Как оптимизировать затраты на предприятии. Как сократить расходы предприятия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Снижение затрат на производство – процесс жизненно важный для любой компании, поскольку рост (зачастую неоправданный) формирующих себестоимость расходов существенно уменьшает прибыли, на которые рассчитывает учредитель. Поэтому вопрос снижения затрат остается актуальным во все времена. О том, как оптимизировать затраты пойдет речь в нашей публикации.

Виды затрат

  • Эффективные (вложенные непосредственно в продукт и окупающиеся при реализации) и неэффективные (непроизводственные виды потерь – брак, простои, хищения и т.п.);
  • Постоянные, переменные (прямо пропорциональные уровню производства), смешанные, содержащие постоянную и переменную часть;
  • Прямые (на приобретение сырья, выплату зарплаты) и косвенные, не имеющие прямой связи с выпуском продукции определенного вида (управленческие расходы, затраты обслуживающих производств).

Резервы снижения затрат заложены в производстве и умении грамотно управлять им. К примеру, важное значение имеют такие меры, как разработка и определение норм технологических затрат на каждом производственном этапе, а также их соблюдение и установление ответственности при нарушении норм. Грамотно проведенный анализ эффективности обслуживающих и вспомогательных хозяйств по разным направлениям, а также аутсорсинговых услуг, дают превосходные результаты в работе по оптимизации расходов.

Эти вопросы лежат в плоскости ведения бухучета и являются составной частью мероприятий по контролю затрат, но существуют и другие рычаги, применение которых уменьшает себестоимость выпускаемой продукции.

Пути снижения затрат на производство

На основе данных анализа разрабатываются следующие мероприятия:

  • Все затраты четко классифицируются по категориям;
  • Определяются те расходы, которые могут корректироваться;
  • Планируются и оптимизируются обозначенные затраты.

К подлежащим оптимизации затратам часто относят:

  • Затраты труда. Например, при пересмотре ассортимента выпускаемой продукции часто сокращается численность персонала;
  • Расходы на покупку сырья и материалов. Оптимизировать эти затраты можно, организовав поиск новых поставщиков, пересмотрев условия соглашений по поставкам, внедрив ресурсосберегающие технологии или развивая собственное производство необходимых расходных материалов;
  • Производственные расходы:
    • платежи по аренде. Снизить сумму аренды можно, выкупив помещение у владельца, либо сдав часть площадей в субаренду;
    • энергоресурсы;
    • ремонт и ТО оборудования. Часть работ можно переложить с подрядчиков на собственные ремонтные хозяйства;
  • Транспортные расходы. При возможности ограничивают парк служебных автомобилей, либо, рассчитав преимущества, используют услуги аутсорсинговой компании;
  • Рекламные траты. Проанализировав эффективность рекламной кампании, можно уменьшить бюджет на рекламу, сгенерировав его на представление наиболее выгодных продуктов или заключив соглашения с партнерами на взаимовыгодных условиях. К примеру, предложив бартерные сделки.

Поскольку весомая доля затрат состоит из производственных ресурсов, особое внимание уделяется им. Необходимо установить строгий контроль за неиспользуемым оборудованием, которое можно демонтировать, оприходовав полезные остатки, а бездействующие ОС реализовать. Применение передовых технологий позволит внедрить более экономичное оборудование, либо дополнительно развить малозатратные вспомогательные производства.

Задолженность дебиторов отвлекает средства из оборота, ее оптимизации должно быть уделено особое внимание. Это выражается в постоянной работе с должниками.

Как еще можно снизить затраты производства

Каждая компания выбирает линию оптимизации производства исходя из своей специфики или отраслевых особенностей. Общими действиями для всех предприятий можно считать такие экспертные рекомендации по снижению затрат производства:

  • Рассмотреть возможность интеграции производства с партнерами, передав им часть технологического цикла;
  • Грамотно распоряжаться производственными запасами. Следует осуществить расчет необходимого объема МПЗ, минимального и мобилизационного (если это предусмотрено), объема готовой продукции и товаров в пути, с подготовкой графиков поставок и платежей по ним;
  • Планирование логистических процессов. Например, некоторые компании экономят на хранении товаров, используя грузовой транспорт. Не менее важным является правильный выбор поставщика транспортных услуг.

Кроме перечисленных методов, от любой компании требуется планирование снижения затрат, предусматривающее соблюдение финансовой дисциплины, эффективную организацию учета и осуществление периодических проверок с анализом понесенных потерь.

Как снизить затраты компании без сокращения персонала и урезания зарплат

В этой статье Вы узнаете о нескольких альтернативных методах сокращения затрат предприятия и познакомитесь с примерами из западной практики (см. Как сокращают расходы на персонал в иностранных компаниях и Как перестать терять деньги, не прикладывая особых усилий: советы российских коллег). Предлагаем Вашему вниманию 16 оригинальных способов борьбы с лишними тратами.

Как сокращают расходы на персонал в иностранных компаниях

Агентство недвижимости Luxury Retreats практикует перестановку кадров. Так, восемь сотрудников из отдела разработки прошли обучение и стали трудиться в отделе продаж (на должностях, приносящих компании прибыль).

Компания Rhino Foods (производство ингредиентов для мороженого), когда падает спрос, направляет сотрудников на работу в фирму Autumn Harp, производящую декоративную косметику.

Руководство кадрового агентства Accolo попросило сотрудников взять по пять дней неоплачиваемого отпуска, пообещав не сокращать зарплаты.

Производитель красок Sherwin-Williams ввел для сотрудников плавающий график отпусков за свой счет – добровольные отстранения от работы на шесть недель.

Боб Файфер, глава консалтинговой фирмы Fifer Associates, прибег к таким способам.

  • Перестал включать в бюджет «обязательные» расходы – на покупку мебели, прием новых сотрудников и пр. Он объявил, что выделение денег по этим статьям требует его личного одобрения. Заявок поступило мало, средства не израсходовали.
  • Отказался от курьеров. Спустя полгода все наладилось: что-то стали посылать по почте, что-то служащие завозили контрагентам, когда это было по дороге.
  • Ограничил бюджет на содержание офиса. Консультируя одну фирму, он предложил без обсуждения сократить бюджет (3 млн долл. США в год) на 40%. В итоге скорректированный бюджет не был превышен.

