Как быть если начальник самодур. Что делать, если начальник выживает с работы и придирается

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если начальник любит покричать... Что в этом случае делать, как поступать?

Насколько проще была бы наша жизнь, если бы все руководители были людьми спокойными и уравновешенными! Однако в организациях и на предприятиях всех форм собственности темперамент не учитывается при назначении на руководящие должности. Куда большее значение имеют профессионализм и лояльность, а порой — подхалимаж и личные связи. Так почему же кричит начальник?

Некоторые руководители уверены, что работников нельзя заставить работать иначе, как только криком. Это стиль управления некоторых начальников, и по- другому отношения со своими подчиненными они про- сто не представляют.

Частенько претензии высказываются к должности, а не к человеку. Некоторые должности, казалось бы, созданы «для битья». Например, секретарь, который всегда сидит под боком у босса, а значит, первым принимает «удар» на себя.

Иногда начальник кричит на вас потому, что именно вы сегодня — «козел отпущения». Тогда на каждой планерке он ищет «козла отпущения» и «отрывается» на нем (или на ней) по полной программе. Чего только не услышишь об этом человеке, которого еще на прошлой неделе босс всем ставил в пример: и плохо работает, и у отдела худшие показатели, и одет не так, и машина у него слишком дорогая для работника его ранга, и кофе слишком много пьет на рабочем месте. К счастью для сегодняшнего «козла отпущения», на завтрашней планерке на его месте будет совершенно другой работник.

Реагировать на крик начальства можно по-разному.

Можно попытаться понять, чего от вас хотят. В ходе крика руководитель всегда пытается донести до вас некое «послание». Просто очень часто из-за негативных эмоций, которые возникают по причине этого самого крика, вы часто не в силах уловить конкретные пожелания вашего начальника. Одним словом, нужно попытаться понять, чего от вас хотят. А крик постараться пропустить мимо ушей как «информацию несодержательную».

Если вы научитесь не обращать внимания на крик руководителя, то можете считать себя счастливым человеком. Очень немногие способны абстрагироваться и спокойно выполнять свою работу после криков босса. Обычным людям после «такого» необходима «программа восстановления». Они пьют корвалол или валерьянку, чай или кофе, устраивают долгий перекур и жалуются на подобную несправедливость другим (коллеге, подруге или супругу).

Говорят, то, что сегодня кажется нам трагедией, завтра окажется пустяком. Думайте о том, что все в жизни временно. Возможно, сменят вашего начальника. Возможно, вы сами вскоре поменяете работу. А о крике босса через неделю вы можете не вспомнить вообще. Тем более что в жизни так много интересного и захватывающего, что действительно следует держать в памяти.

Работа — это еще не вся ваша жизнь, а лишь ее часть. Если она не дает вам морального удовлетворения, относитесь к ней просто как к средству зарабатывать себе на жизнь. Вдохновляйтесь предстоящими зарплатой и авансом. Думайте о том, на какие вещи вы их потратите, куда поедете на отпускные. В каждой профессии и на каждом месте работы есть свои издержки. Крик начальника — один из них. Если все остальное вас устраивает (в частности, зарплата), относитесь к работе проще.

Есть еще один забавный, но весьма действенный способ преодолеть подобный стресс. Помните, как Гарри Поттера и других юных волшебников учили не бояться неких злых духов? Нужно представить их в смешном виде! И если вы очень чувствительны к крику, необходимо тоже заниматься аутотренингом. Например, представлять руководителя и всех подчиненных на маскараде. Кого-то одеть в костюм божьей коровки, кого-то вообразить в роли бутерброда. Страх пройдет, и вы сможете относиться к боссу как к обычному человеку, а не вершителю судеб. Только постарайтесь не рассмеяться вашему визави прямо в лицо, это будет еще хуже.

Наконец, последнее, что вы можете сделать, — это уволиться. К такому крайнему средству прибегают люди особо чувствительные и с повышенным чувством справедливости. Чувствительные — потому, что крик они в принципе не переносят, и не только от начальника, но и от любого другого человека. Особенно это справедливо в отношении работников творческих профессий. Люди с повышенным чувством справедливости считают: нечего на меня орать, если я не виноват. Обида за несправедливое отношение со стороны руководства заставляет их искать правды, то есть уволиться и найти новое место работы, где руководитель более справедливый.

Главное — помнить о том, что у нас давно отменено крепостничество и никто не имеет права на вас кричать. За исключением тех случаев, когда вы сами это позволяете.

Начальники, как и все люди, бывают разные: босс может быть тираном, но справедливым тираном , может быть «своим в доску» (особенно это бывает, когда его недавно повысили и власть еще не успела сказать своего решающего слова), может быть «нюней» и размазней, на которого сотрудникам плевать, может быть трудоголиком, искренне переживающим за судьбу родного предприятия, но нет ничего хуже, если твой начальник самодур.

Если вы в отпуске на Кипре в два часа ночи не получали сообщение на телефон: «Завтра отчет мне на стол в 8.00», если вас никогда не лишали премии за то, что вы не купили круассанов шефу к завтраку , если вам ни разу не приходилось слышать оскорбительные или унизительные высказывания от босса за совершенно несущественную оплошность, то вам повезло с начальником и, наверное, вы меня в этой статье не поймете.

