Как пьер относится к войне. Отношение к наполеону бонапарту в романе "война и мир"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отношение к Наполеону Бонапарту в романе «Война и Мир».

Образ Наполеона возникает на страницах романа в разговорах и спорах о нем в салоне Анны Павловны Шерер. Большинство из ее гостей ненавидят и боятся Наполеона. Они не могут забыть, что после французской революции молодой генерал Наполеон Бонапарт воевал на стороне революционной Франции, успешно одерживал победы в борьбе с реакционными коалициями, которые возглавляла Англия. В 1799 году Наполеон, опираясь на влиятельные круги буржуазии, совершил государственный переворот, установил режим консульства, но фактически предоставивший ему всю полноту власти. Русское правительство желало восстановления на французском престоле династии Бурбонов. Анна Павловна, выражая официальное отношение правительства к Наполеону, говорит о том, что «Россия одна должна, быть спасительницей Европы», а императору Александру I «предстоит величайшая роль в мире и он исполнит свое призвание задавить гидру революции».

В отличие от официальных правительственных кругов передовая дворянская молодежь (князь Андрей и Пьер) сочувственно отнеслась к ранней деятельности Наполеона, видя в нем «великого человека». Андрей Болконский подтверждает это, вспоминая события 1796 года, когда Наполеон был одним из генералов французской республики и принимал участие в сражении на территории Италии против реакционной Австрии. В этой кампании он одержал ряд побед, но особенно его прославила битва при Арколе. Французы долго не могли взять Аркольский мост. Наполеон со знаменем в руках вырвался вперед, увлекая за собой солдат; мост был взят. Когда Наполеон воевал в Египте и Сирии и там началась эпидемия чумы, он, заботясь о своих солдатах, посещал.чумные госпитали в Яффе. Князя Андрея, привлекает сила характера Наполеона, его всемирная слава. Однако уже в этом разговоре Андрей Болконский говорит о том, что есть другие поступки Наполеона, «которые трудно оправдать».

В последующем развитии событий Толстой раскрывает в Наполеоне то, что невозможно было в нем оправдать и что, в конце концов, привело его к гибели - аморальную, античеловеческую сущность бонапартизма. Наполеон выступает как самонадеянный и упоенный своим величием человек. Толстой осуждает в императоре властолюбие, индивидуализм, жажду славы. С кем бы Наполеон ни разговаривал, он всегда думал о том, что все сделанное и сказанное им будет принадлежать истории. Поэтому накануне Бородинской битвы император замечает (для истории), что для него это кровопролитное сражение - игра в шахматы. Однако в Бородинском бою он впервые почувствовал, что счастье изменяет ему. Когда французские генералы заговорили о подкреплении непобедимого войска и предложили «ввести в дело старую гвардию», он опустил голову и долго молчал, а затем ответил: «За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию». Наполеон равнодушен к страданиям людей: рассматривая убитых и раненых, он испытывал свою душевную силу. В день Бородинской битвы «ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие». «Желтый, опухлый, тяжелый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам, пальбы и не поднимая глаз... Он на себя переносил те страдания и ту смерть, которые он видел на поле сражения. Тяжесть головы и груди напоминала ему о возможности и для него страданий и смерти. Он в эту минуту не хотел для себя ни Москвы, ни победы, ни славы». «И никогда, однако, - пишет Толстой, - до конца жизни своей не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны- добру и правде, слишком далеки от всего человеческого...»

В последний раз Наполеон пытается играть роль победителя на Поклонной горе. Ожидая депутацию из Москвы, он думает о том, в каком виде ему предстать перед русскими в столь величественную для него минуту. Как опытный актер, он мысленно разыгран всю сцену встречи с «боярами» и сочинил свою великодушную речь к ним. Используя художественный прием «внутреннего» монолога героя, Толстой обнажает во французском императоре мелочное тщеславие игрока, его ничтожность. «Когда Наполеону с должной осторожностью было объявлено, что Москва пуста, он сердито взглянул на доносившего об этом и, отвернувшись, продолжал ходить молча... «Москва пуста. Какое невероятное событие!» - говорило сам с собой. Он не поехал в город, а остановился на постоялом дворе Дорогомиловского предместья». Показав, как судьба окончательно развенчала Наполеона, великий русский писатель замечает, что развязка театрального представления не удалась - «сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях». Обличая бонапартизм как общественное зло, Толстой показывает, что за громкими фразами тиранов о народном благе стоят чудовищные преступления, противные «человеческому разуму и всей человеческой природе».