Как перестать терять деньги, не прикладывая особых усилий: советы российских коллег


Ввести электронные закупки. Тендер, объявленный в Сети, привлекает большое количество поставщиков, которые ради победы готовы идти на уступки. Если проводить аукцион с коротким списком поставщиков в режиме реального времени, цена в среднем падает на 10–15%.

Установить минимальный размер заказа. Из-за недозагрузки транспортных средств при розничных поставках доходность может быть ниже на 8–12% по сравнению с поставками крупным клиентам. Можно либо ввести размер минимального заказа, либо взимать плату за доставку товара, общая стоимость которого меньше установленной Вами нормы.

Запретить использование служебных телефонов в личных целях. Полиграфическое предприятие из Нижнего Новгорода получает у сотового оператора распечатку звонков с рабочих телефонов и анализирует те, стоимость которых превышает несколько сотен рублей. Компания предупредила работников, что траты на личные разговоры будут удерживаться из их зарплат. В результате ежемесячная плата за телефонную связь сократилась с 200 тыс. до 40 тыс. руб.

Опыт практика: Кирилл Гуляев - Генеральный Директор Первого полиграфического комбината, Красногорск (Московская область)

Беречь тепло, загружать склады, коммерциализировать столовую

Отопление за счет тепла, выделяемого оборудованием. Этот метод называется рекуперацией тепла: мы используем отработанный горячий воздух для отопления производственных помещений. Поступающий от печатного оборудования очищенный воздух не выбрасывается в атмосферу, как это делается обычно, а попадает в специальный теплообменник. Там горячие газы нагревают воду, которая идет в отопительную систему предприятия. Это позволяет снизить нагрузку на котлы и сократить расходы на отопление. Оснащение машин теплообменниками увеличило их стоимость на долю процента от первоначальной цены, а применение данной технологии позволило нам экономить, по самым скромным подсчетам, около 8 млн руб. в год.

Сокращение логистических затрат за счет сдачи складских помещений своим поставщикам. У нас есть собственный складской комплекс площадью 7500 кв. м. По технологии производства мы должны хранить на складе двухнедельный запас краски. При этом большая часть расходных материалов привозится из-за рубежа. Чтобы сократить расходы на доставку, мы предложили одному из крупных поставщиков взять в аренду наши складские площади (около 6% общей площади складов). Поставщик согласился, и теперь для нас логистика ограничивается доставкой краски с собственного склада в печатный цех. Сырье не числится в наших складских запасах и поступает в точно требуемом объеме по мере необходимости. Кроме того, мы получили дополнительный доход от аренды, а наш партнер приобрел удобно расположенные склады и лояльного покупателя под одной крышей.

Услуги собственной столовой для сторонних компаний. На нашем предприятии работает столовая, сотрудники за счет дотаций компании могут питаться вкусно и качественно по минимальным ценам. В определенный момент расходы на столовую стали для нас обременительными, поскольку продукты дорожают, а повышение цен на питание – непопулярная мера. В результате мы коммерциализировали столовую и заключили договоры с расположенными поблизости организациями. Теперь на машинах комбината мы доставляем обеды в соседние офисы, а некоторые работники этих предприятий приходят к нам сами. За счет того, что закупки продуктов питания были увеличены, нам удалось снизить затраты. Это позволило вывести корпоративную столовую на безубыточность, не увеличивая нагрузку на кошельки собственных сотрудников.

Опыт практика: Сергей Шилов - Управляющий партнер и владелец компании AT Consulting, Москва

Перевели IT-отдел на самоокупаемость

Один из вариантов снижения расходов – перевести на самоокупаемость те подразделения, которые обычно не приносят прямой прибыли. Например, в период экономического кризиса наше IT-подразделение начало обслуживать еще и некоторых наших клиентов (в частности, тех, кто использует ту же почтовую систему, что и мы). Сотрудники стали поддерживать эту систему за отдельное вознаграждение, частично компенсируя свое содержание. В результате расходы компании на этот отдел за четыре месяца сократились на 40%.

Опыт практика: Евгений Фирсов - Заместитель Генерального Директора по операционной деятельностиАПК «Стойленская нива», Старый Оскол (Белгородская область)

Закупки сырья по минимальным рыночным ценам

Полтора десятка хлебопекарных предприятий группы ежемесячно закупают сырье на 190–200 млн руб., его суммарная доля в себестоимости продукции – порядка 40%. Диапазон колебания цен в разных группах сырья – от 3 до 30%. Получается, что изменение цены на некоторые его виды всего на 1 рубль может обойтись нам в 5 млн руб. в месяц в масштабах всего холдинга.

Закупки ведутся непосредственно на предприятиях холдинга, что создает

благоприятную почву для коррупции. Чтобы не вводить сотрудников в соблазн, мы внедрили специальную информационную систему «Стойленская нива – сырье и материалы» (неофициально она у нас называется «Изюм»). Сейчас наши 14 центров закупок действуют в условиях внутренней конкуренции и абсолютной прозрачности, когда все видят всех.

Принцип работы системы такой: сотрудник отдела снабжения, собирающийся закупить сырье, обязан распечатать специальный лист, который автоматически формируется системой «Изюм». В нем подробно расписано, когда это сырье закупалось как самим предприятием, так и другими компаниями, входящими в группу. В документе указаны лучшие цены, по которым приобреталось сырье за последние 10, 30, 60 и 90 дней. В результате сотрудники отдела снабжения получают нужную информацию, а финансовый директор, даже не разбирающийся в нюансах рынка сахара, не пропустит конкретную сделку, потому что увидит: к примеру, на соседнем предприятии три дня назад сахар был куплен дешевле. Если предполагаемая сделка совершается, она сразу же попадает в централизованную информационную систему, где формируется база, содержащая сведения обо всех сделках.