Но если вы получаете задания с размытой формулировкой, с нереальными или неопределенными сроками, а выполнив их, оказывается и делать то их не надо было, если вас за любое опоздание или упущение в работе, не разобравшись, что к чему, ожидают брызги слюней и уровень крика выше девяноста децибел, да еще и в присутствии других сотрудников, если ваш босс считает, что он единственный работник на предприятии, а все остальные гроша ломаного не стоят, то очень сожалею, но ваш начальник типичный самодур.

Такие люди никогда не поблагодарят за проделанную работу, они искренне считают, что за те копейки, которые они вам платят, вы горы должны сворачивать и радеть за процветание родного предприятия, как Че Гевара за дело революции. Они всегда готовы «ткнуть носом» в допущенный промах, они могут до поздна сидеть на работе и без зазрения совести звонить вам среди ночи. Такие начальники пресмыкаются перед вышестоящим руководством, но зато активно используют вас, как плацдарм для своих нервных срывов. И, конечно же, работа с таким начальником становится каторгой.

Мой случай был еще печальнее - мой начальник был отставным подполковником. Это правильно говорят, что бывших военных не бывает - вот и нам с коллегами порой казалось, что мы находимся не в офисном здании, а где-то в казарме или на военном полигоне. Был даже период, когда босс выстраивал всех в коридоре перед началом рабочего дня и устраивал своеобразный развод с громогласными криками «Равняйсь!» и «Смирно!». Я уже не говорю, что первым вопросом для мужчин нашего коллектива при приеме на работу был вопрос про армию, и если оказывалось, что соискатель на ту или иную должность не служил, шансов работать в нашей компании у него не было никаких, даже если он и с избытком обладал всеми качествами и знаниями необходимыми для устройства на эту должность.

Еще отличительной чертой босса были вопросы, которые он периодически любил задавать коллективу. Вопросы, лишь косвенно пересекались с областью нашей деятельности (а порой вообще не пересекались), и когда сотрудник не знал, что сказать или отвечал неправильно, начальник зло говорил: «Ну как так? Это же основы нашей с вами работы!» Как оказалось позже, мой шеф просто на досуге любил почитывать разнообразную методическую литературу и каждый раз спрашивал про то, что последнее увидел в книге.

И все же, давайте порассуждаем, что можно сделать, если работать с таким начальником невмоготу. Конечно же, проще всего плюнуть на все и уволиться, но на это стоит идти только в том случае, если вы действительно за свою работу не сильно держитесь и с легкостью сможете найти альтернативу. Если же это не так, то лучше искать другой способ. Например, можно попробовать собрать на своего босса компромат (получение взятки, подтверждение его некомпетентных действий, как руководителя , компрометирующее фото или видео с корпоративного вечера и т.п.) и передать вышестоящему руководству или опубликовать на корпоративном сайте, авторитет к такому начальнику будет подорван и ему будет сложно остаться на своем месте.

Можно попробовать свести время общения с начальником к минимуму, лишний раз не показываться ему на глаза, заслышав его голос в коридоре уходить в другой кабинет, общаться по телефону или по электронной почте. Но если вам по долгу службы приходиться непосредственно контактировать с боссом, то этот вариант не для вас.

Если вы юридически и профессионально грамотно подкованы, то можно попробовать пойти на конфронтацию с боссом: в ответ на ежедневные крики и упреки своего шефа отвечать грамотной и обоснованной речью, что он в том или ином случае не прав. Самодуры очень не любят, когда им перечат и ставят на место, особенно в присутствии других сотрудников. Поэтому вас могут постараться лишить премии, понизить в зарплате или попытаться уволить по любому поводу, главное не дать этого повода, если уж пошли на конфронтацию. И не стесняйтесь решать данный вопрос через высшее начальство, профсоюз работников, а при неизбежности и через суд, если вы уверены в правильности своей позиции. А по возможности подбейте как можно больше сотрудников к таким решительным мерам, ведь если у вас будет одно общее мнение, высшему руководству и профсоюзу волей-неволей придется принять какие-то меры.

Еще одним, но, по моему мнению, не самым лучшим, является вариант «смирения и поклонения». Можно попробовать всегда соглашаться с начальником, выполнять все его просьбы, извиняться за допущенные ошибки и обещать, что больше их не повторите, вообщем смириться с сумасбродством. Кстати именно такие варианты зачастую помогают подняться вверх по карьерной лестнице, но прежде задумайтесь, как к вам будет относиться остальной коллектив и стоит ли игра свеч. И конечно же этот вариант не для тех, у кого есть хоть капелька чувства собственного достоинства.

Если вы являетесь ценным, практически незаменимым сотрудником предприятия (не только сами так считаете, но и на самом деле таковым являетесь), действенным может быть следующий метод. Попробуйте поставить начальнику ультиматум: или он пересмотрит свой отношение к вам, либо пусть ищет на ваше место нового сотрудника. Но тут, как говорится: «Либо пан, либо пропал» - или начальник крепко призадумается над вашим предложением, или вам придется искать новое место работы.

