Как окружающие могут приобщить нас к искусству. Приобщение к искусству

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Я зря панты колотить не буду. Скажу, как есть: по части культуры, всякого там искусства - могу достойно ответить. Нет, ну, серьёзно! У меня жена - Ирка - очень умная женщина. Она институт культуры закончила. Я сам тоже две «вышки» имею. Институт физкультуры - десять лет заочно надрывался. Закончил, слава богу, когда уже как три года из спорта ушёл. Диплом я сразу матери подарил - заслужила. Он у неё все время в шкатулке хранится вместе с моими зубами молочными. У мам у наших свои приколы. Вот. А второй институт - торговый я за два месяца закончил. В первый - со своими преподавателями знакомился. А второй месяц мы, уже все вместе, мой диплом обмывали. Так что у меня два диплома, если те, что за спорт не считать. А у Ирки - один. Но она на него пять лет училась. Мы с ней тогда еще не были знакомы. Так бы я ей помог, конечно. Но она - сама. За что - уважаю. Она, в общем- то, и в школе хорошо училась. У неё в аттестате всего четыре тройки. Остальные - четверки, пятерки. Молодец. И она, вообще, во всей культуре хорошо шарит. Её и пацаны мои очень уважают. Она, как что- ни будь за культуру начнёт говорить - никто её не перебивает. Чего с грамотным человеком спорить? У нас в семье так: я бабки зарабатываю, а она в остальном сечёт.
Мы с ней даже не ругаемся. И дело не в том, что нам обоим всё по жизни - в кайф. Просто она, ведь, Ирка, как начнёт какие-то слова втыкать... В роде, не мат, а звучит огорчительно. Вот, например, «мизерабль». В конце - «бль», а смысл, видимо, другой. Я - не в курсе. Я даже не знаю, как это слово, вообще, пишется. А то бы в какой- ни будь энциклопедии поинтересовался. Так что я с Иркой не ругаюсь. Я огорчаюсь до глубины моей огромной души и ухожу. Трикушничек свой старый адидасовский надену. Маечку «Спорт» и - в зал, на тренажёры. Или - к пацанам своим, к роднулям. Правда, пацанов моих Ирка тоже критикует. Акула. На Валерку сказала, что у него, мол, череп, как у олигофрена. Я не знаю. Не с чем сравнить. Хотя, по- моему, нормальная у Валерки башня. И вообще пацан свой - очка не пронесёт. Посидим с пацанами. Пивка попьём, поматеримся. Раз - от сердца отлегло. Можно домой возвращаться.
Так вот, я - о культуре. В этом плане Ирка на меня очень сильно влияет. И я ей это не запрещаю. Последний прикол, помню, был с «бабочкой. Не с той, что летает, а, которую на шею вешают. Ирка, вообще, любит мне что- ни будь из гардероба покупать. Раньше, правда, она всё время в размерами промахивалась. Купит пиджак, а он на моей флюорографии, как водолазка: впритык. А теперь у неё уже глаз намётан. Опыт приобрела. Я ей только сказал, чтобы ничего голубого не покупала. Даже джинсы. Кумарит меня этот цвет А со всей остальной радугой я - в нормальных отношениях. Так вот, решила Ирка мне к смокингу бабочку купить. У меня смокинг, как роба: для некоторых случаев просто необходим. Я часто выступаю спонсором в культурных мероприятиях. То на выставку горшков из глины бабок дам, то казино открываю. А галстук под смокинг не вяжется. Да я, вообще, галстуки не ношу. Однажды, давно это было, хотел галстук на себе завязать. Так узел затянул, чуть не задохнулся - дёрнул его вверх слишком сильно. Хорошо, пацаны рядом были. Кухонным ножом его рассекли. А бабочку завязывать не надо. Она сама сзади прищелкивается. Только у меня шея прямо из ушей растёт и на мой размер таких бабочек не нашлось. В ателье сшили. Только, когда я свою бульонку вниз опускаю, эта бабочка мне своими углами в щёки колет. Так что хожу с гордо поднятой башней, чтобы бабочка не кололась
И вот Ирка моя как-то заболела. Простыла она. В солярии повалялась, вспотела, как нерпа, а на улице - минус десять. Конец февраля. Пока она до машины дошла, её, естественно, просквозило.
Вот, лежит это тело дома, всё в соплях. И меня просит: - Лёша, купи картину. Вот сюда над диваном надо повесить.
Я в картинах не соображаю, о чем ей и возразил. А она уперлась рогом. Купи, мол, и все. "Я, - говорит, - может помру скоро. Выполни моё последнее желание." Я- то понимаю, что она придуряется. С чего ей помирать? Тут профессор из мединститута каждые два часа ей уколы вляпывает и тётка - экстрасенс на кухне чай пьёт. Так что всё предусмотрено. Но рамцевать с ней не стал - болеет человек, что с ним спорить? "Ладно, - говорю: - куплю". Ирка сразу же обрадовалась. "Только, - кричит: - не бери интерьерную живопись. Посмотри что - нибудь интересное".