Андрей Болконский мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Он хотел благодаря войне прославиться, совершив подвиг. После участия в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, Болконский полностью поменял свое отношение к войне. Андрей понял, что война не так красива и торжественна, как он представлял. На Аустерлицком сражении, он достиг своей цели и совершил подвиг, подняв знамя убитого подпрапорщика и с призывом: "Ребята, вперед!" - повел батальон за собой в атаку.

После чего, Болконского ранили. Лежа на земле и наблюдая за небом, Болконский понял, что имел неправильные жизненные ценности.

Пьер Безухов относился к войне с большим интересом. Во время Отечественной войны Пьер полностью меняет свое отношение к Наполеону. Раньше он его уважал и называл «освободителем народов», но узнав, какой это человек на самом деле, Пьер остается в Москве, желая убить Наполеона. Безухов попадает в плен и переживает нравственные муки. Встретив Платона Каратаева, он сильно повлиял на мировоззрение Пьера. До участия в боевых действиях, Пьер не видел в войне ничего страшного.

Для Николая Ростова война это приключения. До своего первого участия в сражении, Николай не знал насколько война ужасная и страшная.

Во время своего первого сражения, при виде падающих от пуль людей, Ростов боялся выходить на поле боя из-за страха смерти. Во время Шенграбенского сражения, получив ранение в руку, Ростов покидает поле боя. Война сделала Николая более храбрым и мужественным человеком.

Капитан Тимохин настоящий герой и патриот России. Во время Шенграбенского сражения, без чувства страха, он побежал на французов с одной саблей и от такой храбрости французы побросали оружие и убежали. Капитан Тимохин – это пример мужества и героизма.

Капитан Тушин в романе был изображен “маленьким человеком”, но он совершил большие подвиги. Во время Шенграбенского сражения Тушин мастерски командовал батареей и не подпускал французов. Во время военных действий Тушин чувствовал себя очень уверенно и храбро.

Кутузов был великим полководцем. Он скромный и справедливый человек, жизнь каждого его солдата имела для него огромное значение. Еще до Аустерлицкого сражения, на военном совете, Кутузов был уверен в поражении русской армии, но ослушаться воли императора он не мог, поэтому начал сражение, обреченное на неудачу. Этот эпизод показывает мудрость и продуманность полководца. Во время Бородинского сражения Михаила Илларионович вел себя очень спокойно и уверенно.

Наполеон – это полная противоположность Кутузова. Война для Наполеона – это игра, а солдаты – это пешки, которыми он управляет. Бонапарт любит власть и славу. Главная его цель в любом сражении – это победа, несмотря на людские потери. Наполеона волновал лишь результат сражения, а не то чем пришлось пожертвовать.

В салоне у Анны Павловны Шерер высшие слои общества обсуждают события войны с Францией и Наполеона. Они считаю Наполеона жестоким человеком, а войну бессмысленной.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Андрей Болконский – один из любимых героев Льва Николаевича. На примере этого образа автор «Войны и мира» показывает, как один случай может перевернуть сознание человека, повлиять на восприятие им жизни. Князь Андрей из уважаемой в высших кругах семьи. Он с детства имел возможность наблюдать за интригами, обманом на светских приемах и вечерах. Жизнь в таком обществе надоела мужчине, как только появилась возможность отправиться на службу, он ею воспользовался. Свое решение князь объясняет очень просто: «Я иду на войну, потому что та жизнь, которую я здесь веду, не по мне».

Еще до войны князь Андрей был наслышан о Наполеоне, его величии и славе. Наполеон стал для молодого человека кумиром. Отправляясь на службу, Болконский мечтает стать таким же великим, как французский полководец.

