Как изменился шариков. Аморальность в поведении шарикова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В повести “Собачье сердце” М.А. Булгаков не просто описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской действительности первых послереволюционных лет. Основу сюжета повести составляют взаимоотношения крупного русского ученого и Шарика, Шарикова, собаки и искусственно созданного человека. Первая часть повести строится в основном на внутреннем монологе полуголодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа, с ее многочисленными магазинами, чайными, трактирами на Мясницкой “с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак”. Шарик умеет сочувствовать, ценить добро и ласку и, как ни странно, прекрасно понимает социальное устройство новой России: он осуждает новых хозяев жизни (“Я теперь председатель, и сколько не накраду - все на женское тело, на раковые шейки, на Абрау-Дюрсо”), а про старого московского интеллигента Преображенского знает, что “этот не станет пинать ногой”.

В жизни Шарика происходит, по его мнению, счастливая случайность - он оказывается в роскошной профессорской квартире, в которой, несмотря на повсеместную разруху, есть все и даже “лишние комнаты”. Но пес нужен профессору не для забавы. Над ним задуман фантастический эксперимент: путем пересадки части человеческого мозга собака должна превратиться в человека. Но если тем Фаустом, который создает человека в пробирке, становится профессор Преображенский, то вторым отцом - человеком, который дает собаке свой гипофиз, - Клим Петрович Чугункин, характеристика которого дается предельно коротко: “Профессия - игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти - удар ножом в сердце в пивной”. И появившееся в результате операции существо полностью унаследовало пролетарскую сущность своего предка. Он нагл, чванлив, агрессивен.

Он полностью лишен представлений о человеческой культуре, о правилах взаимоотношений с другими людьми, он абсолютно безнравствен. Постепенно назревает неизбежный конфликт между творцом и творением, Преображенским и Шариком, точнее, Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как именует себя “гомункулус”. И трагедия в том, что едва научившийся ходить “человек” находит в жизни надежных союзников, которые подводят под все его поступки революционную теоретическую основу. От Швондера Шариков узнает о том, какие у него, пролетария, привилегии по сравнению с профессором, и, больше того, начинает осознавать, что ученый, давший ему человеческую жизнь, - классовый враг. Шариков четко осознает главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все, что создано другими людьми, а главное - стремись к всеобщей уравниловке. И некогда благодарный профессору пес уже не может смириться с тем, что тот “один в семи комнатах расселился”, и приносит бумагу, по которой ему в квартире полагается площадь в 16 метров. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы… С каждым днем он все больше и больше распоясывается. Он ворует, пьет, бесчинствует в квартире Преображенского, пристает к женщинам.

Но звездным часом для Шарикова становится его новая работа. Шарик совершает головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превращается в заведующего подотделом очистки города от бродячих животных.

И именно такой выбор профессии неудивителен: шариковы всегда стремятся уничтожать своих же. Но Шариков не останавливается на достигнутом. Через некоторое время он появляется в квартире на Пречистенке с молодой девушкой и заявляет: “Я с ней расписываюсь, это - наша машинистка. Борменталя надо будет выселить…” Разумеется, выясняется, что Шариков обманул девушку, сочинил о себе множество историй. И последний аккорд шариковской деятельности - донос на профессора Преображенского. В повести чародею-профессору удается обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Хорошо, что профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Но, увы, в реальной жизни шариковы оказались куда более живучими. Самоуверенные, наглые, не сомневающиеся в своих священных правах на все, полуграмотные люмпены довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо насилие над ходом истории, пренебрежение законами ее развития могло породить только Шариковых. В повести Шариков вновь превратился в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые - пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов и собак. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Вступив в разумную жизнь, он оставался на уровне инстинктов и готов был изменить всю страну, весь мир, всю вселенную так, чтобы эти звериные инстинкты было легче удовлетворить.

Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он вообще гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто высок духом, разумом. Люди, подобные Преображенскому, должны быть втоптаны в грязь, чтобы над ними мог возвыситься Шариков. Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но их нелюдская сущность только и ждет момента, чтобы проявиться. И тогда они превращаются в монстров, которые при первой возможности ухватить лакомый кусок сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность. Они готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, как только они к нему прикасаются. И самое ужасное, что шариковым удалось добиться огромной власти, а приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения. В нашей стране после революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, что они и поныне среди нас, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Страшно, что агрессивные шариковы со своей поистине собачьей живучестью, несмотря ни на что, могут выжить. Собачье сердце в союзе с человеческим разумом - главная угроза и нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Иногда кажется, что наша страна стала другой. Но сознание, стереотипы, образ мышления людей не поменяются ни за десять, ни за двадцать лет - сменится не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, прежде чем люди станут другими, прежде чем не станет пороков, описанных М.А. Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Булгаков в своей повести представляет читателю полный «комплект» пороков человечества в лице Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Шариков является «удачным экспериментом» профессора Преображенского и . Медики, в результате хирургического вмешательства пересадили сердце пьяницы Клима Чугункина псу, по кличке . В скором времени пес начал «эволюционировать» и видоизменяться. В конце Полиграф Полиграфович, а именно это имя выбрал себя «воскрешенный», принял человеческий облик.

Так же Булгаков наделяет «нового» человека скверным характером. Шариков жадный, хамоватый, завистливый и не имеет уважение к окружающим. Для него не существуют понятия дружбы, благодарности, почтения.

Все труды по перевоспитанию Шарикова, для профессора прошли впустую. На любое замечание, Полиграф отвечал возмущенно, обиженно и дерзко. Он считал, что раз уж Преображенский сделал из него «человека», то и должен обеспечивать всем до конца жизни.

Отчасти Шариков прав и профессор это прекрасно понимал, поэтому первое время «наглецу» многое сходило с рук. Однако чем больше «знакомился» с Москвой и ее жителями, тем сложнее профессору становилось оставаться в собственной квартире.

После знакомства Шарикова с товарищами из домоуправления, профессор и вовсе отпустил ситуацию. Он понял, что Полиграф не только малообразован, но еще и глуп. Глупость эта проявлялась практически во всем: в неумении поддерживать светскую беседу, в выборе одежды, в нежелании чему-либо учиться.

Однако Шариков оказался очень хитрым. Он старался держаться поближе к «власти», поэтому завел дружбу с начальником жилтоварищества Швондером. Позже, именно с подачи нового друга, Полиграф стал требовать у профессора выдать ему бумагу, на получение документов. Становится ясным, что он планировал навсегда остаться жить у Филиппа Филипповича, так как следующей выходкой оказалась намерение привести в чужую квартиру свою невесту.

Этого не допустил. Он раскрыл подлинную «сущность жениха» и рассказал о том, каким на самом деле образом появились шрамы на голове у Шарикова. Автор открывает еще несколько изъянов Полиграфа, это лживость и подлость. «Подопытный» не только обманул девушку, но еще и пытался угрожать ей расправой.

Тем временем все ближе подбирался к квартире Преображенского. Его не оставляла мысль, что профессор занимает такую большую площадь. Он начал искать пути, которые ведут к «неприступным» дверям, и нашел выход в лице Шарикова.

Спустя небольшой промежуток времени после «неудачной женитьбы», Шариков заявил профессору о положенной ему части на недвижимость. После этого разговора Полиграф Полиграфович снова попадает на операционный стол к Преображенскому и Борменталю.

В образ Шарикова Булгаков не вложил ничего положительного. Полиграф стал некой жертвой, ущемленным, озлобленным и обиженным на всех. И это все притом, что никто кроме Швондера, не желал и не делал ему плохого.

В 1925 году, как отклик на происходившие в стране события, появилась сатирическая повесть М. Булгакова «Собачье сердце». И хотя изначально предполагалась публикация произведения в журнале «Недра», оно увидело свет лишь в 1987 году. Почему так случилось? Попробуем ответить на этот вопрос, проанализировав образ главного героя, Шарика-Полиграфа Полиграфовича.

