Как готовить башкирский чай и традиционные пельмени. Чайные традиции чая: русский букет, татарский чай, башкирский чай Пару слов о традиционном гостеприимстве

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


На территории Башкирии произрастает множество растений, полезных для здоровья. Среди них одно из самых известных – ива-чай узколистный.

В народе его называют по-разному: кипрей, мельничник, хлебница, плакун, дремуха, скрыпник, маточник, копорский чай и многие другие.

Где искать?

Это многолетнее растение прнадлежит к роду кипрейных и вырастает от полуметра до двух. В Башкирии иван-чай встречается повсеместно, почти во всех районах. Чаще всего его можно найти на пустырях, на гарях после пожаров, около лесных дорог, по опушкам и на вырубках, предпочитает песчаные, практически сухие почвы. Очень много кипрея растет на Южном Урале и близлежащих предгорьях, в зонах Зауралья и Предуралья, на северо-востоке страны.

Поэтому, такие районы, как Белорецкий, Караидельский, Салаватский, Кигинский, Архангельский, Хайбулдинский, Баймакский, Гафурийский, Бурзянский, Абзелиловский, Дуванский довольно богаты иван-чаем. Жители Башкирии чаще всего собирают его недалеко от селений Мраково и Красноульское, в пойме реки Сакмары, на Кумертау, в районе Акъяра и Зилаира и др .

Описание

Иван-чай имеет прямостоячий высокий стебель, густо облиственный. Заостренные прямые листья с одной стороны чаще всего темно-зеленого цвета, а с другой могут быть розовыми или темно-красными.

Большие розовые, лиловые, темно-красные или пурпурные цветы имеют соцветия в виде колоса. Плод имеет форму продолговатой узкой коробочки, покрытой волосками, в которой в августе созревают семена. Соцветия – кисти, длина которых достигает от 10 до 40 см. Цветет иван-чай с июня по июль.

Все растение обладает высокими целебными свойствами: и корень, и побеги, и листья, и цветы. Заготавливать их в Башкирии необходимо в разное время. Корни лучше собирать в сентябре, после цветения. Их засушивают. Цветы, по рекомендации специалистов, собирают в начале цветения, еще не распустившиеся до конца.

А вот листья годятся для сбора в течение всего лета, но наиболее полезными будут собранные во время цветения. Их сушат, ферментируют, употребляют в свежем виде .

Иван-чай в Башкирии используют в виде настоек, отваров, настоев, готовят вкусный целебный копорский чай.

Состав

По своему составу иван-чай уникален. Оказывает успокаивающее, противовоспалительное, противосудорожное, седативное, транквилизирующее действие, повышает защиту организма, улучшает кровь. Богат иван-чай пектином, клетчаткой, дубильными веществами – танинами, слизью, микро и макроэлементами, биофлавоноидами, витаминами и др.

Танин в большом количестве содержится в корнях и молодых листьях растения и выполняет функцию антибактериальных и противовоспалительных препаратов. Танины связывают токсичные вещества при отравлении и выводят их из организма.

К тому же дубильные вещества обладают противовоспалительным и кровоостанавливающим эффектом.

В листьях находится большое содержание клетчатки и слизи. Они нормализуют и восстанавливают работу кишечника и благотворно влияют на организм в целом, уменьшают болевые ощущения, снимают воспаления, успокаивают и снимают судороги.

Свойства

Функция пектина заключается в нормализации обменных процессов, выведении токсинов и тяжелых веществ, в снижении уровня холестерина.

Предотвратить развитие атеросклероза, преждевременное старение, опасность возникновения онкозаболеваний и сохранить пластичность кровеносных сосудов призваны флавоноиды, имеющиеся в достаточном количестве в иван-чае. А также они оказывают спазмолитическое, мочегонное и желчегонное действия.

Важное значение для человека имеют макро и микроэлементы.

Листья кипрея содержат полезные и нужные для живых существ микроэлементы меди, железа, марганца, цинка, бора молибдена и др. в безопасном, но необходимом для жизнедеятельности человека количестве.

