонардо да Винчи краткая биография не сможет передать полностью. Однако можно отметить наиболее известные и ценные открытия учёного.

  1. Наибольший вклад он сделал в механику, это видно из множества его рисунков. Леонардо да Винчи исследовал падение тела, центры тяжести пирамид и многое другое.
  2. Он изобрел автомобиль, сделанный из дерева, который приводили в движение две пружины. В механизме автомобиля был предусмотрен тормоз.
  3. Он придумал скафандр, ласты и подводную лодку, а также способ погружения на глубину без применения скафандра со специальной газовой смесью.
  4. Изучение полета стрекозы привело к созданию нескольких вариантов крыльев для человека. Эксперименты оказались неудачными. Однако потом учёный придумал парашют.
  5. Он занимался разработками в военной отрасли. Одним из его предложений были колесницы с пушками. Он придумал прототип броненосца и танка.
  6. Много разработок Леонардо да Винчи сделал в строительстве. Арочные мосты, осушительные машины и подъемные краны – это все его изобретения.

В истории не существует человека, подобного Леонардо да Винчи. Именно поэтому многие считают его пришельцем из других миров.

Пять секретов да Винчи

Сегодня многие учёные до сих пор ломают голову над наследием, оставленным великим человеком прошлой эпохи. Хотя называть так Леонардо да Винчи не стоит, он предсказал многое, и ещё большее предвидел, создавая свои уникальные шедевры и поражая широтой знаний и мысли. Предлагаем вам пять секретов великого Мастера, которые помогают приподнять завесу тайны над его произведениями.

Шифрование

Мастер многое зашифровывал, чтобы не подавать идеи раскрытыми, а слегка подождать, пока человечество до них «дозреет, дорастёт». Одинаково хорошо владевший обеими руками, да Винчи писал левой, мельчайшим шрифтом, да ещё и справа налево, а часто и в зеркальном отображении. Загадки, метафоры, ребусы – вот что встречается на каждой строчке, в каждом произведении. Никогда не подписывая своих работ, Мастер оставлял свои знаки, заметные лишь внимательному исследователю. Например, через много столетий учёные обнаружили, что присматриваясь к его картинам, можно обнаружить символ взлетающей птицы. Или знаменитая «Мадонна Бенуа», найденная у странствующих актеров, возивших полотно в качестве домашней иконы.

Сфумато

Идея рассеивания принадлежит также великому мистификатору. Присмотритесь к полотнам, все предметы не обнаруживают чётких граней, тут как в жизни: плавное перетекание одних образов в другие, размытость, рассеивание – все дышит, живёт, пробуждая фантазии и мысли. Кстати, Мастер частенько советовал упражняться в таком видении, вглядываясь в пятна от воды, грязевые наплывы или горки пепла. Частенько он специально окуривал рабочие помещения дымом, чтобы видеть в клубах то, что скрыто за гранью разумного взгляда.

Посмотрите на знаменитую картину – улыбка «Моны Лизы» под разным углом то нежная, то чуть надменная и даже хищная. Знания, почерпнутые благодаря изучению многих наук, давали Мастеру возможность изобретать совершенные механизмы, которые становятся доступны только сейчас. Например, это эффект распространения волн, проникающая сила света, колебательное движение… да много чего ещё предстоит разбирать даже не нам, а нашим потомкам.

Аналогии

Аналогии – вот что главное во всех работах Мастера. Преимущество перед точностью, когда из двух заключений ума вытекает третье – это неизбежность любой аналогии. А в причудливости и проведении совершенно умопомрачительных параллелей да Винчи нет равных до сих пор. Так или иначе, все его работы имеют какие-то идеи, не сообразующиеся друг с другом: знаменитая иллюстрация «золотое сечение» – одна из них. С расставленными и разведенными конечностями человек вписывается в круг, с сомкнутыми в квадрат, а чуть приподняв руки в крест. Вот такая своеобразная «мельница» и дала флорентийскому кудеснику идею создания церквей, где алтарь помещен точно посередине, а молящиеся стоят кругом. Кстати, эта же идея пришлась по вкусу инженерам – так появился шариковый подшипник.

Контрапост

Определение обозначает противопоставление противоположностей и создание определённого вида движения. Пример – скульптурное изображение огромного скакуна в Корте Веккио. Там ноги животного расположены именно в стиле контрапост, образовывая визуальное понимание движения.

Незаконченность

Это, пожалуй, один из любимейших «трюков» Мастера. Ни одно его произведение не конечно. Завершить – убить, а да Винчи любил каждое своё детище. Медлительный и скрупулёзный, мистификатор всех времён мог делать пару мазков кистью и отправляться в долины Ломбардии, чтобы улучшить там ландшафты, переключиться на создание очередного шедеврального аппарата или что-то другое. Многие произведения оказались подпорчены временем, огнём или водой, но каждое из творений, хоть что-то значащих, было и есть «незавершёнка». Кстати, интересно, что даже после порчи, Леонардо да Винчи никогда не исправлял своих картин. Создав свою собственную краску, художник даже специально оставлял «окно незаконченности», полагая, что жизнь сама внесёт необходимые коррективы.

