Как построить отношения с шефом – будь умнее начальника самодура. Как разговаривать с начальником — правила общения

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Да, это тоже наука – как правильно выстроить общение с руководителем. Это законы восприятия, деловой этики, психологии, обычаи делового оборота. Учитывая все эти моменты, можно обеспечить себе психологический комфорт на рабочем месте и получение удовольствия от работы.

Из статьи вы узнаете:

Все достижения в бизнесе, все успехи командной работы начинаются с общения. Только в процессе общения рождаются и оттачиваются идеи, определяются этапы ее осуществления, распределяется работа между сотрудниками, обсуждается ход движения. От того, в каком тоне на каких принципах строится коммуникация, зависит психологический комфорт сотрудников, а от их комфорта напрямую зависит мотивация. Излишне доказывать, что мотивированный сотрудник сворачивает горы и гораздо более эффективен, чем сотрудник без мотивации. Таким образом, конечный итог – прибыль и успех, напрямую зависит от тактики и стиля общения рядовых сотрудников.

А начинается все с того, как строится общение руководителя с подчиненными. Именно руководитель задает вектор стилистики и основы психологического климата в коллективе. Конечно, бывают исключения, когда коллектив живет своей жизнью, а руководитель – своей. И тон общения руководителя с подчиненными никак не влияет на общую атмосферу в офисе. Но это, скорее, исключение или явление временное.

Общение руководителя с подчиненными

Как правило, это образец, границы и рамки, пример для остальных, на каких принципах строится коммуникация в офисе. Если стиль общения руководителя адекватен, уважителен, то и сотрудники будут придерживаться этой же стратегии. Итак, базовые принципы общения руководителя со своими подчиненными сводятся к следующим:

критиковать следует не личность подчиненного сотрудника, а его поступки и действия;

не допускать в общении истерики, повышения тона, крика, унижения;

учитывать личность подчиненных при выборе форм распоряжения;

при необходимости повторять и разъяснять свои мысли, которые нужно донести до сотрудников;

перед сторонними лицами всегда защищать своих работников, а внутри коллектива быть справедливым.

Таким образом, деловое общение руководителя задает тон общению между всеми сотрудниками офиса.

Общение руководителя «по горизонтали»

Профессиональное общение руководителя предполагает выстраивание отношений не только со своими подчиненными, но и с руководителями своего звена, так сказать «по горизонтали». И здесь свои особенности – выстроить отношения со своими коллегами – такими же руководителями - порой даже сложнее, чем с подчиненными. Коллегам-руководителям невозможно просто дать указания, с ними придется взаимодействовать на равных, учитывая общие цели (если речь идет об одной компании) или свои собственные задачи (если мы говорим об общении с руководящим персоналом иной организации).

Уважение, внимание, стремление понять человека, сдержать свои обещания, доброжелательный тон – все это должен содержать стиль общения руководителя.

Желательно придерживаться таких правил:

  1. не вести пустые беседы, говорить всегда по существу и максимально прямо и четко;
  2. привлекать внимание не тоном и эпатажем, а конкретными фактами и цифрами, которые, разумеется, должны относиться теме беседы;
  3. активно предлагать пути решения, варианты ситуации, пути прихода к компромиссу – этим показывается заинтересованность в результате;
  4. сохранять контакты делового партнера, в последующем лучше обращаться к коллеге-руководителю по имени-отчеству.

Читайте также:

Правила общения с руководителем

Как говорится, подчиненных много, а руководитель один. Поэтому завладеть его вниманием можно лишь на непродолжительное время – и в него надо уложиться, чтобы не только донести свою мысль, просьбу, информацию, но и оставить благоприятное впечатление.

О подхалимстве и лести здесь речи нет, мы говорим о том, что правила общения с руководителем помогут вам обрести комфорт в рабочей обстановке, понять, что начальник тоже человек, что с ним можно выстроить конструктивный диалог, при котором обе стороны останутся в выигрыше.

Не важно, по горизонтали или по вертикали вы выстраиваете коммуникацию, не следует также забывать об этике делового общения. Следует всегда спрашивать, есть ли время у собеседника на разговор, во время разговора не отвлекаться на ответы на звонки по мобильному телефону, важно заканчивать любой разговор на положительной ноте, оставлять у собеседника приятный «осадок» от общения.

Правила общения с руководителем – предмет многих книг, статей и даже составляющая часть некоторых тренингов. Поэтому если вы ставите себе задачу овладеть данным искусством – выбор здесь огромен, смотрите, что ближе именно вам.

Разные бывают начальники. Если ваш босс – замечательный человек, справедливый, умный, не лишенный чувства юмора, вам крупно повезло. Но как быть тем, у кого шеф — не подарок? Встречаются начальники глупые, хитрые, злые, раздражительные. А есть и настоящие самодуры, которые решили, что их должность позволяет им унижать человеческое достоинство в какой-то мере зависящих от него людей. Как быть умнее начальника настолько, чтобы не позволить ему сделать вашу жизнь несносной и при этом не потерять работу? Не стоит бояться яростных боссов, которые при каждом удобном случае брызжут слюной и обзывают подчиненных последними словами. Нужно просто уметь с ними общаться, памятуя при этом о своих интересах. Психологи специально для подобных случаев разработали стратегии поведения. Если вы не желаете целовать начальство пониже спины, вам обязательно нужно ознакомиться с этим материалом.