Нашлись в этом растении и макроэлементы, такие как кальций, натрий, магний, фосфор, калий и др. Вдобавок ко всему иван-чай содержит в себе следы алкалоидов, фенольные соединения, органические кислоты и углероды, которые выполняют энергетическую, пластическую и запасающую функции.

Но самое ценное, что содержит в себе любое лекарственное растение – это витамины. Иван-чай имеет в своем составе аскорбиновую кислоту, витамины А, К, Е, Р, витамины группы В: B1, B2, B3, B6, B9. Комплекс витаминов укрепит работу нервной системы, улучшит состояние кожных покровов, усилит работу внутренней секреции стенок кровеносных сосудов.

А самое главное, что иван – чай не содержит щавелевую, пуриновую и мочевую кислоты, кофеин, которые оказывают пагубное влияние на обмен веществ в организме .

Нельзя не сказать и о чудодейственном напитке – копорском чае, который оказывает благотворное влияние на наше здоровье. Копорский чай – это не только замечательное дезинфицирующее, противовоспалительное, слабительное, транквилизирующее, противосудорожное, противоонкологическое, противоязвенное средство, но и прекрасный напиток, повышающий иммунитет и укрепляющий здоровье.

Уфа была основана как русская крепость, как самый «продвинутый» на восток форпост Москвы. Крупное же поселение при слиянии рек Белой и Уфы существовало с незапамятных времён. Известный русский историк XVIII века Пётр Рычков, изучая не дошедшие до нас рукописные документы по истории Уфимской губернии начала XVI века и исторические предания башкирского народа, писал, что на территории города Уфы до прихода русских существовал большой город, протянувшийся вдоль Белой чуть ли не на десять вёрст, и частые археологические находки на территории современной Уфы это подтверждают.

Южноуральскими землями, на которых издревле жили башкиры, в Москве заинтересовались после взятия армией Ивана Грозного Казани. И вскоре, как записано в исторических документах, «башкиры стали просить царя, чтобы для отражения набегов… и для удобности взноса ясака дозволено было на их земле построить город».

Самоназвание башкир - «башкорт», и до сих пор существуют едва ли не десятки версий его происхождения и значения, и разброс мнений просто поразителен: одни переводят этноним как «главное племя», другие - как «главный волк», третьи - как «хозяин пчёл», есть и такие, кто выводит его от хантыйского слова, обозначающего росомаху... Как говорил один известный литературный персонаж, все эти теории и солидны, и остроумны.

Башкирская кухня со своим очень своеобразным и запоминающимся лицом сформировалась давно, и черты её определил образ жизни башкир, которые летом были типичным кочевым народом, а зимой превращались в осёдлый. Среди народов России башкиры - одни из самых усердных мясоедов, редкое башкирское блюдо обходится без мяса - баранины, говядины, конины (свинина, понятно, не приветствуется). Оно - и в первых, и во вторых блюдах, в закусках и выпечке, и если поутру башкир приглашает вас «попить чайку», то будьте уверены, что на столе будет полно мяса, преимущественно отварного. Также весьма характерно для башкир почти полное отсутствие пряностей и специй (за исключением красного и чёрного перца) - вкус и аромат башкирских блюд формирует большое количество всевозможной зелени.

Вот типичное башкирское первое блюдо

СУП-САЛМА С КАТЫКОМ

80 г баранины или говядины, пол-литра воды, 20 г лука, 10 г сливочного масла. Для салмы: 40-50 г муки, четвертинка яйца, 10-15 г воды, 100 г катыка

Сначала приготовить салму, замесить пресное тесто, как для лапши. Раскатать его в жгутик толщиной до 1 см, нарезать на кусочки. Надавливая большим пальцем в середину, придать форму ушка и подсушить. В кипящий бульон опустить просеянную салму и довести до кипения. Когда салма всплывёт на поверхность, суп заправить по вкусу солью, перцем, поварить ещё 6-7 минут и добавить нашинкованный полукольцами репчатый лук. В тарелку с супом положить кусочки мяса, отдельно подать катык.