Например, крупное предприятие, закупающее достаточно большие объемы сырья, оказывалось середнячком в ценах, а предприятие маленькое, где цены вроде бы должны быть выше из-за небольших объемов, добивалось самых низких цен на сырье среди всех предприятий группы. Естественно, мы расстались с закупщиками на крупном предприятии и перевели туда специалистов с маленького. Ситуация изменилась мгновенно, и сегодня это наш лидер по эффективности закупочной деятельности. Были случаи, когда линейные руководители отделов снабжения на предприятиях пытались прощупать систему. Некоторые из них ультимативно заявляли: «Нет таких цен на творог, не верите – приезжайте и сами попробуйте купить». Но система сухо констатировала обратное, и у специалиста, взятого на место уволенного, почему-то сразу все получалось.

Администраторы системы – два человека в центральном офисе компании: руководитель службы ценового анализа и его помощник. Задачи этой группы – техническое администрирование, передача менеджерам всех предприятий сведений о лучших ценах, а руководителям – предложений прекратить трудовые отношения с недобросовестными закупщиками. Также эти специалисты контролируют одновременные закупки для нескольких заводов сразу, чтобы, взаимодействуя, мы могли получить дополнительные скидки.

Все необходимое для работы должно быть под рукой – это повысит производительность труда

Мы уже третий год внедряем у себя на предприятии технологию процессного управления. Для начала замерили и проанализировали расход рабочего времени на каждую производственную операцию (например, на подготовку сырья, приготовление блюда). В частности, выяснилось, что довольно много времени тратится на поиск нужного ингредиента или инструмента. Оптимизировав рабочее пространство, мы смогли сократить потери и повысить производительность труда на 16%. Этого удалось достичь благодаря правилу «согнутой руки». Суть этого правила в том, что до всего необходимого для работы можно дотянуться, не разгибая руки полностью. Например, рабочее место повара теперь организовано так, что ему не приходится бегать за инвентарем из одного конца цеха в другой (более того, мы зафиксировали в стандартах компании, что должно располагаться у повара рядом с левой рукой, а что – рядом с правой, на каком расстоянии следует разместить инвентарь и технику). В результате принятых мер мы смогли сократить количество персонала на каждом объекте, переведя людей на новые производства.

Станислав Тульчинский

Генеральный директор и партнер ООО «b2b.Технологии развития»

Тема борьбы за повышение операционной эффективности в компаниях очень часто обсуждается, особенно в последнее время. Поводом к тому называют массу причин как объективного (финансовый кризис, удорожание заемных денег, повышение уровня конкуренции, завышенные запросы покупателей и проч.), так и субъективного характера (особое внимание со стороны правительства и международных рейтинговых организаций к вопросам производительности). Данная статья предназначена, в первую очередь, для тех руководителей компаний, которые задумываются о том, насколько их бизнес конкурентоспособен с точки зрения его внутреннего устройства. Мы постарались дать практические примеры количественной оценки источников потерь и их ликвидации в организации, а также максимально доказательно продемонстрировать на наглядном примере эффективность использования метода поиска и устранения потерь в отличие от традиционного «урезания» расходов. Очевидными преимуществами данного подхода является то, что в результате проведения поиска и устранения источников потерь организация получает не только сокращение затрат, но и сокращение времени, затрачиваемого на оказание услуг с повышением их качества. При этом, само сокращение затрат происходит значительно результативнее, чем традиционное «урезание» статей бюджета на определённый процент. Недостатком данного метода является то, что он требует значительных интеллектуальных усилий со стороны тех, кто борется с затратами. Взамен он позволяет не просто управлять бюджетом затрат на время кризиса, но и серьезно пересмотреть структуру себестоимости в сторону снижения и систему управления компании, переориентировав ее на получение длительного преимущества по затратам. Дополнительными преимуществами является также то, что использование предложенного метода никогда не приводит к таким последствиям, которые имеют место быть при традиционном подходе к сокращению издержек, а именно:

  • К напряжению в коллективе из-за чрезмерных нагрузок на персонал — нагрузки можно наоборот сократить!
  • К сокращению людей занимающихся важной и нужной для организации работой — становится понятно, кто и чем занимается!
  • К увеличению количества ошибок и проблем из-за чрезмерной загруженности персонала — ликвидируются сами источники ошибок!
  • К повышению неудовлетворенности клиентов — сокращение времени, стоимости обслуживания и ошибок ведёт к повышению удовлетворенности клиентов!

В качестве иллюстрации мы предлагаем рассмотреть только один источник возможных затрат — неэффективность процессов компании операционного уровня (более подробно о прочих источниках затрат можно посмотреть, например, ), но предложенный нами подход применим и во многих других случаях. Мы специально остановились на данном примере, чтобы показать, что значительные ежедневные потери компании могут находиться там, где их никто не ожидает обнаружить. Несмотря на то, что пример содержит специфику кредитных организаций и специфичные для этой области процессы, суть остается универсальной, потому что истинная причина описанной неэффективности лежит не столько в частностях конкретной компании, сколько в области организации самого бизнеса, а это проблема характерна для очень многих компаний!

И всё-таки сколько?

Такая постановка вопроса вызывает у многих руководителей, в лучшем случае, недоумение. Что можно сэкономить на копеечной работе? Зачем отвлекаться на рассмотрение этого вопроса? Компания подписывает несколько сотен (тысяч) договоров в год, процесс этот отлажен и почти ничего не стоит. Такая точка зрения присутствует у большинства руководителей организаций. Если же проявить в этом вопросе большую настойчивость, то, поразмыслив некоторое время, можно получить предположение, что все же такая работа занимает минут 40, ну час максимум, и стоить будет около 200 рублей (стоимость часа работы сотрудника с заработной платой в 30 тысяч в месяц плюс стоимость бумаги). Попробуйте проверить себя. Сколько Вы думаете получится в Вашей компании? Для этого примера было оценено, используя инструменты функционально-стоимостного анализа (ФСА), сколько времени и средств затрачивает кредитная организация на оформление одного кредитного досье, начиная с момента принятия решения о кредитовании и до момента перечисления денег. Результатами анализа стало: среднее время оформления одного договора более 10 рабочих дней, а стоимость, в среднем, составила 11 000 рублей. Причем, разброс вариаций по срокам и стоимости получился достаточно большой: примерно 15% договоров оформлялись более 20 дней (максимальный срок почти 71 день) и стоимость оформления составила более 18 тыс. рублей (максимально 71 тыс. рублей). Всё это не может не ухудшать для клиента качество и без того не очень клиентоориентированного процесса. Первая реакция любого руководителя: «Этого не может быть, чушь? выдумки! Откуда вы это взяли?». Далее приведены объяснения и расчеты, которые показывают, что эти цифры вполне реальны.