Видео секреты построения отношений с начальником

к оглавлению

Ставим на место разбушевавшегося босса

Самый неприятный случай на работе – стать объектом пренебрежения или унижения. Причины могут быть разными – вы пришли в слишком короткой юбке, случайно опоздали, не поняли задания, которое вам дали. Распространенная ситуация – вы допустили ошибку. И ваш шеф, обнаружив это, сообщает вам в предельно грубой форме, что так поступать вы не должны были, да и вообще из вас как из сотрудника никакого толку. Параллельно припоминаются все прошедшие «грехи». Многие начальники отчитывают подчиненных в довольно оскорбительной манере, часто делают это при свидетелях. В этом они видят возможность лишний раз показать своё превосходство. Такие шефы обожают акцентировать внимание на промахах сотрудника, унижая его как личность.

к оглавлению

Как стать умнее шефа

к оглавлению

Способ первый: потерять работу

Первое, что приходит в голову, — ответить шефу в том же духе, заявить, что вам с ним не по пути и с гордо поднятой головой удалиться из офиса. Красиво, с этим не поспоришь. По дороге на биржу труда вы вдоволь потешите свое самолюбие, вспоминая, как вы ему ВСЁ сказали. Возможен, к сожалению, и менее приятный исход событий. Если выяснения отношений с шефом зайдут слишком далеко, за вас может взяться его охрана, и вы выйдете из офиса не своим ходом, а просто-напросто вылетите. Вместе с вещами, а может и без них. Если же вам нужна работа, этот способ быть умнее начальника вам совершенно не подходит. Да и будете ли вы умнее, если так поступите? Вопрос спорный.

Отвечать начальнику в стиле «сам такой» не стоит. Даже если вы чувствуете в себе силы корректно объяснить, что шеф не имеет права указывать на ваши ошибки, поскольку сам ошибается, сам опаздывает и т. д. Результат, вероятнее всего, будет аналогичен – вы потеряете работу.

к оглавлению

Способ второй: посыпать голову пеплом

Этот способ чуть лучше предыдущего – работу вы не потеряете. Вы должны рвать на себе рубаху, повторяя, что такого промаха больше не допустите, смиренно извиняться, и ваш босс, вероятнее всего, сменит гнев на милость и дарует вам прощение. Одно плохо: подходит такой способ далеко не всем. Вполне возможно, что у вас есть собственное достоинство, в этом случае у вас после подобного инцидента останется чувство, будто о вас вытерли ноги. К тому же, вы расписываетесь в собственной ничтожности, принимая унижения в свой адрес. А если при этом присутствовали другие сотрудники, вы рискуете потерять не только самоуважение, но и уважение коллег, которые в очень скором времени перестанут с вами считаться. Ведь коллектив следует за начальником, как стая следует за вожаком – об этом знали ещё наши древние предки.

к оглавлению

Способ третий: конструктивное решение

Во-первых, не стоит отвечать начальнику сразу. Дайте ему высказаться и выпустить свой пар. После этого он будет способен выслушать вас. Признайте, что совершили ошибку, сожалеете об этом и в следующий раз будете внимательнее. Далее добавьте, что ваш босс говорит с вами в довольно резком тоне, а вы не видите в этом необходимости. И помните, что отношения выяснять лучше конфиденциально.

Не стоит ставить ультиматум типа «да я вообще уволюсь из вашей конторы, если вы ещё раз позволите себе говорить в таком тоне». Как правило, начальники терпеть такого не могут. А написать заявление об уходе вы сможете и без предупреждения. Просто и без раздражения в голосе скажите, что подобный стиль обращения мешает вам сосредоточиться на служебных обязанностях.

Но и в этом случае существует риск увольнения, если вам попался начальник-психопат, который не терпит любых проявлений самоуважения со стороны подчиненных. К таким людям нужен другой подход.

к оглавлению

Не показывать умственное превосходство

Есть такая офисная поговорка: никогда не показывай себя умнее начальника – прослывешь мудрецом. Действительно, умен не тот, кто это демонстрирует на каждом шагу, а тот, кто умеет проявить свой потенциал в нужном месте и в нужное время. А кабинет шефа – это не то место, где следует показывать свое превосходство.

Большинство людей недолюбливают тех, кто умнее. Ситуация усугубляется, если первый – начальник, а второй – рядовой сотрудник. Если вы будете выставлять напоказ свои глубокие познания, прослывете выскочкой. А это сильно помешает вам двигаться по служебной лестнице. Безусловно, встречаются и очень умные руководители, которые поощряют рост профессионализма своих сотрудников и ценят их знания и умения. Если у вас именно такой начальник, вам повезло, но тогда бы вы не заинтересовались этим вопросом и не оказались бы на этой странице.

к оглавлению

Как правильно общаться с шефом


Елена Каспиркевич

» Плохие боссы-2

Общение с «трудным» руководителем
(Методы противостояния начальникам-самодурам)

Знание разных типов «трудных» руководителей, умение определить их и обращаться с ними может помочь вам построить более здоровые и продуктивные отношения со своими непосредственными шефами. Ниже описываются разновидности «трудных боссов», а также некоторые рекомендации по правильному построению стратегии поведения их подчиненных.