Весьма распространённый у восточных народов катык готовят очень просто.

КАТЫК ПО-БАШКИРСКИ

1 л молока, 1-2 ст. ложки сметаны

Вскипячённое цельное молоко налить в посуду, желательно деревянную, и остудить до 20-30 градусов. Размешать в молоке кислую сметану, закрыть крышкой посуду и поставить её в тёплое место. Посуду укутать полотенцем. После этого нельзя ни встряхивать посуду, ни перемешивать её содержимое. Через 5-7 часов катык будет готов, и его следует поставить в холодное место. Такой катык употребляют в натуральном виде как самостоятельное блюдо, по желанию добавляя сметану, варенье, сахар, мёд, свежие ягоды. Через три дня катык станет кисловатым, потом острым. Именно такой катык следует использовать как приправу к супу.

Но настоящий король башкирской кухни - это, конечно же, знаменитый бешбармак. Именно из Башкирии он пришёл, например, и в татарскую кухню. В переводе это слово означает «пять пальцев». Те самые пять пальцев, которыми кочевники и ели это вкуснейшее блюдо, - ни вилок, ни ложек у них не было.

Башкирский бешбармак имеет ряд отличий от тех, что готовят другие народы: в блюдо добавляется картофель, птица (в данном случае - гусятина), лапша нарезается ромбиками.

БЕШБАРМАК БАШКИРСКИЙ

Половинка гуся (или столько же по весу баранины), 10 картофелин величиной с куриное яйцо, 4-5 крупных луковиц, большой пучок зелёного лука, полный стакан муки, 1 яйцо, топлёное сливочное масло


Мясо вымыть, порубить на куски величиной с кулак. Положить его в кастрюлю (но лучше в казан!), залить водой так, чтобы она покрывала мясо на два пальца, добавить щепотку соли - чтобы пена лучше отходила, поставить на огонь. Подождать, пока начнёт отделяться пена и тщательно её снимать. Положить в бульон пару неочищенных луковиц и лавровый листик, закрыть крышкой, убавить огонь и варить мясо при очень слабом кипении примерно 1,5-2 часа.

Из муки, яйца и очень холодной воды замесить крутое тесто и раскатать его в пласт толщиной 1-1,5 мм. Когда тесто немного подсохнет, разрезать его на полоски шириной около 3 сантиметров, а затем эти полоски порезать на ромбики, чуть-чуть присыпать их мукой и оставить на разделочной доске. Когда мясо будет почти готово, почистить картошку и опустить её целиком в бульон, где варится мясо. Посолить, подождать, когда картофель сварится, но не допускать, чтобы он разваривался. Шумовкой вынуть куски мяса и целые картофелины на блюдо и обильно посыпать мелко нарезанным репчатым и зелёным луком. В продолжающий кипеть бульон опустить ромбики из теста, сварить до готовности (буквально пару минут), откинуть на дуршлаг, дать стечь бульону и переложить в отдельную миску. И их обильно посыпать луком и от души полить сливочным маслом.

В Башкирии под бешбармак подают особые продукты из кислого молока - кислый корот или сюзьму, которые вполне достойно можно заменить обычной ряженкой. В большие пиалы положить лук, зелень, налить горячий бульон и подать на стол. Мясо с картошкой и варёное тесто оставить на общем блюде, чтобы каждый брал их себе по необходимости.

Бешбармак, конечно, штука очень вкусная, но при этом и очень жирная - не всем по желудку. Соблюдая «мясную» традицию, можно приготовить более привычное для европейского желудка блюдо, родившееся, кстати, именно в Уфе.