Чёрная магия и её разоблачение

Давайте попробуем разобраться, как складываются эти цифры c помощью системы бизнес-моделирования Business Studio. На рисунке (Рис. 1) приведена карта описываемого процесса:

Анализируя ее особенности, стоит, прежде всего, отметить, что сотрудники банка пользуются для оформления кредитного досье несколькими информационными приложениями:

  • Основное программное обеспечение (ПО), так называемый «опердень», в котором ведутся баланс, бухгалтерские счета клиентов и банка и все проводки компании, поставляемый одним из ведущих российских разработчиков банковских приложений. ПО поставляется в расширенной комплектации с набором возможностей, большая часть из которых не настроена и не используется. ПО используется лишь для учета расчетно-кассового обслуживания (РКО), формирования основной отчетности для ЦБ РФ;
  • Приложение по учету кредитных операций, в котором фиксируются все документы по выдаче и обслуживанию кредитов клиентов. ПО собственной разработки на основе MS Access и Excel;
  • Приложение по учету залогов и обеспечений клиентов по кредитным договорам. ПО собственной разработки на основе MS Access и Excel;
  • Приложение по учету операций, попадающих под действие федерального закона 113-ФЗ. ПО собственной разработки на основе MS Excel.

В процессе оформления кредитных досье в банке задействованы сотрудники различных подразделений, примерная стоимость работ которых приведена в таблице. Суммы указаны с учетом ЕСН и НДФЛ, другими словами, стоимость работ сотрудников несколько ниже среднерыночной.

Также в процессе задействованы следующие ресурсы по средней стоимости:

Стоимость внутренних услуг, приведенная выше, рассчитана без использования данных банка, на основании среднерыночных цен и с учетом усредненной ИТ-архитектуры, принятой в большинстве небольших банках. В каждой организация есть свои собственные цифры по данным статьям расходов. Правда, очень немногие компании рассчитывают их и, тем более, пытаются ими управлять.

Прокомментируем, каким образом получились некоторые из приведенных выше цифр:

  • Услуги по использованию основного банковского ПО складываются из стоимости самого ПО, его настройки и внедрения, услуг по сопровождению фирмы разработчика, рабочих мест, обслуживающего персонала (бизнес-аналитика и администратора баз данных), а также сопровождения системы управления базами данных (СУБД);
  • Услуги по использованию ЛВС и средств связи складываются из стоимости сетевого и телекоммуникационного ПО, сетевого и телекоммуникационного оборудования (АТС, телефонные аппараты, трубки и проч.), ежемесячной платы за обслуживание (телефон, Интернет), а также стоимости работы сетевого администратора и специалиста по телекоммуникациям;
  • Услуги по использованию серверов доменной системы складываются из стоимости основных и вспомогательных серверов и стоек, серверного ПО, дисковых массивов, регулярной оплаты за обслуживание и ежемесячной оплаты услуг инженера-системотехника.

Используемые данные для расчетов приведены в таблице:

В приведенных расчетах использовались данные хронометража и экспертные мнения сотрудников для определения следующих показателей: времени выполнения каждой операции, частотности ошибок, количества вынужденных проверок для их выявления и устранения, исправления реквизитов клиентов, согласования внесенных изменений.

Стоит особо отметить, что сложности процессу, изображенному на карте, явно предают работы, связанные с проверкой и внесением исправлений. Это является следствием того, что банк использует несколько информационных приложений для осуществления этой простой операции. Данные заносятся вручную, поэтому регулярно возникают ошибки, примерно в 10% досье. Прежде всего, это неточности, связанные с занесением одних и тех же данных (ФИО клиента, юридический адрес, паспортные и регистрационные данные и проч.) в разные программы с отклонениями от оригинала. Ошибки такого рода (например, в паспортных данных клиента), попавшие в подписанный договор займа или залога могут стать причиной серьезных финансовых и репутационных потерь для банка, например, клиент может отказаться от исполнения своих обязательств перед банком. Исправление такого рода неточностей на различных стадиях оформления досье требует привлечения как сотрудников смежных подразделений с целью уточнения, что это действительно ошибка, а не другой клиент с похожими данными, так и руководителей различного уровня с целью согласования возникших изменений внутри банка.

Средние суммарные затраты на оформление одного кредитного досье с учетом описанных выше работ, рассчитанные с использованием метода ФСА, приведены в таблице:

Анализируя результаты, можно заметить, что в связи с достаточно большим объёмом работ по согласованию изменений, затрачивается много рабочего времени сотрудников руководящего состава (начальники отделов и вице-президент, курирующий направление). Если банк заключает в среднем 260 договоров в год, то примерно 67% рабочего времени вице-президента и 81% — начальника кредитного отдела (из 8 часового рабочего дня) затрачиваются на прояснение, согласование и урегулирование отклонений в кредитных договорах. Для выполнения своих остальных обязанностей им явно потребуется изыскивать дополнительное время. Общая стоимость (только!) оформления 260 кредитных досье в год составит для банка примерно 2,86 млн. рублей и 5,6 тыс. человеко-часов (или 3 человеко-года).

Возможно, кто-то не согласится с приведенными выше расценками или захочет несколько изменить время выполнения каждой из элементарных операций, но вряд ли это изменит итоговые суммы «в разы».