Насчёт "интерьерной" я уже в курсе. Это всякие берёзки, ёлки, мишки в лесу... Короче, когда до балды и под мебель подходит - тогда их на стены и вешают. А вот в смысле чего - нибудь интересного я затрудняюсь. У нас с Иркой иногда интересы не совпадают. Мне, например, в бане интересно, а ей - в опере. Поэтому я для консультации с собой Лешего прихватил. Юрка Леший на картинах собаку съел. У него всё, что дома висит любой Лувр купит.
Поехали мы с ним в самый дорогой салон в центре. Там на первом этаже картины, а на всех остальных шестнадцати - наш губернатор со своей бригадой заседают. Так, что, сами понимаете: салон солидный, раз под одной крышей с губернатором.
К нам сразу же продавщицы подскочили. Они, что характерно, везде ко мне подскакивают. Хоть в ювелирном, хоть на пляже. У них тоже глаз на покупателя наметан. Понимают, кто просто так шары вылупил, а кто - с натуры, купит.
Смотрю я все их картины и угораю! Маленькая такая, с ладошку, картинка на бумаге, что из альбома для рисования выдрана. Какая- то галиматья на ней нарисована и стоит два ляма. А Леший понты колотит: из кармана очки достаёт и в неё вперивается. "Красота," - говорит. И меня в бок толкает, мол, советует приобрести. Я ему отвечаю, что раз ты такой знаток - сам её и бери. А мне бы чего попроще. Мы за ценой не постоим.
А девчонка продавщица меня спрашивает: " А вы знаете профессора Малиновского?" Я по фамилии знаю только одного профессора - Лебединского. А Лёха - змей, руками развел: "Конечно! Появилась новая картина? Или он свою выставку уже привез из Японии?"
Девчонка поясняет, что в Японии всё раскупили. Только одна картина на Родину вернулась. Профессор её ни за что не захотел самураям оставлять. Хоть, они его и просили, прям, умоляли! "Показывай", - говорю.
Ну, и что? Кусок пляжа, что у нас за городом и ветка через всю картину. Правда, ветка хорошо нарисована: кора и всё такое... Листики, там, всякие.
"Чё стоит?" - интересуюсь.
Девчонка встрепенулась вся, аж бретелька лифчика вылезла. "Будете покупать?" - говорит.
"Нет, - отвечаю: - перерисовывать!"
А у Лешего бусинки под очками заблестели. Он меня в бок пихает. Говорит: " Лёш, да тебе, ведь, все равно, что брать! Возьми, вон, "Отдыхающих чаек" !"
"Ты, - говорю, - чайка, сам отдыхай. Не ты меня сюда привез. К тому же у тебя картин дома - валом. Из- за них телевизора не видно. А мне самому эта ветка приглянулась. Да и на пляже я всю зиму не был. Так что - пасись. Я эту картину сам покупаю.
Девчонка говорит: "Две штуки баксов или в деревянных - по курсу."
Я аж удивился: чего это профессор из-за какой-то двушки баксов перед японцами выламывался? С другой стороны, двушка - тоже бабки. Не бог весть какие, но на них иные люди целый месяц живут! А тут - просто ветка. А Лёха опять меня толкает: "Берёшь или нет?" А сам рукой рамку гладит. Я его по руке секанул, чтоб лак на рамке не размазывал.
"Беру, - говорю, - упакуйте и погрузите". Большая картина. Пол бильярдного стола.
Привёз я её Ирке. По пути ещё винограду купил. Тоже, кстати, вещь не дешевая. Стоит, как пять сантиметров этого пляжа, что на картине.
Ирке, как раз только что укол воткнули. Всё лицо у неё перекосилось. Только увидела она картину, что я приобрел, аж с дивана поднялась! "Лёша, - говорит, - я не ожидала! Малиновский! Подлинник! Откуда?"
"От верблюда!" - Меня аж закусило! Чего она так этим Малиновским восхищается? Знакома, что ли?
Потом уже я узнал за него. Успокоился. Дедуле семьдесят лет стукнуло. Уже в маразм ударился. Оказывается, он у нас - национальная гордость. У Третьяковки двести баксов не хватило, что бы эту ветку приобрести. А дед не съехал - барыга.
Я вот теперь думаю, какое все - таки хорошее дело: картины покупать. Во- первых, они через десять лет в десять раз дороже стоить будут, если бакс в цене не упадёт. Во- вторых - умножается национальное достояние России. А в- третьих, будет, что своим детям в наследство оставить в придачу к моему "Ролексу" с брюллами. Потому, что искусство, как "Ролекс" - вечно!

Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества.

Сочинение

На становление личности влияет множество факторов: влияние общества, непосредственное стремление человека к тому или иному виду деятельности и, что немаловажно, среда, в которой она находится.

В данном тексте С.Л. Львов предлагает нам задуматься над проблемой роли близких людей в становлении человека.
Обращаясь к теме, рассказчик приводит в пример случай из своей жизни, когда среда, в которой он оказался, смогла воспитать в нем любовь к серьезной музыке. Главный герой столкнулся с ситуацией, в которой в компании творческих людей, увлекающихся музыкой, ему приходилось «забиваться в угол и страдать» - ведь это увлечение было для него как «книга за семью печатями». Однако молодой человек не желал обманывать себя и притворяться ценителем, также как и не желал «вставать в позу» человека, бросавшегося увлечениями за их непреклонность. В конечном итоге и друзья «не махнули рукой, не исключили из слушанья музыки», а также не навредили герою словом - они помогли своему товарищу переломить себя и стать ценителем серьезной музыки, какими они сами являлись, – «Им мало было наслаждаться самим. Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости».

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что окружение играет важную роль в жизни каждого из нас. Оно оказывает огромное влияние, как положительное, так и отрицательное, на формирование личности: определяет наши привычки, взгляды, увлечения, особенности поведения и нравственные качества.