Начальник сумасброд это одно, но когда под такого начальника, используя его методу, начинает подстраиваться коллектив - это совсем другое. На работе среди сотрудников начинаются какие-то интриги, склоки, дрязги, ходят различные слухи и каждый готов пойти по головам ради достижения каких-то определенных целей. Вот в таком случае, я все-таки советую крепко подумать, а стоит ли работать на этом месте, ведь все-таки нервные клетки не восстанавливаются, и ваше здоровье не стоит никаких заработанных такой ценою денег.

«Токсичный менеджмент» - вполне устоявшийся в западной деловой среде термин. Не выдержавшие служебных перегрузок и скатившиеся до психопатологического поведения топ-менеджеры способны быстро разрушить коллектив и уничтожить бизнес компании.

Отоксичном менеджменте как явлении говорят уже давно: в США первые научные исследования на эту тему относятся к 1950-м годам. Примерно тогда же там стали вести статистику «несчастных случаев», которые происходят в корпоративном мире, а вслед за этим появилось и законодательство, защищающее сотрудников компаний от проявления насилия, в какой бы форме оно ни осуществлялось - сексуальной или психологической. Тем не менее масштабы бедствия сохраняются даже в этой зарегулированной стране. Достаточно упомянуть о том, что в период с 2005 по 2007 год в США ежегодно совершалось около 1,2 тыс. убийств на рабочем месте и примерно 2 млн преступлений, так или иначе направленных против коллег. Бóльшая часть этих эксцессов так или иначе обусловлена отклонениями в психике менеджеров: обретя власть в компании, получив контроль над людьми и ресурсами, но не имея возможности для нормальной подзарядки и регенерации, они рано или поздно срываются и «съезжают» к патологическому поведению, которое в литературе и получило название «токсичность».

Лучевая болезнь

Эффект присутствия «токсичного» менеджера в корпоративном пространстве сродни действию радиоактивного оружия массового поражения: окружающие люди «разрушаются» морально и психологически - постепенно, но неотвратмо. Как и в случае с радиацией, «токсичность» менеджера излучается с одинаковой силой во все стороны: вниз - на подчиненных, вбок - на равных по служебному положению в иерархии и наверх - на собственное начальство. Чем ближе находятся сотрудники к источнику «радиации», тем более сильную дозу они получают за единицу времени. В развитых странах, где эта проблема описана и изучается давно, корпорации ищут способы защиты от подобной «радиации» и самих ее «источников». И поскольку на законодательном уровне там четко определено, какое поведение на рабочем месте считается неприемлемым, токсичных менеджеров довольно легко увольнять или понижать в должности.

В России эту проблему пока предпочитают не замечать - и зря: сотрудники, получившие свою дозу излучения, не способны полностью восстановиться и всегда будут нести в себе последствия полученной травмы. Катастрофичность ситуации заключается еще и в том, что в российских компаниях исторически очень много токсичных элементов: в турбулентные 1990-е годы в нашем социуме наверх поднималась «пена» - лучшие из лучших и худшие из худших. Именно такие люди отличаются разного рода отклонениями от поведенческой нормы. Средним, уравновешенным и по-хорошему ординарным личностям тогда сложно было сделать головокружительную карьеру в бизнесе или политике. Еще одна причина распространения токсичности - отсутствие практики поддерживания психического здоровья и просто-напросто соблюдения критериев нормы в менеджменте. При этом наше общество довольно своеобразно относится к психопатии: на откровенно неадекватное поведение руководства в коллективе нередко закрывают глаза, объясняя странность или агрессивность руководителя «легкой экзальтированностью», «пунктиком», «плохим самочувствием», «проблемами в личной жизни» и т. д. Мы не хотим называть вещи своими именами, и подобная инфантильность приводит только к разгулу токсичной стихии и большому количеству жертв.

В садомазохистской токсичной корпоративной культуре у подчиненных постепенно возникает зависимость от эмоциональных выплесков босса. Чтобы начать работать, им действительно становится нужен хороший пинок (хорошо, если только моральный).

Одним из самых известных исследователей «радиоактивного» излучения менеджеров в окружающую среду является голландский аналитик и экономист Манфред Кетс де Врис. Он довольно часто приезжал в Россию, читал лекции в Академии народного хозяйства и в Сколкове, а заодно вместе с сотрудниками своей лаборатории по специальной методике производил «замеры» токсичности в российской корпоративной среде, получив при этом довольно предсказуемые результаты. По его оценкам, доля токсичного поражения среднего и высшего менеджмента в стране колеблется между 70 и 75%. Это свидетельствует о том, что первоначальный этап накопления капитала даром не прошел: если физически люди еще были способны выдерживать большие нагрузки и не выгорать, то сохранить душевное равновесие и психическое здоровье удалось очень немногим. Особенно это касается амбивалентных типажей, по природе своей находящихся «на грани», которую легко перейти при более или менее жестком внешнем толчке. Впрочем, вряд ли кто-то из тех, кто достаточное количество лет проработал в российской компании, поручится за свое безупречное психическое здоровье.