Что делать?

Если проанализировать карту процесса, то можно заметить, что большая часть из совершаемых операций не приносит конечному клиенту (заемщику) никакой дополнительной пользы, за которую он был бы готов дополнительно платить. Большинство операций даже не ориентировано на требования внутреннего потребителя в лице руководства компании или внешнего потребителя в лице регулирующих органов. Другими словами, это в чистом виде потери, не создающие никакой добавочной стоимости, связанные с особенностями построения информационной системы.

Можно ли исправить ситуацию или, несмотря на впечатляющие цифры, это объективная реальность, от которой никуда не денешься? Возьмем на себя труд смоделировать некоторые улучшения и посмотрим, что изменится, если в существующую карту процесса внести исправления. На первом этапе не будем тратить усилия на поиски путей повышения производительности сотрудников, внесение изменений в процесс кредитования, документооборот, бизнес-модель. Попробуем посмотреть, что произойдет, если внести изменения только в программное обеспечение. Не внедрять новое ПО, не дописывать новые функциональные возможности, а просто предположим, что в существующем ПО кто-то донастроил уже имеющиеся в нем возможности, и теперь все данные можно вносить только один раз и только в одно ПО. Измененная карта процесса приведена на рисунке (см. Рис. 2):

Стоимость ресурсов и время, необходимое для реализации процесса, оставим прежними. В результате расчетов получим среднее время оформления одного договора, которое составит около 3,5 рабочих дней, а средняя стоимость — 2 500 рублей. Причем все договора оформлялись за 5 или менее дней, а стоимость оформления составила менее 6,3 тыс. рублей (только 7% дороже 3 000 рублей). Другими словами, удалось значительно сократить не только время и стоимость оформления одного договора, но и существенно снизить разброс вариаций. Суммарные средние затраты на оформление одного кредитного досье приведены в таблице:

Анализируя результаты, можно заметить, что затраты времени руководителей банка заметно сократились. Используя тот же пример, что и в первом случае, мы получим, что лишь около 7% рабочего времени вице-президента и 15% начальника кредитного отдела (из 8 часового рабочего дня) будут заняты вопросами прояснения, согласования и урегулирования отклонений в оформлении кредитных договоров. Общая стоимость оформления 260 кредитных досье в год составит для банка примерно 0,6 млн. рублей и 1,3 тыс. человеко-часа (или 0,7 человеко-года).

Кто виноват?

Другими словами, только экономия в деньгах может составить за год более 2,2 млн. рублей. Можно ли было за эти деньги, обладая 2,3 человеко-годами высвобождающихся человеческих ресурсов, донастроить программное обеспечение? Вопрос риторический.

Наверное, в банке есть службы, которые оценивают экономическую эффективность операций, а также отвечают за реализацию ИТ-стратегии. В таком случае стоит подумать о том, что приведенные выше расходы — только верхушка айсберга. Например, если нагрузка на сеть, доменную систему, а также потребность в персональных компьютерах сократятся на 20-30%, а потребность в сопровождении специализированного (читай, доморощенного) ПО отпадет вовсе, то появятся и другие высвобождающиеся ресурсы.

Важно, чтобы ресурсы, высвобождающиеся в результате оптимизации, не простаивали, а загружались какой-то иной, полезной нагрузкой, например, перевести высвобождающихся сотрудников на другую работу вместо того, чтобы нанимать для этих целей дополнительный персонал. В этом случае результаты экономии могут стать не виртуальными, а материальными.

Краткие итоги

После прочтения данной статьи может возникнуть сомнение: не частный ли это случай, ведь в Вашей компании этот процесс реализован с большой вероятностью по-другому? Ну или, может, достаточно будет парой вопросов разобраться с неэффективной ИТ-службой, и все наладится? Уверен, что проблема компании в приведенном примере не столько в службе ИТ, сколько в организации самого бизнеса, и она характерна для очень многих компаний!

Приведенная выше карта процесса далеко не оптимальна, в ней заложены еще большие объемы потерь. Более того, если эту карту перенести на весь процесс продаж и попытаться оптимизировать его, то обнаруженные там «запасы» могут удивить не меньше, а, я уверен, гораздо больше, чем описанные в этой статье. Моделирование процессов, анализ и поиск затрат целесообразно проводить не «вручную», а используя специализированное программное обеспечение. В данной работе для демонстрации примера функционально-стоимостного анализа мы использовали наиболее доступную и распространенную систему Business Studio.

Владислав Гагарский Руководитель направления оптимизации систем управления Невской консалтинговой компании
Журнал «Управление производством », №1 за 2009 год

      В период текущего финансового кризиса, когда деловая активность падает и соответственно уменьшаются объемы производства продукции, для большинства предприятий снижение затрат становится вопросом выживания. Но подходить к этому процессу нужно весьма обдуманно, с тем чтобы в результате не пострадали жизненно важные аспекты деятельности компании.

Подход к разделению затрат

Все затраты принципиально можно разделить на два вида: производительные и непроизводительные. К производительным относятся затраты, которые добавляют ценность конечному продукту в глазах потребителя, к непроизводительным — затраты, которые такой ценности продукту не добавляют. Грань между первыми и вторыми очень тонка. Например, к какому виду затрат следует отнести зарплату основных производственных рабочих? На первый взгляд — к производительным, ведь рабочим платят за выпущенную продукцию. Но в случае, когда выплата осуществлена за простой по вине работодателя, производительными соответствующие затраты признать нельзя. Более того, и в ситуации, когда рабочие трудятся не покладая рук, но по причине насыщенности рынка продукцию никто не покупает, затраты также будут непроизводительными.

Вид затрат определяет общую стратегию снижения издержек в период кризиса. Так, производительные затраты следует сокращать пропорционально прогнозируемому падению продаж продукции . Например, если ожидается снижение объема производства на 30%, то и объем закупок сырья и комплектующих необходимо уменьшать примерно на столько же (с учетом текущих запасов на складе).