В произведении Д.И. Фонвизина «Недоросль» автор на примере одной семьи показывает, как окружение влияет на становление человека. Ключевым в комедии является образ Простаковой – жены, матери, хозяйки. Это лицемерная, меркантильная, алчная, злая, грубая и вместе с тем очень глупая женщина-самодур. Об этом мы узнаем из того, как она льстит в угоду себе, как общается с крепостными, отбирая у них все до нитки, пользуется сиротством Софии, как обращается с членами семьи, и, что является главным, как относится к своему сыну. Выросший в атмосфере зла, грубости, самодурства, глупости и к тому же излишне залюбленный своей матерью Митрофанушка является идеалом разбалованной, глупой, ни на что не способной личности, которая со временем будет становиться только хуже. В конце комедии писатель «насмехается» над семьёй Простаковых и оставляет их «ни с чем» за свою жадность и хитрость, а самую отрицательную героиню наказывает предательством сына, который, как и предполагалось с самого начала, оказался еще хуже своей матери.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин описывает нам семью Лариных. Автор в романе сталкивает два разных мира: мир высшего городского общества и патриархальный мир деревни - семья Лариных является типичным представителем второго типа. А.С. Пушкин подробно описывает нам образ главной героини, из которого мы можем увидеть не только бесконечную симпатию автора к девушке, но и чистый, искренний, ничем не испорченный характер Татьяны. Она, хоть и выросла в деревне, вдали от образованных людей и общепризнанных культурных ценностей, является умной, незаурядной натурой, и это благодаря её воспитанию. Автор, описывая главу семьи, называет его «добрым малым», хорошим соседом, добрым мужем и отцом. Мама Татьяны, подобно отцу, имела заурядную жизнь и типичные для того времени увлечения: она интересовалась модой, а любовные романы были постоянными её спутниками. В семье царила атмосфера спокойствия и тишины, в которой Татьяна могла спокойно заниматься саморазвитием, иногда открывая душу мудрой няне. Она тоже сыграла немаловажную роль в формировании «человека» в Татьяне, именно от неё девушка впитала мудрость русской женщины. Двигаясь по сюжету романа, мы видим, что сложившийся характер главной героини не могли испортить ни переезд в город, ни светская жизнь - девушка до последнего оставалась самой собой и в любой ситуации сохраняла чувство собственного достоинства.

Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования сильной, умной, нравственно чистой личности очень важно находиться в правильном окружении – ведь именно оно напрямую влияет на формирование человека.

На каникулах все стараются куда-нибудь выбраться: в музей, картинную галерею, на худой конец - в кино. Что делать, если хочется сидеть дома? Или просто время неподходящее: бывает, что любовь к искусству неожиданно накрывает поздно вечером. Автор книги «Как искусство может сделать вас счастливее» Бриджит Пейн рассказывает, что любоваться шедеврами можно из дома в любое время дня и ночи.

Простой способ любоваться искусством дома

Рай форм и цветов всегда доступен.

ТИТ НАТ ХАН

Есть много плюсов в том, чтобы выйти в мир, туда, где концентрируется искусство, но неплохо наслаждаться искусством и прямо из дома. Не нужно собираться с духом для встречи с толпой или погодой. Не нужно искать место для парковки. Не нужно бояться или бороться со страхом. Только вы и искусство. Вы наслаждаетесь диалогом там, где чувствуете себя свободнее всего, ощущаете себя самим собой. Сделайте чаю, пододвиньте стул, вытяните ноги и наслаждайтесь!

Если вы когда-то интересовались искусством или книгами, то, скорее всего, когда-то купили одну или две книги по искусству. Это довольно популярный подарок, так что кто-то мог подарить вам такую книгу по тому или иному поводу. Еще более вероятно, что эти книги по искусству стоят на книжных полках или красиво разложены на журнальном столике - в любом случае их никто не просматривает, они просто лежат и собирают пыль. Если у вас нет никаких книг

по искусству, возьмите несколько из библиотеки и воспользуйтесь описанным ниже трюком.

Самый приятный и простой способ любоваться искусством дома.

  • Отправляйтесь на кухню и приготовьте закуски и/или напитки на свой выбор.
  • Подойдите к книжной полке или журнальному столику и относительно случайным образом выберите книгу по искусству.
  • Возьмите напитки, закуски и книги с собой на диван или за стол (в зависимости от размера книги).


Записывайте свои впечатления от прочитанного: так «общение» с искусством пойдет продуктивнее.