Философия будуара

Начнем с самого страшного вида психопатии с точки зрения воздействия на окружающих - садомазохистской токсичной корпоративной культуры. Создавший ее руководитель получает явное удовольствие от унижения людей, постоянного прессинга и даже насилия. Первый рефлекс, который пробуждается в сотрудниках, попавших в такую среду, - это вопрос, стоит ли вообще дальше работать под началом такого босса. Люди с нормальной энергетикой и миропониманием надолго в подобной компании не задерживаются. А значит, первым следствием этого вида токсичности является отсутствие в организации нормальных - высокопрофессиональных и по-хорошему жестких - людей. У тех же, кто по каким-то причинам решил продолжать здесь свою карьеру, самопроизвольно включается такой природный защитный механизм как мазохизм. Ведь для того, чтобы принять садиста, необходимо его «понять и простить». Иными словами, полюбить и вместе с тем оправдать перед самим собой свое пребывание в невыносимых условиях. «Бьет - значит любит», - это страшная фраза, в которой выражается не что иное, как мазохизм, разрушающий личность человека, его энергетику, волю и чувство собственного достоинства. Человек становится готовым к тому, чтобы терпеть бесконечный поток издевок. Более того, со временем у него возникает зависимость от подобных выплесков токсичного босса, поскольку в силу повреждения энергосистемы такие люди теряют способность черпать энергию внутри себя: чтобы встряхнуться, им уже нужен порядочный пинок (хорошо, если только моральный). Причем количество и сила получаемых пинков имеют тенденцию со временем только возрастать. Существование в таких стрессовых условиях продолжительное время вполне может привести даже к преждевременной смерти. Фраза «сгорел на работе» очень часто является маркером такой культуры.

Исходя из собственного искаженного восприятия мира, токсичный босс-шизофреник ставит перед коллективом невыполнимые задачи («Вы сможете, вы же профессионалы!»). А затем строжайшим образом спрашивает за недостижение недостижимого.

Можно ли восстановить коллектив, изъяв из него садиста? Ответ однозначный - нет. Если в конце концов руководить людьми с поврежденными личностными параметрами поставят нормального менеджера, они все равно начнут провоцировать нового начальника и вынуждать применять насилие, ведь агрессия извне уже стала для них необходимым импульсом, без коего сложно браться за работу. Кроме этого, в психиатрии известно такое явление, как «перевертыш» (подобное часто культивируется в психологических триллерах): если в семье долгое время жил садист, с которым родственники были вынуждены мириться, спустя какое-то время после его смерти точно такие же черты проснутся в одном из членов семьи - причем чаще всего в наиболее пострадавшем. А значит, не исключено, что подобная трансформация может произойти с одним из членов команды. Новому управляющему придется принять довольно сложное решение: с одной стороны, и людей жаль, с другой - старый коллектив невозможно оставить. Разбавлять костяк компании новыми сотрудниками тоже опасно: ведь, скорее всего, и новички попадут под токсичное воздействие. В моей практике было несколько совместных проектов с психиатрами: «облученных» сотрудников выхаживали буквально годами - их аккуратно переводили на более низкие должности, оставляя в тишине и покое до момента стабилизации. На реабилитацию после психической травмы может уйти немало времени. При этом хотелось бы заметить, что чаще всего с токсичностью менеджмента приходится сталкиваться не на производстве: третируют обычно «белых воротничков» - офисных работников, которые, как считается (и, видимо, справедливо), имеют меньше воли к сопротивлению и отстаиванию собственного достоинства. Впрочем, ответить цивилизованно действительно сложно - в силу отсутствия правового поля, которое даже в отношении более очевидных - производственных - травм тоже работает не очень эффективно, так что люди боятся судиться и отстаивать свои права. Подытожим: садомазохистская корпоративная культура «убивает» коллектив за 4–5 лет; сильные профессионалы не задерживаются в такой компании; оставшиеся сотрудники все больше погружаются в болезненную зависимость от своеобразных корпоративных отношений: от подачи заявления об увольнении их удерживает страх перемен, а также опасение попасть в еще больший ад, ведь они уже забыли о том, что мир может выглядеть иначе.

Изменение личности

Вторая с точки зрения распространенности корпоративная культура в России связана с шизо­френией. Босс–шизофреник на своем внутреннем «экране» видит окружающий мир каким угодно, однако картинка эта страшно далека от реальности. На практике это выражается довольно простым образом: шизофреник (или почти шизофреник) имеет обыкновение ставить перед коллективом недостижимые цели, рисовать эдакую столбовую дорогу с нарушением перспективы. На вопрос о том, как может выглядеть путь к такому светлому будущему, руководитель отвечает с помощью разного рода манипулятивных техник - вроде «Вы сможете, вы же профессионалы!». И в этом разница между пусть даже амбициозной мечтой нормального предпринимателя и бредом шизоруководителя: мечта всегда предполагает путь, который может нащупываться либо интуитивно, либо логически; речи же руководителя-шизофреника - лишь плод пустого воображения. Стоит заметить, что шизофреники от менеджмента обладают одной выдающейся способностью: они умеют очень хорошо и зажигательно говорить! Чтобы критически воспринимать эти слова, нужно быть зрелой личностью. Зато неустойчивые и внушаемые сотрудники (те, кто вечно обуреваем тревогами и светлыми надеждами) легко принимают на веру те завиральные картины, которые померещились руководителю. Разрушение коллектива под руководством шизо­френика происходит стандартным путем - через выгорание, ведь люди будут вынуждены чрезмерно вкладываться в достижение недостижимого. Тот, кто решит самоустраниться, рискует быстро попасть под горячую руку, поскольку этот вид психопатии сопровождается резкой сменой настроения. Часть коллектива уволится, оставшееся большинство будет вынуждено переформатироваться под новые условия. А попутно - подрывать свое здоровье и самооценку: недостижимое недостижимо, при этом управляющий никогда не признает безосновательность своей идеи - а значит, вся тяжесть вины ляжет на подчиненных. Так или иначе, основным индикатором неадекватного состояния руководителя являются два фактора - отсутствие путей к достижению цели и неприятие любых рациональных доводов против. В результате периодических прыжков через голову, для того чтобы увидеть очередной мираж, коллектив «погибнет» за 3–4 года - «сгорит» изнутри.