Чем было искусство до Леонардо да Винчи? Рождаясь в среде богатых, оно полностью отражало их интересы, их мировоззрение, их взгляды на человека, на мир. В основе произведений искусства лежали религиозные идеи и темы: утверждение тех взглядов на мир, которым учила церковь, изображение сюжетов из священной истории, внушение людям чувства благоговения, преклонения перед «божественным» и сознания собственного ничтожества. Господствующая тематика определяла и форму. Естественно, что изображение «святых» было весьма далеко от изображений подлинных живых людей, поэтому в искусстве господствовали схемы, надуманность, статичность. Люди на этих картинах были своего рода карикатурами на живых людей, пейзаж фантастичен, краски бледны и невыразительны. Правда, ещё до Леонардо его предшественники, в том числе и его учитель Андреа Верроккио, уже не удовлетворялись шаблоном и пытались создавать новые образы. Уже они начали поиски новых методов изображения, начали изучать законы перспективы, много думали над проблемами достижения выразительности изображения.

Однако эти поиски нового не давали больших результатов и прежде всего потому, что у этих художников не было достаточно ясного представления о сущности и задачах искусства и знания законов живописи. Поэтому-то они и впадали то снова в схематизм, то в столь же опасный для подлинного искусства натурализм, копирование отдельных явлений действительности. Значение революции, произведенной Леонардо да Винчи в искусстве и в частности в живописи, определяется прежде всего тем, что он был первым, кто четко, ясно и определённо установил сущность и задачи искусства. Искусство должно быть глубоко жизненным, реалистическим. Оно должно исходить из глубокого, тщательного изучения действительности, природы. Оно должно быть глубоко правдиво, должно изображать действительность такой, какова она есть, без всякой надуманности, фальши. Действительность, природа прекрасна сама по себе и не нуждается ни в каком приукрашивании. Художник должен тщательно изучать природу, но не для слепого подражания ей, не для простого копирования её, а для того, чтобы, поняв законы природы, законы действительности, создавать произведения; строго соответствующие этим законам. Создавать новые ценности, ценности реального мира – вот назначение искусства. Этим объясняется и стремление Леонардо связать искусство и науку. Вместо простого, случайного наблюдения он считал необходимым систематически, упорно изучать предмет. Известно, что Леонардо никогда не расставался с альбомом и заносил в него рисунки и зарисовки.

Рассказывают, что он любил ходить по улицам, площадям, рынкам, отмечая все интересное – позы людей, лица, их выражение. Второе требование Леонардо к живописи – это требование правдивости изображения, жизненности его. Художник должен стремиться к максимально точной передаче действительного во всем его богатстве. В центре мира стоит живой, думающий, чувствующий человек. Его-то и надо изображать во всем богатстве его чувств, переживаний и действий. Для этого именно Леонардо изучал анатомию и физиологию человека, для этого он, как рассказывают, собирал у себя в мастерской знакомых ему крестьян и, угощая их, рассказывал им забавные истории, чтобы видеть, как смеются люди, как одно -и то же событие вызывает у людей различные впечатления. Если до Леонардо настоящего человека в живописи не было, то теперь он стал господствующим в искусстве Возрождения. Сотни рисунков Леонардо дают гигантскую галерею типов людей, их лиц, частей их тела. Человек во всем многообразии его чувств и действий-вот задача художественного изображения. И в этом сила и очарование живописи Леонардо. Вынужденный по условиям времени писать картины преимущественно на религиозные сюжеты, ибо его заказчиками были церковь, феодалы и богатые купцы, Леонардо властно подчиняет своему гению эти традиционные сюжеты и создает произведения общечеловеческого значения. Нарисованные Леонардо мадонны – это прежде всего изображение одного из глубоко человеческих чувств – чувства материнства, безграничной любви матери к младенцу, восхищения и любования им. Все его мадонны – молодые, цветущие, полные жизни женщины, все младенцы на его картинах – здоровые, полнощекие, шаловливые мальчишки, в которых нет ни грамма «святости».

Его апостолы в «Тайной вечере» - это живые люди различного возраста, социального положения, различного характера; по облику – это миланские ремесленники, крестьяне, интеллигенты. Стремясь к правде, художник должен уметь обобщать найденное им индивидуальное, должен создавать типическое. Поэтому, даже рисуя портреты определённых, исторически нам известных людей, как, например, Мона Лиза Джоконда – жена разорившегося аристократа, флорентийского купца Франческо дель Джоконда, Леонардо даёт в них наряду с индивидуальными портретными чертами типическое, общее многим людям. Поэтому-то написанные им портреты на много столетий пережили людей, изображенных на них. Леонардо был первым, кто не только тщательно и внимательно изучал законы живописи, но и формулировал их. Он глубоко, как никто до него, изучил законы перспективы, размещения света и тени. Все это было ему нужно для достижения высшей выразительности картины, для того чтобы, как он говорил, «сравняться с природой». Впервые именно в произведениях Леонардо картина как таковая потеряла свой статический характер, стала окном в мир. Когда смотришь на его картину, то ощущение нарисованного, заключенного в раму, теряется и кажется, что ты смотришь в раскрытое окно, открывающее зрителю что-то новое, им невиданное. Требуя выразительности картины, Леонардо решительно выступал против формальной игры красок, против увлечения формой за счет содержания, против того, что так ярко характеризует упадочное искусство.