Прежде всего, «трудные» руководители имеют несколько общих характерных черт. Во-первых: даже если у вас персонально не сложились отношения с начальником, это еще не означает, что ваш босс из категории «трудных». Возможно, вы просто не сошлись характерами. В том, что «шеф - мудак» должны быть свято убеждены не только вы, но и большинство подчиненных ему сотрудников. Во-вторых: такие боссы очень постоянны в своем «трудном» поведении. Они имеют жестко фиксированный стиль — это их оригинальный «набор закидонов», уникальные отличительная черты, которые они используют, чтобы контролировать других. Такие шефы буквально зациклены на своем стиле поведения. Поэтому их подчиненные заранее знают, что они собираются сделать - еще до того, как они это сделают. В-третьих: общение с такими руководителями отнимает много сил и нервов у их сотрудников. В-четвертых: энергия, затрачиваемая служащими при контакте с ними, обычно не соответствует важности проблемы, которая рассматривается. И, наконец, любой из этих боссов может быть как мужчиной, так и женщиной.

Типы «трудных» руководителей .

1. «Мафиози» («бык») - классический персонаж анекдотов и бандитских телесериалов. На вид похож на боксера, борца или уголовника. Бритая голова или короткая стрижка, «бычья шея», «златая цепь на дубе том...» Образованием не замучен - ПТУ или техникум. Любит простые виды бизнеса, не требующие большого количества мозговых извилин (рынок, автозаправка, автосервис, автостоянка). Специфическая примитивная речь с большим количеством слов, не переводимых на иностранные языки. Много выпивает (дорогой коньяк, виски, водка), курит, иногда употребляет наркотики. Ездит на «джипе», живет в особняке или коттедже, любит азартные игры. Любит «расслабляться» на отдыхе за границей или «с девочками» в дорогом ночном клубе. Любит громко говорить по сотовому телефону на пляже: «Ну, у меня там все схвачено, имею три фирмы, посадил молодых парней с дипломами директорами, налоговая куплена...». Обычно необязательный в переговорах и деловых контактах, обманывает, когда уверен в «крыше». В работе с персоналом царит полный «беспредел» и низкая оплата труда. Разделяет людей на тех, кто сильнее и слабее его. Побаивается первых и презирает вторых. Пренебрежение ко всем, кто слабее его, кто соглашается с ним и уступает ему - характерная черта такой личности. Часто испытывает желание публично унижать, подавлять своих подчиненных. Ощущает тем большую злобу и стремление унизить, чем более беспомощной и слабой выглядит жертва.

2. «Новый русский» - в последние годы он сильно потеснил предыдущий тип начальников. Чаще всего молодой, около 30 лет, образованный, очень богатый. Происхождение состояния не афишируется, чаще всего финансовые махинации с банком или использование бюджетных средств. Высшее образование - экономическое, юридическое, иногда техническое. Глубокими душевными терзаниями не страдает. Никаких проблем с общественной моралью или корпоративной этикой. Готов «шагать по трупам» не задумываясь. Глубоко презирает всех, кто стоит ниже его на социальной лестнице, но внешне соблюдает рамки приличия. Интроверт (закрытая личность), в общении с подчиненными обычно не проявляет эмоций. Смотрит в разговоре в сторону или сквозь человека. Если тема или собеседники ему не интересны, то готов через 3-5 минут завершить разговор («жесткий стиль»). Одет всегда хорошо, поддерживает великолепную физическую форму, алкоголь не употребляет или в малом количестве, интерес к женщинам (мужчинам) - умеренный. Предпочитает нанимать в организацию высококвалифицированный персонал (юрист, бухгалтер, менеджер). Оплачивает труд очень хорошо, но в случае «проколов» - выгоняет не задумываясь.

3. «Авторитет» - властный, сильный руководитель авторитарного стиля, не терпит возражений. Это образ «красного директора», традиционного советского руководителя: строгого, солидного, опытного, ответственного и знающего «реальную экономику страны». Его становление как руководителя было связанно с партийно-хозяйственной работой. Поэтому привык к чинопочитанию и иерархичности. Подчиненные, которые не хотят смотреть на него «снизу-вверх» вызывают агрессивную реакцию, поскольку ломают его представления о должном. Живет по пословице «начальник всегда прав». Может быстро уволить непокорного, даже своего ближайшего помощника. Вообще он неохотно подпускает к себе на близкое расстояние людей, не входящих в его ближнее окружение.

Внешне кажется человеком простоватым и даже мужиковатым, не склонным к рефлексии. Но это не всегда так. Выпивает много, любит хорошо поесть и общество женщин после работы. Обладает незаурядной волей и мощной энергетикой. Потребность во власти и контроле над людьми развита чрезвычайно сильно. Обращаться к нижестоящим на «ты» (старая привычка советских и партийных руководителей) От подчиненных ждет не столько одобрения и восхищения своей персоной, сколько беспрекословного выполнения приказов

В общении с подчиненными он жесток, но открыт и готов прислушаться к аргументам, высказанным в надлежащей форме. Быстро принимает решения, не всегда обоснованные и справедливые, «рубит с плеча». В современном бизнесе осваивается плохо - это исчезающий тип руководителя. Рано или поздно проигрывает в конкуренции «новым русским». С его уходом с предприятия заканчивается целая эпоха, и это всегда болезненно, но о нем вспоминают в коллективе как о хорошем «красном директоре».

4. «Наполеон» - обычно (но не всегда) маленького роста, невзрачная внешность, куча комплексов. Уровень интеллекта чаще всего средний («звезд с неба не хватает»). Стремиться к власти для залечивания своих психологических травм. С детства ощущал свою неполноценность: девушки не обращали внимания, ребята колотили, взрослые унижали, приходилось постоянно догонять «счастливчиков». Со временем стремление преодолеть свои недостатки приобрело характер гиперкомпенсации, побуждая его развиваться, совершенствовать себя. Брал усердием, старанием и трудолюбием («задницей»). Очень тщеславный, с трудом пробился в начальники. Больше всего на свете боится потерять должность и статус. Дисциплинирован, подтянут, организатор по натуре, интроверт. Поведение в коллективе - «из грязи - в князи». Любит себя и свои заслуги. Злопамятен до конца жизни, обидчив, шуток и критики не прощает, предпочитает лесть, обожает, когда хвалят его заслуги, кабинет, труды и достижения.