Вне себя

На третьем месте находятся менее серьезные заболевания, связанные с истерией. Она проявляется в двух видах. Первый обусловлен биологическими особенностями человека, состоянием его нервной системы, неврозом: на практике истерия выражается в таких реакциях, как крик, слезы, судороги и т. д. Подобным людям можно лишь посоветовать использовать медицинские препараты, способные снизить количество токсических выбросов в окружающую среду. Гораздо более существенный урон людям наносит истерия другого вида - психическая. На деле она представляет собой гибрид с различными маниакальными состояниями, возникающими при произнесении определенных кодовых слов, услышав которые человек «взрывается» - и понеслось… И если в первом случае коллектив может адаптироваться и подстроиться («Сейчас шеф взорвется, но через две минуты успокоится!»), то в случае с психопатической истерией это невозможно: взрывы происходят непредсказуемо, при этом такая истерия имеет обыкновение раскручиваться, разгоняя себя, мощность выбросов со временем только растет, в то время как периоды ремиссии становятся все короче. В дальнейшем подобные состояния перерастают в более тяжелые заболевания.

Психопатическая истерия у топ-менеджера обычно быстро приводит к разрушению - и его собственной личности, и компании. «Взрывы» становятся все чаще, прибавляют в мощности и непредсказуемости, а периоды ремиссии - все короче.

Четвертой по степени распространенности в корпоративном мире является параноидальная культура. В этом случае офис обычно набит электроникой: ведется тотальная слежка за всем, что происходит с сотрудниками. Подозрительность и мнительность не стоит путать с избыточным контролем - обычной поведенческой патологией, которая часто сопровождает власть. В нашем случае речь идет о другом состоянии - когда босс постоянно домысливает слова подчиненных, подозревает их в заговорах, причинении ему зла и прочих преступлениях. Гипотетически к этим «странностям» можно привыкнуть: в конце концов, паранойя в начальной стадии предполагает тихую и медленно накапливающуюся взрывную энергию, однако долго в такой компании я бы не посоветовала задерживаться.

Чаще всего этим заболеванием страдают люди, которые раньше занимались вопросами безопасности, процессинга, формализации, стандартизации, унификации, составлением должностных инструкций, детальным построением больших систем и другими разновидностями рутинной деятельности. В «нормальном» виде паранойя представляет собой обычное упорство. Однако, как и в других описанных случаях, распознать ее можно по признакам потери рациональности, которая и толкает человека к избыточной упорядоченности. Например, в виде требования к сотрудникам по многу раз на день протирать стол. И если человек подобным образом начинает расширять зону своего влияния, утрачивая в своих действиях здравый смысл, - это и есть настоящая паранойя. Довольно удивительное явление в российских компаниях, которое я встречаю и по сию пору, - необъяснимая любовь топов к чистой обуви. Многие руководители буквально помешаны на контроле обуви сотрудников. Причем в нескольких компаниях, которые мне встречались, «чистая обувь» шла вторым пунктом в миссии после стратегии компании. За грязные туфли людей не продвигают по карьерной лестнице и даже увольняют. И это могло бы показаться даже смешным, если бы такой подход к делу не являлся источником других патологий: все-таки одно дело сделать замечание, и совсем другое - «во­зить лицом по столу» за не почищенные вовремя ботинки. Такое не стоит списывать на «милые пунктики» босса.

В офисах двух крупных российских банков на столах у сотрудников лежат коврики, на которых нарисованы кружочки для чашки и прямоугольнички для канцелярской продукции. Забавно, не правда ли? Однако это не просто шутка, в этих компаниях сотрудники обязаны к концу рабочего дня раскладывать весь свой скарб по нужным геометрическим фигурам. Помнится мне и другой случай, когда начальник в конце рабочего дня обходил свой офис, расставляя все на рабочих местах сотрудников по собственному разумению и выбрасывая то, что он идентифицировал как мусор. В чем опасность паранойи для окружающих? Проблема в том, что окружение такого начальника заражается привычкой к иррациональной упорядоченности: не дай бог что-то забыть или упустить из виду, ведь любая бумажка с нужным телефонным номером на уголке окажется в урне.

Букет нарциссов

Особняком стоит упомянуть группу нарциссических психопатий, которые базируются на мании величия и себялюбии. В бытовом восприятии эти две разновидности сплелись, и в этом есть своя правда: в конце концов, речь идет об одном и том же - самовлюбленности, уверенности в собственной непогрешимости и требованиях к окружающим подчеркивать величие босса. Нарцисс - это всегда самодур. Как только человек нарушил способность к самооценке, это может повлечь за собой гибель компании: коллективу нужно, чтобы руководитель вовремя поворачивал руль, в то время как он постоянно тормозит и упорствует. Со временем такой типаж легко переходит в зону истерии и садизма.