ЛАНГЕТ ПО-УФИМСКИ

210 г говядины, 25 г лука, 5 г сливочного масла, 15 мл уксуса, чёрный перец, соль

Мясо говядины нарезать кусками, отбить. Добавить уксус, соль, перец, репчатый лук. Всё хорошо перемешать и поставить мариноваться в холодное место на 4 часа. После этого мясо обжарить на сильно разогретой сковороде. Подать с хорошо обжаренным картофелем, полить маслом.

Конечно, регулярное употребление жирного мяса отнюдь не полезно для здоровья. Но не зря в тех краях, где едят много мяса, в большом почёте чай, и башкиры тут отнюдь не исключение. И на многих чайных форумах и выставках именно башкирский чай признаётся самым вкусным.

ЧАЙ ПО-БАШКИРСКИ

2-3 г сухого чая, 30-50 г молока или сливок, 20-30 г мёда или варенья, башкирские сладости


Согреть пустой чайник, ополоснув его 3-4 раза кипятком, затем заложить порцию сухого чая и тут же залить кипятком на 2/3 объёма, закрыть чайник крышкой и льняной салфеткой так, чтобы она накрывала отверстия в крышке и носике чайника. Дать чаю настояться от 3 до 15 минут - это зависит от жёсткости воды и сорта чая. Чайник долить кипятком. Следует обратить внимание на появление пены. Если пена есть, значит, чай заварен правильно. Эту пену не снимают, а размешивают.

Затем чай можно разливать по чашкам. Чай подают к столу с мёдом, лучше всего сотовым, вареньем, конфетами или другими башкирскими сладостями. Температура горячего чая должна быть примерно 90° С. Лучше добавлять молоко не кипячёное, а сырое пастеризованное. В заварку можно добавить также свежие или сухие листья душицы, смородины, малины, липы, вишни, земляники, ежевики и т.д.

Самым известным лакомством из тех, что подают к чаю, и у башкир, и у татар считается чак-чак. Его готовят из мягкого теста, сделанного из пшеничной муки высшего сорта и сырых яиц, формируя тонкие короткие палочки, по форме напоминающие вермишель, или шарики величиной с кедровый орех, которые обжариваются во фритюре, а затем поливаются горячей медовой массой.

ЧАК-ЧАК

350 г муки, 7 яиц, 100 г сахара, 350 г мёда, 0,5 чайной ложки пищевой соды, 200 г растительного масла, уксус, соль

Из муки, яиц, соды, гашённой уксусом, и соли замесить тесто, дать отлежаться 20-30 мин. Затем раскатать его в пласт толщиной примерно 2-3 мм и нарезать на полоски шириной по 2 см, которые надо нашинковать тонкой соломкой. Обжарить в растительном масле до золотистого цвета. Проварить мёд с сахаром до такого состояния, чтобы капелька не растекалась. Обжаренную соломку выложить в большую миску, залить горячим медовым сиропом, перемешать. Выложить на плоское блюдо в виде горки и оставить до застывания. По желанию можно посыпать сахарной пудрой.

Кстати, именно в Уфе в августе нынешнего года был приготовлен самый большой в истории республики чак-чак - его вес превысил 200 кг!

Но, может быть, правы те, кто утверждает, что нет на берегах Белой и Уфы лучшего лакомства, чем обычный кусок белого хлеба, намазанный густой деревенской сметаной и знаменитым башкирским мёдом.


ТАТАРСКИЙ ЧАЙ

В чаепитии разных народов есть множество особенностей, сформировавших ту или иную философию и традиции чаепития, без соблюдения которых оно теряет смысл.

Чайный стол - душа семьи, - говорят татары, подчеркивая тем самым не только свою любовь к чаю как напитку, но и его значимость в застольном ритуале. Это характерная особенность татарской кухни.

Чай - это национальный напиток татар, и в нынешнее время, при изобилии разных напитков, чай остается основой татарского национального застолья.

Мы иногда даже не задумываемся над этим, но наши народные кулинарные изыски, выпечка и сладости все они готовятся именно к чаю.

Чая чарующий, тонкий листков аромат,

Сводит с ума, не дает устоять.