  • Если по истечении тридцати минут вы счастливы от того, что увидели, поставьте книгу на полку, нежно похлопайте по корешку и скажите ей, что вы скоро снова увидитесь.
  • Если же вам не понравилась эта книга (помните: быть честным, не обманывать и не притворяться, что вам понравилось, только потому что вы думаете, что вам должно понравиться), избавьтесь от нее. Положите ее в ящик для пожертвований, продайте или отнесите в библиотеку. Серьезно. Кто-то другой, возможно, почерпнет для себя что-то из этой книги, и она не будет захламлять ваш дом.
  • В другой день повторите это с другой книгой.

Онлайн-ресурсы

Неважно, какой вид искусства вам нравится (и даже не страшно, если вы еще не знаете, какой вид искусства вам нравится), у вас под рукой есть множество онлайн-ресурсов. Многообещающие художники и иллюстраторы? Современная фотография? Современное изобразительное искусство? Работы предыдущих эпох? Произведения искусства определенного региона или культуры? Скульптура? Перформанс? Искусство аутсайдеров? Граффити? ? Критика и теория искусства? История искусства? Что бы вам ни нравилось, если вы немного покопаете, то практически гарантированно найдете несколько хороших блогов на эту тему. Сайты, сделанные отдельными энтузиастами, рассчитанные на то, чтобы показывать вам новые работы. Каждый день.

Есть более формальные и официальные сайты, которыми вы также можете воспользоваться. Все больше и больше музеев оцифровывает свои коллекции, а это значит, что вы можете смотреть на прекрасные фотографии в хорошем разрешении, причем увидеть не только те работы, которые висят в залах, но и многие, многие замечательные вещи, которые большинство музеев не могут показать публике из-за нехватки места. Это значит, что вы можете увидеть больше произведений искусства мирового уровня, лежа в кровати в пижаме, чем если бы вы отправились в Париж, Рим или Киото. У огромных международных галерей, таких как Саатчи, также есть свои сайты, на которых полно интересного; нельзя пропустить и Artsy.net.


Благодаря интернету лучшие картинные галереи мира окажутся у вас дома.

Посвятите субботние послеобеденные часы или вечер воскресенья тому, чтобы найти лучший, по вашему мнению, сайт об искусстве, и вы будете вознаграждены. Скоро у вас в распоряжении будет список закладок с адресами сайтов, на которые вы сможете в любое время зайти и насладиться произведениями искусства, от которых у вас бегут мурашки. Неплохо для нескольких часов работы.

Картины у вас дома

Задача повесить что-то на стены своего дома может пугать. Мы все знаем людей, у которых ничего не висит на стенах их новых домов, несмотря

на то что они живут там уже много лет, и не потому, что они не хотят, чтобы у них на стенах было что-то, на что можно смотреть, а потому что они парализованы или страхом сесть в лужу. Давайте не будем такими, хорошо? Давайте просто купим картину, которая нам нравится, и повесим ее на стену. Хорошо? Договорились!

Подождите, возможно, вы говорите себе: «Она что, сказала „купим картину“? Какого черта? Я никогда не смогу себе позволить купить настоящее подлинное произведение искусства! Да вы что!»

Но тут вы ошибаетесь. Одна из наиболее замечательных тенденций, которые мы наблюдаем последние десять лет или около того, заключается в распространении легкодоступного, приемлемого по цене искусства, которым вы - да, вы! - можете владеть. Не верите? Поищите в интернете «доступное оригинальное искусство» или «доступные репродукции картин» и убедитесь сами!

ТАТЬЯНА ДОВГАЛЁВА
Опыт работы «Приобщение детей к искусству»

1. Введение

1.1. Актуальность опыта .

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства . Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердцу доброту и красоту, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно, с дошкольного детства. Не случайно эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве . Только через искусство , по мнению Б. М. Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений» . Живопись, скульптура, графика, архитектура обогащают и украшают нашу жизнь. Чтобы искусство достигало своей цели, радовало нас, волновало, расширяло наши познания, надо уметь его видеть. По моему мнению, каждый человек ежедневно сталкивается с искусством , но не все могут понять его, увидеть вокруг себя все живое и прекрасное. Воспринимая произведения искусства , ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство создает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать.