Я решила поднять эту тему для того, чтобы донести очень простую мысль: тактически токсичные культуры могут быть намного эффективнее нормальных, но стратегически они всегда ведут к гибели коллектива: другого не дано. Хороший управляющий умеет стать на время «токсичным» для пользы дела - но ненадолго. Такие техники используются вполне сознательно в антикризисном управлении: одномоментное воздействие, острое и болезненное, всегда сочетается с постшоковой терапией. Однако токсичность может восприниматься как инструмент только тогда, когда руководитель способен ею управлять. Что же касается организации, вынуждена всех огорчить: коллективы, которые подверглись мощному и продолжительному токсичному воздействию, восстановлению не подлежат. Разумеется, новый управляющий из гуманистических соображений может предпринять ряд реабилитационных мер, связанных с охлаждением культуры, снижением нагрузки для наиболее пострадавших и так далее, однако реальность говорит о том, что сил и времени на все это попросту не хватит: компания загнется быстрее, чем восстановится коллектив.

В книге Роя Лубита «Токсичные» менеджеры и прочие трудные люди» читатель может найти более полное описание всех разновидностей токсичного менеджмента с практическими советами, что делать, если вы встретили параноика, неэтичного оппортуниста, шовиниста… Однако я хотела бы сразу всех предупредить: подобные книги написаны для цивилизованного мира, имеющего нормальную подготовку, в том числе правовую базу. Между тем такие проблемы рано или поздно коснутся каждого: на пути любого человека обязательно встретится токсичный сотрудник, коллега или руководитель, поэтому необходимо отдавать себе отчет в том, что делать в этом случае. Терпеть и закрывать глаза, сетуя на свою судьбу? Или действовать рационально, понимая, зачем необходимо задуматься о себе и об оздоровлении компании? Нужно отдавать себе отчет, где проходит грань между «милой привычкой» и распущенностью, которую лишь развивает податливый коллектив. Власть гипертрофирует особенности личности, которые заложены в нее изначально. Однако проблема не только в этом. Дело в том, что в России власть традиционно понимается и воспринимается как индульгенция: «Я начальник - значит, мне все можно». Эта конструкция настолько устойчива, что никто с ней не спорит, люди привыкли воспринимать все отклонения своих руководителей как должное. Тем из них, что дадут себе труд об этом задуматься, я бы посоветовало одно: работать над собой, бороться со своей «ирландской яростью», излишней ригидностью и прочими особенностями. Тогда и эффективность компании не будет скоротечной, и любовь к людям - мифической.

  • Лидерство, Менеджмент, Управление компанией

Начальник придирается, что делать, если эта проблема настигла вас на работе ? Первый совет – это набраться терпения, очистить разум и внимательно прочитать статью! Ваш руководитель постоянно цепляется к любой мелочи, но до увольнения дойти не может, так как это не позволяет трудовой кодекс, да и повода, собственно, и нет. Стоит ли наладить отношения с таким человеком?

Что делать если, если начальник самодур и который к тому же проявляет большую агрессию, существенная проблема. Из-за подобных отношений на работе, с легкостью может произойти нервный срыв, постоянные придирки со стороны руководства, претензии и крики выведут из эмоционального равновесия любого человека, даже со стальными нервами .

Что делать если начальник придирается

Что делать, если начальник придирается? Ежедневно, собираясь на работу, вы с неохотой смотрите в зеркало и понимаете, что желания, в очередной раз, попасть в руки тирана — нет совершенно, боязнь его крика, критики ваших профессиональных качеств отбивает всю охоту. Создается впечатление, будто вас, как в детстве, заставляют идти в садик, а вы не хотите и с горькими слезами кричите родителям: «Я туда не пойду». Задумайтесь, а надо ли? Что проще: найти новую работу или попытаться поладить с существующим начальником? Естественно, вариант с уходом куда проще. Если вы не любите бороться, привыкли выбирать пути полегче, то да – вам предпочтительнее подыскать новую вакансию, ведь шанс, что на новом месте встретиться такой же тиран – крайне мала. Второй вариант нужно выбрать тем, кто из принципа хочет поставить руководителя на место или хотя бы сделать так, чтобы он не нашел никаких поводов придраться к вашей безупречной работе. Первым шагом в достижении желаемого должно стать составление стратегии, для этого нужно проанализировать всю ситуацию, понять причину его придирок, какие справедливые, а какие нет. Быть может он невероятно пунктуальный человек, а вы частенько опаздываете или же он имеет педантический характер, из-за которого ваш внешний вид может показаться для него совсем неряшливым. Если что-то из подобного действительно есть, то устраните повод его придирок, в противном случае, первоочередной задачей является – установить к какому типу он принадлежит, а затем применить психологию общения.