Идя на битву под Аустерлицем, предвкушает шанс для подвига. Проявления своей храбрости и героизма. Действительно, судьба предоставляет ему такую возможность. Русская армия терпит серьезное поражение. Солдаты начинают убегать с поля боя. В этот момент Кутузов обращается к Болконскому: «…что же это?». Князь в ответ берет знамя и направляется в сторону врага, за ним возвращается и войско. Во время бега со знаменем Андрей чувствует неимоверный душевный подъем. Даже свист пуль, направленных против него, приносит наслаждение.

Эйфория от содеянного подвига длится недолго. Болконского ранит пуля, и он падает на землю. В этот момент лицо князя обращено к «высокому небу». Небо заставляет молодого мужчину задуматься о смысле жизни. Он осознает, что все подвиги, войны и, наконец, сами люди – мелочи, ничтожество. Есть вещи непостижимые, нерушимые и только они скрывают истинный смысл. В один момент меняется и отношение Андрея к Наполеону. Из кумира он превращается жалкого, мелкого человечишка, которого, как и всех, подстерегает смерть. Болконский, наконец, понимает, что Наполеон не столько добывает славу, сколько сеет смерть. А ведь никто не имеет права отбирать жизнь у других.

Князь Андрей сумел выжить после тяжелого ранения, но стал совершенно другим человеком. Через страдания он очистил свою душу. Если бы не трагедия под Аустерлицем, неизвестно, какой характер сформировался бы у этого героя. Можно предположить, что он получил бы орден, возгордился бы. Наполеон так и оставался бы для Андрея образцом героя, и он бы пытался идти по его стопам, быть на него похожим. А это значит, что он с легкостью бы приносил другим боль и страдания.

Таким образом, битва под Аустерлицем, описанная в романе «Война и мир» – переломный момент не только в войне 1805-1807 гг., но и в жизни главного героя. Андрей Болконский слепо следовал своим поверхностным впечатлениям от личности Наполеона. Он совершенно не задумывался о том, какая душа и какие поступки скрываются за напыщенным обликом. Ранение под Аустерлицем открыло внутреннему взору героя, то, что мы не замечаем в суете земной жизни. Это и помогло разрушить ложное представление о кумире.

Пьер Безухов - один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера - это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер - натура эмоциональная. Его отличают ум, склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли, отсутствие инициативы, исключительная доброта. Главная черта героя - искание оуспокоения, согласия с самим собойп, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Шерер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: омассивный, толстый молодой человекп с оумным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостинойп. Именно таким изображен Пьер на рисунке Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духовный рост. Постоянный портретный признак - омассивная, толстаяп фигура Пьера Безухова может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной. может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. А какая улыбка у Пьера? о...Не такая, как у других... У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно исчезало серьезное... лицо и являлось другое-детское, доброе...п

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и Французской революции. Пьер - поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека,

С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на чуждой ему Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова, Глупо...глупо! Смерть... ложь... - твердил он, морщась. Глупо и ложь - это опять относится только к нему самому.

После всего, что произошло с ним, особенно после дуэли, Пьеру представляется бессмысленной вся его жизнь. Он переживает душевный кризис: это сильное недовольство собою и связанное с этим желание изменить свою жизньп построить ее на новых, добрых началах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, в Торжке, дожидаясь на станции лошадей, задает себе трудные (овечныеп) вопросы: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем? Здесь он встречает масона Баздеева. В момент душевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему как раз тем человеком, какой ему нужен, Пьеру предлагают путь нравственного совершенствования, и он принимает этот путь, потому что больше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя.

В нравственном очищении для Пьера, как и для Толстого в определенный период, заключалась правда масонства, и, увлеченный ею, он на первых порах не замечал того, что было ложью. Своими новыми представлениями о жизни Пьер делится с Андреем Болконским. Пьер пытается преобразовать орден масонов, составляет проект, в котором призывает к деятельности, практической помощи ближнему, к распространению нравственных идей во имя блага человечества во всем мире... Однако масоны решительно отвергают проект Пьера, и он окончательно убеждается в основательности своих подозрений насчет того, что многие из них искали в масонстве средство расширения своих светских связей, что масонов - этих ничтожных людей - интересовали не проблемы добра, любви, истины, блага человечества, а омундиры и кресты, которых они добивались в жизнип.