И позабыв все в земной суете,

В повседневных тревогах,

Как на липовый цвет прилетает пчела.

Пьем мы чая нектар,

Позабыв про желания все и дела.

Чай… Едва ли в Башкортостане найдете человека, не знакомого с этим традиционным, привычным напиткам, почитаемым и взрослыми, и детьми.

Во все времена года - в стужу ли лютую, в зной ли нестерпимый - не обходятся у нас без чашки ароматного чая, снимающего усталость, усиливающего дух, пробуждающего мысли, освежающего тело.

Мы Вам предлагаем уникальный «Татарский чай» -здоровье со вкусом в сочетании с незабываемым ароматом ценнейших трави плодов, собранных в экологически чистых районах родного Башкортостана.

Чайный напиток содержит целый букет необходимых организму биологически активных веществ.

Трава душицы поможет успокоить боли в желудке, устраняет вздутие и нормализует пищеварение. Обладает антибактериальными свойствами.

Плоды шиповника

Трава чабреца нормализует пищеварение особенно при употреблении жирной пищи, помогает при бессоннице и регулирует деятельность нервной системы.

Активные вещества трав, входящих в состав чая, обеспечивают легкость пищеварения и защищают от стрессов, повышает работоспособность, выносливость и сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам внешний среды,помогает при головных болях, повышает концентрацию внимания и помогает настроиться на позитивную волну, собраться с мыслями и принимать верные решения.

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!

БАШКИРСКИЙ ЧАЙ

У башкир есть очень популярное выражение - «попить чаю». Пусть вас не обманывает кажущаяся простата и прямолинейность этого предложения: за этим обыденным словосочетанием кроется приглашение на башкирское чаепитие с пирогами, вареным мясом, колбасой, ватрушками, сметаной, вареньем, медом и всем чем располагает хозяйка дома.

«Попить чаю» у башкир означает слегка перекусить - вполне очевидно что такой «чай» способен заменить завтрак или обед по своей сытности. И если кто-то в Башкортостане сетует, что с утра пил только один чай не спешите сочувствовать: вряд ли этот человек голодал весь день!

Чай мы любим и также охотно угощаем им гостей. Башкиры обязательно предложат чай любому пришедшему к ним в дом. Так принято испокон веков. Не угостить гостя чаем- значит нанести ему оскорбление или показать свою враждебность. Эта традиция гостеприимства сохранилась до сих пор даже среди городского населения.

Действительно, башкиры всегда выставят перед гостем свою лучшую еду, а если он останется ночевать, то уложат спать на самом почетном месте.

Раньше любое застолье или угощение начиналось с чаепития, а еду подавали только после этого. К чаю часто подавали сушеные фрукты (изюм, курагу, чернослив). Пили напиток помногу, не одну-две чашки, а как минимум три. Обычно при этом хозяева уговаривали: «Да давай уж, выпей вторую чашку». И сколько бы чашек ни пил гость после второй, вот так и подшучивали.

Мы Вам предлагаем уникальный «Башкирский чай» - один из самых красивых, вкусных и полезных чаев изготовленных из ценнейших трав и плодов, собранных в экологически чистых районахродного Башкортостана.

Мелисса бодрит и укрепляет организм, освежает дыхание.

Листья смородины самый лучший антиоксидант, улучшает состояние пищеварительной системы, является кладом витаминов и минералов.

Плоды шиповника содержат целый комплекс витаминов и минералов, благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта.

Уникальный чай из самых качественных трав пробуждает эмоции, защищает от опасного воздействия окружающего мира, улучшает обменные процессы в организме, укрепляет иммунитет.

РУССКИЙ БУКЕТ

« За чаем не скучаем-по семь чашек выпиваем»

Русская пословица

С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь русского человека, чаепитие стало неотъемлемой, очень важной составляющей общественной жизни. Вот уже три столетия в России без чая не обходится ни одно семейное торжество, ни одна дружеская встреча. За чаем проходят задушевные посиделки, обсуждаются важнейшие новости, люди обмениваются мнениями, спорят, веселятся, заключают деловые сделки и просто отдыхают.