Актуальность опыта заключается в том , что современное общество имеет потребность в творческой личности. На эту проблему нацелен и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому понимание произведений искусства , развитие творческих способностей– одна из главных задач дошкольного воспитания.

Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы . Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию, интерес к искусству . Образовательной программой дошкольной организации не предусмотрено глубокое изучение нетрадиционного рисования. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом . Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство . За время работы с дошкольниками , обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, а следовательно имеет возможность приобщения к искусству .

1. 2. Теоретическое обоснование темы углубленной работы .

По мнению педагогов и психологов, (таких как Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова) дети дошкольного возраста обладают значительными потенциальными возможностями для понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства .

Для успешной работы с детьми в приобщении к искусству я использовала авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, которая способствует развитию эстетического восприятия художественных образов и произведениях искусства ; предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов; созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами; ознакомлению с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности; воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии.

Я изучила и использовала в практической работе следующие труды :

С. А. Лебедева (педагог) из опыта работы «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»- которая считала, что изобразительное искусство через зримые красочные образы помогают ребенку познавать истину, добро, красоту. От поколения к поколению оно прославляет эти прекрасные качества души человека;

И. И. Дьяченко (кандидат педагогических наук) «Волшебные ладошки» , «Волшебные краски» - искусство побуждает детей к собственной художественной деятельности (изобразительной и словесной, где реализуется его творческий замысел, речевые и изобразительные усилия.

- Опыт работы «Приобщение детей к искусству »

педагога Шайдуровой Нелли Владимировны - в основе которого лежит взаимосвязь информационного, эмоционального, действенно-мыслительного и преобразовательного компонентов, направленных на эмоционально-чувственную и мотивационно - потребностную сферу личности детей , потребности в расширении интеллектуально-художественного опыта в виде знаний , представлений об искусстве и практической их реализации в художественно-творческой деятельности.

В истории дошкольной педагогики проблема детского творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей . Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства . Проблема формирования выразительного образа в рисунках средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. В исследованиях Е. А. Флериной (1940, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой (I960, Р. Г. Казаковой, Т. Г. Казаковой (1970) вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без (уголь, сангина и др., красками гуашь и акварель и др. Исследования Т. С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию.

Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств материалов при сохранении обобщенных рисовальных движений. При этом многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило основанием называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках.

Постановка проблемы требует ее рассмотрения в нескольких аспектах : многообразие художественных техник в изобразительном искусстве и их роль в создании художественного образа, формирование выразительного образа в детском рисунке средствами нетрадиционных художественных техник. Проблема формирования художественного образа находилась под пристальным вниманием философов, искусствоведов , психологов, педагогов. Своими философскими корнями она уходит в учение Г. Гегеля, которое затем дало толчок многим отечественным и зарубежным исследованиям таких философов, как Ю. Б. Борев, В. В. Скатерщиков, А. К. Дремов, В. А. Разумный и др., давших определение художественного образа и рассматривающих его как особую форму отражения действительности, как диалектическое единство содержания и формы, как диалектический процесс, выражающий взаимосвязь эстетического объекта и воспринимающего его субъекта на основе практической преобразующий художественной деятельности. Анализ исследований, посвященных данной теме, позволяет сделать вывод о том, что детское творчество имеет свою специфику, так как продукты его зачастую не имеют объективной значимости для общества в целом. Однако развитие творчества у детей в период дошкольного детства имеет большое значение для формирования целостной творчески развитой личности в будущем.

1.3. Цель : формировать интеллектуально – художественный опыт , представления об искусстве и практической их реализации в художественно – творческой деятельности.