Характеристика Шарикова и того, кем он стал в результате эксперимента, - важный момент для понимания идеи произведения. Московский совместно со своим ассистентом Борменталем задумал определить, способствует ли пересадка гипофиза омоложению организма. Эксперимент решили проводить на собаке. Донором же стал погибший люмпен Чугункин. К изумлению профессора, гипофиз не только прижился, но и способствовал превращению доброго пса в человека (или, скорее, человекоподобное существо). Процесс его «формирования» является основой повести, которую написал М. Булгаков, «Собачье сердце». Шариков, характеристика которого дается ниже, удивительно похож на Клима. Причем не только внешне, но и по и манерам. К тому же новые хозяева жизни в лице Швондера довольно быстро объяснили Шарикову, какие права он имеет в обществе и в доме профессора. В результате в спокойный привычный мир Преображенского ворвался сущий дьявол. Сначала Полиграфа Полиграфовича, затем попытка захватить жилплощадь, наконец, открытая угроза жизни Борменталя стали причиной того, что профессор провел обратную операцию. И очень скоро в его квартире вновь жил безобидный пес. Таково краткое содержание повести «Собачье сердце».

Характеристика Шарикова начинается с описания жизни бездомного пса, подобранного профессором на улице.

Уличная жизнь собаки

В начале произведения писатель изображает зимний Петербург через восприятие его бездомным псом. Замерзший и худой. Грязная, свалявшаяся шерсть. Один бок сильно обожжен - обварили кипятком. Это и есть будущий Шариков. Собачье сердце - характеристика животного показывает, что он был добрее того, кто из него потом получился - отозвалось на колбасу, и пес послушно пошел за профессором.

Мир для Шарика состоял из голодных и сытых. Первые были злыми и норовили причинить вред другим. По большей части они являлись «лакеями жизни», и пес их не любил, называя про себя «человеческими очистками». Вторых же, к которым сразу отнес профессора, считал менее опасными: они никого не боялись, а потому и других ногой не пинали. Таким изначально был Шариков.

«Собачье сердце»: характеристика пса «домашнего»

За неделю пребывания в доме Преображенского Шарик изменился до неузнаваемости. Он поправился и превратился в красавца. Сначала пес ко всем относился с недоверием и все думал, чего от него хотят. Он понимал, что просто так его вряд ли бы приютили. Но со временем настолько привык к сытной и теплой жизни, что его сознание притупилось. Теперь Шарик просто радовался и готов был сносить все, только бы его не отправили на улицу.

Профессора пес уважал - ведь это именно он взял его к себе. Кухарку полюбил, так как ее владения ассоциировались у него с самым центром рая, в котором он оказался. Зину воспринимал как прислугу, кем она на самом деле и являлась. А Борменталя, которого укусил за ногу, называл «тяпнутым» - доктор никакого отношения к его благополучию не имел. И хотя пес вызывает у читателя симпатию, уже сейчас можно заметить некоторые черты, которые потом обозначит характеристика Шарикова. В повести «Собачье сердце» изначально определяются те, кто мгновенно поверил новой власти и надеялся в одночасье выбраться из нищеты и «стать всем». Вот так же и Шарик променял свободу на еду и тепло - он даже ошейник, выделявший его среди прочих собак на улице, стал носить с гордостью. А сытая жизнь сделала из него собаку, готовую во всем угодить хозяину.

Клим Чугункин

Превращение пса в человека

Между двумя операциями прошло не более трех месяцев. Доктор Борменталь подробно описывает все те изменения, внешние и внутренние, которые происходили с собакой после операции. В результате очеловечивания получилось чудовище, унаследовавшее привычки и убеждения своих «родителей». Вот краткая характеристика Шарикова, собачье сердце в котором уживалось с частью мозга пролетария.

Полиграф Полиграфович имел неприятную внешность. Постоянно сквернословил и ругался. От Клима ему передалась страсть к балалайке, и, играя на ней с утра до вечера, он не думал о покое других. Имел пристрастие к алкоголю, сигаретам, семечкам. За все время так и не приучился к порядку. От пса унаследовал любовь к вкусной еде и ненависть к кошкам, лень и чувство самосохранения. Причем если на собаку еще можно было как-то повлиять, то Полиграф Полиграфович считал свою жизнь за чужой счет вполне естественной - к таким мыслям подводит характеристика Шарика и Шарикова.

«Собачье сердце» показывает, насколько эгоистичным и беспринципным был главный герой, осознавший, как легко заполучить все, что захочет. Это его мнение только укрепилось, когда он приобрел новых знакомых.