А вот от непроизводительных затрат нужно стремиться избавиться полностью . Причем делать это имеет смысл независимо от наступления кризиса и степени его влияния на ситуацию в бизнесе, поскольку терять деньги всегда неприятно.

В рамках непроизводительных затрат, в свою очередь, можно выделить несколько групп. Назовем и кратко охарактеризуем каждую из них:

Затраты, вызванные перепроизводством продукции. Суть проблемы раскрывает одна фраза: «Производим больше, чем можем продать». К перепроизводству приводят недостатки планирования выпуска продукции, неадекватное понимание потребностей клиентов, большие производственные заделы. В результате затрачивается масса ресурсов, времени и т.д. (что в конечном итоге приводит к денежным издержкам), а отдачи (выручки) нет.

Затраты, обусловленные дефектами и переделкой. Дефекты и переделка, то есть неисправимый и исправимый брак, вредны с точки зрения порождения непроизводительных затрат по той же причине — на них тратятся ресурсы, а отдача отсутствует (либо она — в случае исправимого брака — относительно небольшая).

Затраты, связанные с излишним передвижением и перемещением материалов, деталей, инструмента, обусловленные их нерациональным расположением. Простые примеры: рабочий вынужден идти за получением нужного инструмента в подсобное помещение, вместо того чтобы протянуть руку и взять его со стоящего рядом стеллажа; заготовки постоянно перекладывают из одного конца цеха в другой, а не перемещают их последовательно на минимальное расстояние между участками. Такие передвижения и перемещения не добавляют ценности конечному продукту и, следовательно, просто бесполезны.

Затраты, обусловленные наличием запасов. Излишние запасы «омертвляют» оборотный капитал, а также требуют дополнительных расходов на хранение. Причиной их возникновения являются недостатки планирования потребностей, тяготение к закупке «про запас», наличие «неликвидов». Например, в одной компании планировалось создать подсобное приусадебное хозяйство, для чего был приобретен соответствующий инвентарь, но проект был заморожен, и немалые запасы лежали на складах компании в течение длительного времени.

Затраты, вызванные проведением излишней обработки. Последняя означает добавление продукции таких свойств и качеств, которые не востребованы потребителем и за которые он не готов платить. Скажем, зачем продавать позолоченные чайники, если и в обычных можно прекрасно вскипятить воду? Пример, конечно, весьма условный, но суть проблемы передает.

Затраты, связанные с ожиданием, то есть, по сути, с простоями в работе. Простои для предприятия — это недополученная прибыль. Они возникают по различным причинам, таким как необязательность внешних и внутренних поставщиков, длительные переналадки оборудования, ремонтные работы на оборудовании, некачественное планирование загрузки производственных мощностей и т.д. Так, на предприятии, основная продукция которого — макаронные изделия, приходилось периодически останавливать производственную линию из-за того, что полностью заполнялись склады готовой продукции.

Для устранения или минимизации каждого из перечисленных видов непроизводительных затрат применяются различные методы в зависимости от причины возникновения потерь. Подходы к сокращению непроизводительных затрат представлены в табл. 1.

Таблица 1. Подходы к сокращению непроизводительных затрат

Вид непроизводительных затрат

Способы сокращения потерь

Перепроизводство продукции

1. Улучшение качества планирования производства.

2. Применение модели «вытягивающего» производства.

3. Сокращение времени на наладку и переналадку производственных линий.

4. Проведение исследования потенциального спроса.

Дефекты и переделка

1. Внедрение систем «защиты от дурака», не позволяющих совершить действия, ухудшающиекачество готовой продукции. Это может быть датчик, останавливающий производственную линию при обнаружении брака, или же посадочные гнезда деталей, расположенные таким образом, чтобы невозможно было перепутать порядок сборки изделия.

2. Внедрение систем контроля за выполнением операций.

Излишнее передвижение и перемещение материалов, деталей, инструмента

1. Оптимизация перемещения материалов, деталей, инструмента в производственных процессах.

2. Рациональная организация рабочих мест, производственных линий, расположения мест хранения.

1. Оптимизация планирования запасов.

2. Применение методики «Точно в срок», внедрение системы «Канбан».

Излишняя обработка

1. Изменение потребительских свойств продукта, технологии производства и т.п.

Ожидание

1. Выравнивание загрузки производственных линий, синхронизация процессов.

Формируем программу снижения затрат

Следующим шагом на пути к снижению затрат должна стать разработка программы мероприятий, которые позволят добиться такого снижения. Общая последовательность действий при формировании подобной программы включает несколько этапов.

1. Сбор данных о структуре издержек предприятия.

На этом этапе собираются данные о текущем и историческом состоянии издержек (статьях затрат и их величине) компании. Как правило, нужная информация имеется в подразделениях, занимающихся экономикой и планированием: ПЭО, отделе бюджетного контроля и т.п. Причем желательно, чтобы информация поступала из источников не только бухгалтерского, но и управленческого учета, поскольку в последнем она представлена обычно в более полном и адекватном аналитическом виде. Оптимальный вариант — использовать данные системы бюджетирования, если таковая имеется. Историческую информацию об издержках целесообразно собрать не менее чем за три года, поквартально, а лучше помесячно, и сделать поправку на инфляцию.

2. Анализ полученных данных об издержках.

На этом этапе прежде всего исследуются изменения затрат во времени. Таким образом можно изучить сезонность изменений, а также проанализировать влияние различных внешних и внутренних факторов на величину затрат (выявить корреляционные зависимости). Далее затраты ранжируются по величине. И наконец, необходимо определить степень управляемости издержек. Под управляемыми понимают затраты, на величину которых компания может в некоторой степени влиять (при заданной программе производства). Так, она вряд ли сможет повлиять на величину затрат на сырье, производимое ограниченным кругом поставщиков. А вот затратами на персонал управлять возможно. Разумеется, неуправляемые издержки рассматривать в дальнейшем на предмет их сокращения не имеет смысла.

3. Определение перспективных направлений снижения затрат.

Перспективными направлениями снижения затрат являются статьи, наибольшие по абсолютным значениям и в то же время управляемые.