Что делать если начальник кричит

Существует такой тип, описание которого четко подходит под одно емкое слово – истеричка. Наибольшее количество представителей данного вида – женщины. Пребывая в возбужденном состоянии, они постоянно срываются на своих подопечных, при всем при этом с лицами, отличными от ее круга подчинения, они ведут себя невероятно мило и дружелюбно. Подобным «собакам в сиропе» помочь в силах только квалифицированный специалист. Что делать если начальник кричит? Наиболее действенная тактика против таких индивидов – это тактика танка. Будьте абсолютно спокойны, никогда, запомните, никогда не переходите на крик. Если вы совершенно точно уверены, что критика в вашу сторону необоснованна, то отвечайте холодно и строго аргументированными фактами, если ваш начальник пытается свалить ответственность своей ошибки на вас, то не стесняйтесь напрямую указать на неправоту именно его действий. Что делать, если начальник кричит с прежней силой, даже после предпринятых мер? Заручитесь поддержкой ваших коллег, а лучше вышестоящего начальства. Не думайте, что подобные действия будут осуждены со стороны других, возраст детсада давно прошел, и обращение к руководству не будет оценено, как жалоба. Запомните, истерички бояться тех, кто в силах им противопоставить твердость своего характера. Поняв, что вы не подвергаетесь его выпадам, он, скорее всего, отстанет, но стоит вам проявить хоть какую-то слабину, то придирки возобновятся с новой силой и не факт, что уже прекратятся.

Босс-самодур

Следующий вид неприятных начальников – босс-самодур . Основное отличие от первого типа заключается в том, что самодуры, обычно, кричат и на своих и на чужих, причем агрессивный настрой у подобных людей вызван в первую очередь не неуверенностью в себе, как у истеричек, а наоборот завышенной самооценкой. В роли подобных диктаторов зачастую выступают мужчины, которые наслаждаются своей властью над другими, имея высокий пост в компании. Его самовлюбленность и уверенность, что вокруг находятся одни дураки, отражается на отношении к остальным. По его мнению, общение с подчиненными что-то вроде божьего наказания. Чтобы наладить отношения с таким типом личности, необходимо повести себя правильно с самого знакомства. Так как люди, схожие по характеру с самодуром, имеют свой сценарий поведения с каждой из групп людей, то вам необходимо дать понять, что на вас нельзя кричать и сильно жестикулировать в вашем присутствии, после этого вы, хотя бы, не станете грушей для битья. Сделать это нелегко, но возможно. При общении с ним постарайтесь использовать разные стили общения, а при первом контакте внушите себе, что он такой же человек, как и вы, а высокое карьерное положение еще не повод повышать голос и унижать ваше достоинство. Также, попробуйте представить кричащего на вас начальника сидящего на ночном горшке, а его злое лицо, как попытку тужиться. Смешно? Разве может такой человек повысить на вас голос? Конечно, нет! Только постарайтесь все же не рассмеяться в лицо горе-начальнику.

Естественно, чтобы эффективно разработать и выполнить стратегию по налаживанию отношений, необходимо иметь спокойный внешний вид и не выказывать волнений. Верное решение на вопрос «Что делать, если начальник самодур?» будет крыться в приеме успокаивающих, основанных на растительных компонентах и не вызывающих зависимости после длительного приема. Одним из таких препаратов является биологически активная добавка

Есть ситуации, когда человек искренне любит свою работу, но совершенно устает от постоянных упреков своего начальника. А ужиться с ним сложно, особенно если начальник - самодур. Если постоянно придираться к каждой мелочи, любого человека это рано или поздно выведет, и тогда ему уже точно не захочется утром идти на работу. И чтобы не допустить очередной встречи с обидчиком, единственное желание - не выходить из дома, забившись в дальний угол.

И тут есть лишь два пути. Самый простой - сменить работу, более сложный - все-таки разумно подойти к вопросу и постараться наладить отношения с вышестоящим руководством.

Общая информация

По мнению примерно половины работников нашей страны, начальство - самодуры. По крайней мере, об этом говорят социологические опросы. И вопрос о том, как быть в такой ситуации, нужно ли соблюдать субординацию, волнует многих. Ведь очень часто людям нравится своя работа и зарплата, а иногда просто нет выбора, ибо других подобных должностей и условий нет в регионе. Убрать с должности начальника - мечта многих, но к сожалению, осуществить ее практически невозможно. В связи с этим необходимо искать методы, как уживаться с таким начальством, и научится терпеть его характер.

Варианты

Множество психологов сходятся на этот счет в одном: существует несколько вариантов, как ужиться с таким человеком. Первый - это выработать в себе терпение. Человек должен смиренно, не принимая близко к сердцу, выслушивать все необоснованные и часто унизительные придирки в свою сторону. Несмотря на то что этот вариант кажется очень странным и подходить он может лишь очень терпеливой личности, большинство работников в нашей стране именно так себя и ведут. И может, все было бы хорошо, ведь соблюдать субординацию - это правильно. Но с точки зрения психологии подобное развитие событий может значительно отразиться на здоровье сотрудника. Стресс будет накапливаться, а психологическое и физическое здоровье приходить в упадок.

В связи с этим психологи рекомендуют не просто терпеть, но и заботиться о своем здоровье. Важно проводить психологическую и эмоциональную разгрузку. Не стоит снимать стресс алкоголем. Но если у сотрудника нет сил терпеть и покорность явно не его конек, то лучше найти другой способ.