Форма для Леонардо – это только оболочка той идеи, которую художник должен донести до зрителя. Леонардо много внимания уделяет проблемам композиции картины, проблемам размещения фигур, отдельных деталей. Отсюда и столь излюбленная им композиция размещения фигур по треугольнику – простейшей геометрической гармонической фигуре, – композиция, которая даёт возможность зрителю охватить всю картину в целом. Выразительность, правдивость, доступность – вот законы настоящего, подлинно народного искусства, сформулированные Леонардо да Винчи, законы, которые он сам воплотил в своих гениальных произведениях. Уже в первой своей крупной картине «Мадонна с цветком» Леонардо показал на практике, что значат исповедуемые им принципы искусства. Поразительна в этой картине прежде всего её композиция, удивительно гармонично распределение всех элементов картины, которые составляют единое целое. Изображение молодой матери с веселым ребёнком на руках глубоко реалистично. Необыкновенно искусно передана непосредственно ощущаемая глубокая синева итальянского неба в прорези окна. Уже в этой картине Леонардо продемонстрировал принцип своего искусства – реализм, изображение человека в глубочайшем соответствии с его подлинной природой, изображение не отвлеченной схемы, чему учило и чем занималось средневековое аскетическое искусство, а именно живого, чувствующего человека.

Ещё более ярко выражены эти принципы во второй крупной картине Леонардо «Поклонение волхвов» 1481 год, в которой значителен не религиозный сюжет, а мастерское изображение людей, каждый из которых имеет своё собственное, индивидуальное лицо, свою позу, выражает своё ощущение и настроение. Жизненная правда – вот закон живописи Леонардо. Максимально полное раскрытие внутренней жизни человека – вот её цель. В «Тайной вечере» композиция доведена до совершенства: несмотря на большое количество фигур – 13, размещение их строго рассчитано так, что все они в целом представляют некое единство, полное большого внутреннего содержания. Картина очень динамична: сообщенная Иисусом какая-то ужасная весть поразила его учеников, каждый из них реагирует на нее по-своему, отсюда огромное разнообразие выражения внутренних чувств на лицах апостолов. Композиционное совершенство дополняется необычайно мастерским использованием красок, гармонией света и теней. Выразительность, экспрессия картины достигает своего совершенства благодаря необыкновенному разнообразию не только выражения лиц, но положения каждой из двадцати шести нарисованных на картине рук.

Эта запись самого Леонардо говорит нам о той тщательной предварительной работе, которая была им проведена перед писанием картины. В ней обдумано все до мелочей: позы, выражение лиц; даже такие детали, как опрокинутая чаша или нож; все это в сумме своей составляет единое целое. Богатство красок в этой картине сочетается с тонким применением светотени, которой подчеркивается значительность изображенного на картине события. Тонкость перспективы, передача воздуха, цвета делает эту картину шедевром мирового искусства. Леонардо успешно разрешил множество задач, стоявших в то время перед художниками, и открыл путь дальнейшему развитию искусства. Силою своего гения Леонардо преодолел тяготевшие над искусством средневековые традиции, сломал их и отбросил; он сумел раздвинуть узкие рамки, которыми ограничивала творческую силу художника тогдашняя правящая клика церковников, и показать вместо избитой евангельской трафаретной сцены огромную, чисто человеческую драму, показать живых людей с их страстями, чувствами, переживаниями. И в этой картине вновь проявился большой, жизнеутверждающий оптимизм художника и мыслителя Леонардо.

За годы своих странствий Леонардо было написано ещё много картин, получивших вполне заслуженную мировую известность и признание. В «Джоконде» дан образ глубоко жизненный и типический. Именно эта глубокая жизненность, необыкновенно рельефная передача черт лица, отдельных деталей, костюма, соединенная с мастерски написанным пейзажем, придает этой картине особенную выразительность. Все в ней – от загадочной играющей на лице полуулыбки до спокойно сложенных рук – говорит о большом внутреннем содержании, о большой душевной жизни этой женщины. Стремление Леонардо передавать внутренний мир во внешних проявлениях душевных движений выражено здесь особенно полно. Интересна картина Леонардо «Битва при Ангиари», изображающая сражение кавалерии и пехоты. Как и в других своих картинах, Леонардо стремился здесь показать разнообразие лиц, фигур и поз. Десятки изображенных художником людей создают цельное впечатление от картины именно потому, что все они подчинены единой идее, лежащей в её основе. Это было стремление показать подъем всех сил человека в битве, напряжение всех его чувств, собранных воедино для достижения победы.

Леонардо да Винчи – итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель. Один из ярчайших представителей эпохи Возрождения. Многими исследователями считается самым гениальным человеком всех времен и народов.

Биография

Леонардо да Винчи появился на свет 15 апреля 1452 года в небольшом селе Анкиано, что невдалеке от Флоренции. Его отец Пьеро был нотариусом, мать Катерина – простой крестьянкой. Вскоре после рождения Леонардо его отец покинул семью, женившись на богатой женщине. Первые годы Леонардо провел с матерью. Затем отец, который не смог завести детей со своей новой женой, забрал мальчика на воспитание к себе. Когда ему исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец вновь женился, и вновь остался вдовцом. Его попытки заинтересовать сына нотариальным делом не увенчались успехом.

В юношеском возрасте Леонардо начал демонстрировать незаурядный талант художника. Отец отправляет его во Флоренцию, в мастерскую Андреа Верроккьо. Здесь он освоил гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию. Активно подмастерье занимался скульптурой, рисованием, моделированием.