Роль Швондера в «формировании» Шарикова

Профессор и его ассистент тщетно пытались приучить существо, которое сотворили, к порядку, соблюдению этикета и т. п., однако Шариков наглел на глазах и не видел перед собой никаких барьеров. Особую роль в этом сыграл Швондер. Как председатель домкома, он давно не любил интеллигентного Преображенского уже за то, что профессор жил в семикомнатной квартире и сохранял старые взгляды на мир. Теперь он решил использовать в своей борьбе Шарикова. По его науськиванию Полиграф Полиграфович провозгласил себя трудовым элементом и потребовал выделить причитающиеся ему квадратные метры. Затем привел в квартиру Васнецову, на которой намерен был жениться. Наконец, не без помощи Швондера состряпал на профессора лживый донос.

Тот же председатель домкома устроил Шарикова на должность. И вот уже вчерашний пес, одетый в стал ловить кошек и собак, испытывая от этого удовольствие.

И снова Шарик

Однако все имеет предел. Когда Шариков набросился на Борменталя с пистолетом, профессор и доктор, без слов понявшие друг друга, вновь приступили к операции. Чудовище, порожденное сочетанием рабского сознания, приспособленчества Шарика и агрессивности и хамства Клима, было уничтожено. Спустя несколько дней в квартире вновь жил безобидный милый пес. А неудавшийся медико-биологический эксперимент обозначил очень волнующую писателя социально-нравственную проблему, понять которую помогают Шарик и Шариков. Сравнительная характеристика («Собачье сердце», по словам В. Сахарова, - «сатира умная и горячая») их показывает, насколько опасно вторгаться в область естественных человеческих и общественных отношений. Именно глубина смысла произведения стала причиной того, что история о веселых превращениях героев на многие десятилетия попала под запрет властей.

Значение повести

«Собачье сердце» - характеристика Шарикова тому подтверждение - описывает опасное социальное явление, зародившееся в советской стране после революции. Люди, похожие на главного героя, часто оказывались у власти и уничтожали своими действиями то лучшее, что складывалось в человеческом обществе веками. Жизнь за чужой счет, доносительство, презрение к образованным интеллигентным людям - эти и подобные им явления стали в двадцатые годы нормой жизни.

Нужно отметить еще один важный момент. Эксперимент Преображенского - это вмешательство в естественные процессы природы, что опять-таки доказывает в повести «Собачье сердце» характеристика Шарикова. Профессор понимает это уже после всего случившегося и решает исправить свою ошибку. Однако в реальной жизни все гораздо сложнее. И попытка изменить общество революционными насильственными способами изначально обречена на провал. Именно поэтому произведение не теряет актуальности и поныне, являясь предупреждением для современников и потомков.