1.4. Задачи. Для достижения поставленной общей цели мною сформулированы следующие задачи :

Изучение современных подходов к приобщению детей к искусству ;

Создание условий, способствующих развитию и сохранению творческого потенциала.

Использование современных технологий для воплощения у детей своих фантазий .

Развитие эстетического чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческой активности, желания рисовать.

Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

1.5. Ожидаемый результат : повышение у детей интереса к овладению искусства через применение нетрадиционных техник рисования. Умение творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобретение опыта эстетического восприятия. Умение применять и комбинировать разные способы изображения в одном рисунке, думать и самостоятельно решать какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

1.6. Этапы реализации опыта работы :

Свою работу я начала с анкетирования родителей (провела анкетирование на темы «Любит ли ваш ребёнок рисовать» , «Нужно ли ребёнка приобщать к искусству » , «Искусство дома » беседы по данной тематике). Анализ показал, что родители заинтересованы приобщать детей с раннего возраста к искусству . Мною было проведено диагностирование, направленное на обследование у детей творческих способностей. Была отобрана группа детей по запросу родителей и интересу самих детей . Так и стала расти и развиваться группа «Фантазёры» в количестве 12 человек.

Мною были постепенно изучены индивидуальные особенности каждого ребёнка; при тесном сотрудничестве с родителями была создана развивающая среда (большое внимание я уделила эстетике, а так же удобству и комфорту детей ., поэтому центр оснастила необходимым материалом для развития творческих способностей у детей (акварельные и гуашевые краски, цветные и простые карандаши, фломастеры, восковые мелки, шариковые и гелевые ручки, кисти разных номеров, трафареты, печати, тычки, оттиски, и т. д

В игровых и познавательных центрах имеются разнообразные игры на развития мышления, внимания, мелкой моторики, (пазлы, шнуровки, мозайки, мелкий и крупный конструктор и т. д.) Дети с удовольствием играют, рисуют, творят, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Была подобрана литература по используемым техникам; был постепенно дополнен уголок изодеятельности различными нетрадиционными материалами; также были подобраны дидактические пособия и развивающие игры :

1. «Обведи по контуру» (ватные палочки)

2. «Нарисуй овощ» (картофель, морковь)

3. «Нарисуй фрукт» (картофель)

4. «Нарисуй гусеницу» (знакомство с цветоведением, пробки)

5. «Автопортрет» (зубная щетка, ватные палочки)

6. «Сложи пополам» (монотипия предметная – частично трафарет)

7. «Нарисуй цветок» (пальцем)

8. «Нарисуй по шаблону» (треугольник-елочка, круг – солнышко, ножницы – девочка) .

9. «Обведи и раскрась» (ватные палочки) .

Продумывая каждое занятие я подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. На занятиях предоставляю детям выбор материалов и средств, для создания своих работ .

В уголок для родителей поместила консультации, папки-передвижки и рекомендации.

Я разработала рабочую программу дополнительного образования кружка «Фантазёры» на 3 года по приобщению детей к искусству через нетрадиционное рисование на основе программ художественно – эстетической направленности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, «Волшебные краски» И. И. Дьяченко. Занятия проводила один раз в неделю во вторую половину дня.

Здравствуйте, Любовь Михайловна! Написала еще одно сочинение, проверьте, пожалуйста!))
Текст.С.Львова

Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырех стенах, и под открытым небом. Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству – во всем этом должен и может жить живой огонь творчества. И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознагражден.

Искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдает ему силы, раздумья, время, внимание.

Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они – книги за семью печатями. Реакция на такое открытие возможна различная. У одних раздраженно-отрицательная. «Мне это неинтересно, значит, тут и интересоваться нечем. А они только делают вид, что без этого жить не могут!» А лучше отнестись к тому, что нам непонятно, по-другому.

Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. Мы серьезно занимались литературой, историей, языками. Многие из нас пробовали писать сами. Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. Слушали лекции не только на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. Посещали занятия по истории изобразительного искусства. Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. Как мы все успевали, не знаю, но успевали. Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. Интереснейшая то была компания.