Необходимо проанализировать, как уменьшение величины издержек отразится на общих результатах деятельности компании. К примеру, существенное уменьшение расходов на персонал без изменения технологии работы вызовет недовольство работников и способно «вымыть» наиболее эффективные кадры из компании. А без квалифицированного персонала компания просто не сможет работать.

Так, в ходе анализа текущей ситуации с организацией труда и заработной платой на предприятии «В» было установлено, что, несмотря на невысокий уровень средней заработной платы работников (15 тыс. руб.), ее темпы роста в январе, апреле, мае, июне 2007 г. опережают темпы роста производительности труда. Это свидетельствует о неэффективности производства, обусловленной невысокими объемами, излишней численностью персонала, а также регулярными необоснованными расходами по ФОТ в виде различных выплат при неполной загрузке персонала: оплата за работу в ночное время (до 118 тыс. руб. в месяц); оплата по договору подряда (до 131 тыс. руб. в месяц); оплата сверхурочных (до 66 тыс. руб. в месяц); оплата за работу в выходные и праздничные дни (до 290 тыс. руб. в месяц); оплата за совмещение, замещение (до 160 тыс. руб. в месяц).

Вместе с тем анализ показал, что работа в сменах организована нерационально: графики сменности составляются без учета реальной загрузки персонала и в них заведомо закладываются переработки, общая продолжительность которых достигает 40% от планового фонда рабочего времени (в то время как согласно ст. 99 Трудового кодекса РФ сверхурочное время не должно превышать для одного работника 120 часов в год). Причем наличие регулярных (ежемесячных) переработок объяснялось не производственной необходимостью, а желанием руководителей структурных подразделений увеличить заработную плату подчиненным работникам (переработка оплачивается в двойном размере, на нее начисляется премия). С той же целью специально планировались работы в ночное время (они оплачиваются в повышенном — на 40% от оклада (тарифной ставки) — размере).

Исходя из анализа приведенных выше данных были предложены следующие направления снижения издержек. В соответствии с проведенными расчетами сокращение на 50% затрат по указанным выплатам даст экономию годового ФОТ в размере 4,5 млн рублей. Однако для сохранения (а по некоторым должностям — роста) заработной платы исключение необоснованных выплат из ФОТ необходимо компенсировать повышением постоянной (оклада) или переменной (премии) части ФОТ. Такие меры повлекут за собой повышение конкурентоспособности рабочих мест, заинтересованности персонала в работе с большей интенсивностью при меньшей численности. Повышение уровня заработной платы целесообразно осуществлять путем рациональной организации труда — оптимальной расстановки кадров с учетом поступающей нагрузки.

4. Выработка мероприятий по сокращению затрат.

После того как определены наиболее перспективные направления снижения затрат, необходимо изучить, как формируются затраты по каждому направлению, как протекают бизнес-процессы, и понять, что следует предпринять для снижения издержек. К этой работе целесообразно привлечь руководителей подразделений, внешних экспертов и консультантов, которые на основе собранной информации способны будут предложить несколько альтернативных путей решения проблемы.

Так, в ходе анализа данных о производственном браке готовой продукции, проводившегося для группы макаронных фабрик, было установлено, что одной из основных причин возникновения неизбежного брака является так называемый пусковой брак. Он связан с тем, что сушильным камерам требуется определенное время (до 2 часов), чтобы полностью выйти на требуемый режим сушки. Бракованная готовая продукция перерабатывается, однако при этом дополнительно расходуется электрическая энергия. Это означает, что, снизив уровень брака, предприятия уменьшат расходы на электроэнергию.

Кроме того, при длительных остановках производственные линии необходимо очищать от остатков теста (по оценкам, до 200 кг теста, или около 160 кг муки). Это тесто является невозвратными отходами. Поэтому, сведя к минимуму количество переналадок производственных линий, можно минимизировать технологический брак продукции и соответственно издержки.

В частности, уменьшение числа переналадок оборудования всего на 1 раз в месяц по каждой линии позволит сэкономить в рамках всех трех фабрик порядка 250 тыс. руб. в год. А снижение уровня производственного брака на 50% даст возможность сократить расход электроэнергии примерно на 565 тыс. кВт в год.

Таким образом, снижение затрат, обусловленных высоким уровнем производственного брака, должно происходить за счет следующих мероприятий:

  • уменьшение количества переналадок производственного оборудования;
  • своевременная зачистка производственных линий;
  • соблюдение очередности ассортимента без резких переходов технологических параметров производственного процесса;
  • исключение пересортицы в готовой продукции (очистка бункеров).

Предлагаемые мероприятия по сокращению издержек распределяются по признаку стоимости их реализации по трем группам: беззатратные, малозатратные и высокозатратные. В первую группу включаются мероприятия, на реализацию которых не расходуются средства компании либо расходы настолько незначительны, что ими можно пренебречь. Пример беззатратного мероприятия — сокращение поступления бракованных изделий путем усиления входного контроля за поставкой запчастей и материалов. Критерии отнесения мероприятий к высоко- и малозатратным компания устанавливает самостоятельно. Высокозатратным мероприятием будет, например, реконструкция высоковольтных линий электропередачи с переходом на другой тип провода, что позволит в несколько раз сократить потери электроэнергии в сетях. Пример малозатратного мероприятия — установка приборов автоматического включения и отключения освещения цехов и территории ТЭЦ в зависимости от освещенности.

Мероприятия оцениваются также с точки зрения предполагаемого экономического эффекта от их реализации. Очевидно, что на данном этапе оценка будет не очень точная. Нужно стремиться к тому, чтобы погрешность была в пределах 10% — такой степени точности на первом этапе будет достаточно. Из сформированного перечня мероприятий выбираются те, которые принесут, по предварительным оценкам, наибольший экономический эффект.

5. Детальная проработка мероприятий как инвестиционных проектов.