В повести «Собачье сердце» М. Булгаков поднимает важные нравственные и общественные вопросы, один из которых - может ли в обществе жить человек с собачьим сердцем?
В начале повести мы видим Шарика - бездомного, вечно голодного и холодного пса, бродящего по подворотням в поисках пищи. Его глазами читатель представляет не парадную, а серую, промозглую, неуютную Москву двадцатых годов. Мы проникаемся искренним сочувствием к бедняге, никогда не знавшему ласки и тепла.
Исповедь Шарика печальна: «Не били вас сапогом? Били. Кирпичом по рёбрам получали? Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своей мирюсь, и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой ещё не угас». Это было умное, благородное, доброжелательное, безобидное животное. Шарик по-собачьи жалел секретаршу, оказавшуюся на морозе в тонких чулках, зная о её «копеечной» жизни. Он любил и уважал профессора Преображенского не только за тёплое, уютное жильё и вкусную пищу. Пёс наблюдал, как выглядит Филипп Филиппович, как работает, как к нему относятся другие люди. Понимал, что это состоятельный господин, уважаемая личность. Кроме того, он добрый.
Неслучайно автор включает в повествование краткую характеристику этого персонажа. В дневнике Борменталя читаем: «Клим Григорьевич Чугункин, 25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз - условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия - игра на балалайке по трактирам».
Речь Шарикова после операции пестрит вульгарными выражениями («В очередь, сукины дети, в очередь», «подлец»). Внешне он так же неприятен: «Человек маленького роста и небритой наружности… с мутноватыми глазками», «На шее у него был повязан ядовито-небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой».
Все попытки привить Шарикову хотя бы первичные навыки культурного поведения и общения дают отрицательный результат. Зато влияние домкома Швондера, который не отягощает «нового человека» никакими культурными программами, кроме революционной - кто был ничем, тот станет всем, - очень эффективно. Это его словами говорит Шариков: «Где уж! Мы в университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат с ваннами не жили. Только теперь пора бы это оставить… Каждый имеет своё право».
Шариков понял, что он «труженик», потому что не непман и не профессор, живущий в семи комнатах и имеющий сорок пар штанов. «Труженик», потому что у него нет собственности. Он быстро научился требовать, не испытывая никакого стыда и смущения перед Преображенским.
Шариков почуял, что на профессора можно давить, заявлять право на имя, на документы, жилплощадь. А на каком основании? На основании новой идеологии, провозгласившей главенство пролетариата, - в большей степени людей недалёких, не знающих, что делать с полученной властью. Шариков - гиперболизированное, изуродованное отражение «трудового элемента».
Парадоксально выглядит ситуация, когда Шариков гордо отстаивал своё гражданское право иметь имя и документы, а мгновение спустя, устроив в квартире потоп из-за кошки, испугался, как жалкое животное.
Швондер борется за душу Шарикова, прививая ему нахрапистость, высокомерие к культуре: «Хочу мять цветы - и буду, хочу мочиться мимо унитаза - моё право, хочу сделать политическую карьеру в государстве Швондеров - потесню кого-нибудь и сделаю». Вот плоды революционного «окультуривания» масс. Булгаков солидарен с Борменталем: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того, чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей».
В Шарикове с каждым днём растет фантастическая наглость. Он неуважительно обращается с профессором, фамильярно называл его «папашей». Для него не существует такого понятия, как чувство собственного достоинства. Этот человек считает, что профессор обязан его обеспечивать. В конце концов, Шариков стал опасен для жизни. Преображенский решает исправить свою ошибку: Шариков снова становится добрым, безобидным псом Шариком. Его монологом заканчивается произведение: «Прописался я здесь…».
Шарик-рассказчик, безусловно, стоит на более низкой ступени, чем профессор Преображенский и Борменталь, но его уровень развития гораздо выше Швондера и Шарикова. Такое промежуточное положение Шарика-собаки в произведении подчёркивает драматическое положение человека, стоящего перед выбором - либо следовать законам естественной социальной и духовной эволюции, либо пойти по пути нравственной деградации. Шариков, возможно, не имел такого выбора. Он - человек «искусственный», имеющий наследственность собаки и пролетария. Но такой выбор был у всего общества, и только от человека зависело, какой путь он изберёт.