В России чай пьют в среднем шесть-семь раз в день: за завтраком перед работой, за вторым завтраком, во время легких перекусов, чаем завершают обед, пьют на полдник со сладостями, а также наслаждаются вечерним чаем в семейном кругу. Не говоря уже о чаепитии как отдельной форме застолья.

Главное в русском чаепитии - это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости, возможность испить чаю в приятной компании. Не зря в России за чаем прочно закрепилась слава напитка, согревающего не только тело, но и душу.

Об особой роли чая в жизни русского человека говорят такие пословицы: «Где есть чай - там под елью рай», «Чай пьешь - до ста лет проживешь», «Выпей чайку - забудешь тоску», «За чаем - не скучаем».

За русским чайным столом не принято молчать, как, например, в японской традиции, или же разыгрывать «чайное представление», как в Англии. Молчание - это знак неуважения к хозяевам и гостям. Беседа, общение - очень важная часть чаепития. Чаепитие - прекрасная возможность пообщаться, приятно провести время в приятной компании. За чайным столом происходит объединение людей, людей разных поколений и разных интересов. Чаепитие в России - это больше, чем прием пищи. Чаепитие - важная часть социальной жизни человека.

Несмотря на то, что исторически чай был дворянским напитком, в России прижилась так называемая традиция «пить чай по-купечески», что означает длительное, затяжное чаепитие, которое сопровождается поеданием всевозможных варений, печений, и прочих сладостей. «Самовар кипит - уходить не велит» - в России не принято «перехватывать» чай на ходу, чаепитие должно быть неспешным, неторопливым, человек должен получать удовольствие как от питья и еды, так и от приятного общения. В связи с продолжительностью процесса чаепития предполагается, что гости не должны быть голодными. Поэтому чайный стол всегда был богат едой. Гастрономическое богатство нередко превращает чаепитие в отдельный прием пищи. Богатый стол также является символом знаменитого русского гостеприимства, ведь даже в сказках говорится, что гостя первым делом нужно «накормить-напоить».

Мы Вам предлагаем уникальный «Русский чай» - здоровье со вкусом в сочетании с незабываемым ароматом ценнейших трав и плодов, собранных в экологически чистых районах родного Башкортостана .

Иван-чай благотворно влияет на общее состояние желудочно-кишечного тракта, оказывает успокоительное действие приразличной природы неврозах, помогает от бессонницы, головной боли и является сильнейшим антиоксидантом, способным эффективно очищать организм, повышает тонус, работу мозга и физическую активность.

Мята обладает успокаивающим, желчегонным, обезболивающим и сосудорасширяющим свойствами.

Плоды шиповника содержат целый комплекс витаминов и минералов, благотворно влияет на работу желудочно-кишечного тракта.

Плоды красной рябины содержат целый комплекс витаминов и минералов, оказывают мочегонное и желчегонное действие.

Попробуйте наш уникальный чай -прекрасное средство для поддержки организма в холодное время года, когда особо сильно ощущается нехватка витаминов и минералов.

Чай нормализует обмен веществ, стимулирует защитные силы и сопротивляемость организма к инфекциям. Оказывает общеукрепляющее действие, предохраняет от упадка сил и снижения работоспособности.

Является богатым источником поливитаминов, минералов и биоактивных веществ.

ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!