На заключительном этапе формирования программы мероприятий по снижению затрат наиболее перспективные из них оцениваются примерно по той же методике, что и любой инвестиционный проект. Для каждого мероприятия рассчитывается показатель NPV (Net Present Value — чистая текущая стоимость). За входной поток принимается сумма экономии на затратах в периоде, за выходной поток — сумма затрат на реализацию проекта в периоде. Мероприятие включается в программу, если NPV > 0.

В дальнейшем программа снижения затрат выносится на рассмотрение высшего руководства предприятия, которое принимает окончательное решение о реализации представленных мероприятий.

Придатем силу документа, обязательного для исполнения

Программу снижения затрат следует оформить как внутренний нормативно-распорядительный документ — это подчеркнет ее важность для предприятия и придаст ей статус акта, обязательного для исполнения.

Структура такого документа должна включать следующие разделы:

  • перечень мероприятий по снижению затрат: краткая суть (наименование) мероприятия; срок его реализации; размер затрат на реализацию; экономический эффект от мероприятия;
  • пояснительная записка к перечню мероприятий: данные анализа деятельности предприятия; краткое обоснование выбора того или иного мероприятия; модель расчета экономической эффективности мероприятия;
  • план действий должностных лиц по реализации каждого мероприятия (если таковое не является совсем уж элементарным): детальные задачи; сроки; ответственные за мероприятие в целом и за выполнение отдельных задач в рамках его; ресурсы, необходимые для выполнения — персонал, оборудование и т.п.

В качестве примера в табл. 2 приведена часть перечня мероприятий по снижению издержек для предприятия пищевой промышленности. Цифры в таблице условные.

Таблица 2. Мероприятия по снижению издержек для предприятия пищевой промышленности

Сущность потерь и их причины

Мероприятия по сокращению потерь

Затраты на реализацию, тыс. руб.

Ожидаемый эффект

Описание

Тыс. руб./год

Простои оборудования по коммерческим причинам (до 38% чистого времени работы оборудования) приводят к тому, что компания недополучает выручку (и прибыль).

1) Сокращение времени коммерческих простоев за счет совершенствования работы с покупателями и заказчиками — жесткого соблюдения графиков поставки для обеспечения равномерности загрузки оборудования. Для этого необходимо:

а) составлять планы продаж с учетом равномерной загрузки оборудования и остатков на складах;

б) предусматривать в договорах с покупателями штрафные санкции за несвоевременный вывоз либо отказ от продукции и жестко контролировать соблюдение данного пункта;

в) мотивировать менеджеров по продажам на продажу продукции в первую и вторую декады месяца.

Отсутствуют

Снижение уровня коммерческих простоев на 1% (с 38 до 37% чистого времени работы оборудования) позволит получить дополнительную прибыль в указанном размере.

2) Сокращение времени коммерческих простоев путем аренды «буферных» складов для временного размещения готовой продукции.

Снижение уровня коммерческих простоев на 1% позволит получить дополнительную прибыль в указанном размере (при снижении уровня простоев менее чем на 2% от номинального данный способ экономически нецелесообразен)

Простои оборудования по причине проведения планово-предупредительных ремонтов (до 11% от чистого времени работы оборудования) приводят к тому, что компания недополучает выручку (и прибыль).

Сокращение времени простоев на проведение ППР путем:

1) проведения ТО в период технологических простоев (смена матриц и т.п.);

2) рационализации графиков проведения ППР (перенос ППР на время минимальной загрузки оборудования).

Отсутствуют

Снижение уровня простоев по причине проведения ППР на 1% (с 17 до 16% номинального времени работы оборудования) позволит получить дополнительную прибыль в указанном размере.

Производственный брак готовой продукции

Сокращение объема производственного брака за счет совершенствования управления производственным процессом:

1) своевременная зачистка производственных линий;

2) соблюдение очередности ассортимента без резких переходов технологических параметров;

3) исключение пересортицы в готовой продукции.

Отсутствуют

Уменьшение количества брака готовой продукции на 50% даст экономию электроэнергии, затрачиваемой на переработку брака, в течение года на сумму в указанном размере (по экспертным оценкам).

Обеспечивает успех реализации

Каждое мероприятие, включенное в программу снижения издержек, будет носить уникальный характер в том смысле, что оно разработано с учетом условий конкретного предприятия. Соответственно будет уникален и процесс реализации такой программы. Поэтому предложить универсальные рецепты успеха практически невозможно. Тем не менее существуют факторы, во многом определяющие результативность программы, которые нужно учитывать.

Назовем эти «слагаемые успеха»:

1. Качественное планирование проекта сокращения издержек, включая обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по снижению затрат.

Очень важно заранее оценить экономический эффект от мероприятий и всесторонне проанализировать полученные данные. Особое внимание следует уделить высокозатратным мероприятиям. В противном случае есть риск потратить определенные ресурсы, не получив желаемого результата.

2. Принципиальность во внедрении изменений со стороны высшего руководства.

Пропасть, как известно, нельзя перепрыгнуть на 99%. Если уж изменения начались, то крайне важно довести их до конца. Половинчатые решения будут только во вред предприятию.

3. Объяснение необходимости сокращения затрат, преимуществ предпринимаемых шагов персоналу, получение поддержки ключевых сотрудников.

Сокращение затрат — мера непопулярная, потому и следует донести до персонала, что «все плывут в одной лодке». Ведь зачастую цена вопроса — существование самого предприятия. Работают же не станки и агрегаты — работают люди, и от их мотивации существенно зависят результаты деятельности.

4. Надежность источников финансирования мероприятий, реализация которых требует инвестиций.

Здесь, пожалуй, можно особо не комментировать — в период текущего финансового кризиса все понимают, во что может вылиться взаимодействие с ненадежными финансовыми источниками. С другой стороны, кризис, мягко говоря, не самое лучшее время для масштабной реконструкции производства. Поэтому, скорее всего, преимущественно будут реализовываться малозатратные мероприятия по сокращению издержек.

Успешная реализация программы снижения затрат и создание механизма регулярной оптимизации расходов позволят компании выжить в условиях кризиса и получить конкурентные преимущества в более стабильной обстановке.



Рассказать друзьям