5. «Важная птица» или «надуватель щек» - достаточно распространенный тип руководителя среднего звена, недавно выбившегося в начальники. Любит разыгрывать из себя «птицу высокого полета». Напускает на себя загадочный вид, давая понять окружающим и подчиненным, что он многое знает и может, что у него есть «рука везде» (мэр, губернатор, сам президент). На самом деле этот руководитель попал в начальники исключительно по воле случая. Способности посредственные: интуитивный тип личности, низкий или средний уровень интеллекта, плохая память и аналитические способности, высокомерен. Ориентирован на личные и семейные потребности, никогда себя не забывает, однако по крупному не ворует, больших взяток не берет - боится навсегда лишиться должности. В трудовом коллективе предпочитает слабых подчиненных, конфликты, «наговоры» и лесть. Такого героя прекрасно сыграл Игорь Ильинский в фильме «Волга-Волга».

6. «Организатор» («Энтузиаст») . Постоянно в движении, чрезвычайно общителен (холерик), предпочитает быстро решать оперативные задачи в ущерб стратегическим, его отличает высокий уровень интеллекта. Чаще бывает круглолицый, лысоватый, полноватый. Внешний образ доброжелательного, живого, увлеченного собеседника, Может быстро организовать выполнение любого дела и мобилизовать трудовой коллектив на достижение цели. Однако способен довести подчиненных до тихого сумасшествия своими идиотскими начинаниями и «ценными» инициативами. Поэтому из «организатора» редко выходят первые руководители - чаще всего он добирается до главного инженера, заместителя по экономике или персоналу. Кабинет и рабочий стол вечно завалены бумагами, документами, газетами, секретарю не доверяет их разбирать, ориентируется благодаря отличной памяти и «хватке общественника».

7. «Хитрый лис» - внешне всегда улыбающийся, приятный человек. Получил хорошее образование, всесторонне развитая личность, обязательно имеет хобби (рисует, сочиняет стихи, нумизмат, музицирует), творческий тип личности, холерик или флегматик, ориентирован на окружающую действительность, быстро реагирует на изменение среды, обычно не имеет проблем с моралью, уходит от конфликтов. Имеет твердый авторитет важного человека у высшего руководителя, к нему приходят за советом. Из таких руководителей выходят главные специалисты (гл. бухгалтер, гл. юрисконсульт, гл. технолог, помощник по персоналу). В оперативной работе с ним важно документально фиксировать ход переговоров, визировать документы (он этого не любит), составлять протоколы совещаний и достигать согласия. Без этого он может отказаться от договоренности. В коллективе предпочитает тишину и мелкие конфликты, не любит авторитарность, но вынужден подчинятся вышестоящему начальнику.

8. «Серый кардинал» - очень сильная личность в коллективе, предпочитает находиться «в тени» и на вторых ролях при молодом или старом руководителе, обычно в возрасте за 50 лет и старше, перенес тяжелую болезнь, которая всегда в нем. Имеет блестящее образование, очень высокий интеллект, обладает отличной памятью и огромным производственным или кадровым опытом. Внешне аскетического вида, худой, мрачный, интроверт, из его лица ничего нельзя прочесть, вдовец или несчастлив в семейной жизни. Подарки и взятки не берет, решения сам не принимает, любит готовить решения и проводить их в жизнь через высшее руководство («Ваша идея»), хороший дипломат, причем соблюдает интересы предприятия или организации. Исторические образы: кардинал Ришелье и член Политбюро ЦК КПСС М. А. Суслов.

9. «Задира» громогласен, стоек, тверд, грозен, агрессивен, и о нем поговаривают, что он имеет влиятельных друзей в высоких инстанциях (часто «задира» делает это сам). «Задиры» имеют сильное желание контролировать других; для них жизнь - это непрекращающаяся борьба за власть.

«Задиры» боятся двух вещей: собственного несовершенства и любой формы близости. Когда вы имеете дело с руководителем этого типа, стойте прямо, смотрите и говорите открыто, называйте его по имени, чтобы привлечь его внимание, но не принимая «боевой стойки», и попытайтесь решить с ним интересующую вас проблему. Старайтесь контролировать собственный страх, так как страх только подстрекает («заводит») руководителя этого типа. Не показывайте своего волнения и дайте «задире» время излить гнев.

Когда наступательный порыв «задиры» начинает ослабевать, ваша очередь взять инициативу. Избегайте «любого столкновения». Будьте дружелюбны, но тверды. Улыбайтесь, если это кажется уместным, но не будьте напуганы. Сосредоточьтесь на проблеме и ваших нуждах. Если вы проявите уважение, а не страх, «задира» будет искать другую «жертву».

10. «Медведь» обычно дружелюбен, мил и доброжелателен. Однако такие руководители имеют два главных недостатка: любой ценой откладывают решения и обходятся утверждениями общего характера, избегая быть конкретными. Медлительные менеджеры фактически являются жертвами взыскательного, педантичного воспитания; они откладывают выполнение задач, чтобы избежать беды, «ходят вокруг да около», избегая быть откровенными и боясь задеть чьи-либо чувства.