Новый душевный подъем испытывает Пьер в связи с народным патриотическим подъемом во время Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, он принимает участие в Бородинском сражении. Пейзаж Бородинского поля перед началом битвы (яркое солнце, туман, дальние леса, золотые поля и перелески, дымы выстрелов) соотносится с настроением и мыслями Пьера, вызывая у него какую-то приподнятость, ощущение красоты зрелища, величия происходящего. Его глазами Толстой передает свое понимание решающих в народной, исторической жизни событий. Потрясенный поведением солдат, Пьер сам проявляет мужество и готовность к самопожертвованию. В то же время нельзя не отметить наивность героя: принятое им решение убить Наполеона.

В одной из иллюстраций Шмаринов хорошо передает эту черту: Пьер изображен переодетым в простонародное платье, делающее его неуклюжим, мрачно-сосредоточенным. По дороге, приближаясь к главной квартире французов, он совершает благородные поступки: спасает девочку из горящего дома, вступается за мирных жителей, которых грабили французы-мародеры. В отношении Пьера к простым людям и к природе еще раз проявляется авторский нравственно-эстетический критерий прекрасного в человеке: Толстой находит его в слиянии с народом и природой. Решающей для Пьера становится его встреча с солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, олицетворяет народные массы. Эта встреча означала для героя приобщение к народу, народной мудрости, еще более тесное сближение с простыми людьми.

В плену Пьер обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился преждеп. Здесь он осознал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей...п Приобщение к народной правде, к народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера, всегда искавшего решения вопроса о смысле жизни: ...он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули егоп. И вот, наконец, с помощью Каратаева этот вопрос разрешен. Самое существенное в Каратаеве - верность и неизменность. Верность себе, своей единственной и постоянной душевной правде. Какое-то время этому следует Пьер.

В характеристике душевного состояния героя в эту пору Толстой развивает свои идеи о внутреннем счастье человека, которое заключается в полной душевной свободе, спокойствии и умиротворении, независимых от внешних обстоятельств. Однако, испытав на себе влияние философии Каратаева, Пьер, вернувшись из плена, не стал каратаевцем, непротивленцем. По самой сути своего характера он не способен был принять жизнь без поисков.

Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа уже идет своим путем. Его спор с Николаем Ростовым доказывает, что перед Безуховым стоит проблема нравственного обновления общества. оДеятельная добродетельп, по мысли Пьера, может вывести страну из кризиса. Необходимо объединение честных людей. Счастливая семейная жизнь (в браке с Наташей Ростовой) не уводит Пьера от общественных интересов. Он становится членом тайного общества. С возмущением говорит Пьер о реакции, наступившей в России, об аракчеевщине, воровстве. В то же время он понимает силу народа, верит в него. При всем этом герой решительно выступает против насилия.

Иначе говоря, для Пьера решающим в переустройстве общества остается путь нравственного самосовершенствования. Напряженный интеллектуальный поиск, способность на бескорыстные поступки, высокие душевные порывы, благородство и преданность в любви (отношения с Наташей), истинный патриотизм, желание сделать общество более справедливым и человечным, правдивость и естественность, стремление к самоусовершенствованию делают Пьера одним из лучших людей его времени.

Закончить сочинение хочется словами Толстого, которые многое объясняют в судьбах писателя и его любимых героев: Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлостьп.

Я буду писать историю людей,

более сво-бодных, чем государственные

люди, историю людей, живших в

самых выгодных условиях жиз-ни...

людей, свободных от бедности,

от невеже-ства, и независимых.