Когда Леонардо исполнилось 20 лет (в 1473 году) Гильдия Святого Луки присвоила Леонардо да Винчи квалификацию мастера. Тогда же Леонардо приложил руку к созданию картины «Крещение Христа», которую писал его учитель Андреа дель Верроккьо. Кисти да Винчи принадлежит часть пейзажа и ангел. Уже здесь проявляется натура Леонардо как новатора, — он использует масляные краски, которые в Италии в то время были новинкой. Верроккьо поручает талантливому ученику заниматься заказами на картины, а сам сосредотачивается на скульптуре. Первой самостоятельно написанной картиной Леонардо стало полотно «Просвещение».

После этого начинается период жизни, который характерен увлечением художника образом Мадонны. Он создает картины «Мадонна Бенуа», «Мадонна с гвоздикой», «Мадонна Литта». Сохранился целый ряд незавершенных эскизов на эту же тематику.

В 1481 году монастырь Сан Донато а Скопето заказал Леонардо картину «Поклонение волхвов». Работа над ней была прервана и заброшена. Уже в то время да Винчи «славился» своей склонностью внезапно бросать работу недоделанной. Властвующее во Флоренции семейство Медичи не благоволило художнику, поэтому он принял решение уехать из города.

В 1482 году Леонардо отправился в Милан ко двору Лодовико Сфорца, где играет на лютне. Художник рассчитывал получить в лице Сфорца надежного покровителя, предлагая для этого свои услуги в качестве изобретателя оружия. Впрочем, Сфорца был поклонником не открытых конфликтов, а интриг и отравлений.

В 1483 году да Винчи получает свой первый в Милане заказ, — на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. Спустя три года работа была закончена, а затем еще 25 лет длилось судебное разбирательство по поводу оплаты работы.

Вскоре начинают поступать заказы и от Сфорца. Леонардо становится придворным художником, пишет портреты и работает над статуей Франческо Сфорца. Саму статую так и не удалось завершить – властитель принял решение пустить бронзу на изготовление пушек.

В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения. Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна. Все эти ценные изобретения не заинтересовали Сфорца. Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.

В 1495 году начинается работа над «Тайной вечерей», которая заканчивается через 3 года. В 1498 году заканчивается роспись Сала делле Ассе в Кастелло Сфорцеско.

В 1499 году Сфорца утрачивает власть, Милан захватывают французские войска. Леонардо приходится покинуть город, и в следующем году он возвратился во Флоренцию. Здесь он пишет картины «Мадонна с веретеном» и «Св.Анна с Марией и младенцем».

В 1502 году Леонардо становится архитектором и лавным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.

В 1503 год начинается работа над портретом Моны Лизы. Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.

В 1513 году Леонардо переходит под покровительство Джулиано Медичи и приезжает с ним в Рим. Здесь в течении трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок. В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.

2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет, Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.

Основные достижения да Винчи

  • Исключительно важен вклад Леонардо в развитие мировой художественной культуры. Стал основоположником новой живописной техники.
  • Колесцовый пистолетный замок.
  • Танк.
  • Парашют.
  • Велосипед.
  • Переносные армейские мосты.
  • Катапульта.
  • Прожектор.
  • Телескоп.
  • Робот.
  • Огромное наследие оставил Леонардо и в литературе. Большая часть его произведений дошла до наших дней плохо упорядоченной, а зачастую написанной и тайнописью.

Важные даты биографии да Винчи

  • 15 апреля 1452 года – рождение в Анкиано.
  • 1466 год – начало работы в мастерской Верроккьо.
  • 1472 год – становится членом Флорентийской Гильдии художников. Начинает работу над картинами «Благовещение», «Крещение Христа», «Мадонна с вазой».
  • 1478 год – открытие собственной мастерской.
  • 1482 год – переезд в Милан ко двору Лодовико Сфорца.
  • 1487 год – работа над крылатой машиной — орнитоптером.
  • 1490 год – создание знаменитого рисунка «Витрувианский человек».
  • 1495-1498 – создание фрески «Тайная вечеря».
  • 1499 год – отъезд из Милана.
  • 1502 год – служба у Чезаре Борджиа.
  • 1503 год – приезд во Флоренцию. Начало работы над картиной «Мона Лиза». Окончена в 1506 году.
  • 1506 год – служба у французского короля Людовика XII.
  • 1512 год – «Автопортрет».
  • 1516 год – переезд в Париж.
  • 2 мая 1519 года – умер в замке Кло-Люсе во Франции.
  • Виртуозно играл на лире.
  • Первым смог научно объяснить синеву неба.
  • Одинаково хорошо работал обеими руками.
  • Большинство исследователей склонны считать, что да Винчи был вегетарианцем.
  • Дневники Леонардо написаны в зеркальном отражении.
  • Увлекался кулинарией. Создал своей фирменное блюдо «От Леонардо», которое высоко оценили на придворных мирах.
  • В компьютерной игре «Assassin\’s Creed 2» да Винчи представлен в качестве второстепенного персонажа, помогающего главному герою своими изобретениями.
  • Несмотря на неплохое домашнее образование, Леонардо ощущал нехватку знаний латыни и греческого языка.
  • По некоторым предложениям, Леонардо любит плотские утехи с мужчинами. Однажды на него подали в суд за домогательства к позирующему мальчику. Тем не менее, да Винчи был оправдан.
  • Леонардо первым установил, что свет Луны – это свет Солнца, отраженный от Земли.
  • Составил список синонимов слова «пенис». Причем весьма объемный список.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиато вблизи города Винчи (отсюда и произошла приставка к его фамилии). Отец и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провел с матерью. Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

В 1466 году да Винчи поступил подмастерьем в мастерскую художника Верроккьо во Флоренции, где также обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, работал Ботичелли, бывал Гирландайо и др. В это время Леонардо увлекся рисованием, скульптурой и моделированием, изучал металлургию, химию, черчение, осваивал работу с гипсом, кожей, металлом. В 1473 году да Винчи получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472 – 1477 художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создает картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями». В 1495 – 1498 годах Леонардо работал над одним из самых главных своих произведений – фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария деле Грацие.