Медлительные руководители боятся сделать ошибку, которая может обнаружить их профессиональную непригодность и промахи. Если ваш руководитель медлительный, попытайтесь обнаружить это в ситуации «скрытый барьер». Будьте уверены, дайте ему понять, что немудрено ошибиться, когда чему-то учишься. Спросите, что он имеет в виду, когда использует неопределенные или двусмысленные слова, и договоритесь о точных и реальных сроках выполнения работы. Будьте гибкими, но ориентируйтесь на факты. Используйте позитивные приемы и избегайте нажимов: медлительный руководитель и так достаточно неуверен. Попытайтесь решить проблемы с помощью расположенных в ряд альтернатив. Окажите руководителю поддержку после того, как он принял решение. Когда он принимает решение, увеличьте вашу бдительность; принимая от него поручения и распоряжения, не торопите события.

11. «Боец» (для женщин «амазонка»). «Боец» - это «ходячая бомба» с часовым механизмом. Его (или ее) гнев лежит не на поверхности. «Боец» взрывается неожиданно: много кричит, атакует и выплескивает свой сарказм. Ему нравится «стрелять» без разбора, быстро и часто. Когда его вспышка раздражения оканчивается, он обратно «вползает» в свое угрюмое молчание. Для «бойца» восстановление справедливости (реальной или воображаемой) является целью, отмщение - орудием.

«Боец» боится своего собственного гнева и проявления своих эмоций, а также неискренности в любой форме. Когда вы обращаетесь к руководителю такого типа, пытайтесь противостоять ему конструктивно. Вы даже можете сказать ему, как это трудно иметь дело с его «заводящимся с полуоборота» гневом. Попросите личной встречи с ним; не допускайте отклонений или срывов. Затем покажите ваши серьезные намерения, сосредоточившись на вопросе; попытайтесь направить его энергию в русло решения проблемы. Сделайте это вызовом для него: ведь ему нравятся вызовы.

12. «Льстец» постоянно улыбается, дружелюбен, угодлив, с чувством юмора. «Льстецы» говорят людям то, что те хотят слышать; попытка «припереть их к стенке» столь же безрезультатна, как и попытка собрать ртуть вилкой. «Льстецы» больше верят в форму и влияние, чем в сущность и компетентность. Необходимость в одобрении делает их специалистами по уловкам.

«Льстец» боится прямого разговора и прямого действия, что иногда приводит к порождению врагов. Он нуждается в одобрении - так дайте его ему, смейтесь над его шутками и наслаждайтесь его рассказами. Но не позволяйте ему брать нереальные обязательства. Поддерживайте его ответственность и требуйте фактов: фамилии, место действия, конкретная задача и подтверждение истинности. Дайте ему понять, что честность - это самая лучшая политика.

13. «Всезнайка» знает много, но его проблема в том, что он действует так, как будто знает все. Он (или она) очень нетерпелив, что проявляется в неспособности слушать. Если «всезнайка» сталкивается с отрицательными явлениями, он критикует то, чего сам не знает, обвиняет других, поскольку сам мало нуждается в подсказке и не любит работать в группах. «Всезнайка» думает, что его личный разум и знания - единственный способ оценки выполнения работы другими людьми.

«Всезнайка» боится не угодить другим, боится резкого падения собственных стандартов совершенства. Не воюйте со «всезнайкой», не обвиняйте его и избегайте конфронтации с ним; не пытайтесь быть «противоэкспертом» (возражать ему в том, в чем он считает себя знатоком). Наоборот, подводите его к решению проблемы. Спрашивайте у «всезнайки», слушайте его и выражайте ему признательность; затем установите обратную связь и предложите альтернативы.

14. «Лентяй» (разгильдяй). Личные привычки (склонности) «лентяя» могут раздражать и даже вызывать отвращение; беспорядок и хаос проявляются как в его (или ее) работе, так и в личной жизни. «Лентяи» не могут ориентироваться в порядке вещей и определять приоритеты задач; их одежда постоянно смята, испачкана или порвана. Они могут слишком много есть, курить, распространять запах алкоголя или оставлять половину обеда на собственных усах.

«Лентяй» не хочет признавать, что он должен нести ответственность за свои действия, проявляя ребячество и безалаберность. Если вы работаете с «лентяем», поддержите его, когда он случайно проявит аккуратность в своем поведении, и помогите ему достичь большего порядка в его личной и профессиональной жизни. Покажите на собственном примере, что если вы будете вести себя так же, как он, то дело остановится. Постарайтесь привить минимальные знания НОТ руководителя. «Лентяю» требуется трудолюбивый и четкий секретарь, который может закрыть проблемы.

15. «Ненормальный» («Озабоченный»). Такой руководитель проявляет аномальное (отклоняющееся от нормы) поведение. Ненормальность сказывается или в сексуальных домогательствах, или в частых прогулах, или в постоянной лжи. «Ненормальные» руководители пытаются отделаться от ответственности и надеяться, что люди будут «покрывать» их. Они слишком встревожены, малоэффективны, и трудно понять, эти возбуждение и неуемные прихоти являются причиной или следствием их собственных проблем. Его поведение быстро проявляется в служебных командировках, т.к. он чаще напивается, грубит, пристает к женщинам, скандалит.

«Ненормальный» руководитель боится ответственности и, возможно, даже при достижении успеха ведет себя неадекватно. Его аномальности желательно тщательно задокументировать, чтобы предоставить «надежное свидетельство» для одержания победы в случае, если он попытается лгать, чтобы защитить себя. Некоторым служащим следует иметь собственные досье по аномальным действиям руководителя; такие документы могут обеспечить убедительное доказательство своей правоты в случае конфронтации.