Я старался не отставать от нее и мне это удавалось. За одним исключением. Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. На наших встречах не было вина. Мы читали стихи и слушали музыку. У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок – долгоиграющих тогда еще не было,– которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился – музыки я не понимал и радости она мне не доставляла. Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!» Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.

А кроме музыки дома были еще и концерты. Я шел на них вместе со всеми и среди людей, для которых это было праздником, ощущал себя отделенным от них и обделенным. Конечно, можно было просто в следующий раз не пойти – ну, не понимаю я музыки, неинтересна мне она, не изгонят же они меня за это из своей компании! Но я продолжал ходить вместе со всеми. У меня хватило ума не прикидываться понимающим, не высказываться...

Хорошо помню, как произошел перелом. Конечно, он готовился незаметно и исподволь: столько вечеров слушания музыки не прошли бесследно. Я просто еще не подозревал об этом. Зимой 1940 года был объявлен авторский вечер тогда еще молодого Д. Д. Шостаковича – первое исполнение его фортепианного квинтета. Друзья взяли билет и мне. Вручали его торжественно. Я понял: то, что предстоит – событие! Концерт состоялся в Малом зале консерватории. Сказать, что в переполненном зале была приподнятая атмосфера,– значит не сказать ничего. Было ожидание чуда. О квинтете в музыкальной Москве уже много говорили.

Мы сидели на балконе среди студентов-консерваторцев. У некоторых из них на коленях лежали развернутые партитуры – кажется, еще не отпечатанные, переписанные от руки.

Не стану утверждать, что я в тот вечер сразу и навсегда излечился от невосприимчивости к музыке. Но поворот – решительный и важный – произошел. Как я благодарен своим друзьям тех давних лет, что они не махнули на меня рукой, не исключили из слушания музыки – а ведь и исключать не нужно было, при тогдашнем юношески-ранимом самолюбии хватило бы иронической реплики, чтобы я почувствовал себя среди них, понимающих и знающих, лишним. Этого не случилось.

Прошло много лет. Уже давно серьезная музыка – для меня, необходимость, потребность, счастье.

А ведь можно было – навсегда и непоправимо – разминуться с ней. И обездолить себя,

Этого не случилось. И потому, что я не встал в позу человека, который, не понимая чего-нибудь, говорит – вслух или мысленно: – Ну и не надо! И потому, что не захотел притворяться, делая вид, что понимаю, когда еще был очень далек от этого. А больше всего – благодаря моим друзьям. Им мало было наслаждаться самим. Им хотелось и меня приобщить к своему пониманию, к своей радости. И это им удалось! Удалось вполне.

С1. Кому доступно постижение искусства? Именно над этой проблемой размышляет автор текста.
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, С.Львов рассказывает, как он "излечился от невосприимчивости к музыке ". Искусство раскрывается всем, кто стремится познать его. Приобщение к музыке, живописи, театру или литературе может происходить в любом месте и в любое время. Тот, "кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознагражден."
С.Львов считает, что произведения искусства познает тот, кто отдает этому свои "силы, раздумья, времени, внимания."
Я полностью согласна с мнением автора. На мой взгляд, каждый из нас может понять многообразный мир искусства. Главное проявить интерес и не жалеть сил для его раскрытия.
В подтверждение своей позиции приведу следующие примеры.
В книге Д. С. Лихачева "Письма о добром" есть статья "Понимать искусство". Он считает, что наиболее важным в понимании искусства является искренность, честность, открытость к восприятию. И только тот, кто найдет силы преодолеть самого себя, достигнет желаемого. Ведь понимать произведения искусства не просто, этому надо учиться долго. всю жизнь.
Искусство создается избранными, но оно открыто всем. По-моему, человек, который отдает на это свои силы и время, обязательно постигнет прекрасный мир искусства.



Рассказать друзьям