Башкирские чаепития Самым распространенным, повседневным напитком башкир 19 века был "фамильный"* (байховый) чай, реже кирпичный**. Чай пили слегка заправленным молоком, богатые - иногда с лимоном. Сахара употребляли мало, чаще пили с медом. Примечательно то обстоятельство, что башкиры никогда не пили так называемого калмыцкого чая - густо сваренного кирпичного чая, заправленного молоком, солью и бараньим жиром. Местами, за отсутствием настоящего чая, бедные башкиры пользовались его суррогатами из листьев и цветков кипрея (болан уты) и душицы (мәтрүшкә), настой последнего пился, впрочем, чаще как лекарственное средство. Ели башкиры обычно три раза в день: утром часов в шесть- семь - иртәнге аш, в полдень - төшкө аш и вечером - киске аш. При каждом приеме пищи пили чай, и пили его долго и много. К чаю подавали разные десерты, среди которых самыми распространенными были: Йыуаса, бауырһак - мелко нарезанные кусочки раскатанного пресного, обычно пшеничного теста, проваренные в кипящем масле, бараньем или конском жиру (туң май). Йыуаса заготовлялась впрок и хранилась в мешках; она всегда подавалась гостям к чаю. Сәк-сәк - праздничное кушанье, свадебное, получившее широкое распространение среди богатых людей в Приуралье. Из крупчатой муки замешивалось на яйцах пресное тесто; раскатанное на тонкие валики, оно резалось на кусочки величиной с лесной орех и варилось в масле. В остывшем виде эти вареные шарики заливались медом, который их цементировал. ҡоймаҡ - обыкновенные блины, которые жарились в масле на сковороде, пища не повседневная, а приготовлялось при приеме гостей. Шәңгә - вид сибирской ватрушки (шаньги). Молочные продукты, занимавшие некогда столь исключительное положение в питании башкир, не утратили своего значения и к началу 20 века. К чаю подавались: һөт - обыкновенное сырое коровье или козье молоко - башкиры редко употребляли в пищу, кипяченое обязательно подавали к чаю. ҡаймаҡ, который также подавался к чаю, как приправа, представлял собой топленое молоко со сметаной или густые и плотные пенки, снятые с кипяченого молока. Холодный плотный ҡаймаҡ из пенок был лакомством. Катыҡ - род варенца - приготовлялся из кипяченого молока, которое после охлаждения до нормальной температуры воздуха заквашивался или старым, уже перекисшим Катыҡ, или айран. әжекәй приготовлялся следующим способом. К готовому Катыҡ прибавлялось молоко, и смесь эта кипятилась в котле на медленном огне досуха; получалась желтая масса, которая перед употреблением в пищу приправлялась свежим (не топленым) молоком и подавалась к чаю. Заготовлялся впрок, на зиму. һөҙмә - лакомство, которое также подавалось к чаю. Это был свежий хорошо отжатый творог (эремсек), смешанный с медом. Масло башкирами изготовлялось сметанное (аҡ май) и топленое (һары май), последнее шло главным образом на продажу. Для себя башкиры сбивали обыкновенное сметанное масло; сбивали его в высокой, малого диаметра липовой маслобойке (силәк) при помощи особой мешалки (бешкәк). Подавали к чаю вместе с маслом лепешки или хлеб. Ягоды башкиры собирали всевозможные: полевую клубнику (ер еләге), землянику (кайын еләге), малину (ҡурай еләге), красную и черную смородину (ҡыҙыл и ҡара ҡарағат), ежевику (тал бөрҙөгәне), костянику (бөрҙөгән), полевые вишни (сейә) и в особенно большом количестве черемуху (муйыл). Ягоды употреблялись как в свежем виде, так и в виде особого рода пастилы (ҡаҡ). ҡаҡ приготовлялся из ягод, которые протирались сквозь решето или отжимались сквозь редкую материю. Кашеобразный сок выливался на гладкую доску, смазанную предварительно маслом или сметаной, чтобы пастила не прилипала к доске, и высушивался на солнце. Через два-три дня тонкие листы уже готовой пастилы снимались с доски, скручивались в рулон и в таком виде подавались к чаю. Десертом можно считать и пироги (бәлеш, бөккен) из теста с начинкой из различных ягод, цельных или в молотом виде (вишня, черемуха). Это кушанье было известно повсеместно в Башкирии. * - чай с именем плантаторов, которые ручаются за его качество. ** - низший сорт чая, спрессованный в виде кирпичей



Рассказать друзьям