Технология обращения с «трудным» руководителем

Имея дело с «трудным» руководителем, вы можете выбрать несколько приемлемых вариантов. Наиболее эффективная стратегия определяется в зависимости от типа «трудного» руководителя, которого вы имеете, и ваших собственных специфических особенностей личности и искусства управления. Ниже приведены варианты поведения, из которых вы можете выбирать оптимальные.

Ничего не делайте. Просто продолжайте делать то, что вы делали все время. Конечно, это уже привело к существующему положению и не обещает ничего хорошего. Но если ваша боязнь попытать счастья больше, чем степень вашей неудовлетворенности, может быть, самое лучшее - позволить событиям развиваться своим чередом, ибо любой другой курс может просто «подлить масла в огонь».

Переоцените своего руководителя. Отдельные руководители в действительности не являются «трудными». Некоторые служащие думают, что они имеют «трудных» руководителей, в действительности у них просто различные представления об их ролях, целях или ценностях. А может оказаться, что дело в противоречии (несовместимости) индивидуальностей - таких, например, как экстраверт (человек, интересующийся только внешними предметами) и интроверт (человек, сосредоточенный на своих переживаниях); или проблема в противоречивых перспективах - таких, как детально-ориентированная и противоположная ей перспектива «всей картины». Значение этих различий зависит от того, как вы смотрите на них и как используете их; комбинация людей с перспективой видения «всей картины» и детальной перспективой может дать отличную команду, но может и вести к конфронтации. Пересмотрите, переоцените своего руководителя.

Усовершенствуйте свой стиль. Иногда самый лучший подход - забыть о стремлении изменить руководителя и усовершенствовать собственное поведение. Конечно, у вас должно быть желание измениться, в противном случае попытка будет неудачной. Если вы решили измениться, попытайтесь сделать только одно или два осознанных и важных изменения в вашем подходе к работе. Измените то, что непосредственно препятствует эффективности ваших отношений с боссом.

Поговорите с вашим руководителем. Прежде всего вам нужно оценить, насколько хорошей кандидатурой для диалога «один на один» является ваш руководитель. Некоторые руководители просто не практикуют этот вид межличностного общения, и в таком случае вам лучше отказаться от этой попытки. Способен ли ваш руководитель воспринимать критику? Является ли он (или она) заботливым человеком? Может ли он (или она) слушать? Если ваш руководитель является хорошим кандидатом для диалога, то попросите его о встрече, тщательно к ней подготовьтесь; задавайте имеющие смысл вопросы и понаблюдайте за его реакциями; при этом используйте обратную связь, выражая свое одобрение в тех случаях, когда сочтете необходимым. Помните, что большинство руководителей жаждут подлинной внимательной обратной связи, чтобы облегчить бремя, которое создает их трудное поведение. Если ваш «трудный» руководитель имеет своего «трудного» руководителя, тогда ваш босс может нуждаться в этой поддержке еще больше, чем вы сами. Дайте ему добрый пример.

«Поговорите анонимно» . Если вы боитесь сказать руководителю о том, что Вы думаете, прямо, можете попробовать довести до него свои мысли с помощью тактичного, внимательного, но все же честного письма. Сообщение об учреждении приза «трудный руководитель месяца», вывешенное на доске объявлений, может произвести некоторый эффект, но не пытайтесь применить этот подход в маленькой фирме! Иногда анонимное сообщение является единственной приемлемой возможностью привлечь внимание. Однако не попадитесь с поличным.

Выберите перевод (по службе). Если вам нравится ваша организация, но не нравится руководитель, получение перевода может быть для вас наилучшей альтернативой. Подберите тип руководителя, которого вы хотели бы иметь, и решите, какого типа работу вы хотели бы делать для него. Составьте список нескольких руководителей, с которыми вы хотели бы работать, и прямо или косвенно «забросьте удочку» наилучшему кандидату. Ваш нынешний менеджер должен знать о том, что вы предпринимаете, только в том случае, если вы уверены, что сможете успешно завершить попытку перевода.

Подойдите к вышестоящему руководителю. Эта стратегия рискованна, но она может быть эффективной. Помните, что существует большая вероятность того, что «большой босс» может встать на сторону вашего босса. Как известно, ворон ворону глаз не выклюет. Попытайтесь определить, насколько они близки, и берегитесь, если ваш руководитель принадлежит к его (или ее) клану. Если Вы действительно выбрали этот подход, непременно приготовьте твердые доводы. Будьте объективны и полезны, но не «продавайте» своего руководителя.

Сумейте совладать с «трудным» руководителем . Если ни одна из перечисленных стратегий Вас не привлекает, может быть только один выход - Вы должны суметь «укротить» своего руководителя! Если вы пойдете навстречу некоторым его (ее) нуждам, он (или она) обычно будет стараться не потерять вас. Но что бы вы ни делали, не приносите в жертву собственные ценности - это не стоит потери вашего уважения к себе. Посмотрите на людей, которые ладят с этим руководителем, и научитесь тому, как они это делают. Например, они берут на себя обязанности, с которыми руководитель не любит иметь дело, или не требуют его санкции, когда она не обязательна, или молчат, когда руководитель негодует.

Смените организацию. Перемена обстановки часто может творить чудеса. Но нет никакой гарантии, что руководитель в другой организации будет лучше, чем ваш нынешний. Однако, если вы в маленькой организации связаны с плохим для вас руководителем, возможно, уже пора оглядеться и подумать о смене места работы. Очень тщательно оцените подобранную вами новую организацию и нового руководителя прежде, чем оставите нынешнее место работы.