В 1502 году да Винчи поступил на службу военным инженером и архитектором к Чезаре Борджиа. В 1503 художник создает картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служит при короле Франции Людовике XII.

Последние годы

В 1512 году художник под покровительством папы Льва Х переезжает в Рим.

С 1513 по 1516 года Леонардо да Винчи живет в Бельведере, работает над картиной «Иоанн Креститель». В 1516 году Леонардо по приглашению французского короля поселяется в замке Кло-Люсе. За два года до смерти у художника онемела правая рука, ему было трудно самостоятельно передвигаться. Последний годы своей краткой биографии Леонардо да Винчи провел в постели.

Умер великий художник и ученый Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз во Франции.

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Интересный тест на знание биографии Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель и музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Итак, перед вами биография Леонардо да Винчи .

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в маленьком городе Винчи, неподалеку от Флоренции. Он появился на свет вследствие любовной связи нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины.

Официальный союз этих двух людей был невозможен по причине того, что девушка происходила из низшего сословия.


Особые приметы Леонардо да Винчи

Детство и юность

Вскоре отец да Винчи женился на состоятельной женщине, в результате чего первые годы жизни Леонардо жил вместе с родной матерью.

Однако когда у Пьеро и его супруги долго не рождались дети, отец решил усыновить своего первенца, забрав его у Катерины.

Детская привязанность Леонардо к матери, которой он лишился в столь ранние годы, навсегда запечатлелась в его памяти.

Впоследствии он во многих своих картинах пытался передать тот материнский образ, который он бережно хранил в своем сердце.


Дом, в котором жил Леонардо да Винчи в детстве

Через 10 лет первая жена нотариуса Пьеро умерла, после чего он вторично вступил в брак.

Всего у Леонардо да Винчи было 4 мачехи, а также 12 сестер и братьев по отцовской линии.

Творчество Леонардо да Винчи

Когда Леонардо да Винчи немного подрос, отец отдал его на обучение к мастеру Андреа Верроккьо, который научил его разным ремеслам.

Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Он быстро научился писать картины, создавать скульптуры, выделывать кожу, обрабатывать металлы и познавать различные . В будущем все эти знания пригодились да Винчи.

Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик.

Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, или .

Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.

В 1482 г. Лоренцо Медичи отправил Леонардо да Винчи в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.

Ему срочно были нужны качественные оборонительные устройства, а также приспособления для увеселения своего двора.

Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели.

Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.

За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов.

Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе.

В 1499 г. Леонардо да Винчи возвратился обратно во Флоренцию, где стал работать при дворе Чезаре Борджиа. Герцога прежде всего интересовало создание военной техники, с помощью которой можно было вести эффективную войну с противником.

На службе у Борджиа Леонардо да Винчи пробыл 7 лет, после чего решил возвратиться в Милан. К этому моменту биографии ему уже удалось написать знаменитую «Джоконду», которая сегодня находится во французском Лувре.

После приезда в Милан он пробыл в этом городе 6 лет, а затем переехал в Рим. В данный период биографии он по-прежнему продолжал писать картины и изобретать разные устройства.

В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци.

Личная жизнь

О личной жизни Леонардо да Винчи известно не так много. Несмотря на то, что он вел личный дневник, все свои записи он зашифровывал.

Однако даже после того, как их удалось расшифровать, исследователи получили крайне мало информации о подлинной биографии великого ученого.

Некоторые биографы высказывали предположения, что причиной скрытности Леонардо да Винчи могла быть его нетрадиционная ориентация.

Более того, существуют версии, что возлюбленным художника мог быть его ученик Салаи, имеющий женоподобный вид. Однако никаких доказательств такого рода заявлениям не существует.

К слову сказать, Салаи позировал для нескольких картин Леонардо да Винчи. Например, он был натурщиком для знаменитой картины «Иоанн Креститель». Существует версия, что «Мона Лиза» была также написана с Салаи, поскольку многие искусствоведы видят очевидное сходство персонажей, изображенных на обоих полотнах.

Тем не менее, как уже говорилось ранее, никаких фактов о связях с мужчинами или даже женщинами в биографии Леонардо да Винчи попросту не существует.

Ряд исследователей небезосновательно утверждают, что Леонардо вообще никогда не знал плотской близости, прожив всю жизнь девственником.

Смерть и могила

Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.

Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.

В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.

Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.

При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.

Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.

Тайны Леонардо да Винчи

Произведения Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами, и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что при написании своих картин художник якобы использовал некий графический код.

Например, при помощи нескольких зеркал, ученые смогли разгадать тайну взглядов «Джоконды» и «Иоанна Крестителя».