Л. Толстой

Отход от господствующих социальных норм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» с особой силой проявля-ется в истории психологической эволюции Пьера Безухо-ва, и не только отход, но и страстные поиски новых, истинно человеческих отношений. При знакомстве Пьер предстает перед нами уже сложившейся индивидуаль-ностью, которая ощущает внутренний разлад со своей социальной средой.

Реальная сущность исканий Безухова заключается в проверке ценностей, которыми обладает не только жизнь близкого ему мира, но и жизнь людей его века, жизнь чело-вечества в целом.

Так, в салоне Анны Павловны Шерер Пьер горячо от-стаивает идеи французской революции, одобряет действия Наполеона, приводя множество примеров полезных для народа действий Бонапарта.

Жизненный путь Безухова — это путь ошибок, иска-ний и заблуждений. Первоначальный интерес к светскому обществу, кутежам, бесчинствам в кружках Курагина и Долохова быстро исчезает, но Безухов оказывается марио-неткой в ловких руках князя Василия, который не упус-кает своей возможности и женит Пьера на Элен. Но Пьер довольно скоро понимает всю бессмысленность такого па-разитического существования.

Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми он постоянно занят, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Безухов ищет духовного, нравственного обновления, он на-деется на то, что именно здесь «найдет возрождение к но-вой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого, активным участником которого он мечтает быть.

Под влиянием масонских идей Пьер пытается ввести новшества у себя в хозяйстве, но за детской чистотой и доверчивостью не видит всей сложности жизненных отно-шений, цепкой косности, изворотливости, произвола окру-жающих. Намереваясь совершить благородное дело, он лег-ко дает себя обмануть.

Вскоре за распространением мудрости и добродетели, за причудливым ритуалом Пьер разглядел довольно прозаи-ческие стремления видных членов масонской ложи. Ма-сонство оказалось зыбкой почвой, на которой нельзя было построить новую жизнь.

События Отечественной войны производят крутой пе-релом во взглядах Пьера на жизнь, позволяя ему выйти из замкнутой сферы установившихся привычек, житей-ских отношений, которые сковывали и подавляли его. Ощу-щая душевный подъем, Пьер снаряжает полк, который от-правляется на Бородинское сражение, а сам Безухов едет следом, в Можайск. В день Бородина, на батарее Раевского, Пьер становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, умения просто и естествен-но совершать подвиг самоотвержения.

Теперь отношение Безухова к Наполеону резко изменя-ется, восхищение «наследником» революции уступает мес-то ненависти к деспоту и злодею.

Попав в плен к французам, Пьер сближается с Плато-ном Каратаевым, в котором его покоряет спокойное, уми-ротворенное приятие мира, незлобивость, доброта, проявля-емые этим человеком. Под влиянием Каратаева «Пьер впервые оценил наслаждение еды, когда хотелось есть... пить...» Очень существенно, что рядом с естественными потребностями человека Безухов ставит свободу выбора занятий, свободу образа жизни.

После возвращения из плена Пьер очень изменился нравственно, духовно, «Он сделался какой-то чистый, глад-кий, свежий; точно из бани., морально из бани». Материал с сайта

Подчеркивая новое, активное отношение Безухова к со-циальной деятельности, Толстой наделяет его чертами бу-дущего декабриста. Социальное разложение, политический гнет, наблюдаемые Пьером вокруг, вызывают его гнев и возмущение. Безухов убежден в том, что вывести общество из бедственного состояния можно усилиями честных лю-дей, которые должны быть тесно связаны между собой, по-тому что существует близость и единство между людьми порока и зла.

Мысль об исправлении рода человеческого, давно вол-новавшая Безухова, получает в эпилоге романа свое выра-жение в виде действенного стремления к обновлению че-ловека и общества, устранению социального и политичес-кого гнета, стремления, которое может и должно объеди-нить передовых людей общества.

Общественная устремленность Пьера представляет со-бой не только итог его исканий, но и органическое звено в идейно-творческой концепции романа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • идейные жизни искания безухова
  • итог исканий пьера цитата
  • пьер увлечение идеями декабристов
  • в чем проявляется доброта пьера безухова
  • идейные искания пьера безухова


Рассказать друзьям