В разделе использованы материалы книги Г.В. Щекина «Как эффективно управлять людьми. Психология кадрового менеджмента» - Киев.: 1996. - С. 334-346.

В разделе использованы материалы книги А.П. Егоршина «Управление персоналом». - Новгород, 2001. - С. 400-410.

В продолжение темы:

Кому не хочется, чтобы отношения на работе были добрыми и обоюдоприятными не только с коллегами, но, может быть, в первую очередь, с начальством. Иначе никакая работа не будет в радость, да и о продвижении по карьерной лестнице можно забыть.

И очень часто в не сложившихся отношениях с начальником виноваты мы сами: где-то не сдержались и проявили ненужные эмоции, где-то сказали лишнее... Так какие ошибки в отношения с начальником недопустимы, если вы дорожите своей работой и мечтаете о повышении?

Прежде всего, запомните сразу и навсегда – в разговоре с начальником никогда не повышайте голос! Даже, если он сам кричит, и при этом совершенно неправ, даже, если ваше терпение на исходе – не кричите. Чтобы случайно не сорваться в остром разговоре, сосредоточьтесь на своем состоянии, глубоко вдохните и начните про себя считать до десяти или до скольки понадобиться, чтобы полностью себя контролировать. Терпеливо подождите, пока начальник успокоится и лучше не спорьте, иначе во власти эмоций вы обязательно скажете то о чем впоследствии будете жалеть. Эмоции проходят, а слова остаются в памяти.

Если вы хороший специалист, имеете богатый опыт работы, то, понятно, что у вас имеется собственное мнение по различным обсуждаемым производственным вопросам. И вполне возможно, что оно может не совпадать с мнением начальника. Это нормально, тем более, что и начальники могут ошибаться. Если вы увидели такую ошибку, не бойтесь сказать об этом, но запомните – делать это нужно только с глазу на глаз, в присутствии других коллег или посторонних людей указывать руководителю на недостатки, ошибки или недочеты недопустимо.

Кроме того, высказывая свое мнение или позицию по тому или иному вопросу, вы не должны ограничиваться только констатацией факта – ваше мнение должно быть аргументированно. Если вам не хватает аргументов, лучше промолчите и доработайте вопрос, и только потом выскажите свое мнение.

Не занимайтесь интригами, не обсуждайте решения и указания начальства со своими коллегами. Даже, если вам кажется, что какое-либо задание или указание нецелесообразно или ошибочно, то обсудите его, в первую очередь, с начальником, аргументируя свою позицию. Но, в случае несогласия вы должны выполнить распоряжение, не проявляя неудовольствие и, тем более, не комментируя это во всеуслышание.

Случается и так, что многие работники по возможности старательно избегают контактов с начальством. Даже, если им непонятно задание, или возникают текущие вопросы, они стесняются подойти за разъяснениями, опасаясь, что их сочтут некомпетентными или непонятливыми. Это принципиальная ошибка! Обязательно спрашивайте все, что вам непонятно или нужно для дела, иначе, если вы выполните задание, но представите начальнику неправильный вариант, в вашем профессионализме он усомнится еще больше.

И будьте всегда внимательны: наблюдайте за своим руководителем, старайтесь понять, что он за человек, как относится к другим сотрудникам. Такое наблюдение даст вам возможность лучше понять то. как ваш начальник формирует свои отношения с людьми в принципе, что немаловажно для понимания, как вам себя вести.

Есть ситуации, когда человек искренне любит свою работу, но совершенно устает от постоянных упреков своего начальника. А ужиться с ним сложно, особенно если начальник - самодур. Если постоянно придираться к каждой мелочи, любого человека это рано или поздно выведет, и тогда ему уже точно не захочется утром идти на работу. И чтобы не допустить очередной встречи с обидчиком, единственное желание - не выходить из дома, забившись в дальний угол.

И тут есть лишь два пути. Самый простой - сменить работу, более сложный - все-таки разумно подойти к вопросу и постараться наладить отношения с вышестоящим руководством.

Общая информация

По мнению примерно половины работников нашей страны, начальство - самодуры. По крайней мере, об этом говорят социологические опросы. И вопрос о том, как быть в такой ситуации, нужно ли соблюдать субординацию, волнует многих. Ведь очень часто людям нравится своя работа и зарплата, а иногда просто нет выбора, ибо других подобных должностей и условий нет в регионе. Убрать с должности начальника - мечта многих, но к сожалению, осуществить ее практически невозможно. В связи с этим необходимо искать методы, как уживаться с таким начальством, и научится терпеть его характер.

Варианты

Множество психологов сходятся на этот счет в одном: существует несколько вариантов, как ужиться с таким человеком. Первый - это выработать в себе терпение. Человек должен смиренно, не принимая близко к сердцу, выслушивать все необоснованные и часто унизительные придирки в свою сторону. Несмотря на то что этот вариант кажется очень странным и подходить он может лишь очень терпеливой личности, большинство работников в нашей стране именно так себя и ведут. И может, все было бы хорошо, ведь соблюдать субординацию - это правильно. Но с точки зрения психологии подобное развитие событий может значительно отразиться на здоровье сотрудника. Стресс будет накапливаться, а психологическое и физическое здоровье приходить в упадок.

В связи с этим психологи рекомендуют не просто терпеть, но и заботиться о своем здоровье. Важно проводить психологическую и эмоциональную разгрузку. Не стоит снимать стресс алкоголем. Но если у сотрудника нет сил терпеть и покорность явно не его конек, то лучше найти другой способ.