Как оказалось, оба персонажа устремляют свои взгляды на загадочное существо в маске. Секретный код в дневниках да Винчи также удалось раскрыть посредством зеркал.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

Одновременно с этим американский писатель Дэн Браун написал не одну книгу, связанную с творчеством художника. В 2006 г. по мотивам произведения Брауна был снят фильм «Код да Винчи», который получил огромную популярность во всем мире.

Многие религиозные лидеры и просто верующие люди критиковали фильм, называя его кощунственным. Интересен факт, что такого мнения придерживались как христиане, так и мусульмане.

Несмотря на это фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Это в свою очередь привело к тому, что масса людей начали живо интересоваться личностью и биографией Леонардо да Винчи, а также его гениальными произведениями.

История Леонардо да Винчи

Интересен факт, что сегодня любой желающий может посетить музей в Риме, названный в честь Леонардо, и собственными глазами увидеть устройства, построенные по его чертежам.

Также там находятся копии гениальных картин да Винчи и фотографии подлинных его рукописей. Другими словами, посетив этот музей вы сможете реалистично представить историю жизни великого флорентийца.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи уделял большое внимание инженерному и архитектурному искусству. Он является автором множества изобретений, опередивших свое время на несколько столетий.

Краткая биография Леонардо да Винчи не позволяет подробно описать все изобретения этого великого гения. Вот лишь некоторые их них: первый в мире танк, летательный аппарат и катапульта, пулемет и ножницы, велосипед и т. д. и т.п.

Вдумайтесь только, все эти изобретения Леонардо да Винчи спроектировал в 15 веке, более 500 лет назад!

Более того, первый в мире парашют также изобрел гений да Винчи. Интересен факт, что недавно современные ученые смогли создать по чертежам да Винчи точную копию такого парашюта. Испытания показали, что он вполне неплохо справляется со своей задачей.


Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе

При этом важно заметить, что на сегодняшний день многие чертежи и эскизы Леонардо да Винчи до сих пор остаются непонятными для ученых.

Возможно, в будущем мы сможем проникнуть в тайну биографии Леонардо да Винчи, и разгадать все загадки, которые он нам оставил.

Если вам понравилась краткая биография Леонардо да Винчи – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) – это ученый, инженер мыслитель. Но многим он известен как художник, автор таких полотен как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель» и «Тайная вечеря». Сохранилось тринадцать работ художника, его авторству приписывают еще восемь, несколько работ утрачены. Безусловно, его вклад в искусство значим: он первый размыл контуры рисунка, показал, каким может быть рассеянный свет и дымка. Искусство итальянского Возрождения получило толчок в своем развитии и плеяду гениальных художников, среди которых Микеланджело и Рафаэль.

Леонардо прожил долгую жизнь при дворе и имел влиятельных покровителей. Однако сам себя он назвал ученым. Хотя на протяжении жизни его представляли по-разному, даже музыкантом. После смерти он оставил двум своим ученикам картины и рукописи.

Семьи у него никогда не было, а истории сохранила лишь незначительные акты о его романах. Причем скандальных: со своими учениками и иногда – натурщицами. В общем, вокруг его имени всегда было много тайн и слухов. И даже через пятьсот лет спустя человечество продолжает разгадывать тайные знаки, которые провидец скрыл не только в своих картинах, но и манускриптах, посвященных научным и исследовательским трудам.

Первенец

Он родился по большой любви и незаконной связи в 1452 году близ Флоренции. Его отец Пьеро был из знатного рода, а мать Катерина – крестьянкой. В то время подобный мезальянс существовать не мог. Отец вскоре нашел себе ровню. Детей у пары не было, поэтому в возрасте трех лет Леонардо забрал отец, решив, что сможет дать ребенку хорошее воспитание и образование.

Через десять лет мачеха умерла, а еще через год 14-летний Леонардо покинул отчий дом, чтобы изучать науки и работать подмастерьем у Андреа дель Верроккьо. У него была известная мастерская во Флоренции, где он выполнял заказы по скульптуре и редко по живописи для дома правящего клана Медичи.

Историки не исключают, что для бронзовой скульптуры Давид ему позировал его ученик Леонардо: кудряшки, высоко поднятая голова и взгляд победителя. Анатомию, моделирование человеческого тела было интересно Леонардо с тех самых пор и до кона жизни. Позже он посвятит этому направлению не одну свою работу, создав самый известный рисунок «Витрувианский человек» для иллюстрации книги ученого-энциклопедиста Витрувия. Идеальные пропорции – вот что искал Леонардо, заразившись идеей своего гениального учителя. Его скульптуры и сейчас составляют «золотой фонд» эпохи Возрождения.

В самостоятельную жизнь учеников выпускали через шесть лет. Пока он учился, его отец нашел новую мачеху своему первенцу. Всего у Пьеро было четыре брака и дюжина детей, из которых только его незаконнорожденный сын стал одним из величайших умов. Пьеро умер в возрасте 77 лет, когда его сын уже перешагнул полувековой рубеж, и им уже была создана «Мона Лиза».

О судьбе матери он ничего не знал долгих сорок лет, но многие исследователи жизни Леонардо да Винчи склонны утверждать, что ее образ он пытался воплотить не раз на своих полотнах. То, что она была красавицей, брошенной любимым и отданной замуж за нелюбимого – об этом сведения есть. Есть также данные о том, что она старалась видеться с сыном, приходила и подолгу смотрела, как он гуляет. Леонардо узнал, что Катерина его мать, будучи взрослым.

В возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера. К этому времени он успел поработать над «Благовещением» с другими учениками и выполнить поручение учителя написать ангела для масштабного полотна «Крещение Христа», ставшей ступенькой в большое искусство. Такая помощь была обычной практикой. Талантливый ученик выполнил заказ, однако учитель был шокирован до такой степени, что признал превосходство Леонардо и забросил кисть в дальний угол до конца своих дней.

Универсальный человек

Леонардо мог часами писать, не отрываясь на еду, отдых или другие дела. Так вспоминал о мастере его ученик, который будет сопровождать его до конца. Франческо Мельци станет и его наследником. Они познакомятся, когда ему будет 15, а Леонардо 26 лет. В это время он открыл собственную мастерскую и вскоре получил большой заказ от монахов. Картина «Поклонение волхвов» так и осталась не дописанной, но в ней автор, якобы, изобразил сам себя. Справа, в углу, повернув голову, стоит кудрявый юноша. Он смотрит не в центр, где восседает Мария с малышом, и куда обращены взоры всех изображенных людей, словно единственный видит что-то вдалеке. Он начал ее писать в 1481 году, но вскоре отбыл в Милан и уже к ней не возвратился.

В Ватикане еще одна работа этого года - также не оконченная: «Святой Иероним», которую постигла печальная судьба. После смерти живописца, ее разрезали пополам, а нижнюю часть использовали как столешницу. Обнаружил ее в лавке один из кардиналов совершенно случайно через 150 лет, а папа римский ее выкупил за 2,5 млн франков.

Отвлек от этих работ Леонардо еще один заказ: сам Лоренцо Медичи, глава Флорентийской республики, знаток искусства и меценат, попросил его съездить в Милан якобы с миротворческой миссией. В те времена регионы Италии конфликтовали, виной тому была неспокойная Венеция.

Зная любовь герцога Лодовика Моро к музыке, Леонардо сделал ему в качестве подарка лиру, нижнюю деку которой украшал серебряный щит в форме головы лошади. Он и сам исполнил на ней кантату, это был любимый инструмент Леонардо, на котором он виртуозно играл. Художественное дополнение было не только украшением, оно еще усиливало звук. Кантата, исполненная флорентийцем, превозносила герцога и династию Сфорца, а больше всего регента Моро. Кроме того, положила начало дружбы между знатью и Леонардо. Известно, что он написал портреты обеих фавориток герцога: Чечилия изображена на картине «Дама с горностаем» (это животное есть на гербе Сфорца), а Лукреция позировала ему для портрета «Прекрасной Ферроньеры». Кстати, первый портрет хранится в Польше – единственный из четырех женских портретов, написанных да Винчи.

Тогда же начата работа над заказом герцога по созданию памятника Сфорца на коне. Первоначальный глиняный вариант был поврежден, когда французы захватили Милан, и правителям пришлось его покинуть. Так что до бронзового исполнения так дело и дошло.

Миланский период для 30-летнего Леонардо был плодотворным. Он был очень хорош собой, остроумен, интересен, поэтому не удивительно, что историки приписывают ему роман с одной из любовниц герцога. Платонический он был или вполне реальный - это еще одна тайна великого да Винчи, о личной жизни которого практически не сохранилось документальных данных. Некоторые его считали гомосексуалистом, но многие – девственником.

В ту первую поездку в Милан Леонардо привез с собой не только лиру, но и письмо с предложением услуг по военной части. Он пишет, что владеет несколькими уникальными рецептами против врагов. Например, знает, как потопить корабль и построить спингарды - орудия для разрушения стен. Инженерный талант пришелся по вкусу и Моро зачислил его в штат герцогских инженеров. Леонардо рьяно взялся за дело: он принялся укреплять и украшать фасад замка, проектировать ходы и дверь, которая закрывается с помощью противовеса.

Сохранились чертежи, где архитектурная и инженерная мысль Леонарда говорит о прекрасном знании фортификации, его передовых идеях в области оборонного дела.

Помимо этих забот, он был привлечен к строительству Миланского собора, вокруг которого шли противостояния немецких и итальянских мастеров. Наброски того времени показывают, каким упорством работал да Винчи над решением задачи размещения куполов. Он даже успел получить гонорар за проект, но продолжил многовековое строительство готического Дуомо другой флорентийский архитектор.

Тем не менее среди рисунков, оставленных Леонардо, есть несколько, посвященных архитектуре церквей и соборов, эскизы укреплений фундаментов и устойчивости декоративных элементов. А по просьбе герцога он начал писать «Трактат о живописи», чтобы подвести черту под их спором – что важнее из всех искусств.

Но этот труд стал гораздо шире, хотя как другие его проекты. Всего им написано тринадцать произведений об искусстве. К нему он относился с точным научным подходом: те же наблюдения, исследования, опыты. Он многое читал, изучал, чтобы привнести новое в технику живописи.

Он пишет «Мадонну в гроте» и «Портрет музыканта», приступает к работе над фреской «Тайная вечеря». Эта масштабная работа будет с ним почти три года. Он закончит ее к 46-ти годам. Всего при дворе миланского герцога он проведет семнадцать лет, изредка покидая его по делам в другие города.

Параллельно он ведет инженерную деятельность. В его рукописях появляются исследования, рисунки и чертежи, посвященные авиации. Он изобретал механизм, напоминающий вертолет и прообраз будущего современного парашюта.