Если начальник постоянно орет, значит, он не уверен в себе и боится показаться смешным в глазах других. Поэтому стоит учитывать, что подобные люди очень боятся огласки своей некомпетентности. Разобраться и понять, какие именно комплексы и травмы провоцируют его защищаться от мира - значит найти оружие, которое безотказно подействует на этого человека. Есть даже шанс, что он сам уйдет с занимаемой должности. Но этот способ очень опасен, ведь любая ошибка - клевета, а она наказуема законом. Но лучше всего не прибегать к кардинальным мерам и решить, как общаться с начальником без обид и проблем для обеих сторон.

Выбор действий

Естественно, если каждую секунду к сотруднику придирается его начальство по всевозможным мелочам, самый легкий способ - начать поиск нового места трудоустройства. Этот метод идеально подойдет людям, в чьем характере нет склонности бороться за свои права, и тем, кто привык искать легкие решения проблем.

По теории вероятности, начальник-самодур останется в прошлом, а новое руководство будет значительно благосклоннее. Но если же это не так, то есть смысл выстроить грамотную стратегию действий. Первым делом нужно понять, по какому поводу он кричит чаще всего, а также определить, какие его придирки имеют почву, а какие нет. Проводя анализ, не стоит односторонне смотреть на вопрос, есть вероятность, что руководитель вполне оправданно возмущается по поводу некачественного выполнения сотрудником его прямых обязательств.

Начальник-истеричка

Чтобы наладить отношения с руководством, в первую очередь нужно понять, к какому типу личности относится его характер. По статистике, истерики случаются в 99% ситуаций у женщин. Если они находятся в состоянии перманентного напряжения, очень вероятно, что сорвут злость на подчиненных, сохранив при этом приветливость с вышестоящим руководством и незнакомцами. Если это истерия, то стоит действовать по типу бронепоезда. Не реагируйте, Все ответы должны быть контролированными, без повышения голоса и проявления взаимных эмоций. Если придирки нелепы, стоит аргументировать свое мнение.

А в ситуации, когда начальство пытается обвинить подчиненных в собственных ошибках, лучше всего наглядно показать ему, кто виновен на самом деле. Также можно заручиться поддержкой коллег или руководства свыше. В данной ситуации это не стоит воспринимать как предательство или ябедничество, ведь действия со стороны постоянно унижаемого сотрудника будут вполне оправданы.

Как найти общий язык

В отличие от истеричек, начальник-самодур агрессивен по отношению ко всем без разбора. Такие люди неоспоримо уверены в собственном превосходстве над всеми остальными. В основном это мужчины, продвинувшиеся по карьерной лестнице достаточно быстро. Их основное убеждение - вокруг одни идиоты, и общаться с ними хуже, чем пытки.

Если человеку приходится общаться с самодуром, то изначально необходимо вести себя правильно. Нужно показать, что у подчиненного достаточно гордости, и вариант, что он станет полностью отсутствует. Конечно, задача кажется сложной, но если ее выполнить, то есть большая вероятность, что в будущем уже не придется сталкиваться с придирками. Кроме того, человек должен внушить себе мысль, что он ничуть не хуже своего начальника-самодура. Также психологи рекомендуют задействовать фантазию, например, представить начальника в розовой пушистой кофте или с мусорным ведром на голове. Это позволит сознанию не воспринимать всерьез его удары по самооценке.

Если начальник производства постоянно придирается

Просто придирающееся руководство на первый взгляд выглядит более безобидно, чем истеричный тип или самодуры. Но дело в том, что постоянными замечаниями можно вывести даже самого спокойного и уравновешенного человека. Придирающееся начальство будет тщательно контролировать каждый шаг своих подчиненных, отчитывая их даже за полуминутное опоздание.

Часто такие люди контролируют также время обеда и звонят в выходной день, не имея на это веских оснований или серьезных поводов. Также есть шанс, что он будет искать недочеты в работе, которая выполнена идеально. И вместо заслуженной премии сотрудник получит выговор.

Как воспитать начальника

Не стоит раболепствовать перед придирой и истеричным начальником производства. Стоит уточнить, какие именно нюансы не устраивают руководителя, вызвать его на диалог, где он должен не только объяснить, в чем он видит недочеты, но и предложить пути решения возникшей проблемы.

А касательно звонков в выходные дни, то можно просто не поднимать трубку. Это время отдыха, и у начальства нет прав обвинять вас в том, что вы не были на связи. Стоит также серьезней отнестись к рабочему графику, не допускать опозданий или затягиваний обеденного времени. Это приведет к тому, что начальнику просто надоест искать поводы обвинить вас, и он переключится на другого сотрудника.

Вывод

Приручение начальства - дело нелегкое, но это на самом деле не выход из положения. Если начальник - самодур, что делать с этим - известно. Нужно просто наладить взаимоотношения между вами. Не стоит пресмыкаться или прогибаться под надоедливое руководство. Наоборот, для таких людей важны те сотрудники, что проявляют достоинство и могут доказать свою ценность. Если отгородиться от постоянных придирок, можно спокойно работать.

А вот глобально перевоспитывать этого человека - задача для его родных. Во время налаживания отношений очень важно дать понять человеку, что вы не только готовы, но и хотите сотрудничать с ним. Именно ваше стремление уладить конфликт позволит продолжить трудовую деятельность без проблем. Распознав психотип начальника и решив эту ситуацию, можно сделать свою жизнь лучше и избавится от обид и проблем на работе.



Рассказать друзьям