Если начальник постоянно орет, значит, он не уверен в себе и боится показаться смешным в глазах других. Поэтому стоит учитывать, что подобные люди очень боятся огласки своей некомпетентности. Разобраться и понять, какие именно комплексы и травмы провоцируют его защищаться от мира - значит найти оружие, которое безотказно подействует на этого человека. Есть даже шанс, что он сам уйдет с занимаемой должности. Но этот способ очень опасен, ведь любая ошибка - клевета, а она наказуема законом. Но лучше всего не прибегать к кардинальным мерам и решить, как общаться с начальником без обид и проблем для обеих сторон.

Выбор действий

Естественно, если каждую секунду к сотруднику придирается его начальство по всевозможным мелочам, самый легкий способ - начать поиск нового места трудоустройства. Этот метод идеально подойдет людям, в чьем характере нет склонности бороться за свои права, и тем, кто привык искать легкие решения проблем.

По теории вероятности, начальник-самодур останется в прошлом, а новое руководство будет значительно благосклоннее. Но если же это не так, то есть смысл выстроить грамотную стратегию действий. Первым делом нужно понять, по какому поводу он кричит чаще всего, а также определить, какие его придирки имеют почву, а какие нет. Проводя анализ, не стоит односторонне смотреть на вопрос, есть вероятность, что руководитель вполне оправданно возмущается по поводу некачественного выполнения сотрудником его прямых обязательств.

Начальник-истеричка

Чтобы наладить отношения с руководством, в первую очередь нужно понять, к какому типу личности относится его характер. По статистике, истерики случаются в 99% ситуаций у женщин. Если они находятся в состоянии перманентного напряжения, очень вероятно, что сорвут злость на подчиненных, сохранив при этом приветливость с вышестоящим руководством и незнакомцами. Если это истерия, то стоит действовать по типу бронепоезда. Не реагируйте, Все ответы должны быть контролированными, без повышения голоса и проявления взаимных эмоций. Если придирки нелепы, стоит аргументировать свое мнение.

А в ситуации, когда начальство пытается обвинить подчиненных в собственных ошибках, лучше всего наглядно показать ему, кто виновен на самом деле. Также можно заручиться поддержкой коллег или руководства свыше. В данной ситуации это не стоит воспринимать как предательство или ябедничество, ведь действия со стороны постоянно унижаемого сотрудника будут вполне оправданы.

Как найти общий язык

В отличие от истеричек, начальник-самодур агрессивен по отношению ко всем без разбора. Такие люди неоспоримо уверены в собственном превосходстве над всеми остальными. В основном это мужчины, продвинувшиеся по карьерной лестнице достаточно быстро. Их основное убеждение - вокруг одни идиоты, и общаться с ними хуже, чем пытки.

Если человеку приходится общаться с самодуром, то изначально необходимо вести себя правильно. Нужно показать, что у подчиненного достаточно гордости, и вариант, что он станет полностью отсутствует. Конечно, задача кажется сложной, но если ее выполнить, то есть большая вероятность, что в будущем уже не придется сталкиваться с придирками. Кроме того, человек должен внушить себе мысль, что он ничуть не хуже своего начальника-самодура. Также психологи рекомендуют задействовать фантазию, например, представить начальника в розовой пушистой кофте или с мусорным ведром на голове. Это позволит сознанию не воспринимать всерьез его удары по самооценке.

Если начальник производства постоянно придирается

Просто придирающееся руководство на первый взгляд выглядит более безобидно, чем истеричный тип или самодуры. Но дело в том, что постоянными замечаниями можно вывести даже самого спокойного и уравновешенного человека. Придирающееся начальство будет тщательно контролировать каждый шаг своих подчиненных, отчитывая их даже за полуминутное опоздание.

Часто такие люди контролируют также время обеда и звонят в выходной день, не имея на это веских оснований или серьезных поводов. Также есть шанс, что он будет искать недочеты в работе, которая выполнена идеально. И вместо заслуженной премии сотрудник получит выговор.

Как воспитать начальника

Не стоит раболепствовать перед придирой и истеричным начальником производства. Стоит уточнить, какие именно нюансы не устраивают руководителя, вызвать его на диалог, где он должен не только объяснить, в чем он видит недочеты, но и предложить пути решения возникшей проблемы.

А касательно звонков в выходные дни, то можно просто не поднимать трубку. Это время отдыха, и у начальства нет прав обвинять вас в том, что вы не были на связи. Стоит также серьезней отнестись к рабочему графику, не допускать опозданий или затягиваний обеденного времени. Это приведет к тому, что начальнику просто надоест искать поводы обвинить вас, и он переключится на другого сотрудника.

Вывод

Приручение начальства - дело нелегкое, но это на самом деле не выход из положения. Если начальник - самодур, что делать с этим - известно. Нужно просто наладить взаимоотношения между вами. Не стоит пресмыкаться или прогибаться под надоедливое руководство. Наоборот, для таких людей важны те сотрудники, что проявляют достоинство и могут доказать свою ценность. Если отгородиться от постоянных придирок, можно спокойно работать.

А вот глобально перевоспитывать этого человека - задача для его родных. Во время налаживания отношений очень важно дать понять человеку, что вы не только готовы, но и хотите сотрудничать с ним. Именно ваше стремление уладить конфликт позволит продолжить трудовую деятельность без проблем. Распознав психотип начальника и решив эту ситуацию, можно сделать свою жизнь лучше и избавится от обид и проблем на работе.



Рассказать друзьям