Произведение Булгакова «Собачье сердце» дало жизнь новому понятию «шариковщина». Как правило, такие новообразования носят негативный оттенок. Сравним, например, с обломовщиной. И эта отрицательная доминанта имеет право на существование. Шариков, преображенный профессором из пса, хотя и получил «человеческое» сердце, так и не смог стать настоящим человеком. Если рассматривать шариковщину как социальное явление, то следует, наверное, обратиться к его происхождению.
Такая порода, как Шариков, получилась благодаря соединению пса и трижды судимого человека - Клима Чугункина.
В результате операции Преображенского и Борменталя получилось новое существо - Полиграф Полиграфович Шариков. Смысл операции заключался в пересадке собаке человеческого гипофиза, что является, по мнению профессора, главным в определении человеческой личности. «Одним словом, гипофиз - закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное!» Преображенский делает акцент на слове данное, т. е. это дается человеку извне, а не присуще ему на самом деле. Все это подтверждается и поступками Шарикова, который попадает в новую для него среду. Какова же эта среда? Раньше при большом количестве народа калоши профессора никто не трогал. А вот «в марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши». Или другой пример, «2-ой подъезд Калабуховского дома па Пречистенке следует забивать досками и ходить кругом через черный двор». И эта среда воспитывает и формирует человека. В результате именно такой человек: судимый, страдающий алкоголизмом получает вторую жизнь в теле собаки ив новой обстановке, царившей в квартире Преображенского.
Но этот новый вид живого существа выходит за пределы созданного профессором рая и попадает в мир разрухи, которая идет в «головах» людей. Ведь они не смогут изменить свое положение в лучшую сторону, пока поют хором на какой-то квартире. И это социальное окружение тянет Шарикова на самое дно жизни. Он начинает воровать и выпивать. Вот как его описывает Булгаков: «Тот, шатаясь и прилипая к шубам, бормотал насчет того, что личности ему не известны, что они не сукины сыны какие-нибудь, а « хорошие». Да и сам облик только что появившегося человека описывается автором с некоторой долей иронии. Называя его «человечек», он сразу показывает незначительность Шарикова.
Не малую роль в становлении человека играет и духовное воспитание. Шари-кову же оно заменяется социальным. Он читает переписку Энгельса с Каутским, а не произведения классики, которые, наверняка, есть в доме профессора. Шариков ищет социальной справедливости, требуя прописать себя в квартире Преображенского. Он хочет создать семью с барышней, соврав ей про свои раны. Но ведь эти новые веяния современной эпохи должны иметь под собой не только социальное, но и нравственное начало.
Можно сказать, что облик Шарикова, созданный Булгаковым, аморален. У него нет элементарного чувства уважения к другим, не говоря уже о том, что не стоит плевать в колодец, из которого пьешь. Действительно Клим Чугункин в собачьей шкуре получает шанс на новую жизнь с чистого листа. Но окружение, которое выбирает Шариков, не способствует развитию положительных качеств характера. Под влиянием домкома Швондера он требует себе жилплощади в квартире профессора. Однако сам Швоидер тут же наталкивается на то, что культивирует в Шарико-ве: «На учет возьмусь, а воевать - шиш с маслом». На что Преображенский, злобно переглядываясь с Борменталем, замечает: «Не угодно ли мораль». Уже однажды испорченного человека невозможно перевоспитать заново, и поэтому Шариков все больше опускается. Пьяный он вредит не только себе, но и окружающим. Хорошо, что есть люди, которые «жертвам» помогают выйти из-под влияния аморального Шарикова: «Дарья Петровна, грандиозная и нагая, тряхнула его: «Полюбуйтесь, господин профессор, на нашего визитера Телеграфа Телеграфовича. Я замужем была, а Зина невинная девушка»?.
Он искусно обманывает барышню, которую привел жить в квартиру Преображенского. Шариков наврал ей, что шрам от операции есть итог его ранений в боях. И не рассказал, конечно, кто он такой. Его звериные повадки не изживаются даже после операции. Он не развивается в обществе, которое дарит ему новую жизнь. Он так и остается собакой, но уже в переносном смысле. «Вы стоите на самой низшей ступени развития, - перекричал Филипп Филиппович, - вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные...» Избавиться же от этого Шарикову никто не помогает. Наоборот, домком словно предчувствуя выгоду, потворствует развитию в нем отрицательных качеств. Этого опасного влияния Бормепталь^опасается больше, чем Преображенский: «Да ежели его еще обработает этот Швондер, что ж из него получится?! Боже мой, я только теперь начинаю понимать, что может выйти из этого Шарикова!» И здесь же в этом разговоре мы еще больше убеждаемся в том, что профессор создал человека, который со временем надеется перевоспитать. «Коты - это временно, - говорит Филипп Филиппович. - Это вопрос дисциплины двух-трех недель. Уверяю вас. Еще какой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Получается, что остатки собачьего спустя какое-то время смогли бы отмереть как атавизм. Однако сердце все равно остается собачьим. А может оно и к лучшему, что сердце не человечье. Ведь все поступки мы совершаем по воле разума или велению сердца. Но человеку, вокруг которого только разруха и уголовщина, остается одно: жить сердцем. «Сообразите, что весь ужас в том, - предостерегает профессор, - что у него уж не собачье, а именно человечье сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!»
В Шарикове отразились, как в зеркале, все перекосы того времени и сложившихся в них обстоятельств. Кругом царит только шариковщина. И нет от него спасения даже в лаборатории профессора. Шариковщина, как явление, описанное Булгаковым, становится предостережением всем поколениям. Создавая что-то новое, вы должны быть готовы придать ему не только форму, но соответствующее содержание. Ведь именно нам потом придется бороться с необратимыми последствиями данного явления. А может просто не стоит это все и затевать. У нас же сердце несобачье и облик далек от социальных перегибов и аморальности.



Рассказать друзьям