Во Флоренции он не был долгое время. Он вернулся домой вслед за своей славой. Но здесь все изменилось, ушел Лоренцо Медичи, новые правители были далеки от искусства, больших заказов он не получал.

Единственным значимым предложением от представителей церкви стала картина «Святая Анна с Мадонной и младенцем», над которой он будет трудиться 10 лет. Он также предлагал властям проект канала Флоренция-Пиза, но правители этих городов все время враждовали, и инженерный талант Леонардо оказался не у дел.

Зато в Романье, регионе Италии, где новый правитель – молодой герцог Чезаре Борджиа пытался объединить мелкие феодальные земли в одно государство, его знания наук пригодилось. Он с удовольствием откликнулся на приглашение герцога. Задача соединить городок Чезену каналом с Адриатическим портом. Однако жизнь там была очень беспокойной из-за военных конфликтов и покушений на герцога. Леонардо оставил проект и отбыл в Константинополь строить мост.

Он писал властям Турции, предлагая свои разнообразные услуги, и вот получил приглашение. Турецкая история также оказалась короткой: он оставил свои расчеты и поехал во Флоренцию, где все же решили прокладывать канал. Гидравлическое сооружение от Флоренции до Пизы детально расписан в «Атлантическом кодексе». Он со знанием дела подходит к мелочам, расчетам, изучает строение земли и думает об укреплении.

Но и живопись не бросает. В этот раз ужасы войны он отразил в полотне «Битва при Ангиари». Фреска не сохранилась.

К этому периоду относится создание самой загадочной его работы: портрета Моны Лизы. До сих пор остается неизвестным, кто эта женщина и в чем ее тайна. С этой работой он едет во Флоренцию, и только через некоторое время пишет фон картины. Никогда художник с ней не расставался, и существует множество версий такой заботы, в общем-то не свойственной Леонардо.

Следующие семь лет, с лета 1506 года он проведет в Милане по приглашению французского наместника. Город находится под его управлением, некогда могущественный клан Сфорца был частично уничтожен, кто-то выжил, спасаясь бегством. В этот период умирает его отец, дела призывают отправиться во Флоренцию, где его ждут несколько неприятных месяцев. Похороны омрачены склоками в семье, из-за отсутствия завещания. Раздел имущества произошел негласно между сводными братьями и сестрами, не учитывающими в этом деле Леонардо. Старший сын, да еще и незаконнорожденный не входил в их планы. Вскоре умер и дядя Франческо, оставив и завещание, и долю наследства для племянника. Братья пошли на крайние меры, пытаясь подделать документ. Так что без суда не обошлось. Кстати, процесс он выиграл, и биться было за что: в собственности отца было несколько земельных участков, капитал и недвижимость.

Но на братьев обиду долго не стал таить: перед смертью, он оставил им свои сбережения. Деньги он не считал чем-то ценным, в отличие от картин и рукописей – это безусловное богатство, и оно семье не досталось.

В 1509 году он приступил к строительству шлюза, который бы защитил Милан от паводков. Но его не завершили, сославшись на отсутствие финансирования.

Многие полезные инженерные так и остались лишь на бумаге, впрочем, как и десяток не воплощенных в мрамор и бронзу скульптур. В виде эскизов остался последний крупный проект скульптуры, над которой работал Леонардо в 60-летнем возрасте: статуя маршала Тривульцио на коне. На этот раз помешали обстоятельства: Милан захватили французы, которые удерживали власть в городе больше года. Возвращение Сфорцев не сулило да Винчи ничего хорошего, он попал в опалу, как человек, состоявший у французов на службе. Поэтому он был рад приглашению в Рим, где к власти пришел новый папа из рода Медичей, всегда благоволивших к гению. Но и там ему ставили палки в колеса. Леонардо оставил запись, как ему не давали вести анатомические исследования, которыми он увлечен последние несколько лет. В его адрес потоком шли доносы на то, то он работает с трупами, видели в этом не здоровый интерес. Между тем, он оставил после себя исследования, детально изучив строение всех мышц человеческого тела, что было востребовано не только скульпторами, но и медиками.

В Лувре находится и последняя художественная работа мастера - «Иоанн Креститель», написанная им в Риме. Он наделся получить работу для росписи Сикстинской капеллы, но ее отдали более молодым коллегам. В спину пожилому творцу уже дышали Микеладжело, Рафаэль и многие другие талантливые художники.

Последний приют

Когда король Франции предложил заманчивые условия для деятельности и жизни, то Леонардо сразу же согласился. В 63 года здоровье пошаливало, а на родине никто не ждал. Со своим учеником, с которым он не расставался почти 30 лет, он отправился в свое последнее путешествие.

Приняли его с почестями, дали титул «первого живописца и архитектора» при короле. Предоставили хоромы в замке, доход в размере семисот золотых экю в год. Из окна спальни он видел удивительный замок покровителя и сделал рисунок. Туристы его могут видеть среди некоторых вещей, обстановки, в которой умирал творец.

У него плохо двигалась рука, последний год он практически не вставал с кровати. Он умер на 68-м году жизни в спокойной обстановке, в заботе и внимании учеников.

Его наследник Франческо Мельци всю свою жизнь хранил картины и гору рукописей на самые разные темы, из которых сохранилась только треть.



Рассказать друзьям